Научная статья на тему 'ПРАВОВОЙ СТАТУС ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РАМКАХ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ'

ПРАВОВОЙ СТАТУС ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РАМКАХ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
404
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рогова Диана Валерьевна

В статье рассмотрены отдельные вопросы процессуального статуса юридического лица, являющегося участником производства по делу об административном правонарушении. Проанализированы права и обязанности юридического лица, статус лиц, представляющего юридическое лицо в административном процессе. Установлена терминологическая проблематика, присутствующая в современном административном законодательстве относительно юридического лица, как участника административного производства. Установлены проблемы в закреплении прав юридических лиц в административном законодательстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL STATUS OF LEGAL ENTITIES IN THE FRAMEWORK OF PROCEEDINGS ON ADMINISTRATIVE OFFENSES

The article deals with certain issues of the procedural status of a legal entity that is a participant in the proceedings on an administrative offense. The rights and obligations of a legal entity, the status of a person representing a legal entity in the administrative process are analyzed. The terminological problems present in modern administrative legislation regarding a legal entity as a participant in administrative proceedings are established. Problems have been identified in securing the rights of legal entities in administrative legislation.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЙ СТАТУС ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РАМКАХ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ»

Научная статья Original article УДК 342.922

ПРАВОВОЙ СТАТУС ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РАМКАХ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ

ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

LEGAL STATUS OF LEGAL ENTITIES IN THE FRAMEWORK OF PROCEEDINGS ON ADMINISTRATIVE OFFENSES

tgl

Рогова Диана Валерьевна, магистрант, Крымский филиал Российского государственного университета правосудия (295051, Республика Крым, Симферополь, ул. Павленко, д.5), тел. +7 365 266-84-41, ORCID: https://crb.rgup.ru, diana.povlova@mail.ru

Rogova D. V., Master's student, Crimean Branch of the Russian State University of Justice (295051, Republic of Crimea, Simferopol, Pavlenko str., 5), tel. +7 365 26684-41, ORCID: https://crb.rgup.ru, diana.povlova@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрены отдельные вопросы процессуального статуса юридического лица, являющегося участником производства по делу об административном правонарушении. Проанализированы права и обязанности юридического лица, статус лиц, представляющего юридическое лицо в административном процессе. Установлена терминологическая

4478

проблематика, присутствующая в современном административном законодательстве относительно юридического лица, как участника административного производства. Установлены проблемы в закреплении прав юридических лиц в административном законодательстве.

Abstract. The article deals with certain issues of the procedural status of a legal entity that is a participant in the proceedings on an administrative offense. The rights and obligations of a legal entity, the status of a person representing a legal entity in the administrative process are analyzed. The terminological problems present in modern administrative legislation regarding a legal entity as a participant in administrative proceedings are established. Problems have been identified in securing the rights of legal entities in administrative legislation.

Ключевые слова: административное право, административный процесс, производство по делам об административных правонарушениях, административные процедуры, административно-правовой статус, административное правонарушение.

Keywords: administrative law, administrative process, proceedings on cases of administrative offenses, administrative procedures, administrative and legal status, administrative offense.

К участникам производства по делам об административных правонарушениях относятся физические и юридические лица. Н.И. Матузов отмечает, что правовой статус является категорией, которая затрагивает интересы как отдельно взятого человека, так и организации, либо его коллектива [4, с. 45].

В юридической науке отмечается, «что содержание процессуального статуса лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, никак не зависит от того факта, является ли данное лицо индивидуальным либо коллективным субъектом»[7].

4479

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) устанавливает конкретный перечень участников производства по делам об административных правонарушениях. В соответствии со ст.ст. 25.1-25.11 главы 25 КоАП РФ участниками производства по делам об административных правонарушениях являются: Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; Потерпевший; Законные представители физического лица; Законные представители юридического лица; Защитник и представитель; Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей; Свидетель; Понятой; Специалист; Эксперт; Переводчик; Прокурор[1].

Исходя из вышеизложенного, юридические лица выступают в делах об административных правонарушениях в качестве самостоятельного субъекта права. Отдельный интерес вызывает вопрос, в качестве кого могут выступать и каким кругом прав и обязанностей обладают юридические лица в делах об административных правонарушениях.

