Научная статья на тему 'Правовые аспекты совершенствования институтов непосредственной демократии и информационного обеспечения местного самоуправления'

Правовые аспекты совершенствования институтов непосредственной демократии и информационного обеспечения местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY-NC-ND
567
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГРАЖДАНСКОЕ УЧАСТИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / DIRECT DEMOCRACY / MUNICIPAL MANAGEMENT / CIVIL PARTICIPATION / INFORMATION TECHNOLOGY / MUNICIPAL SERVICES / PUBLIC CONTROL

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Холопов Владимир Анатольевич

В статье рассматриваются нормативные возможности совершенствования существующих форм непосредственного осуществления и участия населения в осуществлении местного самоуправления в целях создания максимально удобного механизма для реализации предоставленных ему прав, в контексте обеспечения перехода на качественно иную ступень в организации муниципального управления и построения на муниципальном уровне новой управленческой ИТ-культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Холопов Владимир Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL ASPECTS OF PERFECTING INSTITUTES OF DIRECT DEMOCRACY AND INFORMATION PROVISION FOR THE PUBLIC ADMINISTRATION

The article deals with the legislative possibilities of perfection of the existing forms of direct democracy and participation of the population in local government to increase their demands on the municipal practice and to create the most convenient mechanism for the municipal union, giving them rights to maintain transition on qualitatively another step to the organization of municipal management and the construction of a new administrative IT-culture at the municipal level.

Текст научной работы на тему «Правовые аспекты совершенствования институтов непосредственной демократии и информационного обеспечения местного самоуправления»

Холопов В.А.

правовые аспекты

совершенствования

институтов

непосредственной

демократии

и информационного

обеспечения местного

самоуправления

Аннотация

в статье рассматриваются нормативные возможности совершенствования существующих форм непосредственного осуществления и участия населения в осуществлении местного самоуправления в целях создания максимально удобного механизма для реализации предоставленных ему прав, в контексте обеспечения перехода на качественно иную ступень в организации муниципального управления и построения на муниципальном уровне новой управленческой ИТ-культуры.

Ключевые слова: непосредственная демократия, муниципальное управление, гражданское участие, информационные технологии, муниципальные услуги, общественный контроль.

Развитие гражданского общества и государственности в России не представляется возможным без участия населения. Участие населения в управлении государством, особенно на наиболее приближенном к нему муниципальном уровне публичной власти, обеспечивает устойчивость и демократический характер всей системы властных институтов.

Неслучайно высшим руководством страны перманентно ставятся задачи по развитию институтов непосредственной демократии. Очевидно, что чем активнее реализуются разнообразные формы непосредственного осуществления и участия населения в осуществлении местного самоуправления, тем более эффективно и грамотно выстроен механизм муниципального управления, поскольку он опирается на структурированное местное сообщество, а значит, полнее реализуются в решениях органов местного самоуправления интересы жителей соответствующей территории. Кроме того, разнообразные формы непосредственной демократии укрепляют связи управленческого аппарата с населением, стимулируют его гражданскую инициативу, питаемую устойчивыми интересами различных общественных групп, наконец, трансформируют эти интересы и традиции в активное гражданское поведение, практическую работу по осуществлению поставленных целей.

Сказанное предопределяет значимость роли институтов непосредственной демократии в реализации управленческой составляющей функционального назначения местного самоуправления. Во-первых, посредством таких форм непосредственной демократии, как муниципальные выборы, сход граждан и ряда других, обеспечиваются формирование и функционирование всех звеньев системы местного самоуправления, его органов, а также решение важнейших вопросов местного значения. Во-вторых, отдельные институты непосредственной демократии (местный референдум, собрания (конференции) граждан для осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования) сами входят в систему местного самоуправления, составляя ее неотъемлемую часть, поскольку в первом случае решения, принятые на референдуме, не требуют дополнительных разрешительных санкций муниципальных властей и вступают в законную силу с момента опубликования, а во втором - собрания (конференции) граждан выступают и как самостоятельный институт непосредственной демократии, и как организационная форма для реализации другого института участия граждан в самостоятельном и под свою ответственность осуществлении собственных инициатив по вопросам местного значения - территориальном общественном самоуправлении.

