Научная статья на тему 'Правовые аспекты формирования образовательного права как самостоятельной правовой отрасли России'

Правовые аспекты формирования образовательного права как самостоятельной правовой отрасли России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1267
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / ОТДЕЛЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / ПРЕДМЕТ ОТДЕЛЕНИЯ ПРАВА / РЕГУЛИРУЮЩЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО АКТА / СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / FORMATION / LEGISLATION BRANCH / ORDERING / THE REGULATORY LEGAL ACT / THE CONCEPT / CODIFICATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бестаева Ирина Мэлсовна

В статье исследуются основные понятия образовательного права, а также определены основания для выделения самостоятельной отрасли российского права образовательное право.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal aspects of formation of the educational right as independent legal branch of Russia

In article the basic concepts of the educational right are investigated, and also the bases for allocation of independent branch of the Russian right the educational right are defined.

Текст научной работы на тему «Правовые аспекты формирования образовательного права как самостоятельной правовой отрасли России»

4.6. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРАВА КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРАВОВОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ

Бестаева Ирина Мэлсовна, соискатель и преподаватель, Северо-Осетинского Государственного университета имени К.Л. Хетагурова

Аннотация. В статье исследуются основные понятия образовательного права, а также определены основания для выделения самостоятельной отрасли российского права - образовательное право. Ключевые слова: формирование, отделение законодательства, предмет отделения права, регулирующего юридического акта, связей с обще-ственностью

LEGAL ASPECTS OF FORMATION OF THE EDUCATIONAL RIGHT AS INDEPENDENT LEGAL BRANCH OF RUSSIA

Bestaeva Irina Melsovna, competitor North-Osetian State university named after K.L. Khetagurova

Annotation: In article the basic concepts of the educational right are investigated, and also the bases for allocation of independent branch of the Russian right - the educational right are defined.

Keywords: formation, legislation branch, ordering, the regulatory legal act, the concept, codification

В современной России в последнее время существенно возрастают требования к качеству правовых актов, регулирующих те или иные общественные отношения. Ярким примером тому могут служить последние годы активного развития нормативной базы, регулирующей вопросы науки и образования, общее направление которого характеризуется стремлением создать систему эффективного правового регулирования отношений в рамках интеграции науки и образования.

Обозначена такая необходимость тем, что Российская Федерация стремится оптимизировать систему государственного управления в данной сфере с целью соответствия его европейским стандартам. В связи с этим возникает потребность в научнотехническом потенциале государства, который, в свою очередь, формируется фундаментальной наукой и высшей школой.

Легальное определение образования приводится в преамбуле Закона от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании», где под ним понимается

целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства,

сопровождающийся констатацией достижения

гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней

(образовательных цензов). Из приведенного определения следует, что образование характеризуется наличием двух компонентов

(процессов) - воспитания и обучения, а также

подтверждением достижения соответствующего образовательного ценза обучающимся. Можно отметить, что образование должно представлять собой единство процессов обучения, воспитания и результата.

В Международной стандартной классификации образования ЮНЕСКО под образованием понимаются все целенаправленные и систематические действия, предназначенные для удовлетворения образовательных потребностей. Образование в этом контексте рассматривается как организованный и устойчивый процесс коммуникации, порождающий обучение. В соответствии с МСКО обучение должно носить плановый характер, быть организованным,

устойчивым, осуществляться при наличии определенных условий, в совокупности определяющих и отличающих его от других форм неорганизованного обучения [1; с.60]. К указанным условиям МСКО относит: целенаправленность, целеполагание,

плановость; определенную последовательность обучающих действий или модели обучения с четко обозначенными целями; строго определенный порядок, форму обучения, определенную методику; продолжительность и непрерывность.

Необходимо также отметить, что образование является объектом исследования разных отраслей знаний: философии, педагогики, социологии,

экономики, юриспруденции и т.д. Представителями данных наук предложены доктринальные определения образования и обучения, которые существенно отличаются друг от друга. Например, в педагогике отдельными авторами образование понимается как процесс и результат усвоения человеком социального опыта, системы знаний, умений и навыков, необходимых для жизни в обществе, а обучение определяется как совместная деятельность учащегося и преподавателя, направленная на достижение учебных целей, овладение знаниями, умениями и навыками, заданными учебными планами и программами.

