Научная статья на тему 'Правовые аспекты приобретения и перевозки оружия спортсменами стрелковых видов спорта'

Правовые аспекты приобретения и перевозки оружия спортсменами стрелковых видов спорта Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
358
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
спорт / юриспруденция / пулевая стрельба / транспорт / регистрация / таможня / sports / law / bullet shooting / transportation / registration / customs

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Филиппов Сергей Александрович

Введение: статья посвящена выявлению и анализу прикладных проблем по приобретению и перевозке оружия спортсменами стрелковых видов спорта. Цель: проанализировать и определить сложности внутреннего законодательства по регистрации и перевозки оружия спортсменами. Методологическая основа: общенаучные методы, анализ новой отрасли права. Результаты: рассмотрены вопросы приобретения оружия, определен круг субъектов, а также порядок перевозки оружия для участия во внутрироссийских и международных соревнованиях. Выводы: для спортсменов, занимающихся спортом высших достижений уровня национальных сборных (как олимпийской, так и паралимпийской) необходима разработка отдельной, усовершенствованной и более гибкой процедуры оформления и регистрации разрешений на приобретение и перевозку оружия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Филиппов Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Aspects of the Acquisition and Transportation of Weapons by Athletes of Shooting Sports

Background: the article is devoted to the identification and analysis of applied problems in the acquisition and transportation of weapons by athletes of shooting sports. Objective: to analyze and determine the complexities of domestic legislation on the registration and transportation of weapons by athletes. Methodology: general scientific methods, analysis of a new branch of law. Results: the issues of acquiring weapons were considered, the circle of subjects was determined, as well as the procedure for transporting weapons for participation in domestic and international competitions. Conclusions: for athletes involved in sports of the highest achievements of the level of national teams (both Olympic and Paralympic), it is necessary to develop a separate, improved and more flexible procedure for issuing and registering permits for the purchase and transportation of weapons.

Текст научной работы на тему «Правовые аспекты приобретения и перевозки оружия спортсменами стрелковых видов спорта»

DOI 10.24412/2227-7315-2021-5-262-272 УДК [342.951:796](100)(075.8)

С.А. Филиппов

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРИОБРЕТЕНИЯ И ПЕРЕВОЗКИ ОРУЖИЯ СПОРТСМЕНАМИ СТРЕЛКОВЫХ ВИДОВ СПОРТА

Введение: статья посвящена выявлению и анализу прикладных проблем по приобретению и перевозке оружия спортсменами стрелковых видов спорта. Цель: проанализировать и определить сложности внутреннего законодательства по регистрации и перевозки оружия спортсменами. Методологическая основа: общенаучные методы, анализ новой отрасли права. Результаты: рассмотрены вопросы приобретения оружия, определен круг субъектов, а также порядок перевозки оружия для участия во внутрироссийских и международных соревнованиях. Выводы: для спортсменов, занимающихся спортом высших достижений уровня национальных сборных (как олимпийской, так и паралимпийской) необходима разработка отдельной, усовершенствованной и более гибкой процедуры оформления и регистрации разрешений на приобретение и перевозку оружия.

Ключевые слова: спорт, юриспруденция, пулевая стрельба, транспорт, регистрация, таможня.

S.A. Filippov

| LEGAL ASPECTS OF THE ACQUISITION

a AND TRANSPORTATION OF WEAPONS BY ATHLETES

S OF SHOOTING SPORTS

z

| Background: the article is devoted to the identification and analysis of applied

S problems in the acquisition and transportation of weapons by athletes of shooting

>| sports. Objective: to analyze and determine the complexities of domestic legislation

| on the registration and transportation of weapons by athletes. Methodology: general

| scientific methods, analysis of a new branch of law. Results: the issues of acquiring

i" weapons were considered, the circle of subjects was determined, as well as theprocedure for transporting weapons for participation in domestic and international competitions.

| Conclusions: for athletes involved in sports of the highest achievements of the level of

| national teams (both Olympic and Paralympic), it is necessary to develop a separate,

fr improved and more flexible procedure for issuing and registering permits for the purchase

>g and transportation of weapons.

I Key-words: sports, law, bullet shooting, transportation, registration, customs.

