Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЗАПРЕЩЕННЫХ ДЛЯ ПОЛЕТА БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ЗОН НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЗАПРЕЩЕННЫХ ДЛЯ ПОЛЕТА БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ЗОН НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
162
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ / БПЛА / ДРОН / ЗАПРЕЩЕННАЯ ЗОНА / ЗАПРЕЩЕННАЯ ЗОНА ДЛЯ ПОЛЕТОВ БЕС- ПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ / UNMANNED AERIAL VEHICLES / UAV / DRONE / PROHIBITED AREA / RESTRICTED ZONE FOR FLIGHT OF UNMANNED AERIAL VEHICLES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Быков А.И.

Статья посвящена исследованию проблемы правового регулирования зон, запрещенных для полета беспилот- ных летательных аппаратов. Автор говорит об увеличении интереса общества к беспилотным летательным аппаратам в течение последних лет, вследствие экономической доступности и возможностей самих беспилот- ников. Данная тенденция имеет отрицательное значение, которое характеризуется увеличением чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации, создавшихся из-за отсутствия опытов и навыков управления дроном или не- знанием зон, запрещенных для полетов беспилотных летательных аппаратов. Автор рассматривает понятие «запретной зоны», в целях формирования мнения по данному вопросу. По итогу анализа сделан вывод о том, что в сложившейся обстановке данное понятие может обладать как запретительным порядком использования дан- ной зоны, так и разрешительным. В свою очередь автор высказывает свою позицию и предлагает два варианта решения данного вопроса: расширение уже имеющегося перечня запрещенных для полета зон или разработка перечня разрешенных для полета зон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVISITING THE LEGAL REGULATION OF PROHIBITED AIRCRAFT ZONES IN THE TERRITORY OF THE RUSSIAN FEDERATION FOR UNMANNED VEHICLES

The article is devoted to the study of the issue of legal regulation of prohibited zones for the flight of unmanned aerial vehicles. The author says that the public interest in unmanned aerial vehicles has increased in recent years, due to the economic avail- ability and capabilities of the drones themselves. This trend has a negative significance, which is characterized by an increase in emergency situations in the Russian Federation, created due to lack of experience and skills in controlling the drones or ignorance of the areas of unmanned aerial vehicles prohibited for flights. The author considers the concept of the “restricted zone”, with a view to forming an opinion on this issue. On the basis of the analysis, it was concluded that in the current situa- tion this concept may have both a prohibitive order of use of this zone, and a permissive one. In turn, the author expresses his position and proposes two options for solving this issue: expanding the already available list of prohibited zones for flights or developing a list of zones permitted for the flight.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЗАПРЕЩЕННЫХ ДЛЯ ПОЛЕТА БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ЗОН НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК. 347.823.13

Быков А.И.,

научный сотрудник НИЦ-1 ФКУ «Научно-исследовательского института ФСИН России»

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЗАПРЕЩЕННЫХ ДЛЯ ПОЛЕТА БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ЗОН НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья посвящена исследованию проблемы правового регулирования зон, запрещенных для полета беспилотных летательных аппаратов. Автор говорит об увеличении интереса общества к беспилотным летательным аппаратам в течение последних лет, вследствие экономической доступности и возможностей самих беспилот-ников. Данная тенденция имеет отрицательное значение, которое характеризуется увеличением чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации, создавшихся из-за отсутствия опытов и навыков управления дроном или незнанием зон, запрещенных для полетов беспилотных летательных аппаратов. Автор рассматривает понятие «запретной зоны», в целях формирования мнения по данному вопросу. По итогу анализа сделан вывод о том, что в сложившейся обстановке данное понятие может обладать как запретительным порядком использования данной зоны, так и разрешительным. В свою очередь автор высказывает свою позицию и предлагает два варианта решения данного вопроса: расширение уже имеющегося перечня запрещенных для полета зон или разработка перечня разрешенных для полета зон.

Ключевые слова: беспилотный летательный аппарат, БПЛА, дрон, запрещенная зона, запрещенная зона для полетов беспилотных летательных аппаратов

Bykov A.,

Scientific Researcher of RC-1 of the Federal Government Institution "Research Institute of Federal Penitentiary Service of Russia"

REVISITING THE LEGAL REGULATION OF PROHIBITED AIRCRAFT ZONES IN THE TERRITORY OF THE RUSSIAN FEDERATION FOR UNMANNED VEHICLES

The article is devoted to the study of the issue of legal regulation of prohibited zones for the flight of unmanned aerial vehicles. The author says that the public interest in unmanned aerial vehicles has increased in recent years, due to the economic availability and capabilities of the drones themselves. This trend has a negative significance, which is characterized by an increase in emergency situations in the Russian Federation, created due to lack of experience and skills in controlling the drones or ignorance of the areas of unmanned aerial vehicles prohibited for flights. The author considers the concept of the "restricted zone', with a view to forming an opinion on this issue. On the basis of the analysis, it was concluded that in the current situation this concept may have both a prohibitive order of use of this zone, and a permissive one. In turn, the author expresses his position and proposes two options for solving this issue: expanding the already available list of prohibited zones for flights or developing a list of zones permitted for the flight.

