Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ РЕКОМЕНДАЦИИ КОМИТЕТА МИНИСТРОВ СОВЕТА ЕВРОПЫ CM/REC(2021)6 ОБ ИСПОЛНЕНИИ НАКАЗАНИЯ И НАДЗОРЕ ЗА ЛИЦАМИ, ОСУЖДЕННЫМИ ЗА СЕКСУАЛЬНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ'

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ РЕКОМЕНДАЦИИ КОМИТЕТА МИНИСТРОВ СОВЕТА ЕВРОПЫ CM/REC(2021)6 ОБ ИСПОЛНЕНИИ НАКАЗАНИЯ И НАДЗОРЕ ЗА ЛИЦАМИ, ОСУЖДЕННЫМИ ЗА СЕКСУАЛЬНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
47
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТАНДАРТЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОСУЖДЕННЫМИ / РЕКОМЕНДАЦИИ СОВЕТА ЕВРОПЫ / ТЮРЬМА / СОЦИАЛЬНАЯ РЕИНТЕГРАЦИЯ / СЛУЖБА ПРОБАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Самович Юлия Владимировна, Марухно Екатерина Юрьевна

В статье анализируется Рекомендация Комитета министров Совета Европы CM/Rec(2021)6, регулирующая вопросы надзора и исполнения наказаний за лицами, обвиняемыми или осужденными за преступления сексуального характера. Обращено внимание на то, что профилактика преступлений против половой свободы и неприкосновенности, совершенных как впервые, так и в случае рецидива, требует многоуровневого, междисциплинарного подхода. Реинтеграция лиц, совершивших сексуальные преступления, обратно в социум представляет собой сложный процесс балансирования между управлением рисками, общественной безопасностью и взаимодействием с обществом. Отражено, что в большинстве стран Совета Европы меняющийся ландшафт ресоциализации лиц, осужденных за сексуальные преступления, открывает возможности для новых партнерских отношений, увеличения потоков государственного финансирования и конкретного, согласованного междисциплинарного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Самович Юлия Владимировна, Марухно Екатерина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL ASPECTS OF THE IMPLEMENTATION OF THE PROVISIONS OF THE RECOMMENDATION OF THE COMMITTEE OF MINISTERS OF THE COUNCIL OF EUROPE CM/REC(2021)6 ON THE EXECUTION OF PUNISHMENT AND SUPERVISION OF PERSONS CONVICTED OF SEXUAL CRIMES

The article analyzes the Recommendation of the Committee of Ministers of the Council of Europe CM/Rec(2021)6 regulating the execution of sentences and supervision of persons accused or convicted of sexual crimes. Attention is drawn to the fact that the prevention of crimes against sexual freedom and sexual integrity committed for the first time, and in the case of recidivism, requires a multi-level, interdisciplinary approach. The integration of sex offenders back into society is a complex balancing process between risk management, public safety and interaction with society. It is reflected that in most of the countries of the Council of Europe, the changing landscape of the re-socialization of persons convicted of sexual crimes opens up opportunities for new partnerships, increased flows of public funding and a specific, coordinated interdisciplinary approach.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ РЕКОМЕНДАЦИИ КОМИТЕТА МИНИСТРОВ СОВЕТА ЕВРОПЫ CM/REC(2021)6 ОБ ИСПОЛНЕНИИ НАКАЗАНИЯ И НАДЗОРЕ ЗА ЛИЦАМИ, ОСУЖДЕННЫМИ ЗА СЕКСУАЛЬНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ»

