Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТРАДИЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТРАДИЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВО / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИУМ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПУБЛИЧНЫЕ ИНТЕРЕСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Туркаева Л.В.

Актуальность научной работы просматривается через призму вопросов роли и значения юридического образования в России. Начало 1990-х годов ознаменовало собой кардинальные преобразования в отраслях экономической, социальной и политической жизни общества, благодаря которым в стране проводится глобальная реформа, затронувшая всю юридическую систему, в частности органы законодательной власти, механизмы и средства реализации и обеспечение права. Эффективность подобных преобразований определяется степенью развития правовой культуры в современном гражданском обществе, что нашло официальное закрепление в недавно принятых Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан. В соответствии с данными положениями создание правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России невозможно без определенного коэффициента правовой культуры общества, потому что это существенно затрудняет полноценное осуществление таких основополагающих принципов, как неукоснительное соблюдение и уважение действующего законодательства, защита и неотъемлемость прав человека, обеспечение надежной защищенности интересов государства. Вот почему профессиональное правосознание людей является ключевым фактором в развитии любого правового механизма государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL ASPECTS OF THE MODERN MODEL OF LEGAL EDUCATION: TRADITIONS AND DEVELOPMENT PROSPECTS

The relevance of the scienti c work is viewed through the prism of the role and importance of legal education in Russia. The beginning of the 1990s marked a radical transformation in the sectors of economic, social and political life of society, thanks to which a global reform is being carried out in the country, a ecting the entire legal system, in particular, legislative authorities, mechanisms and means of implementing and ensuring law. The e ectiveness of such transformations is determined by the degree of development of legal culture in modern civil society, which has been formalized in the recently adopted Foundations of the State Policy of the Russian Federation in the eld of the development of Legal literacy and Legal Awareness of citizens. In accordance with these provisions, the creation of a state governed by the rule of law, the formation of civil society and the strengthening of national accord in Russia is impossible without a certain coe cient of the legal culture of society, because this signi cantly complicates the full implementation of such fundamental principles as unquestioning observanc and respect for the current legislation, the protection and inviolability of human rights, ensuring reliable protection of the interests of the state. That is why professional legal awareness of people is a key factor in the development of any legal mechanism of the state.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТРАДИЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. 2022. № 2 (18). С. 33—37. ISSN 2409-4102 (print)

Bulletin of Chelyabinsk State University. Education and Healthcare. 2022;(2(18):33-37. ISSN 2409-4102 (print)

Научная статья УДК 37.013

doi: 10.47475/2409-4102-2022-10205

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТРАДИЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Лаура Вахитовна Туркаева

Грозненский государственный нефтяной технический университет им. академика М. Д. Миллионщикова, Грозный, Россия, medinaturkaeva@mail.ru

Аннотация. Актуальность научной работы просматривается через призму вопросов роли и значения юридического образования в России. Начало 1990-х годов ознаменовало собой кардинальные преобразования в отраслях экономической, социальной и политической жизни общества, благодаря которым в стране проводится глобальная реформа, затронувшая всю юридическую систему, в частности органы законодательной власти, механизмы и средства реализации и обеспечение права. Эффективность подобных преобразований определяется степенью развития правовой культуры в современном гражданском обществе, что нашло официальное закрепление в недавно принятых Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан. В соответствии с данными положениями создание правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России невозможно без определенного коэффициента правовой культуры общества, потому что это существенно затрудняет полноценное осуществление таких основополагающих принципов, как неукоснительное соблюдение и уважение действующего законодательства, защита и неотъемлемость прав человека, обеспечение надежной защищенности интересов государства. Вот почему профессиональное правосознание людей является ключевым фактором в развитии любого правового механизма государства.

Ключевые слова: юридическое образование, законодательство, государство, правоохранительные органы, правовая культура, социум, национальная безопасность, публичные интересы

Для цитирования: Туркаева Л. В. Правовые аспекты современной модели юридического образования: традиции и перспективы развития // Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. 2022. № 2 (18). С. 33—37. doi: 10.47475/2409-4102-2022-10205.

