УДК 347.7 (045)
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РУЗАКОВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА
доктор юридических наук, профессор кафедры предпринимательского права Финансового университета при Правительстве РФ, Москва, Россия E-mail: ruza@duma.gov.ru
РУЗАКОВ АЛЕКСЕЙ БОРИСОВИЧ
преподаватель кафедры гражданского права и процесса Московского финансово-промышленного университета «Синергия», Москва, Россия
АННОТАЦИЯ
Проблемы правового регулирования розничной торговли весьма актуальны в Российской Федерации как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», действующий в Российской Федерации с 1 февраля 2010 г., дал ответы далеко не на все вопросы, возникающие в сфере торговли. В настоящей статье рассматриваются проблемы разграничения гражданско-правовых и административных аспектов торговли, полномочия федеральных органов власти, субъектов РФ и органов местного самоуправления, особенности терминологического аппарата законодательства о торговле и другие. Ключевые слова: торговля; полномочия органов государственной власти и местного самоуправления; потребители; торговая сеть; торговый объект; средства индивидуализации; ярмарка.
LEGAL REGULATION OF TRADE IN THE RUSSIAN FEDERATION
OLGA A.RuZAKOVA
Doctor of Law, Professor of the Chair of Entrepreneurial Law, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia
alexei b.ruzakov
lecturer of the Chair of Civil Law and Procedure, Moscow Financial-Industrial University «Synergy», Moscow, Russia
ABSTRACT
The problems of legal regulation of retail trade are highly relevant for the Russian Federation, both at the federal level and at the level of its subjects and municipal entities.
The Federal Law N 381-FZ dated December 28, 2009 «On the basis of state regulation of trade in the Russian Federation» acting in the Russian Federation since February 1, 2010 doesn't provide answers to all questions that may arise in the field of trade. The article focuses on delimitation of civil and administrative aspects of the trade, the powers of the federal authorities, subjects and local entities of the Russian Federation as well as on terminology in the legislation on trade and other issues. Keywords: trade, powers of federal and local authorities, consumers, retail network, retail facility, means of identification, fair.
Основными федеральными нормативными правовыми актами в сфере регулирования торговли в Российской Федерации являются Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 28.12.2009 г. № 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон о торговле)1; Федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»2; Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»3; Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2011-2015 годы и период до 2020 года, утвержденная приказом Минпромторга России от 31.03.2011 г. № 4224; постановление Правительства Российской Федерации от 24.09.2010 г. № 754 «Об утверждении Правил установления нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов»5; постановление Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 г. № 772 «Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов»6; постановление Правительства Российской Федерации от 11.11.2010 г. № 887 «О порядке создания и обеспечения функционирования системы государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности в Российской Федерации»7; приказ Минпромторга России от 28.07.2010 г. № 637 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке региональных программ развития торговли»8; приказ Минпромторга России от 16.07.2010 г. № 602 «Об утверждении Формы торгового реестра, Порядка формирования торгового реестра и Порядка предоставления
информации, содержащейся в торговом реестре»9 и многие другие.
