Научная статья на тему 'Правовые аспекты интернационализации и экспорта российского образования'

Правовые аспекты интернационализации и экспорта российского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
300
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
интернационализация высшего образования / экспорт российского образования / совместные образовательные программы / сетевое взаимодействие / национальная образовательная система / internalization of higher education / export of Russian education / joint educational programs / networking cooperation / national education system

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петручак Лариса Анатольевна

Статья посвящена исследованию теоретических и практических подходов к правовому регулированию экспорта высшего образования за рубеж; рассмотрению правовых аспектов интернационализации высшего образования в современных условиях, задач, форм и проблем его реализации. В статье анализируется государственная стратегия преобразования системы высшего образования в свете глобализационных и инновационных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JURIDICAL ASPECTS OF INTERNALIZATION AND EXPORT OF RUSSIAN EDUCATION

The article focuses on the theoretical and practical approaches to the juridical regulation of the export of higher education. The article considers juridical aspects of the internalization of higher education under modern circumstances, as well as the tasks, forms and problems of its implementation. The article analyzes the state strategy of reforming the system of higher education within the framework of globalization and innovation processes.

Текст научной работы на тему «Правовые аспекты интернационализации и экспорта российского образования»

OS4

DOI 10.24411/2076-

доктор юридических наук, профессор, проректор по образовательной деятельности ФГБОУ ВО «Московский государственный лингвистический университет» e-mail: lar-petruchak@yandex.ru

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ ^D

1503-2020-10630 ПЕТРУЧАК Лариса Анатольевна,

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ И ЭКСПОРТА РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена исследованию теоретических и практических подходов к правовому регулированию экспорта высшего образования за рубеж; рассмотрению правовых аспектов интернационализации высшего образования в современных условиях, задач, форм и проблем его реализации. В статье анализируется государственная стратегия преобразования системы высшего образования в свете глобализационных и инновационных процессов.

Ключевые слова: интернационализация высшего образования, экспорт российского образования, совместные образовательные программы, сетевое взаимодействие, национальная образовательная система.

PETRUCHAK Larisa Anatolievna,

Doctor of Law, Professor, Vice-rector for Education of Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education 'Moscow State Linguistic University'

JURIDICAL ASPECTS OF INTERNALIZATION AND EXPORT OF RUSSIAN EDUCATION

Annotation. The article focuses on the theoretical and practical approaches to the juridical regulation of the export of higher education. The article considers juridical aspects of the internalization of higher education under modern circumstances, as well as the tasks, forms and problems of its implementation. The article analyzes the state strategy of reforming the system of higher education within the framework of globalization and innovation processes.

Key words: internalization of higher education, export of Russian education, joint educational programs, networking cooperation, national education system.

Проблемы выхода российского образования на новые интернациональные и глобальные уровни все больше анализируются в литературе и академическом сообществе, а также политическими деятелями, общественными и международными организациями. В настоящей статье предпринята попытка исследования правовых аспектов одной из главных тенденций современного образования - интернационализации и экспорта образования.

Начиная с 2018 г. Указом Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до

2024 года» основной целью было предписано «обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования»1.

Ориентация российского образования на повышение конкурентоспособности за счет усиления позиций на мировом рынке образовательных услуг является стратегической линией, которая должна обеспечить устойчивое долгосрочное развитие не только российским образовательным

1 См.: Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период 2024 года от 07.05.2018 г. № 204. URL: http\\www.kremli.ru\events\president\news\57425 (дата обращения: 1.02.2020).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020

организациям, но и выпускникам, и специалистам, выходящим на рынок труда.

Стремительное изменение картины мира, социальных отношений и возрастание роли цифровых технологий оказывают огромное влияние на подготовку кадров во всем мире. Меняются ландшафт образования, политика государства в области образования, правовые подходы к его содержанию, формам и методам.

На международной конференции EAIE (2019 г., Хельсинки) рассматривался вопрос: «Higher education in 2040 changing concepts» (Высшее образование в 2040 году: изменение концепции) Европейское образовательное сообщество отметило, что существующая система высшего образования по многим причинам не является устойчивой и поэтому необходимо постоянно вносить изменения в образовательную парадигму. Среди причин, которые могут кардинально изменить стратегию университетов, названы: демографические изменения, Big Data, мировые рейтинги университетов, непрерывное обучение в течение всей жизни, цифровизация, новые компетенции, мобильный рынок труда, роботизация, приватизация, флексибилизация, высокая оплата за обучение, устойчивое развитие, искусственный интеллект, социальный разрыв [1].

