Научная статья на тему 'Контроль за состоянием здоровья осужденных, подвергнутых дисциплинарной изоляции, в уголовно-исполнительном законодательстве стран СНГ'

Контроль за состоянием здоровья осужденных, подвергнутых дисциплинарной изоляции, в уголовно-исполнительном законодательстве стран СНГ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
112
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВИЛА НЕЛЬСОНА МАНДЕЛЫ / МЕРЫ / РАВНОЗНАЧНЫЕ ПЫТКЕ / ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ИЗОЛЯЦИИ / РЕГУЛЯРНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ / ДОСРОЧНОЕ ПРЕКРАЩЕНИЕ ДИСЦИПЛИНАРНОГО ВЗЫСКАНИЯ ПО МЕДИЦИНСКИМ ПОКАЗАНИЯМ / NELSON MANDELA RULES / MEASURES EQUIVALENT TO TORTURE / DISCIPLINARY CONFINEMENT CELLS / REGULAR MEDICAL SUPERVISION / OPPORTUNITY OF EARLY TERMINATION OF DISCIPLINARY MEASURES FOR MEDICAL REASONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Павленко Андрей Анатольевич

Контроль за состоянием здоровья осужденных, повергнутых дисциплинарной изоляции, является важной гарантией недопущения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания. Прежде всего это относится к взысканию в виде одиночного заключения, при применении которого зачастую происходит «перерастание» легальной дисциплинарной меры в меру, равнозначную пытке. В статье проводится сравнительный анализ сферы медицинского контроля за применением дисциплинарных взысканий к осужденным в уголовно-исполнительном законодательстве стран СНГ по трем основным параметрам, обозначенным в п. 46 Правил Нельсона Манделы (далее ПНМ). К таким параметрам отнесены: 1) обязательность медицинского осмотра (освидетельствования) перед водворением в помещение для дисциплинарной изоляции; 2) регулярное медицинское наблюдение в период нахождения осужденного в помещении для дисциплинарной изоляции; 3) возможность досрочного прекращения дисциплинарного взыскания в виде водворения в указанное помещение. В результате проведенного анализа выявлено, что в сфере контроля за состоянием здоровья осужденных, подвергнутых дисциплинарной изоляции, положениям ПНМ наиболее соответствуют нормы УИК Беларуси и Туркменистана, а также Кодекса исполнения уголовных наказаний Таджикистана и Исполнительного кодекса Молдовы. Приходится констатировать, что соответствие положений УИК РФ рекомендациям Правил Нельсона Манделы в рассматриваемой сфере четко прослеживается только по первому из трех параметров ПНМ. Второй и третий параметры в Кодексе прямо не указаны. Полагаем, что законодательные пробелы, регулирующие медицинский контроль в период нахождения осужденного в помещении для дисциплинарной изоляции, а также досрочное прекращение такой изоляции создают определенные проблемы в профессиональной деятельности работников УИС и подлежат устранению. В первую очередь предлагаем закрепить заложенные во втором и третьем параметрах п. 46 ПНМ на законодательном уровне в ст. 118 УИК РФ. Далее целесообразно раскрыть процедуру (алгоритм) реализации рассматриваемых норм уже на подзаконном уровне для всего персонала мест лишения свободы в Правилах внутреннего распорядка ИУ. Алгоритм деятельности медработников УИС в этих ситуациях уже достаточно детально изложен в Порядке организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monitoring the health of prisoners subjected to disciplinary isolation in penal enforcement legislations of the CIS countries

