Научная статья на тему 'Реализация юридической политики как детерминанта правового развития социума'

Реализация юридической политики как детерминанта правового развития социума Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
175
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ПРАВОТВОРЧЕСТВО / РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА / ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВОЗАЩИТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВОИНТЕРПРЕТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОСОЗНАНИЕ / LEGAL POLICY / LAWMAKING / LEGAL CULTURE / LAW ENFORCEMENT ACTIVITY / LEGAL CONSCIOUSNESS / IMPLEMENTATION OF LAW / HUMAN RIGHTS ADVOCACY / LAW INTERPRETATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бакарджиев Я. В.

Статья посвящена формам и механизму реализации юридической политики, аспектам взаимодействия с различными правовыми и социальными факторами и детерминантами, определяющими ее формирование и осуществление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Law Policy Implementation as the Determinant of the Legal Development of Society

The article focuses on the forms and mechanism of implementation of law policy, aspects of its interaction with different legal and social factors and determinants specifying its formation and enforcement.

Текст научной работы на тему «Реализация юридической политики как детерминанта правового развития социума»

УДК 340.1 РЕАЛИЗАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

КАК ДЕТЕРМИНАНТА ПРАВОВОГО РАЗВИТИЯ СОЦИУМА

Law Policy Implementation as the Determinant of the Legal Development of Society

Я. В. Бакарджиев - доцент кафедры теории и истории государства и права Омской юридической академии, кандидат юридических наук, доцент

Ya. V. Bakardzhiev - Associate Professor of the Theory and History of State and Law Departmen the Omsk Law Academy, Candidate of Legj ences, Associate Professor

Аннотация. Статья посвящена формам и механизмуреаяшации юридической политики, аспектам взаимодействия с различными правовыми и соЦиальнЫми факторами и детерминантами, определяющими ее формирование и осуществление^ ♦

The article focuses on the forms and mechanism (¡/mpmweniatllfln of law policy, aspects of its interaction with different legal and social factors and determinants speciJ^Sg^tS formation and enforcement.

Ключевые слова: юридическая политика^правотворЧест.

ка, правоохранительная деятельность деятельность, правовая культура

Legal policy, lawmaking, imp^ interpretation, legal culture, le

<авотв@рЧество, реализация права, правовая полити-возащитная деятельность, правоинтерпретационная

w enforcement activity, human rights advocacy, law

legal c

Cr

льнрсть - это не мечта ание благих намерений

Политическая дея об идеале, не декл

и пожеланий, а Направленность на реальное воплощение принятНх политических решений, обличенных в правовую оболочку. И политика, и право должны получить возможность непосредственного осуществления в объективной действительности в условиях, обеспечивающих полноценное воплощение доктрины, концепции и программы действий, закрепленных в качестве цели в официальных нормативных документах государства. Как справедливо отмечают А. В. Малько и К. В. Шундиков, «проблема эффективности правовой политики - это прежде всего проблема практического достижения поставленных законодателем целей» [3, с. 17]. Процесс реализации в конечном итоге выступает единственным связующим звеном между идеальным (конечные цели) и реальным (текущий

результат) показателем правильности проводимой политики и принятых в связи с этим решений. Мы не сможем говорить об эффективности ни концептуальной модели, ни реальной системы, пока не столкнемся с действительностью, которая проявит все их достоинства и недостатки.

Прежде всего, следует различать реализацию самой юридической политики, ее политических установок и реализацию правовых предписаний, выработанных правовой политикой в рамках юридической. В первом случае речь идет о формах реализации юридической политики, во втором - непосредственно о правореализационной деятельности, ее способах и средствах, содержательно наполняющих юридическую политику.

Определение «форма реализации», данное О. Ю. Рыбаковым в отношении правовой политики, в полной мере можно отнести и к политике юридической: форма реализации - «это сово-

Теория и история государства и права

купность объективно выраженных, взаимосвязанных, но формально разделенных отношений, регулируемых на основе права с помощью политических средств, приемов для достижения конкретных целей формирования и развития правового, социального, демократического государства, правления права и верховенства закона» [4, с. 7].

Применительно к формам реализации юридической политики можно выделить три крупные группы отношений: правовые (юридические), организационно-управленческие и социокультурные. Юридическая политика есть единство правовой политики (теоретический и концептуально-телеологический уровень) и юридической правореализационной деятельности (практический, деятельностный уровень). Эти два структурных элемента определяют два стратегических направления, по которым осуществляется юридическая политика, - создание качественного правового регламентирования и полноценное воплощение правовых предписаний в объективной действительности, что и обусловливает дв основные правовые формы ее реализации -вотворчество и правореализацию. Ч

Говоря о правовых формах реализациидне-обходимо отметить, что некоторыми авторами правотворчество и правоприменение выде ются в качестве отдельных направлений юриди ческой тактики, образующих самостоятельные типы политики [1, с. 39^Д|Чг8-10]>1ак^апри-мер, А. П. Мазуренко^к&зывает: «Под'право-творческой политикой следует понимать научно обоснованную, планомерную и системную деятельность субъектов правотворчества, заключающуюся как в создании новых, так и в отмене и изменении действующих нормативных актов в целях эффективного правового регулирования наиболее важных сфер общественных отношений» [2, с. 26]. С. Н. Кожевников дополнительно отмечает: «Правотворческая политика создает подходы к разработке нормативных правовых актов, оценке, требующей законодательного регулирования общественной ситуации, определяет стратегию развития законодательства... Правоприменительная политика продолжает политику правотворческую. Применение норм права понимается как «особая форма» их реализации в предусмотренных правом случаях и в соответствующей форме» [1]. В таких подходах есть свое рациональное зерно в том смысле, что различными учеными правотворчество

и правоприменение рассматриваются как комплексная политическая деятельность. Однако не стоит дробить политическую деятельность государства в юридической сфере на отдельные элементы и тем более отрывать правотворчество от реализации права.