Российское образование не стоит в стороне от общемировых процессов интернационализации в образовании и поиска оптимальных образовательных технологий.

Что же понимается под интернационализацией образования в современной литературе?

По мнению Дж. Найта, под интернационализацией в высшем образовании на национальном, секторальном и институциональном уровнях понимается процесс, при котором цели, функции и организация предоставления образовательных услуг приобретают международное измерение. Этот же автор рассматривает интернационализацию как процесс интеграции международного аспекта в преподавательские, исследовательские и другие функции университета. Подобное определение интернационализации дает и Дж. Местен-хаузер. С точки зрения М. Харари, интернационализация - это международная ориентация университетов. Определение интернационализации по Х. де Виту заключается в том, что она рассматривается как комплекс процессов, чей объединенный эффект, запланированный или незапланированный, направлен на усиление международного компонента в высшем образовании [2]. Под интернационализацией понимается внедрение международного измерения в функцию образовательной организации.

Достаточно удачным является определение Н.А. Дударевой: «Интернационализация пред-

ставляет собой системный процесс поступательного развития и эффективной реализации национальных систем высшего образования во взаимодействии и взаимовлиянии друг с другом в соответствии с целями и принципами, диктуемыми мировым сообществом и отвечающими прогрессивными тенденциями нового хозяйственного уклада» [3].

В этом определении автор подчеркивает двусторонний характер взаимопроникновения национальных образованных систем и подчеркивает динамику их обновления в зависимости от новых социально-экономических условий.

Как правило, выделяют следующие формы интернационализации:

1) академическая мобильность студентов и профессорско-преподавательского состава;

2) мобильность образовательных программ;

3) интеграция в учебные программы международного измерения и образовательных стандартов;

4)институциональная мобильность.

В числе главных преимуществ интернационализации можно назвать увеличение доступности высшего образования, универсализацию знания, появление международных стандартов качества и повышение инновационности высшего образования за счет расширения и укрепления международного сотрудничества.

Интернационализация, как правило, есть следствие экспорта образования, повышению роли которого способствовали значительные изменения в государственной образовательной политике России последних лет. По результатам заседания президиума Совета при Президенте Рф по стратегическому развитию и приоритетным проектам 30.05.2017 г. был запущен приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». Впервые образование вошло в число экспортоориентиро-ванных отраслей российской экономики. В майском Указе Президента России 2018 г., положенном в основу национальных проектов до 2024 г., экспорт образования стал одним из 10 федеральных проектов национального проекта «Образование», в рамках которого запланировано увеличение не менее чем в два раза численности иностранных граждан до 2024 г., обучающихся в образовательных организациях высшего образования России [4].

Понятие «экспорт образования» официально не закреплено в законодательстве, но достаточно часто употребляется в качестве лексической конструкции профессионального сообщества.

В литературе предпринята попытка юридического осмысления правовой категории «экспорт

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020

образования», механизмов реализации и правовых средств достижения целей Проекта.

Так, М.Ю. Филиппова приходит к выводу, что экспорт образования представляет собой предоставление образовательной услуги либо на территории страны - поставщика услуги иностранному потребителю, либо на территории страны-получателя услуги посредством институционального присутствия страны - поставщика услуги (филиал образовательной организации или приглашенный преподаватель), либо посредством трансграничного оказания услуги [5].

Считаю, что предложенное М.Ю. Филипповой определение экспорта образования является неудачным в силу сужения понимания многоаспектного явления экспорт образования к образовательной услуге, трактуемой однозначно и ограниченно. Тем самым, автор сводит образование к образовательной услуге, хотя в начале статьи делает оговорку, что так не считает. Не раскрывает представленное определение ни целей, ни правовых границ, ни особенностей механизмов правового регулирования такого важного (приоритетного) направления как экспорт образования.

Более удачным можно назвать определение И.А. Нестеровой: «Экспорт образования - это глобальный бизнес, направленный на реализацию образовательных услуг студентам и слушателям из других стран с целью получения прибыли и расширения культурных и экономических связей» [6].

Ведь экспорт образования нельзя сводить к коммерческим целям, это еще геополитическая и социально-демографическая задача, т.к. университеты являются центрами сохранения и преумножения ценностей, воспитания молодежи, научного сотрудничества и даже будущей мировой политики («мягкой силы»).