Monitoring the health of prisoners subjected to disciplinary isolation is an important safeguard against torture or other cruel, inhuman or degrading treatment or punishment. This applies in particular to the punishment in the form of solitary confinement, whose application can escalate from legal disciplinary measures into measures that amount to torture. In this article, medical control over disciplinary measures to convicted in penal enforcement legislations of the CIS countries is compared by three main parameters identified in paragraph 46 of Nelson Mandela Rules (hereinafter referred to as the “NMR”). Those parameters include: 1) compulsory medical examination before transfer into disciplinary confinement cell; 2) regular medical supervision while the prisoner is held in a disciplinary confinement cell; 3) opportunity of early termination of disciplinary measures. As the result of the analysis, the Penal Enforcement Code norms of Belarus, Turkmenistan, Tajikistan, and Moldova were distinguished as the most appropriate to the NMR provisions in the area of monitoring the health of prisoners subjected to disciplinary isolation. It should be noted that the Penal Enforcement Code of the Russian Federation is in conformity with the provisions of the Nelson Mandela Rules if we consider only the first out of three NMR parameters identified. Second and third parameters are not expressly mentioned in the Penal Enforcement Code. We believe that legislative gaps regulating medical control during solitary confinement of convicts and early termination of such measures present certain challenges for medical personnel in correctional institutions and must be addressed. Initially, it will be necessary to legislate specified requirements according to second and third parameters of paragraph 46 of NMR in article 118 of the Penal Enforcement Code of Russia. Then it is appropriate to lay out a procedure (algorithm) for realization of norms under consideration on a sub-legal level, namely: for medical personnel of penal correction system in organization of provision of health care to persons remanded in custody or serving sentences of deprivation of liberty, for the other officials in detention centers in the internal work regulations for correctional institutions.

Текст научной работы на тему «Контроль за состоянием здоровья осужденных, подвергнутых дисциплинарной изоляции, в уголовно-исполнительном законодательстве стран СНГ»

УДК 343.827

А. А. Павленко

КОНТРОЛЬ ЗА СОСТОЯНИЕМ ЗДОРОВЬЯ ОСУЖДЕННЫХ, ПОДВЕРГНУТЫХ ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ИЗОЛЯЦИИ, В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ СТРАН СНГ

Контроль за состоянием здоровья осужденных, повергнутых дисциплинарной изоляции, является важной гарантией недопущения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания. Прежде всего это относится к взысканию в виде одиночного заключения, при применении которого зачастую происходит «перерастание» легальной дисциплинарной меры в меру, равнозначную пытке.

В статье проводится сравнительный анализ сферы медицинского контроля за применением дисциплинарных взысканий к осужденным в уголовно-исполнительном законодательстве стран СНГ по трем основным параметрам, обозначенным в п. 46 Правил Нельсона Манделы (далее — ПНМ). К таким параметрам отнесены: 1) обязательность медицинского осмотра (освидетельствования) перед водворением в помещение для дисциплинарной изоляции; 2) регулярное медицинское наблюдение в период нахождения осужденного в помещении для дисциплинарной изоляции; 3) возможность досрочного прекращения дисциплинарного взыскания в виде водворения в указанное помещение.

В результате проведенного анализа выявлено, что в сфере контроля за состоянием здоровья осужденных, подвергнутых дисциплинарной изоляции, положениям ПНМ наиболее соответствуют нормы УИК Беларуси и Туркменистана, а также Кодекса исполнения уголовных наказаний Таджикистана и Исполнительного кодекса Молдовы. Приходится констатировать, что соответствие положений УИК РФ рекомендациям Правил Нельсона Манделы в рассматриваемой сфере четко прослеживается только по первому из трех параметров ПНМ. Второй и третий параметры в Кодексе прямо не указаны. Полагаем, что законодательные пробелы, регулирующие медицинский контроль в период нахождения осужденного в помещении для дисциплинарной изоляции, а также досрочное прекращение такой изоляции создают определенные проблемы в профессиональной деятельности работников УИС и подлежат устранению. В первую очередь предлагаем закрепить заложенные во втором и третьем параметрах п. 46 ПНМ на законодательном уровне — в ст. 118 УИК РФ. Далее целесообразно раскрыть процедуру (алгоритм) реализации рассматриваемых норм уже на подзаконном уровне для всего персонала мест лишения свободы — в Правилах внутреннего распорядка ИУ. Алгоритм деятельности медработников УИС в этих ситуациях уже достаточно детально изложен в Порядке организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы.

Ключевые слова: Правила Нельсона Манделы; меры, равнозначные пытке; помещения для дисциплинарной изоляции; регулярное медицинское наблюдение; досрочное прекращение дисциплинарного взыскания по медицинским показаниям.