© Филиппов Сергей Александрович, 2021

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права (Саратовская государственная юридическая академия); Член сборной команды России по пулевой стрельбе (Паралимпийский спорт); e-mail: s.filippov85@icloudxom

© Filippov Sergei Aleksandrovich, 2021

Candidate of law, Associate Professor, Associate Professor, Department of Civil law (Saratov State law Acad-262 emy). Member of the Russian national team in bullet shooting (Paralympic sport)

Спортивное право — это сравнительно молодое направление российской науки. Основателем отечественной научной школы спортивного, олимпийского и международного спортивного права, справедливо считают Сергея Викторовича Алексеева1 [1].

«В ряду новых инновационных тенденций спортивной науки следует назвать разработку спортивного права России, создание обширной нормативной правовой базы спорта и физической культуры всех уровней: спорта высших достижений и профессионального спорта, студенческого и школьного спорта, спорта для всех, физкультурно-массовой работы и т.д.» [2, с. 213] — отмечают С.Ж. Гостева, Г.Р. Гостев.

Стрелковый спорт — это один из старейших видов спорта прикладного характера. «Он берет свое начало от состязаний в стрельбе из лука и арбалета. С появлением в середине XIV века огнестрельного оружия начались состязания по стрельбе, сначала из гладкоствольных ружей. А создание нарезного оружия обусловило развитие пулевой стрельбы»2.

Оговоримся сразу, что пулевая стрельба является одним из подвидов стрелкового спорта.

К 90-м гг. XIX в. стрельба имеет широкое распространение во многих странах мира. В начале XX в. интерес к стрелковому спорту возрос, и этот вид спорта начала получать поддержку со стороны государства, появилась возможность для более быстрого и широкого ее развития. К концу 1950-х гг. стрелковая общественность СССР поставила вопрос о формировании Стрелковой Федерации, в 1959 г. официально была учреждена Федерация Стрелкового спорта СССР [3, с. 399-403].

Меткая спортивная стрельба является сложно координационным навыком. Чтобы обрести навыки стрельбы необходимы значительные трудовые и временные затраты, это касается и изучения материальной части, отработки техники выстрела, а также постоянное совершенствование полученных навыков, плодами чего являются формирование у спортсмена выдержки, наблюдательности, эмоциональной устойчивости и хладнокровия и прочих важных и необходимых для жизни личностных качеств.

Правовые нормы, относящиеся к вопросу по использованию (в широком смысле слова) оружия содержатся в Федеральном законе от 13 декабря 1996 г. «Об оружии» (далее — Закон об оружии).3

Законом урегулированы правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, который направлен на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, обеспечение развития связанных с использованием спортивного оружия видов спорта, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия.

1 Следует назвать и имена ряда ученых внесших значительный вклад в формирование и развитии данной отрасли: М.Я. Виленского, С.И. Гуськова, Л.П. Матвеева, А.В. Царика, С.И. Филимоновой и др.

2 См.: История развития пулевой стрельбы как вида спорта. История развития пулевой стрельбы как вида спорта. Вид спорта стрельба пулевая. Все о стрельбе пулевой. URL: shooting-ua.com (дата обращения: 13.07.202l).

3 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации 1996. № 50, ст. 7562. 263

Согласно ст. 10 Закона об оружии, субъектами имеющими право на приобретения оружия являются государственные военизированные организации, юридические лица с особыми уставными задачами, юридические лица: поставщики, юридические и физические лица, занимающиеся коллекционированием или экспонированием оружия, физкультурно-спортивные организации и (или) спортивные клубы, осуществляющие свою деятельность в соответствующих виде или видах спорта, связанных с использованием оружия (спортивные организации), и организации, ведущие охотничье хозяйство, организации, занимающиеся оленеводством и коневодством, подразделения Российской академии наук, проводящие полевые работы, связанные с геологоразведкой, охраной природы и природных ресурсов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие рыболовство в отношении морских млекопитающих, а также специализированное предприятие, осуществляющее гидрографическое обеспечение судоходства на трассах Северного морского пути; образовательные организации, граждане Российской Федерации, иностранные граждане.

