УДК 342
Абрамян Сюзанна Кароевна
кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права. Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова [email protected]
Suzanna K. Abramyan
Candidate of Law, Associate Professor of the theory and history of state and law. State sea university of a name of the admiral F.F. Ushakov [email protected]
Отдельные аспекты
в методике преподавания дисциплины
«конституционное право россии»
Certain aspects
in teaching methods of discipline «constitutional law of russia»
Аннотация. В данной статье рассматриваются отдельные аспекты методики проведения практических занятий по дисциплине «Конституционное право России». В ходе преподавания конституционного права, по мнению автора, усилия преподавателей должны быть направлены на развитие у студентов конституционно-правового мышления и воспитание у них конституционно-правовой культуры. В этом заключается основная цель и ответственность обучающих и обучаемых, включенных в учебный процесс.
Ключевые слова: конституционное право, методика преподавания, методы обучения, загадки, развитие мышления, педагог, юрист, преподаватель, студент.
Annotation. This article discusses some aspects of methodology of leadthrough of practical employments on discipline «the Constitutional law of Russia». During the teaching of constitutional law, the efforts of teachers should be focused on the development of students ' constitutional and legal thinking and instilling in them the constitutional and legal culture. This is the main objective and responsibility of training and trainees, included in the educational process.
Keywords: constitutional law, methods of teaching, teaching methods, puzzles, thinking, teacher, lawyer, teacher, student.
Методы юридического обучения (от греческого те^с^ - буквально: путь к человеку) - это сердцевина учебного процесса, своего рода связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Метод обучения - категория историческая. В древние времена преобладали методы, основанные на подражании. Ученики, наблюдая и повторяя за взрослыми определенные действия, овладевали ими в ходе непосредственного участия в жизни социальной группы. С момента организации школ появились словесные методы обучения. Слово становится главным носителем информации, а обучение по книгам - одной из главных задач образования. Впоследствии появляются наглядные методы обучения. Мы исходим из понимания методов юридического обучения, признаваемого современной дидактикой, как способов совместной деятельности преподавателя и обучающихся, направленных на решение задач обучения.
В последнее время, в связи с кризисом образования, резко обозначились негативные стороны традиционной методики обучения. Студент выступает лишь как емкость по заполнению информацией, которая не затрагивает глубоких человеческих структур. Получаемые «из рук» педагога знания представляют собой лишь информацию, которая удерживается, в основном,
за счет механической памяти, а поэтому легко может быть забыта. Применение традиционных методов юридической подготовки приводит к элементарному заучиванию студентами некоего алгоритма позитивных решений [1, с. 626].
Задача педагога состоит в том, чтобы развить умственные силы студента, заставить его самостоятельно искать и находить наилучшее для данного дела решение. Юрист должен обладать смелостью мысли, то есть не только повторять то, что делали до него, а искать оригинальные пути, другими словами, сомневаться во всем. Этому юрист должен научиться уже в процессе получения образования. При этом совершенно очевидно, что успешность обучения напрямую зависит от активности самого учащегося, от характера его деятельности. Нет никакой пользы в том, что студент лишь пассивно конспектирует со слов преподавателя готовые решения. В процессе подготовки студента приоритет должен быть отдан активным методикам как наиболее эффективным для наработки навыков и профессиональных качеств.
Образовательный процесс - это, прежде всего, взаимодействие личности преподавателя и студента. Профессиональная компетентность и творческая индивидуальность педагога имеют важнейшее значение. Особенно остро это ощущается на
практических занятиях. Практическое занятие как форма группового обучения применяется для коллективной проработки тем учебной дисциплины, усвоение которых определяет качество профессиональной подготовки, для обсуждения сложных разделов, наиболее трудных для индивидуального понимания и усвоения. Преподавателю необходимо не просто донести цели и задачи дисциплины на практическом занятии, но и воспитать уважение к закону, интерес к его изучению, знанию собственных прав и обязанностей. Гораздо эффективнее происходит изучение и усвоение того материала, который интересен как по форме, так и по содержанию. Целью преподавателя является создание таких условий, при которых каждый студент знакомится с текстом Конституции Российской Федерации.
