Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СКРИНИНГОВОЙ МОДЕЛИ КОМПЛЕКТОВАНИЯ КАДРОВОГО СОСТАВА ПОЛИЦИИ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ'

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СКРИНИНГОВОЙ МОДЕЛИ КОМПЛЕКТОВАНИЯ КАДРОВОГО СОСТАВА ПОЛИЦИИ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
43
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ СТАНДАРТ / ПОЛИЦИЯ / СКРИНИНГ / КАДРЫ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чимаров Сергей Юрьевич, Паншина Светлана Васильевна, Косолапов Алексей Дмитриевич

В статье изложены концептуальные аспекты китайской модели нормативного правового регулирования процесса найма претендентов на занятие должностей государственных служащих в рядах народной полиции. Проводя анализ действующих нормативных правовых актов, авторы выдвигают гипотезу о сопряженности процесса найма китайских полицейских с процессом скрининга, сводящегося к качественному комплектованию современной генерации правоохранителей и установлению соответствующих барьеров для ограждения от лиц, недостойных для прохождения службы в рядах полици.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чимаров Сергей Юрьевич, Паншина Светлана Васильевна, Косолапов Алексей Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL ASPECTS OF THE SCREENING MODEL OF POLICE STAFFING IN THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA

The article describes the conceptual aspects of the Chinese model of normative legal regulation of the process of hiring applicants for positions of civil servants in the ranks of the people's police. Analyzing the current regulatory legal acts, the authors put forward a hypothesis about the conjugation of the process of hiring Chinese police officers with the screening process, which boils down to the high-quality recruitment of the modern generation of law enforcement officers and the establishment of appropriate barriers to protect against persons unworthy of serving in the police ranks.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СКРИНИНГОВОЙ МОДЕЛИ КОМПЛЕКТОВАНИЯ КАДРОВОГО СОСТАВА ПОЛИЦИИ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ»

УДК 35.082

DOI 10.23672^2479-3627-8373^

Чимаров Сергей Юрьевич

доктор исторических наук, профессор,

профессор кафедры управления персоналом и воспитательной работы, Санкт-Петербургский университет МВД России [email protected]

Паншина Светлана Васильевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления персоналом и воспитательной работы, Санкт-Петербургский университет МВД России

[email protected]

Косолапов Алексей Дмитриевич

кандидат педагогических наук, доцент,

начальник кафедры управления персоналом и воспитательной работы, Санкт-Петербургский университет МВД России а[email protected]

Sergey Yu. Chimarov

Doctor of Historical Sciences, Professor,

Professor of the Department

of Personnel Management

and Educational Work,

St. Petersburg University of

the Ministry of Internal Affairs of Russia

[email protected]

Svetlana V. Panshina

Candidate of Pedagogical Sciences,

Associate Professor of the Department

of Personnel Management

and Educational Work,

St. Petersburg University of the Ministry

of Internal Affairs of Russia

[email protected]

Alexey D. Kosolapov

Candidate of Pedagogical Sciences,

Associate Professor,

Head of the Department of Personnel

Management and Educational Work,

St. Petersburg University of the Ministry

of Internal Affairs of Russia

a. [email protected]

Правовые аспекты скрининговой модели комплектования кадрового состава полиции в китайской народной республике

Legal aspects of the screening

model of police staffing in the people's republic of china

Аннотация. В статье изложены концептуальные аспекты китайской модели нормативного правового регулирования процесса найма претендентов на занятие должностей государственных служащих в рядах народной полиции. Проводя анализ действующих нормативных правовых актов, авторы выдвигают гипотезу о сопряженности процесса найма китайских полицейских с процессом скрининга, сводящегося к качественному комплектованию современной генерации правоохранителей и установлению соответствующих барьеров для ограждения от лиц, недостойных для прохождения службы в рядах по-лици.

Ключевые слова: правовой стандарт, полиция, скрининг, кадры, правоохранительная деятельность, идеологический компонент.

Annotation. The article describes the conceptual aspects of the Chinese model of normative legal regulation of the process of hiring applicants for positions of civil servants in the ranks of the people's police. Analyzing the current regulatory legal acts, the authors put forward a hypothesis about the conjugation of the process of hiring Chinese police officers with the screening process, which boils down to the high-quality recruitment of the modern generation of law enforcement officers and the establishment of appropriate barriers to protect against persons unworthy of serving in the police ranks.

