Андрей СОЛОВЬЕВ
правовой статус отдельных ОРГАНОВ судебной власти французской республики, обладающих особой компетенцией
Статья посвящена правовому положению некоторых органов судебной власти Французской Республики. Автор останавливается на конституционных основах построения французской судебной системы, анализирует ее ключевые особенности, рассматривая правовой статус судов, обладающих особой компетенцией (Конституционный совет, Высокая палата правосудия, Палата правосудия Республики, Высший совет магистратуры и Трибунал по конфликтам).
The article is devoted to the legal status of some judicial institutions of the French Republic. The author touches upon the constitutional basis of the French judicial system, analyzes the key features of the system, considers legal status of judicial institutions with specialized competence (the Constitutional Council, the High Court of Justice, the Court of Justice of the Republic, the High Council of the Judiciary, the Conflict Tribunal).
Ключевые слова:
Франция, зарубежный опыт, судебная система, особая компетенция, Конституционный совет, Высокая Палата правосудия, Палата правосудия Республики, Высший совет магистратуры, Трибунал по конфликтам; France, international practice, judicial system, specialized competence, the Constitutional Council, the High Court of Justice, the Court of Justice of the Republic, the High Council of the Judiciary, the Conflict Tribunal.
Как известно, в отличие от других конституций стран Европы, Конституция Французской Республики от 4 октября 1958 г. не содержит единой главы, специально посвященной судебной системе, а включает в себя лишь отдельные положения, объединенные в разделе VIII под нейтральным заголовком «О судебной власти». Раздел состоит всего из 4 статей: ст. 64, декла -рирующей независимость судебной власти; ст. 65, учреждающей Высший совет магистратуры, определяющей его структуру и основные функции; ст. 66, в которой констатируется, что никто не может быть произвольно лишен личной свободы, а судебная власть стоит на ее страже1; и ст. 66 -1, в соответствии с которой никто не может быть приговорен к смертной казни. Кроме того, Конституция Франции содержит разделы IX и X, посвященные, соответственно, деятельности Высокой палаты правосудия и Палаты правосудия Республики2.
При этом одной из основных характеристик системы органов судебной власти во Франции является ее традиционный дуализм, поскольку существует разделение судебных учреждений Франции на суды общей юрисдикции и административные суды, которые являются независимыми и дополняют друг друга3.
Наличие двух судебных систем: судов общей юрисдикции и административных представляет собой особенность французской судебной системы и, по определению Конституционного совета
СОЛОВЬЕВ
Андрей
Александрович — д.ю.н., судья, председатель судебного состава Арбитражного суда Московской области sportlаw2014@ rambler.ru
1 Рену Т.С., Константе Х.М. Конституция 1958 года и судебная власть // Судебная система и судебные учреждения / под ред. П. Трюша. — М. : Гнозис/ Логос, 2003, с. 19.
2 La Constitution du 4 octobre 1958 // http://www.conseil-constitutionnel.fr/ conseil- constitutionnel/francais/la- constitution/la- constitution- du - 4 - octobre -1958/ texte -integral- de - la- constitution- de -1958.5074.html#titre8; http://www.legifrance. gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte =LEGITEXT000006071194
3 Яровая М.В. Особенности романской судебной системы (на примере Франции) // Вестник МГПУ. Сер. Юридические науки, 2009, № 2 (4), с. 45.
Франции, основополагающий принцип, признаваемый законами республики и имеющий конституционное значение1.
Так, в своем решении от 23 января 1987 г. № 86 -224 DC Конституционный совет Франции подтвердил важность принципа разделения административной и общей судебных юрисдикций2.
В число судов общей юрисдикции пер -вой инстанции входят суды по граждан -ским и суды по уголовным делам. Особое место в системе судов общей юрисдикции занимают судебные учреждения военной юстиции. Судами общей юрисдикции второй инстанции являются апелляци онные суды, состоящие из соответствую щих специализированных палат. Высшим учреждением системы общих судов явля ется Кассационный суд.
Административными судебными учреждениями первой инстанции являются административные суды, администра -тивные суды специальной юрисдикции, в число которых входят также финансовые суды (такие как Счетная палата, регио -нальные счетные палаты, суд по вопросам бюджетно - финансовой дисциплины) и иные, такие как Комиссия по заявлениям беженцев, Высший совет по вопросам образования, комиссии по предоставлению компенсаций репатриированным лицам, ведомственные комиссии по предоставле нию социальной помощи, ведомственные комиссии по лицам с ограниченными воз можностями. Административные апелля ционные суды, состоящие из палат различ ных специализаций, выступают в качестве административных судебных учреждений второй инстанции. Высшим администра -тивным судебным учреждением Франции является Государственный совет.
Таким образом, структуру французских судебных учреждений можно предста -вить в виде двойной пирамиды, на каждой вершине которой располагается един -ственное высшее судебное учреждение: Государственный совет во главе системы административных судов и Кассационный суд во главе судов общей юрисдикции, в
1 Бонналь Н. Французские судебные учреждения // Судебная система и судебные учреждения / под ред. П. Трюша. — М. : Гнозис/Логос, 2003, с. 46.
