МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
Хотя, как отметил «Эксперту Online» Виктор Кременюк, заместитель директора Института США и Канады РАН, многое в мотивации зависит от местного расклада сил в законодательном собрании каждого штата. ««Сегодня, по-видимому, набирают силу те, кто-либо считает, что на самом деле надо выходить из состава США — это глупо, конечно, либо полагает, что надо постоянно шантажировать Вашингтон, чтобы тот лучше реагировал на их просьбы», — считает он. — Претензии к центру упираются в бюджет. Есть штаты, которые традиционно выступают против центра, против его полномочий и против того, что он делает. Потому что "центр все делает неправильно". Это элемент политической игры» [7]. Однако следует помнить, что именно с такого политического шантажа и начинался развал Югославии.
Целостность государственных границ является преамбулой законодательства государств, закрепляющих в своих Конституциях порядок изменения внешних и границ, закрепляющих территорию государственного суверенитета.
В начале XXI века темпы «войны суверенитетов» набирают еще большую силу даже в высокоразвитых странах. Но, усилия государственной власти и волеизъявление народа все-таки пока предотвращают процессы по разрушению государственных границ, которые прикрываются лозунгами независимости и повышением экономического роста, потенциально отделяемого региона. Список использованной литературы:
1. Конституция РФ.
2. Федерального закона РФ N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации» от 01.04.1993 (в ред. от 30.12.2015).
3. Большой энциклопедический словарь. -по ред. акад. Прохорова А.М.- 2-е изд., М.: Большая российская энциклопедия, 2002 г.
4. Бабурин С.Н. Территория государства. Правовые и геополитические проблемы. - М.: Изд-во МГУ, 1997.
5. Бабурин С.Н. Диссертация на соискание степени доктора юридических наук на тему «Территория государства: Теоретико-правовые проблемы». - Москва, 1998.
6. ereport.ru
7. expert.ru
8. ru.wikipedia.org
© Ганьшин А.В., 2016
УДК 342.9
Е.В. Герасюта
Студент 4 курса кафедры государственного и муниципального управления и права Владивостокского государственного университета экономики и сервиса Научный руководитель: Е.Ю. Кияшко к.п.н., доцент кафедры «Государственного и муниципального управления и права» Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Г. Владивосток, Российская Федерация
ПРАВОВОЙ СТАТУС УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ НА ПРИМЕРЕ ОП №24 ОМВД РОССИИ ПО ХОРОЛЬСКОМУ РАЙОНУ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Аннотация
Данная статья рассматривает правовой статус участковых уполномоченных ОП №24 ОМВД России по
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
Хорольскому району, правовые основы их деятельности.
Ключевые слова
Участковый уполномоченный, полиция, органы внутренних дел, направления деятельности, ОП №24
ОМВД России по Хорольскому району.
«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства»[1, с. 3] - так гласит статья 2 Конституции России, которую приняли путем референдума 12 декабря 1993 года. Полиция - это один из органов, на котором лежит защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства. Ее деятельность регламентирует Федеральный закон РФ от 07.02.2011 г. № З-ФЗ «О полиции»[2].
Считается, что первостепенная задача полиции - защита прав граждан от преступных и иных противоправных посягательств посредством противодействия преступности, раскрытия преступлений и привлечения к ответственности виновных, но в таком случае вред общественности уже причинен. Поэтому в деятельности полиции основной приоритет - охранять общественный порядок и собственность, обеспечить общественную безопасность, предотвращать совершения преступлений и правонарушений. Решать такие задачи необходимо путем проведения профилактических работ в сфере охраны правопорядка. Ключевая нагрузка по профилактике преступлений и правонарушений возлагается на службу участковых уполномоченных полиции. При всем том, деятельность службы участковых уполномоченных по профилактике и пресечению преступлений и правонарушений, как выявляется на практике, малоэффективна.
