Научная статья на тему 'ОБНОВЛЕННЫЕ ЕВРОПЕЙСКИЕ ПЕНИТЕНЦИАРНЫЕ ПРАВИЛА КАК СЛЕДУЮЩИЙ ШАГ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ СТАНДАРТОВ ОБРАЩЕНИЯ С ЗАКЛЮЧЕННЫМИ'

ОБНОВЛЕННЫЕ ЕВРОПЕЙСКИЕ ПЕНИТЕНЦИАРНЫЕ ПРАВИЛА КАК СЛЕДУЮЩИЙ ШАГ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ СТАНДАРТОВ ОБРАЩЕНИЯ С ЗАКЛЮЧЕННЫМИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1103
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТАНДАРТЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОСУЖДЕННЫМИ / ЕВРОПЕЙСКИЕ ПЕНИТЕНЦИАРНЫЕ ПРАВИЛА / СОВЕТ ЕВРОПЫ / ТЮРЬМА / ОДИНОЧНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ / РАЗДЕЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ / ЗНАЧИМЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КОНТАКТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Самович Юлия Владимировна, Марухно Екатерина Юрьевна

В статье анализируется Рекомендация Комитета министров Совета Европы, благодаря которой произошли существенные обновления Европейских пенитенциарных правил 2006 г. Подверглись дополнению основные европейские правовые стандарты и принципы, регламентирующие вопросы управления пенитенциарными учреждениями, служебных обязанностей сотрудников, а также порядка обращения с заключенными. Особое внимание обращается на проблему длительного одиночного заключения. Отмечается, что реформа одиночного заключения проводится во многих юрисдикциях по всему миру, изоляция по-прежнему широко используется в тюрьмах. Автор сосредотачивает внимание на влияние одиночного заключения на осужденного, который без значимого человеческого контакта неизбежно подвергается процессу депривации. Цель исследования - привлечение внимания к проблеме злоупотреблений в данной области в связи с COVID-19 и необходимостью разработки во внутреннем законодательстве многоуровнего подхода, обеспечивающего кратчайшие сроки изоляции, необходимых для достижения законных и немедленно коррекционных целей, заложенных смыслом Европейских пенитенциарных правил 2020 г. В статье делается обзор ключевых изменений пенитенциарных правил, представляющих собой ряд проблем в процессе их толкования, поскольку немаловажное значение имеет правоприменительная практика международных норм, носящих, в том числе, рекомендательный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UPDATED EUROPEAN PRISON RULES AS THE NEXT STEP IN THE PROCESS OF RAISING STANDARDS FOR THE TREATMENT OF PRISONERS

The article analyzes the Recommendation of the Committee of Ministers of the Council of Europe, which resulted in significant updates to the European Penitentiary Rules of 2006. The main European legal standards and principles governing the management of penitentiary institutions, the official duties of employees, as well as the treatment of prisoners were supplemented. Special attention is paid to the problem of long-term solitary confinement. The article notes that the reform of solitary confinement is being implemented in many jurisdictions around the world. Prisoner isolation is still widely used in prisons. The author focuses on the impact of solitary confinement on the convict, who, without meaningful human contact, is inevitably subjected to the process of deprivation. The aim of the study is to draw attention to the problem of abuse in this area in connection with COVID-19 and the need to develop a multi-level approach in domestic legislation, ensuring the shortest possible time of isolation, necessary to achieve the legitimate and immediately remedial goals laid down in the meaning of the European Penitentiary Rules of 2020. The article provides an overview of the key changes in the penitentiary rules, which present a number of problems in the process of their interpretation, since the law enforcement practice of international norms, including those of a recommendatory nature, is of no small importance.

Текст научной работы на тему «ОБНОВЛЕННЫЕ ЕВРОПЕЙСКИЕ ПЕНИТЕНЦИАРНЫЕ ПРАВИЛА КАК СЛЕДУЮЩИЙ ШАГ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ СТАНДАРТОВ ОБРАЩЕНИЯ С ЗАКЛЮЧЕННЫМИ»

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

international law

УДК 341.24

Ю. В. Самович, Е. Ю. Марухно

ОБНОВЛЕННЫЕ ЕВРОПЕЙСКИЕ ПЕНИТЕНЦИАРНЫЕ ПРАВИЛА КАК СЛЕДУЮЩИЙ ШАГ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ СТАНДАРТОВ ОБРАЩЕНИЯ С ЗАКЛЮЧЕННЫМИ

