Научная статья на тему 'Образовательные правоотношения ключевые отношения в системе образования'

Образовательные правоотношения ключевые отношения в системе образования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3046
312
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ / САМООБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО / EDUCATIONAL LEGAL RELATIONSHIPS / RELATIONS IN EDUCATION / SELF-STUDY / EDUCATIONAL LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тыцкая Яна Александровна

В статье охарактеризовано современное состояние теоретической разработки понятия «образовательное правоотношение». Определен круг общественных отношений, составляющий предмет образовательного права Украины. Подчеркивается важная роль самостоятельного обучения в условиях формирования новой образовательной парадигмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL LEGAL RELATIONSHIPS KEY RELATIONS IN THE SYSTEM OF EDUCATION

The article analyses current state of theoretical elaborating of the concept «educational legal relationships» and defines a circle of social relations that are the subject of the educational law of Ukraine. This article emphasizes the important role of self-study in the formation of a new educational paradigm.

Текст научной работы на тему «Образовательные правоотношения ключевые отношения в системе образования»

Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» esj.pnzgu.ru 2013 № 1(1)

Правовая политика государства: теория, история, практика

УДК 340.111.5:37(477) Я. А. Тыцкая

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ -КЛЮЧЕВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье охарактеризовано современное состояние теоретической разработки понятия «образовательное правоотношение». Определен круг общественных отношений, составляющий предмет образовательного права Украины. Подчеркивается важная роль самостоятельного обучения в условиях формирования новой образовательной парадигмы.

Ключевые слова: образовательные правоотношения, отношения в сфере образования, самообразование, образовательное право.

Y. А. Tytskaya

EDUCATIONAL LEGAL RELATIONSHIPS AS KEY RELATIONS IN THE SYSTEM OF EDUCATION

Abstract. The article analyses current state of theoretical elaborating of the concept «educational legal relationships» and defines a circle of social relations that are the subject of the educational law of Ukraine. This article emphasizes the important role of self-study in the formation of a new educational paradigm.

Key words: educational legal relationships, relations in education, self-study, educational law.

Радикальные изменения в сфере образования, вызванные информационной революцией, обусловили появление в правовых системах развитых стран отрасли образовательного права. В российской литературе проблеме образовательных отношений посвящено немало работ: Ю. Кудрявцева, Т. Матюшевой,

В. Шкатуллы, В. Сырых, С. Курова, Ю. Тихомирова, Д. Ягофаро-ва, В. Спасской и др. Среди украинских ученых вызывают интерес работы Е. Краснякова, Е. Валеева, А. Астахова, но проблематика предмета образовательного права Украины рассматривается в них лишь попутно с иными вопросами, при этом в большинстве случаев исследователи отождествляют отрасль образовательного права с образовательным законодательством.

Тыцкая Я. А., 2013

1

Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» esj.pnzgu.ru 2013 № 1(1)

Правовая политика государства: теория, история, практика

Цель статьи - охарактеризовать предмет регулирования образовательного права Украины.

Как отмечает Т. Трошкина, определить предмет образовательного права невозможно без уяснения ключевого для него понятия образовательного правоотношения [1, рис. 1]. Основные определения понятия образовательного правоотношения даны в табл. 1.

Таблица 1

Определение понятия «образовательное правоотношение»

Н Российские исследователи Определение

Щ 1 2

Н Кодекс РФ об образовании Образовательные отношения - это отношения, возникшие между педагогом и учеником (воспитанником) в образовательной ситуации (при реализации образовательной деятельности, при оказании образовательной услуги)

В. Шкатулла Образовательные правоотношения - это отношения, которые регулирует образовательное право (управленческие, финансовые, трудовые и т.д.) за минусом педагогических отношений. Педагогические отношения являются центром (ядром) образовательного права, поскольку они включат в себя отношения по воспитанию и обучению

