Научная статья на тему 'Гражданско-правовой метод регулирования финансовых правоотношений'

Гражданско-правовой метод регулирования финансовых правоотношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1183
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ МЕТОД РЕГУЛИРОВАНИЯ / CIVIL LAW METHOD OF REGULATION / ФИНАНСОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / FINANCIAL RELATIONSHIP / ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / FINANCIAL ACTIVITIES / ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / CIVIL LEGAL RELATIONS / ФИНАНСОВОЕ ПРАВО / FINANCIAL LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мещерякова Светлана Николаевна, Мещерякова Алла Викторовна

В статье анализируется понятие гражданско-правового метода регулирования в контексте противопоставления его другим методам регулирования правоотношений, оценивается роль гражданско-правового метода регулирования в сфере финансовых правоотношений, в том числе при осуществлении финансовой деятельности государства, рассматривается финансово-правовой аспект отношений, складывающихся между субъектами финансового права. Авторы делают вывод о том, что правовое регулирование финансовых отношений между государством и физическими или юридическими лицами, а также между государством и входящими в его состав публично-правовыми образованиями занимает ведущее место в системе регулирования общественных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Civil and legal method of regulating the financial relations

Article provides an opportunity to understand the concept of civil-law regulation method, to oppose it to the other methods of regulation of legal relations; to evaluate the role of civil law method of regulation in the sphere of financial relations, including financial activities of the state; to consider the financial and legal aspects of relations between the subjects of financial law. To make a conclusion that legal regulation of financial relations between the state and individuals or legal entities, as well as between the state and all its publicly-legal entities, occupies a leading place in the system of regulation of social relations.

Текст научной работы на тему «Гражданско-правовой метод регулирования финансовых правоотношений»

виды основных и дополнительных административных наказаний и процедуру их применения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность несовершеннолетних; порядок освобождения несовершеннолетних от административной ответственности; порядок привлечения к ответственности родителей и лиц, их заменяющих, за противоправные деяния, совершенные несовершеннолетними.

Анализ практики показывает динамику негативных тенденций в молодежной среде и свидетельствует о том, что противоправное поведение несовершеннолетних изменяется, становится все более дерзким и изощренным, происходит утрата нравственных ценностей, возникает стремление к быстрому обогащению, распространяются различные формы дискриминации. Все это активно способствует быстрому росту количества правонарушений, обострению криминогенной ситуации в стране. В связи с этим следует рассматривать вопрос о целесообразности снижения возрас-

та административной ответственности несовершеннолетних до 14 лет.

Литература

1. Основные международные акты о правах человека. URL: http://constitution.garant.ru/

2. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (поглавный). М., Саратов, 2013.

3. Административное право Российской Федерации / под ред. Л. Л. Попова. М., 2011.

4. Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Стари-лов Ю. Н. Административное право. М., 2008.

5. Указ Президиума ВС РСФСР от 3 июня 1967 г. «Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних» (с изм. от 25.02.1993) // СПС КонсультантПлюс.

6. Чеснокова О. А. Принципы уголовной и уголовно-правовой политики // Вопросы российского и международного права. 2011. № 4.

© 2014 г. С. Н. Мещерякова, А. В. Мещерякова

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ МЕТОД РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

В статье анализируется понятие гражданско-правового метода регулирования в контексте противопоставления его другим методам регулирования правоотношений, оценивается роль гражданско-правового метода регулирования в сфере финансовых правоотношений, в том числе при осуществлении финансовой деятельности государства, рассматривается финансово-правовой аспект отношений, складывающихся между субъектами финансового права. Авторы делают вывод о том, что правовое регулирование финансовых отношений между государством и физическими или юридическими лицами, а также между государством и входящими в его состав публично-правовыми образованиями занимает ведущее место в системе регулирования общественных отношений.

Ключевые слова: гражданско-правовой метод регулирования, финансовые правоотношения, финансовая деятельность, гражданско-правовые отношения, финансовое право.

Гражданско-правовой метод регулирования изначально основывается на равенстве сторон правоотношения. В гражданско-правовых отношениях их участники выступают обычно как равноправные субъекты, независимые друг от друга. Посредством заключения между ними соглашения они определяют свои права и обязанности, которые, однако, должны соответствовать закону.

