Научная статья на тему 'Правовой режим земель охранных зон'

Правовой режим земель охранных зон Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5592
633
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК / ОГРАНИЧЕНИЯ В ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИИ / ОХРАННЫЕ ЗОНЫ / ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / LAND PARCEL / RESTRICTIONS ON LAND USE / BUFFER ZONES / THE LEGAL REGIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Золотова Олеся Александровна

В статье рассматривается правовое регулирование установления различных видов охранных зон и ограничения в землепользовании, которые существуют в границах этих зон. Делается вывод о необходимости принятия нормативного правового акта, регулирующего общие вопросы порядка установления границ охранных зон различных объектов, режима ограничения землепользования и внесении соответствующей информации в государственный кадастр недвижимости и Единый реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL REGIME OF LAND BUFFER ZONES

The article discusses the legal regulation of the establishment of different types of buffer zones and land-use restrictions that exist within the boundaries of these zones. The conclusion about the need for a normative legal act regulating general questions about the delineation of protection zones of different objects, mode of land use restrictions and making relevant information to the state real estate cadastre and the Unified Register of Real Estate Rights and Transactions.

Текст научной работы на тему «Правовой режим земель охранных зон»

Правовой режим земель охранных зон

О.А. Золотова

научный сотрудник отдела аграрного, экологического и природоресурсного законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (г. Москва)

Олеся Александровна Золотова, [email protected]

Одной из форм ограничения прав на землю является установление зон с особыми условиями использования земель. На их территории ограничивается или запрещается деятельность, не совместимая с целью установления этих зон. К зонам с особыми условиями использования земель можно отнести охранные зоны, санитарнозащитные зоны, полосы отвода и придорожные полосы различных видов транспорта и т. д.

Прежде чем говорить о правовом режиме земель охранных зон, необходимо определить, что подразумевается под понятием «правовой режим». Слово «режим» обозначает совокупность правил или норм для достижения какой-либо цели, то есть это сочетание действий, совершаемых в определенном порядке. Еще в 1971 году Б.В. Ерофеев писал, что термин «правовой режим» «многогранен, применительно к отдельным отраслям права имеет разное содержание, и поэтому не может быть единого толкования его»1. До сих пор нет единого определения этого термина.

С.С. Алексеев трактует правовой режим как «порядок регулирования, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний

и создающих особую направленность регулирования»2.

С.П. Гришаев пишет, что правовой режим - это «система определенных правовых норм (правил), отражающих специфику того или иного объекта права»3.

А.В. Мелехин под правовым режимом понимает «определяемую законодательством совокупность приемов и методов, используемых органами государственной власти в процессе регулирования общественных отношений для достижения поставленных целей»4.

А.А. Иванов определяет правовой режим как «особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо небла-гоприятности для удовлетворения интересов субъектов права»5.

Есть еще один вариант толкования понятия правового режима: особый порядок правового регулирования определенной сферы общественных отношений с помощью различных юридических средств, способов, методов и типов правового регулирования в различном их сочетании6.

Таким образом, правовой режим - это система установленных законодательством правил, регулирующих определенные общественные отношения.

1 Ерофеев Б. В. Основы земельного права. М. : Юридическая литература, 1971. С. 76.

2 Алексеев С. С. Теория права. М. : Издательство «БЕК», 1995. С. 244.

3 Гоишаев С. П. Правовой режим недвижимого имущества. Доступ из справочной правовой системы «Кон-сультантПлюс» (дата обращения: 2007 год).

4 Мелехин А. В. Особые правовые режимы в Российской Федерации. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 2007 год).

5 Иванов А. А. Справочник по теории государства и права: основные категории и понятия. М. : Экзамен, 2006. С. 243.

6 Ш1_: http://lawlist.narod.ru/downloads/freebox/tgp/slovar.htm

Для того чтобы определить правовой режим земель охранных зон и обозначить элементы, наиболее полно раскрывающие сущность этого понятия, необходимо ответить на следующие вопросы:

1) для чего устанавливается охранная зона?