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

International law

УДК 341

https://doi.org/10.53993/2078-3914/2022/1(50)/169-177

Ю. В. Самович, Е. Ю. Марухно

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ РЕКОМЕНДАЦИИ КОМИТЕТА МИНИСТРОВ СОВЕТА ЕВРОПЫ

CM/REC(2021)6 ОБ ИСПОЛНЕНИИ НАКАЗАНИЯ И НАДЗОРЕ ЗА ЛИЦАМИ, ОСУЖДЕННЫМИ ЗА СЕКСУАЛЬНЫЕ

ПРЕСТУПЛЕНИЯ

В статье анализируется Рекомендация Комитета министров Совета Европы CM/Rec(2021)6, регулирующая вопросы надзора и исполнения наказаний за лицами, обвиняемыми или осужденными за преступления сексуального характера. Обращено внимание на то, что профилактика преступлений против половой свободы и неприкосновенности, совершенных как впервые, так и в случае рецидива, требует многоуровневого, междисциплинарного подхода. Реинтеграция лиц, совершивших сексуальные преступления, обратно в социум представляет собой сложный процесс балансирования между управлением рисками, общественной безопасностью и взаимодействием с обществом. Отражено, что в большинстве стран Совета Европы меняющийся ландшафт ресоциализации лиц, осужденных за сексуальные преступления, открывает возможности для новых партнерских отношений, увеличения потоков государственного финансирования и конкретного, согласованного междисциплинарного подхода.

Ключевые слова: стандарты обращения с осужденными; рекомендации Совета Европы; тюрьма; социальная реинтеграция, служба пробации.

Для цитирования: Самович Ю. В., Марухно Е. Ю. Правовые аспекты реализации положений рекомендации комитета министров Совета Европы CM/Rec(2021)6 об исполнении наказания и надзоре за лицами, осужденными за сексуальными преступления // Вестник Кузбасского института. 2022. № 1 (50). С. 169-177. https://doi.org/10.53993/2078-3914/2022/1(50)/169-177.

Yu. V. Samovich, E. Yu. Marukhno

LEGAL ASPECTS OF THE IMPLEMENTATION OF THE PROVISIONS OF THE RECOMMENDATION OF THE COMMITTEE

OF MINISTERS OF THE COUNCIL OF EUROPE CM/REC(2021)6

ON THE EXECUTION OF PUNISHMENT AND SUPERVISION OF PERSONS CONVICTED OF SEXUAL CRIMES

The article analyzes the Recommendation of the Committee of Ministers of the Council of Europe CM/Rec(2021)6 regulating the execution of sentences and supervision ofpersons accused or convicted of sexual crimes. Attention is drawn to the fact that the prevention of

© Самович Ю. В., Марухно Е. Ю., 2022 © Samovich Yu. V., Marukhno E. Yu., 2022

crimes against sexual freedom and sexual integrity committed for the first time, and in the case of recidivism, requires a multi-level, interdisciplinary approach. The integration of sex offenders back into society is a complex balancing process between risk management, public safety and interaction with society. It is reflected that in most of the countries of the Council of Europe, the changing landscape of the re-socialization of persons convicted of sexual crimes opens up opportunities for new partnerships, increased flows of public funding and a specific, coordinated interdisciplinary approach.

Keywords: standards of treatment of prisoners; recommendations of the Council of Europe; prison; social reintegration, probation service.

For citation: Samovich Yu. V., Marukhno E. Yu. Legal aspects of the implementation of the provisions of the recommendation of the committee of ministers of the Council of Europe CM/Rec(2021)6 on the execution of punishment and supervision of persons convicted of sexual crimes. Vestnik Kuzbasskogo instituta [Bulletin of the Kuzbass Institute], 2022, no. 1 (50), p. 169-177. https://doi.org/10.53993/2078-3914/2022/1(50)/169-177.

Проект Рекомендаций по оценке, надзору и реинтеграции лиц, обвиняемых или осужденных за сексуальное преступление, был подготовлен Советом по пенологическому сотрудничеству Совета Европы в период с 2019 по 2020 г. Данное научное исследование прошло под руководством профессора социологии и криминологии Бристольского университета К. Маккартана, по словам которого, «в последние годы растет признание того, что сексуальные преступления, как и все остальные виды преступлений, являются отражением проблем общества, его развития и жизненного пути» [10].

