Научная статья на тему 'ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ ДОГОВОРА ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ'

ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ ДОГОВОРА ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
158
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ВОЗМЕЗДНОЕ ОКАЗАНИЕ УСЛУГ / ДОГОВОР ОКАЗАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / СУБЪЕКТЫ ДОГОВОРА / СТОРОНЫ ДОГОВОРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Штепа Татьяна Владимировна

Основной целью данной работы является определение правового статуса субъектов, являющихся сторонами и заинтересованными лицами договора возмездного оказания образовательных услуг. Доказана необходимость определения понятийных признаков субъектного состава договора образовательной услуги как объекта гражданских прав. В этой связи определены особенности договора о предоставлении образовательных услуг, которые формируют специфические черты правового статуса его субъектов. Рассмотрена классификация договоров оказания образовательных услуг, исходя из субъектного состава и характера выполнения субъектами своих обязанностей; определены стороны договора и проанализированы имеющиеся подходы к их определению. Установлено, что наибольшая вариация определений имеет место в отношении получателя возмездной образовательной услуги, в то время как исполнитель еще в основном характеризуется как продавец данной услуги. Проведена типологизация обязанностей субъектов договора возмездного оказания образовательных услуг. Исследованы проблемные и дискуссионные вопросы в разрезе направления исследования. Выявлены отличия договоров оказания образовательных услуг возмездного и безвозмездного характера с позиции их влияния на функциональные обязанности сторон договора. Определено, что стороны договора об оказании образовательных услуг на возмездной основе имеют юридическое равенство, которое проявляется в том, что они занимают одинаковые юридические позиции и ни одна из сторон не наделена относительно другой функциями власти. По результатам анализа установлено, что основные обязанности исполнителя реализуются в объеме дополнительных обязательств, которые вместе с основным образуют смешанное обязательство. Предложено обязанности потребителя образовательных услуг разделять с гражданско-правовой позиции на основные и дополнительные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL STATUS OF THE SUBJECTS OF THE CONTRACT FOR THE REFUNDABLE PROVISION OF EDUCATIONAL SERVICES

The main purpose of this work is to determine the legal status of entities that are parties and stakeholders of the contract for the provision of paid educational services. The necessity of defining the conceptual features of the subject composition of an educational service agreement as an object of civil rights has been proved. In this regard, the features of the agreement on the provision of educational services have been determined, which form the specific features of the legal status of its subjects. Considered the classification of contracts for the provision of educational services, based on the subject composition and the nature of the subjects' performance of their duties; the parties to the contract were identified and the available approaches to their definition were analyzed. It has been established that the greatest variation in definitions takes place in relation to the recipient of a paid educational service, while the performer is still mainly characterized as a seller of this service. The typology of the obligations of the subjects of the contract for the provision of paid educational services has been carried out. Problematic and controversial issues in the context of the direction of research are investigated. The differences between the contracts for the provision of educational services of a paid and gratuitous nature from the standpoint of their influence on the functional obligations of the parties to the contract are revealed. It has been determined that the parties to an agreement on the provision of educational services on a reimbursable basis have legal equality, which is manifested in the fact that they hold the same legal positions and neither party is endowed with a relatively different power functions. Based on the results of the analysis, it was found that the main obligations of the contractor are implemented in the amount of additional obligations, which, together with the main one, form a mixed obligation. It is proposed to divide the obligations of the consumer of educational services from the civil law position into basic and additional ones.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ ДОГОВОРА ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ»

Штепа Т. В.

ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ ДОГОВОРА ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

8.10. Правовой статус субъектов договора возмездного оказания образовательных услуг

©Штепа Т. В.

Российский университет транспорта (МИИТ), Российская Федерация e-mail: t.v.shtepa@mail.ru