Другие авторы, например Е.В. Яковлев, под образованием понимают результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков и развития интеллектуальных качеств личности; необходимое условие подготовки человека к жизни и труду [2; с.26].

М.А. Лукашенко полагает, что «образование» следует рассматривать как результат (образованность индивида) и как процесс, позволяющий получить необходимый результат. Образовательный процесс включает в себя последовательность этапов, направленных на достижение «образования» как результата, т.е. разработку образовательной программы, ее учебно-методического и программного обеспечения, образовательных и управленческих технологий и т.д. [3.; с.10].

Законодательные акты Российской Федерации по вопросам образования в настоящее время представляют собой очевидное и бесспорное явление правовой сферы. Однако остается по-прежнему дискуссионным вопрос об уровне системной организации этого массива: содержит ли он нормы и институты самостоятельной отрасли права или же представляет собой комплексный компонент системы законодательства.

Для ряда российских правоведов по традиции признание образовательного права в качестве новой

самостоятельной отрасли права является делом не только невероятным, но и кощунственным. Они по-прежнему рассматривают массив этих норм в качестве комплексной отрасли законодательства, содержащей нормы административного, гражданского, трудового и иных отраслей права и не имеющей свойств, присущих отрасли права, - собственно, оригинального предмета и метода правового регулирования.

Отрасль права как самостоятельное системное образование помимо основных классификационных оснований - предмета и метода правового регулирования - характеризуется и некоторыми дополнительными признаками. В их числе чаще всего российские правоведы называют наличие у отрасли, во-первых, общих принципов права, во-вторых, отдельного самостоятельного института,

закрепляющего эти принципы и содержащего иные общие для всего массива норм положения, и, в-третьих, достаточно развитого массива законов и иных нормативно-правовых актов.

Все классификационные признаки, которыми должны обладать и обладают действующие традиционные отрасли права, в полной мере присущи и образовательному праву.

Во-первых, оно имеет свой, не дублируемый другими отраслями права, устойчивый предмет правового регулирования, который представляет собой совокупность образовательных отношений, а также связанных с ними комплексных и иных отношений, которые предшествуют образовательным либо возникают на их основе или сопутствуют им. Образовательные отношения, составляя сердцевину (профиль) отрасли, характеризуются уникальным составом. Все компоненты состава данных отношений

- объект, субъект и содержание - отличаются от соответствующих компонентов гражданско-правовых, трудовых, административных и иных отношений, образующих предметы традиционных отраслей права. Комплексные институты, возникающие на стыке образовательного права с гражданским, административным, трудовым и иными отраслями права, носят вторичный, обеспечительный характер и входят в предмет образовательного права в той мере, в какой они способствуют созданию необходимых условий для надлежащего функционирования образовательных отношений.

Во-вторых, сообразно специфике предмета правового регулирования образовательное право устанавливает и особый режим нормативно-правового регулирования образовательных отношений. Данная отрасль права обладает совокупностью только ей присущих правовых принципов (общедоступность образования; обязательность основного общего образования; бесплатность общего, начального профессионального и на конкурсной основе среднего профессионального и высшего профессионального образования; государственная социальная помощь обучающимся; свобода и плюрализм в образовании: право обучающихся на выбор образовательного учреждения и формы образования, академические свободы педагогическим работникам и автономия образовательным учреждениям; светский характер образования) и особым методом правового регулирования (императивный и императивнодиспозитивный метод регулирования

образовательных отношений). При этом уникальность метода образовательного права проявляется во всех его компонентах.

В-третьих, образовательное право имеет весьма развитую систему источников, в которую входят федеральные законы, указы и распоряжения

Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативно-правовые акты Министерства образования и науки России и иных центральных органов исполнительной власти.

Значительной предстает система законов и иных

нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам образования. В систему источников образовательного права входят также нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, локальные нормативно-правовые акты образовательных организаций и нормативные договоры. Таким образом, образовательное право в полной мере соответствует и такому признаку отрасли, как наличие значительной совокупности правовых источников.

В-четвертых, образовательное право интегрирует свой предмет в ряд отраслей права, образуя в их структуре комплексные институты, и тем самым обладает еще одним атрибутом отрасли права. Комплексный институт образовательного права понимается как совокупность норм, с помощью которых конкретизируются и дополняются нормы других отраслей права применительно к специфике образовательных отношений, а регулятивное действие этих норм ограничивается предметом образовательного права.