Н В. Сырых Образовательные правоотношения - отношения, возникающие между обучающимися, образовательными учреждениями, педагогическими работниками, иными лицами в процессе получения обучающимися общего или профессионального образования, подтвержденного специальным документом о соответствующем образовании и/или квалификации

Н В. Спасская Образовательные правоотношения - это целостная система взаимодействия образовательных учреждений, педагогических работников, родителей (законных представителей) и обучающихся. Основной целью данной системы является обеспечение реализации права на образование

И Д. Ягофаров Образовательные правоотношения (преципионные) -особый вид общественных отношений, возникающих на основе норм образовательного права между обучающимися (или их законными представителями), образовательным учреждением и педагогическими работниками в связи с организацией, управлением и осуществлением образовательной деятельности (образовательного процесса) определенного уровня и направленности

Тыцкая Я. А., 2013

2

Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» esj.pnzgu.ru 2013 № 1(1)

Правовая политика государства: теория, история, практика

Окончание табл. 1

1 2

Украинские исследователи Определение

Р. Валеев Образовательные правоотношения - урегулированные преимущественно нормами образовательного законодательства, многосторонние (с обязательным участием учебного заведения) отношения по реализации и усвоению содержания общего или профессионального образования, которое подтверждается специальным документом

В. Астахов Образовательные правоотношения - отношения между учителем и учеником, учителем и родителями ученика, родителями и администрацией образовательного учреждения, образовательным учреждением и органом управления образования по вопросам учебнометодического характера.

О. Мельничук Образовательные правоотношения - урегулированные нормами образовательного права общественные отношения между лицом, которое обучается, учебным заведением и другими участниками учебного процесса по поводу овладения лицом, которое обучается знаниями, навыками, умениями, которые определены стандартами образования

Рис. 1. Предмет регулирования образовательного права Украины

Тыцкая Я. А., 2013

3

Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» esj.pnzgu.ru 2013 № 1(1)

Правовая политика государства: теория, история, практика

В. Сырых, справедливо полагая, что образовательные правоотношения нуждаются в обособлении, выводит их за пределы административно-правового поля и определяет образовательное право как самостоятельную отрасль правовой системы России [2]. Исследователь не только выводит образовательные правоотношения за пределы административного, трудового, гражданского права, но и использует иной подход к терминам. В частности, он отдает предпочтение термину «образовательные отношения», отказываясь от традиционного термина «педагогические отношения». Отвергая термин «педагогические отношения», он называет «образовательными» ключевые отношения системы образования.

Д. Ягофаров предлагает все правоотношения в системе образования разделить на две группы: образовательные (преципи-онные) правоотношения и правоотношения, складывающиеся в связи и по поводу организации и осуществления образовательной деятельности (образовательного процесса) - комиторные правоотношения [3].

По мнению Д. Ягофарова, в теоретико-правовой литературе не принято дифференцировать предмет правового регулирования с точки зрения выделения основного предмета и неосновного (второстепенного). Но такая дифференциация, по его мнению, и возможна, и необходима. При этом не следует второстепенность трактовать как некую незначительность или факультативность [4].

Исходя из определений образовательных правоотношений, представленных в табл. 1, предмет образовательного права Украины можно представить с помощью рис.1.

Предмет образовательного права Украины носит сложный характер и включает в себя: образовательные отношения, которые возникают между обучающимися (или их законными представителями), педагогическими работниками и образовательным учреждением с целью получения обучающимися дошкольного, внешкольного, общего, высшего и другого образования. Как отмечает В. Сырых, «эти отношения составляют основу образовательного права и выделяют его из совокупности других отраслей права» [2].

В. Спасская подчеркивает, «что образовательные отношения - это особый вид социальной связи, которая не присуща ни гражданским, ни административным, ни иным общественным отношениям, составляющим предмет традиционных отраслей права» [5].

Тыцкая Я. А., 2013

4

Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» esj.pnzgu.ru 2013 № 1(1)

Правовая политика государства: теория, история, практика

Отношения в сфере образования складываются на основе норм административного, гражданского, трудового, финансового и иных отраслей права. Применительно к регулированию образовательной сферы они образуют комплексные институты, которые одновременно принадлежат и образовательному праву, и иной отрасли права (гражданскому, трудовому, административному, финансовому, семейному и т.д.) [2].