Вступивший в силу в 2010 г. Закон о торговле устанавливает, что правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, т. е. данный вопрос отнесен к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На уровне большинства субъектов Российской Федерации приняты законодательные и подзаконные акты о торговле: Закон Амурской области от 18.01.1996 № 60-ОЗ «О торговле в Амурской области»10, Закон Воронежской области от 30.06.2010 г. № 68-ОЗ «О государственном регулировании торговой деятельности на территории Воронежской области11, Закон Ивановской области от 10.06.2010 № 59-ОЗ «О разграничении полномочий органов государственной власти Ивановской области в области государственного регулирования торговой деятельности»12, Закон Кемеровской области от 28.01.2010 г. № 12-ОЗ «О государственном регулировании торговой деятельности»13, Закон города Москвы от 9.12.1998 г. № 29 «О торговой деятельности в городе Москве»14, Закон Московской области от 24.12.2010 № 174/2010-ОЗ «О государственном регулировании торговой деятельности в Московской области»15, Закон Нижегородской области от 11.05.2010 г. № 70-З «О торговой деятельности в Нижегородской области»16, Закон Самарской области от 05.07.2010 г. № 76-ГД «О государственном регулировании торговой деятельности на территории Самарской области»17, Закон Свердловской области от 21.03.2012 г. № 24-ОЗ
1 Собрание законодательства РФ. 2010. № 1. Ст. 2
2 Собрание законодательства РФ. 2007. № 1 (1 ч.). Ст. 34
3 Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 15. Ст. 766
4 СПС «КонсультантПлюс»
5 Собрание законодательства РФ. 2010. № 40. Ст. 5081
6 Собрание законодательства РФ. 2010. № 40. Ст. 5097
7 Собрание законодательства РФ. 2010. № 47. Ст. 6115
8 СПС «КонсультантПлюс»
9 СПС «КонсультантПлюс»
10 http://www.law7.ru/amur/act6v/v874.htm
11 http://zakon-region.ru/voronezhskaya-oblast/3714
12 http://derit.ivanovoobl.ru/razvitie-oblasti/rinok/norm-zakonodatelstvo/
13 http://www.torglocman.com/node/7928
14 Ведомости Московской Думы. N 1, 1999
15 http://www.bestpravo.ru/moskovskaya/yb-postanovlenija/w7a.htm
16 http://gu.nnov.ru/file/document/document-5222400010000408753/52 22400010000408753.doc
17 http://docs.cntd.ru/document/945028386
«О торговой деятельности на территории Свердловской области»18 и другие.
Основная цель названных законов состоит в разграничении полномочий в сфере торговли между федеральными органами государственной власти и субъектами Российской Федерации, а также муниципальными образованиями. Для достижения поставленной цели необходимо учитывать следующее. Договор купли-продажи регулируется гражданским законодательством. Гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации (п. «о» ст. 71 Конституции РФ, п. 1 ст. 3 ГК РФ), в связи с чем субъекты Российской Федерации не могут регулировать договорные отношения, возникающие между физическими, юридическими лицами, публично-правовыми образованиями как сторонами договора купли-продажи, если эти отношения основаны на началах равенства, автономии воли и имущественной самостоятельности (п. 1 ст. 2 ГК РФ).
Таким образом, в сфере торговли субъекты Российской Федерации вправе совместно с Российской Федерацией регулировать те отношения, которые подпадают под категорию административных (п. «к», ч. 1 ст. 72 Конституции РФ), т. е. в части государственного управления в сфере торговли в форме установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности.
Пределы регулирования субъектом Российской Федерации сферы торговли установлены ст. 6 Закона о торговле, в соответствии с п. 1 которой органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности осуществляют следующие полномочия:
1) реализация государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации;
2) разработка и принятие законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности;
3) установление нормативов минимальной обеспеченности населения площадью
18 http://docs.cntd.ru/document/453115895
торговых объектов для субъекта Российской Федерации;
4) проведение информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
5) разработка и реализация мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
6) иные предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия.
Указанные полномочия, как правило, конкретизированы подзаконными актами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Так, нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для субъектов Российской Федерации, в том числе для входящих в их состав муниципальных образований, определяются в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.09.2010 № 754 «Об утверждении Правил установления нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов».
Постановлением Правительства РФ от 11.11.2010 № 887 «О порядке создания и обеспечения функционирования системы государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности в Российской Федерации» органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано предусмотреть меры, связанные с созданием и функционированием системы государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности. В соответствии с п. 11 Положения о создании и обеспечении функционирования системы государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности в Российской Федерации, утвержденного названным постановлением, уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации предоставляют Министерству промышленности и торговли Российской Федерации информацию о состоянии торговли и тенденциях ее развития в соответствующих
субъектах Российской Федерации и об издании нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих отношения в области торговой деятельности.
Органы местного самоуправления предоставляют уполномоченному органу государственной власти субъекта Российской Федерации информацию о состоянии торговли и тенденциях ее развития в муниципальных образованиях, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и об издании муниципальных правовых актов, регулирующих отношения в области торговой деятельности.