Начало 1970-х гг. в зарубежной доктрине стало отправной точкой для научных исследований в области сексуального насилия, и спустя более пятидесяти лет в сегодняшнем социально-политическом климате Европы сексуальные преступления всегда вызывают общественный резонанс, освещаются в средствах массовой информации и публичных выступлениях и в большинстве случаев носят карательный характер. Кроме того, в социальных сетях в 2017 г. появилось #MeToo — движение в поддержку женщин — жертв сексуальных домогательств и насилия. Кроме того, важно понимать, что каждое государство имеет собственное законодательное

определение преступлений сексуального характера, которое может сильно отличаться от других стран, например, отличаются возраст сексуального согласия и виды наказаний, которые сложились с течением времени вследствие культурных, социальных и правовых различий. Поэтому определить истинный масштаб сексуальных преступлений достаточно сложно. Еще в 1995 г. Американская медицинская ассоциация объявила сексуальное насилие «тихой, насильственной эпидемией» [11]. Основной целью Рекомендаций CM/Rec(2021)6 является ориентирование властей государств-членов Совета Европы в законодательной, политической и практической деятельности на предотвращение и сокращение рецидивов преступлений сексуального характера.

В последние годы с появлением междисциплинарных исследований дискурс о карательных мерах за сексуальные преступления начал постепенно менять свою траекторию, в науке появились пути решения проблемы [7; 10], которые нашли свое отражение в Рекомендации CM/Rec(2021)6. Данный международный акт содержит руководство в отношении оценки степени безопасности для общества совершеннолетних лиц, обвиняемых или осужденных за совершение преступлений сексуального

характера, их лечения и реинтеграции. В соответствии с международными нормами основной целью программ социальной реинтеграции является обеспечение помощи и надзора, которые могут быть необходимы лицам для реализации возможности воздерживаться от совершения преступлений, успешно реинте-грироваться в общество и не возвращаться к преступному поведению. Как правило, специалисты выделяют три основные категории программ социальной реинтеграции: а) программы реабилитации в условиях пенитенциарных учреждений; б) программы реинтеграции и опеки после освобождения подучетного лица; в) региональные программы, не связанные с лишением свободы [1].

Необходимо пояснить, что термины, используемые Рекомендацией

CM/Rec(2021)6, не представляют собой совершенно новые понятия. Скорее наоборот, следуя логике юридической техники, произошли заимствования из универсальных международных актов. Так, под сексуальным преступлением понимается любое действие или поведение сексуального характера или намерения, которые подлежат уголовным санкциям или мерам в соответствии с национальным правом стран СЕ. Сексуальное преступление может включать физическое, эмоциональное или психологическое давление или насилие; может быть контактным преступлением (например, изнасилование или сексуальное насилие, включая прикосновения) или бесконтактным преступлением (например, ухаживание, эксгибиционизм, вуайеризм или создание, загрузка или просмотр изображений сексуального насилия над детьми).

Рекомендация подчеркивает, что преступления сексуального характера оказывают серьезное воздействие на общество с точки зрения здоровья людей и их благополучия, отражаются на стоимости государственных услуг в области здравоохранения и уголовного правосу-

дия, приводя к национальным, международным и транснациональным последствиям. Преступления против половой свободы и половой неприкосновенности наносят значительный и длительный вред, включая физический и психический, жертвам и их семьям, поэтому жизненно важно сократить число рецидивов, приводящих к прямым и косвенным рискам для общества. При этом Комитет Министров СЕ рекомендует государствам-членам целенаправленно оценивать социальный риск, т. е. вероятность или угрозу совершения в будущем сексуального преступления или любого другого преступления, программу лечения и условия отбывания наказаний с учетом индивидуально-дифференцированного подхода к лицам, обвиняемым или осужденным за подобные преступления.

Рекомендация закрепляет обязанность для тюремных служб и служб пробации таким образом организовывать процесс, чтобы в полном объеме обеспечить управление социальными рисками, под которыми понимается выбор и применение ряда вмешательств и/или мер лечения с целью снижения риска совершения в будущем сексуального преступления или любого другого преступления и обеспечения социальной реинтеграции осужденных в общество. Данные мероприятия должны проводиться в период отбывания наказания в местах лишения свободы, при условно-досрочном освобождении, а также в период установления административного надзора в отношении данных лиц.

Комитет министров Совета Европы особо подчеркивает необходимость сосредоточить внимание не на типе совершенного преступления, а на конкретных потребностях лица, в том числе относительно каких-либо мер медицинского вмешательства. Отмечается, что сотрудничество между лицами, совершившими преступления, и специалистами пенитенциарных учреждений и

служб пробации государств имеет ключевое значение для эффективного процесса социальной реинтеграции. Кроме того, логично, что Рекомендация содержит нормы о гарантиях защиты лиц, содержащихся под стражей, обвиняемых или осужденных за совершение преступлений сексуального характера в целях предотвращения их виктимизации со стороны других заключенных и повышения мотивации к изменениям самого субъекта.