2) какими актами она устанавливается?

3) каковы размеры охранных зон?

4) какой режим деятельности установлен в границах охранной зоны?

Охранные и санитарно-защитные зоны могут быть установлены в составе земель промышленности и иного специального назначения, а также в составе земель водного фонда. Однако такие зоны могут располагаться вокруг объектов промышленности на землях любой категории. Правовой режим таких зон зависит от особенностей объекта охраны: автомобильные и железные дороги, трубопроводы, линии электропередачи (ЛЭП), источники питьевого водоснабжения и другие.

В соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при решении вопросов размещения объектов промышленного назначения и установления их санитарнозащитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных объектов должны соблюдаться санитарные правила. Соответствие таких объектов санитарным правилам должно подтверждаться положительным заключением органов государственного санитарноэпидемиологического надзора (имеются в виду Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200037). Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают требования к размеру санитарно-защитных зон, организации и благоустройству этих

зон, ограничения в использовании территории санитарно-защитной зоны. Размер санитарно-защитной зоны зависит от класса опасности предприятий, сооружений и иных объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Под санитарно-защитной зоной понимается территория, которая отделяет промышленную площадку предприятия от жилой застройки, с обязательным обозначением границ специальными информационными знаками. Размер этой зоны обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения (химического, биологического, физического) на атмосферный воздух до значений, установленных гигиеническими нормативами, или до величин приемлемого риска для здоровья населения. Критерием для определения размера санитарнозащитной зоны является непревышение на ее внешней границе и за ее пределами предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха и предельно допустимых уровней (ПДУ) физического воздействия на атмосферный воздух.

В санитарно-защитной зоне вводятся ограничения на размещение жилых домов и коттеджей, организацию отдыха, в том числе детских площадок, образовательных и детских учреждений, лечебнопрофилактических и оздоровительных учреждений общего пользования; также не допускается образование садоводческих товариществ, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков. Помимо этого, в границах санитарнозащитной зоны не допускается размещение объектов по производству лекарственных веществ и средств, объектов пищевых отраслей промышленности, комплексов водопроводных сооружений.

В границах санитарно-защитной зоны предприятий возможно размещение нежилых помещений, предназначенных для временного нахождения в них людей, напри-

7 О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» : постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 74 : в редакции от 10 апреля 2008 года : зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации от 25 января 2008 года № 10995.

мер зданий административного назначения или научно-исследовательских лабораторий. Также допустимо размещение различных коммуникаций: ЛЭП, электроподстанций, нефте- и газопроводов, артезианских скважин и водоохлаждающих сооружений для подготовки технической воды, канализационных насосных станций, сооружений оборотного водоснабжения. Разрешено размещение сооружений и площадок для хранения и обслуживания транспорта (гаражи, автозаправочные станции, станции технического обслуживания автомобилей).

Для предприятий и объектов атомной промышленности Санитарными правилами проектирования и эксплуатации атомных станций8 устанавливаются санитарнозащитная зона и зона наблюдения. Размеры, структура и конфигурация этих зон соотносятся с гигиеническими требованиями и нормативами, они определяются проектом объекта и могут быть изменены исходя из реальных характеристик безопасности объекта при его эксплуатации.

В санитарно-защитной зоне атомной станции запрещается постоянное или временное проживание, размещение детских учреждений, больниц, санаториев и других оздоровительных учреждений, а также промышленных и подсобных сооружений, не предназначенных для строительства и эксплуатации станции.

Существуют определенные требования к расположению жилых построек, коммуникаций и транспортных объектов, а также к защите населения в случае возникновения аварий в санитарно-защитной зоне.

