Научная статья на тему 'Правовые акты как средство осуществления правовой политики'

Правовые акты как средство осуществления правовой политики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
723
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ АКТ / ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / КОНТРОЛЬ / СРЕДСТВО / ВОЗДЕЙСТВИЕ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИНСТРУМЕНТЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карабеков М. М.

Статья посвящена изучению правовых актов как специфического и весьма действенного средства реализации правовой политики в современной России. Обосновывается, что правовые акты являются одним из ведущих средств правового воздействия на общественные отношения; предлагаются конкретные способы оптимизации механизма правового регулирования посредством совершенствования системы правовых актов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые акты как средство осуществления правовой политики»

М.М. Карабеков

ПРАВОВЫЕ АКТЫ КАК СРЕДСТВО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ

Статья посвящена изучению правовых актов как специфического и весьма действенного средства реализации правовой политики в современной России. Обосновывается, что правовые акты являются одним из ведущих средств правового воздействия на общественные отношения; предлагаются конкретные способы оптимизации механизма правового регулирования посредством совершенствования системы правовых актов.

Ключевые слова: правовой акт, правовая политика, контроль, средство, воздействие, регулирование, инструменты воздействия.

Понимая под правовой политикой деятельность, в ходе которой используют юридические инструменты для оптимизации средств социальных связей, мы считаем, что основным направлением исследуемого нами вида политики является обеспечение эффективности механизма правового регулирования - его реформирование с целью максимальной эффективности. Таким образом, юридические акты - оптимальные средства воздействия правовой политики на общественные отношения.

Правовые акты представляют собой совокупность официально утвержденных правовых предписаний, правореализационных действий, а также иных действий, находящих свое выражение в результативном воздействии на правовую жизнь. При этом правовые предписания, являющиеся институциализированными правилами поведения, и правореализационные действия - блок правовых актов, взаимообусловленных функциями регламентации социальных связей и практического осуществления регулятивного воздействия на поведение людей, в то время как «иные действия различных субъектов», в том числе и рядовых граждан, также способные оказывать результативное влияние на правовую жизнь.

Мы считаем необходимым подчеркнуть, что юридическим значением обладают не только письменные документы и правореализационная практика, но и различные действия, способные вызвать изменения в механизме правового регулирования. К таковым мы относим политические речи, заявления официальных лиц, интервью и другие акты, вызывающие основания для изменения системы права и правореализационных действий либо связанных с корректировкой уже существующих юридических средств, например, обсуждение вопросов в Государственной Думе РФ, связанных с внесением поправок в какой-либо федеральный закон. Результатом подобных действий становится принятие закона или внесение обновлений в текст нормативного правового акта. Таким образом, ряд действий, влекущих за собой определенное юридическое значение, приобретает окраску политических актов, поскольку связаны они с формированием либо изменением средств управления государством и обществом, в нашем случае - совокупностью инструментов правового регулирования.

Однако к данным действиям следует отнести не только акты должностных лиц или публичных политиков, но и формы волеизъявления рядовых граждан, способные опосредованно оказать воздействие на механизм правового регулирования. Например, участие в референдумах, общественных движениях, коллективное либо единоличное волеизъявление граждан могут стать основой для изменения правовой политики в различных сферах правого регулирования. «Граждане Российской Федерации обладают правом осуществления контроля за практическим осуществлением правовой политики государственными органами власти и структурами гражданского общества, а также правом обжалования незаконных или нецелесообразных действий и актов указанных субъектов в установленном законодательством порядке», -пишут авторы проекта концепции российской правовой политики [1, с. 22]. Отсюда мы дела-

ем вывод, что волеизъявление рядовых граждан можно считать средством юридического воздействия на осуществление правовой политики России. В подтверждение данного вывода приведем высказывание Г. Еллинека, который, описывая субъектов права, утверждал, что «...есть понятие чисто юридическое и означает не присущее человеку качество, а является, по своему существу, как и все правовые понятия, отношением. Человек есть субъект права - это значит, что он находится в определенных, нормированных или признанных правом отношениях к правопорядку. Субъект в юридическом смысле есть поэтому не существо или субстанция, а данная извне, созданная волею правопорядка способность» [2, с. 182-184].

