УДК 347.4
М. М. Геращенко, С. М. Геращенко
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. Рассмотрен проект Федерального закона № 601732-7 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и статью 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части совершенствования правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли)», внесенный Правительством Российской Федерации, позволяющий устранить различные правовые основания и условия для размещения нестационарных торговых объектов в субъектах РФ, унифицировать процедуры, сроки, права и терминологию в рассматриваемом вопросе, учитывать особенности развозной торговли с мобильных торговых объектов на базе автотранспортных и иных механических средств, что, в свою очередь, ведет к упрощению ведения торговой деятельности на территории Российской Федерации.
Ключевые слова: регулирование торговой деятельности, нестационарный торговый объект, торговый объект, мобильный торговый объект.
Рассмотрен проект федерального закона № 601732-7 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и ст. 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" [1] (в части совершенствования правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли)» (далее -законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации. Проектируемыми нормами данного законопроекта предполагается комплексное совершенствование Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» [2] (далее - Федеральный закон № 381-ФЗ) в части уточнения понятийного аппарата в сфере торговли и порядка правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли с внесением корреспондирующих дополнений в ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [3] (далее -Федеральный закон № 131-ФЗ).
Законопроектом, в частности, закрепляются определения понятий: «торговый объект», «нестационарный торговый объект», «мобильный торговый объект», «объект общественного питания» и пр. (ч. 7-10 ст. 1 Федерального закона № 381-ФЗ); проектируемыми нормами ст. 10 Федерального закона № 381-ФЗ определяются общие требования к организации розничной торговли с использованием нестационарных торговых объектов и развозной торговли, а также среди прочего подробно закрепляются процедура и условия формирования схемы размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и определяется необходимость рассмотрения проектов схем размещения нестационарных объектов на публичных слушаниях (общественных обсуждениях).
Глава 2 Федерального закона № 381-ФЗ в редакции законопроекта дополняется ст. 10.1-10.5, регулирующими условия, процедуру подготовки и утверждение схемы размещения нестационарных мобильных торговых объектов, внесение в нее изменений с
© Геращенко М. М., Геращенко С. М., 2019.
учетом положения о том, что схема размещения торговых объектов утверждается органами местного самоуправления в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с учетом требований Федерального закона № 381-ФЗ.
Положения отдельных статей законопроекта (ст. 10.1-10.2, ст. 10.4, ст. 11.1 Федерального закона № 381-ФЗ в редакции законопроекта) устанавливают новые полномочия органов местного самоуправления различных видов муниципальных образований, закрепляя их профильной статьей Федерального закона № 381-ФЗ.
По действующему законодательству, в отдельных муниципальных образованиях могут устанавливаться различные условия размещения нестационарных торговых объектов и, соответственно, различная «последовательность действий» со стороны органов местного самоуправления (как, например, проведение аукциона, что рекомендуется Федеральной антимонопольной службой России, так и иное).
По мнению автора статьи, отсутствие в настоящее время унифицированного порядка и условий включения нестационарных торговых объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов вызывает определенные сложности и противоречия в правоприменительной практике муниципальных образований, что, в свою очередь, обусловливает целесообразность упорядочения требований к формированию «универсальных» условий и унификации порядка включения нестационарных торговых объектов в схему размещения на конкурентной основе на местном уровне в федеральном законодательстве, в связи с чем проектируемые нормы представленного законопроекта представляются весьма актуальными.
С учетом неоднозначной правоприменительной практики проектируемыми нормами ч. 6 ст. 10.4 законопроекта устанавливается, что в случае, если в срок, предусмотренный ч. 5 ст. 10.4 (десятидневный срок), в орган местного самоуправления поступило более одного обращения о заключении договора на размещение в соответствующем общедоступном месте, договор на размещение заключается по результатам торгов, проводимых в соответствии со ст. 10. 3 Федерального закона № 381-ФЗ.
В свою очередь, нормами ст. 10.3 Федерального закона № 381-ФЗ устанавливается порядок организации и проведения торгов на право заключения договора на размещение соответствующих торговых объектов. Статьей 11.1 законопроекта определяется порядок организации развозной торговли, предусматривающий осуществление развозной торговли при наличии свидетельства об осуществлении развозной торговли, выдача которого осуществляется уполномоченными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, которыми также в установленном им порядке на основании выданных свидетельств формируется и ведется реестр мобильных торговых объектов на соответствующей территории (ч. 5 ст. 11.1).
Согласно ч. 6 ст. 11.1 законопроекта сведения, содержащиеся в реестре, размещаются на официальном сайте уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-коммуникационной сети Интернет.
Частью 13 ст. 11.1 законопроекта вводится положение о том, что органы местного самоуправления среди прочего вправе устанавливать запрет на осуществление развозной торговли в ночное время в пределах не более чем с 22 ч до 6 ч, а также иные ограничения при организации развозной торговли с учетом требований Федерального закона № 381-ФЗ.
При этом следует отметить, что для населенных пунктов с численностью населения не более 50 тыс. человек (преимущественно сельские поселения и малые городские поселения) устанавливаются лишь общие требования к организации развозной торговли, в населенных пунктах с численностью населения от 50 до 100 тыс. человек органам местного самоуправления предоставляется право устанавливать полностью или частично
предусмотренные законопроектом требования к организации развозной торговли. Для населенных пунктов с численностью более 100 тыс. человек законопроектом устанавливаются наиболее жесткие требования, касающиеся, в том числе, технического состояния и функционального оснащения транспортного средства, с помощью которого осуществляется развозная торговля.