Статья 15 того же Закона, с неоднозначным названием «Право на приобретение оружия другими субъектами» определяет права на приобретение оружия некоторыми субъектами для выполнения своих уставных задач. Это обычно следующие субъекты: юридические лица, занимающиеся исследованием, разработкой, испытанием, изготовлением и художественной отделкой оружия и патронов к нему, а также испытанием изделий на пулестойкость, они имеют право приобретать виды, типы и модели оружия и патронов к нему, предусмотренные лицензиями на производство оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к нему, составных частей патронов и нормативно-техническими документами, в т.ч. юридические лица, занимающиеся торговлей оружием (гражданское и служебное оружие), юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства, в основном охотничье оружие, в т.ч. и спортивные организации и образовательные организации — спортивное и охотничье оружие (выделено нами. — С.Ф.).

Таким образом, спортивные и образовательные организации причисляются законодателем «к другим субъектам» и отдельно законом не выделяются.

Контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию1.

Согласно Федеральному закону от 3 июля 2016 г. № 227-ФЗ, это Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию

1 См.: Приказ МВД России от 12 апреля 1999 г. № 288 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814» (в ред. от 19 июня 2018 г.) (вместе с «Инструкцией по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации») (зарегистрировано в Минюсте России 24 июня 1999 г. № 1814). Доступ из справ.-264 правовой системы «Консультант плюс».

в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны.

Спортсмены по пулевой стрельбе используют в тренировочной и соревновательной деятельности два вида оружия — это пневматическое оружие (пневматическая винтовка или пистолет, в зависимости от того на чем спортсмен специализируется, с дульной энергией до 7,5 Дж), и малокалиберное оружие (калибра 5,6 и 7,62 мм.).

В ст. 13 Закона об оружии сказано, что для получения лицензий на приобретение огнестрельного оружия и (или) пневматического оружия с дульной энергией свыше 7,5 Дж для занятий спортом гражданин Российской Федерации обязан представить ходатайство общероссийской спортивной федерации, аккредитованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, о выдаче соответствующей лицензии с указанием вида спорта, связанного с использованием спортивного оружия.

Кроме того, разработан Приказ Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от 27 февраля 2019 г. № 63 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче юридическому лицу лицензии на приобретение гражданского, служебного оружия и патронов».1 29 июня 2022 г. ст. 13 ФЗ «Об оружии» дополняется поправками ФЗ от 28 июня 2021 г. № 231-ФЗ, который справедливо направлен на усложнение правил и повышение требований к лицам, намеревающимся приобрести оружие (это связано с общеизвестными событиями произошедшими в начале 2021 года на е территории РФ). и

История стрелковых видов спорта имеет давнюю историю и изучается по всему а миру. Стрельба не относится к массовым видам спорта, а спортсмены-стрелки о являются «штучными» спортсменами, к которым предъявляют большие и фи- о зические, психологические и иные требования2. о

с

Вероятно в этой связи законодатель пошел на некоторые уступки и 31 декабря а 2014 г. Федеральным законом № 523-ФЗ, было регламентировано, что спортивное Ц огнестрельное длинноствольное оружие с нарезным стволом и патроны к нему (а о также охотничье огнестрельное длинноствольное оружие с нарезным стволом и ю

Т5

патроны к нему) имеют право приобретать для занятий спортом граждане Россий- |

ской Федерации, которым выдано удостоверение, подтверждающее спортивное К

звание по виду спорта, связанному с использованием спортивного огнестрель- а

ного оружия, при условии, что они являются спортсменами высокого класса в |

указанном виде спорта либо имеют в собственности спортивное огнестрельное ии

гладкоствольное длинноствольное оружие не менее пяти лет. Спортивное ог- ¡§

нестрельное короткоствольное оружие с нарезным стволом и патроны к нему 1

имеют право приобретать граждане Российской Федерации, которые являются ) спортсменами высокого класса и которым выдано удостоверение, подтверждающее спортивное звание по виду спорта, связанному с использованием такого спортивного оружия. Перечень профессий, занятие которыми дает право на при-

1 Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 апреля 2019 г. Регистрационный № 54445.

2 См.: Приказ Министерства спорта РФ от 19 января 2018 г. № 35 «Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта „пулевая стрельба"». Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». 265

обретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом, устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Перечень видов спорта, занятие которыми дает право на приобретение спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом, устанавливается из видов спорта, включенных в программы Олимпийских игр, и утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия.

Нет сомнения, что спортсменами высокого класса являются мастера спорта, мастера спорта международного класса, а также заслуженные мастера спорта, что подтверждается выдачей соответствующего удостоверения приказом министра спорта Российской Федерации.