Таким образом, образовательное право обладает всеми системообразующими признаками, которые присущи любой отрасли российского права. Характерно, что эти свойства, присущие образовательному праву, находятся не в стадии становления, формирования, а наличествуют, проявляют себя в ставшей развитой форме, достигли того уровня, при котором имеются все основания признать эту отрасль в качестве отдельного и самостоятельного компонента системы российского права.

Образование, будучи сложным и развитым социальным институтом, изучается специальной наукой - педагогикой, которая представляет собой систему отдельных наук. В их число входит общая педагогика, возрастная педагогика, история педагогики и образования и т.д.

Что касается восприятия юридической наукой всего отмеченного разнообразия образовательных отношений, то наиболее полно и последовательно мысль о разнообразии правоотношений в области образования в советской юридической литературе высказана Г.А. Дороховой: в области образования важное место занимают педагогические отношения, которые предполагают правовое равенство субъектов, исключают применение административно-правового метода. В педагогических правоотношениях используемые преподавателем методы властвования носят моральный характер, принимая форму замечаний, вызова родителей, стимулирования учащихся. Одновременно Г.А. Дорохова отмечает, что уже административно-правовые отношения как элементы отношений по народному образованию являются неоднородными и основываются как на принципах прямого подчинения, так и на принципах взаимообусловленности прав государств и гражданина, принципах гражданина, взаимной правовой ответственности [4; с.10-16].

В итоге анализа Г.А. Дорохова приходит к выводу о том, что административно-правовые отношения с участием гражданина являются основными,

определяющими вид правоотношений по народному образованию. А метод их регулирования, хотя отчасти и отличается от традиционного административноправового метода с характерным для него признаком власти - подчинения, оказывает существенное

влияние на регулирование всех отношений по народному образованию.

Другие авторы, например И.Е. Фарбер, исследуя специфику правовых отношений в области

образования, полагают, что отношения, возникающие в сфере образования, являются не только административно-правовыми отношениями как отношения власти - подчинения, но и правоотношениями в области трудового, гражданского, семейного законодательства [5; с.6].

С. В. Куров признает, что «основу образовательного права составляют нормы, регулирующие педагогические (образовательные - в узком смысле) отношения». Нормы, регулирующие эти отношения, автор предлагает называть «образовательноправовыми нормами» [6; с.105].

В.И. Шкатулла под отношениями в области образования в широком смысле понимает педагогические отношения по обучению и воспитанию. Свой выбор термина «педагогические отношения» автор увязывает с понятием «педагогика» и объясняет тем, что «отношения воспитания и обучения изучаются педагогической наукой». Он также отмечает, что понятие «педагогические отношения» занимает центральную, системообразующую роль в регулировании образовательного законодательства и в определенной степени совпадает с понятием «педагогический процесс», под которым

подразумевается «совокупность последовательных и взаимосвязанных действий педагогов и учащихся, направленных на создание и прочное усвоение системы знаний, навыков и умений, формирование способности применять их на практике» [7; с.57].

В. М. Сырых, изучая специфику отношений в области образования, развил новый теоретический подход к исследованию образовательных правоотношений и поставил вопрос об образовательных отношениях «как правоотношениях, имеющих самостоятельную

отраслевую значимость» [8; с.69-74].

В.М. Сырых вкладывает в понятие «образовательные отношения» тот же смысл, что В.И. Шкатулла в понятие «педагогические отношения», подразумевая отношения, возникающие в процессе обучения и воспитания. Свой выбор терминологии В.М. Сырых объясняет тем, что термин «педагогические отношения» не соответствует принятому в юридической науке обозначению правоотношений. Например, обычно употребляются термины: «семейные отношения», а не «отцовские» или «материнские»; «трудовые», а не

«работодательские». Поэтому те отношения, которые В.И. Шкатулла обозначает как педагогические, В.М. Сырых предлагает называть «образовательные», так как, по его мнению, образовательные отношения - это ключевые отношения системы образования.

Все правоотношения в сфере образования, по мнению В.М. Сырых, следует подразделять на две группы: «образовательные отношения» и «отношения в сфере образования».

Под образовательными отношениями понимают отношения, возникающие между обучающимися, образовательными учреждениями, педагогическими работниками, иными лицами в процессе получения обучающимися общего или профессионального образования, подтвержденного специальным документом о соответствующем образовании или квалификации.