© Павленко А. А., 2019 © Рау1епко А. А., 2019

A. A. Pavlenko

MONITORING THE HEALTH OF PRISONERS SUBJECTED TO DISCIPLINARY ISOLATION IN PENAL ENFORCEMENT LEGISLATIONS OF THE CIS COUNTRIES

Monitoring the health of prisoners subjected to disciplinary isolation is an important safeguard against torture or other cruel, inhuman or degrading treatment or punishment. This applies in particular to the punishment in the form of solitary confinement, whose application can escalate from legal disciplinary measures into measures that amount to torture.

In this article, medical control over disciplinary measures to convicted in penal enforcement legislations of the CIS countries is compared by three main parameters identified in paragraph 46 of Nelson Mandela Rules (hereinafter referred to as the "NMR"). Those parameters include: 1) compulsory medical examination before transfer into disciplinary confinement cell; 2) regular medical supervision while the prisoner is held in a disciplinary confinement cell; 3) opportunity of early termination of disciplinary measures.

As the result of the analysis, the Penal Enforcement Code norms of Belarus, Turkmenistan, Tajikistan, and Moldova were distinguished as the most appropriate to the NMR provisions in the area of monitoring the health of prisoners subjected to disciplinary isolation. It should be noted that the Penal Enforcement Code of the Russian Federation is in conformity with the provisions of the Nelson Mandela Rules if we consider only the first out of three NMR parameters identified. Second and third parameters are not expressly mentioned in the Penal Enforcement Code. We believe that legislative gaps regulating medical control during solitary confinement of convicts and early termination of such measures present certain challenges for medical personnel in correctional institutions and must be addressed. Initially, it will be necessary to legislate specified requirements according to second and third parameters of paragraph 46 of NMR — in article 118 of the Penal Enforcement Code of Russia. Then it is appropriate to lay out a procedure (algorithm) for realization of norms under consideration on a sub-legal level, namely: for medical personnel of penal correction system — in organization ofprovision of health care to persons remanded in custody or serving sentences of deprivation of liberty, for the other officials in detention centers — in the internal work regulations for correctional institutions.

Keywords: Nelson Mandela Rules; measures equivalent to torture; disciplinary confinement cells; regular medical supervision; opportunity of early termination of disciplinary measures for medical reasons.

Важной гарантией недопущения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания (далее — меры, равнозначные пытке) является контроль за состоянием здоровья при применении дисциплинарных взысканий к осужденным. В первую очередь это относится к одиночному заключению, при применении которого зачастую происходит «перерастание» меры взыскания в меру, равнозначную пытке. Не случайно во всех специальных международных стандартах

обращения с осужденными имеются рекомендации по данной проблеме. Среди указанных международных документов особое место в регламентации запрета пыток занимают принятые в 2015 г. Правила Нельсона Манделы (далее — ПНМ). Мы поддерживаем точку зрения, определяющую эти Правила как несомненный шаг вперед, по сравнению с действующими ранее Минимальными стандартными правилами ООН обращения с заключенными 1955 г., в политическом,

информативном, стимулирующем и других аспектах [3].

В подтверждение высказанного тезиса о значимости медицинского контроля за одиночным заключением отметим, что из пяти «мер (практик) равнозначных пытке или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания, которые ни при каких обстоятельствах не могут налагаться», перечисленных в п. 43.1 ПНМ, две меры непосредственно связаны с одиночным заключением — это «одиночное заключение на неопределенный срок» и «длительное одиночное заключение», а еще одна — «помещение заключенного в камеру без освещения или в постоянно освещаемую камеру», также предполагает одиночное содержание.

Особая роль врача в контроле за состоянием здоровья при применении дисциплинарных взысканий дополнительно подчеркивается в ПНМ и специально выделенным правилом — № 46. В указанной рекомендации вводится запрет на участие медицинских работников в наложении дисциплинарных взысканий или принятии других ограничительных мер, вместе с тем они должны уделять особое внимание здоровью заключенных, подвергнутых любой форме принудительной изоляции, в том числе ежедневно посещая таких заключенных и предоставляя надлежащую медицинскую помощь и лечение по просьбе таких заключенных или тюремного персонала (п. 46.1 ПНМ). Также им предписывается незамедлительно сообщать директору о любом негативном воздействии дисциплинарных взыскания на физическое или психическое здоровье заключенного и рекомендовать прервать или изменить взыскание в таких случаях (п. 46.2-3 ПНМ). Отдельные аспекты соответствия российского уголовно-исполнительного законодательства международным стандартам в сфере одиночного заключения как элемента мер, равнозначных пытке, нами уже рассматривались в другой ра-

боте [2], в связи с чем не считаем целесообразным подробно останавливаться на данном вопросе повторно.