Охранные зоны объектов железнодорожного транспорта установлены нормами постановления Правительства Российской

Федерации от 12 октября 2006 года № 611 «О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных до-рог»9. Полосы отвода устанавливаются в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. В полосу отвода входят земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта10. В границах полосы отвода вводится ограниченный режим использования земельных участков. Например, не допускается размещение капитальных зданий и сооружений, многолетних насаждений и других объектов.

В охранные зоны железных дорог включаются земельные участки, необходимые для обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов железнодорожного транспорта, земельные участки с подвижной почвой, прилегающие к земельным участкам, предназначенным для размещения объектов железнодорожного транспорта и обеспечения защиты железнодорожного пути от снежных и песчаных заносов и других негативных воздействий. В границах охранных зон железных дорог могут быть установлены запреты или ограничения на осуществление некоторых видов деятельности. Они устанавливаются для обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. В границах охранных зон ограничено строительство

8 О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.6.1.07-03 «Гигиенические требования к проектированию предприятий и установок атомной промышленности» : постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 февраля 2003 года № 6 : в редакции от 15 мая 2003 года № 95 : зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации от 3 апреля 2003 года № 4365.

9 О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог : постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 года № 611 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 42, ст. 4385.

10 Об утверждении Норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог : приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 6 августа 2008 года № 126 : зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации от 2 сентября 2008 года № 12203.

капитальных зданий и сооружений, временных дорог, вырубка древесной и кустарниковой растительности, проведение некоторых земляных работ; а также распашка земель, выпас скота, выпуск поверхностных и хозяйственно-бытовых вод.

Обязательно установление знаков, обозначающих границы охранных зон железных дорог.

Полосы отвода автомобильных дорог установлены Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Под полосой отвода понимаются земельные участки, предназначенные для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги и дорожных сооружений, на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса (статья 1 указанного Федерального закона). В границах полос отвода автомобильных дорог запрещено осуществлять работы и размещать здания, строения, сооружения и другие объекты, не связанные с обслуживанием автомобильной дороги, со строительством, реконструкцией, ремонтом (в том числе капитальным) и содержанием автомобильной дороги или размещением объектов дорожного сервиса. Также на территории полос отвода запрещены распашка земель, покос травы, осуществление рубок и повреждение лесных насаждений и иных многолетних насаждений, снятие дерна и выемка грунта, выпас животных и их прогон через автомобильные дороги вне специально установленных мест. Наложен запрет на установку рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения, и установка информационных щитов и указателей, не имеющих отношения к обеспечению безопасности дорожного движения или осуществлению дорожной деятельности.

Земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги, предназначенные для размещения объектов до-

рожного сервиса, могут предоставляться гражданам или юридическим лицам для размещения таких объектов.

Вокруг автомобильных дорог также устанавливаются придорожные полосы. Они включают в себя территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги. В границах придорожной полосы автомобильной дороги устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков). Специальный режим использования обеспечивает безопасность дорожного движения и нормальные условия реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги.

Придорожные полосы не устанавливаются вокруг дорог, находящихся в границах населенного пункта.

В зависимости от класса и (или) категории автомобильных дорог с учетом перспектив их развития ширина каждой придорожной полосы устанавливается в следующих размерах:

1) 75 метров - для автомобильных дорог первой и второй категорий;

2) 50 метров - для автомобильных дорог третьей и четвертой категорий;

3) 25 метров - для автомобильных дорог пятой категории;

4) 100 метров - для подъездных дорог, соединяющих административные центры (столицы) субъектов Российской Федерации, города федерального значения Москву и Санкт-Петербург с другими населенными пунктами, а также для участков автомобильных дорог общего пользования федерального значения, построенных для объездов городов с численностью населения до двухсот пятидесяти тысяч человек;

5) 150 метров - для участков автомобильных дорог, построенных для объездов городов с численностью населения свыше двухсот пятидесяти тысяч человек.

Классификация автомобильных дорог и их отнесение к категориям - первой, второй, третьей, четвертой, пятой - осуществляются в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потреби-

тельских свойств автомобильных дорог. Узнать, к какой категории относится автомобильная дорога, можно в Едином государственном реестре автомобильных до-рог11.