В целях создания эффективного надзора за лицами обвиняемых или осужденных за сексуальное преступление Рекомендация выделяет десять базовых принципов:

1. Тюремным учреждениям и службам пробации следует осуществлять исполнение уголовных наказаний и надзорных требований, стремиться к реинтеграции лиц, обвиняемых в совершении сексуальных преступлений и осужденных за них, с учетом социального риска, который представляет данная категория лиц, в соответствии с теми же стандартами и принципами, которые применяются к иным лицам, находящимся под их ответственностью. Таким образом, ключевым принципом выступает международно-правовой принцип равенства лиц перед законом.

2. Следует учитывать особые потребностей лиц, обвиняемых или осужденных за преступления сексуального характера, включая их раздельное проживание во время пребывания в местах лишения свободы, а также применять надлежащие меры во время отбывания ими наказания и нахождении на испытательном сроке.

Необходимо обратить внимание, что в соответствии с Рекомендацией СМЖЕС(2014)3 стратегия управления (предотвращения) социальными рисками в отношении опасных преступников должна иметь долгосрочную цель их возвращения в общество и обеспечивать преемственность между периодом тю-

ремного заключения и после освобождения. Предотвращение относится к мерам безопасности, принимаемым для минимизации риска [6]. При этом оценка риска, согласно Рекомендации N СМ/Яес(2014)3, это деятельность по исследованию природы, тяжести, характеру и степени опасности ранее совершенных лицом преступлений, с обязательной характеристикой последнего, в процессе которой принимаются административные решения с целью снижения риска.

3. Предотвращение преступлений сексуального характера и реагирование на них наиболее эффективны в междисциплинарных условиях с привлечением партнерских учреждений и содействием обмену информацией, опытом и ресурсами в целях выработки общего видения управления рисками и эффективной социальной реинтеграции.

Мероприятия по социальной реинтеграции могут осуществляться на разных этапах отправления уголовного правосудия, выходя за рамки данного процесса, когда лицо, совершившее преступление, выводится из системы уголовного правосудия и передается в административную юрисдикцию (альтернативные услуги и программы). Данные мероприятия охватывают широкий спектр услуг и инициатив, осуществляемых или организуемых системой уголовного правосудия, которые нередко дополняются программами сотрудничества с общественными объединениями и иными институтами гражданского общества. Э. Фокс отмечает, что «особое внимание необходимо обратить на мероприятия, имеющих комплексный характер, основанных на принципе непрерывности помощи, обеспечив лицам постоянную поддержку в условиях тюремного заключения, так и за ее пределами. Процесс подготовки к возвращению лица в общество должен начаться до его освобождения. Мероприятия, проводимые после освобождения, должны способ-

ствовать плавному переходу из тюремной среды к жизни в обществе, закреплять результаты, достигнутые в тюрьме в рамках воспитательного воздействия и программ обучения, и продолжаться вплоть до успешного завершения процесса реинтеграции» [8].

4. Девиантное поведение лица должно рассматриваться комплексно, с учетом поведенческих, социальных, психологических факторов, а также состояния здоровья.

Меры воздействия на девиантное поведение могут носить различный характер, включая в себя применение правовых санкций, медицинское лечение, психолого-педагогическое вмешательство, воспитательное воздействие, оказание социальной и психологической поддержки и др. [3].

5. Вмешательства и лечение должны основываться на фактических данных, быть соразмерными и являться частью комплексного подхода, который помогает лицам, обвиняемыми или осужденными за преступления сексуального характера, бороться со своим девиантным поведением.

Меры вмешательства — это ограничительные меры, используемые для сведения к минимуму социального риска, а также мероприятия и программы, направленные на устранение или уменьшение глубинных причин возникновения предполагаемых социальных рисков в целях достижения более долгосрочного положительного результата. Глубинные причины, согласно мнению специалистов ООН, включают в себя кроме социальных, экономических и образовательных факторов также один или несколько «криминогенных», т. е. форм поведения, которые, вероятно, приведут к совершению преступлений [4]. В целях сокращения числа повторных правонарушений государствами-членами СЕ должны учитываться эмпирические результаты эффективности лечения сексуальных преступников, разработанные

всемирно известными международными исследователями и клиницистами [9].

