Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОЛЕТОВ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОЛЕТОВ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
246
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ / ПРАВО / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЗАПРЕТНАЯ ЗОНА / ПОЛЕТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Горовой В.В.

Новейшие технологии в последние годы позволили обычным людям массово использовать в личных целях беспи- лотные летательные аппараты. Столь бурное развитие беспилотной авиации образовало значительный пробел в российском законодательстве, касаемо регулирования полетов беспилотных летательных аппаратов. Отече- ственный законодатель предпринял попытки урегулирования данного вопроса путем установления требований предъявляемых к использованию беспилотных летательных аппаратов в зависимости от их грузоподъемности. Также была разработана процедура регистрации и постановки на учет беспилотных летательных аппаратов. Также законодателем была введена административная ответственность за нарушения правил полета и реги- страции беспилотных летательных аппаратов. Однако практического решения в рассматриваемой сфере не было выработано, в результате чего регистрация и контроль за полетами беспилотных летательных аппара- тов не осуществляется. Что в свою очередь требует более полного формирования и систематизации правовой базы использования беспилотных летательных аппаратов, выработке механизма реализации мониторинга и обязательного привлечения нарушителей к ответственности. Детальное изучение процедуры регистрации беспилотных летательных аппаратов позволило выделить ряд существенных недостатков, без устранения которых практическое осуществление данной деятельности остается под вопросом. В ходе исследования был проведен анализ применяемых в настоящее время на территории Российской Федерации способов регулирования полетов беспилотных летательных аппаратов. Рассмотрен вопрос необходимости и практической возможности введения «бесполетной зоны» над отдельными объектами и территориями. В качестве решения обозначенных проблемных вопросов регулирования использования беспилотных летательных аппаратов в личных целях пред- лагается создание единой государственной концепции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL ASPECTS OF REGULATION OF FLIGHTS OF UNMANNED AERIAL VEHICLES IN THE RUSSIAN FEDERATION

The latest technologies in recent years have allowed ordinary people to use unmanned aerial vehicles for personal purposes. Such rapid development of unmanned aircraft has formed a significant gap in the Russian legislation, with regard to the regulation of unmanned aircraft flights. The domestic legislator has made attempts to resolve this issue by establishing the requirements for the use of unmanned aerial vehicles, depending on their capacity. Also, the procedure for registration and registration of unmanned aerial vehicles was developed. Also, the legislator introduced administrative responsibility for vio- lations of the rules of flight and registration of unmanned aerial vehicles. However, a practical solution in this area has not been developed, as a result of which registration and control of the flights of unmanned aerial vehicles is not carried out. This in turn requires a more complete formation and systematization of the legal framework for the use of unmanned aerial vehicles, the development of a mechanism for monitoring and mandatory prosecution of violators. A detailed study of the procedure for registration of unmanned aerial vehicles allowed identifying a number of significant shortcomings, without which the practical implementation of this activity remains questionable. During the study, an analysis of the currently used in the Russian Federation methods of regulation of unmanned aerial vehicles flights was carried out. The question of the need and practical possibility of introducing a “no-fly zone” over individual objects and territories as a solution to the identified problematic issues of regulation of the use of unmanned aerial vehicles for personal purposes is considered the creation of a unified state concept is proposed.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОЛЕТОВ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 343.8

Горовой В.В.,

научный сотрудник НИЦ-1 ФКУ Научно-исследовательского института ФСИН России

Горовой В.В.,

кандидат юридических наук, доцент кафедры «Уголовное право, уголовный процесс и криминалистика»

Российского университета транспорта (МИИТ)

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОЛЕТОВ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Новейшие технологии в последние годы позволили обычным людям массово использовать в личных целях беспилотные летательные аппараты. Столь бурное развитие беспилотной авиации образовало значительный пробел в российском законодательстве, касаемо регулирования полетов беспилотных летательных аппаратов. Отечественный законодатель предпринял попытки урегулирования данного вопроса путем установления требований предъявляемых к использованию беспилотных летательных аппаратов в зависимости от их грузоподъемности. Также была разработана процедура регистрации и постановки на учет беспилотных летательных аппаратов. Также законодателем была введена административная ответственность за нарушения правил полета и регистрации беспилотных летательных аппаратов. Однако практического решения в рассматриваемой сфере не было выработано, в результате чего регистрация и контроль за полетами беспилотных летательных аппаратов не осуществляется. Что в свою очередь требует более полного формирования и систематизации правовой базы использования беспилотных летательных аппаратов, выработке механизма реализации мониторинга и обязательного привлечения нарушителей к ответственности. Детальное изучение процедуры регистрации беспилотных летательных аппаратов позволило выделить ряд существенных недостатков, без устранения которых практическое осуществление данной деятельности остается под вопросом. В ходе исследования был проведен анализ применяемых в настоящее время на территории Российской Федерации способов регулирования полетов беспилотных летательных аппаратов. Рассмотрен вопрос необходимости и практической возможности введения «бесполетной зоны» над отдельными объектами и территориями. В качестве решения обозначенных проблемных вопросов регулирования использования беспилотных летательных аппаратов в личных целях предлагается создание единой государственной концепции.

