Научная статья на тему 'Основные характеристики правового регулирования отношений в сфере образования'

Основные характеристики правового регулирования отношений в сфере образования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3154
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ХАРАКТЕРИС- ТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЗОВА- НИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ибрагимов М. Г.

В статье показано, что формирование целостного механизма правового регулирования в сфере образования в значительной мере зависит от понимания образовательных отношений, их взаимосвязи с иными правоотношениями, воз- никающими в этой сфере. На основе анализа исследований раскрывается содер- жание понятия «образовательные отношения», обосновываются его основные характеристики, которые позволяют отличить образовательные отношения от других общественных отношений. К таким характеристикам образова- тельных отношений отнесены: многосубъектность, многоаспектность, духов- ность, длящийся и непосредственно-представительский характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные характеристики правового регулирования отношений в сфере образования»

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

УДК 37

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

М.Г. Ибрагимов (г. Казань, Российская Федерация)

В статье показано, что формирование целостного механизма правового регулирования в сфере образования в значительной мере зависит от понимания образовательных отношений, их взаимосвязи с иными правоотношениями, возникающими в этой сфере. На основе анализа исследований раскрывается содержание понятия «образовательные отношения», обосновываются его основные характеристики, которые позволяют отличить образовательные отношения от других общественных отношений. К таким характеристикам образовательных отношений отнесены: многосубъектность, многоаспектность, духовность, длящийся и непосредственно-представительский характер.

Ключевые слова: образование, образовательные отношения, характеристики образовательных отношений, правовое регулирование в сфере образования

MAIN CHARACTERISTICS OF LEGAL REGULATION OF RELATIONS

IN EDUCATION

M.G. Ibragimov (Kazan, Russian Federation)

Abstract: The article shows the formation of the legal regulation holistic mechanism in the sphere of education largely depends on understanding the educational relationship, their relationship with other legal relations arising in this area. The concept of"the educational relationship " based on the analysis of research is revealed, its main characteristics which allow distinguishing the educational relations from other social relations are substantiated. Educational relations characteristics include: multi-subjectness, multi-aspect, spirituality, lasting and direct-representative character.

Keywords: education, educational relations, characteristics of educational relations, legal regulation in the sphere of education.

В настоящее время в системе образования имеют место радикальные изменения, связанные с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов, многоуровневой системы высшего образования, формированием сети федеральных и национальных исследовательских университетов, созданием условий для выбора обучающимися индивидуальных образовательных траекторий, совершенствованием механизмов развития непрерывного образования. Немаловажным фактором, оказывающим воздействие на развитие системы образования, являются новые подходы в системе государственного управления и реформирования межбюджетных отношений. В этих условиях мы констатируем, вслед за другими исследователями (В.В. Спасская, В.М. Сырых, Д.А. Ягофаров и др.), возникновение в системе образования новых «действующих лиц», приводящее к изменению соотношения публичных и частных интересов в этой сфере, значительному усложнению и увеличению разнообразия образовательных и иных, связанных с ними общественных отношений [1; 2; 3].

Формирование целостного механизма правового регулирования в сфере образования в значительной степени зависит от понимания образовательных отношений, их взаимосвязи с иными правоотношениями, возникающими в этой сфере. Определенное влияние на вопросы правового регулирования отношений в сфере образования оказывает состояние государственной политики в области образования, охватывающей комплекс мер, предпринимаемых государством,

его органами и другими субъектами политического действия в отношении образования как социального института.

Специфика образовательных отношений как «правоотношений по обучению и воспитанию» и их законодательная регламентация не одно десятилетие находится в поле зрения исследователей [4; 5]. Образовательные отношения, будучи самостоятельным и развитым видом общественных отношений, стабильность и действенность которых обеспечивается благодаря правовому регулированию, выступают объективным основанием образовательного права [2].