Отдельно следует подчеркнуть принципиальную важность новеллы рекомендаций п. 46. 1 Правил Нельсона Манделы, впервые содержащих прямое указание на необходимость контроля за состоянием здоровья лиц, повергнутых дисциплинарной изоляции. В ПНМ четко разграничены две модели поведения пенитенциарных медиков в данных ситуация. Первая из них «недопустимая (запрещенная)» — это непосредственное участие в принятии решения о применении предусмотренных национальным законодательством ограничительных мер, включая и дисциплинарные взыскания, и любое участие в пытках или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видах обращения и наказания.

Вторая модель поведения — «легальная (разрешенная)»: не будучи инициатором и активным участником принятия решения о применении легальных дисциплинарных мер, врач (медицинский работник) определяет возможность (допустимость) применения указанных мер к конкретному осужденному и осуществляет контроль за состоянием здоровья осужденного в процессе реализации таких мер. Полный отказ от составления медицинского заключения о способности заключенного перенести такое официально назначенное наказание может привести к резкому ухудшению состояния здоровья лиц, подвергнутых обозначенным взысканиям, в том числе смерти осужденного. Первым из этических и профессиональных стандартов медицинской деятельности в пенитенциарном учреждении закреплена обязанность охранять физическое и психическое здоровье заключенных (пункт а) п. 32.1 ПНМ).

Считаем, что составители ПНМ намеренно обошли вопрос о формальном (текстуальном) закреплении медицинского освидетельствования осужденных пе-

ред применением к ним одиночного заключения, — т. е. в «букве» правил, дабы не вступать в противоречие с постулатами медицинской этики (см. Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятые резолюцией 37/194 Генеральной Ассамблеи ООН 18 декабря 1982 г.), однако «дух» Правил Нельсона Манделы такое освидетельствование, по нашему мнению, все же предполагает.

Цель участия пенитенциарных медиков в этих мероприятиях состоит в недопущении мер, равнозначных пытке, в том числе и путем определения границы легальных дисциплинарных мер, предусмотренных законодательством. При опасности «перерастания» меры взыскание в меру, равнозначную пытке, врач должен предпринять все действия для прекращения дисциплинарной процедуры.

Опираясь на изложенное, считаем целесообразным провести рассмотрение сферы контроля за состоянием здоровья при применении дисциплинарных взысканий к осужденным в уголовно-исполнительном законодательстве стран СНГ. Необходимо отметить, что говоря о странах, входящих в СНГ, мы опираемся на позицию Исполнительного Комитета СНГ, включающего в Содружество 11 государств, из которых 9 — Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Узбекистан, Таджикистан — действительные члены; Туркменистан — ассоциированный член; Украина — государство со спорным статусом в СНГ). Анализ уголовно-исполнительного законодательства стран СНГ будет проводиться на основе кодексов этих стран, регламентирующих исполнение уголовных наказаний. Это Уголовно-исполнительные кодексы Армении 2004 г., Беларуси 1999 г., Ка-

захстана 2014 г., Кыргызстана 2017 г., России 1996 г., Узбекистана 1997 г., Туркменистана 2011 г., Украины 2003 г., Кодекс Азербайджанской Республики об исполнении наказаний 2000 г., Кодекс исполнения уголовных наказаний Республики Таджикистан 2001 г. и Исполнительный кодекс Республики Молдова 2004 г. (далее — УИК и КИН стран СНГ) (тексты всех УИК и КИН стран СНГ приведены по ИС «Параграф». URL: http://online.zakon.kz).

Сравнение УИК и КИН стран СНГ проводилось по трем основным параметрам (элементам), два из которых прямо заложены п. 46 ПНМ, а третий — медицинский осмотр перед одиночным заключением, как было отмечено выше, вытекает из «духа» Правил Нельсона Манделы.