В рамках нашего исследования остановимся подробнее на рассмотрении возможных направлений дальнейшего развития нормативной базы непосредственного осуществления и участия населения в осуществлении местного самоуправления.

В этой связи прежде всего необходимо вести речь о преодолении организационно-процедурных пробелов, затрудняющих получение оптимальных эффектов от использования отдельные форм непосредственной демократии в практике муниципального управления.

Мы разделяем мнение доктора юридических наук О.В. Брежнева, отмечающего, что «бессистемность правового регулирования местного самоуправления на федеральном уровне является следствием отсутствия четкой и логичной концепции организации муниципальной власти: законодатель не представляет себе оптимальную модель правового регулирования местного самоуправления, он пытается посредством внесения многочисленных поправок в действующие правовые акты лишь "нащупать" нормативные контуры этой

модели» [4. С. 16-17]. В свою очередь, законодательная неразбериха (за семь лет, прошедших с момента принятия базового Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», было издано свыше 50 федеральных законов о внесении в него изменений и дополнений) на федеральном уровне не может не отражаться негативным образом на качестве нормативного сопровождения института местного самоуправления на региональном и местном уровнях. Сказанное в определенной степени относится и к закрепившимся механизмам привлечения населения через различные институты муниципальной демократии к участию в управленческом процессе.

Анализ норм названного Закона и сопутствующих ему документов позволяет утверждать, что необходимы следующие качественные преобразования ряда гарантированных законодателем форм непосредственного осуществления и участия населения в осуществлении местного самоуправления:

1) закрепить в ст. 36 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 37-Ф3 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» механизм привлечения к дисциплинарной, административной ответственности должностных лиц представительного органа местного самоуправления и избирательной комиссии муниципального образования за неправомерный отказ в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума;

2) предусмотреть введение сокращенных процессуальных сроков судебного рассмотрения жалоб об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума;

3) рекомендовать указывать в принимаемом на местном референдуме документе порядок последующего внесения в него изменений и дополнений, конкретизируя, какие положения вправе изменить представительный орган местного самоуправления (самостоятельно либо по инициативе главы местной администрации), а какие корректируются в порядке, аналогичном процедуре принятия документа, т.е. по итогам проведения очередного местного референдума;

4) организовать публичные слушания в муниципальных образованиях как стадию принятия муниципальных правовых актов, состоящую в вынесении проекта акта на общегородское (общерайонное, общепоселенческое) обсуждение и последующем обязательном рассмотрении органами, должностными лицами местного самоуправления при принятии правового акта результатов проведенного обсуждения [10. С. 38];

5) смягчить законодательные нормы (ч. 6 ст. 27 Федерального закона № 131-ФЗ), определяющие правомочность проведения собраний (конференций) граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления;

6) расширить компетенционный статус органов территориального общественного самоуправления за счет нормативного наделения тремя видами полномочий по решению вопросов местного значения:

- совместная компетенция (вопросы, которые в равной степени могут решаться и органами местного самоуправления, и ТОС при условии

делегирования муниципальными властями их решения на конкретной территории непосредственно ТОС с изданием соответствующего правоустанавливающего акта);

- компетенция согласования (вопросы, затрагивающие интересы ТОС и решаемые органами местного самоуправления с участием или по согласованию с ТОС);

- исключительная компетенция (вопросы текущей деятельности, прописанные в уставе ТОС);

7) предусмотреть в ст. 27 Федерального закона № 131-Ф3 схему финансирования деятельности ТОС помимо собственных и привлекаемых частных источников за счет средств федерального, регионального и местного бюджетов с обязательным закреплением порядка их выделения. Как нам представляется, на сегодняшний день именно ТОС следует рассматривать как один из наиболее серьезных резервов развития непосредственной демократии и реального вовлечения населения в управление общественно-властными процессами в качестве дееспособной модели децентрализованного управления по отдельным вопросам местного значения в тандеме органов местной власти и жителей локальных территорий, способных к самоуправлению. Мы солидарны в этой связи с Ю.М. Лермонтовым, считающим, что будет целесообразным принять соответствующий федеральный закон о ТОС, в котором найдут отражение положения об основах правового статуса органов ТОС, их деятельности, гарантиях осуществления ТОС, в частности при возникновении разногласий между органами ТОС и органами государственной власти и местного самоуправления [7. С. 37].