Так, в первую очередь, юридическое лицо участник административного судопроизводства в первую очередь может быть отнесено к категории субъектов, заинтересованных в исходе дела. К такой категории можно отнести юридическое лицо, привлекаемое к административной ответственности (законный представитель юридического лица), а также защитник. Тенденции изменяющегося законодательства в сторону ужесточения санкций за совершенные административные правонарушения, по делам с участием юридических лиц, содействовало развитию позиции активной защиты со стороны юридических лиц, привлекаемых к административной ответственности. Как правило, такие правонарушители пользуются полным спектром предоставленных им административным законодательством прав с целью избежать или смягчить наказание.

4480

В соответствии с ч 2 ст. 25.4 КоАП РФ, «законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение».

КоАП РФ не содержит понятия «юридическое лицо» в связи с чем, в административное законодательство прибегает к аналоги из цивилистического законодательства в вопросе понимания юридического лица, его характеристик и признаков.

Таким же образом обстоит вопрос и с понятием «орган юридического лица». Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ) в ч. 1 ст. 53 ГК РФ закрепляет, что юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами [2].

Тищенко Н.М. указывала на невозможность отнесения лица, представляющего юридическое лицо в административном процессе (руководителя, органа юридического лица) к индивидуальному участнику административного производства, «поскольку действуют они обезличенно, а их действия не порождают непосредственно для них личных прав и обязанностей» [3].

Орган юридического лица должен обладать достаточным объемом правосубъектности. Таким образом, суд, либо лицо/орган осуществляющие производство по делу, должны проверять при допуске в процесс органа юридического лица право-дееспособности последнего, т.к. именно орган выступает от имени юридического лица, что по сути дела означает выполнение им функций его законного представителя. Это вызывает

4481

некоторые особенности, т.к. право-дееспособность органа юридического лица основана на законе, в связи с чем такие лица могут осуществлять свои полномочия без доверенности, однако их правовой статус надлежит проверке посредством анализа иных документов (например, учредительных документов, приказов и т.д.). Также подлежит установлению структура юридического лица с целью определения, кого конкретно следует признавать органом юридического лица.

При этом, в случае представительства руководителем аналогичных сложностей не возникает, т.к. в законе имеется прямое указание на возможность его участия в административном процессе. Полномочия руководителя могут подтверждаться приказом юридического лица о вступлении в должность. При этом, интересным является тот факт, что заместитель руководителя юридического лица также относится к законным представителям юридического лица.

Также примечательно то, что у юридического лица могут быть, как индивидуальные органы, так и коллективные. К индивидуальным органам юридического лица следует относить председатель правления, директор, президент, генеральный директор и пр. К коллективным органам могут быть отнесены дирекция, правление, совет директоров, президиум и пр. Это, в свою очередь, создает следующую особенность: полномочия единоличных органов подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение (удостоверение), однако от лица коллегиального органа может действовать тот член органа, чьи полномочия прямо отражены в учредительных документах этого юридического лица.

Таким образом, возвращаясь к положениям ч 2 ст. 25.4 КоАП РФ, можно заключить, что иные должностные лица не могут быть представителями в силу закона и представляют интересы лишь в силу учредительных документов.

4482

Также, следует отметить, что административное законодательство весьма поверхностно очерчивает статус законного представителя юридического лица. При этом, нет закрепленного перечня прав, как это сделано в иных статьях главы 25 КоАП РФ, в связи с чем, представляется возможным лишь прибегать к аналогии со ст. 25.1. КоАП РФ.

Считаем, что правовой статус обвиняемого и подозреваемого, закрепленный в ст. 46-47 Уголовно-процессуального кодекса РФ [5] имеет более подходящую форму закрепления, где на каждом этапе производства указан полный перечень прав и обязанностей участников процесса, в связи с чем подобный подход можно было бы применить в административно-правовом нормотворчестве.

Также, помимо вышерассмотренных категорий законных представителей юридического лица, отдельной категорией представителя является защитник. При этом, защитник является самостоятельным участником процесса. Целью участия защитника в процессе является гарантия конституционного права каждого на получение квалифицированной юридической помощи, закрепленной в ст. 48 Конституции Российской Федерации.

При этом, имеется следующая особенность: законом в ст. ст. 25.5. КоАП РФ устанавливаются две группы лиц, имеющих право представлять интересы -защитник и представитель. Считаем необходимым объединить данных лиц в одну категорию по причине сходства их правовых статусов. Как и в ситуациях описанных выше, закон не дает конкретного определения данным категориям, а лишь описывает в каких ситуациях они могут принимать участие в процессе. Так, в соответствии с ч.1 ст. 25.5. КоАП РФ, «для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель». Таким

4483

образом, единственное отличие защитника от представителя в том, на чьей стороне они выступают в процессе. При этом, защитником и представителем могут быть, как адвокаты, так и иные лица, в отличии от уголовного производства, где в качестве защитника допускаются только адвокаты.

