Научная статья на тему 'Правовой статус ребенка в России'

Правовой статус ребенка в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2264
383
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / ПРАВОВОЙ СТАТУС / РЕБЕНОК / ИСТОРИЯ / ЮРИДИЧЕСКИЕ ГАРАНТИИ / ГОСУДАРСТВО / LAW / LEGAL STATUS OF THE CHILD / HISTORY / LEGAL GUARANTEES / STATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абрамян Сюзанна Кароевна, Коперчак Кристина Олеговна, Рязанцева Анастасия Александровна

Обеспечение и защита прав и законных интересов ребенка, в первую очередь, гарантированных Конституцией Российской Федерации, представляет собой сегодня одну из актуальных государственно-правовых проблем. В данной статье рассматриваются проблемные аспекты правового статуса детей в современной России. Авторы акцентируют свое внимание на исторических аспектах положения детей в обществе, что позволило не только раскрыть генезис вопроса и выявить обстоятельства, влияющие на непосредственное состояние дел с правами ребенка, но и уяснить динамику их развития, становление теории прав ребенка. Таким образом, выбор темы исследования обусловлен необходимостью всестороннего и комплексного теоретико-правового исследования проблем прав ребенка и их защиты в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Абрамян Сюзанна Кароевна, Коперчак Кристина Олеговна, Рязанцева Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL STATUS OF THE CHILD IN RUSSIA

Ensuring and protection of rights and legitimate interests of children, primarily guaranteed by the Constitution of the Russian Federation, today are one of the topical state-legal issues. The article focuses on the problematic aspects of the legal status of children in modern Russia. The authors focus on the historical aspects of the situation of children in society, what allowed not only to reveal the Genesis of the issue and identify the circumstances that affected the status of the rights of the child, but also to understand the dynamics of their development and the formation of the theory of the rights of the child. Thus, the choice of the research topic due to the need for a comprehensive and integrated theoretical and legal research of issues of child rights and their protection in modern Russia.

Текст научной работы на тему «Правовой статус ребенка в России»

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №4, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #4, 2015_________________________

УДК 34

DOI: 10.17748/2075-9908.2015.7.4.055-057

АБРАМЯН Сюзанна Кароевна, ABRAMYAN Syuzanna Karoevna,

кандидат юридических наук, доцент Candidate of Juridical Science, Associate Professor,

КОПЕРЧАК Кристина Олеговна,

Курсант 1 курса,

РЯЗАНЦЕВА Анастасия Александровна, Курсант 1 курса,

ПРАВОВОЙ СТАТУС РЕБЕНКА В РОССИИ

Обеспечение и защита прав и законных интересов ребенка, в первую очередь, гарантированных Конституцией Российской Федерации, представляет собой сегодня одну из актуальных государственноправовых проблем. В данной статье рассматриваются проблемные аспекты правового статуса детей в современной России. Авторы акцентируют свое внимание на исторических аспектах положения детей в обществе, что позволило не только раскрыть генезис вопроса и выявить обстоятельства, влияющие на непосредственное состояние дел с правами ребенка, но и уяснить динамику их развития, становление теории прав ребенка. Таким образом, выбор темы исследования обусловлен необходимостью всестороннего и комплексного теоретико-правового исследования проблем прав ребенка и их защиты в современной России.

Ключевые слова: право; правовой статус; ребенок; история; юридические гарантии; государство.

KOPERCHAK Cristina Olegovna, 1st year cadet

RYAZANTSEVA Anastasia Aleksandrovna,

1st year cadet

LEGAL STATUS OF THE CHILD IN RUSSIA

Ensuring and protection of rights and legitimate interests of children, primarily guaranteed by the Constitution of the Russian Federation, today are one of the topical state-legal issues. The article focuses on the problematic aspects of the legal status of children in modern Russia. The authors focus on the historical aspects of the situation of children in society, what allowed not only to reveal the Genesis of the issue and identify the circumstances that affected the status of the rights of the child, but also to understand the dynamics of their development and the formation of the theory of the rights of the child. Thus, the choice of the research topic due to the need for a comprehensive and integrated theoretical and legal research of issues of child rights and their protection in modern Russia.

Keywords: law; legal status of the child; history; legal guarantees; state.

Проблема прав человека - одна из важнейших проблем, которая сопровождает человека всю жизнь. Решение этой проблемы просто необходимо для общества, так как главным условием существования общества является реализация прав человека [1, с. 302]. В настоящее время делается очень многое для того, чтобы гуманизировать общество, сделать его более демократичным. Формируются гражданские общества, которые поднимают самые актуальные проблемы, идет построение правового, социального государства, где права и свободы человека признаются высшими ценностями.