Keywords: unmanned aerial vehicles, UAV, drone, prohibited area, restricted zone for flight of unmanned aerial vehicles

В настоящее время нашу жизнь сложно представить без высокотехнологичных устройств, изобретений таких как: сотовых телефонов, различных приспособлений быта, автомобилей повышенной безопасности и прочего. Одним из таких девай-

сов стал беспилотный летательный аппарат (далее - БПЛА, дрон). Впервые он был создан в конец XIX века, однако широкое применение и популярность получил в наше время. Главная особенность данного изобретения в отсутствии пилота на борту. Он осу-

Какцитировать статью: Быков А.И. К вопросу о правовом регулировании запрещенных для полета беспилотных летательных аппаратов зон на территории Российской Федерации // Вестник Академии права и управления. 2018. № 3(52). с. 76-79

ществляет управление на расстоянии, что позволяет выполнять различные задачи без какого-либо риска для самого оператора БПЛА.

За последние пару лет беспилотники стали доступны гражданскому населению, так как конкуренция между фирмами-производителями, неукоснительно ведет к снижению цены, что в свою очередь, порождает повышенный спрос.

Основная цель использования БПЛА - осуществление фото и видеосъемки. Помимо нее есть специфические цели применения беспилотника, которые зависят от оснащения: доставка предметов небольшого размера, мониторинг различных территорий при различных условиях и прочее.

Однако, исходя из резко наступившей популярности и отсутствия правового регулирования использования беспилотников, произошло огромное количество чрезвычайных ситуаций. В большинстве случаев они связаны с использованием БПЛА в запрещенных для полетов зонах, а также из-за отсутствия специальных навыков и опыта управления БПЛА у оператора.

Особое внимание следует уделить зонам, где полеты БПЛА должны быть запрещены, потому что именно из-за них возникают риски, которые могут повлечь трагические последствия.

В целях всестороннего изучения данного вопроса стоит обратиться к ряду источников, дающих определение «запретной зоны».

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) дает несколько значений данному понятию:

1) участок (район) местности (акватории или воздушного пространства), в пределах которого нахождение и передвижение населения, транспортных средств, войск (плавание кораблей, судов и полёты летательных аппаратов) запрещены.

2) территория, непосредственно примыкающая к территории охраняемого объекта (арсенала, базы, опасного объекта, склада военной техники и др. военного имущества) [9].

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 №405 (ред. от 27.07.2017) «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны» запретная зона - это территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения

безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта [5]. Постановление Правительства РФ от 11.03.2010 №138 (ред. от 30.01.2018) «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» дает определение «запретной зоны» - воздушное пространство Российской Федерации установленных размеров, в пределах которого полеты воздушных судов запрещены, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Федеральными правилами [6]. Данные определения характеризуются общим требованием - запретом на осуществление деятельности на определенной территории. Особое внимание стоит обратить на мнение ученого в данной области - А.И. Травникова. Он характеризует запретную зону для полетов воздушных судов, как воздушное пространство установленных размеров в суверенном воздушном пространстве, в пределах которого любая деятельность запрещена без соответствующего административного решения [8]. Данное определение раскрывает разрешительный порядок, предусмотренный законодателем. То есть если заинтересованное лицо желает провести полет на определенной территории, оно должно получить соответствующее разрешение от того, в чьих интересах данная территория является запретной. Однако в случае отсутствия такового, оператор не имеет право на осуществление полета [6].