Original article

LEGAL ASPECTS OF THE MODERN MODEL OF LEGAL EDUCATION: TRADITIONS AND DEVELOPMENT PROSPECTS

Laura V. Turkaeva

Grozny State Oil Technical University named after M.D. Millionshchikov, Grozny, Russia, medinaturkaeva@mail.ru

Abstract. The relevance of the scientific work is viewed through the prism of the role and importance of legal education in Russia. The beginning of the 1990s marked a radical transformation in the sectors of economic, social and political life of society, thanks to which a global reform is being carried out in the country, affecting the entire legal system, in particular, legislative authorities, mechanisms and means of implementing and ensuring law. The effectiveness of such transformations is determined by the degree of development of legal culture in modern civil society, which has been formalized in the recently adopted Foundations of the State Policy of the Russian Federation in the field of the development of Legal literacy and Legal Awareness of citizens. In accordance with these provisions, the creation of a state governed by the rule of law, the formation of civil society and the strengthening of national accord in Russia is impossible without a certain coefficient of the legal culture of society, because this significantly complicates the full implementation of such fundamental principles as unquestioning observance

© Туркаева Л. В., 2022

and respect for the current legislation, the protection and inviolability of human rights, ensuring reliable protection of the interests of the state. That is why professional legal awareness of people is a key factor in the development of any legal mechanism of the state.

Keywords: legal education, legislation, law enforcement agencies, legal culture, civil society, human rights and freedoms

For citation: Turkaeva LV. Legal aspects of the modern model of legal education: traditions and development prospects. Bulletin of Chelyabinsk State University. Education and Healthcare. 2022;(2(18):33-37. doi: 10.47475/24094102-2022-10205.

В условиях модернизации отечественного образования современным обществом предъявляются все более высокие требования к личностному росту человека с целью его дальнейшего профессионального успеха. На протяжении многих десятилетий все больше росла необходимость в совершенствовании института образования, а эффективность учебного процесса наглядно свидетельствует о потребности разработать четкие педагогические и правовые критерии, которые станут отличным началом в строительстве единой систематизированной модели образования. Утверждение концепции развития образовательной сферы, политической и общественной жизни общества повлекло за собой значительные преобразования практически во всех социальных отраслях, среди которых доминирующее положение занимает институт образования, обеспечивающий культурное наследие поколений, а также подготовку высококвалифицированных специалистов [1].

Современное гражданское общество в условиях развития правового демократического государства остро нуждается в изменении нравственно-поведенческих стереотипов индивидов. Процесс реорганизации устоявшихся ориентиров социально-нравственных и семейных ценностей заставляет по-новому рассматривать вопрос относительно создания государственной системы защиты трудовых прав человека, а также стремительным ходом начинает меняться и институт законодательства [2].

Тенденция активизации моделей совершенствования отечественного образования интенсивно развивается благодаря новейшим технологиям и результатам исторических исследований. На сегодняшний день актуальность проблемы педагогической культуры объясняется как с точки зрения профессиональной подготовки будущих специалистов, так и постановкой эффективной работы в высшем учебном заведении [3]. На мой взгляд, решение проблемы нужно направить в русло от объяснения педагогических явлений, происходящих в профессиональной деятельности самих педагогов, до разработки практических вариантов по модернизации этой деятельности в самых разнообразных социально-педагогических ситуациях.

Реформаторские преобразования в современной России за последние десятилетия внесли значительный вклад в развитие института высшего профессионального образования, в частности юридического. Юридическое образование XXI века остро нуждается в совершенствовании методики обучения и подготовки высококвалифицированных специалистов. Всесторонняя развитость и глубокая образованность дают юристу возможность называться «знаток своего дела», который свободно владеет тактикой и умением применения теоретических и практических знаний в профессиональной деятельности. Правовое образование приобретает массовый характер, учитывая то, что раньше система высшего профессионального образования не могла себе позволить выпуск дипломированных специалистов в огромных масштабах. Данная статистика свидетельствует о высоком показателе правовой культуры общества как о факторе социальной стабильности. По мнению правовых экспертов, в настоящее время правовое образование вступает в новую эпоху стремительного развития, когда перед высшими учебными заведениями ставится задача по воплощению отечественного профессионального образования в идеал современной науки и будущего права [4].

Одной из злободневных проблем новейшего отечественного юридического образования наряду с вышеназванными критериями является попытка сохранения научных школ. Всемирные исследования правовых наук показали, насколько важную роль в развитии юриспруденции играют научные традиции, которые составляют фундаментальную основу научного сообщества выдающихся ученых. При этом отмечу, что понятие «традиция» как социальный феномен имеет свою долгую историю становления, и даже в условиях благоприятного экономического климата просто нереально за короткий промежуток времени собрать достойную группу научного контингента. Всесторонняя поддержка очень важна в процессе обучения академических и научно-исследовательских кадров, поскольку именно они являются составляющим звеном устойчивого экономического роста нашей страны.