В статье анализируется Рекомендация Комитета министров Совета Европы, благодаря которой произошли существенные обновления Европейских пенитенциарных правил 2006 г. Подверглись дополнению основные европейские правовые стандарты и принципы, регламентирующие вопросы управления пенитенциарными учреждениями, служебных обязанностей сотрудников, а также порядка обращения с заключенными. Особое внимание обращается на проблему длительного одиночного заключения. Отмечается, что реформа одиночного заключения проводится во многих юрисдикциях по всему миру, изоляция по-прежнему широко используется в тюрьмах. Автор сосредотачивает внимание на влияние одиночного заключения на осужденного, который без значимого человеческого контакта неизбежно подвергается процессу депривации. Цель исследования — привлечение внимания к проблеме злоупотреблений в данной области в связи с COVID-19 и необходимостью разработки во внутреннем законодательстве многоуровнего подхода, обеспечивающего кратчайшие сроки изоляции, необходимых для достижения законных и немедленно коррекцион-ных целей, заложенных смыслом Европейских пенитенциарных правил 2020 г. В статье делается обзор ключевых изменений пенитенциарных правил, представляющих собой ряд проблем в процессе их толкования, поскольку немаловажное значение имеет правоприменительная практика международных норм, носящих, в том числе, рекомендательный характер.

Ключевые слова: стандарты обращения с осужденными; Европейские пенитенциарные правила; Совет Европы; тюрьма; одиночное заключение; раздельное содержание; значимый человеческий контакт.

Yu. V. Samovich, E. Yu. Marukhno

UPDATED EUROPEAN PRISON RULES AS THE NEXT STEP IN THE PROCESS OF RAISING STANDARDS FOR THE TREATMENT OF PRISONERS

The article analyzes the Recommendation of the Committee of Ministers of the Council of Europe, which resulted in significant updates to the European Penitentiary Rules of 2006. The main European legal standards and principles governing the management of penitentiary institutions, the official duties of employees, as well

© Самович Ю. В., Марухно E. Ю., 2021 © Samovich Yu. V., Marukhno E. Yu., 2021

as the treatment of prisoners were supplemented. Special attention is paid to the problem of long-term solitary confinement. The article notes that the reform of solitary confinement is being implemented in many jurisdictions around the world. Prisoner isolation is still widely used in prisons. The author focuses on the impact of solitary confinement on the convict, who, without meaningful human contact, is inevitably subjected to the process of deprivation. The aim of the study is to draw attention to the problem of abuse in this area in connection with COVID-19 and the need to develop a multi-level approach in domestic legislation, ensuring the shortest possible time of isolation, necessary to achieve the legitimate and immediately remedial goals laid down in the meaning of the European Penitentiary Rules of 2020. The article provides an overview of the key changes in the penitentiary rules, which present a number of problems in the process of their interpretation, since the law enforcement practice of international norms, including those of a recommendatory nature, is of no small importance.

Keywords: standards of treatment of prisoners; European prison rules; Council of Europe; prison; solitary confinement; separate content; meaningful human contact.

Европейские тюремные правила (далее — ЕПП) являются одним из выражений регионального международного сотрудничества в области криминологии и пенологии (пенитенциарной науки), которое длится более ста лет [6]. Идея создания ЕПП возникла из желания государств-участников Совета Европы иметь нормы, которые основывались, но выходили за пределы Минимальных стандартных правил ООН обращения с заключенными 1955 года.

В. А. Уткин отмечает, что в начале XXI в. международное пенитенциарное сообщество стало обоснованно все больше обращать внимание и на иной аспект международных стандартов в целом и европейских правил в частности [7]. Действительно, сотрудничество Парламентской Ассамблеи Совета Европы, Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, а также ЕСПЧ привело к работе по продолжению реформ и к выработке того, что обрело форму Европейских пенитенциарных правил 2006 г. По словам председателя Совета Международной тюремной реформы Д. ванн Зил Смита,