Таким образом, образовательные правоотношения - это отношения, которые возникают в сфере дошкольного, общего среднего, внешкольного, профессионально-технического, высшего и последипломного образования между обучающимся (или его законным представителем) и педагогическим работником в рамках учебного заведения.

Более того, исходя из определений, приведенных в табл.1, ряд авторов настойчиво проводит мысль, что центром всей системы образовательного правоотношения выступает именно педагогический работник, который способствует реализации обучающимся права на образование, создает для этого условия.

Согласно ст. 29 Закона Украины «Об образовании» от 23.05.1991 № 1060 в структуру образования Украины включено самообразование личности как часть непрерывного образования. В Украинском педагогическом словаре утверждается, что «Самообразование - образование, которое приобретается в процессе самостоятельной работы без прохождения систематического курса обучения в стационарном учебном заведении» [6]. В иностранной литературе самообразование определяется как обучение без помощи педагогического работника или инструктора (Self-education - Learning Without Instructors) [7].

С нашей точки зрения, терминология, предложенная российскими исследователями, полностью исключает самообразование из предмета образовательного права, поскольку самообразование - это самостоятельно реализованная личностью возможность всестороннего развития собственной физической и умственной способности, интересов и талантов без чьей-либо помощи.

На первый взгляд, самообразование действительно не имеет признаков образовательного правоотношения. Во-первых, в данном случае отсутствует государственный образовательный стандарт - каждый человек самостоятельно выбирает область для самообучения с учетом своих интересов и без помощи педагогического работника. Во-вторых, самообразование может осуществляться вне образовательного учреждения (согласно ст. 49 Закона Украины «Об образовании» от 23.05.1991 № 1060,

Тыцкая Я. А., 2013

5

Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» esj.pnzgu.ru 2013 № 1(1)

Правовая политика государства: теория, история, практика

для самообразования граждан государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, объединениями граждан, гражданами создаются открытые и народные университеты, лектории, библиотеки, центры, клубы, теле-, радиопрограммы и т.п.). В-третьих, самообразование не предоставляет права для реализации программы следующего уровня образования. Но несмотря на вышеуказанные отличия от образовательного правоотношения, самообразование имеет с ним и сходство. Момент возникновения образовательного правоотношения и самообразования определяется волеизъявлением субъекта права на образование, желающим это право реализовать. Общим признаком как для образовательного правоотношения, так и для самообразования является объект в виде знаний, умений, навыков.

Возникает вопрос, насколько правомерно включение или исключение отношений, не отвечающих всем признакам образовательных отношений и скорее всего не являющихся таковыми.

Следует согласиться с В. Спасской в том, что «обучающийся является единственным из субъектов, чья правосубъектность определяется правом на образование» [5]. Реализуя это право, обучающийся самостоятельно или с помощью законных представителей вступает в конкретные образовательные правоотношения (дошкольные, внешкольные, профессиональнотехнические, общеобразовательные, последипломные и др.).

Помимо собственно отношений, складывающихся в системе образования и выступающих в качестве предмета правового регулирования, в теории образовательного права есть немало других форм реализации права на образование. Реализация права на образования может осуществляться и вне образовательных правоотношений - это беспрепятственное использование субъективных юридических прав и сознательное исполнение субъективных юридических обязанностей без конкретных связей или отношений между субъектами. Таким образом, самообразование - это реализация обучающимся своего законного права на образование вне образовательного правоотношения.