Думается, что после принятия данных поправок, такое правомочие для ряда спортсменов высокого класса стало существенным подспорьем, позволяющим приобретать и регистрировать на собственное имя высококачественное спортивное малокалиберное оружие, не прибегая к ухищрениям и использованию услуг субъектов-посредников. Однако проблемы все же остаются.

В настоящее время существенные трудности у спортсменов-стрелков и их тренеров возникают при оформлении разрешений на провоз малокалиберного оружия по территории Российской Федерации для участия во внутрироссийских соревнованиях, а также при вывозе спортивного оружия спортсменами сборных команд для участия в международных соревнованиях.

Проблемы, как правило, связаны со сроками составления разрешительной документации, общей загруженностью ведомств Федеральной службы войск национальной гвардии РФ в регионах, занимающихся подобными разрешениями, а также таможенных служб, работа которых связана с декларированием и осмотром оружия, общей чрезмерной бюрократизацией названных процедуры (сборные команды страны вынуждены оформлять оружие в международных аэропортах России по 6-7 часов на делегацию до 10 человек).

Приказ Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от 26 сентября 2019 г. № 329 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче юридическому лицу или гражданину Российской Федерации разрешения на транспортирование оружия и (или) патронов», определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) должностных лиц Росгвардии и ее территориальных органов по предоставлению государственной услуги по выдаче юридическому лицу или гражданину Российской Федерации разрешения на транспортирование оружия и (или) патронов.

В круг заявителей входят юридические лица и граждане Российской Федерации1, указанные в п. 69 и 77 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 8141.

1 См.: Постановление Правительства РФ от 21 июля 1998 г. № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» (в ред. от 31 декабря 2020 г.) (вместе с «Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», «Положением о ведении и 266 издании Государственного кадастра гражданского и служебного оружия и патронов к нему»),

Сроки предоставления государственной услуги при принятии решения о выдаче разрешения осуществляется в срок не более 14 календарных дней со дня регистрации заявления, при принятии решения о переоформлении разрешения осуществляется в срок не более 14 календарных дней со дня регистрации заявления. Выдача разрешения осуществляется в день обращения заявителя после его информирования о результате предоставления государственной услуги.

Согласно п. 69 Постановления Правительства РФ № 814 юридические лица имеют право транспортировать принадлежащие им оружие и патроны на основании разрешений Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальных органов, выдаваемых в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации. Для транспортирования оружия и патронов юридические лица обязаны: а) согласовать с Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальным органом по месту учета оружия и патронов маршрут движения и вид транспорта; обеспечить сопровождение огнестрельного оружия в количестве более 20 единиц и (или) патронов к огнестрельному оружию в количестве более 20 тысяч штук в пути следования охраной в количестве не менее одного человека, вооруженного огнестрельным оружием. Без сопровождения охраной, вооруженной огнестрельным оружием, допускается транспортирование спортивного огнестрельного оружия и (или) патронов к нему спортсменами, тренерами и иными работниками спортивных организаций и образовательных организаций, занимающимися видами спорта либо физкультурно-оздоровительной и спортивно-педагогической работой, которые связаны с использованием спортивного огнестрельного оружия и назначенными ответственными за транспортирование оружия и (или) патронов; транспортировать оружие в заводской упаковке либо в специальной таре, которая должна быть опечатана или опломбирована.

Спортивные и образовательные организации, осуществляющие свою деятельность в соответствующих видах (виде) спорта, связанных с использованием оружия и (или) патронов к нему, осуществляют транспортирование оружия и (или) патронов к нему на основании копии разрешения на хранение и использование оружия, заверенной в установленном порядке (в случае необходимости с приложением списка номерного учета оружия), а также копии Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, календарных планов физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, календарных планов общероссийских и региональных спортивных федераций и приказа руководителя юридического лица об организации транспортировки оружия и патронов.

Пунктом 89 данного Постановления определяется, что ввозимые в Российскую Федерацию или вывозимые из Российской Федерации оружие и патроны подлежат обязательному таможенному досмотру при совершении в отношении оружия и патронов таможенных операций.

