Конституционного Суда РФ от 12.07.2007 № 10-П // Собрание законодательства РФ. 2007. № 30. Ст. 3988.
3. Гессен И. В., Жуйков В. М. Судебная реформа в прошлом и настоящем. М.: ГОУ ВПО «Российская академия правосудия» 2007. 415 с.
4. Белянов Ю. В. Некоторые аспекты исполнения судебных актов // Россия в XXI веке: экономические, правовые и социально-культурные перспективы развития: материалы Х Международной научно-практической конференции г. Москва / отв. ред. А. А. Власов. М., 2015. С. 167-172.
Правовой статус специализированных прокуратур Российской Федерации Талашко А. А.
Талашко Анна Анатольевна / Talashko Anna Anatolievna- студент, юридический факультет, Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Крымский юридический институт (филиал), г. Симферополь
Аннотация: в статье рассматривается правовой статус специализированных прокуратур Российской Федерации.
Abstract: the article deals with the legal status of specialprosecutor's offices of the Russian Federation.
Ключевые слова: прокурорский надзор, государственная система, правовые отношения.
Keywords: public prosecutor's supervision, the state system, the legal relationship.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России [1].
Неотъемлемой частью прокуратуры России являются специализированные прокуратуры, к которым относятся, военные, природоохранные, транспортные прокуратуры, прокуратуры по надзору на особо режимных объектах, прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях. Их создание обусловлено, прежде всего, необходимостью осуществления функций прокуратуры в специфических сферах правовых отношений, не зависящих от территориального деления страны. В этих сферах организуются и действуют хозяйственные и государственно-правовые структуры, закономерности формирования и функционирования которых непосредственно не связаны с федеративным устройством и административно -территориальным делением [2]. Правовой статус специализированных прокуратур Российской Федерации как органов государственной власти основывается на единстве прав, обязанностей и полномочий этого органа, а также совокупности характеризующих его элементов, к которым относятся: нормативно-правовая база, структура, принципы и цели деятельности специализированных прокуратур, задачи, функции и компетенция специализированных прокуратур, их подотчетность и подконтрольность, а также
взаимодействие с другими органами, как государственной власти, так и прокуратуры Российской Федерации [3].
В пределах установленной компетенции прокурорами специализированных прокуратур обеспечиваются координация деятельности правоохранительных органов по соответствующим направлениям борьбы с преступностью, участие в рассмотрении судами уголовных, гражданских и арбитражных дел, разрешение обращений, формирование статистической отчетности, анализ состояния законности и правопорядка.
Таким образом, специализированные прокуратуры, наряду с другими органами государственной власти и местного самоуправления, являются частью государственной системы России. На протяжении последнего десятилетия, отмеченного всплеском работ, посвященных прокурорскому надзору и общетеоретическим вопросам деятельности органов прокуратуры Российской Федерации в рамках проводящейся в стране правовой реформы, к сожалению, интерес к основам деятельности специализированных прокуратур, остался невысоким. Но, на мой взгляд, это не правильно, так как в праве существуют пробелы. Так как, к примеру, в 2001 г. Генеральный прокурор РФ приказом от 22 января 2001 г. № 2 «Об изменении организации прокурорского надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах и реорганизации транспортных прокуратур» ликвидировал транспортные прокуратуры, действовавшие на правах прокуратур субъектов РФ, в настоящее время существуют транспортные прокуратуры на правах районных прокуратур, которые непосредственно подчинены территориальным прокуратурам субъектов РФ, где созданы соответствующие отделы. Представляется, что ликвидация транспортных прокуратур, действовавших на правах прокуратур субъектов РФ, была преждевременным шагом, поскольку значение и роль транспортных прокуратур не были оценены должным образом. Во многом это связано с несовершенством законодательства, а точнее - положений самого Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», который лишь в нескольких своих статьях упоминает о существовании транспортных прокуратур. Сейчас, с учетом участившихся преступлений на транспорте, стало очевидным, что путем координации усилий только территориальных органов прокуратуры различных регионов весьма затруднительно обеспечивать оперативные и слаженные действия по надзору за законностью при раскрытии и расследовании преступлений, совершенных на транспорте. Это положение объясняется тем фактом, что преступления на транспорте совершаются внетерриториально. Преступники зачастую используют разобщенность линейных структур, транспортных и территориальных органов обеспечения безопасности и порядка. Многие хищения, повреждения, порча грузов совершаются в одном регионе, а обнаруживаются в значительном удалении от него. Нарушения правил технической эксплуатации транспорта могут быть допущены в одном регионе, а последствия (авария, крушение) проявляются в другом. Терроризм, связанный с захватом заложников, взрывами, уничтожением транспортных средств, организуется и подготавливается нередко в месте отправления авиатехнических средств, а дальнейшие преступные действия осуществляются в иных регионах [4].
В связи с этим специализированные органы прокуратуры являются неотъемлемым элементом прокурорской системы, создаваемым в тех случаях, когда существует объективная необходимость обеспечения законности в специфических сферах деятельности, имеющих особую важность для жизнеобеспечения общества и государства. Объясняется это тем, что административно-территориальный принцип построения органов прокуратуры не всегда является оптимальным в тех случаях, когда работа прокуратуры касается ряда специфических сфер деятельности государства.
Литература
1. Федеральный закон «О Прокуратуре Российской Федерации» (с послед. изм. от 04.11.2005 N 138-Ф3, с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 18.02.2000 N 3-П, от 11.04.2000 Ш-П, Федеральными законами от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ, Постановлениями Конституционного Суда РФ от 17.07. 2002 N 13-П, от 18.07.2003 N 13-П).
2. Бессарабов В. Г., Кашаев К. А. Защита российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина. М.: Издательский Дом «Городец», 2007.
3. Кошлевский В. Д. Место и роль прокуратуры в механизме Российского государства: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2008.
4. Мотин Д. М. Правовой статус и принципы деятельности специальных прокуратур Российской Федерации в ходе судебно-правовой реформы // Адвокат. - 2006. -№ 6. - 0,5 п.л.