ЕПП 2006 г. оказали большее влияние на региональное и внутригосударственное право, чем ожидали в 2004 г. разработчики данного акта. Благодаря реформированию национального права государств ЕС и Совета Европы ЕПП прочно закрепились в стандартах основных европейских пенитенциарных актов. Так, Европейский комитет по предупреждению пыток регулярно ссылается на ЕПП, сообщая данные об обращении с заключенными. ЕСПЧ, в свою очередь, с 2006 г. прямо опирался на ЕПП более чем в тысяче случаях, в частности, при принятии решений о применении к заключенным запрета, предусмотренного ст. 3 Европейской конвенции по правам человека, на бесчеловечное или унижающее достоинство обращение. В. А. Уткин, рассматривая международные стандарты исполнения наказаний, справедливо подчеркнул, что в ряде наиболее фундаментальных документов такого рода содержатся положения, воспроизводящие общепризнанные нормы и принципы [8]. Постепенное признание ЕПП 2006 г. де-факто в форме жесткого права прав человека привело к значительному развитию всего европейского права.

Итак, если ЕПП 2006 г. были настолько успешными, зачем беспокоиться об их изменении? Самый простой ответ заключается в том, что Правило 108 гласит: «Европейские тюремные правила должны регулярно обновляться». Подобные нормы содержатся во многих международных актах, однако работа по их изменению носит вяло текущий характер.

Обновление ЕПП 2006 г. произошло под влиянием двух уровней международных организаций: регионального и универсального. В рамках структур Совета Европы успешное применение ЕПП 2006 г. создало, по словам Д. ванн Зил Смита, «добродетельный круг», состоящий из Европейского комитета по предупреждению пыток, Парламентской Ассамблеей Совета Европы и ЕСПЧ, с целью развития пенитенциарных систем стран Совета Европы [15]. Кроме того, Европейский Союз присоединился к различным проектам в поддержку применения ЕПП 2006 г.

Вне «круга» Совета Европы, однако при тесном сотрудничестве с ним, ООН играет значимую роль по установлению универсальных стандартов в пенитенциарных учреждениях. Примером могут служить: во-первых, Факультативный протокол к Конвенции ООН против пыток 2002 г., способствующий развитию, в частности, в Европе, национальных превентивных механизмов; во-вторых, Правила ООН, касающиеся обращения с женщинами-заключенными и мер наказания для женщин-правонарушителей, не связанных с лишением свободы (Банг-кокские правила) 2010 г.; в-третьих, Минимальные стандартные правила ООН в отношении обращения с заключенными 2015 г., представляющие собой обновленный, более усовершенствованный акт Минимальных стандартных правил обращения с заключенными 1955 г. Правила Нельсона Манделы содержат существенные изменения в ключевых областях, в том числе ограничение использования одиночного заключения.

Именно на фоне существующих международных универсальных актов с целью гуманизации пенитенциарных систем государств Совета Европы возникла необходимость обновления ЕПП 2006 г. Поэтому в начале 2017 г. Совет по пено-логическому сотрудничеству Совета Европы пригласил профессора Д. ванн Зил Смита в качестве эксперта-консультанта для оказания помощи в обновлении, первоначально не ЕПП, а комментариев к ним. Однако в ходе обновления комментариев в 2017 и 2018 гг. стало очевидно, что необходимо также внести поправки в сами ЕПП 2006 г. После того, как специалисты дали соответствующие рекомендации, а также некоторых дебатов между Советом по пенологическому сотрудничеству и Европейским комитетом по проблемам преступности было решено обновить ЕПП в областях: раздельного содержания и одиночного заключения; обращения с женщинами-заключенными; обращения с гражданами иностранных государств; учета сведений о заключенных и ведения их личных дел; принятия просьб и жалоб; проведения проверок и независимого надзора; применения специальных мер строгого режима или безопасности [3].

Обновленные данные по всем представленным областям были окончательно приняты Советом по пенологическому сотрудничеству в декабре 2019 г. и Комитетом министров Совета Европы в июле 2020 г.

Для того чтобы понять проблему, послужившую причиной изменений ЕПП 2006 г., необходимо сосредоточить внимание на наиболее спорных областях данной рекомендации.

ЕПП 2006 г. содержали общие ограничения на применение всех специальных мер строгого режима и безопасности, которые могут негативно отразиться на заключенных. В то же время в международном акте не оговаривалось, при каких обстоятельствах заключенные могут быть отделены от других лиц. ЕПП 2006 г.