Требования по осуществлению таможенного контроля и совершению таможенных операций в отношении ввозимых в Российскую Федерацию или вывозимых

в разделе 15 регулирует вопросы ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации оружия и патронов (в ред. от 8 ноября 2014 г. № 1178). Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

из Российской Федерации оружия и патронов устанавливаются Федеральной таможенной службой по согласованию с Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, Министерством культуры Российской Федерации и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

Таким образом, можно заметить очень подробную регламентацию с внушительным количеством нормативно-правовых актов (еще большее количество подзаконных актов и разного рода регламентов) разных служб и ведомств, по обороту оружия, его вывозу и ввозу, что в большинстве своем вероятно оправдано, но, как представляется, не по отношению к отдельной категории граждан — спортсменам спорта высших достижений.

В этой связи считаем, что для спортсменов уровня национальных сборных (как олимпийской, так и паралимпийской) крайне необходима разработка отдельной, более гибкой процедуры по ускорению порядка оформления регистрации разрешения на перевозку, вывоз и ввоз оружия с территории и на территорию Российской Федерации.

Так например, в связи с началом реализации федерального проекта «Спорт — норма жизни» с 2019 г. расходы на финансирование массового спорта были увеличены. За период 2018-2019 гг. и истекший период 2020 г. они составили 249,9 млрд руб. И на федеральном, и на региональном уровнях основной объем бюджетных средств направлен на развитие спортивной инфраструктуры1.

Согласно Распоряжению Правительства РФ от 24 ноября 2020 г. № 3081-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2030 года», российский спорт высших достижений сохраняет высокую конкурентоспособность на международной арене. Доля российских спортсменов, вошедших в восьмерку лучших спортсменов на чемпионатах мира и Европы в спортивных дисциплинах, включенных в программу соответствующих Олимпийских игр, в общей численности российских спортсменов, принимающих участие в чемпионатах в 2019 г., составила 18%. Внимание уделяемое в последние годы адаптивному спорту, подтверждается позитивной динамикой следующих ключевых статистических показателей: доля систематически занимающихся спортом людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов выросла с 3,5% в 2012 г. до 19,4% в 2019 г.; доля сооружений, подходящих для занятий адаптивным спортом, выросла с 18,7% в 2015 г. до 30,4% в 2019 г.; среднегодовой темп роста количества подготовленных специалистов в области адаптивной физической культуры и спорта за 2012-2019 гг. составил 18%. Таким образом, дальнейшее повышение доступности спорта для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, в том числе с учетом региональной специфики, остается одной из важных задач. За последние 5 лет финансирование расходов на физическую культуру и спорт выросло с 254,9 млрд руб. (в 2015 г.) до 375,4 млрд руб. (в 2019 г.). За этот период доля расходов на физическую культуру и массовый спорт выросла с 38,3% до 48,2% за счет соответствующего увеличения доли расходов на спортивную подготовку и спорт высших достижений.2

1 См.: Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Оценка доступности в 2018-2019 годах и истекшем периоде 2020 года физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг». URL: https://ach.gov.ru/ (дата обращения: 14.07.l021).

2 См.: Распоряжение Правительства РФ от 24 ноября 2020 г. № 3081-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2030 года». Доступ из

268 справ.-правовой системы «Гарант».

Приведенные данные из представленных документов говорят нам о том, что государство заинтересовано в развитии и привлечении новых граждан к занятию спортом, на это выделяется значительный объем денежных средств. Государство поддерживает массовый спорт, детско-юношеский, базовый спорт, спорт высших достижений (в том числе и адаптивный спорт) и прочее развитие спорта в стране.

Согласно ст. 2 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» пулевую стрельбу можно отнести к базовому виду спорта, спорта высших достижений, специфика которого состоит в том, что спортсмены используют особый предмет для занятия спортивной деятельностью — оружие, оборот которого в Российской Федерации, да и во всем мире имеет ограничения.1

Возникает вполне закономерный вопрос: как законодатель может поспособствовать федерациям, отдельным спортсменам-стрелкам, иным субъектам упростить взаимодействие со сложной и бесспорно перегруженной «разрешительной системой» при оформлении оружия после его приобретения или для перевозки к месту проведения спортивных соревнований и обратно?

Представляется, что ранее в Федеральном законе от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» законодатель воплотил хорошую идею — введение «паспорта спортсмена»2.

К сожалению, в новой редакции закона, данная форма не представлена.