В мае 2017 г. был принят Паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования», цель которого - увеличение доли несырьевого экспорта Российской Федерации посредством повышения привлекательности и конкурентоспособности отечественного образования в мировом пространстве и рассчитан до 2025 г.

В документе зафиксирована планируемая величина ежегодных доходов бюджета РФ от экспорта российского образования до 373 млрд руб. в 2025 г. (в 2017 г. объем внебюджетных средств, полученных от экспорта, составил 84 млрд руб.)1.

1 См.: Паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30.05.2017 г. № 6) // СПС «Консультант-Плюс».

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020

Согласно проекту, число иностранных студентов, обучающихся по очной форме в российских вузах, должно вырасти до 710 тыс. чел. в 2025 г. При этом количество иностранных слушателей онлайн-курсов должно увеличиться более чем в 3 раза и составить 3.5 млн чел.

По данным мирового рейтинга университетов на 2019 г., составленному «Times Higher Education», доля иностранных студентов, обучавшихся в 10 лучших университетах мира, составляет в основном от 20 до 40%, а в некоторых из них - даже более 50%.

Следует отметить, что в авторитетный рейтинг лучших университетов мира QS THE World University Rankings 2019 попали 25 российских вузов. Лидером среди отечественных университетов предсказуемо стал МГУ (84-е место). А вот на втором месте - Новосибирский государственный университет (231 позиция в мировом рейтинге), обогнавший в 2019 г. СПбГУ (234).

Анализ факторов конкурентоспособности российских университетов представлен И.П. Пестовым, который отмечает, что именно рейтин-гование позволяет дать объективную оценку эффективности национальной образовательной системы на глобальном, международном образовательном рынке. Автор пишет: «В глобальных рейтингах можно четко выделить следующие общие критерии оценки конкурентоспособности:

1) показатели качества образовательной деятельности, позволяющие оценить уровень полученного образования, уровень востребованности выпускников, а также насколько университет посвящает себя воспитанию следующего поколения ученых;

2) показатели результативности научно-исследовательской и инновационной деятельности, позволяющие оценить роль университета в распространении новых знаний и идей;

3) показатели экономической устойчивости, отражающие поступления от физических и юридических лиц за образовательные услуги, а также доходы от иной деятельности;

4) показатели международной деятельности, позволяющие оценить международное сотрудничество, интеграцию в мировое образовательное и научное пространство и отражающие масштаб деятельности вуза, его способность конкурировать на международных рынках» [7].

Несмотря на объективность рейтинговых оценок, иностранный студент часто выбирает российский вуз по другим показателям. Так, по данным «Центра социологических исследований», 3000 иностранных студентов из 100 различных вузов должны были ответить на вопрос, почему они решили получать высшее образование в нашей стране. 27% опрошенных заявили, что

выбрали Россию, т.к. здесь высокий уровень образования. Второй по популярности ответ - доступная стоимость обучения, на этот фактор указали 24% иностранных студентов. Кроме того, повлияли на выбор вузов рекомендации членов семьи, преподавателей и коллег, а также направление национального министерства образования1.

В начале 2021 г. планируется, что на рассмотрение Госдумы будет вынесен законопроект, призванный содействовать привлечению иностранных студентов: Министерство науки и высшего образования РФ заявило о намерении расширить спектр затрат на иностранных студентов, приезжающих на обучение в Россию по квоте. Сейчас иностранные студенты самостоятельно оплачивают расходы на транспортные и медицинские услуги, проживание и питание, что не для всех является посильным. Важную роль при выборе абитуриентом места обучения играет наличие в студенческом городке комфортного жилья и развитой, доступной инфраструктуры. Поэтому Правительство РФ в рамках федерального проекта «Экспорт образования» планирует в 2019-2024 гг. направить из федерального бюджета 102.2 млрд руб. на проектирование, строительство и реконструкцию студенческих городков, что должно стать привлекательным для иностранных граждан.

Направлениями развития программ экспорта образовательных услуг в России также должны стать обеспечение доступной языковой среды для иностранных студентов, развитие образовательной инфраструктуры, применение практико-ори-ентированного подхода в образовании. Важным при этом остается достойное позиционирование отечественных вузов в мировом образовательном пространстве, участие российских вузов в международных конгрессно-выставочных мероприятиях.