Какие образовательные отношения должны быть урегулированы нормами права? Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть основные характеристики отношений в сфере образования в составе предмета правового регулирования. Под основными чертами и свойствами образовательных отношений, которые входят в предмет правового регулирования, следует понимать такие специфические характеристики, которые позволяют отличить их от других общественных отношений, не входящих в предмет правового регулирования.

Наиболее важным свойством общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования, является их общезначимость. Что касается образовательных отношений, то их следует считать таковыми в силу того, что именно образование составляет самостоятельную сферу социального бытия, и его статус усиливается в условиях современного гражданского общества, где не только провозгла-

шается право каждого на получение образования, но и создаются надлежащие условия для реализации такого права. Образование в XXI в. - это устойчивая, самостоятельная сфера предметно-практической деятельности общества и государства, которая по числу участвующих в ней субъектов практически не уступает другим сферам общества. Потребности личности в получении качественного образования не нуждаются в каком-либо обосновании. Посредством образования человек наиболее успешно приобщается к достижениям науки, техники, литературы и искусства, усваивает действующие в обществе социальные нормы, развивает свои способности и реализует их в какой-либо сфере социального бытия.

Следующая черта наиболее ярко проявляется в содержании образовательных отношений. Последнее имеет немало общего с другими видами отношений, но вместе с тем обладает такими характеристиками, которые отсутствуют в других сферах жизнедеятельности. Д.А. Ягофаров рассматривает два относительно самостоятельных, и в то же время органически взаимосвязанных типа отношений в сфере образования. Первый тип связан непосредственно с организацией образовательной деятельности и управлением ею. Он называет подобные отношения «преципионными образовательными отношениями». Второй тип отношений связан с необходимостью материального, кадрового, финансового и иного рода обеспечения деятельности в сфере образования. Отношения данного типа рассматриваются как вторичные и определяют-

ся как «комиторные образовательные отношения». Комиторные отношения регулируются нормами соответствующих отраслей права: трудового, гражданского, финансового, налогового права и т.д. [6].

Аналогична позиция И.А. Рожко -ва. Он считает, что образовательное право можно определить как отрасль права, регулирующую общественные отношения, связанные с приемом (поступлением) в образовательное учреждение, обучением в нем и выпуском из него, а также отношения по поводу получения образования в семье, самообразования и экстерната. Эти отношения составляют основу предмета образовательного права как самостоятельной правовой отрасли. Они называются основными, или базовыми образовательными отношениями. Кроме базовых образовательных отношений, исследователь выделяет так называемые отношения-сателлиты - это дополнительные к основным, зависимые от основных образовательные отношения. Образование влияет на обслуживающие эту область трудовые, пенсионные, финансовые, управленческие и иные отношения, во многом определяет содержание регулирующих их правовых норм. В данном случае, как отмечает И.А. Рожков, возникает так называемый эффект удвоения правовых норм, когда одна и та же норма права принадлежит одновременно двум правовым отраслям. Например, нормы, регулирующие сокращенное рабочее время и удлиненный ежегодный оплачиваемый отпуск педагогических работников, одновременно относятся к трудовому и образовательному праву [7].

В подходах Д.А. Ягофарова и И.А. Рожкова представляются ценными два момента. Первый заключается в выделении двух типов отношений в образовательной сфере: преципион-ных (первичных, базовых) и комитор-ных (вторичных, т.е. обслуживающих первичные). Второй момент связан с тем, что авторы, по сути, говорят об интегративном характере образовательного права, заключающемся в том, что оно аккумулирует в себе возможности различных отраслей права. Речь идет о взаимосвязи и взаимодействии норм образовательных отношений с нормами других отраслей права в части регулирования соответствующих отношений в сфере образования.

По мнению В.И. Шкатуллы, образовательное право характеризуется тем, что охватывает целую сферу общественных отношений, для регулирования которых создаются комплексные отрасли права, включающие в себя нормы разных отраслей. Такие нормы содержатся в комплексном нормативном правовом акте и одновременно остаются в своих отраслях права [8].