Статья 23.1 Федерального закона № 80-ФЗ предусматривала, что спортивный паспорт является документом единого образца, удостоверяющим спортивную принадлежность и спортивную квалификацию спортсмена, в котором указываются данные спортсмена (Ф.И.О., дата рождения), принадлежность к спортивной организации; вид спорта; сведения о присвоении спортивных разрядов и званий; сведения о подтверждении выполнения разрядных нормативов; антропометрические данные и физиологические показатели; показатели медицинских обследований; спортивные результаты; сведения о дисквалификации; сведения о государственных наградах и иных формах поощрения.

Такой объем информации, вряд ли возможно признать незначительным.

Кроме того, норма поясняет, что сведения, содержащиеся в спортивном паспорте, за исключением сведений о физиологических показателях спортсмена и его медицинских обследованиях, могут свободно использоваться и распространяться в целях, связанных с осуществлением спортсменом своей спортивной деятельности, за исключением физиологических показателей спортсмена и данных медицинского характера.

Хотя и располагая законодательной возможностью приобретать на собственное имя некоторые виды оружия, на практике все же остаются не разрешенными ряд проблем — вопросы хранения (использование сейфов, охранных комнат, защита объекта в котором они находятся), транспортировки к месту тренировки и обратно, и самое главное участие в тендерах по приобретению оружия. Только

1 См.: Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (в ред. от 2 июля 2021 г.) // Российская газета. 2007. № 276; Пункт 2 ст. 129 ГК РФ гласит, законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения обороноспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению.

2 См.: Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (утратил силу). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс». 269

перечисленное не позволяет, а правильнее сказать, затрудняет спортсмену приобрести самостоятельно оружие, поэтому в данную сферу подключаются иные субъекты правоотношений, такие как некоторые виды федераций, ДЮСШ, спортивные клубы и др.

Для участия в соревнованиях разрешение на провоз оружия, его вывоз и ввоз на территорию Российской Федерации, чаще всего оформляется на тренера спортсмена или группу спортсменов, он или они соответственно становятся полностью ответственными за все негативные аспекты в случае нарушения оформления документации на оружие и патронов к нему.

В 2021 г. сборная команда России по пулевой стрельбе (паралипийская команда) принимала участие в кубке мира в г. Лима (Перу). Спортивный чиновник федерации одного из регионов неправильно оформил разрешительную документацию на провоз и вывоз оружия для спортсменов. Три малокалиберные винтовки были заблокированы таможенной службой и в вывозе им было отказано. Данными непрофессиональными действиями отельных лиц, лидеры сборной команды России были поставлены в крайне неблагоприятное положение в период подготовки к Летним Паралимпийским играм в Токио.

Довольно часто возникают ситуации, когда спортсмены выполняют свои упражнения в начале календаря соревнований и могли бы с целью экономии денежных средств возвращаться на родину или принять участие в параллельно проходящих коммерческих соревнованиях, но сложная разрешительная система не позволяет одному спортсмену перемещаться с используемым им оружием, оформленным на тренера команды региона (если сам спортсмен не является тренером, только в таком случае на него может выдаваться разрешение на провоз оружия, его вывоз и ввоз на территорию страны).

Интересной видится формулировка ст. 15 Закона об оружии, где отмечается, что лица, подлежащие государственной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право получать во временное пользование служебное оружие, а при необходимости боевое ручное стрелковое оружие в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Частные охранные организации получают служебное оружие во временное пользование на основании заключения территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации1.

То есть законодатель наделяет правом получить во временное владение и пользование отдельным субъектов Российской Федерации некоторых видов оружия, законом предусмотрена отдельная норма для приобретения оружия гражданами и иными субъектами Российской Федерации, где только от части регламентируется возможность приобретать отдельные виды оружия спортсменами.

Представляется, что законодательно возможно разрешить обозначенные проблемы используя определенные и уже известные инструменты.

И начать следует со ст. 10 Закона об оружии — «субъекты, имеющие право на приобретение оружия», где определить, а точнее вывести из п. 8 «граждане Российской Федерации» спортсменов в отдельную категорию, дополнив пунктом «спортсмены сборных команд Российской Федерации стрелковых видов спор-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 См.: Постановление Правительства РФ от 12 мая 2018 г. № 573. Доступ из справ.-правовой 270 системы «КонсультантПлюс».