Аннотация. Основной целью данной работы является определение правового статуса субъектов, являющихся сторонами и заинтересованными лицами договора возмездного оказания образовательных услуг. Доказана необходимость определения понятийных признаков субъектного состава договора образовательной услуги как объекта гражданских прав. В этой связи определены особенности договора о предоставлении образовательных услуг, которые формируют специфические черты правового статуса его субъектов. Рассмотрена классификация договоров оказания образовательных услуг, исходя из субъектного состава и характера выполнения субъектами своих обязанностей; определены стороны договора и проанализированы имеющиеся подходы к их определению. Установлено, что наибольшая вариация определений имеет место в отношении получателя возмездной образовательной услуги, в то время как исполнитель еще в основном характеризуется как продавец данной услуги. Проведена типологиза-ция обязанностей субъектов договора возмездного оказания образовательных услуг. Исследованы проблемные и дискуссионные вопросы в разрезе направления исследования. Выявлены отличия договоров оказания образовательных услуг возмездного и безвозмездного характера с позиции их влияния на функциональные обязанности сторон договора. Определено, что стороны договора об оказании образовательных услуг на возмездной основе имеют юридическое равенство, которое проявляется в том, что они занимают одинаковые юридические позиции и ни одна из сторон не наделена относительно другой функциями власти. По результатам анализа установлено, что основные обязанности исполнителя реализуются в объеме дополнительных обязательств, которые вместе с основным образуют смешанное обязательство. Предложено обязанности потребителя образовательных услуг разделять с гражданско-правовой позиции на основные и дополнительные.

Ключевые слова: образовательные услуги, возмездное оказание услуг, договор оказания образовательных услуг, субъекты договора, стороны договора.

Для цитирования: Штепа Т. В. Правовой статус субъектов договора возмездного оказания образовательных услуг // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. 16. №5. С. 227-230.

Legal status of the subjects of the contract for the refundable provision of educational services

©T. V. Shtepa

Russian University of Transport (MIIT), Russian Federation e-mail: t.v.shtepa@mail.ru

Abstract. The main purpose of this work is to determine the legal status of entities that are parties and stakeholders of the contract for the provision of paid educational services. The necessity of defining the conceptual features of the subject composition of an educational service agreement as an object of civil rights has been proved. In this regard, the features of the agreement on the provision of educational services have been determined, which form the specific features of the legal status of its subjects. Considered the classification of contracts for the provision of educational services, based on the subject composition and the nature of the subjects' performance of their duties; the parties to the contract were identified and the available approaches to their definition were analyzed. It has been established that the greatest variation in definitions takes place in relation to the recipient of a paid educational service, while the performer is still mainly characterized as a seller of this service. The typology of the obligations of the subjects of the contract for the provision of paid educational services has been carried out. Problematic and controversial issues in the context of the direction of research are investigated. The differences between the contracts for the provision of educational services of a paid and gratuitous nature from the standpoint of their influence on the functional obligations of the parties to the contract are revealed. It has been determined that the parties to an agreement on the provision of educational services on a reimbursable basis have legal equality, which is manifested in the fact that they hold the same legal positions and neither party is endowed with a relatively different power functions. Based on the results of the analysis, it was found that the main obligations of the contractor are implemented in the amount of additional obligations, which, together with the main one, form a mixed obligation. It is proposed to divide the obligations of the consumer of educational services from the civil law position into basic and additional ones.

ISSN 2541-8025 (print) Том 16, №5,2020 Проблемы экономики и юридической практики 227

ISSN 2712-7605 (online)

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО; ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО; СЕМЕЙНОЕ ПРАВО; МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО / CIVIL LAW BUSINESS LAW FAMILY LAW; PRIVATE INTERNATIONAL LAW ' '

Keywords: educational services, paid provision of services, contract for the provision of educational services, subjects of the contract, parties to the contract.

For citation: Shtepa T. V. Legal status of the subjects of the contract for the refundable provision of educational services // Economic problems and legal practice. 2020. Vol. 16. №5. P. 227-230.

ВВЕДЕНИЕ

Несмотря на то, что договорная форма возмездного предоставления образовательных услуг становится наиболее популярной, исследования правового статуса сторон, их прав и обязательств по такому договору, не были предметом широких исследований.

Различные вопросы возмездного оказания образовательных услуг, особенностей договора на их оказание и субъектного состава затрагивали в своих исследованиях такие авторы как Волчанская Л.М. [Волчанская Л. М. 2002], Загородний С. А. [Загородний С. А., 2007], Жукова Т. В. [Жукова Т. В., 2004], Зарубина М. Г. [Зарубина М. Г., 2017], Кокорин И. С. [Кокорин И. С., 2016], Кудряшов И. В. [Кудряшов И. В., 2008], Мотехина [Моте-хина М. В., 2015] М.В., Музаев Р. А.[Музаев Р. А., 2014], Сидти-кова Л.Б. [Сидтикова Л.Б., 2008], Толочкова И. А. [Толочкова И. А., 2017] и др.

Необходимость определения понятийных признаков субъектного состава договора образовательной услуги как объекта гражданских прав вызвана практическими потребностями установления критериев надлежащего поведения сторон данного вида договоров.

ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ДОГОВОРА О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

В отечественной юридической доктрине под договором о предоставлении платных образовательных услуг понимают договоренность, согласно которой исполнитель обязывается оказать образовательные услуги путем осуществления мер учебного, методического, организационного и материально-технического характера, объем, содержание и характер которых должны отвечать государственным стандартам образования и/или договоренности сторон, а в предусмотренных законодательством случаях подтвердить уровень и объем полученных заказчиком знаний, а заказчик обязывается брать личное и активное участие в потреблении оказанных услуг и оплатить их.

То есть исследователи данного вопроса под объектом обязательств заведения образования понимают выполнение учебной программы, которая должна отвечать установленным законодательством требованиям, или осуществления мер учебного, методического, организационного и материально-технического характера.

При этом на лицо, которое учится, возлагается обязанность «способствовать надлежащему выполнению услуги заказчиком» и «принимать активное участие в потреблении оказанных услуг».

Особенностью договора о предоставлении образовательных услуг, в отличие от предоставления других услуг, отмечает Л. М. Волчанская, является невозможность гарантирования исполнителем достижения высокого результата своей деятельности, поскольку он (результат) зависит не только от исполнителя, но и от самого лица, которое учится, от его возможности, внимания, старания, трудолюбия [Волчанская Л.М., 2002:4]. Так в случае несоответствия знаний, навыков и уме-

ний, установленным законодательством требованиям, обучающийся может не получить документ об образовании, а договор о предоставлении образовательных услуг может быть досрочно разорван по инициативе учебного заведения.

КЛАССИФИКАЦИЯ ДОГОВОРОВ ОКАЗАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ И ИХ СУБЪЕКТОВ

Продолжением данной позиции может служить классификация договоров оказания образовательных услуг, предлагаемая С. А. Загородним, исходя из субъектного состава и характера выполнения субъектами своих обязанностей, которая на наш взгляд в полной мере приемлема [Загородний С. А., 2007]:

- договора по выполнению обязанностей в пользу третьего лица;

- договора по выполнению обязанностей для другого лица, но в пользу кредитора;

- договора, по которым обязанность должника перед кредитором выполняет другое лицо.

Исследуемые субъекты, кроме того, выполняют функции, предусмотренные публичным договором, т.к. договор о предоставлении образовательных услуг содержит его элементы. Так, к примеру, высшее учебное заведение путем оферты заранее сообщает потенциальным контрагентам сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности, об аккредитации и аттестации, информирует о перечне, правилах, процедурах, сроках и форме вступительных экзаменов и т.п.

Акцептом поступающего считается личное предоставление им заявления о приеме и соответствующих документов, письменное подтверждение ознакомления с условиями поступления и обучения.

В отношении типологизации субъектов договора, то имеют место различные подходы к данному вопросу:

- заказчик и исполнитель;

- покупатель и продавец;

- исполнитель и получатель;

- кредитор и должник;

- инвестор и исполнитель.

То есть наибольшая вариация определений имеет место в отношении получателя возмездной образовательной услуги, в то время как исполнитель еще в основном характеризуется как продавец данной услуги.

Так заказчиков предлагают разделять на потребителей (получателей) и инвесторов (покупателей): непосредственными получателями образовательного продукта являются лица, которые получают образование [Шамонов П. А., 2011]. Непосредственными потребителями образовательной услуги считают студентов, а инвесторами - тех, кто финансирует получение такой услуги [Чеха В. В., 2010].

Заказчик - лицо, принимающее решение о приобретении образовательного продукта, выбирающие учебное заведение в зависимости от ряда критериев и индивидуальных предпочтений. Это, в первую очередь конечно родители, а также сами поступающие /зачисляемые.

Также предлагается использовать тандем кредитор-должник при классификации субъектного состава исследуемых договоров [Загородний С.А., 2007].

228 Economic problems and legal practice

Vol. 16, №5,2020

ISSN 2541-8025(print) ISSN 2712-7605(online)

Штепа Т. В.

ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ ДОГОВОРА ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Обобщая существующие мнения о классификации субъектов договора возмездного оказания образовательных услуг, мы приходим к выводу, что их следует дифференцировать на исполнителей и заказчиков. А эти две группы субъектов уже могут варьироваться в своих рамках. Так в качестве заказчика может выступать как само лицо, которое будет учиться, так и другие лица (законные представители получателя образования, будущие работодатели), а также инвестор, который оплачивает услуги по договору.

ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ СТОРОН В ДОГОВОРАХ ОКАЗАНИЯ ВОЗМЕЗДНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Если рассматривать субъектный состав с позиций образовательного права, то в образовательных правоотношениях выделяется участие трех сторон (учебное заведение, педагогические работники, обучающиеся) [Гордеева Д.С., 2017], в отличие от двух с гражданско-правовой позиции - заказчик и исполнитель. Имеют место также отличия право- и дееспособности субъектов обучения в образовательных правоотношениях и физических лиц в гражданских правоотношениях, что отмечаются рядом исследователей^Сырых В.М., 2001: 45-46; Сырых В.М., 2010: 70-77; Южакова О.В., 2005: 105; Спасская В.В., 2005: 99; Мельничук О., 2010; Тиц-кая Я.О., 2012: 264; Кулинич О.О., 2013: 226].

Несовершеннолетний может самостоятельно заключить договор на оказание образовательных услугу без наличия согласия родителей, если он имеет полную дееспособность в соответствии со статьей 27 Гражданского кодекса РФ. Как показывает практика наибольшее распространение имеет заключение договора возмездного оказания образовательных услуг с родителями (усыновителями или попечителями) в пользу третьего лица (непосредственный получатель услуги)1.

Следовательно, договоры могут заключать стороны в интересах третьих лиц (согласно ст. 430 ГК РФ). Когда договор заключает заказчик в интересах третьего лица, то оно тоже подписывает договор, проставляя в нем реквизиты.

Одним из дискуссионных моментов выступает вопрос разграничения правоотношений субъектов договора образовательных услуг по критерию платности. По мнению В. В. Ква-ниной в ситуации, когда лицо, которое учится, не оплачивает учебу, не правомерно делать вывод об отсутствии гражданско-правовой природы в отношении учебное заведение -обучающийся. В случае, когда образовательные услуги, предоставляются вузом за счет бюджетных средств, они бесплатны для непосредственного их потребителя, а для вуза -являются платными (расходы на обучение финансируются из государственного и муниципального бюджетов) [Кванина В. В., 2011: 148-149].

Схожей позиции придерживается И. В. Кудряшов, отмечая, что в отличие от договоров по оказанию других видов услуг, договора о предоставлении образовательных услуг все по своей сути являются возмездными [Кудряшов И. В., 2008].

То есть финансирование образовательных услуг осуществляет не потребитель услуги, а государство или другое публично-правовое образование, что свидетельствует о его оплатном характере. Исходя из этого, представляется возможным квалифицировать отношения между исполнителем и обучающимся по поводу предоставления образовательных услуг как имущественные. Поэтому не вызывает сомнений тот факт, что

1 Гражданский кодекс РФ. - ст. 430.

ISSN 2541-8025 (print) Том 16, №5, 2020 ISSN 2712-7605 (online)

отношения между отмеченными субъектами должны регулироваться гражданско-правовым договором по предоставлению образовательных услуг. В противном случае будет иметь место нарушение принципа одинаковости правового регулирования однотипных отношений.

В то же время стороны договора об оказании образовательных услуг на возмездной основе имеют юридическое равенство, которое проявляется в том, что они занимают одинаковые юридические позиции и ни одна из сторон не наделена относительно другой функциями власти. Юридическое равенство участников гражданско-правовых отношений состоит в наличии равных оснований возникновения, изменения или прекращения их субъективных гражданских прав (независимо от материального и социального равенства, властной зависимости), а также равные основания ответственности за гражданские правонарушения. Учебное заведение и обучающийся, находясь в правоотношениях по поводу предоставления образовательных услуг, являются свободными, не подчиненными друг другу субъектами.

ВЫВОДЫ

Таким образом, обязательственный функционал субъектов договора возмездного оказания образовательных услуг можно представить следующим образом.

Основная обязанность исполнителя - совершить определенную деятельность, а заказчика - оплатить ее исполнителю.

Кроме учебной услуги как таковой, в договоре фиксируют и другие обязанности исполнителя:

- условия возврата (полного или частичного) средств за обучение при досрочном расторжении договора;

- предоставление заказчику дополнительных услуг (обеспечение общежитием;

- организация прохождения практики; обеспечение учебниками и другим учебным материалом, создание условий для культурного отдыха, занятий спортом, творческой деятельностью и др.).

Следовательно, кроме этих основных обязательств учебного заведения, оно имеет обязанности по предоставлению заказчику (другому лицу) имущества для организации самостоятельной подготовки, обустройства быта, культурного и спортивного досуга. Эти обязанности реализуются в объеме дополнительных обязательств, которые вместе с основным образуют смешанное обязательство.