Кроме того, еще один ресурс развития форм непосредственного осуществления и участия населения в осуществлении местного самоуправления следует искать на стыке юридических и технологических инноваций.

Отражающее современные потребности построения ИТ-ориентированного пространства активное распространение новейших информационных и телекоммуникационных технологий предоставляет в распоряжение общества новые инструменты, ускоряющие, по мнению А. Кескинена, процесс перехода от слабой к истинной демократии [17. С. 340], открывает широкие возможности всем членам общества более эффективно участвовать в решении вопросов государственного, муниципального строительства на правах независимых партнеров власти.

О востребованности и перспективности данного направления развития муниципальной демократии свидетельствует широкое научное обсуждение потенциала ИТ-технологий как безусловного катализатора, стимулирующего гражданскую активность населения в принятии и донесении до органов власти своих решений посредством общедоступных сервисов. В частности, целый ряд авторитетных исследователей высказываются в пользу необходимости совершенствования механизма реализации отдельных институтов непосредственной демократии за счет использования ИТ-технологий в решении организационных задач (Г. Андреева, А. Верещагин, И. Старостина - местный референдум; А.В. Павлушин, А.Е. Постников, Н.Г. Митин - муниципальные выборы) либо введения дополнительного электронного аналога традиционной формы наро-

довластия (В.Н. Руденко, М.Г. Васькова - электронные собрания граждан; С.С. Зе-нин - электронные публичные слушания).

Так, Г. Андреева, А. Верещагин, И.Старостина обращают внимание на потенциал интернет-технологий в активизации гражданского участия в процедурах местного референдума, снижении финансовых затрат на его организацию, что повысит показатель реального использования этого института прямой демократии и в итоге будет способствовать расширению круга проблем, решаемых в плебисцитарном порядке [3].

Исходя из аналогичных соображений, А.В. Павлушин, А.Е. Постников, Н.Г. Митин перспективным направлением развития института выборов считают использование системы дистанционного электронного голосования, в первую очередь на избирательных участках, образованных в отдаленных и труднодоступных местностях, а также за пределами территории Российской Федерации [9; 8]. Эксперименты, отрабатывающие применение различных электронных технологий голосования на местных выборах (Интернет, электронные социальные карты, средства мобильной связи), имели место в целом ряде муниципальных образований: города Новомосковск, Нижневартовск, Радужный, Вологда, Кингисепп и др. Однако, вследствие отсутствия юридического механизма учета результатов такого рода голосований, по существу они сводились к социологическому опросу избирателей.

B.Н. Руденко, М.Г. Васькова отмечают целесообразность проработки правовых и организационных аспектов информирования населения о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, а также проведения, наряду с традиционными, электронных собраний граждан для обсуждения вопросов местного значения [11; 5].

C.С. Зенин в своих исследованиях высказывается о необходимости совершенствования процедурных аспектов проведения публичных слушаний за счет внедрения информационных технологий и выделения в качестве дополнительного механизма электронных публичных слушаний [6]. Это обеспечит в совокупности с традиционной формой организации получение максимально полной и объективной картины взглядов жителей муниципальных образований по выносимым на обсуждение вопросам.

Притом что в нашей стране механизм участия населения в принятии важнейших решений развития территории через информационно-коммуникационные системы только зарождается, накапливая скорее теоретико-методологическую базу, и не получил пока нормативного закрепления, последнее представляется стратегически важным, поскольку освоение существующего инструментария гражданского участия с опорой на ИТ-технологии распространения и обработки информации позволит обеспечить более прочную основу принимаемым решениям за счет расширения участия населения в процессе их принятия. Следует отметить, что прогрессирующее внедрение инструментария новейших ИТ-технологий в работу управленческого звена вызвано прежде всего стремлением оптимизировать механизм и повысить качество предоставления услуг населению, обеспечить максимальную прозрачность деятельности муниципальной власти. Среди наиболее активно развивающихся сегодня компонентов информатизации необходимо назвать муниципальные справочно-информационные

порталы, на практике реализующие принцип взаимодействия граждан и органов управления через компьютерные сети; многофункциональные центры предоставления муниципальных услуг, реализующих проект «Одного окна»; единые муниципальные базы данных.

