УДК 340.1 РЕАЛИЗАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
КАК ДЕТЕРМИНАНТА ПРАВОВОГО РАЗВИТИЯ СОЦИУМА
Law Policy Implementation as the Determinant of the Legal Development of Society
Я. В. Бакарджиев - доцент кафедры теории и истории государства и права Омской юридической академии, кандидат юридических наук, доцент
Ya. V. Bakardzhiev - Associate Professor of the Theory and History of State and Law Departmen the Omsk Law Academy, Candidate of Legj ences, Associate Professor
Аннотация. Статья посвящена формам и механизмуреаяшации юридической политики, аспектам взаимодействия с различными правовыми и соЦиальнЫми факторами и детерминантами, определяющими ее формирование и осуществление^ ♦
The article focuses on the forms and mechanism (¡/mpmweniatllfln of law policy, aspects of its interaction with different legal and social factors and determinants speciJ^Sg^tS formation and enforcement.
Ключевые слова: юридическая политика^правотворЧест.
ка, правоохранительная деятельность деятельность, правовая культура
Legal policy, lawmaking, imp^ interpretation, legal culture, le
<авотв@рЧество, реализация права, правовая полити-возащитная деятельность, правоинтерпретационная
w enforcement activity, human rights advocacy, law
legal c
Cr
льнрсть - это не мечта ание благих намерений
Политическая дея об идеале, не декл
и пожеланий, а Направленность на реальное воплощение принятНх политических решений, обличенных в правовую оболочку. И политика, и право должны получить возможность непосредственного осуществления в объективной действительности в условиях, обеспечивающих полноценное воплощение доктрины, концепции и программы действий, закрепленных в качестве цели в официальных нормативных документах государства. Как справедливо отмечают А. В. Малько и К. В. Шундиков, «проблема эффективности правовой политики - это прежде всего проблема практического достижения поставленных законодателем целей» [3, с. 17]. Процесс реализации в конечном итоге выступает единственным связующим звеном между идеальным (конечные цели) и реальным (текущий
результат) показателем правильности проводимой политики и принятых в связи с этим решений. Мы не сможем говорить об эффективности ни концептуальной модели, ни реальной системы, пока не столкнемся с действительностью, которая проявит все их достоинства и недостатки.
Прежде всего, следует различать реализацию самой юридической политики, ее политических установок и реализацию правовых предписаний, выработанных правовой политикой в рамках юридической. В первом случае речь идет о формах реализации юридической политики, во втором - непосредственно о правореализационной деятельности, ее способах и средствах, содержательно наполняющих юридическую политику.
Определение «форма реализации», данное О. Ю. Рыбаковым в отношении правовой политики, в полной мере можно отнести и к политике юридической: форма реализации - «это сово-
Теория и история государства и права
купность объективно выраженных, взаимосвязанных, но формально разделенных отношений, регулируемых на основе права с помощью политических средств, приемов для достижения конкретных целей формирования и развития правового, социального, демократического государства, правления права и верховенства закона» [4, с. 7].
Применительно к формам реализации юридической политики можно выделить три крупные группы отношений: правовые (юридические), организационно-управленческие и социокультурные. Юридическая политика есть единство правовой политики (теоретический и концептуально-телеологический уровень) и юридической правореализационной деятельности (практический, деятельностный уровень). Эти два структурных элемента определяют два стратегических направления, по которым осуществляется юридическая политика, - создание качественного правового регламентирования и полноценное воплощение правовых предписаний в объективной действительности, что и обусловливает дв основные правовые формы ее реализации -вотворчество и правореализацию. Ч
Говоря о правовых формах реализациидне-обходимо отметить, что некоторыми авторами правотворчество и правоприменение выде ются в качестве отдельных направлений юриди ческой тактики, образующих самостоятельные типы политики [1, с. 39^Д|Чг8-10]>1ак^апри-мер, А. П. Мазуренко^к&зывает: «Под'право-творческой политикой следует понимать научно обоснованную, планомерную и системную деятельность субъектов правотворчества, заключающуюся как в создании новых, так и в отмене и изменении действующих нормативных актов в целях эффективного правового регулирования наиболее важных сфер общественных отношений» [2, с. 26]. С. Н. Кожевников дополнительно отмечает: «Правотворческая политика создает подходы к разработке нормативных правовых актов, оценке, требующей законодательного регулирования общественной ситуации, определяет стратегию развития законодательства... Правоприменительная политика продолжает политику правотворческую. Применение норм права понимается как «особая форма» их реализации в предусмотренных правом случаях и в соответствующей форме» [1]. В таких подходах есть свое рациональное зерно в том смысле, что различными учеными правотворчество
и правоприменение рассматриваются как комплексная политическая деятельность. Однако не стоит дробить политическую деятельность государства в юридической сфере на отдельные элементы и тем более отрывать правотворчество от реализации права.