В случае участия адвоката, его полномочия, в соответствии с ч. 3 ст. 25.5 КоАП РФ, подтверждаются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Ордер адвокатского содержит реквизиты, наименование и адрес адвокатского образования, ФИО адвоката и наименование представляемого юридического лица, реквизиты адвокатского удостоверения адвоката, указание на субъект, в реестре адвокатской палаты которого числится адвокат, а также на основание выдачи ордера. Ордер подписывается руководителем адвокатского образования, адвокат-исполнитель расписывается в получении ордера.

Полномочия иных защитников, не являющихся адвокатами, подтверждаются доверенностью выданной организацией и подписанной руководителем или иным уполномоченным на это учредительными документами лицом (ч.3 ст.25.5 КоАП РФ, ч. 3 ст. 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации [6]).

Например, юридическую помощь в качестве защитника может оказывать представитель юридической службы юридического лица. Представлять интересы в качестве защитника по делам об административных правонарушениях может даже лицо не обладающее юридическим образованием. Представляется, что с учетом тенденций изменяющегося законодательства в последние годы, которое направлено на профессионализацию судебного процесса, данные положения будут изменены.

При этом, предусматривается некоторая свобода в выборе условий, предусмотренных доверенностью: она может быть, как разовой - представлять

4484

интересы в одном судебном заседании, либо в одном процессе, так и общей (иногда называют генеральной, однако юридически такой термин не закреплен) - представлять интересы по всем возможным делам; с ограничением срока действия, так и бессрочно. Также, доверенность от юридического лица не нуждается в обязательном нотариальном заверении, как это установлено для физических лиц, при этом доверенность должна содержать оттиск печати, в случае если у юридического лица она имеется.

С учетом изложенного можно отметить, что выделяя юридическое лицо в качестве субъекта административной ответственности, законодатель не достаточно четко определяет его правовой статус, что в свою очередь имеет большое не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку реализация правоохранительных функций государства во многом зависит от качества не только нормативно-материальной, но и процессуальной основы деятельности уполномоченных государственных органов.

Литература

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 06.03.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1. Ч. 1. Ст. 1.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301.

3. Тищенко Н.М. Гражданин в административном процессе. Харьков, 1998. С. 29-30.

4. Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987. С. 45.

5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 06.03.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 52. Ч. 1. Ст. 4921.

4485

6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-Ф3 (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 46. Ст. 4532.

7. Панцарино Анастасия Вячеславовна Процессуальный статус лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении в РФ: проблемы и тенденции правового регулирования // Достижения науки и образования. 2018. №1 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/nprotsessualnyy-status-litsa-v-otnoshenii-kotorogo-vedetsya-proizvodstvo-po-delu-ob-administrativnom-pravonarushenii-v-rf-problemy-i (дата обращения: 15.05.2022).

Literature

1. The Code of the Russian Federation on Administrative Offenses of 30.12.2001 No. 195-FZ (ed. of 06.03.2019) // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2002. No. 1. Part 1. Article 1.

2. The Civil Code of the Russian Federation (part one) of 30.11.1994 (ed. of 03.08.2018) // Collection of Legislation of the Russian Federation. 1994. No. 32. St. 3301.

3. Tishchenko N.M. Citizen in the administrative process. Kharkiv, 1998. pp. 2930.

4. Matuzov N.I. The legal system and personality. Saratov, 1987. p. 45.

5. Criminal Procedure Code of the Russian Federation No. 174-FZ dated 18.12.2001 (ed. dated 06.03.2019) // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2001. No. 52. Part 1. Article 4921.

6. Civil Procedure Code of the Russian Federation of 14.11.2002 No. 138-FZ (ed. of27.12.2018) // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2002. No. 46. St. 4532.

7. Pantsarino Anastasia Vyacheslavovna Procedural status of a person in respect of whom proceedings are being conducted on an administrative offense in the Russian Federation: problems and trends of legal regulation // Achievements of

4486

science and education. 2018. No.1 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/nprotsessualnyy-status-litsa-v-otnoshenii-kotorogo-vedetsya-proizvodstvo-po-delu-ob-administrativnom-pravonarushenii-v-rf-problemy-i (accessed: 05/15/2022).

© Рогова Д.В., 2022 Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №5/2022.

Для цитирования: Рогова Д.В. ПРАВОВОЙ СТАТУС УЧАСТНИКОВ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ // Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей №5/2022.

4487

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.