Меры по повышению эффективности осуществления профилактической функции подразделения участковых уполномоченных, предпринимаемые со стороны органов внутренних дел Российской Федерации надлежащего результата не достигают. Например, на расширенном заседании Отдела МВД России по Хорольскому району Приморского края отмечено, что системная работа по профилактике правонарушений в 2015 году в районе велась практически безрезультативно. Такая тенденция обусловлена нехваткой кадров в указанной службе. Результатом такой проблемы стал внушительный (на 15%) рост подростковой преступности, прежде всего по мелким составам, на 14% увеличилась доля противоправных деяний, совершенных лицами, ранее не привлекавшихся к ответственности. Несмотря на эту проблему, в начале 2015 года была проведена 100-процентная переаттестация участковых уполномоченных в Хорольском муниципальном районе. В результате квалификационных мероприятий все 10 участковых уполномоченных смогли пройти аттестацию[3, с. 4].
Служба участковых уполномоченных полиции на любом этапе своего развития остается первостепенным промежуточным звеном полиции с гражданским населением.
Служба участковых гарантирует защиту населения от преступных посягательств по месту жительства и занимает центральное место в аппарате органов Министерства внутренних дел. Итоги проделанной работы участковых уполномоченных полиции, оценивают абсолютно всю деятельность системы органов внутренних дел, на основании чего гарантируется доверие граждан Российской Федерации к органам правопорядка.
Список обязанностей, порученных участковым уполномоченным ОП №24 ОМВД России по Хорольскому району более чем широк. Важнейшие из них:
1. Оберегать жизни и здоровья граждан от преступных посягательств;
2. Социальная реабилитация лиц, нуждающихся в помощи;
3. Работа с подрастающим поколением;
4. Разносторонняя деятельность, направленная на создание благоприятной обстановки для осуществления законных прав, свобод и интересов граждан.
Участковый наделен обширными полномочиями (этот список состоит из 90 пунктов) фактически во всех направлениях деятельности аппарата внутренних дел. Все полномочия участкового РФ находятся в приказе Министра внутренних дел России № 1166 от 31 декабря 2012 года «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» [4].
Как любой другой служащий Министерства внутренних дел, участковый уполномоченный полиции
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
имеет права и обязанности, предусматриваемые приказом МВД России от 31 декабря 2012 года № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» и Федеральным Законом РФ от 7 февраля 2011 года № 3 - ФЗ «О Полиции».
Основополагающие направления в работе участкового уполномоченного ОП №24 ОМВД России по Хорольскому району:
1. Индивидуальные и общие профилактические работы.
2. Организация и реализация обеспечения охраны общественного порядка.
3. Способствование в расследовании и раскрытии преступлений.
4. Взаимодействие в работе с гражданами.
Индивидуальные полномочия участковых полиции по назначению административных наказаний установлены в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (п.9, ч.2, ст.23.3) [5].
А в целях успешного выполнения стоящих перед участковым уполномоченным вопросов, он наделен большим кругом обязанностей. Самыми распространенными и ведущими являются следующие:
- Знать и исполнять положения законодательных и иных нормативно-правовых актов России, которые устанавливают правовую базу деятельности участкового полиции;
- знать и пользоваться методами и формами предупреждения преступлений и правонарушений, порядок производства и оформления незамедлительных следственных действий, производства по делам об административных правонарушениях;
- обладать информацией о задействованных на административном участке в охране общественной безопасности: силах и средствах территориальных органов Министерства внутренних дел России, представителях общественных объединений правоохранительных направлений, работниках предприятий, осуществляющих негосударственную охранную деятельность. Знать размещение стационарных и передвижных постов патрульно-постовой службы полиции территориального органа МВД России, нарядов вневедомственной охраны полиции, дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции
- знать территорию административного участка, его специфику, дорожную систему, расположение и режим работы учреждений, организаций, предприятий в независимости от форм собственности, объектов хранения культурных ценностей, мест массового отдыха населения, мест хранения товарно-материальных ценностей и денежных средств, места стоянок автотранспорта и порядок их охраны;
- быть проинформированными о местах хранения огнестрельного оружия и взрывчатых веществ, аптеках, местах хранения и оборота наркотических средств, психотропных веществ, иных объектах хранения предметов или веществ, изъятых из гражданского оборота или оборот которых ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- быть участником в инструктаже представителей общественных объединений правоохранительной ориентации перед их выходом на мероприятия по охране общественного порядка на административном участке[4].
