Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2019. Том 3
УДК 341
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛЁТОВ БВС
Д. О. Мелентьев, Е.С. Щебляков
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: [email protected]
В данной статье рассмотрены проблемы правового регулирования беспилотных летательных аппаратов, а также пути решения этих проблем.
Ключевые слова: БВС, ВКРФ, ФПИВПРФ.
LEGAL REGULATION OF FLIGHTS OF BVS
D. O. Melentyev, E.S. Shcheblyakov
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: [email protected]
In this article problems of legal regulation of unmanned aerial vehicles and also solutions of these problems are considered.
Keywords: BVS, VKRF, FPIVP Russian Federation.
В наше время активно развиваются направления связанные с беспилотными летательными аппаратами (БПЛА). В связи с ростом количества этих аппаратов и их пользователей также возрастает вероятность несчастных случаев, которые могут повлечь за собой порчу чужого имущества, травму или даже летальный исход. Следовательно, государство должно иметь правовую базу способную предотвратить подобные происшествия [3].
Основополагающим нормативно-правовым актом, устанавливающим правовые основы использования воздушного пространства РФ, является Воздушный Кодекс РФ, с позиции которого любой летающий аппарат, управляемый, контролируемый в полёте пилотом находящимся вне борта этого аппарата, является беспилотным воздушным судном или БВС (п.5 ВЗК РФ Статья 32).
Поскольку БВС достаточно новое направление и в настоящий момент не существует отдельного документа регулирующего и учитывающего все детали, вносятся изменения в ВК РФ. Одним из нововведений является п.п.1 п.1 стати 33 "Государственная регистрация и государственный учет воздушных судов" [4].
И так, мы подходим к первой проблеме. Эта статья ВК РФ делит все БВС на две группы:
1) БВС массой более 30кг. Эти летательные аппараты подвержены обязательной государственной регистрации. Действующее законодательство достаточно подробно регламентирует применение аппаратов этой группы.
2) БВС масса которых находится в пределах от 30 кг до 250гр. Аппараты этой группы являются самыми распространёнными и именно их правовое регулирование вызывает большинство вопросов.
Итак, проблема №1.
При рассмотрении ВК РФ можно заметить, что законом не предусматривается разделение БВС по их предназначению. С точки зрения закона между грузовым дроном, дроном аэро-фотосъёмки и игрушкой принципиальной разницы нет, так как все они подходят под описание БВС. Однако,
Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»
потенциальная общественная опасность в приведенных в пример аппаратов различна [2]. Следовательно, и предъявляемые законодательством требования к подобным ВС и их пилотам должны быть соразмерны конкретным типам ВС.
Следующая проблема более актуальна, т.к. напрямую влияет на возможность использования БВС физическими и юридическими лицами.
Проблема №2.
После составления полной документации БВС и соответствующего решения проблемы №1 возникнет необходимость рассмотреть федеральные правила использования воздушного пространства (ФП ИВП РФ). Так как в соответствии с этими правилами прежде чем БВС сможет оторваться от земли необходимо соблюсти требования разрешительного порядка использования воздушного пространства оговорённые в пунктах 113 и 116(б) постановления Правительства РФ от 11.03.2010 N 138 "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации". В такой ситуации необходимо внести изменения в ФП ИВП РФ, которые позволят БВС перемещаться во всём ВП за исключением определённых зон, а также не выше определённого предела высоты полёта беспилотника. Внесение подобных поправок и изменений избавят от необходимости получения существующих разрешений при использовании вдали от запретных зон [1].
Практика подобных законов уже осуществляется в таких странах как США, Великобритания, Италия и многих других. Например, в США полёты на БВС в дневное время суток разрешены на всей территории страны кроме определённых мест, таких как аэропорты, военные базы, места сбора большого числа людей и так далее. Также в США была значительно упрощена процедура регистрации БВС, определён предел массы в 24кг и максимальная высота полёта в 120м. Существуют отдельные требования для осуществления коммерческого использования дронов.
В заключение стоит отметить, что пока происходит развитие БПЛА требуется преобразование права. В этом вопросе особенно важно соблюсти баланс частных и государственных интересов. Ограничение применения беспилотников в повседневной жизни не позволит занять России своё место в этом быстроразвивающимся мировом рынке.
Библиографические ссылки
1. Трофимов С. О некоторых приоритетах законодательного регулирования вопросов безопасности полетов // Транспортное право, 2017, № 4.
2. Чибинев В.М. Совершенствование государственной политики в сфере правового регулирования безопасности полетов в гражданской авиации // Мир юридической науки. С.-Пб.: ООО «МНИОЦ», 2015, № 11. С. 22-26.
3. Чинючин Ю.М., Смирнов Н.Н., Кирдюшкин В.С., Гафуров Д.С. Формирование минимальных перечней оборудования воздушных судов, обеспечивающего безопасные и регулярные полеты // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2014. № 205. С. 10-15.
4. Шалаев В.С. Проблемы нормативного регулирования безопасности полетов // Транспортное право, 2018, № 3.
© Мелентьев Д. О., Щебляков Е.С., 2019