УДК 366.544
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ РАЗМЕЩЕНИИ НЕСТАЦИОНАРНЫХ ТОРГОВЫХ ОБЪЕКТОВ
© 2011 И В. Май, Э.В. Маклакова
Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения, г. Пермь
Поступила в редакцию 04.10.2011
Проанализированы ограничения, предъявляемые к местам размещения нестационарных торговых объектов (НТО) в границах города. Обозначена необходимость нормативного закрепления на региональном уровне перечня зон ограничения, которым следует руководствоваться при разработке схемы размещения торговых объектов. Размещение НТО в соответствии с научно обоснованной схемой, разработанной на основании нормативно-правовых запретов и ограничений, обеспечит условия для соблюдения прав потребителей, сохранения их здоровья и устойчивого развития территории поселений.
Ключевые слова: размещение нестационарных торговых объектов, зоны ограничения, защита прав потребителей
В настоящее время в Российской Федерации нестационарные торговые объекты (НТО) составляют серьезную конкуренцию стационарным объектам торговли: НТО обеспечивают шаговую доступность товаров и услуг для населения и позволяют товаропроизводителям выгоднее реализовывать свою продукцию. По данным Управления по развитию потребительского рынка администрации г. Перми на 01.01.2011 г. на территории Перми - города с почти миллионным населением - насчитывается 1808 НТО, что составляет 23% от всей структуры потребительского рынка города. Основную часть НТО составляют киоски (671 объект), на втором месте павильоны (350 объектов), на третьем - автоприцепы (190 объектов). Правовое регулирование размещения НТО на федеральном уровне осуществляется Земельным кодексом РФ, Градостроительным кодексом РФ, Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об утверждении правил установления нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов», Постановление Правительства РФ от 29 сентября 2010 г. № 772 «Об утверждении правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов»
Май Ирина Владиславовна, доктор биологических наук, профессор, заместитель директора по науке. E-mail: may@fcrisk.ru
Маклакова Элла Викторовна, младший научный сотрудник лаборатории методов комплексного санитарно-гигиенического анализа и экспертиз. E-mail: makella@fcrisk.ru
[1, 2, 4, 6, 7]. Вместе с тем в ряде случаев НТО размещаются на земельных участках, предоставленных органами местного самоуправления, без учета требований, накладываемых в связи с установлением зон ограничения для источников опасности (промышленные предприятия, автомобильные дороги, железные дороги, линии электропередач) и объектов, нуждающихся в особой охране (источники водоснабжения, водные объекты, особо охраняемые природные территории). Несоблюдение ограничений и запретов, возникающих в связи с установлением соответствующих зон при размещении НТО, нарушает права потребителей и ставит под угрозу их здоровье.
Постановлением Правительства Пермского края от 11.08.2010 N 483-п «Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов» установлены правила включения НТО в схему размещения НТО [9], однако они больше направлены не на реализацию, обеспечение и защиту прав потребителей, а на сокращение торговых объектов, что противоречит федеральному законодательству, направленному на развитие мелкой розницы. В связи с этим часть пунктов Постановления (2.2.1, 2.2.2, 2.2.3, 2.2.8.2.) признаны Пермским краевым судом противоречащими закону «О конкуренции» и закону «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» [14]. В пункте 2.2.1 Постановления пояснялось, что «нестационарные торговые объекты размещаются для восполнения недостатка стационарных торговых объектов, в случае если не достигнут норматив минимальной обеспеченности населения магазинами». Пункт 2.2.2. Постановления не разрешал размещать киоски на расстоянии менее 250 м от магазинов, торгующих аналогичными товарами, а пункт 2.2.3 запрещал устанавливать ларьки ближе 50
1902
Мониторинг и здоровье населения
метров к магазинам. В целях защиты прав потребителей целесообразным представляется внесение в региональный нормативный акт всех видов ограничений, которые должны учитываться при размещении НТО.
К числу ограничений относятся требования, предъявляемые к использованию:
- полос отвода и придорожным полос автомобильных дорог, где в соответствии с п. 3 ст. 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» запрещается размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса [3];
- санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, где согласно п. 5.2 Сан-ПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» не допускается размещать НТО пищевых продуктов [12];
- зон охраны объектов культурного наследия. В соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 15.06.2007 N 119-п «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия города Перми, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон» в зонах скверов, парков, садов, бульваров городского исторического центра запрещается размещение павильонов, палаток и других объектов торговли и питания без согласования с природоохранными организациями и государственным органом охраны памятников истории и культуры [8];
- охранных зон объектов электросетевого хозяйства. В соответствии с п. 9 Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» для охранных зонах объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт установлен запрет на размещение торговых точек [5];
- охранных зон особо охраняемых природных территорий. Например, в рекреационной зоне особо охраняемой природной территории местного значения «Мотовилихинский пруд» запрещается размещение нестационарных объектов торгового, культурно-бытового назначения и общественного питания на газонах ООПТ [10];
- территорий, прилегающих к контейнерным площадкам. В соответствии с п. 2.7 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых
продуктов» организации торговли разрешается располагать на расстоянии не менее 25 м от площадок для сбора мусора и пищевых отходов [11];
- дворов жилых зданий. Согласно п. 2.10. Сан-ПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» на территории дворов жилых зданий запрещается размещать любые предприятия торговли и общественного питания, включая палатки, киоски, ларьки, мини-рынки, павильоны, летние кафе, производственные объекты, предприятия по мелкому ремонту автомобилей, бытовой техники, обуви, а также автостоянок общественных организаций [13].