Также органам местного самоуправления и органам государственной власти субъектов Российской Федерации предлагается предоставить право определять конкретизированные условия, требования и ограничения к организации развозной торговли.
Стоит отметить следующие вопросы, которые могут быть учтены при доработке законопроекта ко второму чтению:
1. Согласно проектируемым положениям ч. 2 ст. 10.1 предусматривается, что схема размещения торговых объектов должна соответствовать документам территориального планирования муниципальных образований, правилам благоустройства территории, а проект схемы размещения торговых объектов до утверждения схемы размещения торговых объектов подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях с участием населения, проживающего на соответствующей территории.
В соответствии с нормой ст. 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации [4] (далее - ГрсК РФ) градостроительные документы в настоящее время утверждаются представительным органом местного самоуправления соответствующих муниципальных образований с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний (ст. 28 Федерального закона № 131-ФЗ, ст. 5.1 ГрсК РФ), в связи с чем представляется целесообразным закрепление возможности рассмотрения проектов схем размещения нестационарных объектов как посредством общественных обсуждений, так и путем проведения публичных слушаний в порядке, установленном градостроительным законодательством.
2. Проектируемые нормы ст. 10.1 законопроекта требуют учета следующих предложений.
Поскольку положения п. 2 ст. 10.1 Федерального закона № 381-ФЗ в редакции законопроекта содержат категории субъективно-оценочного характера, не содержащие четких критериев для их фиксации, такие как «необходимость обеспечения устойчивого развития территорий», «негативное влияние нестационарных и мобильных торговых объектов на движение пешеходов и (или) транспортных средств», «комплексное развитие территорий и формирование благоприятной городской среды», это может привести к неоднозначному толкованию соответствующих положений Федерального закона № 381-ФЗ.
В п. 5 ст. 10.1 Федерального закона № 381-ФЗ в редакции законопроекта определены случаи, при которых не допускается размещение нестационарных и мобильных торговых объектов. В целях формирования единообразной правоприменительной практики представляется целесообразным уточнение органа местного самоуправления (представительного (законодательного) или исполнительного), в компетенции которого находится утверждение схемы размещения торговых объектов.
Кроме того, в п. 5 ст. 10.1 Федерального закона № 381-ФЗ в редакции законопроекта следует указать, что перечисленные в нем требования устанавливаются в отношении органов местного самоуправления при утверждении схем размещения торговых объектов.
3. Представленный законопроект направлен преимущественно на защиту интересов предпринимательства и предусматривает как предоставление компенсационного места в случае исключения места размещения нестационарного или мобильного торгового объекта из схемы размещения торговых объектов (ст. 10.5 Федерального закона № 381-ФЗ), так и возмещение хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность, реального ущерба, причиненного расторжением договора на размещение
в случае исключения соответствующего места размещения нестационарного или мобильного торгового объекта из схемы размещения.
Частью 7 проектируемой ст. 10.2 законопроекта предусматривается, что договор на размещение нестационарного или мобильного торгового объекта заключается на срок от пяти до семи лет и предусматривает однократное продление на новый срок на условиях действующего договора.
Частью 4 ст. 10.5 Федерального закона № 381-ФЗ в редакции законопроекта закрепляется право хозяйствующего субъекта (юридического лица или индивидуального предпринимателя) на требование возмещения реального ущерба в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в случае отказа от заключения дополнительного соглашения к договору, предусматривающему право осуществления торговой деятельности в компенсационном месте в соответствии с ч. 12 ст. 10.2 Федерального закона № 381-ФЗ в редакции законопроекта.
При этом в ч. 12 ст. 10.2 Федерального закона № 381-ФЗ в редакции законопроекта предусмотрены конкретные условия для возмещения убытков.
По мнению автора статьи, изменения, предлагаемые для внесения в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и ст. 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», своевременны и актуальны, они позволяют устранить различные правовые основания и условия для размещения нестационарных торговых объектов в субъектах РФ, унифицировать процедуры, сроки, права и терминологию в рассматриваемом вопросе, учитывают особенности развозной торговли с мобильных торговых объектов на базе автотранспортных и иных механических средств, что, в свою очередь, ведет к упрощению ведения торговой деятельности на территории Российской Федерации.
Библиографический список
1. План законопроектной деятельности Торгово-промышленной палаты Российской Федерации на 2019 год (утв. ТПП РФ 11.02.2019). - URL: http://tpprf.ru/ (по состоянию на 21.02.2019).
2. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации : Федер. закон № 381-ФЗ от 28.12.2009 (в ред. от 25.12.2018) // СПС «Консультант-Плюс». - 2019.
3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : Федер. закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 (в ред. от 06.02.2019) // СПС «КонсультантПлюс». - 2019.
4. Градостроительный кодекс Российской Федерации № 190-ФЗ от 29.12.2004 (в ред. от 25.12.2018) // СПС «КонсультантПлюс». - 2019.
Геращенко Марина Михайловна, кандидат экономических наук, магистрант, кафедра частного и публичного права, Пензенский государственный университет. E-mail: stp_penza@mail.ru
Геращенко Сергей Михайлович, доктор технических наук, профессор, кафедра медицинской кибернетики и информатики, председатель Совета молодых ученых и специалистов, Пензенский государственный университет. E-mail: gsm@pnzgu.ru
Образец цитирования:
Геращенко, М. М. Правовое регулирование торговой деятельности в Российской Федерации / М. М. Геращенко, С. М. Геращенко // Вестник Пензенского государственного университета. - 2019. -№ 1 (25). - С. 40-43.