Keywords: legal standard, police, screening, personnel, law enforcement, ideological component.

Качество профессионального исполнения многоаспектного функционала полицейской институции любого государства в значительной

степени предопределяется качеством проведения комплекса специальных мероприятий, связанных с выявлением из ареала претендентов на

занятие полицейских должностей наиболее достойных лиц для прохождения правоохранительной службы в рядах полиции. Указанное обстоятельство свидетельствует о важности продуктивных процедур отбора кандидатов на государственную службу по линии полицейского ведомства и соответствующего их найма, что подтверждается следующим мнением зарубежных экспертов: «Плохие процедуры найма и скрининга приводят к найму или продвижению по службе сотрудников, которые не могут или не будут эффективно общаться с различными группами населения, должным образом проявлять дискреционные полномочия или выполнять множество функций, требуемых от полиции» [3, p. 67]. Как отмечают американские криминологи - исследователи корреляторов успеха полицейского обучения Б. Райт, М. Дай и К. Гринбек, в условиях XXI в. по-прежнему актуальными являются вопросы потенциала и эффективности современных методик выявления профессионально-приемлемых качеств кандидатов для работы в полиции, которые в состоянии успешно освоить учебную программу полицейского образования и достойно выступить в составе полицейского патруля [6, p. 626].

В процессе проведенного нами исследования апеллирование к проблеме скрининга (от англ. «screening» - отбор») при рекрутировании нового отряда полицейских служащих сопряжено с учетом действия фактора скрининга в сфере кадрового менеджмента. Наиболее обстоятельно указанный фактор изучен с позиций как медицины, так и психологической науки. По нашему представлению, закрепленное в документах Всемирной организации здравоохранения понятие скрининга как комплекса действий, включающих проведение обследования, анализ полученных данных и последующее доведение до лица, участвующего в процедуре скрининга, результатов этого анализа [5, p. 8] распространяется и на процесс отбора потенциальных служащих полиции, в ходе которого происходит выявление не только собственно медицинских, но и совокупности личностных качеств индивида, выступающего в качестве объекта скрининга. Как следует из зарубежной специальной справочной литературы по психологии, миссия скрининга заключается в определении способности индивида к выполнению конкретных профессиональных обязанностей, посредством анализа набора вводных данных [2]. Аналогичной позиции, в части признания скрининга в качестве инструмента найма в органы полиции, придерживается американский специалист по правоохранительным органам Т. Руф, рассматривающий скрининг в виде обширного процесса приема на работу, включающего в себя проверку основных (базовых) способностей, кредитоспособности, физических способностей и медицинских показателей, с использованием существующих технологий проверки на полиграфе и расследования многогранного спектра вопросов, имеющих прямое отношение к личности кандидата на замещение полицейской должности [4].

С учетом отмеченного, мы констатируем о несомненном внимании к проблеме нормативного правового закрепления механизма организации скрининговых опций, ориентированных на

качественное комплектование кадрового состава полиции, по определению призванного решать сущностные задачи правоохранительной направленности, эффективность решения которых неотделима от уважения и доверия населения к личному составу полицейских формирований. Следует заметить, что данный тезис корреспондирует второму принципу «правоприменения», который сформулировал выдающийся английский полицеист Р. Пиль «Способность полиции к выполнению своих обязанностей зависит от фактора доверия общества к необходимости существования полиции, ее действиям и поведению» [1, Р. 33].