Ключевые слова: беспилотный летательный аппарат, право, регулирование, запретная зона, полет

Gorovoy V.,

Scientific Researcher of RC-1 of FGI "Research Institute of Federal Service for the Execution of Sentences of Russia"

Gorovoy V.,

PhD in Law, Associate Professor of the Chair "Criminal Law, Criminal Process and Forensics" of Russian University of Transport (MIIT)

LEGAL ASPECTS OF REGULATION OF FLIGHTS OF UNMANNED AERIAL VEHICLES IN THE RUSSIAN FEDERATION

The latest technologies in recent years have allowed ordinary people to use unmanned aerial vehicles for personal purposes. Such rapid development of unmanned aircraft has formed a significant gap in the Russian legislation, with regard to the regulation of unmanned aircraft flights. The domestic legislator has made attempts to resolve this issue by establishing the requirements for the use of unmanned aerial vehicles, depending on their capacity. Also, the procedure for registration and registration of unmanned aerial vehicles was developed. Also, the legislator introduced administrative responsibility for violations of the rules of flight and registration of unmanned aerial vehicles. However, a practical solution in this area has not been developed, as a result of which registration and control of the flights of unmanned aerial vehicles is not carried out. This in turn requires a more complete formation and systematization of the legal framework for the use of unmanned aerial vehicles, the development of a mechanism for monitoring and mandatory prosecution of violators. A detailed study of the procedure for registration of unmanned aerial vehicles allowed identifying a number of significant shortcomings, without

which the practical implementation of this activity remains questionable. During the study, an analysis of the currently used in the Russian Federation methods of regulation of unmanned aerial vehicles flights was carried out. The question of the need and practical possibility of introducing a "no-fly zone" over individual objects and territories as a solution to the identified problematic issues of regulation of the use of unmanned aerial vehicles for personal purposes is considered the creation of a unified state concept is proposed.

Keywords: unmanned aerial vehicle, law, regulation, forbidden zone, flight

Отличительной чертой современного мира является прогрессивное развитие науки и техники и проникновения их во все сферы жизнедеятельности общества и государства. Спектр возможностей современных технических средств за последние годы подвергся значительному расширению [6]. В особенности необходимо отметить среди подобных устройств беспилотные летательные аппараты (далее - БПЛА). Их применение и использование становиться одной из составляющих жизни современного человека. Но передовые технологии зачастую используются злоумышленниками, в частности для передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся под стражей в учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее - УИС). В свою очередь УИС ввиду ряда объективных причин не может результативно противодействовать использованию БПЛА в противоправных целях. Такое положение обусловлено несовершенством действующего российского законодательства и отсутствием необходимых для этого технических средств.

В этой связи необходимо обметить, что до 2016 года приобретение и использование БПЛА в воздушном пространстве Российской Федерации практически не было регламентировано. Одной из мер направленных на решение поставленной задачи стал Федеральный закон от 03.07.2016 №291-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации», согласно положениям, которого с 5 июля 2017 года была установлена обязательная государственная регистрация и государственный учет воздушных судов (БПЛА) грузоподъемностью от 0,25 до 30 кг. Порядок регистрации и учета должен устанавливаться Постановлением Правительства Российской Федерации. Но до настоящего времени такое постановление не разработано.

В 2017 году ведение реестра БПЛА отнесено к компетенции Росавиации. Кроме того юридические и физические лица, ввозящие на территорию РФ или производящие на территории РФ БПЛА грузоподъемностью свыше 30 кг, должны зарегистрировать аппарат и получить справку о его постановке на учет в

ФСБ. Регистрация, а также получение разрешения на использование и полет БПЛА предполагает предоставление: имени, телефона, адреса и ИНН владельца, также нужно указать технические характеристики и дополнительную информацию об аппарате: год изготовления; мощность; максимальную взлетную массу; тип и число двигателей; компанию-изготовителя; назначение модели; серийный номер летающего суда.