6. Содействие в социальной реинтеграции лиц, обвиняемых или осужденных за сексуальное преступление, имеет центральное значение во всех аспектах, включая оценку социальных рисков, управление рисками, лечение и применение принудительных мер медицинского характера.

Особое внимание Рекомендации сосредоточено на необходимости создания эффективных программах по надзору за лицами, оказания помощи и содействия их социальной реинтеграции. Согласно Вводному руководству по вопросам предупреждения рецидивизма и социальной реинтеграции правонарушителей после освобождения лица, осужденные за сексуальные преступления, сталкиваются с весьма серьезными трудностями при выходе на свободу, а их жизнь в обществе без надлежащих подготовки, надзора или поддержки становится небезопасной после освобождения. Подобные мероприятия должны носить адресный характер и проводиться в рамках комплексной программы, разработанной для решения проблем адаптационного характера конкретного лица. Р. А. Ромашов пишет о «стабильно высоком росте рецидивизма среди вернувшихся из мест лишения свободы. Причинами этого... являются недостаточно эффективные мероприятия по ресоциализации. Основные проблемы возникают у осужденных по возвращении из мест лишения свободы, что связано с потерей социальных связей, затруднениями в поиске работы, в то время как государство в лице уполномоченных органов и должностных лиц, по сути, дистанцируется от процесса ресоциализации после заключения» [5].

7. Индивидуальные планы по ресо-циализации лица должны быть согласованы в начале применения мер уголовно-правового характера и регулярно обновляться. При этом, насколько возмож-

но, следует учитывать мнение самого лица.

Н. А. Крайновой справедливо отмечает, что «ресоциализация осужденных — процесс восстановления индивида в качестве социализированного члена общества, происходящий в результате применения к лицу, совершившему преступление и осужденному за него, комплекса правовых, социально-организационных, психолого-педагогических, воспитательных и иных мер воздействия на различных этапах уголовной ответственности с целью недопущения совершения новых противоправных деяний» [2]. В индивидуальном плане должны быть определены конкретные потребности и обстоятельства лица, программа обучения или трудоустройства, при этом должны носить адресный характер.

8. В целях управления рисками и социальной реинтеграции лиц, обвиняемых или осужденных за сексуальное преступление, тюремные учреждения и службы пробации должны при необходимости сотрудничать с организациями на региональном уровне.

Согласно Вводному руководству по вопросам предупреждения рецидивизма и социальной реинтеграции правонарушителей, комплексная стратегия на местном уровне должна быть ориентирована на решение проблем трудоустройства, подбора жилья, материальной, психологической и социальной поддержки в переходный период, когда многие правонарушители могут попасть в порочный круг освобождения и повторного ареста. Поэтому в целях поддержания общественной безопасности правительствам необходимо разработать эффективные мероприятия на период после освобождения либо мероприятия по обеспечению опеки в этот период [1, с. 61-65].

9. Насколько возможно, следует принимать меры для предотвращения сбоев в лечении или вмешательствах, в

том числе при перемещении обвиняемого или осужденного из тюрьмы под надзор службы пробации.

Согласно Правилам Нельсона Ман-делы бывшим заключенным гарантируется продолжение любого лечения и ухода, которые могут им потребоваться и которые они могли получать во время их тюремного заключения («непрерывность лечения и ухода», правило 24, п. 2). Международные эксперты едины во мнении, что вышедшие на свободу заключенные сталкиваются с многочисленными административными барьерами при попытке воспользоваться медицинскими услугами по месту жительства, включая препятствия финансового или психологического характера. В связи с этим национальные органы должны предоставить заключенным, освободившимся из мест лишения свободы, программу социального обеспечения с учетом конкретных потребностей лиц, в том числе по вопросам медицинского характера. Следовательно, до освобождения необходимо установить контакты с медицинскими службами на местном уровне с целью профилактики, лечения и ухода в связи с заболеваниями данных лиц [1] с учетом мер организационно-правового, социально-психологического, социально-педагогического характера, направленных на устранение преступного поведения подучетного лица.