По нашему представлению, с учетом специфических требований к личности современного поколения сотрудников полиции, а также, особенностей морально-психологического воздействия на их сознание в условиях обострения информационного противоборства и сложной внутриполитической обстановки в ряде государств на территории постсоветского пространства, к примеру, в Республике Беларусь и Республике Казахстан особого внимания заслуживают правовые аспекты скрининговой модели комплектования кадрового состава полиции Китайской Народной Республики (далее-КНР). В данном случае речь идет о правовом закреплении ареала требований к личности полицейского, органичным образом сочетающих персональные качества каждого претендента на замещение должности полиции, с точки зрения его эвентуальной профессиональной пригодности и развитых качеств гражданина своей страны и защитника ее политического строя. В этой связи, следует акцентировать внимание на двух документах, нормативные положения которых закрепляют формат скрининговой модели отбора служащих в ряды китайской полиции: Законе от 27 апреля 2005 г. «О государственной службе в Китайской Народной Республике»

(кит. «Ф^АЕЙМ^иЙ» )[7] и подготовленном Орготделом и Отделом кадров ЦК КПК 6 ноября 2007 г. «Положении о приеме на работу государственных служащих Китайской Народной

Республики» (кит. «^Йш^ШЮ) ) [8]. Согласно нормативным положениям ст. 1 отмеченного Закона КНР от 25 апреля 2005 г., основу стандартизации управления государственными служащими, защиты их законных прав и интересов, а также усиления надзора за их деятельностью в строгом соответствии с требованиями принципов высококачественной профессионализации, составляют принципы:

1) твердой убежденности каждого государственного служащего в необходимости служения людям;

2) старательности;

3) прагматизма;

4) смелости;

5) честности;

6) моральной чистоты.

Исходя из установлений ст. 4 указанного Закона КНР, претенденты на занятие государственной должности в рядах полиции, обязаны разделять политику Коммунистической партии Китая (да-лее-КПК), придерживаться руководящих принципов марксизма-ленинизма, мыслей Мао Цзэдуна, теории Дэн Сяопина, а также, теории «Трех представлений» (кит. ((Н^ТСШ) выдвинутой в 2000 г. генеральным секретарем КПК Цзян Цзэминем, ключевой установкой которой является триада:

1) «передовые производительные силы»;

2) «прогрессивный курс передовой культуры Китая»;

3) «фундаментальные интересы большинства».

По нашему представлению, интегрирование в структуру скрининговой модели отбора китайских граждан на службу в полицию отмеченных идеологических оснований свидетельствует:

- во-первых, о политике установления в КНР максимально тесной связи полиции с задачами, решаемым китайским обществом;

- во-вторых, о реализации на государственном уровне принципа партийного руководства кадрами.

Особенности скрининговых процедур и соответствующей экспертизы личностных качеств граждан при их отборе на службу в рядах полиции закреплены в специальном «Положении об экзамене», в соответствии с которым, «прием на работу - это вид экзамена на государственную

службу» (кит. ) [9].

Данное «Положение» содержит основные условия трудоустройства на полицейскую службу, к которым относятся:

1) поддержка линии, принципов и политики КПК, с соблюдением политической твердости и надежности ;

2) дисциплинированность и законопослушность;

3) любовь к работе в системе общественной безопасности и добровольное посвящение себя делу общественной безопасности;

4) наличие правильных очертаний лица и физическое состояние, соответствующее стандартам

Литература:

1. Чимаров С.Ю. К вопросу о «принципах правоприменения» Роберта Пиля в деятельности полиции / С.Ю. Чимаров // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. № 3(75). С. 33-34 (дата обращения 23.06.2021)

2. N., Sam M.S. Screening // https://psychologydic-tionary.org/screening/ (date of application l0.01. 2022).

медицинского освидетельствования для набора в полицию;

5) соответствие требованиям места происхождения заявленной должности;

6) наличие степени бакалавра или выше, а на некоторые должности, в том числе в рядах вспомогательной полиции допустимо наличие правового статуса ветерана.

Вместе с тем, к прохождению собеседования для поступления в полицию не допускаются лица:

1) привлекавшиеся к уголовной ответственности за преступления;

2) подвергавшиеся уголовному наказанию, трудовому перевоспитанию или наказанию в несовершеннолетнем возрасте;

3) подозреваемые в совершении уголовных преступлений, по которым еще не проведено расследование;

4) характеризующиеся безнравственностью, хулиганством, воровством и т.д.;

5) исключенные или уволенные с государственной должности по отрицательным мотивам;

6) имеющие «прямых кровных и боковых кровных родственников», каждый из которых имеет значительное влияние на человека и приговорен к смертной казни, или отбывает наказание, или участвует в деятельности по свержению китайского режима внутри страны и за ее пределами [9].