Среди мероприятий по экспорту образования следует назвать следующие. Продолжается работа над созданием консорциума вузов, обеспечивающего методическое и организационное сопровождение внедрения деятельной модели по экспорту образования, где будут определены опорные университеты реализации проекта и утверждена «дорожная карта» совершенствования нормативно-правового регулирования вопросов приема, обучения и выпуска иностранных граждан, а также процедуры их въезда, выезда и пребывания на территории нашей страны. Ведется работа над стандартом «Обучение иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ», что позволило бы нормативно

1 См.: Иностранные студенты в России. URL: https://studyiinrussia.ru\actual\articles (дата обращения: 01.02.2020).

закрепить права и обязанности иностранных студентов, меры поддержки.

Конечно, при всем разнообразии планов существуют и риски, к которым относятся: прежде всего, неразвитость нормативной базы, которая замедляет процесс; различия в национальных образовательных стандартах; высокая конкурентноспособность западных образовательных программ; существенное отставание инфраструктуры российских образовательных организаций.

Есть еще один очень значимый риск, к которому ведут процессы глобализации, это социально-культурная унификация вкусов и привычек людей, в т.ч. в сфере образования.

«Наряду с позитивными моментами интеллектуального обогащения существуют негативные последствия утраты национальной самобытности и привнесения из-за границы глобализацион-но-космополитической идеологии... Образование подвергается массовой интернационализации, в то время как сохраняется объективная потребность в поддержании должного баланса между его глобальностью и самобытностью», - авторитетно предупреждает известный ученый А.В. Малько [8]. В этой связи необходимо найти оптимальную модель развития национальной образовательной системы, которая бы не пострадала от унификации Болонского процесса, а сохранив традиционные ценности российского образования, приумножилась бы лучшими практиками зарубежных образовательных систем и вузов-партнеров.

Нельзя забывать, что процессы глобализации оказывают существенное влияние на все сферы жизни общества, в т.ч. и на востребованность выпускников на рынке труда в своей стране и за рубежом. К молодому специалисту со стороны работодателей предъявляются высокие требования. Подготовить конкурентоспособного выпускника мирового уровня образовательной организации стало все сложнее.

В основе развития - сопоставимость национальных образовательных программ и высокое качество научно-образовательной и инновационной деятельности вуза. Новая модель глобального образования строится на стратегии устойчивого развития, которая нашла свое отражение в системе международного сотрудничества на универсальном, региональном и двухстороннем уровне.

В литературе наиболее часто выделяются следующие направления экспорта высшего образования за рубеж:

- дистанционное обучение;

- франшизные образовательные программы;

- образовательные кампусы за рубежом;

- совместные программы и программы двойных дипломов;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020

- интернационализация «на дому», когда местные и иностранные студенты обучаются вместе в одной группе, на одной образовательной программе [9].

Одной из перспективных форм модернизации отечественного образования уверенно становится сетевая форма реализации образовательных программ. В ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» закреплено, то «сетевая форма - это организация обучения с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в т.ч. иностранных, а также, при необходимости, с использованием ресурсов иных организаций»1. При этом стоит отметить, что отличительным признаком сетевой формы является использование ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в т.ч. ресурсы иностранных организаций.

В Методических рекомендациях по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ (Письмо Минобрнауки РФ от 28 августа 2015 г. № АК-2563/05) справедливо указаны преимущества программ, реализуемых в сетевой форме:

- сетевая форма направлена на повышение качества образования;

- развивает профессиональную коммуникацию, в т.ч. и на иностранном языке, способность адаптироваться к иной образовательной среде, традициям;

- перспективным является создание междисциплинарных образовательных программ, требующих привлечения ресурсов научной, образовательной или профессиональных организаций2.

В настоящее время значительно увеличилось количество совместных образовательных программ (СОП), реализуемых университетами различных государств, что стало эффективным способом создания единого образовательного пространства и реализации принципов Болон-ского процесса.

Очевидными преимуществами обучения по международным совместным программам являются: академическая мобильность в зарубежные вузы-партнеры; получаемые знания международного контекста «из первых рук»; инновационные методики и технологии преподавания; общеевропейское приложение к диплому, а также документ

1 См.: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 30.07.2020).

2 См.: Письмо Минобрнауки России от 28 августа 2015 г. № АК-2563/05. URL: // http://www.consultant. ru/document/cons doc LAW 185451/

об образовании и полученной квалификации зарубежного вуза-партнера.

Ученые А.И. Горылев и Н.Р. Камынина выделяют следующие предпосылки разработки совместных образовательных программ:

- формирование европейского пространства высшего образования;

- появление европейских вузов на российском рынке образовательных услуг;

- необходимость модернизации действующих образовательных программ, приведение их в соответствие с требованиями рыночной экономики и рынка труда с использованием передового опыта;

- необходимость привлечения дополнительных финансовых и человеческих ресурсов для разработки и внедрения новых образовательных программ [10].

