Научная статья на тему 'Правовые аспекты применения гражданско-правового метода регулирования в финансовых правоотношениях'

Правовые аспекты применения гражданско-правового метода регулирования в финансовых правоотношениях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
131
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СIVIL LEGAL METHOD / ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ МЕТОД / ФИНАНСОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / БЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / LEGAL FINANCIAL / ECONOMIC STABILITY / ECONOMIC GROWTH / FISCAL MANAGEMENT / FISCAL POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мещерякова Светлана Николаевна

Статья предоставляет возможность оценить роль и результаты гражданско-правовых методов воздействия на финансовые правоотношения. Автор помогает рассмотреть регулирование финансовых отношений как важный инструмент решения экономических и социальных задач обеспечения стабильности, предотвращения кризисных ситуаций, стимулирования экономического роста, формирования рыночных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL ASPECTS OF CIVIL LEGAL METHOD regulation of the financial legal relations

Article provides an opportunity to assess the role and results of the civil law methods impact on the financial relationship. Consider the regulation of financial relationships as an important tool for solving economic and social problems of stability, crisis prevention, to stimulate economic growth, formation of market relations.

Текст научной работы на тему «Правовые аспекты применения гражданско-правового метода регулирования в финансовых правоотношениях»

Под гражданско-правовым регулированием общественных отношений понимается формирование правовыми способами, приемами и средствами объемов возможного и должного поведения, установление критериев правомерности и противоправности действий ( бездействий) субъектов, отбор и программирование в нормах рациональных правовых форм и предпосылок участия в гражданском обороте, форм разрешения конфликтов, определение характера и круга защиты и ответственности и т.п. Оно обеспечивается установлениями закона и иными актами нормативного уровня с использованием сложившихся способов, приемов и средств воздействия. Субъектами финансовых правоотношений могут быть физические лица, юридические лица, государственные и муниципальные образования. Финансовое правоотношение не возникает между участниками, базирующимися на частной собственности. Имея свои методы и способы правового регулирования, отличающиеся от других отраслей права, финансовое право занимает в системе российского права самостоятельное место. Для определения предмета регулирования и установления границ этой отрасли права существуют определенные критерии. Главным из них является то, что финансовое право регулирует общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства, а его нормы связаны с распределительной, контрольной и стимулирующей функциями государства при распределении общественного продукта и национального дохода в денежной форме. В нормах финансового права жестко закрепляются требования государства в области финансовой деятельности. Причем степень императивности норм почти не снижается как на уровне закона, так и таких подзаконных актов, как инструкции Министерства финансов РФ, налоговых органов, инструктивные указания Центрального банка РФ.

Следовательно, в связи с тем, что финансовое право имеет дело с неоднородными общественными отношениями и учетом содержательных аспектов самих финансово-правовых отношений, здесь могут применяться разные методы правового регулирования: власти и подчинения, координации, ограничительно-закрепительный, санкционирующий, делегирующий равноправия сторон, рекомендательный и т.д.

Финансовое право взаимодействует и с другими отраслями права. Так, отношения чисто рыночные, отношения равноправных субъектов по поводу денежных средств, внутренних финансов предприятий, в сфере внутренней деятельности банков, органов страхования, товарно-денежные отношения регулируются также нормами гражданского, предпринимательского и коммерческого права.

Финансово-правовой аспект регулирования этих отношений определяется следующими обстоятельствами:

а) они выполняют функцию мобилизации денежных средств;

б) на основании нормативных актов направляют эти средства на выполнение задач и функций государства;

в) определяют условия возникновения всех указанных денежных отношений, их изменения и прекращения;

г) определяют функции органов государства, особенно в кредитно-расчетной сфере, по обеспечению повседневного финансового контроля - контроля рублем над всей деятельностью государства.

Таким образом, все перечисленные отношения являются предметом регулирования как гражданского, предпринимательского и коммерческого, так и финансового права. Однако здесь следует исходить из того, что доходы, складывающиеся на рынке и в хозяйстве, должны быть перераспределены таким образом, чтобы была возможность обеспечить необходимыми денежными средствами функционирование всего государственного механизма. Аппарат же государства, получая достаточное количество средств, должен обеспечивать общее его развитие в нужном направлении, т.е. решать наряду с политическими экономические и социальные задачи.