Как видим, В.И. Шкатулла, в отличие от Д.А. Ягофарова и других исследователей, говорит не о двух типах, а о двух уровнях правоотношений в образовательном праве или о двух смыслах - широком и узком. По сути, здесь речь идет лишь о разных терминах: понимание В.И. Шкатуллой образовательных отношений в узком смысле (т. е. собственно отношения в процессе обучения и воспитания) совпадает с трактовкой Д.А. Ягофарова первичных, преципионных образовательных отношений; образовательные

отношения в широком смысле есть не что иное, как комиторные (вторичные) образовательные отношения.

Следующей характеристикой образовательных отношений, входящих в предмет правового регулирования, является их волевой характер. Он выражается в том, что каждый из субъектов образовательного отношения определен поименно и обладает волей, играющей важнейшую роль в определении линии поведения участников данного отношения. Как правило, участники называются полным именем (фамилия, имя, отчество с приведением данных о месте проживания). Для регулирования отношений с обучающимися, которые по тем или иным причинам не могут адекватно выражать свою волю, существует специальный институт законного представительства. Законный представитель выступает в образовательных отношениях от имени и в интересах обучающегося. Он также должен нести ответственность за действия обучающегося, если законом ответственность не возложена на иное лицо.

Образовательные отношения являются длящимися. Наиболее длительным является отношение между образовательной организацией и лицом, получающим среднее общее образование. От четырех до шести лет длится образовательное отношение между образовательной организацией высшего образования и ее студентами. Сроки отношений, возникающих в системе дополнительного образования взрослых, могут ограничиваться несколькими неделями или месяцами.

Образовательные отношения, обладая стадийностью и цикличнос-

тью, характеризуются еще и иерархической связью между отдельными стадиями образовательного процесса: обучающими, воспитывающими, аттестационными, охранительными и организационными. Кроме того, они являются многосубъектными (многосторонними): в число основных участников образовательного отношения входят образовательная организация, обучающиеся, педагогические работники, родители (иные законные представители) обучающихся, коллективы обучающихся. Образовательные отношения также являются непосредственно-представительными, требующими личного участия обучающегося и педагога в образовательном процессе. Институт представительства, позволяющий передавать полномочия участников общественных отношений другим лицам в образовательном отношении, не применяется. Устойчивость, или стабильность - это свойство образовательных отношений, содержание которых объективно не зависит от личностных характеристик субъектов этих отношений. Такие отношения могут быть формализованы. Межличностные отношения, т.е. отношения, содержание которых во многом зависит от личностных характеристик субъектов этих отношений, в предмет правового регулирования не входят.

Как правило, у педагога и обучающегося отсутствует право осуществлять персональный выбор другого участника образовательного отношения. Объектом образовательного отношения выступают такие блага, как знания, умения, навыки, компетенции, гражданственность, интеллигентность. Вопрос о содержании об-

разования и его результатах носит исторически изменчивый характер, определяется экономическими, культурными, политическими и иными условиями общества, но при любом подходе (деятельностном, комплексном, компетентностном и др.) к проблемам содержания образования объект образовательного отношения не выходит за пределы духовных благ.

Таким образом, основными характеристиками правового регулирования отношений в сфере образования являются: многосубъектность, много-аспектность, непосредственно-представительский и длящийся характер, духовность. Выделенные черты являются первичными (или базовыми, основными), непосредственно связанными с обучением и воспитанием. Вместе с тем в образовательных отношениях выделяют наряду с первичными и вторичные (обслуживающие, дополнительные) отношения, связанные с теми условиями (материальным, финансовым, кадровым, информационным и др.), в которых протекает образовательный процесс.

Источники:

1. Спасская В.В. Правовое регулирование образовательных отношений: теоретико-правовое исследование: автореф.дис. ... доктора юрид. наук. Москва, 2007. 56 с. [Spasskaya V.V. Legal régulation of educational relations: theoretical and legal research: Avtoref.dis. ... Doctor of Law. Moscow, 2007. 56 p. (In Russ.)]