Чтобы пройти эту процедуру, собственник БПЛА должен в установленный срок зарегистрироваться на едином электронном портале оператора системы учета. Ему надо будет указать персональные данные (фамилию, имя и отчество, дату рождения, почтовый и электронный адрес и другие сведения). Необходимо отметить, что это только проектный вариант порядка регистрации, утвержденного регламента [4].

Постановкой БПЛА на учёт должно заниматься подведомственное Министерству транспорта Российской Федерации (далее - Минтранс) предприятие ФГУП «ЗащитаИнфоТранс», которое разработало технологию идентификации БПЛА с помощью технологии радиочастотных меток РРЮ-меток. РРЮ-метки (англ. RadioFrequencyIDentification, радиочастотная идентификация) - обеспечивают способ автоматической идентификации объектов, в котором посредством радиосигналов считываются или записываются данные, хранящиеся в так называемых транспонде-рах, или RFID-метках [7].

Радиометки крепятся на корпус устройства при регистрации, позволяют считывать информацию о БПЛА и его владельце на расстоянии до 300 метров. Данные, полученные от БПЛА, обрабатываются с помощью специального оборудования и становятся доступными оператору считывающего прибора. Постановка на учет БПЛА обойдется его владельцу примерно в 200-300 рублей, что сопоставимо с ценой RFID-метки [8]. Регистрация БПЛА весом более 30 кг должна производиться аналогично постановке на государственный учет гражданских воздушных судов [3].

Предусмотрены некоторые ограничения, как при регистрации, так и при использовании БПЛА. Например, владелец может быть лишен права управ-

Как цитировать статью: Горовой В.В., Горовой В.В. Правовые аспекты регулирования полетов беспилотных летательных аппаратов в Российской Федерации. 2018. № 2(51). с. 73-76.

лять БПЛА из-за судимости или привязанности к наркотическим средствам.

Законодательно закреплены формы ответственности. Нарушение правил, закрепленных ст. 11.3-11.5 КоАП РФ влечет, как правило, наложение административного штрафа, но также предусмотрены и такие виды наказаний как: административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток, лишение права управления воздушным судном.

Так, к примеру, согласно ч. 4 ст. 11.5 КоАП РФ управление воздушным судном лицом, не имеющим права управления им, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей.

Управление воздушным судном, не прошедшим государственной регистрации, либо не поставленным на государственный учет, либо не имеющим государственного и регистрационного опознавательных знаков или учетного опознавательного знака, либо имеющим заведомо подложные государственный и регистрационный опознавательные знаки или заведомо подложный учетный опознавательный знак, влечет наложение административного штрафа на командира воздушного судна в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления воздушным судном на срок до одного года (ч. 5 ст. 11.5 КоАП РФ).

За нарушение правил использования воздушного пространства согласно статья 11.4 КоАП РФ, лицо его допустившее может быть оштрафовано до пяти тысяч рублей (физические лица) и до пятисот тысяч рублей (юридические лица).

Следует отметить, что в настоящий момент ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» не производит постановку на учет, так как на территории России не налажена система мониторинга воздушного пространства для БПЛА.

Необходимо отметить, что в предлагаемом механизме регистрации и контроля БПЛА, имеются существенные недостатки, а именно [5]:

- малая дальность (300 метров) идентификации. Этого расстояния недостаточно для контроля обширных территорий нашей страны;

- отсутствие серьезных правовых последствий для владельцев БПЛА, не прошедших регистрацию;

- сложности установления и доказывания, так как очевидно, что для того чтобы привлечь нарушителя к ответственности необходимо изъять летающий (летевший БПЛА), а также установить его владельца.

- отсутствие правовой регламентации ситуаций, связанных с невозможностью идентификации БПЛА в связи с поломками радиометки. Устанавливаемая на корпус БПЛА радиометка может экранироваться металлической фольгой, так чтобы сигнал от нее не поступал на считывающее контрольное

устройство. Более того, владельцы БПЛА могут приводить радиометку в негодность, ссылаясь впоследствии на случаи полета БПЛА в дождь, падения в воду, удары о твердые предметы, нагрева на солнце и т.п.

- слабая защищенность радиометок. Не исключены случаи подделки радиометок, замены их с одного БПЛА на другой, подобно тому, как это происходит с сим-картами мобильных телефонов.