Обязанности потребителя образовательных услуг можно разделить с гражданско-правовой позиции на основные и дополнительные. Основная гражданско-правовая обязанность заказчика - своевременная и полная оплаты за обучение. Обязанности соблюдать правила внутреннего распорядка и выполнять учебный план являются дополнительными. Такая классификация позволяет отказаться от трактовки образовательных услуг как сугубо частноправового договора.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, основной обязанностью исполнителя является то, что он принимает на себя обязательство за счет средств заказчика осуществить обучение - оказать образовательную услугу; основная гражданско-правовая обязанность заказчика

- своевременная и полная оплаты за обучение. Стороны договора возмездного оказания образовательных услуг имеют

Проблемы экономики и юридической практики 229

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО; ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО; СЕМЕЙНОЕ ПРАВО; МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО / CIVIL LAW BUSINESS LAW FAMILY LAW; PRIVATE INTERNATIONAL LAW

12.00.03

юридическое равенство, которое проявляется в том, что они занимают одинаковые юридические позиции и ни одна из сторон не наделена относительно другой функциями власти.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 80,37%.

Рецензент: главный научный сотрудник ИГП РАН, доктор юридических наук Летова Н. В.

1.

2.

3.

4.

5.

Список литературы:

1. Волчанская Л. М. Договор возмездного оказания образовательных услуг в системе высшего профессионального образования: автореф. дисс..канд. юрид. наук: 12.00.03. Волгоград, 2002. 20 с.

2. Гордеева Д.С. Экономика образования / Д.С. Гордеева, Н.А. Дегтярева. Челябинск: «Цицеро», 2017. 95 с.

3. Жукова Т.В. Договор возмездного оказания образовательных услуг: дис. канд. юрид. наук: 12.00.03. М., 2004.- 203 с.

4. Зарубина М. Г. Гражданско-правовое регулирование оказания платных образовательных услуг // Юридическая наука. 2017. № 4. С. 16-21.

5. Загородний С.А.Договор о профессиональной подготовке в ВУЗе: Автореф. дис. канд. юрид. наук: 12.00.03. Харьков: Харковский нац. ун-т внутр. дел, 2007. 20 с.

6. Кванина В. В. Особенности договора на оказание вузом образовательных услуг // Сфера услуг: гражданско-правовое регулирование: сборник статей / под ред. Е. А. Суханова, Л. В. Санниковой. М.: Инфотропик Медиа, 2011. С. 143-171.

7. Кокорин И.С. Предмет договора возмездного оказания образовательных услуг: проблемы понимания // Ленинградский юридический журнал. - 2016. - N 2. - С. 64-71.

8. Кудряшов И.В. Договор на оказание платных образовательных услуг как основание инвестиций в образование // Право и образование. 2008. № 2. С. 25-33.

9. Кулинич О.О. Юридическая природа образовательных правоотношений как элемента конституционно-правового механизма реализации права человека и гражданина на образование // Форум права. 2013. №4. С. 224-231.

10. Мельничук О. Правосубъектность обучающегося лица как участника образовательных правоотношений. Режим доступа: http://www.nbuv.gov.ua/old im/socgum/Yurukr/2010 12Z07.pdf.

11. Мотехина М.В. Условия договора возмездного оказания образовательных услуг высшего учебного заведения, ущемляющие права потребителя // Современное право. - 2015. - N 11. - С. 73-77.

12. Музаев Р. А. Договор возмездного оказания услуг как вид обязательств по оказанию услуг в гражданском праве России // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2014. №. 1. С. 2533.

13. Ситдикова Л.Б. Нормативная модель договора на возмездное оказание услуг // Российский судья. 2008. № 1. С. 32-34.

14. Спасская В.В. К вопросу о специфике образовательных правоотношений // Право и образование. 2005. №2. С. 89-102.

15. Сырых В.М. Предмет правового регулирования образовательного права// Право и образование. 2001. №3. С. 43-58.

16. Сырых В.М. Образовательные услуги и образовательные правоотношения: дискуссионные взгляды и действительное содержание // Журнал российского права. 2010. №4. С. 69-79.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Тицкая Я.О. Основания разграничения понятий «образовательные правоотношения» и»отношения всфере образования» // Актуальные проблемы государства и права. 2012. Вып. 67. С. 260-267.

18. Толочкова И. А.К вопросу об определении понятия договора об оказании платных образовательных услуг // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2017. № 4 (117). С. 140-143.