Следовательно, действия публичных политиков и должностных лиц, с одной стороны, и негосударственных структур (в том числе и отдельных граждан) - с другой, способные осуществить изменения в механизме правового регулирования, мы считаем актами воздействия правовой политики как деятельности, направленной на оптимизацию средств юридического регулирования социальных связей.

Данные действия мы относим к обособленной группе правовых актов, не всегда связанных по своей природе официальным письменным утверждением или реализацией правовых отношений, но обладающих способностью к формированию определенных социальных связей и, следовательно, воздействующих на правовую жизнь. «Правовые акты включают в себя: во-первых, действия (как правомерные, так и противоправные), во-вторых, результаты таких действий, которые также могут быть как правомерными, так и противоправными, и, наконец, в-третьих, юридические документы», - пишет Р.С. Саркисов, замечая при этом, что данный перечень может быть дополнен понятием «правовые решения», поскольку различного рода решения влекут за собой определенные действия либо обозначают необходимость воздержаться от активных действий [3, с. 163]. Иными словами, документы, оформленные в словесно-письменном виде и официально утвержденные, вместе с правореализационной практикой, являются составными частями действующего механизма правового регулирования, который в свою очередь представляет результат властно-волевой деятельности, в то же время правовые решения либо волеизъявления различных субъектов становятся инструментами политического воздействия на средства правового регулирования.

Для того, чтобы определить взаимосвязь «инструментов воздействия правовой политики» и «средств правового регулирования» как совокупности юридических актов, являющихся элементами правовой политики, считаем необходимым сделать акцент на таких понятиях, как «правовое воздействие» и «правовое регулирование». Термины «воздействие» и «регулирование» обладают определенным значением, позволяющим раскрыть феноменальность правовой политики как деятельности, направленной на достижение социально-позитивных результатов. Согласно толковому словарю русского языка воздействовать - значит оказать влияние на что-либо [4, с. 88], в свою очередь регулирование определяется как «налаживать», «направлять развитие, движение чего-либо» [4, с. 662]. Полагаем, что соотношение понятий «правовое воздействие» и «правовое регулирование» является весьма важным для правовой политики, реализация которой выражается в воздействии специальных инструментов на механизм правового регулирования.

Под средствами правового регулирования понимают правовые акты, при помощи которых осуществляется специально-юридическое воздействие на общественные отношения [5, с. 106;

6, с. 54], тогда как инструментами правовой политики, по нашему мнению, являются прежде всего юридические акты, оптимизирующие правовое регулирование различных сфер правовой действительности. «Необходимо отметить, что под правовым воздействием, как правило, понимается нормативно-правовое воздействие», - пишет О.В. Шопина [7, с. 54]. Непосредственному нормативно-правовому воздействию на поведение людей предшествует деятельность, связанная с формированием правовых норм или же их оптимизацией.

Как утверждает А.П. Мазуренко, «правотворчество представляет собой постоянно длящийся процесс совершенствования действующих норм права, в котором активно участвуют как органы государства, так и политические партии, общественные организации, граждане и другие члены гражданского общества» [8, с. 11]. В связи с этим считаем, что процесс совершенствования действующих норм права представляет собой совокупность правовых актов, использование которых является средством воздействия правовой политики на систему юридических документов. Если юридические документы и действия, сопутствующие их реализации, представляют собой механизм правового регулирования, т.е. соответствуют понятию «правовое регулирование», то акты правовой политики мы связываем с ее «правовым воздействием» на юридический инструментарий, использованием которого достигаются социальнопозитивные результаты. Иными словами, - социально-позитивные результаты достижимы оказанием воздействия правовых актов на юридический инструментарий.

