Научная статья на тему 'Функции правовых актов в механизме правового регулирования'

Функции правовых актов в механизме правового регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3151
363
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ АКТ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ФУНКЦИИ ПРАВОВЫХ АКТОВ / ЮРИДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ / THE LEGAL CERTIFICATE / LEGAL REGULATION / PUBLIC RELATIONS / FUNCTIONS OF LEGAL CERTIFICATES / THE LEGAL DOCUMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карабеков М. М.

Статья посвящена исследованию функциональной нагрузки правовых актов в правовой жизни современной России. Функции правовых актов исследуются сквозь призму регулятивного воздействия правовых актов на общественные отношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Functions of legal certificates in the mechanism of legal regulation

The article is devoted to the research of functional loading of legal documents in the sphere of law in modern Russia. Functions of legal documents are investigated through a prism of control influence of legal documents on public relations.

Текст научной работы на тему «Функции правовых актов в механизме правового регулирования»

М.М. Карабеков

Функции правовых актов в механизме правового регулирования

Целевая составляющая правовых актов позволяет говорить о функциональности - понятии, раскрывающем предназначение правового акта. Функция определяется как роль, значение чего-либо [1, с. 867]. «Под функциями предмета, вещества или явления мы разумеем формы их воздействия на другие предметы, вещества или явления» [2, с. 171]. Понятия «функция» и «цель» во многом схожи. Однако если цель определяет то, к чему необходимо стремиться, средство отвечает на вопрос о том, каким образом достигаются цели. Функции в соответствии с целями и средствами правовых актов определяют специфику осуществления их воздействия на общественные отношения. Функции правовых актов вытекают из их природы и направлены на осуществление стоящей перед ними роли [3, с. 42]. Как считает Н.В. Исаков, функция правовых актов дает представление о том, почему правовой акт является основным инструментом правовой политики [4, с. 227].

Мы полагаем, что основной функцией правового акта является оказание регулятивного воздействия на правовые отношения; с данной функцией связаны иные характеристики правовых актов, позволяющие раскрыть их юридическую и социальную природу. В связи с вышеизложенным мы попытаемся выделить общие для всех правовых актов функции.

Регулятивная функция правовых актов выражается в установлении определенных правил поведения для различных субъектов. Специфика этой функции в правовой политике характеризуется обеспечением управленческого процесса посредством различных установок юридических документов и актов правореализационной практики. Данную функцию мы связываем с управленческой функцией государственного аппарата; необходимость упорядочивания социальных связей вместе с осуществлением властно-волевого воздействия в различных сферах общественной и политической жизни выражается в использовании правовых актов как форм регламентации правил поведения. Такое свойство делает правовой акт уникальным средством организации общественной жизни.

С.С. Алексеев предлагает рассматривать также регулятивные функции как регулятивностатическую и регулятивно-динамическую [5, с. 94, 97]. Первая направляет регулятивное воздействие в сферу уже сложившихся общественных отношений, институционализирует статусные основы политических прав и свобод граждан, закрепляет основы правового регулирования. Регулятивная динамическая функция воплощается в позитивном праве путем оформления движения социальных связей [6, с. 99]. По нашему мнению, динамика правовой регулятивности является особенно актуальным моментом для правовой политики, поскольку использование юридических инструментов в связи с различными факторами политической и правовой жизни обусловливает реформирование юридического инструментария.

Правореализационная функция выражается в практическом обеспечении реализации норм. Данная функция характерна для правовых актов различных ведомственных органов и работников правоприменительных структур. Цель правореализационной функции состоит в том, чтобы обеспечить практическую реализацию норм права, поскольку само издание нормы не гарантирует ее соблюдения. Задача состоит в том, чтобы поведение субъектов, которым адресована норма, в действительности соответствовала изложенным в ней предписаниям. «Так, при несоблюдении юридических норм соответствующий орган реагирует на нарушение запрета путем применения санкций, при исполнении норм данный орган принимает меры для обеспечения исполнения обязанностей, а при использовании права - устраняет преграды для осуществления субъективных прав» [4, с. 234]. В данной функции, по нашему мнению, выражается государственный императив - принуждение к соблюдению нормативноправовых установок. Связь правовой регуляции и реализации выражается в правильном оформлении механизма воздействия права на общественную жизнь.

