КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ АРМЕНИЯ
КОНСТАНТИН БОРИСОВИЧ НЕРСЕСЯН,
соискатель кафедры конституционного и муниципального права ЧУООВО «Институт социальных наук»
E-mail: [email protected]
Научная специальность 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
Научный руководитель: доктор юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного и муниципального права РУДН Чихладзе Л. Т.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. На современном этапе развития общества ощущается острая необходимость в развитии самостоятельного, конституционно-правового института — местного самоуправления и в исследовании его с точки зрения публичного права. Противоречиво, складывающиеся взаимоотношения местного самоуправления с органами государственной власти с трудом укладываются в традиционные теоретические конструкции. Подмена полномочий органов местного самоуправления полномочиями органов государственного управления не способствует развитию самоуправленческих начал и демократии.
В этой связи в современных условиях большое значение приобретает качество действующей нормативной базы местного самоуправления.
Предлагаемая статья посвящена вопросам национального правового регулирования местного самоуправления в Республике Армения.
Ключевые слова: самоуправление, правовое регулирование, правовые основы, муниципальные правовые акты, отраслевые законы, нормативно-правовой акт, постановление, местный референдум, официальное опубликование, индивидуальные правовые акты, Республика Армения.
Annotation. At the present stage of evolution of society there is a pressing need in development of local self government as an autonomous and constitutional institute. Contradictory relationships between the bodies of local self government and the bodies of state authorities do not combine with traditional theoretical constructions. Substitution of local and federal powers does not facilitate the development of self governance principals and democracy.
In this regard under current circumstances the quality of applicable legislation on local self government gains great significance.
The proposed article is devoted to the issues of national legal regulation of local self government in the Republic of Armenia.
Keywords: self government; legal regulation; legal framework; municipal legal acts; sectoral laws; legal act; resolution; local referendum; official publication; individual legal acts; the Republic of Armenia.
События, связанные с распадом Советского Союза и образованием на постсоветском пространстве суверенных государств из числа бывших республик СССР, привело к возрождению различных форм и институтов самоуправления, что обусловило необходимость принятия специальных законов об основах местного самоуправления.
В этой связи уместно привести мнение российского исследователя муниципальных институтов С.Г. Соловьева, который считает, что «в современных условиях большое значение приобретает качество действующей нормативной базы местного самоуправления, ее способность служить надежной основой сложных процессов, происходящих в правовом регулировании местного самоуправления и характерных для современного этапа его развития» [11].
Содержащиеся в Конституции Республики Армения и Законе РА «О местном самоуправлении» нормы
свидетельствуют о том, что национальное правовое регулирование местного самоуправления в Республике Армения осуществляется на двух уровнях — республиканском и самих муниципальных образований.
27 ноября 2005 г. на всенародном референдуме были приняты существенные поправки в Конституцию Республики Армения от 5 июля 1995 г.
Принципиальная и основополагающая норма о независимости местного самоуправления заложена в ст. 11.2 Основного Закона, в соответствии с которой Республика Армения гарантирует местное самоуправление.
Базовым законом, регулирующим деятельность местного самоуправления в Республике Армения, стал Закон «О местном самоуправлении» от 7 мая 2002 г., который закрепил основы местного самоуправления. Законом установлена единая для Армении схема органов местного самоуправления, дифференцирован-
ная по уровням; закреплен принцип разделения власти на муниципальном уровне.
26 декабря 2008 г был принят Закон «О местном самоуправлении в г. Ереване», регламентирующий особенности организации местного самоуправления в столице республики.
Анализ правовых основ местного самоуправления позволяет определенным образом систематизировать нормативно-правовые акты в сфере местного самоуправления, разбив их на следующие группы:
1) нормативно-правовые акты общегосударственного значения, предметом регулирования которых является исключительно местное самоуправление;
2) отраслевые законы, содержащие отдельные нормы муниципального права;
3) нормативно-правовые акты по вопросам местного значения и осуществления отдельных переданных государством полномочий (муниципальные правовые акты).
К первой группе нормативных актов относятся Конституция Республики Армения 1995 г., Законы РА: от 1995 г. «Об административно-территориальном делении Республики Армения»; от 1996 г. «О выборах органов местного самоуправления»; от 2002 г. «О местном самоуправлении»; «О муниципальной службе»; от 2008 г. «О местном самоуправлении в г. Ереване»; Избирательный кодекс Республики Армения от 2011 г. и другие законы, детально регулирующие вопросы местного самоуправления.
К этой же группе следует отнести Постановления Правительства Республики Армения, постановления Конституционного Суда Республики Армения, постановления Национального Собрания и Указы Президента Республики Армения, напрямую затрагивающие вопросы организации и деятельности местного сам оупр авления.
Ко второй группе относятся нормативно-правовые акты, регулирующие отдельные аспекты организации местного самоуправления.
К этой группе относятся Законы РА: «О приватизации государственного, общественного и муниципального жилищного фонда Республики Армения» 1993 г.; «О кондоминиумах» 1995 г.; «О бюджетной системе Республики Армения» 1997 г.; «О приватизации государственного имущества» 1997 г.; «О государственной пошлине» 1997 г.; «О фиксированных платежах» 1998 г.; «О финансовом выравнивании» 1998 г., «О налоге на имущество» 2002 г. и др.
В частности, в Законе РА «О бюджетной системе Республики Армения», регулирующий вопросы в сфере бюджетных отношений, гл. 5 «Муниципальные бюджеты Республики Армения» исключительно посвящена принципам формирования, исполнения и контроля за исполнением муниципального бюджета, а также регулирует налогово-бюджетные взаимоотношения между различными уровнями управления, определяет виды доходов и расходов муниципалитетов.