2 Décision № 86-224 DC du 23 janvier 1987 // http://www.conseil - constitutionnel.fr/conseil -constitutionnel/francais/les - decisions/acces - par -date/decisions- depuis- 1959/1987/86- 224- dc/ decision-n-86-224- dc - du - 23 -janvier-1987.8331.html
то время как в ее основе располагаются самые разнообразные суды, расположен -ные на всей территории страны3.
Вместе с тем французская система орга нов судебной власти насчитывает также несколько судов, обладающих особой компетенцией, находящихся вне рас смотренной нами классификации, каж дый из которых имеет только один уро -вень юрисдикции. К таким судам отно сятся Конституционный совет, Высокая палата правосудия, Палата правосудия Республики, Высший совет магистратуры и Трибунал по конфликтам. При этом правовой статус первых четырех из них напрямую определен в Конституции.
1. Конституционный совет создан и функционирует на основании раздела VII Конституции Франции, а его состав, задачи и полномочия соответствуют тра -дициям европейских конституционных судов4.
Конституционный совет обладает основной и второстепенной компе тенцией. Основная функция Консти туционного совета заключается в обеспе чении судебного контроля за конституци -онностью законов5. Он принимает, руко -водствуясь ст. 62 Конституции Франции, решения, не подлежащие обжалованию и являющиеся обязательными для всех государственных, административных и судебных органов6.
Кроме того, Конституционный совет следит за правильностью избрания прези дента Республики, рассматривает проте сты и объявляет результаты голосования.
Конституционный совет выносит реше ние о правильности избрания депутатов и сенаторов в случае ее оспаривания и сле дит за правильностью проведения всех мероприятий референдума, а также объ -являет его результаты.
Органические законы до их промуль -
3 Бонналь Н. Указ. соч., с. 45.
4 Рену Т.С., Константе Х.М. Специальные конституционные суды // Судебная система и судеб -ные учреждения / под ред. П. Трюша. — М. : Гнозис/Логос, 2003, с. 36.
5 Сандевуар П. Общие сведения о судах во Франции. — 2-е изд. // Российско-французская серия учебных и информационных материалов, № 32. — М. : Французская организация техниче -ского сотрудничества, 1994, с. 44.
6 Рену Т.С., Константе Х.М. Специальные конституционные суды // Судебная система и судеб ные учреждения / под ред. П. Трюша. — М. : Гнозис/Логос, 2003, с. 35.
гации, законодательные предложения о создании органов публичной власти, о реформах, касающихся экономической или социальной политики государства и публичных служб, содействующих ей, либо направленный на разрешение рати фикации какой либо договор, который, не вступая в противоречие с Конституцией, отразился бы на деятельности институтов, до их вынесения на референдум и регла менты палат парламента до начала их при менения должны быть представлены в Конституционный совет, который выска зывается об их соответствии Конституции.
С этой же целью законы до их промульгации могут быть переданы в Конституционный совет президентом Республики, премьер министром, предсе дателем Национального собрания, пред седателем Сената, 60 депутатами или 60 сенаторами.
В соответствии со ст. 56 Конституции Франции Конституционный совет состоит из 9 членов, срок полномочий которых составляет 9 лет и не подле жит продлению. В Конституционный совет также пожизненно входят бывшие президенты Республики. Председатель Конституционного совета назначается президентом Республики. Его голос явля ется решающим в случае разделения голо сов поровну.
Судами по делам о политических пре ступлениях, занимающих особое место вне системы судов общей юрисдикции, являются Высокая палата правосудия (рас -сматривающая вопрос о смещении прези дента Республики) и Палата правосудия Республики (полномочия которой рас -пространяются на действия, совершенные членами правительства в ходе выполнения своих должностных обязанностей)1.
2. Высокая Палата правосудия после принятия конституционного закона от 27 июля 1993 г. стала судом, уполномоченным судить лишь одного человека, а именно президента Французской Республики2.
Высокая палата правосудия осущест -вляет свою деятельность на основании раздела IX Конституции Франции от 4 октября 1958 г., в соответствии с которым
1 Бонналь Н. Указ. соч., с. 51; Яровая М.В. Указ. соч., с. 50.
2 Рену Т.С., Константе Х.М. Специальные конституционные суды // Судебная система и судеб -ные учреждения / под ред. П. Трюша. — М. :
Гнозис/Логос, 2003, с. 37.
президент Республики может быть сме -щен только в случае нарушения им своих обязанностей, явно несовместимого с его мандатом. Решение о смещении его с должности принимается парламентом, действующим в качестве Высокой палаты правосудия3.
Таким образом, Высокая палата право -судия представляет собой одновременно уголовный и политический судебный орган.
Предложение о проведении заседания Высокой палаты правосудия, вынесенное одной из палат парламента, немедленно передается в другую палату, которая выно сит решение в течение 15 дней.
ПредседателемВысокойпалатыправосу дия является председатель Национального собрания. Высокая палата правосудия выносит решение по вопросу о смещении президента Республики в течение 1 месяца посредством тайного голосования. Ее решение вступает в силу немедленно.