2. Сырых В.М. Образовательное право как отрасль российского права // Вестник СГАП. 2006. № 1 (46). С.6-12. [Syryh V.M. Educational law as a branch of the Russian law // Vestnik SGAP. 2006. № 1 (46). P.6-12. (In Russ.)]

3. Ягофаров Д.А. Концептуальные направления теоретико-правовых исследований образовательного права // Право и образование. 2008. № 5. С.4-16. [Yagofarov D.A. Conceptual directions of theoretical legal researches of educational law // Law and Education. 2008. № 5. P.4-16. (In Russ.)]

4. Дорохова Г.А. Теоретические проблемы совершенствования законодательства о народном образовании: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1982. [Dorokhova G.A. Theoretical problems of improving the legislation on public education: Author. dis. Doctor of Law. M., 1982.]

5. Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права. М., 2002. [Syryh V.M. Introduction to the theory of educational law. M., 2002. (In Russ.)]

6. Ягофаров Д.А. Образовательное нормотворчество и образовательные правоотношения в механизме правового регулирования отношений в сфере образования (теоретико-правовой аспект) // Право и образование. 2006. № 4. С.13-31. [Yagofarov D.A. Educational rulemaking and educational relations in the mechanism of legal regulation of relations in the field of education (theoretical and legal aspects) // Law and Education. 2006. № 4. P.13-31. (In Russ.)]

7. Рожков И.А. Становление образовательного права в Российской Федерации // Директор школы. 2000. № 6. С.81-86. [Ro-zhkov I.A. Formation of educational law in the Russian Federation // Director of school. 2000. № 6. P.81-86. (In Russ.)]

8. Шкатулла В.И. Образовательное право: учебник для вузов. М., 2001. [Shkatulla V.I. Educational law: a textbook for high schools. M., 2001. (In Russ.)]

References:

1. Spasskaya V.V. Pravovoe regulirovanie obrazovatel'nykh otnosheniy: teoretiko-pravo-voe issledovanie: avtoref.dis. ... doktora yurid. nauk. Moskva, 2007. 56 s.

2. Syrykh V.M. Obrazovatel'noe pravo kak otrasl' rossiyskogo prava // Vestnik SGAP. 2006. № 1 (46). S.6-12.

3. Yagofarov D.A. Kontseptual'nye napravleniya teoretiko-pravovykh issledo-vaniy obrazovatel'nogo prava // Pravo i obra-zovanie. 2008. № 5. S.4-16.

4. Dorokhova G.A. Teoreticheskie prob-lemy sovershenstvovaniya zakonodatel'stva o narodnom obrazovanii: avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk. M., 1982.

5. Syrykh V.M. Vvedenie v teoriyu obrazovatel'nogo prava. M., 2002.

6. Yagofarov D.A. Obrazovatel'noe nor-motvorchestvo i obrazovatel'nye pravootnosh-eniya v mekhanizme pravovogo regulirovaniya otnosheniy v sfere obrazovaniya (teoretiko-pravovoy aspekt) // Pravo i obrazovanie. 2006. № 4. S. 13-31.

7. Rozhkov I. A. Stanovlenie obrazovatel'nogo prava v Rossiyskoy Federatsii // Direktor shkoly. 2000. № 6. S. 81-86.

8. Shkatulla V.I. Obrazovatel'noe pravo: uchebnik dlya vuzov. M., 2001.

Зарегистрирована: 22.09.2014

Ибрагимов Марат Гасангусейнович (г. Казань), Казанский (Приволжский) федеральный университет, кафедра теории и методики обучения праву юридического факультета, старший преподаватель, кандидат юридических наук. E-mail: marat_kzn@list.ru.

Ibragimov Marat Gasanguseynovich (Kazan), Kazan (Volga region) Federal University, Faculty of Law in Theory and Methodology of Teaching Law department, Senior lecturer, Candidate of legal sciences. E-mail: marat_kzn@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.