Научная статья на тему 'Правовые аспекты государственного регулирования инвестиционно-строительной деятельности'

Правовые аспекты государственного регулирования инвестиционно-строительной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
709
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН / КУЛЬТУРА / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВО / РЕГУЛИРОВАНИЕ / МЕТОДЫ / ИНСТРУМЕНТЫ / СТРУКТУРА / ПОЛНОМОЧИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соловьева Екатерина Евгеньевна, Абакумов Роман Григорьевич, Наумов Андрей Евгеньевич

В рамках данной статьи авторами рассматриваются правовые аспекты государственного регулирования инвестиционно-строительной деятельности. Дается характеристика методам регулирования, описана организационная структура управления и функции каждого элемента, правовые основы реализации полномочий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Соловьева Екатерина Евгеньевна, Абакумов Роман Григорьевич, Наумов Андрей Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые аспекты государственного регулирования инвестиционно-строительной деятельности»

УДК 34.096

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Соловьева Екатерина Евгеньевна, студент

(e-mail: infobelinvest@mail.ru) Абакумов Роман Григорьевич, к.э.н., доцент

(e-mail:Abakumov.RG@bstu.ru) Наумов Андрей Евгеньевич, к.т.н., доцент (e-mail:infobelinvest2015@mail.ru) Белгородский государственный технологический университет

им. В.Г. Шухова

В рамках данной статьи авторами рассматриваются правовые аспекты государственного регулирования инвестиционно-строительной деятельности. Дается характеристика методам регулирования, описана организационная структура управления и функции каждого элемента, правовые основы реализации полномочий.

Ключевые слова: право, регулирование, методы, инструменты, структура, полномочия.

Состояние строительного комплекса оказывает воздействие на трудоспособность всех областей экономики и жизненный процесс населения. В настоящее время управление строительством в Российской Федерации рассматривается как система управления данным видом деятельности при обязательном регулирующем воздействии на эту сферу деятельности со стороны органов государственного управления.

Вмешательство государства в регулирование строительной деятельности необходимо для объединения государственных (общественных) и индивидуальных интересов. Целью данного вмешательства является соблюдение пропорций между потреблением, инвестированием и накоплением на рынке недвижимости.

Основными методами государственного регулирования являются правовые методы, административные методы и экономические методы (рис.1).

Административные методы регулирования экономики наиболее эффективны в период кризисов, тогда экономические методы не имеют своего действенного воздействия. Административные методы проявляются мерами запрета, разрешения и принуждения, которые отражаются на законодательном уровне с различной степенью детализации. Сфера действия административных методов связана с ограничениями в области охраны окружающей среды и созданием административных процедур выдачи различных разрешений.

Методы государственного воздействия на инвестиционные процессы

правовые

встроенные регуляторы инвестирования в рыночной

экономике

_Ж_

административные

административно-правовые методы воздействия государственных

органов на инвестиционную активность в стране

_

экономические

экономические методы стимулирования инвестиционной деятельности со стороны государства

Рисунок 1 - Методы государственного воздействия на инвестиционные

процессы

Наряду с административными средствами существует также государственные директивы связанные с сокращением расходов бюджета, развитием жилищного строительства и т.д.

Среди экономических методов выделяют бюджетную и денежно-кредитную политику.

Инструментами денежно-кредитной политики являются: регулирование ставки доходности и кредитования; установление размеров минимальных резервов и гарантийных фондов; операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг. Данные инструменты используются для изменения соотношения спроса и предложения на рынке в желаемом направлении.

Методы государственного регулирования инвестиционно-строительной сферы специфическая функция объединяющая государственные и частные интересы для формирования пропорций национальной экономике между потреблением, инвестированием и накоплением.

Важную роль в осуществлении государственного воздействия на строительную отрасль отводится федеральным органам исполнительной власти, которые подразделяются на: федеральные министерства; федеральные службы; федеральные агентства.

В соответствии с утвержденной указом президента сфера строительства и жилищно-коммунального хозяйства находилась под контролем Министерства регионального развития. Существенной функцией которого, являлась разработка стратегии и государственной политики в области архитектуры, строительства, градостроительства и жилищно-коммунального

хозяйства. Но после выхода Указа Президента РФ от 08.09.2014 N 612 «Об упразднении Министерства регионального развития РФ» функции были переданы: Минэкономразвитию России; Минфину России; Минстрою России.