Охранительная функция выражается в обеспечении соблюдения юридических норм и осуществления правоприменительной практики посредством различного рода механизмов, которые выражаются в определенных запретах и санкциях, предусматривающих меры неблагоприятного воздействия за несоблюдение правовых установок. Существенным признаком данной функции мы считаем превентивный характер ее воздействия на поведение людей.

Целеполагающая функция выражается в формулировании цели правового регулирования, содержит идеальную модель правоотношений, представленную в юридических документах. Данная функция ориентирует правоприменительную деятельность на совершение определенных действий, связанных с реализацией права, а также определяет методы и способы достижения изложенных в юридических документах целей. Стремительное развитие социально-экономических отношений способствует появлению новых факторов правовой жизни, формирующих мотивацию для принятия различного рода правовых актов, с тем, чтобы оказать должное влияние на социальные связи. «Право представляет собой не субъективное явление индивидуальное психики, но объективное явление

социальной среды... Право служит обеспечению общественных и социальных интересов» [7, с. 53]. Следовательно, от правильного формирования цели в правовых актах зависит дальнейшее правовое регулирование различных сфер правовой регламентации. «Бесспорен тот факт, что человеческой деятельностью движет именно цель, которая опирается на интересы и потребности. Данное заключение предполагает очевидный вывод о том, что цель атрибутивна всему социальному, а следовательно, правовому отношению» [8, с. 80].

Целевая составляющая юридических документов выступает формой выражения интересов различных субъектов, что в конечном счете определяет методы и способы правового воздействия на определенные отношения. Целеполагание является постановкой целей и методов их реализации наиболее эффективными средствами, соответственно, и деятельность человека, требующая регулятивного воздействия со стороны норм позитивного права, определяет как целевую составляющую, так и содержательные элементы инструментов регулирования социальных связей.

В этом случае целеполагающая функция особенно актуальна для правоустанавливающих нормативных документов, рассчитанных на широкий круг субъектов, формирующих специфику правового действия и дробления системы объективного права на определенные сферы регулирования. Иными словами, формирование целей и методов правовой регуляции определяет качество и эффективность системы правового регулирования; указанная функция должна проявляться в документах правоустанавливающего характера, таких как конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы и других нормативно-правовых актах высших органов власти.

Информационная функция определяет правовые акты как средства, являющиеся носителями определенной информации. «Благодаря знакомству с нормативными актами многие люди получают информацию о структуре органов власти и управления, о том, что истинно и что ложно, что правомерно и что запрещено, как можно поступать и как нельзя действовать.» [9, с. 219]. Задачей информационной функции является донесение адресантам акта о необходимом поведении в конкретных ситуациях.

Мотивационная функция выражается в воздействии правовых актов на поведение человека, ориентируя его деятельность на достижение определенной социально полезной цели либо запрещая совершение определенных действий. «Информация способна выполнить регулятивную роль лишь тогда, когда отразится в психологических структурах субъекта и сможет повлиять на внутренний мир человека», - пишут А.В. Малько и К.В. Шундиков [6, с. 121]. Мы считаем возможным выделить мотивационную функцию, потому что воздействие на поведение человека является своего рода промежуточной целью правового регулирования, позволяющей достигать перспективных целей правовой политики. Реализация права и, соответственно, его целей характеризуется критериями правоисполнения, т.е. активным правопослушным поведением (следование нормам права, регламентирующим совершение каких-либо позитивных действий) либо пассивным правопослушным поведением (воздержание от совершения негативных действий). Следовательно, задачей правовых актов является побуждение личности к совершению правомерных действий.

Факторами, связанными с мотивацией определенных действий различных субъектов, являются типы и способы правового регулирования, выражающиеся в применении различных методик, способных мотивировать правопослушное поведение людей.