Существенные изменения в регулировании прав ребенка повлекло приведение российского законодательства в соответствие с международно-правовыми нормами. Отношение к ребенку менялось на протяжении всей истории существования России [1, с. 304]. Современный период характеризуется тем, что ребенок признан самостоятельным субъектом принадлежащих ему личных и имущественных прав. Данный подход соответствует положениям Конвенции ООН о правах ребенка и принятым на себя Российской Федерацией обязательствам обеспечить защиту прав и интересов несовершеннолетних в полной степени. Для того чтобы проследить, как менялось отношение к ребенку на протяжении истории, мы рассмотрим древний и современный периоды. Выявим основные принципы правового статуса ребенка, его права и свободы, а также попытаемся найти решения проблемы обеспечения прав и законных интересов ребенка в государстве. Для начала дадим определения термину «ребенок»: Ребенок - это лицо, не достигшее совершеннолетнего возраста [2, с. 164]. Рассмотрим правовой статус ребенка в древний период.

Положение детей на Руси с древних времен определялось главенствующим положением в семье отца. Как и другие народы, на ранних стадиях развития древние славяне имели довольно жесткие обычаи. Когда семейство было слишком многочисленным, всякая мать имела право умертвить новорожденную дочь (но не сына). Законность происхождения ребенка в древнерусские времена еще не имела решающего значения. При наличии у некоторых славянских племен многоженства и у большинства наложничества, главным было признание ребенка своим отцом [2, с. 165].

В VIII-IX вв. на Руси происходит переход к малой семье, состоящей из супругов и детей. Малая семья была многодетной, дети желанными, о них заботились. Образование Древнерусского государства способствовало зарождению государственной политики заботы о детях. Первым славянским законом, включающим в себя вопросы социального права, являлась «Русская Правда», составленная Ярославом Мудрым (1019-1054), впоследствии обозначенная как Краткая редакция. Великий князь Владимир Всеволодович Мономах (1113-1125) перерабо-

- 55 -

Социологические науки

Sociological Sciences

тал и дополнил Краткую редакцию «Русской правды». В результате сложилась Пространная редакция «Русской правды».

Чтобы избежать сиротства при живой родительнице, Владимир повелел передавать детей ближайшим родственникам отца, если мать выйдет замуж вторично. При совершеннолетии сироты опекун должен был в целости представить все наследство: «Статья 99. Если будут в доме дети малые, и не смогут они сами о себе позаботиться, а мать их пойдет замуж, то тому, кто им будет близкий родственник, дать их на руки с приобретениями и с основным хозяйством, пока не смогут сами заботиться о себе; а товар передать перед людьми, а что этим товаром он наживет передачей его под проценты или торговлей, то это ему, опекуну, а первоначальный товар воротить им, детям, а доход ему себе, поскольку кормил и заботился о них; если же будет от челяди приплод или от скота, то все это, детям, получить наличием; если что растратит, то за все это тем детям заплатить; если же и отчим [при женитьбе] возьмет детей с наследством, то такое же условие».

Так, в Пространной редакции «Русской Правды» мы встречаем узаконенные права детей относительно наследства: «Статья 98. А это о наследстве. Если были у человека дети от робы, то наследства им не иметь, но предоставить свободу им с матерью».

Как правило, наследство определялось в пользу младшего сына: «Статья 100. А отчий двор без раздела всегда младшему сыну».

Был решен также вопрос о наследстве детям в случаях, когда нерадивая мать «проедала» это наследство: «Статья 101. О жене, если она собралась остаться вдовой. Если жена собралась остаться вдовой, но растратит имущество и выйдет замуж, то она должна оплатить все утраты детям». Однако вдовствующую мать дети не могли прогнать со двора или отнять то, что было передано ей супругом. «Статья 102. Если дети не захотят ее проживания на дворе, а она поступит по своей воле и останется, то любым образом исполнить ее волю, а детям воли не давать; а что ей дал муж, с тем ей и остаться на дворе невыделенно или, взяв свою часть, остаться на дворе выделенно. 103. А на выделенную часть материнского имущества дети прав не имеют, но кому мать отдаст, тому взять; если отдаст всем, то пусть все разделят; если умрет без завещания, то у кого на дворе она находилась, и кто ее кормил, то тому взять ее имущество» [3, с. 270]. Таким образом, мы осветили вопросы обеспечения прав ребенка и его родителей в Древний период истории России. А что изменилось в современном мире? Какой правовой статус имеет ребенок в нынешнее время. Эти вопросы мы рассмотрим на примере Конституции 1993 года:

Конституционно-правовые основы статуса ребенка отдельно не закреплены в Конституции РФ, а устанавливаются исходя из основных положений конституционно-правового статуса гражданина. Под правовым статусом гражданина принято понимать определенный набор прав, которыми он обладает для вступления в предполагаемое правоотношение. Это понятие синонимично понятию «правосубъектность». Исходя из всего сказанного выше, мы приходим к выводу, что конституционно-правовой статус ребенка - это совокупность прав, свобод, обязанностей ребенка и гарантий их реализации, установленная конституционным законодательством, а именно: Конституцией, федеральным законодательством РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Вследствие того, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом, законы субъектов РФ исключительно расширяют права ребенка и устанавливают дополнительные гарантии их реализации [3, с. 273].