Термин «правовое воздействие» здесь выступает в двух качествах: во-первых, как воздействие правовой политики на механизм правового регулирования; во-вторых, как воздействие средств правового регулирования на поведение людей. Следовательно, для оказания воздействия на социальные связи (в чем выражается регулятивная функция правовых актов) необходимо сформировать эффективный механизм правового регулирования, с чем мы связываем воздействие актов правовой политики.

Правовые акты, таким образом, выступают в качестве средств правового воздействия и правового регулирования. Уточним, что в данном случае под правовым воздействием понимается прежде всего воздействие ряда правовых актов, являющихся в своей совокупности актами формирования и оптимизации механизма правового регулирования. Таким образом, эффективный механизм правового регулирования становится результатом правовой политики, представляющей собой совокупность правовых актов, обладающих собственной спецификой, как инструментов совершенствования правового регулирования.

Следует выделить в качестве специальных средств правовой политики юридические акты, регламентирующие механизм правового регулирования с целью его оптимизации. Н.В. Исаков считает, что правовой акт - это «звено в правовой цепи: правосознание-установки-правовые потребности-правотворчество-правореализация-правовые потребности-юридические действия. Это циклически возобновляемая правовая цепь, где правовой акт служит ее импульсом, выполняя роль ее цели и средства. Наиболее отчетливо предназначение правового акта по завершению процесса правотворчества, когда акт выступает как его конечный продукт» [9, с. 207]. Согласившись с данным суждением, мы полагаем, что правовые акты, представленные системой норм и правореализационных действий (как, например, действующие законы, прошедшие ряд правотворческих стадий), являющихся элементами собственно механизма правового регулирования, выступают результатами политикоправового воздействия.

Обобщив вышесказанное, подытожим: правовые акты по функциям, которые им присущи в правовой жизни, можно разделить на две группы: 1) акты правового регулирования, являющиеся средствами воздействия на поведение людей; 2) правовые акты изучаемого нами вида политики, являющиеся специальными инструментами, формирующими эффективный механизм правового регулирования. Итак, эффективность воздействия актов правовой политики становится критерием эффективности механизма правового регулирования.

Акты, которыми правовая политика совершенствует механизм правового регулирования, можно обособить в качестве специальных средств изучаемого нами вида политики, поскольку они: 1) являются сознательно-волевыми действиями органов государства, структур гражданского общества и иных субъектов; 2) способны оказать воздействие на механизм правового регулирования; 3) выступают целями воздействия правовых актов как специальных средств юридической политики, оптимизацией механизма правового регулирования; 4) ре-

зультатами воздействия такого рода правовых актов становятся нормативно-правовые документы и правореализационная практика; 5) обусловлены социальными потребностями в эффективном правовом регулировании; 6) представлены в различных формах, таких, например, как заявления политиков, деятельность общественных организаций, теоретико-программное моделирование научных учреждений и др.

Литература

1. Проект концепции правовой политики в Российской Федерации до 2020 г. / Под ред. А.В. Малько. М., 2008.

2. Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 2004.

3. Саркисов Р.С. Российская правовая политика как концепция и реальность: Дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2008.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1995.

5. Бобылев А.И. Механизм правового воздействия на общественные отношения // Государство и право. 1999. № 5.

6. Шундиков К.В. Механизм правового регулирования / Под ред. А.В. Малько. Саратов, 2001.

7. Шопина О.В. Система правовых актов в современной России: проблемы теории: Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2002.

8. Мазуренко А.П. Проблема правотворческой деятельности: Учеб. пособие для студентов юрид. вузов / Сост. А.П. Мазуренко. Пятигорск, 2004.

9. Исаков Н.В. Правовая политика современной России: проблемы теории и практики: Дис. ... д-ра юрид. наук. Ростов н/Д, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.