Начальный этап контроля за состоянием здоровья при применении дисциплинарных взысканий к осужденным и, соответственно, первый параметр сравнения, — это медицинский осмотр (освидетельствование) перед водворением в помещение для дисциплинарной изоляции, которые в УИК и КИН стран СНГ имеют разные названия (штрафной изолятор, дисциплинарный изолятор, карцер, одиночная камера, изолятор). Во-вторых, — регулярное медицинское наблюдение в период нахождения осужденного в помещении для дисциплинарной изоляции. И в-третьих, это возможность досрочного прекращения дисциплинарного взыскания в виде водворения в указанное помещение.

При оценке первого параметра п. 46 ПНМ бросается в глаза отсутствие законодательного закрепления медицинского осмотра (освидетельствования) перед водворением в помещения для дисциплинарной изоляции в Кодексах Азербайджана, Армении, Таджикистана и Украины. Несколько сглаживается ситуация в УИК Армении, положения ч. 4 ст. 98 которого указывают, что «осужденный, содержащийся в карцере, находится под

медицинским наблюдением». Вместе с тем полагаем, что данная норма не может в полной мере подменить собой медицинское заключение о возможности нахождения осужденного в карцере по состоянию здоровья.

В этой связи необходимо обозначить и иную точку зрения, состоящую в полном следовании «букве» указанных выше Принципов медицинской этике ООН 1982 г. Данный подход нашел свое отражение, например, в Кодексе Азербайджанской Республики об исполнении наказаний 2000 г. В этом Кодексе участие медицинского работника, т. е. дача им разрешения при водворении осужденного в штрафной изолятор, не предусмотрено. Более того, после посещения Азербайджанской Республики экспертами Европейского Комитета против пыток (СРТ), последними было рекомендовано исключить участие медицинского работника из процесса применения взыскания в виде водворения осужденного в штрафной изолятор и из Правил внутреннего распорядка учреждений по отбыванию наказаний [1] (автор выражает благодарность заместителю начальника Службы про-бации Министерства юстиции Республики Азербайджан господину Гумбатову Мусе Гумбат Оглы за содействие в получении указанной информации).

Законодательно урегулирован вопрос с медицинским осмотром (освидетельствованием) перед водворением в помещения для дисциплинарной изоляции в Кодексах Беларуси (ч. 9 ст. 113), Казахстана (ч. 7 ст. 132), Кыргызстана (ч. 7 ст. 120), Молдовы (ч. 11 ст. 247), России (ч. 4 ст. 117), Туркменистана (ст. 93 и ч. 2 ст. 117) и Узбекистана (ст. 109). При рассмотрении терминологии, используемой для определения вида медицинской манипуляции, служащей показателем способности перенести дисциплинарное взыскание, выявляются три вида терминов. В УИК Беларуси и России — это «осмотр медицинским работником»; в УИК Казахстана, Кыргызстана, Туркме-

нистана и ИК Молдовы используется термин «медицинское освидетельствование», в УИК Узбекистана — «медицинское разрешение».

Второе направление сравнения Правил Нельсона Манделы с УИК и КИН стран СНГ — анализ норм Кодексов, устанавливающих регулярное медицинское наблюдение в период нахождения осужденного в помещении для дисциплинарной изоляции. Обозначенные положения заложены в УИК Армении (ч. 4 ст. 98), УИК Беларуси (ч. 9 ст. 113), ИК Молдовы (ч. 11 ст. 247), УИК Туркменистана (ч. 2 ст. 93). И если в Кодексе Армении, как уже было отмечено ранее, говорится о медицинском наблюдении без указания на его периодичность, то во всех остальных источниках устанавливается ежедневный осмотр осужденного врачом пенитенциарного учреждения. Более того, в УИК Туркменистана дополнительно закреплено право осужденных, в порядке взыскания переведенных в помещения камерного типа или одиночные камеры, получать необходимую медицинскую помощь (п. 4 ч. 2 ст. 92). В остальных семи УИК и КИН стран СНГ (Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Узбекистан, Таджикистан, Украина) данный вопрос не отражен.