Порядок установления и использования придорожных полос автомобильных дорог федерального, регионального или межму-ниципального, местного значения определяется соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Требования к полосам отвода и придорожным полосам в отношении федеральных автомобильных дорог уточнены постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2007 года № 233 «О порядке установления и использования полос отвода федеральных автомобильных дорог».

В соответствии со статьей 5 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются:

1) на автомобильные дороги федерального значения;

2) на автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;

3) на автомобильные дороги местного значения;

4) на частные автомобильные дороги.

В указанной статье подробно рассматриваются критерии отнесения автомобильной дороги к той или иной категории.

В зависимости от категории федеральной автомобильной дороги и с учетом перспективы ее развития ширина каждой придорожной полосы устанавливается:

а) для автомобильных дорог IV и III категорий - 50 метров;

б) для автомобильных дорог II и I категорий - 75 метров;

в) для подъездов к столицам республик, краевым и областным центрам, городам федерального значения, центрам автономной области и автономных округов, а также для участков федеральных автомобильных дорог, построенных в обход городов с перспективной численностью населения до 250 тысяч человек, - 100 метров.

Придорожные полосы для указанных подъездов начинаются на расстоянии не менее 25 километров от границы города по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления, по территории которых проходит участок этой автомобильной дороги;

г) для участков автомобильных дорог, построенных в обход городов с перспективной численностью населения свыше 250 тысяч человек, - 150 метров.

В пределах придорожных полос запрещается строительство капитальных сооружений (сооружения со сроком службы 10 и более лет), за исключением объектов дорожной службы, объектов Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и объектов дорожного сервиса.

Размещение в пределах придорожных полос объектов разрешается при соблюдении следующих условий:

а) объекты не должны ухудшать видимость на федеральной автомобильной дороге и другие условия безопасности дорожного движения и эксплуатации этой автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений, а также создавать угрозу безопасности населения;

б) выбор места размещения объектов должен осуществляться с учетом возможной реконструкции федеральной автомобильной дороги;

в) размещение, проектирование и строительство объектов должно производиться

11 О Едином государственном реестре автомобильных дорог : приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 20 мая 2009 года № 80 : зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 8 июля 2009 года № 14265.

с учетом требований стандартов и технических норм безопасности дорожного движения, экологической безопасности, строительства и эксплуатации автомобильных дорог.

Охранные зоны трубопроводов регулируются нормами Правил охраны магистральных трубопроводов12. Они устанавливаются для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки). Земельные участки, входящие в охранные зоны трубопроводов, не изымаются у землепользователей и могут быть использованы ими для проведения сельскохозяйственных и иных работ с обязательным соблюдением охранных требований. Однако в границах таких зон запрещается или ограничивается всякого рода деятельность, которая может нарушить нормальную эксплуатацию трубопроводов или привести к их повреждению, например перемещение и засыпание опознавательных знаков.

Охранные зоны линий и сооружений связи и линий и сооружений радиофикации установлены нормами постановления Правительства Российской Федерации от 9 июня 1995 года № 578 «Об утверждении правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации»13. На трассах кабельных и воздушных линий связи и линий радиофикации устанавливаются охранные

зоны с особыми условиями их использования. Например, трассы линий связи должны периодически расчищаться от кустарников и деревьев, содержаться в безопасном в пожарном отношении состоянии, должна поддерживаться установленная ширина просек. При предоставлении земель, расположенных в охранных зонах сооружений связи и радиофикации, под сельскохозяйственные угодья, огородные и садовые участки и в других сельскохозяйственных целях органами местного самоуправления при наличии согласия предприятий, в ведении которых находятся сооружения связи и радиофикации, в выдаваемых документах

о правах на земельные участки в обязательном порядке делается отметка о наличии на участках зон с особыми условиями использования.