В образовательной сфере деятельности функциональные обязанности педагогических работников заключаются в выполнении административных предписаний, основанных на соответствующих нормативно-правовых актах, которые регламентируют правовую культуру общества (приказы, постановления, распоряжения и т. д.). Из этого следует, что правовая культура и педагогическая культура — это совершенно тождественные понятия. В настоящее время ведется активная работа относительно интеграции педагогики в юридическую науку, однако на практике данное предложение находится лишь на стадии рассмотрения. На мой взгляд, наука нуждается в разработке современной модели по созданию и совершенствованию юридической педагогики как самостоятельной отрасли права с учетом ее историко-педагогических особенностей [5].

Устойчивое развитие юридической педагогики в современных условиях развития и совершенствования российского образования объясняется перспективами формирования в России правового государства и демократического общества. Традиционная проблема образования, заключающаяся в поиске идеального компонента образовательной системы, становится более интенсивной благодаря обновленным условиям в социально-экономической сфере. Модернизация института права и юридического образования провоцирует постановку вопроса относительно формирования правовой культуры, правосознания и ценностного отношения к действующему законодательству у будущих государственных служащих [6].

Новейшая система отечественного юридического образования переживает сегодня не лучшие времена, и ключевая проблема заключается в разработке основной стратегии правовой политики. По мнению ведущих экспертов, правовое образование в современной России должно строиться в направлении подготовки высококвалифицированных специалистов, которые в будущем должны будут представлять интересы человека и государства в целом. Учитывая то, что выше-предложенная модель пока находится на стадии разработки, существует необходимость изучения взаимодействия юридической культуры и правовой системы в целом.

Влияние педагогического воздействия на развитие личности юриста провоцирует появление научной проблемы, суть которой заключается в исследовании профессионального юридического образования. Это обусловлено тем, что нынче профессия юриста является престижной и пользуется

большим спросом на рынке труда, поскольку именно на плечи правозащитников возлагается важная социальная роль в защите и поощрении прав, интересов человека, гражданина и целого государства. В современных условиях реформирования образовательной системы понятие «квалификация» означает лишь степень профессиональной деятельности (подготовленности к труду), сочетающей в себе такие качества, как социальное поведение, чувство коллективизма, предприимчивость и любовь к осознанному риску. Отсюда следует, что профессионализм юридических кадров является прямым свидетельством высокого уровня развития стиля юридического мышления и правовой культуры общества [7. С. 81].

Сложившаяся на сегодняшний день отечественная система высшего юридического образования все-таки нуждается в тотальной доработке, и самым оптимальным методом в данном случае являются не административно-приказные средства, а более гибкий и конструктивный, так называемый рыночный подход. Предложение такого формата заключается в установлении наказания в виде штрафа за нецелевое использование образовательных средств или запрета на занятие педагогической деятельностью (лишение лицензии). К сожалению, пока идейные основы ученых-экспертов по оздоровлению института высшего юридического образования находятся лишь на стадии обсуждения и рассмотрения.

Одним из наиболее эффективных инструментов повышения качества подготовки специалистов в новейших юридических вузах является академическая помощь со стороны ведущих университетов страны, оказываемая на договорной основе. Кроме того, в целях улучшения образовательной деятельности в высших учебных заведениях следовало бы разработать систему стимулирования учебно-методической работы в управлении вузом, которая, возможно, в будущем найдет свое применение в практике других образовательных учреждений. Следующим не менее важным этапом в процессе улучшения качества юридического образования в вузах выступает мнение правоохранительных и иных органов государственной власти относительно подготовки выпускников, которые в этой связи выступают в роли потенциальных работодателей. Применительно к проблеме высшего юридического образования весьма уместно будет озвучить мнение возрастной юридической элиты, согласно которому государственные юридические вузы должны готовить высококвалифицированных специалистов для государственных органов,

в то время как негосударственные образовательные учреждения должны быть нацелены на выпуск студентов в негосударственные структурные организации. Безусловно, каждый человек имеет конституционное право на свое личное субъективное мнение, однако такого рода заключение является беспочвенным и вряд ли приемлемо. Подобного рода умозаключение можно считать констатацией очевидного факта дискриминации в области высшего юридического образования, которая ни к чему хорошему не приведет, а тем более не будет способствовать стимулированию повышения уровня образования [8. С. 15].