Ряд ограничений имеется также для полос отвода и охранных зон железных дорог; охранных зон объектов системы газоснабжения; зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения; водоохранных зон и прибрежных защитных полос. Установление органами государственной власти Пермского края четких правил размещения НТО на территории муниципальных образований станет важным шагом к разработке схемы размещения НТО в поселениях. Ключевым элементом разработки схемы размещения НТО является создание открытой и постоянно актуализируемой системы карторгафирования зон ограничения размещения НТО. Формирование геоинформа-ционых слоев зон ограничения размещения НТО и наложение их на карту города позволит определить альтернативные места размещения НТО в зонах, в отношении которых не установлены нормативно-правовые запреты и ограничения по размещению НТО. Формирование данных о численности населения, количестве и товарной специализации торговых точек позволит установить места, недостаточно обеспеченные торговыми объектами определенной направленности. Для систематического обновления картографической базы данных зон ограничения необходимо создать правовую основу для обмена информацией между федеральными, региональными и местными органами власти, устанавливающими соответствующие зоны ограничений. Кроме того, для обеспечения доступа органов государственной власти, органов местного самоуправления, научных организаций и иных заинтересованных сторон к данным о зонах ограничения и эффективного использования их для решения задач планирования следует разработать порядок использования картографической базы данных.
Выводы: в Пермском крае накоплен значительный опыт по использованию геоинформационных технологий для решения вопросов пространственного планирования, необходимый для разработки схемы размещения НТО - задачи, актуальной для многих регионов страны. Схема размещения НТО и сведения о существующих зонах ограничения для дислокации торговых точек
1903
должны быть доступны как юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, так и потребителям товаров. Для информирования представителей бизнеса целесообразно создать систему обеспечения предпринимателей актуальной и достоверной информацией об альтернативных местах размещения НТО, населению - обеспечить информационную и консультационную поддержку по вопросам прав потребителей. Нормативное закрепление органами государственной власти списка зон ограничений, которыми должны руководствоваться при разработке схемы размещения НТО, позволит упорядочить размещение НТО, демонтировать НТО, размещенные в зонах ограничений, что обеспечит создание условий для соблюдения прав потребителей и устойчивого развития территории муниципального образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 19.07.2011)
2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ед. от 19.07.2011)
3. Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 18.07.2011)
4. Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» ред. от 23.12.2010)
5. Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон»
6. Постановление Правительства РФ от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об утверждении правил установления
нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов»
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2010 г. № 772 «Об утверждении правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов»
8. Постановление Правительства Пермского края от 15.06.2007 N 119-п «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия города Перми, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон» (ред. от 13.11.2010)
9. Постановление Правительства Пермского края от
11.08.2010 N 483-п «Об утверждении Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов» (ред. от 31.08.2011)
10. Постановление Администрации г. Перми от
28.02.2011 N 77 «Об утверждении Положения об особо охраняемой природной территории местного значения - историко-природном комплексе «Мотовилихинский пруд» (ред. от 25.05.2011)
11. СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов»
12. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (с изменениями на 9 сентября 2010 года)
13. СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях»
14. Решение Пермского краевого суда от 14.01.2011 по делу N 3-4,3-5-2011 «О признании недействующими пунктов 2.2.1, 2.2.2, 2.2.3, 2.2.8.2 Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 11.08.2010 N 483-п».
LEGAL ASPECTS OF CONSUMERS RIGHTS PROTECTION AT PLACING NON-STATIONARY TRADING OBJECTS
© 2011 I.V. May, E.V. Maklakova
Federal Scientific Centre of Medical-preventive Technologies of Management Risks to the Population Health, Perm
The restrictions shown to places of placing the non-stationary trading objects (NTO) in city borders are analyzed. Necessity of standard fastening at regional level the list of restriction zones to which should be guided by working out the scheme of placing the trading objects is designated. Placing NTO according to scientifically well-founded scheme developed on the basis of standard-legal interdictions and restrictions, will provide conditions for observance the rights of consumers, preservations of their health and sustainable development of settlements territory.
Key words: placing of non-stationary trading objects, restriction zones, protection of consumers rights
Irina May, Doctor of Biology, Professor, Deputy Director on Scientific Work. E-mail: may@fcrisk.ru Ella Maklakova, Minor Research Fellow at the Laboratory of Complex Sanitary-Hygienic Analysis and Examinations Methods. E-mail: makella@fcrisk.ru
1904