В соответствии с п. 29 Правил использования воздушного пространства в Российской Федерации, запретные зоны устанавливаются для защиты важных государственных объектов, ключевых промышленных комплексов (атомных электростанций, ядерно-радиационных объектов, химически опасных объектов, а также других особо важных объектов с точки зрения национальной безопасности страны) от вредных воздействий и разрушений, возникающих в результате возможных происшествий в воздушном пространстве Российской Федерации [6]. Однако данный пункт нуждается в толковании, потому что спектр зон, в которых может произойти чрезвычайная ситуация, влекущая человеческие потери, разрушения зданий, сооружений, транспортных единиц, вследствие использования беспилотника очень широк. К данным территориям, по нашему мнению, следует отнести следующие объекты: специального назначения, государственного значения, жизнеобеспечения (теплоснабжение, водоснабжения), космической инфраструктуры, объекты водного хозяйства, связи, теле- и радиовещания, транспортные сооружения (аэродромы, аэропорты, вокзалы, станции, порты), включая прилегающую к ним территорию, здравоохранения (больницы, поликлиники, стационары), инженерно-

технические сооружения (мосты, постройки), включая прилегающую к ним территорию, уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, а также объекты, осуществляющие деятельность в интересах государства: полиции, федеральной службы безопасности, следственного комитета (здания, сооружения, постройки, базы, склады), детские сады, осуществляющие обучение и места массовых скоплений людей, объекты с государственными материальными резервами (склады по хранению медицинских препаратов, горюче-смазочных материалов, продовольственные и вещевые склады).

Причиной расширения уже имеющегося перечня зон запрещенных для полетов явились чрезвычайные происшествия, случившиеся вследствие применения БПЛА, по случайности или намеренно. Неоднократно замечены столкновения гражданских авиалиний с беспилотниками. В ноябре 2017 года в Буэнос-Айресе дрон столкнулся с самолетом. Удар пришелся на носовую часть и к счастью не повлиял на продолжение полета [1]. Подобные случаи произошли в Канаде, Великобритании, Аргентине. По данным Федерального агентства воздушного транспорта за первую половину 2017 года в Российской Федерации было зарегистрировано 28 случаев, тогда как за полгода 2016 года - только 12. А за весь прошлый год насчитали 41 инцидент [2].

Также наблюдаются случаи столкновения БПЛА с людьми, зданиями, сооружениями, влекущие потери, увечья и разрушения. Так в городе Огаки, в Японии, четырехкилограммовый дрон потерял управление и врезался в толпу, тем самым, нанес повреждения шестерым людям. В феврале 2017 года беспи-лотник, осуществляющий съемки на стройплощадке, врезался в строительный кран и упал на человека, который получил травму лица [3].

Приведенные выше примеры являются яркой иллюстрацией ситуаций, которые могут возникнуть в случае столкновения БПЛА. Результат таких чрезвычайных ситуаций характеризуется использованием беспилотника в зонах повышенной опасности и неумением управлять летательным аппаратом, а также применять его в аварийном состоянии.

Помимо этого необходимо внести дополнения в Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.2016 №48 «Об установлении запретных зон», в приложение №1 «Запретные зоны», так как в настоящее время в нем содержится неполный перечень запрещенных для полета зон.

Анализируя зоны повышенной опасности, стоит отметить, что в сложившейся обстановке, по нашему мнению, проще выделить места, в которых будут разрешены полеты БПЛА. К данным территориям будут относиться специально выделенные места для полетов, как в городских, так и в загородных условиях, чтобы не навредить окружающим и использовать беспилотник в интересах оператора. В 9 статье Конвенции о международной гражданской авиации, заключенной в г. Чикаго в 07.12.1944, было сказано, что каждое договаривающееся государство сохраняет за собой право немедленно при исключительных обстоятельствах, или в период чрезвычайного положения, или в интересах общественной безопасности временно ограничить или запретить полеты над всей своей территорией или какой-либо ее частью при условии, что такое ограничение или запрещение применяется к воздушным судам всех других государств, независимо от их национальности [4]. Исходя из этого, почему бы в интересах общественной безопасности не запретить использование БПЛА в местах повышенной опасности на территории Российской Федерации. Данное действие уменьшит количество чрезвычайных ситуаций и несчастных случаев в стране.

Так же считаем целесообразным издание сборника, альманаха, журнала или газеты, в которых будет предоставлена информация об изменениях нормативной базы, регулирующей полеты БПЛА, и всевозможные изменения законодательства, новости, касающиеся реализации беспилотников, а также перечень запрещенных для полета БПЛА зон, или разрешенные для полета зоны. Одним из таких примеров для подобного издания является «Российская охотничья газета», в которой имеется информация о местах и времени охоты, указываются запрещенные для охоты зоны и многое другое [7]. Данное издание выходит раз в месяц, в зависимости от заинтересованности общества. В нашем случае, целесообразно делать выпуск раз в квартал или полугодие, однако в случае экстренной информации или повышенного интереса общества количество выпусков может быть увеличено.