Анализ реализованных СОП явно демонстрирует эффективность обновления национальных образовательных программ.

Понятие «совместная образовательная программа» введено в «Типовом положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)», утвержденном постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. № 71. Совместные образовательные программы высшего профессионального образования могут разрабатываться и реализовываться совместно несколькими высшими учебными заведениями, в т.ч. зарубежными, в порядке, устанавливаемом Минобрнауки России.

В практике образовательных отношений утвердилось мнение, что совместной образовательной программой признается программа, в которой партнеры согласовали все ее основные элементы: учебный план, календарный график учебного процесса, правила и принципы оценки, требования к содержанию, преподавателям и набору студентов; предусмотрена мобильность с периодами обучения за рубежом (в университетах-партнерах), которые признаются и «засчиты-ваются» автоматически с переносом зачетных единиц (ECTS). СОП подразумевает, что у нее имеется общая содержательная и структурная основа и используется механизм признания вузом-партнером периодов обучения в другом вузе путем перезачета учебных дисциплин. Студент при обучении на СОП зачисляется одновременно в оба вуза-партнера на весь период обучения.

Следует отметить, что отсутствует единая терминология, используемая при реализации международных совместных программ. Обзор научной литературы, веб-страниц университетов, отчетов об исследованиях показывает множество

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020

терминов, используемых для описания международных совместных программ, которые включают в себя: двойные, множественные, совместные, интегрированные, последовательные, параллельные, сопутствующие, совпадающие, одновременные и общие степени. Это затрудняет разработку документации по реализации международных совместных программ и саму ее реализацию.

При определении совместной образовательной программы предлагается исходить из зарубежного опыта. В европейском сообществе установилось следующее понимание совместной образовательной программы: 1) программа, которая разрабатывается и реализуется совместно несколькими учреждениями в разных странах; 2) программа, предлагаемая совместно различными высшими учебными заведениями независимо от присуждаемой степени.

В основу данного деления большинство исследователей закладывают формальные аспекты: а) в первом случае в рамках программы студентам присуждается одна квалификация совместно с университетами-партнерами, поэтому название всех вузов-участников программы появляется в совместном дипломе; б) во втором случае студентам по завершении программы присуждаются две квалификации по одной, а иногда и разным специальностям, следовательно, студенты получат два (несколько) диплома университетов-участников программы.

О.Н. Олейникова, основательно исследующая эти аспекты, приходит к выводу, что программы совместных степеней являются менее распространенными отчасти из-за законодательных барьеров. Законодательство многих стран не позволяет университетам присуждать совместную квалификацию. Например, в РФ университеты выдают диплом государственного образца, которые не предусматривают возможности отражения в них наименований нескольких вузов [11]. Однако это не означает, что в нашей стране не существует примеров реализации международных программ совместных степеней.

Европейские эксперты подчеркивают, что виды присуждаемых степеней при реализации совместной образовательной программы могут быть различными: единичная, совместная, двойная или множественная. «Поэтому можно заключить, - как справедливо считает Т.А. Гурулева, -что в европейском образовательном сообществе под совместной образовательной программой принято понимать любую программу, которая реализуется при участии зарубежных партнеров, вне зависимости от вида присуждаемой степени» [12]. Такое понимание СОП коррелирует с принятой в российском законодательстве трактовкой СОП как продукта сетевой формы реализации образо-

вательной программы с иностранными партнерами.

Таким образом, данная интерпретация понятия «совместная образовательная программа» позволяет выделить в нем следующие виды: программы, присуждающие совместную степень (совместный диплом), программы двойных степеней (два диплома).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Программы, в результате освоения которых присуждается совместная степень, реализуются сравнительно редко, поскольку, как подчеркивают эксперты, этот формат «требует наличия не просто договоренностей между вузами, реализующими совместную образовательную программу, но и межгосударственных соглашений.

Смысл программы двойных степеней (двойных дипломов) - в одновременном освоении двух родственных образовательных программ вузов-партнеров на основании согласования учебных планов, программ и признания вузами-партнерами периодов мобильности, а также перезачета зачетных единиц изучаемых в вузе-партнере учебных дисциплин их модулей [13].

Программы, имеющие общие базовые модули, но разные специализации, по оценкам экспертов, составляют около 60% всех совместных программ в странах ЕС.