10. При необходимости следует содействовать международному сотрудничеству в соответствии с правилами защиты персональных данных и международными соглашениями с целью обеспечения общественной безопасности, гарантируя при этом надлежащий уровень защиты персональных данных.

В отношении лица, обвиняемого или осужденного за сексуальное преступление, должны обрабатываться только определенные законом данные, любая обработка персональных данных должна соответствовать международным и национальным нормам. В тех странах,

где существуют реестры сексуальных преступников или системы уведомления общества, касающиеся лиц, осужденных за сексуальное преступление, соответствующее осужденное лицо должно быть проинформировано в полном объеме об этой политике. Кроме того, Рекомендация закрепляет право потерпевшего на получение информации об освобождении лиц, осужденных за преступления сексуального характера. В целях защиты прав потерпевших службы про-бации и связанные с ними органы и учреждения должны сотрудничать с различными службами помощи жертвам сексуального насилия.

Таким образом, Рекомендация содержит нормы, необходимые для успешной практики социальной реинтеграции лиц, обвиняемых или осужденных за преступления сексуального характера. В свою очередь Комитет мини-

стров Совета Европы возлагает надежду на ее эффективную имплементацию в странах-членах данной международной организации. Первый шаг со стороны нашего государства уже сделан: в настоящее время Президент Российской Федерации В. В. Путин поддержал идею создания новой должности заместителя гендиректора Федеральной службы исполнения наказаний, который займется созданием службы пробации — помощи в адаптации заключенных после освобождения. С началом нового этапа развития социально-реабилитационной деятельности уголовно-исполнительной системы на основании согласованного междисциплинарного подхода потребуется совершенствование ее правового регулирования, увеличение потоков государственного финансирования, создание новых партнерских отношений с институтами гражданского общества.

Литература

1. Вводное руководство по вопросам предупреждения рецидивизма и социальной реинтеграции правонарушителей. Серия справочников по вопросам уголовного правосудия. ООН. — Вена, 2019. — 160 с.

2. Крайнова, Н. А. Проблемы ресоциализации неоднократно судимых лиц: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — Владивосток, 2002. — 23 с.

3. Мишин, А. А. Профилактика девиантного поведения осужденных // Теория и практика социогуманитарных наук. — 2018. — № 2 (2). — С. 88-92.

4. Справочник по работе с особо опасными заключенными. ООН. — Нью-Йорк, 2016. — 164 с. // URL: https://www.unodc.org/documents/justice-and-prison-reform/20-00198_High_Risk_Prisoners_RU.pdf (дата обращения: 12.01.2022).

5. Ромашов, Р. А., Брылева, Е. А. Ресоциализация после тюрьмы — миф или реальность? // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право.— 2019. — № 10 (4). — С. 827-835.

6. Рекомендация Комитета Министров Совета Европы СМЖЕС(2014)3 государствам-членам в отношении опасных преступников (принята Комитетом Министров Совета Европы 19 февраля 2014 г. на 1192-м заседании заместителей министров) // URL: https://base.garant.ru/70901586/ (дата обращения: 12.01.2022).

7. Шеслер, А. В. Правовая природа принудительных мер медицинского характера, соединенных с исполнением наказания / А. В. Шеслер, А. В. Васеловская // Вестник Кузбасского института. — 2021. — № 3 (48). — С. 92-102.

8. Fox, A. Aftercare for drug-using prisoners: lessons from an international study // Probation Journal. Vol. 49. No. 2 (2002). P. 120-129.

9. Jones, A., Neal,T. A Call for Research on Sex Offender Treatment Programs // International Journal of Offender Therapy and Comparative Criminology. 2018. No. 63.

10. McCartan, K., Richards, K. The Integration of People Convicted of a Sexual Offence Into the Community and Their (Risk) Management // Current Psychiatry Reports. No. 23(8). 2021. URL: https://link.springer.com/content/pdf/10.1007/s11920-021-01258-4.pdf (дата обращения: 12.01.2022).

