Научная статья на тему 'Правовой статус органов местного самоуправления в Республике Армения'

Правовой статус органов местного самоуправления в Республике Армения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
304
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ СТАТУС / LEGAL STATUS / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / СИСТЕМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / SYSTEM OF THE LOCAL SELF GOVERNMENT / МУНИЦИПАЛИТЕТ / MUNICIPALITY / РУКОВОДИТЕЛЬ МУНИЦИПАЛИТЕТА / HEAD OF THE MUNICIPALITY / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ СОВЕТ / MUNICIPAL COUNCIL / ДОСРОЧНОЕ ПРЕКРАЩЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ / TERMINATION OF POWERS BEFORE THE EXPIRY OF THE TERM OF OFFICE / ЧЛЕН МУНИЦИПАЛЬНОГО СОВЕТА / THE MEMBER OF THE MUNICIPAL COUNCIL / ИНИЦИАТИВА НАСЕЛЕНИЯ / INITIATIVE OF POPULATION / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / RESPONSIBILITY / РЕСПУБЛИКА АРМЕНИЯ / REPUBLIC OF ARMENIA / BODIES OF THE LOCAL SELF GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нерсесян Константин Борисович

Рассматривается правовой статус органов местного самоуправления в Республике Армения, исследованы некоторые проблемные вопросы компетенции и правового положения органов местного самоуправления и их должностных лиц. Даётся оценка некоторых положений законодательства, регламентирующих вопросы ответственности должностных лиц органов местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Нерсесян Константин Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal status of the local authorities in the Republic of Armenia

Reviewed the legal status of the local authorities in the Republic of Armenia, analyzed some problematic issues of competence and legal status of local authorities and their officials. Some provisions of legislations which govern local officials’ responsibility are estimated.

Текст научной работы на тему «Правовой статус органов местного самоуправления в Республике Армения»

правовой статус органов местного самоуправлении в республике армения

КОНСТАНТИН БОРИСОВИЧ НЕРСЕСЯН,

соискатель кафедры конституционного и муниципального права ЧУООВО «Институт социальных наук» Научная специальность 12.00.02 — конституционное право; конституционный

судебный процесс; муниципальное право E-mail: Artem19-89@mail.ru Научный руководитель: доктор юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного и муниципального праваРУДН ЧихладзеЛ.Т.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматривается правовой статус органов местного самоуправления в Республике Армения, исследованы некоторые проблемные вопросы компетенции и правового положения органов местного самоуправления и их должностных лиц. Даётся оценка некоторых положений законодательства, регламентирующих вопросы ответственности должностных лиц органов местного самоуправления.

Ключевые слова: правовой статус, органы местного самоуправления, система местного самоуправления, муниципалитет, руководитель муниципалитета, муниципальный совет, досрочное прекращение полномочий, член муниципального совета, инициатива населения, ответственность, Республика Армения.

Annotation. Reviewed the legal status of the local authorities in the Republic of Armenia, analyzed some problematic issues of competence and legal status of local authorities and their officials. Some provisions of legislations which govern local officials' responsibility are estimated.

Keywords: legal status; bodies of the local self government; system of the local self government; municipality; the head of the municipality; municipal council; termination of powers before the expiry of the term of office; the member of the municipal council; initiative of population; responsibility; the Republic of Armenia.

Правовой статус органов местного самоуправления в Армении закреплен на республиканском уровне; установлена единая структура органов местного самоуправления.

Основные положения, определяющие правовой статус органов местного самоуправления установлены главой 7 «Местное самоуправление» Конституции Республики Армения, в которой закреплены принципы организации местного самоуправления в Республике, получившие дальнейшее развитие в Законе РА «О местном самоуправлении».

Статья 104 Конституции РА гласит, что местное самоуправление в Республике осуществляется в муниципалитетах.

Под муниципалитетом понимается общность населения одного или нескольких населенных пунктов, обладает статусом юридического лица, имеет право собственности и иные имущественные права (ст.104.1).

Своё право на самоуправление муниципалитет осуществляет посредством органов местного самоуправления — муниципального совета и руководителя муниципалитета, избираемых на 4 года (ст.107).

В развитие Основного Закона статья 7 Закона РА

«О местном самоуправлении» к органам местного самоуправления относит муниципальный совет и руководителя муниципального образования.

Руководителем и членом муниципального совета могут быть избраны граждане, считающиеся жителями данного муниципалитета не менее одного года.