Изучая метод гражданско-правового регулирования, применимый в отрасли финансового права, и учитывая специфику данной отрасли, его можно определить как совокупность способов, приемов и средств воздействия на поведение субъектов на началах равенства участников отношений, их диспозитивности, разрешения конфликтов без ограничения личных прав и свобод. Гражданско-

правовой метод регулирования в финансовых правоотношениях основан на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования.

В гражданском праве используются все общеправовые способы регулирования - дозволения, запреты, предписания, обязывания. Однако они избираются в особых сочетаниях, подчиненных одному из важнейших начал отраслевого метода - началу дозволительности гражданского права. Соответственно, основу метода регулятивного воздействия составляют приемы дозволений, также широко используются относительные запреты. В охранительной сфере предписания сочетаются с предоставлением широкой свободы лицу, чьи права нарушены, самому решать вопрос об их защите или отказе от такой защиты.

Изучение видов гражданских правоотношений показывает, что специфические черты метода гражданско-правового регулирования концентрируются в области обязательственных институтов. Именно здесь ярко дает о себе знать своеобразие общего правового положения участников имущественных отношений. Именно здесь с особой силой проявляются особенности гражданских правоотношений, в том числе по линии юридических фактов, содержания прав и обязанностей сторон, мер их правового обеспечения.

Такое положение обязательственно-правовых институтов в системе гражданского права вполне закономерно. Из сферы обращения товаров, эквивалентного обмена берут свое начало те процессы, которые приводят к формированию своеобразных имущественных отношений, требующих специфической формы правового регулирования - регулирования гражданско-правового типа. Не случайно поэтому многие авторы связывают само существование гражданского права с отношениями эквивалентного обмена, экономического оборота, товарного обращения.

Отношения собственности регулируются гражданским правом лишь в той мере, в какой они сложились под воздействием товарного производства, и в то же время предопределяет его дальнейшее функционирование.

Специфическое выражение получают здесь и отношения владения, а также отношения пользования: они в условиях товарного производства в определенной степени отражают особенности имущественных отношений собственности в целом.

Речь идет о характере имущественных отношений собственности, о том, что товарное производство придает указанным отношениям специфические черты, которые обусловливают применение к ним гражданско-правовой формы регулирования. Однако институты права собственности как гражданско-правовые институты закрепляют важнейшие формы имущественно-распорядительной самостоятельности участков отношений, складывающихся на основе товарного производства. С этой точки зрения гражданско-правовые институты собственности по сравнению с институтами обязательственного права могут быть охарактеризованы в качестве первичных, основополагающих.

Что же касается гражданско-правового метода регулирования в финансовом праве, как уже говорилось выше, здесь это прежде всего использование государством экономических инструментов управления, а именно:

1) регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая Центральным банком);

2) установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в Центральном банке;

3) операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.

При помощи этих инструментов государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке (рынке ссудных капиталов) в желаемом направлении. По мере относительного снижения роли рынков свободных капиталов в финансировании капиталовложений и особенно в связи с уменьшением роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми средствами действенность этих инструментов в наиболее развитых странах несколько ослабела.

Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики. Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс, отражающий соотношение сил основных групп носителей различных социально-экономических интересов.

Расходы государственного бюджета выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования. Первое место в бюджетных расходах занимают социальные статьи: специальные пособия, образование, здравоохранение и др. В этом проявляется главная цель бюджетной политики, как и всей государственной экономической политики в целом - стабилизация, укрепление и приспособление существующего социально-экономического строя к меняющимся условиям. Эти расходы призваны смягчить дифференциацию социальных групп, неизбежно свойственную рыночному характеру.

В затратах на хозяйственные нужды обычно выделяются бюджетные субсидии сельскому хозяйству. Ни одно государство не может быть заинтересовано в разорении крестьянства, фермерства. И хотя в своей внешнеэкономической политике правительства иногда временно жертвуют интересами отечественных производителей аграрных товаров, допуская иностранную сельскохозяйственную продукцию на внутренний рынок в ответ на уступки торговых партнеров, как правило, правительства поддерживают свое среднее и крупное фермерство.

Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, а также административно-управленческие расходы воздействуют на спрос на потребительские товары и услуги.