лишь вкратце содержали нормы относительно одиночного заключения как крайней формы разделения в качестве меры дисциплинарного взыскания, но ничего не говорилось о других «менее строгих мерах ограничений» (пр. 53.2). Пробелы в этой области в настоящее время в значительной степени заполнены поправками 2020 г. к ЕПП.

В Европе с 2006 г. произошли кардинальные изменения как в научном обосновании пагубных последствий длительного одиночного содержания под стражей, так и в обеспечении стандартов, которыми должна руководствоваться администрация пенитенциарного учреждения в этом отношении.

Во-первых, Европейский комитет по предупреждению пыток и бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания в 2011 г. определил одиночное заключение как содержание заключенных отдельно в результате судебного решения, в качестве дисциплинарного взыскания, в превентивных целях или в целях безопасности. Комитет установил общие стандарты, регулирующие все виды «одиночного заключения», а также разработал стандарты, регулирующие процедуры и гарантии для каждого из них.

Во-вторых, спустя четыре года Генеральная Ассамблея ООН внесла поправки в Минимальные стандартные правила обращения с заключенными ООН 1955 г. Правила Нельсона Манделы включали в себя новые положения об одиночном заключении, которое определяется как «ограничение свободы заключенных в течение 22 часов или более в день без содержательных контактов с людьми» (пр. 44). Также Правила запрещают использовать длительное одиночное заключение, т. е. заключение лица более чем на 15 дней подряд. Кроме того, Правила содержат несколько расплывчатое требование о том, что «любые меры принудительного отделения от общего контин-

гента заключенных» должно быть разрешено законом или регулироваться актами компетентного административного органа (п. 37). Однако данное требование напрямую не связано с одиночным заключением и ограничениями на его использование.

В-третьих, в последнее десятилетие появилось внушительное количество научных данных о негативных последствиях длительного одиночного заключения.

Поправки 2020 г. к ЕПП основаны на вышеназванных изменениях, но используют несколько иной подход. Ключевым нововведением является пр. 53А.а, которое дополняется важными поправками к пр. 53 и 60 ЕПП относительно всех форм одиночного содержания. Правило требует, чтобы заключенным в случае одиночного содержания под стражей должно быть предложено не менее двух часов в день значимого контакта с людьми [3].

Необходимо сказать, что исследования относительно социальной деприва-ции осужденных как основного фактора пенитенциарного стресса начались в науке с начала XX в. (М. Н. Гернет [1], Дж. Расмуссен [11], Е. Бенниони [9], П. С. Смит [13], Ш. Шалев [12]). Ученые едины во мнении, что одиночное заключение является наиболее суровым уголовным наказанием, которое может быть законно наложено на заключенных. Медицинские исследования подтверждают, что лишение содержательного контакта с людьми может привести к развитию «синдрома изоляции» — регресса в поведении, приводящего к депривации.

Наиболее значимой новеллой явилась дефиниция термина «значимый человеческий контакт», который ЕПП 2020 г. разделяют со своим аналогичным актом ООН — Правилами Нельсона Манделы. Ни в одном документе не уточняется, что означает этот термин, но начинают появляться некоторые указания на то, как он, вероятно, будет использоваться на прак-

тике. Впервые Комитет против пыток применил концепцию «значимого человеческого контакта» в ряде своих докладов о национальных тюрьмах, при этом прямо использовался тот же подход, что и в «3-ем Эссекском документе» 2016 г. [10] (первоначальные рекомендации, касающиеся толкования и выполнения Правил Нельсона Манделы) [5]. Так, содержательные контакты определяются как «объем и качество социального взаимодействия и психологической стимуляции, необходимых людям для поддержания психического здоровья и благополучия. Такое взаимодействие подразумевает, что контакты с людьми должны быть личными, прямыми (без физических барьеров) и не просто мимолетными или случайными, а позволяющими вступать в основанное на сопереживании межличностное общение. Контакты не должны сводиться к взаимодействию с людьми, обусловленному тюремным распорядком, ходом (уголовного) расследования или медицинской необходимостью». Нельзя считать «содержательными контактами с людьми» ситуации, когда сотрудники пенитенциарного учреждения «передают через дверь камеры порцию еды, почту или лекарства или когда заключенный может перекрикиваться с другими заключенными через стену или вентиляционные отверстия. Для того чтобы соблюдался принцип, лежащий в основе данного Правила, контакты должны нести в себе стимулы, необходимые для благополучия человека, что предполагает основанное на сопереживании общение и непрерывное социальное взаимодействие. Содержательные контакты с людьми — это прямые, а не опосредованные, продолжительные, а не отрывочные контакты, в обязательном порядке предполагающие ведение подлинного диалога. Заключенный может поддерживать такие контакты с сотрудниками пенитенциарного учреждения или внешних организаций, отдельными заключенными, родственниками, друзьями и другими людь-

ми, а также с несколькими из этих категорий лиц» [2].

