ПРАВО
Н.А. Биекенов, кандидат юридических наук, доцент, докторант Академии управлении МВД России, подполковник полиции.
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ УЧАСТИЯ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ МВД РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Важнейшим компонентом стратегии обеспечения национальной безопасности является общность интересов граждан и государства. Опыт, накопленный полицией МВД Республики Казахстан, равно как и опыт работы полиции в других странах, убедительно подтверждает вывод о том, что установить эффективный контроль над преступностью можно лишь в случае, если действия правоохранительных органов активно поддерживаются населением. При этом криминологией давно уже установлена закономерность, что практические мероприятия по претворению в жизнь задачи предупреждения правонарушения возможны только при учете уровня развития общества.
Именно указанный элемент государственной системы профилактики правонарушений как показывает наша действительность, оказывается самым уязвленным и несовершенным.
Понимание того, что полиция не добьется ощутимых результатов в борьбе с преступностью, используя только традиционные методы работы, привело к поиску новых путей предотвращения преступности. Особое внимание обращалось на такие концептуальные требования к современной работе полиции, как тесное ее сотрудничество с общественностью и применение новой тактики, направленной на работу с причинами преступности при сотрудничестве с общественностью и другими заинтересованными ведомствами, организациями и учреждениями.
Организационно-правовая основа привлечения общественности и ее пассивное участие в деле профилактики базируется на программно-целевом планировании. На основе Концепции правовой политики Республики Казахстан приняты Программа профилактики правонарушений и
© Н.А. Биекенов, 2008
борьбы с преступностью на 2002 - 2004 годы, после на 2005-2007 годы которая пролонгирована на 2008 год и разрабатывается программа на 20092011 годы [2].
В рассматриваемом аспекте следует отметить, что в настоящее время разрабатывается проект Закона Республики Казахстан "О профилактике правонарушений". Документом предусматривается закрепить основы правового регулирования профилактики правонарушений. Координирующая роль в этом направлении возлагается на Правительство страны и местные исполнительные органы. Предусматривается механизм государственной поддержки некоммерческих организаций, деятельность которых связана с профилактикой правонарушений. Предполагается, что законопроект позволит выстроить многоуровневую эффективную систему профилактики правонарушений с участием всех государственных органов, субъектов гражданского общества и бизнес структур, направленную на выявление и устранение причин и условий, способствующих их совер-
шению. Проект закона планируется внести в Парламент страны в ноябре текущего года [5].
Основные направления вовлечения населения в профилактическую деятельность полиции производны от динамики и структуры казахстанской преступности, в которой наблюдаются следующие тенденции. За 2007 год, согласно официальным статистическим данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, зарегистрировано 128064 преступления. Уровень преступности на десять тысяч населения составил 83 преступления.
В отношении женщин было совершено 35034 преступлений, а в отношении несовершеннолетних 6274 преступлений. Из общего числа зарегистрированных доля тяжких и особо тяжких преступлений составляет 22,7%. При этом практически каждое четвертое убийство совершено в семейно-бытовой сфере.
Остается стабильным количество преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения и наркотического возбуждения, а также совершенных лицами, ранее совершавшими преступления, совершенных несовершеннолетними, и совершенных в группе. Обращает на себя внимание тот факт, что из общего числа выявленных лиц, совершивших преступления, 73,3% составляют безработные.
В общественных местах совершается каждое седьмое преступление, а на улицах, площадях, в парках, скверах - каждое десятое [6].
Соответственно это и находит свое выражение в основных направлениях профилактической работы полиции МВД Казахстана.
Одним из правовых форм этой деятельности является действующий Закон Республики Казахстан "Об участии граждан в охране общественного порядка", которым регламентированы основные положения, порядок и условия охраны общественного порядка органами внутренними дел с гражданами. На сегодняшний день в стране насчитывается 3,5 тыс. общественных формирований правоохранительной направленности общей численностью свыше 30 тыс. человек [4].