19. Чеха В. В. Механизмы инвестиций в сферу образования: проблемы и решения // Вопросы образования. 2010. № 1. С. 134-150.

20. Шамонов П. А. О некоторых аспектах маркетинга образовательных услуг // Маркетинг в России и за рубежом.2011. № 5.С. 84-94.

21. Южакова О.В. Об определении образовательной услуги // Право и образование. 2005. №5. С. 102-108.

Статья поступила в редакцию 07.09.2020, принята к публикации 23.09.2020 The article was received on 07.09.2020, accepted for publication 23.09.2020

Reference list:

8.

10. 11. 12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20. 21.

Volchanskaya LM Contract for the provision of paid educational services in the system of higher professional education: author. diss..kand. jurid. Sciences: 12.00.03. Volgograd, 2002.20 p.

Gordeeva D.S. Economics of education / D.S. Gordeeva, N.A. Degtyareva. Chelyabinsk: «Tsitsero», 2017.95 p.

Zhukova T.V. Contract for the provision of educational services: dis. Cand. jurid. Sciences: 12.00.03. M., 2004.- 203 p.

Zarubina MG Civil-legal regulation of the provision of paid educational services // Legal science. 2017. No. 4. S. 16-21.

Zagorodny S.A. Agreement on vocational training at the university: Author's abstract. dis. Cand. jurid. Sciences: 12.00.03. Kharkiv: Kharkovsky nat. un-t int. cases, 2007.20 p.

Kvanina VV Features of the contract for the provision of educational services by the university // Services: civil regulation: collection of articles / ed. E. A. Sukhanova, L. V. Sannikova. M .: Infotropic Media, 2011. P. 143-171.

Kokorin I.S. Subject of the contract for the provision of educational services: problems of understanding // Leningrad legal journal. - 2016. - N 2. - S. 64-71.

Kudryashov I.V. Contract for the provision of paid educational services as a basis for investment in education // Law and Education. 2008. No. 2. S. 25-33.

Kulinich OO The legal nature of educational legal relations as an element of the constitutional and legal mechanism for the realization of the right of a person and a citizen to education // Forum of Law. 2013. No. 4. S. 224--231. Melnichuk O. Legal personality of a student as a participant in educational legal relations. Access mode: http://www.nbuv.gov.ua/old im / socgum / Yurukr / 2010 12Z07.pdf.

Motekhina M.V. Terms of the contract for the paid provision of educational

services of a higher educational institution that infringe on the rights of the

consumer // Modern Law. - 2015. - N 11. - S. 73-77.

Muzaev RA Contract for the provision of services for compensation as a

type of obligations for the provision of services in the civil law of Russia //

Electronic supplement to the Russian legal journal. 2014. no. 1.S. 25-33.

Sitdikova L.B. Normative model of the contract for the provision of services

for compensation // Russian judge. 2008. No. 1. S. 32-34.

Spasskaya V.V. On the issue of the specifics of educational legal relations //

Law and Education. 2005. No. 2. S. 89-102.

Syrykh V.M. The subject of legal regulation of educational law // Law and Education. 2001. No. 3. S. 43-58.

Syrykh V.M. Educational services and educational legal relations: debatable views and actual content // Journal of Russian law. 2010. No. 4. S. 69-79. Titskaya Ya.O. Grounds for differentiating the concepts of «educational legal relations» and «relations in the field of education» // Actual problems of state and law. 2012. Issue. 67.S. 260-267.

Tolochkova IA To the question of defining the concept of a contract for the provision of paid educational services // Bulletin of the Saratov State Law Academy. 2017. No. 4 (117). S. 140-143.

Chekha V. V. Mechanisms of investments in education: problems and

solutions // Education Issues. 2010. No. 1. S. 134-150.

Shamonov PA On some aspects of marketing of educational services //

Marketing in Russia and abroad. 2011. No. 5. S. 84-94.

Yuzhakova OV On the definition of educational services // Law and

Education. 2005. No. 5. S. 102-108.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Штепа Татьяна Владимировна, аспирант, Российский университет транспорта (МИИТ), Российская Федерация, РИНЦ Author ID 6230-8357, e-mail: t.v.shtepa@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Tatiana V. Shtepa, graduate student, Russian University of Transport (MIIT), Russian Federation, Author ID 6230-8357, e-mail: t.v.shtepa@mail.ru

6.

7.

230 Economic problems and legal practice Vol. 16, №5, 2020 ISSN 2541-8025(print)

ISSN 2712-7605(online)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.