Интерпретационная функция позволяет донести смысловую нагрузку определенного правового акта с помощью вспомогательных правовых средств (акты толкования). Данной функцией в полной мере обладают акты Конституционного суда РФ в соответствии со ст. 125 Конституции РФ, предусматривающей обязательное исполнение актов этого органа власти, что наделяет высший судебный орган России полномочиями правотворческого и правоприменительного характера. По мнению Н.Н. Вопленко, «интерпретационные акты представляют собой явление многогранное и могут быть рассмотрены с разных сторон: а) как одна из правовых форм осуществления государством своих функций; б) как средство укрепления законности в деятельности правоприменительных органов; в) в качестве одной из форм правовой пропаганды; г) как метод повышения эффективности правового регулирования» [10, с. 37].

Вместе с актами официального толкования (т.е. издающимися официальными органами власти) мы считаем возможным акцентировать внимание на доктринальном толковании - научноисследовательской интерпретации права. Полагаем, что использование различных методик науки, например, в законотворческой деятельности, будет способствовать качеству и эффективности правовых актов.

Системообразующая функция определяет иерархическую соподчиненность правовых актов, их системную классификацию. Данная функция выражает соответствие правовых документов уровням и компетенции их действия, связана с принципами разделения властей и федерализма в России. Особенность этой функции в том, что она предполагает создание единого правового пространства в РФ, а это является одним из условий формирования и реализации правовой политики в нашей стране.

Посредством системообразующей функции правовые акты выстраиваются в единую систему права. «Правовые акты, осуществляя системообразующую функцию, служат основным организующим звеном, стержнем правовой системы и правовой жизни общества, обеспечивают их сбалансированность» [3, с. 44].

В настоящее время системообразующая функция правовых актов приобретает особое значение, поскольку связана с формированием системы права, что в свою очередь определяет формирование единого правового пространства России. Классификация правовых актов является одним из условий осуществления правовой политики и ее приоритетным направлением. Значение классификации заключается в том, что она позволяет разграничить действие правовых документов, их компетенцию в определенных сферах регулирования.

Системообразующая функция предполагает классификацию правовых актов по каким-либо признакам. Определяющими факторами для классификации правовых актов (юридических документов) мы считаем их соответствие и последовательность, способствующие выстраиванию правовых актов в эффективно функционирующую правовую систему. Главной задачей системообразующей функции, по нашему мнению, является обеспечение иерархии юридических документов, их взаимосвязи и взаимообусловленности по ряду определенных признаков. «Если правовой акт является основным средством выражения и реализации правовой политики, то закон, определяющий принципы построения системы нормативных правовых актов, основные правовые понятия: “правовой акт”, “нормативный правовой акт”, “законодательный акт”, “подзаконный акт”, “закон”, “ведомственный акт”, “локальный правовой акт” и др., - является в этом отношении конструирующим фактором» [11, с. 160].

Литература

1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1995.

2. Тугаринов В.П. Философия сознания. М., 1971.

3. Шопина О.В. Система правовых актов в современной России: проблемы теории: Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2002.

4. Исаков Н.В. Правовая политика современной России: проблемы теории и практики: Дис. . д-ра юрид. наук. Ростов н/Д, 2004.

5. Алексеев С.С. Проблемы теории права: Курс лекций: В 2 т. Свердловск, 1972. Т. 1.

6. Малько А.В., Шундиков К.В. Цели и средства в праве и правовой политике. Саратов, 2003.

7. Тарановский Ф.В. Энциклопедия права. СПб., 2001.

8. Майдан И.А. Процессуально-правовая политика современной России: проблемы теории и практики: Дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2009.

9. Нормы советского права: проблемы теории / Под ред. М.И. Байтина, В.К. Бабаева. Саратов, 1987.

10. Вопленко Н.Н. Официальное толкование норм права. М., 1976.

11. Саркисов Р.С. Российская правовая политика как концепция и реальность: Дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.