Муниципальный совет является представительным органом муниципалитета, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципалитета.

Руководитель муниципалитета официально представляет муниципалитет, является исполнительным органом муниципалитета. В зависимости от территориальной основы муниципального образования Закон различает руководителей городского и сельского муниципалитетов.

Местное самоуправление представляет собой самостоятельный уровень публичной власти, о чем свидетельствует законодательно установленная самостоятельность действий органов местного самоуправления в пределах своих полномочий.

Закон наделяет все органы местного самоуправле-

ния собственной компетенцией в решении вопросов местного значения.

Таким образом, для Республики Армения характерна одноуровневая система местного самоуправления, осуществляемая только в рамках муниципалитетов, не имеющих различий в правовом статусе. Муниципалитеты независимо от размеров территории и численности населения, а также своей структуры и места в системе территориального устройства, пользуются одними и теми же конституционными правами и гарантиями.

В соответствии со ст. 4 и ч. 1 ст.107 Конституции Республики Армения выборные лица органов местного самоуправления избираются сроком на 4 года на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права тайным голосованием.

Выборы в органы местного самоуправления регламентированы Избирательным Кодексом Республики Армения от 17 февраля 1999 года. С его принятием в Республике Армения сформировалась нормативная основа проведения выборов в условиях существования независимого государства на демократических принципах.

В соответствии с ним при выборах главы муниципалитета на территории муниципалитета образуется одномандатный мажоритарный избирательный округ, при выборах в муниципальный совет — многомандатный мажоритарный избирательный округ.

Для некоторых стран (Бельгия, Голландия) характерно назначение руководителя муниципалитета по предложению представительного органа муниципалитета. [4]

Число членов совета обусловлено численностью населения муниципалитета (от 5 до 20 членов).

Каждый избиратель при выборах главы муниципалитета и члена муниципального совета имеет право одного голоса.

Законом также установлен особый правовой статус избираемых лиц.

Так, главой муниципалитета может быть избрано лицо, достигшее 25 лет, членом муниципалитета — 21 года. Обязательное условие — эти лица должны обладать избирательным правом и состоять на учете в регистре населения муниципалитета, в котором проводятся выборы. Исключение установлено для мэра Г. Еревана, которым может стать лицо, достигшее 30 лет (ст. 42 Закона РА «О местном самоуправлении в Г. Ереване»).

Кроме того, глава муниципалитета должен иметь среднее профессиональное или высшее образование.

Кандидатов в главы муниципалитетов и в члены муниципального совета могут выдвигать партии по решению своих территориальных подразделений, а также граждане, обладающие правом на избрание — в порядке самовыдвижения. Законом предусмотрено обязательное внесение избирательного залога каждым из кандидатов, размер которого определяется в зависимости от численности избирателей муниципального образования.

При соблюдении всех предусмотренных Кодексом процедур кандидаты в выборные органы местного самоуправления регистрируются постановлением окружной избирательной комиссии.

Законом предусмотрены основания отказа в регистрации кандидата в члены муниципального совета и главы муниципалитета, а также основания признания их регистрации недействительной, к которым относятся:

• отсутствие у кандидата избирательного права;

• представление им неполных или сфальсифицированных документов.

Постановления окружной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, признании его регистрации недействительной подлежит обжалованию в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Республики Армения.

Основной формой работы муниципального совета является заседание муниципального совета, которое созывается не реже одного раза в два месяца по инициативе главы муниципалитета. Законом предусмотрен внеочередной созыв заседания муниципального совета, инициаторами которого могут быть либо глава муниципалитета, либо не менее одной трети установленного законом числа члены муниципального совета.

На заседании совета может быть рассмотрен любой вопрос, затрагивающий интересы муниципалитета. По результатам их рассмотрения принимаются постановления и послания.

Послания принимаются по вопросам, затрагивающим интересы муниципалитета, но находящимися вне компетенции муниципального совета. Послания могут быть адресованы населению муниципалитета, главе муниципалитета, губернатору или иным государственным органам.

Подобная форма работы представительного органа предусмотрена законодательством большинства государств — участников СНГ (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и т.д.).

Для осуществления своих полномочий муниципальный совет может создавать постоянно действующие и временные комиссии.

Наряду со статусом органов местного самоуправления Закон РА «О местном самоуправлении» определяет также правовой статус члена муниципального совета и главы муниципалитета, предусматривающий создание определенных условий, необходимых для беспрепятственного осуществления ими своих полномочий, а также юридические последствия за неисполнение либо ненадлежащее исполнение таких полномочий.