Анализ третьего параметра сравнения положений ПНМ и уголовно-исполнительного законодательства стран СНГ — возможности досрочного прекращения дисциплинарного взыскания в виде водворения в помещение для дисциплинарной изоляции по медицинским показаниям — свидетельствует о наличии исследуемых положений в Кодексах Армении (ч. 5 ст. 98), Беларуси (ч. 10 ст. 113), Кыргызстана (ч. 8 ст. 120), Молдовы (ч. 11 ст. 247), Туркменистана (ч. 3 ст. 93). В остальных шести УИК и КИН стран СНГ (Азербайджан, Казахстан, Россия, Узбекистан, Таджикистан, Украина) данный вопрос на законодательном уровне не регламентируется. Необходимо отметить, что в УИК России рассматри-

ваемый элемент ПНМ отражен фрагментарно — подобная мера предусмотрена только в отношении несовершеннолетних осужденных. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 137 Кодекса допускается досрочное освобождение осужденного из дисциплинарного изолятора по медицинским показаниям по постановлению начальника воспитательной колонии. Кроме того, косвенное указание на возможность досрочного прекращения взыскания в виде водворения в помещение для дисциплинарной изоляции по медицинским показаниям заложено и в ч. 5 ст. 118 УИК РФ: «В случаях перевода осужденных из ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, одиночных камер в ЛПУ УИС срок их нахождения в указанных лечебных учреждениях засчитывает-ся в срок отбывания взыскания».

Положения пяти обозначенных УИК и КИН стран СНГ, в которых предусмотрена возможность прерывания взыскания в виде водворения в помещение для дисциплинарной изоляции по медицинским показаниям, в свою очередь, также неоднородны. Так, УИК Армении устанавливает, что «мера взыскания, применяемая к осужденному, содержащемуся в карцере, может быть прекращена досрочно на основании заключения врача». УИК Беларуси, Кыргызстана, Туркменистана определяют приостановление указанных мер по медицинским показаниям. Однако если в Кодексах Беларуси и Кыргызстана заложена возможность возобновления исполнения взыскания решением начальника ИУ, который при этом вправе сократить оставшийся срок взыскания либо принять решение о прекращении его исполнения, то в УИК Туркменистана подобный механизм не упомянут.

В рассматриваемой сфере особняком стоит ИК Молдовы. В нем для изучаемых ситуаций используется термин «прерывание исполнения взыскания», которое осуществляется по представлению врача по состоянию здоровья осужденного до его выздоровления. Вместе с тем, алго-

ритм такого прерывания в Кодексе Молдовы не раскрыт.

Таким образом, в сфере медицинского контроля за применением дисциплинарных взысканий к осужденным положениям Правил Нельсона Манделы наиболее соответствуют нормы УИК Беларуси и Туркменистана, а также ИК Молдовы. Вообще лишены законодательного закрепления рассматриваемые вопросы в Кодексах Азербайджана, Таджикистана, Украины. Только медицинский осмотр перед водворением в помещение для дисциплинарной изоляции (один из трех параметров ПНМ) отражен в УИК Казахстана, России и Узбекистана.

Приходится констатировать, что соответствие положений УИК РФ рекомендациям Правил Нельсона Манделыв сфере медицинского контроля за применением дисциплинарных взысканий к осужденным в России, как уже было отмечено выше, четко прослеживается только по первому из трех параметров — обязательности медицинского осмотра перед водворением в помещение для дисциплинарной изоляции. Указанное нашло свое законодательное отражение в ч. 4 ст. 117 УИК РФ, где определено, что «перевод осужденных в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, а также водворение в штрафные и дисциплинарные изоляторы производится с указанием срока содержания после проведения медицинского осмотра и выдачи медицинского заключения о возможности нахождения в них по состоянию здоровья». Там же указано, что «порядок такого осмотра и выдачи указанного медицинского заключения определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной

политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения». Т. е. принятие указанного нормативного правового акта — это компетенция Минюста России по согласованию с Минздравом России. Однако в тексте рассматриваемого Порядка, утвержденного приказом Минюста России от 09.08.2011 № 282, отсутствует какое-либо указание на его согласование с Минздравом России. Важно отметить, что в данном Порядке установлены действия медработников только при водворении (переводе) осужденных в помещения для дисциплинарной изоляции.