Чтобы выполнить порученные ему обязанности, у участкового уполномоченного полиции имеются права, предусмотренные пунктами 1 - 5, 7, 8, 11, 13, 14, 16, 18, 20, 21, 34, 36, 37 части 1 статьи 13, части 2 статьи 14, части 3 статьи 15, части 1 статьи 17, части 1 статьи 18 ФЗ "О полиции" и иными правами, предусмотренными законодательством РФ, законами субъектов РФ по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в границах компетенции[2].
На сегодня сформировался плохое течение, на участкового уполномоченного возлагают выполнение разного рода задач, которые не всегда непосредственно связанны с прямыми служебными обязанностями, одними из подобных поручений является разгрузка других подразделений. Стоит отметить такой пример: нередко участковых уполномоченных посылают в оцепление на массовые культурные и другие мероприятия, организованные даже не на их участке. Также в подразделения участковых полиции передают для рассмотрения дела, которые не относятся к предмету деятельности полиции, регулирующей общественную безопасность.
Вдобавок одна из проблем в деятельности участкового уполномоченного полиции - множество сообщений и заявлений, которые не позволяют ему провести профилактические мероприятия внутри
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070
населения, что в следствие приводит к увеличению преступности.
Если обратиться к объему и важности задач, которые поставлены перед органами внутренних дел и к роли, играющей в охране правопорядка, то можно проследить, что служба участковых уполномоченных полиции занимает одно из первостепенных мест в системе внутренних дел.
Участковый уполномоченный полиции есть главный резидент полиции на доверенном ему участке территории, он находится в непосредственной близости к населению, исполняет функции и задачи, относящиеся к компетенции практически всех служб и подразделений, аппаратов и органов внутренних дел. Такое должностное положение определяет всеохватывающий характер его деятельности, требует высочайшей компетентности, знания оперативной обстановки на участке, умения пользоваться в своей работе как запасом полицейских средств и методов, так и педагогического и психологического опыта.
Участковые полиции действуют на передовой общественного порядка среди населения и борьбы с преступностью, а так же составляют самую массовую службу органов внутренних дел, в связи с чем они играют важнейшую роль в решении задач возложенных на полицию. Потому службы участковых уполномоченных необходимо укомплектовывать лучшими сотрудниками, наделенных богатым опытом службы в полиции. К сожалению, на сегодняшний день служба участковых уполномоченных полиции не достаточно укомплектована из-за недостаточности кадров.
В 2015 году ОМВД Российской Федерации предпринимались меры по борьбе с преступностью и укрепления правопорядка в районе. Велась работа по повышению эффективности в деятельности служб и подразделений по всем направлениям оперативно-служебной деятельности.
По итогам работы за 2015 год, можно отметить, что ситуация на территории Хорольского района характеризуется ростом числа совершенных преступлений на 12%. Но стоит отметить, что увеличился показатель раскрываемости преступлений: посягательства на собственность граждан - 54, 1%; незаконный оборот наркотиков - 6,2%..[3, с. 1]
У участковых в настоящий момент на профилактическом учете состоят 264 человека, которые посещаются по месту жительства регулярно. Так же личным составом ОУУП и ПДН постоянно проводится проверка лиц, ранее судимых, освободившихся из мест лишения свободы, лиц, имеющих рецидив преступлений и формально попадающих под надзор, с целью последующего взятия их под надзор.[3, с. 2]
В целом оперативную обстановку в районе за 2015 год можно назвать стабильной. А главной задачей участковых уполномоченных в 2016 году остается повышение уровня доверия граждан. Наиболее важными мероприятиями, предстоящими осуществлению в предстоящем году, будут охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности граждан.
Список использованной литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
2. О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru
3. Отчет «О состоянии правопорядка на территории Хорольского муниципального района и результатах оперативно-служебной деятельности служб и подразделений ОМВД России по Хорольскому району за 2015 год». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://25.mvd.ru
4. Приказ МВД РФ от 31 декабря 2012 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.01.2016). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru
© Герасюта Е.В., Кияшко Е.Ю., 2016