К иным полномочиям субъектов Российской Федерации относятся:
1) установление цен на отдельные виды товаров, торговые надбавки к ценам на них в соответствии с указанными федеральными законами (ч. 4 ст. 8 Закона);
2) установление требований к организации продажи товаров и выполнения работ, оказания услуг на ярмарках устанавливаются с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, законодательством в области охраны окружающей среды, и других установленных федеральными законами требований (ч. 6 ст. 11 Закона);
3) определение мероприятий, содействующие развитию торговой деятельности, разработка и реализация региональных программ развития торговли, а также утверждение порядка разработки программ развития торговли муниципальными образованиями (ч. 1, 2 ст. 17, 18 Закона, приказ Минпромторга РФ от 28.07.2010 № 637 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке региональных программ развития торговли»);
4) формирование торгового реестра и предоставление информации из него (ч. 4. ст. 20 Закона, приказ Минпромторга России от 16.07.2010 № 602 «Об утверждении Формы торгового реестра, Порядка формирования торгового реестра и Порядка предоставления
информации, содержащейся в торговом реестре»);
5) представление обобщенных сведений, содержащихся в торговом реестре, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли, и уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации (ч. 6 ст. 20 Закона, приказ Минпромторга РФ от 16.07.2010 № 602 «Об утверждении Формы торгового реестра, Порядка формирования торгового реестра и Порядка предоставления информации, содержащейся в торговом реестре»).
К полномочиям муниципальных образований относятся разработка и утверждение схем размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъект Российской Федерации (п. 3 ст. 10 Закона, Постановлением Правительства РФ от 29.09.2010 № 772 «Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов»).
Вопросы разграничения полномочий между органами власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления определены и в других федеральных законах. В частности, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» правовое регулирование отношений, связанных с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, осуществляется не только нормативными правовыми актами Российской Федерации, но и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 4 названного Закона и постановления Правительства РФ от 10.03.2007 № 148 «Об утверждении Правил выдачи разрешений на право организации розничного рынка» рынок организуется в соответствии с планом, предусматривающим организацию рынков на территории субъекта Российской Федерации и утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, с проектами планировки и благоустройства территории субъекта Российской Федерации и территории муниципального образования и с учетом потребностей субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа.
В соответствии с ч. 3 ст. 4 Закона разрешение на организацию рынка юридическим лицом выдается органом местного самоуправления, определенным законом субъекта Российской Федерации. В полномочия органов местного самоуправления входят также продление, переоформление разрешения, а также обращение в суд с требованием о приостановлении срока действия разрешения и аннулировании разрешения.
Постановлением Правительства РФ от 10.03.2007 N 148 «Об утверждении Правил выдачи разрешений на право организации розничного рынка» установлено, что формы разрешения и уведомления о праве организации розничного рынка утверждаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого предполагается организация розничного рынка. О выданных разрешениях информация предоставляется соответствующему органу государственной власти субъекта Российской Федерации, который формирует реестр рынков. Сведения, содержащиеся в реестре рынков, размещаются в сети Интернет на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 10 Закона).
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливают требования к планировке, перепланировке и застройке рынка, реконструкции и модернизации зданий, строений, сооружений и находящихся в них помещений (ст. 11 Закона),
порядок определения органом местного самоуправления количества торговых мест для осуществления деятельности по продаже сельскохозяйственной продукции гражданами, ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством (ч. 1.1 ст. 15 Закона), порядок заключения договора о предоставлении торгового места на рынке, его типовая форма, в том числе упрощенная форма договора о предоставлении торговых мест на сельскохозяйственном рынке, сельскохозяйственном кооперативном рынке, а также гражданам, ведущим крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством, на универсальном рынке (ч. 6 ст. 15 Закона), упрощенного порядка предоставления торговых мест на сельскохозяйственном рынке членам сельскохозяйственного потребительского кооператива, управляющего сельскохозяйственным кооперативным рынком; гражданам (в том числе гражданам, ведущим крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством) на срок, не превышающий трех календарных дней (ч. 5 ст. 16, ч. 3 ст. 17 Закона). Часть 2 ст. 16 Закона наделяет органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления функцией по определению количества торговых мест на сельскохозяйственном рынке для товаропроизводителей, но не менее чем в количестве пятьдесят процентов торговых мест от их общего количества.