Естественно, реализация юридической политики не исчерпывается двумя указанными правовыми формами, но они являются смысло-образующими, стержневыми. Все иные формы реализации так или иначе либо опосредуют первые две, либо вытекают из них, подчинены им. Так, например, в качестве одной из существенных правовых форм реализации, хотя и не имеющей такого значения, как правотворчество и правореализация^следует выделить правоин-терпретационнуюдеятельность, которая занимает своего рода промежуточное положение между ними. Интерпретация нормативных предписаний осуществляется в актах официального (нор-и ненормативного) толкования право-орм (интерпретационных актах) различных ъектов юридической политики, прежде всего 'дебныА органов. Данная деятельность может оказывать заметное влияние на развитие ческой сферы. Например, в целях еди-азия судебной практики при вынесении решений и приговоров суд руководствуется помимо прочего постановлениями и разъяснениями Пленумов Верховного Суда РФ или Высшего Арбитражного Суда РФ, учитывает иные ранее принятые судебные акты.
К правовым формам реализации следует относить также правоохранительную деятельность государства и правозащитную деятельность общественно-политических институтов.
Организационно-управленческая форма - это политическая деятельность государства, не влекущая юридических последствий, однако оказывающая заметное влияние на эффективность правовых форм реализации. Не стоит забывать, что целесообразная юридическая политика должна соответствовать не только обозначенным целям и характеру решаемых проблем, но и имеющимся в распоряжении финансовым, управленческим, организационным и иным ресурсам государства, поскольку любые юридические инструменты более эффективны, когда поддерживаются и дополняются неюридическими. В противном случае юридическое средство, как бы удачно оно ни было закреплено правом, не будет способствовать достижению ожидаемого соци-
ального, экономического или политического эффекта.
Указанная форма реализации детерминирует, прежде всего, формирование необходимых процедур осуществления правотворческой и правоприменительной деятельности и создание работоспособных административных механизмов, в том числе организацию системы органов государственной власти, их внутренней структуры, порядка финансирования, регламентирование компетенции, ответственность и т. д.
Социокультурная форма предполагает, что правовое регулирование следует устанавливать с учетом культурных, идеологических и других социальных факторов и ценностей, прежде всего, сочетать с различными условиями социально-правовой действительности. Уместно вспомнить в связи с этим слова русского правоведа Е. Н. Трубецкого, который в 1909 г. писал, что при создании и развитии права необходимо учитывать два фактора: с одной стороны, исторический опыт правовой жизни общества, а с другой - идеи разумного воздействия на социальные процессы, и тогда будут подобраны наиболее эффективны методы, способы, типы, режимы правового ре-
Стоит отметить, что данные сферы отношений выступают не столько непосредственной формой реализации, сколько фундаментом для первых двух форм, духовно-ценностной средой, обеспечивающей стабильность и последовательность проведения юридической политики. Одновременно следует учитывать, что и юридическая политика в свою очередь не может не оказывать влияния на происходящие в указанных областях изменения. Общество, как и государство, выступает не только субъектом формирования, но и объектом воздействия юридической политики. Это выражается, помимо непосредственной урегулированности правом наиболее важных^общественных отношений и влияния на условия развития политико-правовой ситуацЦи, вкосвенном воздействии юридической политики на рациональные и психологические компоненты социально-правовых отношен
Таким образом, говоря о реализации юриди-юи^олитики, следует применять комплекс-одход, имеющий гораздо более сложную туру взаимодействия различных реализа-ионных элементов по сравнению с обычной
ся в объективной действительности помощью комплекса имеющихся в распоряже-и правовых, политических, организационных
1. Кожевников, С ление. - 2002. - №
2. Мазуренко, А
качестве и иных средств и инструментов через институты ости
I I » ▼1 ^^
гулирования [5, с. 83]. Наиболее значимыми ив реализацией права. Юридическая политика во-социальных детерминант выступают с вавшиеся в государстве уровень прав^в'^Ч^куль^Ос.1'
туры и общественного правосознания, политико- ни правовая идеология, установившаяся в качест
господствующей, развитос^ьк^Еятельшст^ЧпЬ государства и общества под влиянием различ-
правовому воспитанию и просвещению. ных социальных факторов и детерминант.
Библиографический список
арственная власть и правовая политика / С. Н. Кожевников // Гос. власть и мест. самоуправ-5-40.
иональная правотворческая политика: общетеоретический аспект / А. П. Мазуренко // Правовая политика и правовая жизнь. - 2004. - № 4. - С. 23-30.
3. Малько, А. В. Правовая политика современной России: цели и средства / А. В. Малько, К. В. Шундиков // Гос-во и право. - 2001. - № 7. - С. 15-22.
4. Рыбаков, О. Ю. Формы реализации правовой политики / О. Ю. Рыбаков // Правовая политика и правовая жизнь. -2003. - № 2 (11). - С. 5-14.
5. Трубецкой, Е. Н. Лекции по энциклопедии права / Е. Н. Трубецкой. - М. : Тип. Императ. Моск. ун-та, 1909. - 172 с.