Также охранные зоны установлены для объектов электросетевого хозяйства14. Они обеспечивают безопасное функционирование и эксплуатацию таких объектов. Границы охранной зоны конкретного объекта электросетевого хозяйства определяются сетевой организацией и согласовываются с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим технический контроль и надзор в электроэнергетике. В настоящее время эту функцию выполняет Федеральная служба по технологическому, экологическому и атомному надзору15. По-

12

13

14

Правила охраны магистральных трубопроводов : постановление Федерального горного и промышленного надзора России от 22 апреля 1992 года № 9 (с изменениями от 23 ноября 1994 года) : утверждены Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 29 апреля 1992 года;

Положение о взаимоотношениях предприятий, коммуникации которых проходят в одном техническом коридоре или пересекаются : постановление Федерального горного и промышленного надзора России от 22 апреля 1992 года № 9 (с изменениями от 23 ноября 1994 года) : утверждено Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 29 апреля 1992 года.

Об утверждении правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации : постановление Правительства Российской Федерации от 9 июня 1995 года № 578 // Собрание законодательства Российской Федерации,1995, № 25, ст. 2396.

О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон : постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года № 160 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 10, ст. 1220;

Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон : постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года № 160 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 10, ст. 1220.

Об утверждении Порядка согласования Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору границ охранных зон в отношении объектов электросетевого хозяйства : приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24 мая 2010 года № 179 : зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации от 7 июля 2010 года № 17735 // Российская газета. 2010. № 156.

сле согласования границ охранной зоны информация о них вносится в государственный кадастр недвижимости. Место нахождения таких охранных зон зависит от вида кабельных линий электропередачи - воздушные, подземные, подводные. В самом общем смысле режим использования земель охранных зон электросетевого хозяйства запрещает осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу таких объектов, привести к их повреждению или уничтожению и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров. Конкретные ограничения хозяйственной деятельности в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства зависят от уровня напряжения: до

1 000 вольт и свыше 1 000 вольт. При совпадении (пересечении) охранной зоны объектов электросетевого хозяйства с полосой отвода и (или) охранными зонами иных объектов, например железных дорог, проведение работ, связанных с эксплуатацией этих объектов, осуществляется по согласованию с эксплуатирующими организациями с обязательным заключением соглашения о взаимодействии в случае возникновения аварии.

Охранные зоны могут быть установлены как для защиты людей от негативного воздействия объектов, так и для защиты объектов от антропогенного воздействия.

Одним из видов таких зон являются охранные зоны и округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Охранные зоны таких территорий устанавливаются на прилегающих к ним участках земли и водного пространства. Такие зоны устанавливаются вокруг ООПТ вне зависимости от их категории.

Включенные в состав охранных или защитных зон земельные участки у их собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов не изымаются, но в границах этих участков может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды

деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.

На территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной охраны. Для лечебнооздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горносанитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности или курорта. В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.

На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.

На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.

На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.

Обеспечение установленного режима санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляется:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• в первой зоне - пользователями;

• во второй и третьей зонах - пользователями, землепользователями и проживающими в этих зонах гражданами.

Согласно статье 22 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире» при осуществлении различных видов хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться

мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий. При выделении защитных участков территории с ограничением хозяйственной деятельности на них собственнику, владельцу или арендатору этих участков выплачивается компенсация.

Независимо от видов особо охраняемых природных территорий в целях охраны мест обитания редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов животного мира выделяются защитные участки территорий и акваторий, имеющие местное значение, но необходимые для осуществления их жизненных циклов (размножения, выращивания молодняка, нагула, отдыха, миграции и других). На защитных участках территорий и акваторий запрещаются отдельные виды хозяйственной деятельности или регламентируются сроки и технологии их проведения, если они нарушают жизненные циклы объектов животного мира.