Статьями 19 и 20 Закона РА «О местном самоуправлении» регламентированы права и обязанности члена муниципального совета.

Законом (ст.18) установлены ограничения на занятие членом муниципального совета других должностей.

Член муниципального совета одновременно не может:

• работать в аппарате главы того же муниципалитета, в бюджетных организациях муниципалитета, быть руководителем муниципальных

60

Вестник Московского университета МВД России

№ 11 / 2014

учреждений и организаций;

• быть главой другого муниципалитета или членом другого муниципального совета;

• работать в правоохранительных, судебных органах и органах национальной безопасности.

Одним из принципов местного самоуправления, установленных ст.9 Закона РА «О местном самоуправлении», является принцип самостоятельности и персональной ответственности при осуществлении местного самоуправления. Таким образом, допускается возможность возложения на органы местного самоуправления ответственности как результат оценки их деятельности.

Анализ норм Закона выявил ряд проблем, выразившихся в неопределенности и размытости ответственности органов и должностных лиц органов местного самоуправления.

К мерам ответственности Законом «О местном самоуправлении» отнесены:

• отставка главы муниципалитета по инициативе муниципального совета (ст.17);

• досрочное прекращение полномочий члена муниципального совета в случае нарушения им требований ст.18 Закона о запрете на совмещение должностей; осуждения к лишению свободы; отсутствия в течение года без уважительной причины на более чем половине заседаний или голосований муниципального совета (ст.21);

• досрочное прекращение полномочий главы муниципалитета в связи с осуждением его к лишению свободы либо занятием несовместимой должности (ст.26);

• досрочное освобождение главы муниципалитета от должности в случае неутверждения годового отчета об исполнении муниципального бюджета (ст.69);

• досрочное прекращение полномочий главы муниципалитета Правительством республики по инициативе губернатора (ст.72).

Основаниями для досрочного прекращения полномочий главы муниципалитета являются неисполнение им обязательных полномочий, неудовлетворительное исполнение делегированных государством полномочий, а также в случае, когда по вступившему в законную силу решению суда признаны недействительными ряд противоречащих закону или иным правовым актам решения главы муниципалитета, либо имеется в наличии вступившее в законную силу решение суда о регулярном нарушении главой муниципалитета решений муниципального совета.

А как быть с фактами нарушений главой муниципалитета конституционных норм и норм законов, требования которых не охватываются приводимой формулировкой?

Такая нечёткость в определении оснований ответственности главы муниципалитета противоречит самой природе местного самоуправления, суть которой заключается, в том числе, в решении муниципальных задач в рамках закона.

На наш взгляд, не нашли достаточного отражения в Законе и вопросы ответственности члена муниципального совета.

Ст. 21 Закона РА «О местном самоуправлении» предусматривает случаи досрочного прекращения полномочий члена муниципального совета. Из общего перечня оснований можно выделить только три, которые в той или иной степени свидетельствуют об ответственности члена муниципального совета. Это досрочное прекращение его полномочий в случае занятия им несовместимой должности, вступления в законную силу обвинительного приговора суда и осуждения члена совета к лишению свободы, а также отсутствия в течение года без уважительных причин на более чем половине заседаний или голосований муниципального совета.

Фактически член муниципального совета находится вне зоны ответственности перед населением, поскольку закрепленная за ним обязанность руководствоваться в своей деятельности законом и убеждением во благо муниципалитета не корреспондирует к ней какую-либо ответственность.

В данном случае представляется необходимым, в целях развития демократических начал местного самоуправления, законодательно закрепить положение о досрочном прекращении полномочий члена совета по инициативе населения в случае систематического нарушения им требований Конституции РА, законодательства и решений муниципального совета.

литература

1. Закон Республики Армения «О местном самоуправлении» от 7 мая 2002 г.

2. Избирательный Кодекс Республики Армения от 26 мая 2011 г.

3. Конституция Республики Армения от 5 июля 1995 г.

4. Данкерс Д. Муниципальная бюджетная система в Нидерландах.// Государство и право, 1993, №1.

References

1. The law of the Republic of Armenia "On local self-government" as of 7 May 2002.

2. The electoral Code of the Republic of Armenia as of May 26, 2011.

3. The Constitution of the Republic of Armenia as of July 5, 1995.

4. Dankers D. Municipal budget system in the Netherlands // State and law, 1993, No. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.