В условиях перехода к рыночной экономике, с совершенствованием гражданского, предпринимательского законодательства гражданско-правовой метод регулирования в отрасли финансового права применяется все более широко. Хотя

договор между субъектами финансовой деятельности заключается с органом исполнительной власти субъекта РФ, по своей природе такой договор является гражданско-правовым. Характерно то, что к одним и тем же отношениям, возникающим при осуществлении финансовой деятельности, регулируемой правом, при определенных условиях применяются различные методы регулирования.

Под гражданско-правовым методом регулирования общественных отношений понимается формирование правовыми способами, приемами и средствами объемов возможного и должного

поведения, установление критериев правомерности и противоправности действий (бездействия) субъектов, отбор и программирование в нормах рациональных правовых форм и предпосылок участия в гражданском обороте, форм разрешения конфликтов, определение характера и круга защиты и ответственности и т. п. Такое формирование должного поведения обеспечивается законами и иными актами нормативного уровня с использованием сложившихся способов, приемов и средств воздействия. Субъектами финансовых правоотношений могут быть физические лица, юридические лица, государственные и муниципальные образования. Имея свои методы и способы правового регулирования, отличающиеся от других отраслей права, финансовое право занимает в системе российского права самостоятельное место. Для определения предмета регулирования и установления границ этой отрасли права существуют определенные критерии. Главным из них является то, что финансовое право регулирует общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства, а его нормы связаны с распределительной, контрольной и стимулирующей функциями государства при распределении общественного продукта и национального дохода в денежной форме. В нормах финансового права жестко закрепляются требования государства в области финансовой деятельности. Причем степень императивности норм почти не снижается как на уровне закона, так и на уровне таких подзаконных актов, как инструкции Министерства финансов РФ, налоговых органов, инструктивные указания Центрального банка РФ.

Особая значимость финансового права в системе других отраслей права объясняется тем, какого рода общественные отношения входят в сферу его регулирования. Финансовое право упорядочивает имущественно-властные отношения по аккумулированию, распределению и использованию денежных средств государства. Реализация функций государства и решение любых социальных, экономических и других важных вопросов, стоящих перед ним, требует финансирования, планирования и учета денежных средств, находящихся в распоряжении государственной казны. От того, насколько эффективно будут проведены указанные мероприятия, зависит не только качество решения проблем, стоящих перед государством, но и само существование данного политического института.

Финансовое право взаимодействует с различными отраслями права. Так, отношения чисто рыночные, отношения равноправных субъектов

по поводу денежных средств, внутренних финансов предприятий, в сфере внутренней деятельности банков, органов страхования, товарно-денежные отношения регулируются также соответственно нормами гражданского, предпринимательского и коммерческого права.

Финансово-правовой аспект регулирования этих отношений определяется следующими обстоятельствами:

а) они выполняют функцию мобилизации денежных средств;

б) на основании нормативных актов направляют эти средства на выполнение задач и функций государства;

в) определяют условия возникновения всех указанных денежных отношений, их изменения и прекращения;

г) определяют функции органов государства, особенно в кредитно-расчетной сфере, по обеспечению повседневного финансового контроля - контроля рублем за всей деятельностью государства.

Таким образом, все перечисленные отношения являются предметом регулирования как гражданского, предпринимательского и коммерческого, так и финансового права. Однако здесь следует исходить из того, что доходы, складывающиеся на рынке и в хозяйстве, должны быть перераспределены таким образом, чтобы была возможность обеспечить необходимыми денежными средствами функционирование всего государственного механизма. Аппарат же государства, получая достаточное количество средств, должен обеспечивать общее его развитие в нужном направлении, т. е. решать наряду с политическими экономические и социальные задачи.

Как инструмент управления обществом финансы являются основным источником информации обо всех процессах, происходящих в жизни общества и государства. Именно финансы служат инструментом формирования и функционирования системы прямых и обратных связей. Через финансовую систему осуществляется система мониторинга - слежения рублем за успешным (или менее успешным) развитием общества и государства в целом.

Правовое регулирование финансовых отношений, складывающихся между государством и физическими или юридическими лицами, а также между государством и входящими в его состав публично-правовыми образованиями, занимает ведущее место в системе регулирования общественных отношений. Именно поэтому круг вопросов, входящих в предмет финансового права, постоянно привлекает внимание ученых-юристов.

Изучая метод гражданско-правового регулирования, применимый в отрасли финансового права, и учитывая специфику данной отрасли, его можно определить как совокупность способов, приемов и средств воздействия на поведение субъектов на началах равенства участников отношений, их диспозитивности, разрешения конфликтов без ограничения личных прав и свобод. Гражданско-правововой метод регулирования в финансовых правоотношениях основан на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования.