Органами местного самоуправления в соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона устанавливаются часы работы для предприятий розничной торговли.
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» также предусматривает отдельные полномочия субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Так, субъекты РФ в соответствии с п. 2 ст. 19 Закона определяют срок наступления сезона для сезонных товаров (обуви, одежды и прочих) исходя из климатических условий места нахождения потребителей.
Согласно ст. 42.1 Закона высший исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации осуществляет мероприятия по реализации, обеспечению и защите прав потребителей и в пределах своих полномочий принимает определенные меры, а органы местного самоуправления в соответствии со ст. 44 обладают правом:
• рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;
• обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).
При выявлении по жалобе потребителя товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).
Прием жалоб потребителей может осуществляться через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.
Не менее важные полномочия субъектов Российской Федерации в сфере борьбы с алкоголизмом установлены постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1425 «Об определении органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определении органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции».
Несмотря на достаточно подробное нормативно-правовое регулирование разграничения полномочий между органами государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления в сфере торговли на практике возникает немало проблем в этой части. Прежде всего это связано с понятийным аппаратом, единства в котором не прослеживается
уже на уровне федерального законодательства. Так, при определении терминов «торговый объект», «торговое место», «торговая сеть», «стационарные и нестационарные торговые объекты» возникают противоречия между законодательством о торговле разного уровня, налоговым законодательством и ГОСТом.
В соответствии со ст. 2 Закона о торговле торговая сеть представляет собой совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации; торговый объект — здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Признаками торговой сети являются:
• два или более торговых объектов, которые представляют собой объекты недвижимого имущества. Определения здания, сооружения даны в ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»19;
• оснащенные специальным оборудованием;
• находящиеся под общим управлением. Законодательством не дается определение данного термина, в связи с чем возможны различные подходы на практике. По мнению В. Ю. Коржова, общее управление обозначает единообразное воздействие на участников торговли и отношения в сфере торговой деятельности с целью направления субъективных действий участников торговли в определенное русло и получения желаемого для торговой сети результата20.
Представляется, что для целей антимонопольной политики в части общего управления
19 Собрание законодательства РФ. 2010. № 1. Ст. 5
20 Коржов В. Ю. Комментарий к Федеральному закону от 28.12.2009. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (постатейный) // СПС Кон-сультантПлюс. 2010.
речь идет об индивидуальном предпринимателе, юридическом лице (учредителях юридического лица, аффилированных лицах), которые выступают в качестве продавца или имеют возможность влиять на ценовую политику продавца. Иная точка зрения во главу угла ставит факт организации торговли. В этом случае под действие данной нормы могут подпадать организаторы рынка, ярмарки и т. д., где могут быть размещены нестационарные торговые объекты, представляющие собой временные сооружения или временные конструкции, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижные сооружения (п. 6 ст. 2 Закона о торговле). Как следует из определения, нестационарные торговые объекты также являются торговыми объектами, а следовательно, должны представлять собой здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения. Несоответствия между терминами «торговый объект», «нестационарный торговый объект», «сооружение» очевидны.
Представляется, что антимонопольное законодательство, ограничивая хозяйствующего субъекта, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, не имело ввиду организатора земельных участков, общих помещений и т. д., предназначенных для осуществления торговли, указывая на его долю в объеме всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта Российской Федерации, в границах муниципального района, городского округа (ст. 14 Закона о торговле).
Иным признаком торговой сети является использование торговых объектов под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации. Необходимо отметить, что единственным средством индивидуализации, которое может индивидуализировать торговый объект, является коммерческое обозначение и в соответствии со ст. 1538 ГК РФ индивидуализирует предприятие
как имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности (ст. 132 ГК РФ). Предприятие, в том числе и торговое, в соответствии со ст. 132 ГК РФ представляет собой имущественный комплекс. В то же время нестационарные торговые объекты не относятся к объектам недвижимого имущества.