Подводя итог изложенному, следует сформулировать следующие выводы:

- во-первых, действующая модель скрининга при отборе граждан на службу в полицию КНР характеризуется строгой структурированностью своих параметров, их фиксацией в правовом поле китайского национального законодательства и, в целом, соответствует общепринятым правовым стандартам рекрутирования кадров в полицейскую институцию, действующим в других государствах;

- во-вторых, ключевым компонентом найма китайских граждан на службу в полицию выступает идеологический компонент, что корреспондирует особенностям политического устройства КНР.

Literature:

1. Chimarov S.Yu. K voprosu o «principah pravoprimeneniya» Roberta Pilya v deyatel'nosti policii // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta M VD Rossii. - 2017. - № 3 (75). - S. 33-34. (date of application: 23.06.2021)

2. N., Sam M.S. Screening // https://psychologydic-tionary.org/screening/ (date of application 10.01. 2022).

3. Recruitment and Selection Police Officers. P. 67-95. URL : https://www.sagepub.com/sites/ de-fault/files/upm-binaries/53256_ch_4.pdf (date of application 11.01.2022).

4. Roufa T. Basic Abilities Tests for Criminal Justice Careers. 10 March 2019 // «The Balance Carrers» https://www.thebalancecareers.com/basic-abilities-tests-for-criminal-justice-careers-974614 (date of application 15.01.2022).

5. When is it appropriate and how can we get it right? Copenhagen: The Regional Office for Europe of the World Health Organization / A. Sagan [et al.], 1997. 24 p.

6. Wright B. Correlates of police academy success / B. Wright, M. Dai, K Greenbeck. 2011. Vol. 34 (Iss. 4). P. 625-637.

7. Закон о государственных служащих Китайской Народной Республики. 27 апреля 2005 г. Действует с 01 июня 2019 г. URL : https://baike.

baidu.com/item/ «Ф^АЕЙМ^иЙ» /127 9026 (дата обращения 29.12.2021).

8. Положение о приеме на работу государственных служащих. (Составлено Орготделом и Отделом кадров ЦК КПК 06 ноября 2007 г., доработано Орготделом ЦК КПК 15 октября 2019 г. и опубликовано 26 ноября 2019 г.). URL : http://www. scs.gov.cn/zcfg/202001/t20200108_16198.html (дата обращения 30. 12.2021).

9. Положение об экзамене при найме на службу в полицию Китайской Народной Республики.

URL : https://baike.baidu.eom/item/ffiw#H/50955

17#1 (дата обращения 16.01.2022).

3 . Recruitment and Selection Police Officers. P. 67-95. URL : https://www.sagepub.com/sites/ de-fault/files/upm-binaries/53256_ch_4.pdf (date of application 11.01.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Roufa T. Basic Abilities Tests for Criminal Justice Careers. 10 March 2019 / T. Roufa // «The Balance Carrers» https://www.thebalancecareers.com/basic-abilities-tests-for-criminal-justice-careers-974614 (date of application 15.01.2022).

5. When is it appropriate and how can we get it right? Copenhagen: The Regional Office for Europe of the World Health Organization / A. Sagan [et al.], 1997. 24 p.

6. Wright B. Correlates of police academy success / B. Wright, M. Dai, K Greenbeck. 2011. Vol. 34 (Iss. 4). P. 625-637.

7. Zakon o gosudarstvennyh sluzhashchih Kitajskoj Narodnoj Respubliki. 27 aprelya 2005 g. Dejstvuet s 1 iyunya 2019 g. // https://baike.baidu.com/item/ <№

^AS^PIH^roii)) /1279026 (date of application 29.12.2021).

8. Regulations on the employment of public servants. (Compiled by the Organizational Department and Personnel Department of the CPC Central Committee on November 06, 2007, finalized by the Organizational Department of the CPC Central Committee on October 15, 2019 and published on November 26, 2019). URL : http://www.scs.gov.cn/zcfg/202001/ t20200108_16198.html (date of application 30.12. 2021).

9. Regulations on the recruitment examination for the police of the People's Republic of China. URL :

https://baike.baidu.com/item/ffi»#H/5095517#1

(date of application 16.01.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.