Для рассматриваемой медицинской процедуры, подтверждающей возможность нахождения осужденных в помещениях для дисциплинарной изоляции по состоянию здоровья, нам представляется наиболее удачным термин «медицинское освидетельствование». Данный термин имеет легальное определение в ч. 1 ст. 65 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» — это совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий. Перечень видов медицинского освидетельствования, приведенный в ч. 2 ст. 56 Федерального закона от 21.11.2011, не является исчерпывающим, и, таким образом, освидетельствование перед водворением (переводом) в помещения, перечисленные в ч. 5 ст. 118 УИК РФ, вполне вписывается в п. 5 ч. 2 исследуемой статьи — «иные виды медицинского освидетельствования, установленные законодательством Российской Федерации».

Второй и третий параметры ПНМ — регулярное медицинское наблюдение в период нахождения осужденного в помещении для дисциплинарной изоляции и возможность досрочного прекращения данного дисциплинарного взыскания — в

УИК РФ прямо не указаны. Вместе с тем, как уже упоминалось выше, в ч. 5 ст. 118 УИК РФ имеется оговорка о зачете в срок отбывания обозначенных взысканий срока нахождения в лечебных учреждениях УИС при переводе туда осужденных из помещений для дисциплинарной изоляции. Т. е. де-факто в Кодексе предполагается, что медицинское обслуживание осужденных, водворенных в перечисленные помещения, все же продолжается. Отдельные, не структурированные в единое целое элементы указанного порядка на подзаконном уровне заложены в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений (утв. приказом Минюста России от 16.12.2017 № 295) (далее — ПВР ИУ). Так, в п. 143 ПВР ИУ определено, что «осужденные, водворенные в ШИЗО, переведенные в ПКТ, ЕПКТ, одиночные камеры, запираемые помещения, получают необходимое лечение», п. 162 устанавливает, что «медицинский осмотр и амбулаторное лечение осужденных, содержащихся в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ и в одиночных камерах, осуществляются в специально оборудованном помещении. Санитарная обработка производится отдельно от других осужденных. Осужденные, получающие лечение в амбулаторных условиях, размещаются в отдельных камерах по медицинским показаниям». П. 169 ПВР ИУ конкретизирует положения ч. 5 ст. 118 УИК РФ: «В случаях перевода осужденных из ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, одиночных камер в ЛПУ по причинам, не связанным с симуляцией болезни, срок их нахождения в ЛПУ засчитывается в срок отбывания взысканий. При совершении осужденным акта членовредительства он переводится из ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, одиночной камеры в ЛПУ по медицинскому заключению».

Подробно рассматриваемый алгоритм изложен в п. 10 Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения

свободы (утв. приказом Минюста России период нахождения осужденного в по-

от 28.12.2012 № 285), где установлено, мещении для дисциплинарной изоляции

что «осмотр медицинским работником и досрочного прекращения такой изоля-

медицинской организации УИС ... осуж- ции, создают определенные проблемы в

денных, содержащихся в одиночных ка- профессиональной деятельности работ-

мерах, ШИЗО, ДИЗО, ПКТ, ЕПКТ, запи- ников УИС и подлежат устранению. В

раемых помещениях строгих условий от- первую очередь предлагаем закрепить

бывания наказания, и выполнение назна- требования, заложенные во втором и тре-

чений врача (фельдшера) производятся: в тьем параметрам п. 46 ПНМ, на законо-

рабочие дни ежедневно — во время по- дательном уровне — в ст. 118 УИК РФ.

камерных обходов или в медицинской Далее целесообразно раскрыть процедуру

части (медицинском кабинете); в выход- (алгоритм) реализации рассматриваемых

ные дни и праздничные дни — в меди- норм уже на подзаконном уровне

цинской части (медицинском кабинете) для всего персонала мест лишения свобо-

при обращении указанных категорий лиц ды — в Правилах внутреннего распоряд-

за медицинской помощью к любому со- ка ИУ. Алгоритм деятельности медра-

труднику дежурной смены учреждения ботников УИС в этих ситуациях уже до-

УИС или при наличии назначений врача статочно детально изложен в Порядке

(фельдшера)». организации оказания медицинской по-

По нашему мнению, обозначенные мощи лицам, заключенным под стражу

законодательные пробелы, регулирую- или отбывающим наказание в виде ли-

щие контроль за состоянием здоровья в шения свободы.