Объясняя значимость последних изменений ЕПП, Д. ванн Зил Смита на 25-й Конференции директоров тюрем и служб пробации Совета Европы привел актуальный пример: «Риск того, что заключенный имеет COVID-19, несомненно, является основанием для его отделения. С другой стороны, это явно не является основанием для того, чтобы подвергать такого заключенного одиночному заключению. Поэтому лицо с подтвержденным или нет COVID-19 должно иметь доступ, по крайней мере, к двум часам значимого человеческого контакта ежедневно, а также ко всем другим правам и удобствам, изложенным в пр. 53А. В худшем случае при несоблюдении данных норм администрация пенитенциарного учреждения может быть обвинена в том, что подвергает данных заключенных бесчеловечному и унижающему достоинство обращению» [15].

Правило 53 А^ требует для лиц, подлежащих одиночному заключению, предоставления материала для чтения. На наш взгляд, чтение книг — это не только одна из приоритетных форм проведения досуга, но средство ресоциализации заключенных, неиспользование которого является ошибкой воспитательной работы. Согласно пр. 27 раздела «Физические упражнения и досуг» заключенный должен иметь возможность заниматься физическими упражнениями в течение одного часа в день.

Важное дополнение изложено в пр. 53Ал, согласно которому одиночное содержание под стражей должно быть прекращено или заменено на менее строгую меру ограничения в том случае, если оно негативным образом влияет на физическое или психическое здоровье заключенного. Безусловно, данные изменения являются важными достижениями в защите каждого заключенного, которому грозят эти потенциально опасные меры взыскания.

Пересмотренные Правила не устанавливают временного ограничения на меры взыскания, применяемые к осужденным, привлеченным к дисциплинарной ответственности. ЕПП 2020 г. требуют, чтобы каждое государство-член Совета Европы определило максимальный срок в национальном законодательстве, в течение которого может применяться одиночное заключение. Европейский комитет по предупреждению пыток уже давно рекомендует ограничение в

14 дней. Кроме того, такие заключенные должны ежедневно посещаться начальником тюрьмы или его заместителями, а также врачом. В том случае, если национальным законодательством установлен максимум одиночного заключения более

15 дней, регламентированных Правилами Нельсона Манделы, государство, вероятно, столкнется с проблемой в Европейском суде по правам человека, так как ЕСПЧ вполне может исходить из того, что более длительный максимальный срок будет приравниваться к бесчеловечному или унижающему достоинство наказанию и, таким образом, будет противоречить статье 3 Европейской конвенции о правах человека. Придя к такому выводу, ЕСПЧ сможет опираться на научные медицинские доказательства, включая «Заявление об одиночном заключении», в котором Генеральная Ассамблея Всемирной медицинской ассоциации заявила в октябре 2019 г. о том, что одиночное заключение ни при каких обстоятельствах не должно превышать 15 дней подряд [14]. Уменьшая использование одиночного заключения за счет более строгих временных рамок, как нам представляется, государства сэкономили бы бюджет и спасли жизни.

Следует отметить, что пр. 60.6, соответствовавшее Правилам Нельсона Ман-делы, также претерпело значительные изменения: например, теперь требуется приостановление одиночного заключения, если «психическое или физическое

состояние заключенного изменилось, ухудшилось», также его запрещено применять «к детям, беременным женщинам, кормящим матерям или находящимся в заключении родителям с маленькими детьми». Данное положение подтверждает принцип, установленный Комитетом ООН по правам человека, Комитетом по правам ребенка и Бангкокскими правилами ООН в отношении женщин-заключенных. Одиночное заключение также не применяется к заключенным с умственными или физическими недостатками, когда это может усугубить их состояние (пр. 60.6.Ь).