В соответствии ч. 2 ст. 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора. При этом, кроме норм о требованиях к содержанию данного договора, какое-либо отдельное регулирование отношений, связанных с заключением данного договора, его использованием и другими аспектами, фактически отсутствует.

Вопрос о правовой природе договора о сетевой форме реализации образовательных программ также не урегулирован и является дискуссионным.

При этом отсутствует единство мнений даже относительно отраслевой принадлежности рассматриваемого договора. Так, Н.А. Шевелева, М.Ю. Лаврикова и И.А. Васильев приходят к выводу, что «исходя из положений Закона "Об образовании в РФ" и официально обнародованной позиции Минобрнауки России, правовая природа договора о сетевом взаимодействии не может быть иной, нежели административно-правовой, поскольку такой договор регулирует образовательные отношения, в том числе с участием обучающихся» [14]. Хотя эта позиция вызывает целый ряд возражений со стороны юристов.

Значительное количество авторов считают, что рассматриваемый договор имеет граждан-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020

ско-правовой характер, т.к. он характеризуется свободой и автономией воли сторон, их равенством, а также диспозитивностью соглашений. Но рассматриваемый договор не является разновидностью ни одного из поименованных в ГК РФ договоров.

Как справедливо заключает В.Ю. Матвеев, если речь идет о договоре о сетевой форме реализации образовательных программ, содержание которого исчерпывается перечнем ч. 3 ст. 15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», то такой договор является договором sui generis, однако если он содержит дополнительные условия, то к этим частям договора могут применяться в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в таком смешанном договоре [15].

К справедливым выводам о месте и роли договора о сетевой форме реализации образовательных программ пришли авторы статьи.

Во-первых, целесообразность внедрения сетевой формы реализации образовательной программы в практику конкретной образовательной организации должна определяться очевидной необходимостью качественного усиления и (или) расширения ее ресурсной базы. Во-вторых, договор, являясь единственным правовым основанием реализации образовательной программы в сетевой форме, благодаря своей правовой конструкции позволяет максимально гибко подойти к решению задачи эффективной реализации образовательной программы, используя ресурсные возможности двух и более организаций. В-третьих, наличие договора предполагает актуализацию локальной правовой документации образовательной организации и ее синхронизацию с данным договором [16].

К числу основных проблем, с которыми сталкиваются образовательные организации при реализации СОП, является проблема отсутствия в российском законодательстве правового регулирования этой формы деятельности. Образовательным организациям предоставляются широкие возможности в выборе форм и методов реализации ОП, составлении учебного плана, согласовании основных моментов с партнерами (в т.ч. с зарубежными университетами), что порождает огромные проблемы при отсутствии регламентации, начиная с зачисления обучающихся на СОП, их обучения в нескольких образовательных организациях, лицензирования и аккредитации СОП, выдачи дипломов и т.д.

Следует подчеркнуть, что совместные программы поднимают имиджевую составляющую вузов-партнеров, улучшают позицию вузов в общемировых рейтингах в связи с ростом показателя публикаций на иностранных языках. У сту-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020

дентов и ППС наблюдаются заметный рост знания иностранных языков и готовность работать в международной среде.

В рамках проекта «Экспорт образования» большое значение уделяется онлайн-образова-нию, как перспективной модели развития высшего образования в условиях ограниченных кадровых и финансовых ресурсов с использованием телекоммуникативных технологий.

Необходимо отметить, что во всем мире растет доля родителей, которые готовы рассматривать онлайн-обучение для получения высшего образования, причем в основных странах-импортерах студентов доля таких родителей значительно выше, например, 50% родителей в Китае рассматривают возможность обучения их детей полностью на онлайн-программах. В качестве основных причин родителями называются относительная дешевизна таких программ по сравнению с традиционными, возможность сочетать работу и обучение, а также сократить транспортные расходы и расходы на проживание, обеспечить безопасность [17].

Современное движение МООС (Massive open online course - Массовые открытые онлайн-курсы) сейчас охватило более 100 млн обучающихся и более 900 университетов по всему миру.

Сегодня в развитии глобального образовательного процесса, ведущим принципом которого является принцип открытости системы научного знания, взаимопроникновение идет как на уровне идей, так и на уровне технологий. Развитие происходит в условиях нарастания как синхронности этого процесса в силу упрочивающихся международных связей, так и диахронности, поскольку усиливается культурное разнообразие цивилизаций. В этом сложном и противоречивом процессе особенно важно бережно относить к национальным культурным особенностям различных стран, уметь видеть эволюцию национальной культуры на фоне мировой - и при этом эффективно использовать предоставляемые интеграционными процессами преимущества.