та», что является вполне оправданным, ведь п. 4 той же статьи закона выделяет физических лиц, занимающихся коллекционированием или экспонированием оружия.

Формулировка об указании на статус сборной команды страны видится уместной. Как было отмечено, к спортсменам уровня сборной команды страны предъявляются крайне высокие требования. Данный статус легко проверяем приказами соответствующих федераций и Министерства спорта Российской Федерации. Такое правомочие позволит самостоятельно приобретать оружие и патроны к нему используя внешние источники финансирования, к которым можно отнести, например, спонсорскую поддержку.

Используя аналогию с ранее имеющимся институтом, «паспорт спортсмена» возможно разработать с учетом механизма ведения и использования «паспорта спортсмена-стрелка». В таком документе должны быть указаны все данные спортсмена, его звание и иные необходимые данные, а также обозначен его статус — член сборной команды страны и какое оружие передано ему в использование в тренировочный и соревновательный периоды, с указанием модели и номеров оружия.

Представляется такой документ с приложением единого календарного плана спортивных мероприятий (ст. 23 ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации), должен аккредитоваться территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, и Федеральной таможенной службы Российской Федерации.

Для этого потребуется разработка отдельного административного регламента.

С введением и успешным использованием в стране платформы «Портал государственных услуг Российской Федерации», вопросы заявительного характера и в целом взаимодействия с исполнительными органами власти (в т.ч. и таможенной службой), приобретают комфортный характер.

Кроме того, данные могли бы отдельно определяться в личном кабинете такого гражданина.

Опыт проведения Олимпийских игр в Сочи в 2014 г. и Чемпионата мира по футболу в 2018 г. показал, что законодатель способен к оперативному изменению, гибкому подходу к применению некоторых устоявшихся институтов административного характера. В частности, это касается разработки Федерального закона «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралим-пийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 1 декабря 2007 г. № 310-Ф3, где в гл. 4 указан целый кластера поправок по внесению изменений в Федеральные законы и Законы РФ, а также Указа Президента РФ от 19 августа 2013 г. № 686 «Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи», поправок в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Хорошим примером служит разработка Fan ID «паспорт болельщика» в рамках Федерального закона от 7 июня 2013 г. № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской

Федерации», которым регламентируется безвизовый въезд и перемещения по территории Российской Федерации на обозначенные периоды.

Таким образом, в нашей стране имеются все необходимое — это интеллектуальные возможности, развивающиеся институты цифровизации необходимые для разработки пакета мер направленных на облегчение регистрации, оформления перевозки оружия спортсменами-стрелками, с целью сокращения сроков заявок для получения разрешения на провоз оружия, его вывоз и ввоз на территорию Российской Федерации, уменьшение многочасовых и изнурительных ожиданий декларирования оружия таможенными органами, а также вопросов приобретения оружия названными субъектами.

В данной работе автор ставил перед собой задачу выявить ключевые проблемы по обозначаемой теме исследования и наметить пути их решения, что открывает широкий простор для анализа представленного материала другими исследователями, его совершенствование и развитие научной мысли в данной области.

Библиографический список

1. Алексеев С.В. Спортивное право России: Учебник для вузов / под ред. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2005.

2. Гостева С.Р., Госте Г.Р. Спортивное право // Физкультурно-спортивное право. Берегиня Сова. 2017. № 4 (35). С. 213.

3. Зубарева Е.А., Ишимова И.Н. История становления и развития пулевой стрельбы в России // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии: материалы VII Международной научно-практической конференции (28 февраля 2018 г.). Екатеринбург: РГППУ, 2018. С. 399-403.

References

1. Alekseev S.V. Sports Law of Russia: Textbook for universities / edited by P.V. Krash-eninnikov. M.: UNITY-DANA: Legislation and Law, 2005.

2. Gosteva S.R., Gostev G.R. Sports Law // Physical Culture and Sports Law. Bereginya Sova. 2017. No. 4 (35). Р. 213.

3. Zubareva EA, Ishimova I.N. The History of the Formation and Development of Bullet Shooting in Russia // Problems of the Development of Physical Culture and Sports in the New Millennium: materials of the VII International Scientific and Practical Conference (February 28, 2018). Yekaterinburg. Yekaterinburg: RGPPU, 2018. Р. 399-403.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.