Для сохранения ценных видов водных биоресурсов водные объекты рыбохозяйственного значения (их участки) могут быть преобразованы в рыбохозяйственные заповедные зоны. Рыбохозяйственной заповедной зоной является водный объект или его часть с прилегающей к ним территорией, на которых устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности в целях сохранения водных биоресурсов и создания условий для развития рыбоводства и рыбо-ловства16. На их территории хозяйственная и иная деятельность может быть запрещена полностью или частично, постоянно или временно.

Для предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира вокруг водных объектов устанавливают-

ся водоохранные зоны17. Водоохранные зоны - это территории, примыкающие к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ. В их границах устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности, который еще более сильно ужесточается на территории прибрежных защитных полос. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев зависит от их длины и составляет от 50 до 200 метров. Для рек и ручьев протяженностью менее 10 километров водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Ширина водоохранной зоны озера и водохранилища устанавливается в размере 50 метров. Ширина водоохранной зоны моря составляет 500 метров.

Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта, она варьируется от 30 до 50 метров. Ширина прибрежной защитной полосы озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение, устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.

В границах водоохранных зон запрещается: использование сточных вод для удобрения почв; размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ; осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений; движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие; распашка земель; размещение отвалов размываемых грунтов; выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов,

16 Статья 49 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

17 Статья 65 Водного кодекса Российской Федерации.

если они оборудованы сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод.

Вокруг объекта культурного наследия может быть установлено несколько видов зон его охраны: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Зонам охраны объекта культурного наследия посвящена статья 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-03 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (в редакции от 30 ноября 2010 года, с изменениями от 13 декабря 2010 года). В ней зафиксировано, что охранной зоной объекта культурного наследия является территория, в пределах которой устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историкоградостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Под зоной регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия подразумевается территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.

Зона охраняемого природного ландшафта объекта культурного наследия включает в себя территорию, в пределах которой устанавливается режим использования земель, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.

Необходимый состав зон, их границы и

режимы использования земель определяются проектом зон охраны объекта культурного наследия18. Проект зон охраны объекта культурного наследия представляет собой текст и карты (схемы), содержащие описание границ проектируемых зон и границ территорий объектов культурного наследия, расположенных в указанных зонах, проекты режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах таких зон. Под границами зон понимаются линии, обозначающие территорию, за пределами которой осуществление градостроительной, хозяйственной и иной деятельности не оказывает прямое или косвенное негативное воздействие на сохранность объекта культурного наследия в его исторической среде. Границы зон охраны объекта культурного наследия могут не совпадать с границами территориальных зон и границами земельных участков. Утвержденные границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах таких зон обязательно учитываются и отображаются в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки, документации по планировке территории.

Проект зон охраны объекта культурного наследия подлежит государственной историко-культурной экспертизе в целях определения его соответствия требованиям государственной охраны объектов культурного наследия. Положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы является основанием для утверждения границ зон охраны объекта культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах таких зон.

В пределах охранной зоны объекта культурного наследия запрещено строительство; ограничен капитальный ремонт и реконструкция объектов капитального строительства и их частей, в том числе касающиеся их размеров, пропорций и параметров, использования отдельных строительных материалов, применения цветовых

18 Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации : постановление Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2008 года № 315 : в редакции от 10 марта 2009 года.

решений, особенностей деталей и малых архитектурных форм; ограничена хозяйственная деятельность, а также проведение работ по озеленению.

В зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия установлено ограничение на строительство (размер, пропорции и параметры объектов капитального строительства и их частей, использование отдельных строительных материалов, применение цветовых решений) и осуществление хозяйственной деятельности. Также любая деятельность в границе указанной зоны должна осуществляться с сохранением исторически сложившихся границ земельных участков, должна обеспечивать визуальное восприятия объекта культурного наследия в его историкоградостроительной и природной среде и сохранность всех исторически ценных градоформирующих объектов.