Хорошо зарекомендовал себя институт общественных помощников в правоохранительной сфере - "консьержи" численностью более 3-х тыс. человек осуществляют охрану территорий многоэтажных домов и их подъездов. В целом по республике, в прошлом году с участием общественных формирований раскрыто более 2 тыс. преступлений, задержано более 30 тыс. правонарушителей [3].
Конечно, они вносят значительный вклад в охрану общественного порядка, однако на местах есть проблемы с их финансированием.
Анализ действующего законодательства показал, что основными недостатками законодательного регулирования общественных отноше-
ний, возникающих в связи с добровольным участием граждан Казахстана в обеспечении общественного порядка, являются:
■ во-первых, отсутствие указания о контрольных функциях сотрудников полиции в отношении граждан, обеспечивающих общественный порядок. Предоставление данным гражданам прав в сфере обеспечения общественного порядка не исключает возможности совершения ими противоправных действий в отношении законопослушных граждан. В то же время закрепление практических навыков по применению норм указанного Закона позволит в дальнейшем решить вопрос о самостоятельности действий (отсутствие контроля со стороны полиции) граждан, участвующих в обеспечении общественного порядка. При этом необходимо будет учитывать о заинтересованности криминальных кругов в проникновении в ряды данных граждан своих представителей;
■ во-вторых, недостаточно регламентирован порядок регистрации граждан, участвующих в обеспечении общественного порядка, не предусматривается оценка морально-психологических и деловых качеств кандидата, а также других критериев (данные об образовании, характеристика с места работы, учебы и места жительства и т.д.), предоставляющих о данном лице полную и объективную информацию;
■ в-третьих, отсутствие указания (кроме правовой подготовки) на обязательность прохождения гражданами, обеспечивающими общественный порядок, физической и психологической подготовки на базе участковых пунктов полиции;
■ в-четвертых, отсутствие конкретных форм взаимодействия между ОВД и гражданами, обеспечивающими общественный порядок. Последний недостаток выступает главным фактором, препятствующим эффективной реализации норм этого Закона.
С принятием Закона Республики Казахстан "О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности" удалось немного снизить подростковую преступность с 6,9 тыс. в 2003 году до 5,7 тыс. в 2006 году.
Одним из интересных новшеств позволившего сконцентрировать усилие общественности является введение института школьных инспекторов, путем реорганизации инспекции по делам несовершеннолетних, которыми укомплектованы школы Астаны и Алматы, Мангистауской, Павлодарской областей. При этом руководство МВД считает необходимым ввести их в каждой городской и крупной сельской школе.
Основная их задача - предупреждение преступлений среди подростков и препятствование вовлечению несовершеннолетних в криминал. Особое внимание уделяется подросткам, страдающим наркозависимостью. Главным критерием их деятельности является создание системы ком-
плексной безопасности в школах [1].
Еще одним новым направлением работы является совместная работа полицейских с 24 кризисными центрами деятельность которых связана с защитой женщин от насилия. Так совместно с кризисным центром "Подруги", Комитетом административной полиции МВД и Академией МВД в режиме эксперимента была апробирована правоприменительная практика по реализации Закона Украины "О предупреждении насилия в семье". Отдельные результаты которого, были использованы при подготовке проекта Закона Республики
Казахстан "О противодействии бытовому насилию" [3].
Кроме того, для укрепления единства, взаимных связей и доверительных отношений между полицией и населением повсеместно традиционно проводятся Дни открытых дверей, встречи с коллективами, выступления на собраниях и сходах жителей микрорайонов и поселков, организована работа общественных приемных и телефонов доверия. Все это, несомненно, отвечает интересам консолидации общества в вопросе предупреждения преступности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Интернет-конференция Шпекбаева А.Ж. //www.mvd.kz.
2. Информационно-справочная правовая система "Законодательство" по состоянию на 1 января 2008 г
3. Информация Комитета административной полиции МВД //www.mvd.kz.
4. Сайт МВД РК www.mvd.kz. Рубрика Гражданский форум.
5. Шпекбаев А.Ж. Действовать на упреждение // Казахстанская правда. 2008. 18 марта.
6. Экспресс-информация Комитета Генеральной прокуратуры РК о состоянии преступности в Республике Казахстан за 2007 год //www.procuror.kz.