Одной из таких форм проведения практического занятия являются загадки. Исходя из текста, необходимо угадать о какой статье Конституции РФ идет речь:
Мы проживаем в России. Она сама лучшая в мире страна. Демократическая, федеративная, Очень свободная, слушай, она!
(ст. 1 Конституции Российской Федерации)
Также как плов из отдельных частей -Риса, морковки и даже костей, — Из округов вырастает Россия, Из равноправных во всем областей.
(ст. 5 Конституции Российской Федерации)
Пишет законы в России один, А исполняет - другой гражданин, Третий за ними внимательно смотрит. И никому не указ ни один.
(ст. 10 Конституции Российской Федерации)
Не забирай что не дано тобою, Судьбу людей не рвись решить Закон сей писанный рукою, Ты не пытайся изменить.
(ст. 75 Конституции Российской Федерации)
Нажат курок и жизнь чья-то Наш бренный мир покинуть не спешит И что всю жизнь казалось непонятным В тот миг является пустым.
(ст. 17 Конституции Российской Федерации)
Тут власть лежит в руках народа Правам тут конституция венец Повсюду здесь у нас свобода И диктатуре тут конец.
(ст. 111 Конституции Российской Федерации)
Родителям своим спеши помочь Ты покажи себя достойным гражданином Они работая и день, и ночь, Сплотили свои силы воедино.
(ст. 28 Конституции Российской Федерации)
Все из нас имеют дом, Но никто не знает, что в нём! И никто не вправе знать, Но и даже проникать!
(ст. 25 Конституции Российской Федерации)
Все из нас имеют право выбрать Для себя свой путь! Ты для этого используй, все, Что можешь, не забудь! Будь то иль национальность, Иль язык, иль что еще, Принуждать никто не вправе -Выбор только за тобой!
(ст. 26 Конституции Российской Федерации)
Можешь мыслить ты свободно: Хоть католик, иль еврей! Все права твои и мысли -Под защитою статей!
(ст. 29 Конституции Российской Федерации)
Появился в свет ребёнок -
Будь готов его растить!
Государство вам поможет,
Но и может не простить!
Дети вырастут у вас и помогут в трудный час!
(ст. 38 Конституции Российской Федерации)
Если кто-то Вас обидел: заговоры, клевета, Честь и совесть растоптали знаменитого лица, Суд придет и восстановит Ваше имя и права!
(ст. 47 Конституции Российской Федерации)
Достоинство личности охраняется: Оскорблять и наказывать запрещается! Насилию и пыткам нельзя подвергать, Чтоб достоинство человека не унижать!
(ст. 21 Конституции Российской Федерации)
Дружный народ - всему голова! В России вся власть у него, господа. Референдум народу можно собрать, Чтобы решение вместе принять.
(ст. 3 Конституции Российской Федерации)
«Каламбия Пикчерс» не представляет, Какой президент РФ управляет! Он меры по охране страны принимает И на политику государства влияет.
(ст. 80 Конституции Российской Федерации)
Три ветви власти есть в стране. Они самостоятельны.
Осуществляют наравне решения основательно.
(ст. 10 Конституции Российской Федерации)
Граждане РФ вместе собираются, Митинги проводят, На демонстрациях встречаются.
(ст. 31 Конституции Российской Федерации)
Права и свободы свои защищают. Любой гражданин страны нашей может, При этом способ использовать, Не запрещенный законом должен.
(ст. 45 Конституции Российской Федерации)
Обязан природу охранять Каждый в нашей стране. Бережно к ней относиться, оберегать От посягательств извне.
(ст. 8 Конституции Российской Федерации)
Литература:
Literature:
1. Литвяк Л.Г., Абрамян С.К. Профессионально-развивающие технологии формирования ключевых компетенций будущих юристов // В сборнике: Актуальные проблемы права и правоприменительной деятельности на современном этапе: материалы Международной научно-практической конференции. Краснодарский университет МВД России, Новороссийский филиал Краснодарского университета МВД России. Краснодар, 2013. С. 625-628.
1. Litvyak L.G., Abramyan K.S. Professionally-developing technologies of formation of key competences of future lawyers / In collection: Actual problems of law-enforcement activity at the present stage: materials of International scientific-practical conference. Krasnodar University of MIA of Russia, Novorossiysk branch of Krasnodar University of MIA of Russia. Krasnodar, 2013. P. 625-628.