Естественно, реализация юридической политики не исчерпывается двумя указанными правовыми формами, но они являются смысло-образующими, стержневыми. Все иные формы реализации так или иначе либо опосредуют первые две, либо вытекают из них, подчинены им. Так, например, в качестве одной из существенных правовых форм реализации, хотя и не имеющей такого значения, как правотворчество и правореализация^следует выделить правоин-терпретационнуюдеятельность, которая занимает своего рода промежуточное положение между ними. Интерпретация нормативных предписаний осуществляется в актах официального (нор-и ненормативного) толкования право-орм (интерпретационных актах) различных ъектов юридической политики, прежде всего 'дебныА органов. Данная деятельность может оказывать заметное влияние на развитие ческой сферы. Например, в целях еди-азия судебной практики при вынесении решений и приговоров суд руководствуется помимо прочего постановлениями и разъяснениями Пленумов Верховного Суда РФ или Высшего Арбитражного Суда РФ, учитывает иные ранее принятые судебные акты.

К правовым формам реализации следует относить также правоохранительную деятельность государства и правозащитную деятельность общественно-политических институтов.

Организационно-управленческая форма - это политическая деятельность государства, не влекущая юридических последствий, однако оказывающая заметное влияние на эффективность правовых форм реализации. Не стоит забывать, что целесообразная юридическая политика должна соответствовать не только обозначенным целям и характеру решаемых проблем, но и имеющимся в распоряжении финансовым, управленческим, организационным и иным ресурсам государства, поскольку любые юридические инструменты более эффективны, когда поддерживаются и дополняются неюридическими. В противном случае юридическое средство, как бы удачно оно ни было закреплено правом, не будет способствовать достижению ожидаемого соци-

ального, экономического или политического эффекта.

Указанная форма реализации детерминирует, прежде всего, формирование необходимых процедур осуществления правотворческой и правоприменительной деятельности и создание работоспособных административных механизмов, в том числе организацию системы органов государственной власти, их внутренней структуры, порядка финансирования, регламентирование компетенции, ответственность и т. д.

Социокультурная форма предполагает, что правовое регулирование следует устанавливать с учетом культурных, идеологических и других социальных факторов и ценностей, прежде всего, сочетать с различными условиями социально-правовой действительности. Уместно вспомнить в связи с этим слова русского правоведа Е. Н. Трубецкого, который в 1909 г. писал, что при создании и развитии права необходимо учитывать два фактора: с одной стороны, исторический опыт правовой жизни общества, а с другой - идеи разумного воздействия на социальные процессы, и тогда будут подобраны наиболее эффективны методы, способы, типы, режимы правового ре-

Стоит отметить, что данные сферы отношений выступают не столько непосредственной формой реализации, сколько фундаментом для первых двух форм, духовно-ценностной средой, обеспечивающей стабильность и последовательность проведения юридической политики. Одновременно следует учитывать, что и юридическая политика в свою очередь не может не оказывать влияния на происходящие в указанных областях изменения. Общество, как и государство, выступает не только субъектом формирования, но и объектом воздействия юридической политики. Это выражается, помимо непосредственной урегулированности правом наиболее важных^общественных отношений и влияния на условия развития политико-правовой ситуацЦи, вкосвенном воздействии юридической политики на рациональные и психологические компоненты социально-правовых отношен

Таким образом, говоря о реализации юриди-юи^олитики, следует применять комплекс-одход, имеющий гораздо более сложную туру взаимодействия различных реализа-ионных элементов по сравнению с обычной

ся в объективной действительности помощью комплекса имеющихся в распоряже-и правовых, политических, организационных

1. Кожевников, С ление. - 2002. - №

2. Мазуренко, А

качестве и иных средств и инструментов через институты ости

I I » ▼1 ^^

гулирования [5, с. 83]. Наиболее значимыми ив реализацией права. Юридическая политика во-социальных детерминант выступают с вавшиеся в государстве уровень прав^в'^Ч^куль^Ос.1'

туры и общественного правосознания, политико- ни правовая идеология, установившаяся в качест

господствующей, развитос^ьк^Еятельшст^ЧпЬ государства и общества под влиянием различ-

правовому воспитанию и просвещению. ных социальных факторов и детерминант.

Библиографический список

арственная власть и правовая политика / С. Н. Кожевников // Гос. власть и мест. самоуправ-5-40.

иональная правотворческая политика: общетеоретический аспект / А. П. Мазуренко // Правовая политика и правовая жизнь. - 2004. - № 4. - С. 23-30.

3. Малько, А. В. Правовая политика современной России: цели и средства / А. В. Малько, К. В. Шундиков // Гос-во и право. - 2001. - № 7. - С. 15-22.

4. Рыбаков, О. Ю. Формы реализации правовой политики / О. Ю. Рыбаков // Правовая политика и правовая жизнь. -2003. - № 2 (11). - С. 5-14.

5. Трубецкой, Е. Н. Лекции по энциклопедии права / Е. Н. Трубецкой. - М. : Тип. Императ. Моск. ун-та, 1909. - 172 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.