11. Tabachnick, J. Why prevention? Why now? // International Journal of Behavioral Consultation and Therapy. 2013. No. 8. P. 55-61.

References

1. Vvodnoe rukovodstvo po voprosam preduprezhdeniya recidivizma i social'noj reinte-gracii pravonarushitelej. Seriya spravochnikov po voprosam ugolovnogo pravosudiya. OON [Introductory guidance on the prevention of recidivism and the social reintegration of offenders. Criminal Justice Handbook Series. UN]. Vienna, 2019. 160 p.

2. Krajnova N. A. Problemy resocializacii neodnokratno sudimyh lic [The problems of resocialization of repeatedly convicted persons]. Abstract of the candidate of law thesis. Vladivostok, 2002. — 23 p.

3. Mishin A. A. Profilaktika deviantnogo povedeniya osuzhdennyh [Prevention of deviant behavior of convicts]. Teoriya i praktika sociogumanitarnyh nauk [Theory and practice of socio-humanitarian sciences], 2018, no. 2 (2), p. 88-92.

4. Spravochnik po rabote s osobo opasnymi zaklyuchennymi. OON [Handbook on dealing with particularly dangerous prisoners. UN.]. New York, 2016. 164 p. URL: https://www.unodc.org/documents/justice-and-prison-reform/20-00198_High_Risk_Prisoners_RU.pdf (accessed 1/12/2022).

5. Romashov R. A., Bryleva E. A. Resocializaciya posle tyur'my — mif ili real'nost'? [Resocialization after prison — myth or real news?]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Pravo [Bulletin of St. Petersburg University. Law], 2019, no. 10 (4), p. 827-835.

6. Rekomendaciya Komiteta Ministrov Soveta Evropy SM/REC(2014)3 gosudarstvam-chlenam v otnoshenii opasnyh prestupnikov (prinyata Komitetom Ministrov Soveta Evropy 19 fevralya 2014 g. na 1192-m zasedanii zamestitelej ministrov) [ecommenda-tion of the Committee of Ministers of the Council of Europe CM/REC (2014) to 3 member States on dangerous criminals (adopted by the Committee of Mini-Ministers of the Council of Europe on February 19, 2014 at the 1192nd meeting of Deputy MiniMinisters )]. URL: https://base.garant.ru/70901586/ (accessed 1/12/2022).

7. Shesler A. V. Pravovaya priroda prinuditel'nyh mer medicinskogo haraktera, soedinen-nyh s ispolneniem nakazaniya [The legal nature of coercive measures of a medical nature connected with the execution of punishment]. By A. V. Shesler, A. V. Vaselovskaya. Vestnik Kuzbasskogo instituta [Bulletin of the Kuzbass Institute], 2021, no. 3 (48), p. 92-102.

8. Fox A. Aftercare for drug-using prisoners: lessons from an international study. Probation Journal, no. 2 (2002), vol. 49, p. 120-129.

9. Jones A., Neal T. A. Call for Research on Sex Offender Treatment Programs. International Journal of Offender Therapy and Comparative Criminology, 2018, no. 63.

10. McCartan K., Richards K. The Integration of People Convicted of a Sexual Offence Into the Community and Their (Risk) Management. Current Psychiatry Reports, 2021, no. 23 (8). URL: https://link.springer.com/content/pdf/10.1007/s11920-021-01258-4.pdf (accessed 1/12/2022).

11. Tabachnick J. Why prevention? Why now? International Journal of Behavioral Consultation and Therapy, 2013, no. 8, p. 55-61.

Сведения об авторах

Юлия Владимировна Самович: КФ ФГБОУВО «РГУП» (г. Казань, Российская Федерация), профессор кафедры государственно-правовых дисциплин, доктор юридических наук, профессор. E-mail: juliasamovich@gmail.com Екатерина Юрьевна Марухно: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин. E-mail: katja-marukhno@yandex.ru

Information about the authors

Yulia V. Samovich: the KB of the FSBEIHE "RSUJ" (Kazan, Russia), professor of the Chair of State and Legal Disciplines, doctor of law, professor. E-mail: juliasamovich@gmail.com Marukhno Ekaterina Yuiryevna: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), lecturer of the Chair of Civil Law Disciplines. E-mail: katj a-marukhno@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.