Вторым звеном, после министерств, являются федеральные службы:

1) Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта - объектом ведения, которых считается определенная сфера экономики или ряд сфер;

2) Федеральная служба по тарифам, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральная антимонопольная служба -осуществляющие деятельность по функциональному принципу.

Особое влияние в строительной отрасли имеет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, которая отслеживает соблюдение обязательных требований (сертификатов, стандартов, строительных правил и норм) при осуществлении хозяйствующими субъектами производства строительной продукции, а также эксплуатации и технического обслуживания жилых домов. Не меньшую значимость имеет Федеральная служба по финансовым рынкам, осуществляющая деятельность по контролю и регулированию отношений долевого строительства многоквартирных домов, а также прочих объектов недвижимости.

Третий элемент исполнительной власти - федеральные агентства, которые занимаются правоприменительной деятельностью, оказывают государственные услуги и управляют федеральным имуществом. В строительных и жилищно-коммунальных хозяйствах данные функции выполняло Министерство регионального развития, которое занималось практической реализацией государственной политики в сфере промышленности строительных материалов, строительства, градостроительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства, на сегодняшний день данные функции переданы Министерству строительства РФ. Министерство в своем составе не имеет федеральных агентств, оно разрабатывает государственную политику в подведомственной отрасли, а затем ее реализует.

Система региональных органов власти в управлении схожа с федеральными органами, которые в регионах имеют свои территориальные подразделения (комитеты, управления, департаменты), входящие в состав федеральных министерств, служб, агентств. На региональном уровне управление и государственное регулирование сферы строительства и жилищно-коммунальных хозяйств осуществляют следующие отраслевые органы: департаменты (комитеты) по строительству; департаменты (комитеты) по жилищно-коммунальному хозяйству.

Основную работу по поддержанию строительной отрасли несут многочисленные муниципальные образования, представляющие собой административно-территориальные единицы. Каждая подобная единица является автономным участником гражданских, предпринимательских, администра-

тивных и иных правоотношений, при этом, они формально независимы от государства, так как в систему органов не входят органы местного самоуправления. В градостроительной отрасли наиболее ярко выражают себя органы местного самоуправления, согласно ст. 8 Градостроительного кодекса они включают вопросы от подготовки документов территориального планирования до выдачи разрешения на ввод объектов в эксплуатацию.

В сферах производственного сектора и жилищного строительства сформировалась целая система государственного контроля, при этом выделяются следующие методики и формы контроля.

1. Техническое регулирование (ТР). В сфере строительства ТР берет на себя одну из ключевых задач. Любые изменения в этом секторе неизбежно сказываются на бизнес-деятельности. В частности, вносятся корректировки в систему сертификации, меняются расходы субъекта предпринимательской деятельности, корректируется себестоимость продукции и так далее. Вот почему государственный контроль играет здесь ключевую роль. Задача уполномоченных структур - организовать систему стандартов качества и безопасности, которые бы не нагружали производителей услуг и товаров.

Государственное ТР проводится в форме госнадзора, аккредитации, проведения регистрационных мероприятий, приемки объекта в эксплуатацию и так далее. Здесь же ведется реестр выполненных работ и различного рода объектов жилищного или производственного сектора. При этом задача государства - стимулировать общество на четкое соблюдение действующих техрегламентов. Такая социология способствует повышению качества возводимых объектов и повышению безопасности жизни для людей, которые используют объекты строительства.

2. Государственный стройнадзор. Здесь главная функция лежит на плечах Федеральной службы, а также на органах исполнительной власти. Если объекты относятся к строительной сфере, то эти вопросы берет на себя Министерство обороны страны. Если сооружение не попадает в сферу влияния Ростехнадзора или Минобороны, то правое и техническое регулирование ложится на плечи исполнительной власти.

Главные цели контроля - достижение общей практики, положительная социология деятельности, прозрачность всех выполняемых процедур и так далее. Также в процессе надзора уделяется внимание следующим направлениям - системе организации строительных работ, соблюдению правил выполнения арматурных и монтажных мероприятий, четкость нанесения антикоррозийных покрытий и прочие вопросы в этой сфере. Как и в прошлых случаях ГСН проводится как для жилищного, так и для других секторов.

Для повышения качества мероприятий действующий регламент определяет сроки проведения проверок, предмет надзора, критерии внесения в реестр, основания для выполнения контрольных мероприятий, нюансы вы-

дачи уведомлений и так далее. Многие вопросы касаются и саморегулируемых структур, которые также следуют действующим нормам.