Фирменное наименование как средство индивидуализации может индивидуализировать лишь коммерческую организацию (ст. 1473 ГК РФ), товарный знак и знак обслуживания служат для индивидуализации товаров, работ и услуг (ст. 1477 ГК РФ), наименование места происхождения товара — соответственно для индивидуализации товара (ст. 1516 ГК РФ).
Не вносит ясности в данные вопросы термины, предусмотренные ГОСТ Р 51303-99. Государственный стандарт Российской Федерации. «Торговля. Термины и определения», утвержденные постановлением Госстандарта России от 11.08.1999 № 242-ст. Так, торговая сеть определена как совокупность торговых предприятий, расположенных в пределах конкретной территории или находящихся под общим управлением. Это дает возможность отнести любые торговые предприятия, независимо от управления и средств индивидуализации, к торговой сети при условии нахождения на определенной территории. Однако характеристики такой территории не установлены. Несмотря на использование термина «предприятие», что говорит об отнесении объектов торговой сети к недвижимости, нестационарная торговая сеть рассматривается как торговая сеть, функционирующая на принципах разносной и развозной торговли. Нестационарную торговую сеть представляют палатки, автолавки, автоцистерны и т. п. В Налоговом кодексе РФ к стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, относятся крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски, торговые автоматы и другие аналогичные объекты. Указанные несоответствия различных нормативных правовых актов, безусловно, требуют унификации терминологии гражданского, налогового законодательства, а также специального законодательства о торговле.
Отдельные проблемы возникают при применении федерального законодательства органами субъектов РФ и органами местного самоуправления. Так, функции органов местного самоуправления в сфере торговли определены весьма расплывчато. В ч. 3 ст. 17 Закона о торговле применительно к определению полномочий органов местного самоуправления в сфере торговли используется термин «услуги торговли». Данный термин лишен смысла, поскольку договоры о передаче имущества в собственность, к которым относят договоры купли-продажи, и договоры об оказании услуг являются совершенно разными по своей правовой природе в силу разных объектов (ст. 128 ГК РФ). По всему тексту Закона о торговле используется термин «хозяйствующий субъект», не определенный законодательством. Целесообразно вернуться к терминологии гражданского законодательства и использовать категории «юридические и физические лица» или «юридические лица и индивидуальные предприниматели». Имеются проблемы в части реализации отдельных норм Закона о торговле. В соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона о торговле «ярмарки организуются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее — организатор ярмарки). Организация ярмарок
и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются. В случае, если организатором ярмарки является федеральный орган государственной власти, порядок организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней устанавливается организатором ярмарки с учетом положений настоящей статьи». Из буквального толкования названной статьи можно сделать вывод, что организация ярмарок и продажа товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них, если организатором ярмарки является не федеральный орган государственной власти, регулируются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации без учета требований настоящей статьи. Нормы настоящей статьи распространяются лишь на те ярмарки, которые проводятся федеральными органами государственной власти.
Решение всех перечисленных проблем видится во внесении соответствующих изменений в федеральное законодательство и приведении в соответствие с ним подзаконных актов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
КНИЖНАЯ ПОЛКА
НОВИНКИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ФИНУНИВЕРСИТЕТА
Мельничук М. В., Алисевич М. В.
Business Studies (Supple-mentary course)
Учебное пособие
Учебное пособие адресовано студентам, магистрантам, аспирантам и специалистам, занимающимся проблемами экономики. Пособие содержит аутентичные тексты, взятые из периодической печати. Работа с текстом предполагает освоение специальной терминологии, развитие навыков устной речи.
Материал пособия (словарь, текст, упражнения) поможет слушателям повысить свой уровень английского языка и расширить свои познания в сфере экономики и бизнеса.
Пособие может быть использовано как для аудиторных занятий, так и для самостоятельной работы.