Одним из наиболее масштабных проектов, осуществляемых в этом направлении, выступает введение на всей территории страны «Универсальной электронной карты гражданина РФ». Предполагается, что данный ресурс на первоначальном этапе позволит получать гражданам полный спектр услуг в системе обязательного медицинского и пенсионного страхования, банковского, транспортного обслуживания, дистанционного предоставления государственных и муниципальных услуг и льгот, а в перспективе - заменит основной документ гражданина РФ и станет универсальным средством голосования на выборах всех уровней.

Комментируя 28 февраля 2011 г. на заседании комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики принятие столь важного решения, Президент РФ Д.А. Медведев подчеркнул, что карта выведет на новый уровень общение гражданина с государством, бюрократическими структурами и предоставит новые возможности россиянам. В конечном счете, произойдет «радикальное повышение цифровой культуры» в стране, а простые люди будут чувствовать себя «более защищенными перед государством» [12].

Таким образом, можно говорить о выстраивании новой модели оперативного взаимодействия в режиме on-line между органами власти, а также последних с населением, имея в виду магистральную задачу - перевод к 2015 г. абсолютно всех государственных и муниципальных услуг в электронный вид [14].

О прочности включения информатизации административно-управленческих процессов в число государственных приоритетов также свидетельствует формирование при Президенте РФ Совета по развитию информационного общества в России, ориентированного на рассмотрение вопросов, связанных с развитием площадок для использования преимуществ информационных технологий. На первом заседании Совета Президент РФ отметил необходимость оперативной реализации основных положений Федерального закона от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», который впервые законодательно определил состав и основные способы доступа к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, включая доступ в электронном формате в сети Интернет, установил процедуру направления и обработки поступающих от граждан электронных запросов [13].

Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2010 г. № 60 образована правительственная комиссия по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, которая призвана стать координационным органом по обеспечению согласованных действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по выработке и реализации государственной политики в сфере развития и использования информационных технологий в государственном управлении, в том числе по вопросам фор-

мирования в Российской Федерации информационного общества и электронного правительства [2].

С 1 июля 2011 г. вступит в силу положение Федерального закона № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», запрещающее требовать от заявителя предоставления документов и информации, которые находятся в распоряжении других органов, предоставляющих государственные, муниципальные и иные услуги, а также требовать осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для оказания таких услуг, если это не предусмотрено соответствующими нормативными правовыми актами [16].

Вместе с тем формирование механизмов контроля (финансового, административного и др.) за деятельностью и развитием муниципалитетов вообще и за эффективностью деятельности органов местного самоуправления со стороны населения в частности продолжает оставаться одним из насущных и отчасти не регламентированным направлением функционирования муниципальных образований постреформенного периода. Представители научного сообщества сходятся во мнении, что отсутствует как эффективный государственный финансовый контроль, так и контроль общественный за эффективностью деятельности органов местного самоуправления [15. С. 33].

Уже упомянутый нами Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ хотя и попытался частично решить эту задачу, обязав органы местного самоуправления размещать в сети Интернет информацию об использовании бюджетных средств, но не предусмотрел каких-либо гарантий и механизмов проверки ее достоверности. Не заложено гарантий реализации принципа достоверности и в Указе Президента РФ от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» [1]. В соответствии с данным Указом главы местных администраций городских округов и муниципальных районов обязаны ежегодно, до 1 мая, представлять в высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ доклады о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности муниципалитетов и публиковать соответствующие доклады на сайтах городских округов/муниципальных районов в сети Интернет.

Таким образом, законодательное закрепление механизма общественного контроля за деятельностью местных органов власти, отсутствующего в целостном виде в действующем законодательстве, также следует рассматривать как возможное направление оптимизации института местного самоуправления и повышения качества муниципального управления.