В гражданском праве используются все общеправовые способы регулирования: дозволения, запреты, предписания, обязывания. Однако они избираются в особых сочетаниях, подчиненных одному из важнейших начал отраслевого метода -началу дозволительности гражданского права. Соответственно основу метода регулятивного воздействия составляют приемы дозволений, широко используются относительные запреты. В охранительной сфере предписания сочетаются с предоставлением широкой свободы лицу, чьи права нарушены, самому решать вопрос об их защите или отказе от такой защиты.

Изучение видов гражданских правоотношений показывает, что специфические черты метода гражданско-правового регулирования концентрируются в области обязательственных институтов. Из сферы обращения товаров, эквивалентного обмена берут свое начало те процессы, которые приводят к формированию своеобразных имущественных отношений, требующих специфической формы правового регулирования - регулирования гражданско-правового типа. Поэтому многие авторы связывают само существование гражданского права с отношениями эквивалентного обмена, экономического оборота, товарного обращения.

Отношения собственности регулируются гражданским правом лишь в той мере, в какой они сложились под воздействием товарного производства. Специфическое выражение получают здесь и отношения владения, а также отношения пользования: они в условиях товарного производства в определенной степени отражают особенности имущественных отношений собственности в целом.

Речь идет о характере имущественных отношений собственности, о том, что товарное производство придает указанным отношениям специфические черты, которые обусловливают применение к ним гражданско-правовой формы регулирования. Однако институты права собственности как гражданско-правовые институты закрепляют важнейшие формы имущественно-распорядительной самостоятельности участков отношений,

складывающихся на основе товарного производства. Поэтому гражданско-правовые институты собственности по сравнению с институтами обязательственного права могут быть охарактеризованы в качестве первичных, основополагающих.

Что же касается гражданско-правового метода регулирования в финансовом праве, как уже говорилось выше, здесь это, прежде всего, использование государством экономических инструментов управления. При помощи этих инструментов государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке (рынке ссудных капиталов) в желаемом направлении. По мере относительного снижения роли рынков свободных капиталов в финансировании капиталовложений и, особенно, в связи с уменьшением роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми средствами действенность этих инструментов в наиболее развитых странах несколько ослабела.

Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики. Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс, отражающий соотношение сил основных групп носителей различных социально-экономических интересов.

Действенность государственного регулирования экономики с помощью бюджетных расходов зависит, во-первых, от относительных размеров расходуемых сумм; во-вторых, от структуры этих расходов; в-третьих, от эффективности использования каждой единицы расходуемых средств.

Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства. Это фискальная роль налогов. Но главная роль налогов - регулирующая.

Задача государственных бюджетных органов -не просто обложить налогами те или иные источники поступления средств, а создать тонко настраиваемый механизм воздействия на хозяйственное поведение юридических и физических лиц. Для этого используются временно или селективно предоставляемые налоговые скидки, льготы, отсрочка уплаты налогов.

Особое место среди средств государственного регулирования экономики, осуществляемого при помощи налогов, играет ускоренное амортизационное списание основного капитала и связанные с ним образование и реализация скрытых резервов, осуществляемые в рамках разрешений министерств финансов. Ускоренное амортизационное списание основного капитала в современных условиях является главным средством сти-

мулирования накопления, структурных изменений в экономике и важным инструментом воздействия на хозяйственный цикл. Суть его состоит в отрыве физического процесса снашивания машин, оборудования, зданий и сооружений от калькулируемого в издержках производства путем переноса стоимости вещественных носителей основного капитала на производимые товары и услуги. Изменяя ставки и порядок амортизационного списания, государственные регулирующие органы определяют ту часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от налогов путем включения в издержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для финансирования в дальнейшем новых капиталовложений.

Государственные капиталовложения осуществляются в значительной степени в государственном секторе экономики, играющем важнейшую роль в государственном регулировании экономи-

ки. Он является одновременно объектом и инструментом воздействия на частное хозяйство.

В руках государства регулирование финансовых отношений становится важным инструментом решения экономических и социальных задач, обеспечения стабильности, предотвращения кризисных ситуаций, стимулирования экономического роста, формирования рыночных отношений.

Литература

1. Яковлев В. Ф. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений. М., 2006.

2. Карасева М. В. Финансовое правоотношение. М., 2001.

3. Карасева М. В. Финансовое право Российской Федерации. М., 2012.

4. Сорокин В. Д. Правовое регулирование. Предмет, метод, процесс. М., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.