Выводы. Предмет образовательного права Украины разделен на два вида: основной и второстепенный. Второстепенный предмет образовательного права выражен в отношениях в сфере образования или институциональной оболочке (участники образовательного процесса и их правовой статус, правотворческая деятельность уполномоченных органов и лиц, система органов управления образованием, система контроля качества обучения и т.д.). Основной предмет, - это непосредственно образовательные отношения в собственном смысле слова, а именно

Тыцкая Я. А., 2013

6

Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» esj.pnzgu.ru 2013 № 1(1)

Правовая политика государства: теория, история, практика

двуединый процесс распространения знаний, обучение и воспитание, процесс реализации обучающимися права на образование в образовательном правоотношении.

Несмотря на то, что самообразование не обладает всеми необходимыми признаками образовательного правоотношения, его необходимо включить в предмет образовательного права Украины, потому, что самообразование - это в первую очередь осознание личностью значимости постоянного возобновления знаний, профессионального усовершенствования, расширение мировоззрения, повышение личного профессионального уровня, наличие стойких познавательных интересов вне образовательного правоотношения.

Библиографический список

1. Трошкина Т. Н. Понятие и структура образовательного правоотношения // Реформы и право. - 2011. - № 3. - С. 55-58.

2. Сырых В. М. Введение в теорию образовательного права. - М. : Готика, 2002. - 340 с.

3. Ягофаров Д. А. Концептуальные направления теоретикоправовых исследований образовательного права // Право и образование. - 2008. - № 5. - С. 4-16.

4. Ягофаров Д. А., Хридина Н. Н., Васильченко Е. А. Образова-

тельное нормотворчество и проблемы кодификации российского законодательства об образовании : моногр. - Екатеринбург : Федеральный центр образовательного законодательства, 2006. - URL:

http: //www.lexed.ru/pravo/theory/normotvorchestvo /

5. Спасская В. В. Образовательное правоотношение как система: структура и взаимодействие элементов // Современное право. -2006. - № 8. - С. 72-75.

6. Валеев Р. Г. Освггне право Украши : навч. поыбник. - Луган-ськ : Луганська правова фундащя, 2011. - 287 с.

7. Self-education - Learning Without Instructors. - URL: http: //www.motivation-tools.com/youth/self_education.html

Referenses

1. Troshkina T. N. Ponjatie i struktura obrazovatel'nogo pra-vootnoshenija // Reformy i pravo. - 2011. - № 3. - S. 55-58.

2. Syryh V. M. Vvedenie v teoriju obrazovatel'nogo prava. - M. : Gotika, 2002. - 340 s.

3. JAgofarov D. A. Konceptual'nye napravlenija teoretiko-pravovyh issledovanij obrazovatel'nogo prava // Pravo i obrazo-vanie. - 2008. - № 5. - S. 4-16.

Тыцкая Я. А., 2013

7

Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство» esj.pnzgu.ru 2013 № 1(1)

Правовая политика государства: теория, история, практика

4. JAgofarov D. A., Hridina N. N., Vasil'chenko E. A. Obrazova-

tel'noe normotvorchestvo i problemy kodifikacii rossijskogo za-konodatel'stva ob obrazovanii : monogr. - Ekaterinburg : Federal'-nyj centr obrazovatel'nogo zakonodatel'stva, 2006. - URL:

http://www.lexed.ru/pravo/theory/normotvorchestvo/

5. Spasskaja V. V. Obrazovatel'noe pravootnoshenie kak siste-ma: struktura i vzaimodejstvie jelementov // Sovremennoe pravo. - 2006. -№ 8. - S. 72-75.

6. Valeev R. G. Osvitne pravo Ukraini : navch. posibnik. - Lugan-s'k : Lugans'ka pravova fundacija, 2011. - 287 s.

7. Self-education - Learning Without Instructors. - URL: http: //www.motivation-tools.com/youth/self_education.html

Информация об авторе

Тыцкая Яна Александровна - аспирант, Международный гуманитарный университет, г. Одесса (Украина), e-mail: maslova-

yana@mail.ru

Author

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Tytskaya Yana Alexandrovna - post-graduate student, International Humanitarian University, Odessa (Ukraine), e-mail: maslova-yana@mail.ru

Тыцкая Я. А., 2013

8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.