Итак, очевидно, что перспективы развития муниципалитетов на сегодняшний день неразрывно связаны с использованием передовых ИТ-технологий в муниципальном управлении. К тому же уровень информатизации муниципального образования становится одним из объективных показателей его конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках, индикатором инвестиционной привлекательности территории. Задачей же органов местного самоуправления, при неуклонном возрастании роли и значения информации и информационных технологий на всех уровнях управления, выступают сти-

мулирование и координация данного процесса. При этом следует различать технологический аспект применения информационных технологий в управлении, связанный с процессами компьютеризации процесса управления, и коммуникативный. Последний выражается в том, что активное внедрение ИТ-технологий в муниципальный менеджмент способствует созданию прозрачной информационной среды, повышению открытости власти, более эффективному взаимодействию власти и населения, становлению и упрочению «электронной демократии» в России. Ведь местное самоуправление только тогда является эффективным и полностью соответствует своей природе и назначению, когда население активно участвует в решении вопросов местного значения. При этом гражданское участие должно быть освобождено от правовых пробелов и бюрократических барьеров, тормозящих включение различных механизмов выражения гражданских инициатив в процесс принятия управленческо-властных решений на местном уровне.

Одним из приоритетов новой управленческой культуры на муниципальном уровне должна стать открытость процесса управления, подразумевающая свободный (в предусмотренных законодательством границах) доступ к самому процессу принятия решений и к итоговым документам по основным направлениям развития муниципальной территории.

Заявленные возможные изменения правовой регламентации и процедурной составляющей некоторых форм непосредственного осуществления и участия населения в осуществлении местного самоуправления позволяют говорить о значительном, еще не реализуемом в полной мере, потенциале институтов непосредственной демократии в практике муниципального управления, повсеместное использование которого будет способствовать переходу на качественно новую ступень в организации управленческого процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Указ Президента РФ от 28 апреля 2008 года № 607 (в ред. Указа Президента РФ от 3 мая 2010 года № 579) «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» // Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2010 года № 60 (в ред. Постановления Правительства РФ от 6 апреля 2011 года № 250) «О Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления» // Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

3. Андреева Г., Верещагин А., Старостина И. Двери для референдума приоткрываются? // Сравнительное конституционное обозрение. - 2007. - № 2.

4. Брежнев О.В. Федеральное законодательство об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: проблемы применения, тенденции развития, перспективы совершенствования // Государственная власть и местное самоуправление. - 2010. - № 4.

5. Васькова М.Г. Проблемы становления и реализации электронной демократии в электронном государстве // Российский юридический журнал. -2010. - № 4.

6. Зенин С.С. Электронные публичные слушания // Юридический мир. -2008. - № 1.

7. Лермонтов Ю.М. Территориальное общественное самоуправление в системе муниципального народовластия // Муниципальная служба: правовые вопросы. - 2009. - № 2.

8. Митин Г.Н. Per interrogationem: опыт электронного опроса избирателей в г. Новомосковске (Тульская область) 12 октября 2008 г. // Государственная власть и местное самоуправление. - 2008. - № 11.

9. Павлушин А.В., Постников А.Е. Правовой механизм дистанционного электронного голосования (анализ возможной модели) // Журнал российского права. - 2009. - № 11.

10. Роньжина О.В. Уникальные стадии правотворческого процесса (к вопросу о форме публичных слушаний) // Государственная власть и местное самоуправление. - 2008. - № 1.

11. Руденко В.Н. Прямая демократия: модели правления, конституционно-правовые институты. Екатеринбург, 2003.

12. Стенографический отчет о заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 28 февраля 2011 года // URL: http://news.kremlin.ru/transcripts/10453 (дата обращения: 19.06.2011).

13. Стенографический отчет о заседании Совета по развитию информационного общества 12 февраля 2009 года // URL: http://www.kremlin.ru/ transcripts/3161 (дата обращения: 19.06.2011).

14. Стенографический отчет о совместном заседании Государственного совета и Совета по развитию информационного общества 23 декабря 2009 года // URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/6443 (дата обращения: 19.06.2011).

15. Тасалов Ф.А. Местные бюджеты и финансовый контроль // Конституционное и муниципальное право. - 2009. - № 20.

16. Тимченко В. Основные направления развития местного самоуправления и его основ в 2011 году // URL: http://www.komitet4.km.duma.gov.ru/site. xp/053048124056048052.html (дата обращения: 19.06.2011).

17. Keskinen A. Future democracy in the information society // Futures. Quilfield. -2000. - Vol. 33. - № 3/4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.