Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛЁТОВ БВС'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛЁТОВ БВС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
223
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БВС / ВК РФ / ФП ИВП РФ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мелентьев Д. О., Щебляков Е. С.

В данной статье рассмотрены проблемы правового регулирования беспилотных летательных аппаратов, а также пути решения этих проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мелентьев Д. О., Щебляков Е. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF FLIGHTS OF BVS

In this article problems of legal regulation of unmanned aerial vehicles and also solutions of these problems are considered.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛЁТОВ БВС»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2019. Том 3

УДК 341

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛЁТОВ БВС

Д. О. Мелентьев, Е.С. Щебляков

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: [email protected]

В данной статье рассмотрены проблемы правового регулирования беспилотных летательных аппаратов, а также пути решения этих проблем.

Ключевые слова: БВС, ВКРФ, ФПИВПРФ.

LEGAL REGULATION OF FLIGHTS OF BVS

D. O. Melentyev, E.S. Shcheblyakov

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: [email protected]

In this article problems of legal regulation of unmanned aerial vehicles and also solutions of these problems are considered.

Keywords: BVS, VKRF, FPIVP Russian Federation.

В наше время активно развиваются направления связанные с беспилотными летательными аппаратами (БПЛА). В связи с ростом количества этих аппаратов и их пользователей также возрастает вероятность несчастных случаев, которые могут повлечь за собой порчу чужого имущества, травму или даже летальный исход. Следовательно, государство должно иметь правовую базу способную предотвратить подобные происшествия [3].

Основополагающим нормативно-правовым актом, устанавливающим правовые основы использования воздушного пространства РФ, является Воздушный Кодекс РФ, с позиции которого любой летающий аппарат, управляемый, контролируемый в полёте пилотом находящимся вне борта этого аппарата, является беспилотным воздушным судном или БВС (п.5 ВЗК РФ Статья 32).

Поскольку БВС достаточно новое направление и в настоящий момент не существует отдельного документа регулирующего и учитывающего все детали, вносятся изменения в ВК РФ. Одним из нововведений является п.п.1 п.1 стати 33 "Государственная регистрация и государственный учет воздушных судов" [4].

И так, мы подходим к первой проблеме. Эта статья ВК РФ делит все БВС на две группы:

1) БВС массой более 30кг. Эти летательные аппараты подвержены обязательной государственной регистрации. Действующее законодательство достаточно подробно регламентирует применение аппаратов этой группы.

2) БВС масса которых находится в пределах от 30 кг до 250гр. Аппараты этой группы являются самыми распространёнными и именно их правовое регулирование вызывает большинство вопросов.

Итак, проблема №1.

При рассмотрении ВК РФ можно заметить, что законом не предусматривается разделение БВС по их предназначению. С точки зрения закона между грузовым дроном, дроном аэро-фотосъёмки и игрушкой принципиальной разницы нет, так как все они подходят под описание БВС. Однако,

Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»

потенциальная общественная опасность в приведенных в пример аппаратов различна [2]. Следовательно, и предъявляемые законодательством требования к подобным ВС и их пилотам должны быть соразмерны конкретным типам ВС.

Следующая проблема более актуальна, т.к. напрямую влияет на возможность использования БВС физическими и юридическими лицами.

Проблема №2.

После составления полной документации БВС и соответствующего решения проблемы №1 возникнет необходимость рассмотреть федеральные правила использования воздушного пространства (ФП ИВП РФ). Так как в соответствии с этими правилами прежде чем БВС сможет оторваться от земли необходимо соблюсти требования разрешительного порядка использования воздушного пространства оговорённые в пунктах 113 и 116(б) постановления Правительства РФ от 11.03.2010 N 138 "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации". В такой ситуации необходимо внести изменения в ФП ИВП РФ, которые позволят БВС перемещаться во всём ВП за исключением определённых зон, а также не выше определённого предела высоты полёта беспилотника. Внесение подобных поправок и изменений избавят от необходимости получения существующих разрешений при использовании вдали от запретных зон [1].

Практика подобных законов уже осуществляется в таких странах как США, Великобритания, Италия и многих других. Например, в США полёты на БВС в дневное время суток разрешены на всей территории страны кроме определённых мест, таких как аэропорты, военные базы, места сбора большого числа людей и так далее. Также в США была значительно упрощена процедура регистрации БВС, определён предел массы в 24кг и максимальная высота полёта в 120м. Существуют отдельные требования для осуществления коммерческого использования дронов.

В заключение стоит отметить, что пока происходит развитие БПЛА требуется преобразование права. В этом вопросе особенно важно соблюсти баланс частных и государственных интересов. Ограничение применения беспилотников в повседневной жизни не позволит занять России своё место в этом быстроразвивающимся мировом рынке.

Библиографические ссылки

1. Трофимов С. О некоторых приоритетах законодательного регулирования вопросов безопасности полетов // Транспортное право, 2017, № 4.

2. Чибинев В.М. Совершенствование государственной политики в сфере правового регулирования безопасности полетов в гражданской авиации // Мир юридической науки. С.-Пб.: ООО «МНИОЦ», 2015, № 11. С. 22-26.

3. Чинючин Ю.М., Смирнов Н.Н., Кирдюшкин В.С., Гафуров Д.С. Формирование минимальных перечней оборудования воздушных судов, обеспечивающего безопасные и регулярные полеты // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2014. № 205. С. 10-15.

4. Шалаев В.С. Проблемы нормативного регулирования безопасности полетов // Транспортное право, 2018, № 3.

© Мелентьев Д. О., Щебляков Е.С., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.