В главе 2 Конституции «Права и свободы человека и гражданина» понятия «ребенок» и «дети» употребляются только в трех статьях: в ст. 38, которая закрепляет обязанность государства и родителей заботиться о детях; в ст. 39, содержащей нормы о социальной защите детей; в ст. 43, устанавливающей право на образование. В остальных нормах ребенок подразумевается в качестве субъекта правоотношений и включается в термины «гражданин», «каждый». Следовательно, несовершеннолетний обладает всеми правами и свободами, присущими любому гражданину России.

Как уже было сказано, конституционно-правовой статус ребенка базируется на обладании лицом не только правами, но и обязанностями.

Не стоит забывать, что важнейшей обязанностью гражданина будет соблюдение Конституции РФ и законов. Данная обязанность зафиксирована в ст. 15 основного закона. Помимо этого ст. 44 устанавливает, что каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры; ст. 57 закрепляет обязанность платить законно установленные налоги и сборы; ст. 58 гласит, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Юридические гарантии как элемент правового статуса представляют собой все правовые средства, обеспечивающие реализацию прав и свобод человека и гражданина. В первую оче-

- 56 -

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №4, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #4, 2015_________________________

редь к ним относится конституционное закрепление принципа гарантии прав, который получает детальное обоснование в действующих отраслях российского права

Проблема обеспечения прав и законных интересов ребенка в любом государстве социально и исторически обусловлена. С древних времен и до настоящего времени ребенок был и остается фактически самым уязвимым среди объектов насилия, как внутрисемейного, так и иных его форм, проявляющегося со стороны различных субъектов внешнего мира. Кроме того, социально-правовой реально защищенный статус ребенка всегда был зависим от уровня экономического благополучия государства, в тесной взаимосвязи с политическими, идеологическими и другими условиями конкретного исторического этапа. При этом всевозможные кризисы и экстремальные ситуации, ухудшающие социальное, духовное и физическое состояние населения, в первую очередь отражаются в резком снижении уровня защищенности детей как наиболее уязвимой категории граждан.

Для достижения цели всестороннего и полноценного обеспечения прав и законных интересов ребенка на современном этапе необходима координация действий органов государственной власти, правительства, местного самоуправления, политических партий и общественных организаций, основанная на единообразной, идеологически обоснованной правовой базе.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Голубкина К.В. Права ребенка как правовая категория: проблемы определения / В сборнике: Актуальные проблемы права и правоприменительной деятельности на современном этапе: материалы Международной научно-практической конференции. Краснодарский университет МВД России, Новороссийский филиал Краснодарского университета МВД России. - Краснодар, 2013. - С. 302-306.

2. Голубкина К.В. Проблемы определения правовой дефиниции «ребенок» // Гуманитарные, социальноэкономические и общественные науки. - 2013. - № 6. - С. 164-166.

3. Голубкина К.В. К вопросу о создании ювенальной юстиции в России (историко-правовой аспект) // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2013. - № 3. - С. 270-273.

REFERENCES

1. Golubkina K.V. Rights of the child as a legal category: problem definition [Prava rebenka kak pravovaya kategoriya: problem opredeleniya]. In: Actual problems of law and law enforcement at the present stage: proceedings of the International Scientific and Practical Conference. Krasnodar University of the MOI of Russia, Novorossiysk branch of the Krasnodar University Russian Interior Ministry. Krasnodar, 2013. Pp. 302-306.

2. Golubkina K.V. The problem of determining the legal definition of "child" [Problemi opredeleniya pravovoi definincii rebenok]. Humanities, socio-economic and the social sciences, 2013. № 6. Pp. 164-166.

3. Golubkina K.V. On the question of the establishment of juvenile justice in Russia (historical and legal aspect) [K vo-prosu o sozdanii yuvenalnoi v Rossii (istoriko-pravovoi aspekt]. Humanities, socio-economic and the social sciences, 2013. № 3. Pp. 270-273.

Информация об авторе

Абрамян Сюзанна Кароевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВПО «Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф.Ушакова». Новороссийск, Россия. abrsyuzanna@yandex.ru

Коперчак Кристина Олеговна, ФГБОУ ВПО «Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф.Ушакова». Новороссийск, Россия

Рязанцева Анастасия Александровна, ФГБОУ ВПО «Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф.Ушакова». Новороссийск, Россия.

Получена: 22.04.2015

Information about the author

Abramyan Syuzanna Karoevna, Candidate of Juridical Science, Associate Professor, Chair for Theory and History of State and Law, VPO Admiral Ushakov Maritime State University.

Novorossiysk, Russia. abrsyuzanna@yandex.ru

Koperchak Cristina Olegovna, 1st year cadet, VPO Admiral Ushakov Maritime State University.

Novorossiysk, Russia.

Ryazantseva Anastasia Aleksandrovna, 1st year cadet, VPO Admiral Ushakov Maritime State University.

Novorossiysk, Russia.

Received: 22.04.2015

- 57 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.