Современный этап интернационализации характеризуется переходом от эпизодических международных контактов в образовании к содержательному многостороннему партнерству, научно-педагогической кооперацией и разработкой межкультурных образовательных программ с билингвально-дидактическим компонентом в русле открытого обучения.

Одной из задач приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» является создание нормативно-правовой основы для системного экспорта образовательных услуг, которая упорядочила бы многие проблемные вопросы, которые до настоя-

щего времени тормозят реализацию перспективных мероприятий по международному сотрудничеству вузов в рамках стратегических целей проекта.

Представляется возможным заключить, что интернационализация высшего образования, международное сотрудничество университетов в этой сфере - необходимый и логически правильный шаг на современном этапе развития международных отношений, позволяющий выстроить долгосрочное партнерство между странами.

Список литературы:

[1] Щукина Т.В. Интернационализация высшего образования: предпосылки необходимости экспорта, нормативно-правовое регулирование и политико-экономические проблемы // Липецкий гос. пед. ун-т. - 2019. - № 4. - С. 75-82.

[2] Климанович О.В. Понятийно-терминологический аспект проблемы интернационализации высшего образования / О.В. Климанович, И.И. Ганчеренок // Alma Mater. - 2001. - № 1. -С. 10-13.

[3] Дударева Н.А. Интернационализация российской системы высшего образования: экспорт образовательных услуг // Вестник Ивановского гос. энергетического ун-та. - 2000. - № 1. - С. 1-5.

[4] Краснова Г.А. Перспективы продвижения онлайн-модели экспорта российского образования в странах Африки // Вестник РУДН. Сер.: Информатизация образования. - 2019. - Т. 16. - № 2. - С. 117-127.

[5] Филиппова М.Ю. Экспорт образования как правовое явление // Вестник Академии права и управления. - 2019.- № 1. - С. 39-45.

[6] Нестерова И.А. Экспорт образования // Энциклопедия Нестеровых. URL: http://odiplom.ru (дата обращения: 30.07.2020).

[7] Пестов И.П. Оценка факторов интернационализации образования на показатели конкурентоспособности российских вузов // Актуальные проблемы экономики и права. - 2018. - Т. 12. - № 1. - С. 33-48.

[8] Малько А.В., Соломатин А.Ю. Юридическое образование в глобализирующемся обществе // Правоведение. - 2017. - № 5 (334). - С. 16-31.

[9] Щукина Т.В. Интернационализация высшего образования: предпосылки необходимости экспорта, нормативно-правовое регулирование и политико-экономические проблемы. Липецкий гос. пед. ун-т. - 2019. - № 4. - С. 75-82.

[10] Горылев А.И., Камынина Н.Р. Совместные образовательные программы как инструмент построения единого европейского пространства

высшего образования // Вестник Нижегородского ун-та им. Н.И. Лобачевского. - 2015. - № 3(39). - С. 183-189.

[11] Олейникова Л.Н., Горылев А.И. Некоторые теоретические особенности систематизации международных совместных образовательных программ // Казанский педагогический журнал. -2018. - № 3. - С. 7-13.

[12] Гурулева Т.Л. Совместная образовательная программа России и Китая: состояние и проблемы реализации // Высшее образование в России. - 2018. - № 12. - С. 93-103.

[13] Гурулева Т.Л. Высшее образование России в аспекте интеграции в евразийское образовательное пространство // Актуальные проблемы современной лингвистики и гуманитарных наук: сб. ст. VI Междунар. науч.-практ. конф. - М.: РУДН, 2014. - С. 211-222.

[14] Шевелева Н.А., Лаврикова М.Ю., Васильев И.А. Сетевая форма обучения: состояние правового регулирования и перспективы развития // ЗАКОН. - 2016. - № 5. - С. 161-170.

[15] Матвеев В.Ю. Правовая природа договора о сетевой форме реализации образовательных программ // Юрист. - 2018. - № 4. - С. 18-24.

[16] Голышев В.Г., Голышева А.В., Голышев И.В. Договор о сетевой форме реализации образовательных программ как правовой способ организации обучения // Юридическое образование и наука. - 2017. - № 3. - С. 16-21.

[17] Краснова Г.А. Перспективы продвижения онлайн-модели экспорта российского образования в странах Африки // Вестник РУДН. - 2019. - № 2. - С. 117-127.