Литература

1. Информация об участии медработника при водворении осужденного или заключенного в ШИЗО в Азербайджанской Республики // Официальный единый электронно-интернет сайт Министерства Юстиции Азербайджанской Республики нормативно-правовых актов. — Режим доступа: http://www.e_qanun.az/ (дата обращения: 27.12.2018).

2. Павленко, А. А. Ограничение одиночного заключения в свете запрета пыток // Вестник Томского государственного университета. Право. — 2018. — № 30.

3. Уткин, В. А. Правила Нельсона Манделы: новые акценты и значение // III Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» : сб. тез. выступ. и докл. участников (г. Рязань, 21-23 нояб. 2017 г.) : в 8 т. — Рязань : Академия ФСИН России, 2017. — Т. 1: Материалы пленарного заседания.

References

1. Informatsiia ob uchastii medrabotnika pri vodvorenii osuzhdennogo ili zakliuchennogo v shtrafnoy izoliator v Azerbaidzhanskoi Respubliki [Information on the participation of the health worker in the placement of a convicted person or a prisoner in a detention center in the Republic of Azerbaijan] // Ofitsial'nyi edinyi elektronno-internet sait Minister-stva Iustitsii Azerbaidzhanskoi Respubliki [The official single electronic Internet site of the Ministry of Justice of the Republic of Azerbaijan regulatory legal acts]. URL: htth: //www.e_qanun.az/ (accessed 12/27/2018).

2. Pavlenko, A. A. Ogranichenie odinochnogo zaklyucheniia v svete zapreta pytok [Restriction of solitary confinement in the light of the ban of tortures] // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Pravo [Tomsk State University Journal of Law], 2018, no. 30.

3. Utkin, V. A. Pravila Nel'sona Mandely: novye aktsenty i znachenie [Nelson Mandela's rules: new aspects and significance] // III Mezhdunarodnyi penitentsiarnyi forum "Prestuplenie, nakazanie, ispravlenie": [Proc. the III International penitentiary forum "Crime, punishment, correction": (Ryazan, Nov. 21-23. 2017): in 8 t. Vol. 1: Proceedings of the plenary]. Ryazan, Academy of the FPS of Russia, 2017.

Сведения об авторе

Павленко Андрей Анатольевич: ФКУ ДПО Томский ИПКР ФСИН России (г. Томск, Российская Федерация), доцент кафедры исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы и правового обеспечения деятельности УИС, кандидат юридических наук. E-mail: a.pav@list.ru

Information about the author

Pavlenko Andrei Anatolevich: the Tomsk IPKR of the FPS of Russia (Tomsk, Russia), associate professor of the Chair of Execution of Punishments not Related to Deprivation of Liberty and Legal Support of the Correctional System, сandidate of law. E-mail: a.pav@list.ru

УДК 343.81

К. Х. Рахимбердин

ПРОБЛЕМА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РЕЛИГИОЗНОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

В статье проведен сравнительный анализ законодательства государств Центральной Азии в отношении осужденных за террористические и экстремистские преступления. Основная цель исследования заключатся в том, чтобы обратить внимание специалистов на то обстоятельство, что в уголовно-исполнительном законодательстве государств Центральной Азии практически отсутствуют нормы об особенностях, порядке и условиях отбывания наказания осужденных за терроризм и преступления экстремистской направленности. Исключением является уголовно-исполнительное законодательство Республики Казахстан, регламентирующее условия содержания таких заключенных. В статье рассматриваются возможности условно-досрочного освобождения от наказания лиц, осужденных за террористические и экстремистские преступления, в государствах Центральной Азии. Сравнительный анализ действующего законодательства и практики деятельности исправительных учреждений государств Центральной Азии позволяет сделать вывод, что в них не создан механизм ресоциализации осужденных за религиозный экстремизм и преступления террористического характера.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система; наказание; экстремизм; терроризм; Центральная Азия; заключенный.

© Рахимбердин К. Х., 2019 © Rakhimberdin K. K., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.