В зоне охраняемого природного ландшафта могут быть установлены ограничения по осуществлению хозяйственной деятельности, строительства, капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства и их частей в целях сохранения и восстановления композиционной связи с объектом культурного наследия природного ландшафта. Также устанавливаются требования:

• по сохранению гидрологических и экологических условий, необходимых для обеспечения сохранности и восстановления (регенерации) охраняемого природного ландшафта;

• по сохранению и восстановлению сложившегося в охраняемом природном ландшафте соотношения открытых и закрытых пространств в целях обеспечения визуального восприятия объекта культурного наследия в его историкоградостроительной и природной среде.

Таким образом, охранные зоны устанавливаются для защиты от негативного воздействия различных объектов, в том числе имеющих природную, историческую, культурную и (или) архитектурную ценность, а также для защиты населения и окружающей среды от негативного воздействия, оказываемого на них хозяйственными объектами.

Земельные участки, на которых устанавливаются охранные зоны, у собственников и пользователей не изымаются. Однако накладываются определенные ограничения по их использованию: запрещается осуществление определенных видов хозяйственной деятельности, ограничивается возможность размещения и эксплуатации различных объектов, которые нарушают режим использования охраняемого объекта или могут повлечь причинение вреда окружающей среде или населению. Ограничения ужесточаются по мере приближения к охраняемому объекту. Размер охранной зоны зависит от степени воздействия на окружающую среду или от ценности объекта охраны. В настоящее время охранным зонам посвящено значительное число постановлений Правительства Российской Федерации, а также ведомственных актов различных министерств. Существует необходимость в принятии нормативного правового акта, регулирующего общие вопросы порядка установления границ охранных зон различных объектов, внесения этой информации в государственный кадастр недвижимости и Единый реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, режим ограничения землепользования.

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ

ИСТОЧНИКИ

1. Алексеев С. С. Теория права. М. : Издательство «БЕК», 1995.

2. Гришаев С. П. Правовой режим недвижимого имущества. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 2007 год).

3. Ерофеев Б. В. Основы земельного права. М. : Юридическая литература, 1971.

4. Иванов А. А. Справочник по теории государства и права: основные категории и понятия. М. : Экзамен, 2006.

5. Мелехин А. В. Особые правовые режимы в Российской Федерации. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 2007 год).

6. О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним : Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ.

7. Земельный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ.

8. Об охране окружающей среды : Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ.

9. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации : Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ.

10. О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов : Федеральный закон от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ.

11. Водный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 3 июня 2006 года № 74-ФЗ.

12. О государственном кадастре недвижимости : Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ.

13. Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ.

14. Об утверждении правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации : постановление Правительства Российской Федерации от 9 июня 1995 года № 578.

15. О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог : постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 года № 611.

16. Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации : постановление Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2008 года № 315.

17. О порядке установления и использования полос отвода федеральных автомобильных дорог : постановление Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2007 года № 233.

18. О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон : постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 № 160.

19. Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон : постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 № 160.

20. Об утверждении Норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог : приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 6 августа 2008 года № 126.

21. О Едином государственном реестре автомобильных дорог : приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 20 мая 2009 года № 80.

22. Правила охраны магистральных трубопроводов : постановление Федерального горного и промышленного надзора России от 22 апреля 1992 года № 9 (с изменениями от 23 ноября 1994 года) : утверждены Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 29 апреля 1992 года.

23. Положение о взаимоотношениях предприятий, коммуникации которых проходят в одном техническом коридоре или пересекаются : постановление Федерального горного и промышленного надзора России от 22 апреля 1992 года № 9 (с изменениями от 23 ноября 1994 года) : утверждено Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 29 апреля 1992 года.

24. О введении в действие санитарноэпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.6.1.07-03 «Гигиенические требования к проектированию предприятий и установок атомной промышленности» : постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 февраля 2003 года № 6.

25. О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» : постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 74.

26. иии http://lawlist.narod.ru/downloads/ 7гееЬохЛдр^1оуаг.Мт

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.