Spisok literatury:

[1] Shchukina T.V. Internacionalizaciya vysshego obrazovaniya: predposylki neobhodimosti eksporta, normativno-pravovoe regulirovanie i poli-tiko-ekonomicheskie problemy // Lipeckij gos. ped. un-t. - 2019. - № 4. - S. 75-82.

[2] Klimanovich O.V. Ponyatijno-terminologich-eskij aspekt problemy internacionalizacii vysshego obrazovaniya / O.V. Klimanovich, I.I. Gancherenok // Alma Mater. - 2001. - № 1. - S. 10-13.

[3] Dudareva N.A. Internacionalizaciya rossi-jskoj sistemy vysshego obrazovaniya: eksport obra-zovatel'nyh uslug // Vestnik Ivanovskogo gos. ener-geticheskogo un-ta. - 2000. - № 1. - S. 1-5.

[4] Krasnova G.A. Perspektivy prodvizheniya onlajn-modeli eksporta rossijskogo obrazovaniya v stranah Afriki // Vestnik RUDN. Ser.: Informatizaciya obrazovaniya. - 2019. - T. 16. - № 2. - S. 117-127.

[5] Filippova M.Yu. Eksport obrazovaniya kak pravovoe yavlenie // Vestnik Akademii prava i uprav-leniya. - 2019. - № 1. - S. 39-45.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020

[6] Nesterova I.A. Eksport obrazovaniya // Enciklopediya Nesterovyh. URL: http://odiplom.ru (data obrashcheniya: 30.07.2020).

[7] Pestov I.P. Ocenka faktorov internacional-izacii obrazovaniya na pokazateli konkurentosposob-nosti rossijskih vuzov // Aktual'nye problemy ekono-miki i prava. - 2018. - T. 12. - № 1. - S. 33-48.

[8] Mal'ko A.V., Solomatin A.Yu. Yuridicheskoe obrazovanie v globaliziruyushchemsya obshchestve // Pravovedenie. - 2017. - № 5 (334). - S. 16-31.

[9] Shchukina T.V. Internacionalizaciya vyss-hego obrazovaniya: predposylki neobhodimosti eksporta, normativno-pravovoe regulirovanie i poli-tiko-ekonomicheskie problemy. Lipeckij gos. ped. un-t. - 2019. - № 4. - S. 75-82.

[10] Gorylev A.I., Kamynina N.R. Sovmestnye obrazovatel'nye programmy kak instrument postroe-niya edinogo evropejskogo prostranstva vysshego obrazovaniya // Vestnik Nizhegorodskogo un-ta im. N.I. Lobachevskogo. - 2015. - № 3(39). - S. 183-189.

[11] Olejnikova L.N., Gorylev A.I. Nekotorye teoreticheskie osobennosti sistematizacii mezhdun-arodnyh sovmestnyh obrazovatel'nyh programm // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. - 2018. - № 3. - S. 7-13.

[12] Guruleva T.L. Sovmestnaya obrazova-tel'naya programma Rossii i Kitaya: sostoyanie i problemy realizacii // Vysshee obrazovanie v Rossii.

- 2018. - № 12. - S. 93-103.

[13] Guruleva T.L. Vysshee obrazovanie Rossii v aspekte integracii v evrazijskoe obrazovatel'noe prostranstvo // Aktual'nye problemy sovremennoj lingvistiki i gumanitarnyh nauk: sb. st.

VI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. - M.: RUDN, 2014. - S.211-222.

[14] Sheveleva N.A., Lavrikova M.Yu., Vasil'ev I.A. Setevaya forma obucheniya: sostoyanie pravo-vogo regulirovaniya i perspektivy razvitiya // ZAKON.

- 2016. - № 5. - S. 161-170.

[15] Matveev V.Yu. Pravovaya priroda dogov-ora o setevoj forme realizacii obrazovatel'nyh programm // Yurist. - 2018. - № 4. - S. 18-24.

[16] Golyshev V.G., Golysheva A.V., Golyshev I.V. Dogovor o setevoj forme realizacii obrazovatel'nyh programm kak pravovoj sposob organizacii obucheniya // Yuridicheskoe obrazovanie i nauka. -2017. - № 3. - S. 16-21.

[17] Krasnova G.A. Perspektivy prodvizheniya onlajn-modeli eksporta rossijskogo obrazovaniya v stranah Afriki // Vestnik RUDN. - 2019. - № 2. - S. 117-127.

ЮРКОМПАНИ

www. law-books, ru

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.