В настоящее время корпорация «Российские космические системы» разрабатывает планы создания совместного предприятия с «Ростелекомом» и Госкорпорацией по организации воздушного движения для контроля за полётами БПЛА. Новая структура должна взять на себя функции федерального сетевого оператора в этой сфере и начать работу с малыми летательными аппаратами, которые используют граждане России. Среди других задач оператора будет проработка планов полётов, установление законодательных ограничений на территориях, где запрещено использование БПЛА.

Отдельно следует остановиться на понятии «Бесполетная зона». С июня 2017 года такие знаки в большом количестве установлены по периметру Московского Кремля и Красной площади. Примерно такие же по дизайну знаки установлены в столицах многих стран, например, у Белого дома в Вашингтоне.

Информационные знаки «Бесполетная зона» установила Федеральная служба охраны. В России БПЛА законодательно предписан разрешительный порядок использования воздушного пространства. На полет в столичном небе разрешение пилоту БПЛА не дадут на том основании, что согласно п. 29 Приложения к приказу Министерства транспорта РФ от 9 марта 2016 г. №48 «Об установлении запретных зон» московское небо закрыто для полетов.

Бесполетная зона не связана с грузоподъемностью БПЛА, в запретной зоне не разрешено летать БПЛА любого размера, в том числе менее 0,25 кг, не попадающих под обязательную регистрацию. Только в июне-июле 2017 г. в районе Московского Кремля было зафиксировано 9 инцидентов с БПЛА. Эти летательные аппараты не сбивают, а перехватывают сигнал их управления и в аварийном режиме сажают на землю. Среди пилотов БПЛА были граждане из Тайваня, Китая, Ирана, Колумбии, Бразилии, Японии и Греции.

Подводя итог анализу регулирования полетов беспилотных летательных аппаратов в Российской Федерации, следует констатировать, что правовая база находится в стадии формирования, она не систематизирована, отсутствует механизм реализации, мониторинга, жесткой юридической ответственности. В целом, не сформирована единая государственная концепция в решении данной проблемы.

Список литературы

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (СПС Гарант, дата обращения 26.03.2018).

2. Приказ Министерства транспорта РФ от 9 марта 2016 г. №48 «Об установлении запретных зон» (СПС Гарант, дата обращения 26.03.2018)

3. Барбасов В.К., Гречищев А.В. Мультироторные беспилотные летательные аппараты, представленные на российском рынке: обзор / Инженерные изыскания. 2014. №8. С. 27-31.

4. Кузнецов В.Е., Волков Ю.А. Анализ методов противодействия малоразмерным беспилотным летательным аппаратам / Вопросы радиоэлектроники. 2016. №12. С. 81-87.

5. Побережник Ф.В. Анализ функциональной возможности выдачи геоинформационной системой данных для формирования полетного задания беспилотному летательному аппарату / Биржа интеллектуальной собственности. 2015. Т. 14. №9. С. 11-18.

6. Упоров А.Г. Административно-правовые режимы как составляющая безопасности в учреждениях уголовно-исполнительной системы / Вестник Кузбасского института. 2015. №4. С. 109-116.

7. [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/RFID (дата обращения 26.03.2018).

8. [Электронный ресурс] http://www.z-it.ru/skhemy-obyazatelnoj-sertifikatsii (дата обращения 26.03.2018).

Reference list

1. Code of the Russian Federation on administrative offences of 30.12.2001 №195-FL (Reference Legal System Garant, date of access 26.03.2018).

2. Order of the Ministry of transport of the Russian Federation of 9th of March, 2016 №48 "On the establishment of restricted areas" (Reference Legal System Garant, date of access 26.03.2018)

3. Barbasov V., Grechishchev A. Multirotor unmanned aerial vehicles, presented on the Russian market: Review / Engineering surveys. 2014. №8. P. 27-31.

4. Kuznetsov V., Volkov Yu. Analysis of methods of counteraction to small unmanned aerial vehicles / Radio electronics issues. 2016. №12. P. 81-87.

5. PoberezhnikF. Analysis of the functional possibility of issuing geo-information system data for the formation of the flight task unmanned aerial vehicle / Intellectual property exchange. 2015. Vol. 14. №9. P. 11-18.

6. Uporov A. Administrative and legal regimes as a component of security in the institutions of the penal system / Bulletin of the Kuzbass Institute. 2015. №4. P. 109-116.

7. [Electronic resource] https://ru.wikipedia.org/wiki/RFID (date of access: 26.03.2018).

8. [Electronic resource] http://www.z-it.ru/skhemy-obyazatelnoj-sertifikatsii (date of access: 26.03.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.