Конъюнктурным целям бюджетного регулирования служат расходы по внутреннему государственному долгу (например, досрочное погашение части долга), размеры расходов на кредиты и субсидии частным и государственным предприятиям, сельскому хозяйству, на создание и совершенствование объектов инфраструктуры, на закупку вооружений и военное строительство.

Размеры этих расходов существенно влияют на масштабы спроса и величину инвестиций. В периоды кризисов и депрессии расходы государственного бюджета на хозяйственные цели, как правило, растут, а во время перегрева конъюнктуры - сокращаются.

Расходы на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и вывозимого капитала, финансируемые из бюджета, стимулируют экспорт и в долгосрочном плане улучшают платежный баланс, открывают для экономики страны новые зарубежные рынки, способствуют укреплению национальной валюты, обеспечению поставок на внутренний рынок необходимых товаров из-за рубежа. Это внешнеэкономический аспект политики бюджетных расходов.

Действенность государственного регулирования экономики с помощью бюджетных расходов зависит, во-первых, от относительных размеров расходуемых сумм; во-вторых, от структуры этих расходов; в-третьих, от эффективности использования каждой единицы расходуемых средств.

Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства. Это фискальная роль налогов. Но основная роль налогов - регулирующая.

Государственное регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, а также от видов и размеров налоговых льгот.

Налоги в государственном регулировании экономики играют двоякую роль: с одной стороны, это главный источник финансирования государственных расходов, материальная основа бюджетной политики, с другой стороны, это инструмент регулирования.

Задача государственных бюджетных органов - не просто обложить налогами те или иные источники поступления средств, а создать тонко настраиваемый механизм воздействия на хозяйственное поведение юридических и физических лиц. Для этого используются временно или селективно предоставляемые налоговые скидки, льготы, отсрочка уплаты налогов.

Особое место среди средств государственного регулирования экономики, осуществляемого при помощи налогов, играет ускоренное амортизационное списание основного капитала и связанные с ним образование и реализация скрытых резервов, осуществляемые в рамках разрешений Министерства финансов. Ускоренное амортизационное списание основного капитала в современных условиях является главным средством стимулирования накопления, структурных изменений в экономике и важным инструментом воздействия на хозяйственный цикл, занятость и НИОКР. Суть его - в отрыве физического процесса снашивания машин, оборудования, зданий и сооружений от калькулируемого в издержках производства путем переноса стоимости вещественных носителей основного капитала на производимые товары и услуги. Изменяя ставки и порядок амортизационного

списания, государственные регулирующие органы определяют ту часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от налогов путем включения в издержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для финансирования в дальнейшем новых капиталовложений.

При проверке правильности уплаты налога с прибыли налоговые инспекторы соглашаются с калькуляцией издержек производства или услуг, только если амортизационные отчисления были произведены в соответствии с нормами, разрешенными Министерством финансов. От этого зависят величина балансовой прибыли, ставка и размер налога, а также выплачиваемые дивиденды.

Варьирование норм ускоренного амортизационного списания основного капитала широко используется во всех развитых странах как средство государственной конъюнктурной и структурной политики, а также для стимулирования научных исследований и внедрения их результатов, для финансирования природоохранных мероприятий. Эффект варьирования норм амортизационных отчислений заметен в годы благоприятной конъюнктуры, т.е. в периоды спадов и кризисов действенность амортизационной политики ослабевает. Чем хуже конъюнктура, тем труднее реализовать прибыль, меньше возможностей для самофинансирования, а амортизационные льготы, предоставляемые государством, становятся менее привлекательными стимулами для частных инвестиций. Льготы по ускоренному амортизационному списанию равнозначны сокращению поступлений от налогов с прибылей в государственный бюджет. Результатом могут быть повышение других налогов или рост государственной задолженности.

Государственные капиталовложения осуществляются в значительной степени в государственном секторе экономики, играющем важнейшую роль в государственном регулировании экономики. Он выступает одновременно объектом и инструментом воздействия на частное хозяйство.

В руках государства регулирование финансовых отношений становится важным инструментом решения экономических и социальных задач обеспечения стабильности, предотвращения кризисных ситуаций, стимулирования экономического роста, формирования рыночных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.