Под правоотношениями в сфере образования называют все прочие отношения, возникающие в системе образования, так как они регулируются нормами практически всех отраслей права: конституционного, административного, гражданского, трудового, финансового, семейного и др.

Проанализировав разные мнения, следует отметить, что образовательные отношения - это комплексные межотраслевые отношения, регулируемые нормами различных отраслей права.

Таким образом, имеющиеся юридические исследования подтверждают не только наличие проблемы отнесения норм, регулирующих отношения в сфере образования, к тому или иному правовому массиву, но и доказывают необходимость использования при регулировании отношений в сфере образования комплексного подхода, а в последующем

- формирования на базе имеющегося нормативноправового базиса самостоятельной отрасли права -образовательное право.

Список литературы:

1. Андиева М.С. Конституционно-правовые особенности образования как объекта управления // Право и образование. 2003. - № 5. - С. 59-60.

2. Яковлев Е.В. Теоретические основы управления качеством образования в высшей школе. Челябинск, 1999. - 134 с.

3. Лукашенко М.А. Высшее учебное заведение на рынке образовательных услуг: актуальные проблемы управления. - М., 2003. - 110 с.

4. Дорохова Г.А. Законодательство о народном образовании. - М., 1985. - 319 с.

5. Фарбер И.Е. Свобода и права человека в Советском государстве. - Саратов, 1974. - 513 с.

6. Куров С.В. Образовательное право как комплексное правовое образование // Право и образование. № 3. - С. 95-110.

7. Шкатулла В.И. Образовательное право: Учеб. для вузов.

- М.: Норма; ИНФРА-М., 2001. - 417 с.

8. Сырых В.М. О юридической природе образовательного договора с условием оплаты обучающимся стоимости обучения // Право и образование, 2002. - № 4. - С. 69-74.

References:

1. Andieva M.S. Constitutionally-legal features of formation as obek eat managements//The Right and formation. 2003. - № 5. -P. 59-60.

2. Yakovlev E.V. The theoretical of a basis of quality management of formation at the higher school. Chelyabinsk, 1999. - 134 p.

3. Lukashenko M.A. The Higher educational institution in the market of educational services: actual problems of management. - M, 2003. - 110 p.

4. Dorokhov G.A. The legislation on national education. - М, 1985. - 319 p.

5. Farber 1.Е. freedom and human rights in the Soviet state. -Saratov, 1974. - 513 p.

6. Kurov S.V. Educational the right as complex legal formation//The Right and formation. № 3. - P. 95-110.

7. Shkatulla V.I. The educational right: Studies. For high schools. - М: Norm; INFRA TH, 2001. - 417 p.

8. Surush V.M. Crude Century of M. About the legal nature of the educational contract with a payment condition trained to training cost//The Right and formation, 2002. - № 4. - P. 69-74.

РЕЦЕНЗИЯ

В статье анализируется проблема формирования образовательного права.

Актуальность темы статьи обусловлена тем, что в последнее время существенно возрастают требования к качеству правовых актов, регулирующих те или иные общественные отношения, в том числе и в сфере образования.

Российская Федерация стремится оптимизировать систему государственного управления в данной сфере с целью соответствия его европейским стандартам. В связи с этим возникает потребность в научнотехническом потенциале государства, который, в свою очередь, формируется фундаментальной наукой и высшей школой.

Автор статьи удачно проводит анализ научных суждений по исследуемой проблеме, определяет ее сущность и основные формы, и выделяет позитивные и негативные факторы, влияющие на эффективность образовательного процесса.

В статье достаточно подробно освещены спорные вопросы образовательного права: содержит ли он нормы и институты самостоятельной отрасли права или же представляет собой комплексный компонент системы законодательства и другие.

Проанализировав разные мнения, автор отмечает то, что образовательные отношения - это комплексные межотраслевые отношения, регулируемые нормами различных отраслей права.

Статью можно рекомендовать к публикации, поскольку в ней обстоятельно показаны проблемы отнесения норм, регулирующих отношения в сфере образования, к тому или иному правовому массиву, доказана необходимость формирования на базе имеющегося нормативно-правового базиса самостоятельной отрасли права - образовательного права.

Кафедра гражданского и предпринимательского

права СОГУ

к.ю.н. Э.Г. Баразгова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.