Одним из первоочередных направлений модернизации российского юридического образования должно стать сохранение и обогащение лучших традиций отечественных преподавателей для последующего научного роста и творческой деятельности нынешних педагогов, чья профессиональная

деятельность направлена на формирование у студентов системы теоретических знаний, практических умений и навыков будущей профессии. Вместе с тем исследование данного вопроса требует особого научного труда и времени.

В рамках нашего исследования предложенные методы по решению проблемы развития и совершенствования современной модели юридического образования на этом не исчерпываются. Очевидно, что применительно к этой ситуации принятые вопросы должны быть рассмотрены с использованием самых высокоэффективных правовых средств и способов, которые придумало человечество, в целях защиты интересов российского общества. Реформа образования должна продвигаться на основе широкого научного консенсуса, поскольку без научного обоснования и сопровождения нет никакого смысла в нововведениях.

Список источников

1. Рунченко А. В. К проблеме формирования и развития юридической педагогики как научной области // Право и образование. 2018. № 1. С. 66—71.

2. Чернышенко О. В. Игровые технологии как лингводидактическое средство при обучении русскому языку как иностранному // Казанский педагогический журнал. 2019. № 6 (119). С. 136—140.

3. Власова Б. Н. Философия образования: учеб. пособие. Ростов н/Д, 2016.

4. Каравяковский Д. Г. Философско-правовые аспекты развития юридической педагогики как вида отраслевой педагогики // Образование и право. 2018. № 11—12. С. 46—53.

5. Алешина Е. А. Формирование правовой культуры в процессе юридического образования: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2018.

6. Нифедов И. В. M-learning и E-learning как основа разработки современных учебных программ по методике преподавания РКИ // X Международные Севастопольские Кирилло-Мефодиевские чтения: сб. науч. работ. Севастополь, 2019. С. 186—191.

7. Куклин С. В. Правовая культура и правовое мышление в современном обществе // Вестник ЮУрГУ Сер.: Право. 2017. № 4. С. 75—83.

8. Михайлов А. Е. Современное состояние и перспективы модернизации российского юридического образования // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2010. № 4 (4). С. 13—18.

References

1. Runchenko AV. On the problem of le formatione and developmente of legal pedagogy as a scientific field. Law and Education. 2018;(1):66-71. (In Russ.).

2. Chernyshenko OV. Game technologies as a linguodidactic tool in teaching Russian as a foreign language. Kazan Pedagogical Journal. 2019;(6):136-140. (In Russ.).

3. Vlasova VN. Philosophy of education: a textbook. Rostov on Don; 2016. (In Russ.).

4. Karavyakovsky DG. Filosofische en juridische aspecten van de ontwikkeling van juridische pedagogiek als een soort branchepedagogiek. Onderwijs en recht. 2018;(11-12):46-53. (In Russ.).

5. Aleshina EA. Vorming van juridische cultuur in het proces van juridische opleiding. Abstract of thesis. Rostov on Don; 2018. (In Russ.).

6. Nifedov IV. M-learning en e-learning als basis voor de ontwikkeling van moderne curricula over de methodologie van het onderwijzen van Russisch als vreemde taal. X International Sevastopol Cyrillo-Methodian Readings: een verzameling wetenschappelijke artikelen. Sevastopol; 2019. (In Russ.).

7. Kuklin SV. Legal culture and legal thinking in modern society. Bulletin of SUSU. Series: Law. 2017;(4):75-83. (In Russ.).

8. Mikhailov AE. Modern state and perspectives of modernization of Russian legal education. Science and education: economy and economy; entrepreneurship; law and management. 2010;(4):13-18. (In Russ.).

Информация об авторе

Л. В. Туркаева — кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры «Информатика и вычислительная техника».

Information about the author

Laura V. Turkayeva — Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer of the Department "Informatics and Computer Engineering".

Статья поступила в редакцию 18.06.2022; одоб- The article was submitted 18.06.2022; approved af-рена после рецензирования 20.06.2022; принята ter reviewing 20.06.2022; accepted for publication к публикации 20.07.2022. 20.07.2022.

Автор заявляет об отсутствии конфликта инте- The author declare no conflicts of interests. ресов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.