По словам Ш. Шалева, в последние годы в тюрьмах и других местах содержания под стражей по всему миру все чаще используется длительное одиночное заключение. Это тревожное явление с потенциально опасными последствиями не только для отдельного человека, но и для общества в целом [11]. Следует надеяться, что призыв ученых к системе правоприменительных органов принять меры по обеспечению гарантий и механизмов ограничения использования одиночного заключения и смягчению его пагубных последствий будет услышан.

Наряду с этим были внесены поправки в пр. 53 с целью определения целесообразности применения специальных мер по обеспечению безопасности и защиты, одной из которых является разделение заключенного и других лиц. Данная мера должна применяться только в исключительных обстоятельствах и только до тех пор, пока существует риск нарушения безопасности со стороны заключенного. В пр. 53 также излагаются процедуры, которые должны соблюдаться при введении всех специальных мер повышенной безопасности или безопасности, включая разделение заключенного и иных лиц.

Существенные изменения ЕПП 2020 г. в соответствии с Рекомендацией Комитета министров Совета Европы относительно иностранных заключенных

2012 г. коснулись их особых потребностей [4]. Так, пр. 37 подчеркивает важность принятия позитивных мер для обеспечения удовлетворения особых потребностей иностранных заключенных. Государство места отбывания наказания должно обеспечить регулярные контакты иностранца с его семьей, друзьями, агентствами и волонтерами по досрочному освобождению, дипломатическими и консульскими представительствами.

Еще одним изменением стало расширение раздела «Средства сдерживания» путем включения правил о принципах, ограничивающих их использование. Средства сдерживания должны использоваться только тогда, когда это разрешено законом, и в течение минимального требуемого периода времени (пр. 68).

Правило 70 о просьбах и жалобах было ужесточено, большая часть внесенных изменений носит процедурный характер. Они вызваны, с одной стороны, необходимостью установить четкий регламент подачи заявлений и жалоб от осужденных, с другой стороны, требованием европейского законодательства о приемлемости жалобы только в случае, если внутренние средства правовой защиты исчерпаны до начала судебного разбирательства в ЕСПЧ.

Расширены пр. 92 и 93 части VI «Инспекции и надзор». Существенным изменением является положение о том, что рекомендации, сделанные независимыми наблюдателями, должны рассматриваться администрацией пенитенциарного учреждения, которая обязан реагировать на них, объясняя не только наблюдателям, но и общественности свои дальнейшие действия относительно исполнения требований, пусть и рекомендательного характера.

Несмотря на большое количество актуальных обновлений, один аспект тре-

бует дальнейшего развития в отдельной рекомендации Совета Европы — это обращение с женщинами в тюрьмах. На уровне ООН Бангкокские правила являются ключевым документом, специально посвященным женщинам-заключенным и их особым потребностям. На взгляд многих ученых, в будущем желательно иметь аналогичный набор стандартов на уровне Совета Европы.

На наш взгляд, реформирование стандартов и принципов обращения с заключенными, ликвидация понятия «тюрьма внутри тюрьмы» неизмеримо улучшат психическое и физическое здоровье лиц, отбывающих наказание. Последствия реализации правил, заложенных международным правом, отразится на снижении уровня насилия в тюрьмах и рецидивизма, а как следствие, будет способствовать развитию более безопасных тюрем.

ЕПП 2020 г. в качестве рекомендации с целью использования в рамках совместной работы по исполнению постановлений ЕСПЧ относительно дел, связанных с необеспечением надлежащих условий содержания в учреждениях пенитенциарной системы, будут направлены Министерством юстиции Российской Федерации в ФСИН России, МВД России, Генеральную прокуратуру РФ и Верховный суд РФ. Рекомендация носит необязательный характер и государство самостоятельно определяет степень и характер реализации обновленных ЕПП 2020 г. Однако, продолжая процесс гуманизации условий содержания заключенных, Концепция развития уголовно-исполнительной системы до 2030 года уже предусматривает некоторые положительные изменения в сторону европейских стандартов.

Литература

1. Гернет, М. Н. В тюрьме. Очерки тюремной психологии. — Москва, 1925. — 55 с.

2. Основные принципы обращения с заключенными. Генеральная Ассамблея ООН. Стамбульское заявление о применении и последствиях содержания в одиночной камере // Международный симпозиум по вопросам психологических травм. 9 декабря 2007 г. URL: https://www.ohchr.org/Documents/HRBodies/CRPD/DGD/2009/A-63-175_ru.doc (дата обращения: 02.04.2021).