Решения об образовании Высокой палаты правосудия либо о смещении пре зидента Республики принимаются боль -шинством в 2/3 членов соответствующей палаты парламента или Высокой палаты правосудия. Любое делегирование голоса запрещается. Учитываются только голоса, поданные за предложение об образовании Высокой палаты правосудия либо за сме -щение президента Республики.
3. Еще одним одновременно уголов -ным и политическим судебным органом во Франции является Палата правосудия Республики.
В соответствии с разделом Х Конституции Франции члены правитель ства несут уголовную ответственность за свои действия, совершаемые ими при исполнении своих обязанностей, которые могут быть квалифицированы как престу пления или правонарушения в момент их совершения. Такие действия членов пра вительства как раз и подлежат рассмотре нию Палатой правосудия Республики.
Палата правосудия Республики связана с определением преступлений и правона рушений средней тяжести, а также полага ющихся за них наказаний, как это следует из закона.
3 La Constitution du 4 octobre 1958 // http://www. conseil - constitutionnel.fr/conseil - constitutionnel/ francais/la constitution/la constitution du 4 octobre -1958/texte - integral- de - la - constitution- de -1958.5074.html#titre8
Палата правосудия Республики состоит из 15 судей: 12 парламентариев, избирае -мых в равном количестве Национальным собранием и сенатом из их состава после каждого полного или частичного обновле ния этих палат, и 3 судей Кассационного суда, один из которых председательствует в Палате правосудия Республики.
4. Высший совет магистратуры также является особым органом, который высту пает в качестве дисциплинарного суда для прокуроров и судей.
Как следует из положений ст. 65 Конституции Французской Республики, Высший совет магистратуры включает один состав, полномочный в отношении судей, и другой, полномочный в отноше нии прокуроров.
В составе, полномочном в отношении судей, председателем является первый председатель Кассационного суда. Кроме того, в него входят 5 судей и 1 прокурор, 1 член Государственного совета, назначае -мый Государственным советом, 1 адвокат, а также 6 квалифицированных лиц, не относящихся ни к парламенту, ни к судеб ной системе, ни к системе администра тивной юстиции. Президент Республики, председатель Национального собрания и председатель сената назначают по 2 квали -фицированных лица. Назначения, произ водимые председателями каждой из палат парламента, делаются на основании только заключения компетентной постоянной комиссии соответствующей палаты.
В составе, полномочном в отношении прокуроров, председателем является гене ральный прокурор при Кассационном су де. Кроме того, в него входят 5 прокуроров и 1 судья, а также 1 член Государственного совета, 1 адвокат и 6 указанных выше ква лифицированных лиц.
Состав Высшего совета магистратуры, полномочный в отношении судей, выносит решения как дисциплинарный совет судей. В этом случае в него дополнительно вклю -чается тот судья, который входит в состав, полномочный в отношении прокуроров.
Состав Высшего совета магистратуры, полномочный в отношении прокуроров, дает свое заключение в отношении каса ющихся их дисциплинарных санкций. В этом случае в него дополнительно вклю -чается тот прокурор, который входит в состав, полномочный в отношении судей.
Подробно правовой статус указанного органа, в т.ч. и его судебные полномочия,
определяется действующим в настоя -щее время органическим законом от 5 февраля 1994 года № 94-100 «О Высшем совете магистратуры» (с изменениями и дополнениями)1.
5. Правовой статус Трибунала по кон -фликтам не определен в Конституции Французской Республики. Тем не менее этот орган занимает ключевое место в судеб -ной системе, поскольку находится на стыке двух ее ветвей. В него обращается либо Кассационный суд, либо Государственный совет, когда в ходе рассмотрения дела воз никает вопрос о разделении компетенций между судами общей юрисдикции и адми -нистративными судами.
Так, суды двух видов могут признавать подсудность в отношении одного и того же спора либо прийти к выводу, что спор не подсуден ни одному из них.
Деятельность Трибунала по конфликтам за редкими исключениями ограничива ется определением компетенции орга -нов судебной власти, а не рассмотрением дел по существу. Занимаясь практически только лишь вопросами подведомствен -ности, он призван также устанавливать ряд общих принципов, затрагивающих само содержание права, которые являются обязательными для всех судов2.
Трибунал по конфликтам состоит из равного числа членов Государственного совета и Кассационного суда3.
Чтобы решить проблему равного рас -пределения голосов, закон предусматри вает, что во главе Трибунала по конфлик там стоит министр юстиции, который осуществляет данное полномочие, при чем достаточно редко — лишь в случае возникновения указанной выше правовой ситуации.
Таким образом, рассмотренные нами судебные учреждения с особой компе тенцией выполняют важнейшую роль в конституционно правовой системе Французской республики, обеспечивая, в первую очередь, ее стабильность.
1 Loi organique № 94-100 du 5 février 1994 sur le Conseil supérieur de la magistrature // http://www. legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORFTE XT000000364282
2 Сандевуар П. Общие сведения о судах во Франции. — 2-е изд. // Российско-французская серия учебных и информационных материалов, № 32. — М. : Французская организация техниче -ского сотрудничества, 1994, с. 43.
3 Le Tribunal des conflits // http://www.tribunal-conflits.fr/