3. Выдача разрешений на возведение объекта. Правовое обоснование изложено в ГрК РФ, земельном кодексе, а также в правовых и других актах. Выдачей таких документов занимается федеральная, исполнительная или местная власть (в зависимости от того, какие объекты подлежат проверке). После завершения работ сооружение должно быть внесено в реестр.

Сразу стоит отметить, что существуют объекты, которые не требуют получения разрешения. В частности, действие статьи 36 ГрК РФ не касается памятников культурного наследия, а также участков, находящихся в пределах территорий общего пользования или занятых линейными сооружениями.

Раньше объекты жилищного сектора принимались специальной комиссией от государства, в которую входили представители разных структур. Сегодня же в строительной сфере разрешение на ввод дает тот же орган, который выдал разрешение на строительство.

Стоит отметить, что правовое регулирование этого вопроса проводится весьма жестко - ведется реестр, имеет место ответственность за нарушение действующих норм. При этом проверяющая структура имеет право отказать в выдаче разрешения на строительство (ввод) объекта жилищного (производственного) сектора. Правда, в этом случае застройщик имеет право подать в суд и оспорить такое решение.

4. Образование цены и сметная документация. Система контроля подразумевает регулирование в сфере цены и смет, что касается и саморегулируемых организаций. Социология здесь такова, что в секторе жилищного и иного строительства допускаются определенные погрешности при расчете стройматериала и рабочей силы. Правовое регулирование в этом секторе направлено на решение ряда задач - снижение уровня отклонений расчетных данных от реальных, разграничение власти между региональными и федеральными структурами. Здесь же стоит отметить ведение реестра нарушений, установление системы нормативов на государственном уровне, а также других норм, действующих и для саморегулируемых организаций

В России государственная политика в секторе образования цены и смет ведет специально созданный Федеральный центр, который находится в подчинении Минрегионразвития РФ.

Считается, что предусмотренные меры позволят проектировщику четко определять лимит финансирования и на основании полученной суммы принимать решения.

Таким образом, правовое регулирование инвестиции позволяет избежать различных нарушений и является инструментов разрешения споров. К сожалению, российская система не всегда отвечает реалиям времени, поэтому многие инвесторы предпочитают регистрировать компании в странах с английской правовой системой, максимально защищающей собственность и интересы инвесторов.

Список литературы

1. Авилова И.П., Щенятская М.А. Управление эффективностью инвестиционно-строительных проектов через качественное состояние недвижимости// Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2015. № 4. С. 141-145.

Soloveva Ekaterina Evgenievna, student

(e-mail: infobelinvest@mail.ru)

Abakumov Roman Grigorievich, Cand. Econ. Sciences, associate Professor (e-mail:AbakumovRG2000@mail.ru)

Naumov Andrey Evgenievich PhD. technical Sciences, associate Professor (e-mail:infobelinvest2015@mail.ru)

Belgorod Shukhov State Technological Universite, Belgorod,Russia LEGAL ASPECTS OF STATE REGULATION OF INVESTMENT AND CONSTRUCTION ACTIVITIES

Abstract.Within the framework of this article, the authors consider legal aspects of state regulation of investment and construction activities. The characteristic of control methods is given, the organizational structure of management and functions of each element, legal bases of realization of powers are described.

Key words: law, regulation, methods, instruments, structure, powers.

УДК 330

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЗОНИРОВАНИЯ ПО ТЕРРИТОРИЯМ С ОСОБЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ СТАТУСОМ Титенко Виктория Игоревна, студент (e-mail: infobelinvest@mail.ru) Абакумов Роман Григорьевич, к.э.н., доцент (e-mail: abakumov.rg@bstu.ru) Белгородский государственный технологический университет

им. В.Г. Шухова

В данной статье описываются территории с особым экономическим статусом, рассматриваются типы особых экономических зон, их территориальное расположение, мировой опыт внедрения, цели создания данных зон, предоставляемые льготы и особенности правового режима. Выделены наиболее привлекательные и развитые ОЭЗ. На основе анализа научной литературы выявлены экономические, социально-политические и научно-технические цели создания ОЭЗ. Проанализировано законодательство РФ о налогах и сборах. Сформулированы особенности землепользования в границах особых экономических зон и сделаны выводы о всесторонней привлекательности.

Ключевые слова: территории с особым экономическим статусом, особые экономические зоны, типы ОЭЗ, развитие, экономика, управление, законодательство, землепользование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.