Более того, в связи с массовым использованием информационных технологий, необходимо создание соответствующего сайта или приложения в сети Интернет, на которых будет размещена подобная информация. Это позволит овладеть нужной информацией дистанционно при помощи гаджета или компьютера, независимо от местонахождения.

Список литературы

1. Беспилотник врезался в самолет в Буэнос-Айресе [Электронный ресурс] // Режим доступа: gazeta.ru/tech/news/2017/11/12/n_10806356.shtml (дата обращения: 15.04.18).

2. Без пилотов и без мозгов. Квадрокоптеры всё чаще угрожают большой авиации [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://life.rU/t/%D1 %80%D0%B0%D1 %81 %D1 %81 %D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B

2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F/1067396/biez_pilotov_i_biez_mozghov_kvadrokoptiery_vsio_chashchie_ ughrozhaiut_bolshoi_aviatsii (дата обращения: 15.04.18).

3. В Японии вышедший из-под контроля дрон врезался в толпу [Электронный ресурс] // Режим доступа: https:// www.segodnya.ua/world/wnews/v-yaponii-vyshedshiy-iz-pod-kontrolya-dron-vrezalsya-v-tolpu 1070636.html (дата обращения: 15.04.18).

4. «Конвенция о международной гражданской авиации» (заключена в г. Чикаго 07.12.1944), (с изм. от 26.10.1990), (с изм. и доп., вступившими в силу на 01.01.2000) // СПС КонсультантПлюс.

5. Постановление Правительства РФ от 05.05.2014 №405 (ред. от 27.07.2017) «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны» (вместе с «Положением об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны») // СПС КонсультантПлюс.

6. Постановление Правительства РФ от 11.03.2010 №138 (ред. от 30.01.2018) «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.

7. Российская охотничья газета [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.ohotniki.ru/ (дата обращения: 13.04.18).

8. Травников А.И. Правовой режим воздушного пространства. Аэронавигация и безопасность: моногр. М.: Издательство Проспект, 2014. с.217.

9. Термины МЧС России [Электронный ресурс] // Официальный сайт МЧС России. - Режим доступа: http://www. mchs.gov.ru/dop/terms/item/85700 (дата обращения: 13.04.18).

Reference list

1. The drone crashed into a plane in Buenos Aires [electronic resource] // Access mode: https://www.gazeta.ru/tech/ news/2017/11/12/n_10806356.shtml (date of access: 15.04.18).

2. No pilots, no brains. Quadrocopters are increasingly threatening large aircraft [electronic resource] // Access mode: https://life.ru/t7%D1 %80%D0%B0%D1 %81 %D1 %81 %D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0 %D0%BD%D0%B8%D1%8F/1067396/biez_pilotov_i_biez_mozghov_kvadrokoptiery_vsio_chashchie_ughrozhaiut_ bolshoi_aviatsii (date of access: 15.04.18)

3. In Japan, an out-of-control drone crashed into a crowd [electronic resource] / / Access mode: https://www. segodnya.ua/world/wnews/v-yaponii-vyshedshiy-iz-pod-kontrolya-dron-vrezalsya-v-tolpu 1070636.html (date of access: 15.04.18).

4. "Convention on international civil aviation" (concluded in Chicago on 07.12.1944), (revised from 26.10.1990), (revised and additional, entered into force on 01.01.2000) // Reference Legal System ConsultantPlus.

5. The Resolution of the Government of the Russian Federation dated 05.05.2014 №405 (edited 27.07.2017) "On the establishment of prohibited and other zones with special conditions for the use of land to ensure the functioning of military facilities of the Armed Forces of the Russian Federation, other troops, military formations and bodies performing tasks in the field of defense of the country" (together with the "Regulations on the establishment of prohibited and other zones with special conditions for the use of land to ensure the functioning of military facilities of the Armed Forces of the Russian Federation, other troops, military formations and bodies performing tasks in the field of national defense") // Reference Legal System ConsultantPlus.

6. The Resolution of the Government of the Russian Federation dated 11.03.2010 №138 (edited 30.01.2018) "On approval of Federal Rules of using airspace of the Russian Federation" // Reference Legal System ConsultantPlus.

7. Russian Hunting Newspaper [Electronic resource] // Access mode: http://www.ohotniki.ru/ (date of access: 13.04.18).

8. TravnikovA. Legal regime of airspace. Air navigation and safety: Monograph. M.: Publishing house "Prospekt", 2014. P. 217.

9. Terms of EMERCOM of Russia [Electronic resource] // Official website of EMERCOM of Russia. Access mode: http:// www.mchs.gov.ru/dop/terms/item/85700 (date of access: 13.04.18).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.