3. Рекомендация Комитета министров Совета Европы государствам-членам № Rec (2006) 2-REV «Европейские пенитенциарные правила» // Бюллетень Европейского Суда по правам человека. Российское издание. — 2020. — № 8 (218). — С. 123.

4. Рекомендация Комитета министров Совета Европы CM/Rec (2012)12 к государствам-членам относительно иностранных заключенных (принята Комитетом министров 10 октября 2012 г. на 1152-м заседании заместителей министров) // Система ГАРАНТ. URL: http://base.garant.ru/70558192/#ixzz6tIGUGB9p (дата обращения: 26.04.2021).

5. Руководство по применению Правил Нельсона Манделлы. Выполнение пересмотренных Минимальных стандартных правил ООН в отношении обращения с заключенными. — URL: https://cdn.penalreform.org/wp-content/uploads/2019/07/MR-Guidance-Document-Russian-12MB.pdf.

6. Уткин, В. А. Европейские тюремные правила и проблемы их реализации : учебное пособие. — Томск : Томский госуниверситет, 1996. — 64 с.

7. Уткин, В. А. Пенитенциарные стандарты Совета Европы и векторы реформирования уголовно-исполнительной системы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. — 2016. — № 1. — С. 14-18.

8. Уткин, В. А. Международные стандарты уголовно-исполнительной деятельности и стереотипы их восприятия // Уголовная юстиция. — 2016. — № 2 (8). — С. 89-96.

9. Bennion, E. Banning the Bing: Why Extreme Solitary Confinement Is Cruel and Far Too Usual Punishment // Indiana Law Journal: Vol. 90: Iss. 2. Article 7. 2015. URL: https://www.repository.law.indiana.edu/ilj/vol90/iss2/7 (дата обращения: 26.04.2021).

10. Essex paper 3 Initial guidance on the interpretation and implementation of the UN Nelson Mandela Rules https://www1.essex.ac.uk/hrc/documents/practice/Essex_III_2017.pdf. (дата обращения: 04.04.2021).

11. Rasmussen J, ed. Man in Isolation and Confinement. Chicago: Aldine Publications. 1973. 342 p.

12. Shalev, S. A Sourcebook on Solitary Confinement. 2008. URL: Electronic Journal. 10.2139/ssrn.2177495 (дата обращения: 02.04.2021).

13. Smith, P. S. The Effects of Solitary Confinement on Prison Inmates: A Brief History and Review of the Literature // Crime and Justice. Vol. 34. № 1. 2006. pp. 441-528. URL: www.jstor.org/stable/10.1086/500626 (дата обращения: 26.04.2021).

14. WMA STATEMENT ON SOLITARY CONFINEMENT. Adopted by the 65th WMA General Assembly. Durban. South Africa. October 2014 and revised by 70th WMA General Assembly, Tbilisi, Georgia, October 2019. URL: https://www.wma.net/policies-post/wma-statement-on-solitary-confinement (дата обращения: 02.04.2021).

15. 25th Council of Europe Conference of the Directors of Prison and Probation Services. URL: https://www.coe.int/en/web/human-rights-rule-of-law/-/facing-covid-19-in-prisons-and-probation (дата обращения: 01.03.2021).

References

1. Gernet M. N. V tyur'me. Ocherki tyuremnoj psihologii [In prison. Essays on prison psychology]. Moscow, 1925. 55 p.

2. Osnovnye principy obrashcheniya s zaklyuchennymi [Basic Principles for the Treatment of Prisoners. UN General Assembly. Istanbul Statement on the Use and Consequences of Solitary Confinement]. URL: https://www.ohchr.org/Documents/HRBodies/CRPD/DGD/2009/A-63-175_ru.doc (accessed 4/2/2021).

3. Rekomendaciya Komiteta ministrov Soveta Evropy gosudarstvam-chlenam № Rec (2006) 2-REV «Evropejskie penitenciarnye pravila» [Recommendation of the Committee of Ministers of the Council of Europe to Member States No. Rec (2006) 2-REV "European Prison Rules"]. Byulleten' Evropejskogo Suda po pravam cheloveka. Rossijskoe iz-danie [Bulletin of the European Court of Human Rights. Russian edition], 2020, no. 8 (218), p. 123.

4. Rekomendaciya Komiteta ministrov Soveta Evropy CM/Rec (2012)12 k gosudarstvam-chlenam otnositel'no inostrannyh zaklyuchennyh (prinyata Komitetom ministrov 10 ok-tyabrya 2012 g. na 1152-m zasedanii zamestitelej ministrov) [Recommendation of the Committee of Ministers of the Council of Europe CM/Rec (2012) 12 to member States on foreign prisoners (adopted by the Committee of Ministers on October 10, 2012 at the 1152nd meeting of deputy ministers )]. GARANT System. URL: http://base.garant.ru/70558192/#ixzz6tIGUGB9p (accessed 4/26/2021).

5. Rukovodstvo po primeneniyu Pravil Nel'sona Mandelly. Vypolnenie peresmotrennyh Minimal'nyh standartnyh pravil OON v otnoshenii obrashcheniya s zaklyuchennymi [Guidelines for the application of the Nelson Mandella Rules. Implementation of the revised UN Standard Minimum Rules for the Treatment of Prisoners]. URL: https://cdn.penalreform.org/wp-content/uploads/2019/07/MR-Guidance-Document-Russian-12MB.pdf.

6. Utkin V. A. Evropejskie tyuremnye pravila i problemy ih realizacii [European prison rules and problems of their implementation] Tomsk, Tomsk State University,1996. 64 s.

7. Utkin V.A. Penitenciarnye standarty Soveta Evropy i vektory reformirovaniya ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Prison standards of the Council of Europe and reform vectors of the penal system]. Ugolovno-ispolnitel'naya sistema: pravo, ekonomika, upravlenie [Penal system: law, economics, management], 2016, no. 1, p. 14-18.

8. Utkin V. A. Mezhdunarodnye standarty ugolovno-ispolnitel'noj deyatel'nosti i stereotipy ih vospriyatiya [International standards of penal activity and stereotypes of their perception]. Ugolovnayayusticiya [Criminal justice], 2016, no. 2 (8), p. 89-96.

9. Bennion, E. Banning the Bing: Why Extreme Solitary Confinement Is Cruel and Far Too Usual Punishment // Indiana Law Journal: Vol. 90: Iss. 2. Article 7. 2015. URL: https://www.repository.law.indiana.edu/ilj/vol90/iss2/7 (accessed 4/26/2021).

10. Essex paper 3 Initial guidance on the interpretation and implementation of the UN Nelson Mandela Rules https://www1.essex.ac.uk/hrc/documents/practice/Essex_III_2017.pdf. (accessed 4/4/2021).

11. Rasmussen J, ed. Man in Isolation and Confinement. Chicago: Aldine Publications. 1973. 342 p.

12. Shalev S. A Sourcebook on Solitary Confinement. 2008. URL: Electronic Journal. 10.2139/ssrn.2177495 (accessed 4/2/2021).

13. Smith P. S. The Effects of Solitary Confinement on Prison Inmates: A Brief History and Review of the Literature // Crime and Justice. Vol. 34. № 1. 2006. pp. 441-528. URL: www.jstor.org/stable/10.1086/500626 (accessed 4/26/2021).

14. WMA STATEMENT ON SOLITARY CONFINEMENT. Adopted by the 65th WMA General Assembly. Durban. South Africa. October 2014 and revised by 70th WMA Gen-

eral Assembly, Tbilisi, Georgia, October 2019. URL: https://www.wma.net/policies-post/wma-statement-on-solitary-confinement (accessed 4/2/2021).

15. 25th Council of Europe Conference of the Directors of Prison and Probation Services. URL: https://www.coe.int/en/web/human-rights-rule-of-law/-/facing-covid-19-in-prisons-and-probation (accessed 3/1/2021).

Сведения об авторах

Самович Юлия Владимировна: КФ ФГБОУВО «РГУП» (г. Казань, Российская Федерация), профессор кафедры государственно-правовых дисциплин, доктор юридических наук, профессор. E-mail: juliasamovich@gmail.com

Марухно Екатерина Юрьевна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин. E-mail: katja-marukhno@yandex.ru

Information about the authors

Yulia V. Samovich: the KB of the FSBEIHE "RSUJ" (Kazan, Russia), professor of the Chair of State and Legal Disciplines, doctor of law, professor. E-mail: juliasamovich@gmail.com

Marukhno Ekaterina Yuiryevna: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), lecturer of the Chair of Civil Law Disciplines. E-mail: katj a-marukhno@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.