Процесс выделения отчислений (дотаций) из государственного бюджета в муниципальные бюджеты регулируется законом РА от 24 ноября 1998 г. «О финансовом выравнивании», в котором утверждены виды финансового выравнивания и порядок их расчета.
Законами РА от 14 февраля 1994 г. «О земельном налоге» и от 26 декабря 2002 г. «О налоге на имущество» зафиксированы параметры взаимоотношений налогоплательщиков и местного бюджета.
Земельным Кодексом РА определены, в том числе, принципы земельного зонирования и ведения земельного кадастра.
Законами РА «О градостроительстве» и «О транспорте» разграничены полномочия органов местного самоуправления и исполнительных органов по вопросам градостроительства и транспорта.
К третьей группе относятся нормативно-правовые акты по вопросам местного значения и осуществления отдельных переданных государством полномочий (муниципальные правовые акты).
Пункт 2 ст. 2 Закона РА от 3 апреля 2003 г. «О правовых актах» подразделяет правовые акты, принимаемые, в том числе, органами местного самоуправления, на нормативные и индивидуальные (ненормативные).
Под нормативным правовым актом понимается принятый органом местного самоуправления в установленных Конституцией Республики Армения, законом случаях и порядке, в пределах его полномочий, предусмотренный законом официальный письменный документ, который направлен на установление, изменений или прекращение действий правовой нормы или правовых норм. Правовой акт считается нормативным, если в нем содержится хотя бы одна правовая норма. К этой категории правовых актов относятся также правовой акт, предусматривающий изменения или дополнения в нормативном правовом акте, а также прекращающий действие нормативного правового
86
Вестник Московского университета МВД России
№ 12 / 2014
акта или его части, даже в случае отсутствия в этих изменениях или дополнениях правовой нормы.
Представительный орган местного самоуправления (муниципальный совет) принимает правовые акты (решения либо постановления), которые не могут противоречить законодательству и подлежат обязательному исполнению на муниципальной территории (ст. 107 Конституции Республики Армения). К ним относятся решения об утверждении регламента муниципального совета, акты, регламентирующие вопросы формирования, изменения и исполнения бюджета, создания, реорганизации либо ликвидации муниципальных учреждений и организаций, утверждение муниципальных правил деятельности в сфере торговли, общественного питания и обслуживания, определение ставок местных пошлин и сборов и т.д.
Решения муниципальным советом принимаются коллегиально.
Руководитель исполнительного органа местного самоуправления (глава муниципалитета) издает постановления, имеющие нормативное содержание, и распоряжения.
К нормативным правовым актам также относятся обладающие высшей юридической силой решения, принятые на местном референдуме (п. 3 ст. 20 Закона РА «О правовых актах»).
Нормативные правовые акты устанавливают общие положения, адресованные широкому кругу лиц, регламентируют наиболее важные общественные отношения на местном уровне, применяются неоднократно и действуют достаточно продолжительное время.
Важным нормативным правовым актом, входящим в правовую основу местного самоуправления, является Устав аппарата руководителя муниципалитета.
К индивидуальным (правоприменительным) актам Закон относит принятый органом местного самоуправления в пределах его полномочий правовой акт, который имеет временный или постоянный характер, предусмотрен для единичного или многократного применения, не содержит правовой нормы и устанавливает правило поведения только для непосредственно указанных в нем персонально физических или юридических лиц.
К таковым относятся приказы о назначении и перемещении по должности муниципальных служащих, об их наказании или поощрении, по иным вопросам кадровой политики.
Правила поведения, содержащиеся в нормативных актах местного самоуправления, носят публично-властный характер, поскольку исходят от муниципальной власти.
Исходя из анализа ст. 6 Конституции Республики Армения, правовые акты органов местного самоуправления являются нормами прямого (непосредственного) действия на территории соответствующего муниципалитета.
Одним из условий вступления правового акта в силу является его официальное опубликование.
Закон РА «О местном самоуправлении» не содержит норм, напрямую регулирующих вопросы о порядке опубликования правовых актов органов местного самоуправления. В то же время, по общему правилу, установленному ст. 56 Закона РА «О правовых актах», нормативные правовые акты органов местного самоуправления подлежат обязательному официальному опубликованию и вступают в силу на десятый день после их опубликования, если этими правовыми актами не предусмотрен более поздний срок. Исключение составляют решения органа местного самоуправления, принятые местным референдумом. В соответствии со ст. 36 Закона РА «О местном референдуме» они вступают в силу в пятидневный срок после опубликования решения областной комиссии о результатах референдума, если в суд не представлено заявление по спорам, связанным с итогами референдума. При наличии судебного спора решение местного референдума вступает в силу с момента опубликования решения суда, если этим решением не предусмотрено иное.
Индивидуальные правовые акты органов местного самоуправления не подлежат обязательному официальному опубликованию и вступают в силе в порядке, предусмотренном ст. 60 Закона РА «О правовых актах».
С учетом изложенного, по порядку вступления в силу акты местного самоуправления можно разделить на:
♦ требующие обязательного официального опубликования;
♦ не требующие официального опубликования.
Таким образом, можно констатировать, что к актам местного самоуправления (применительно к Армении) относятся официальные письменные акты, принятые населением муниципалитета на референдуме, органом местного самоуправления в пределах собственных полномочий.
Литература
1. Закон Республики Армения «О бюджетной системе Республики Армения» от 24 июля 1997 г.
2. Закон Республики Армения «О выборах органов местного самоуправления» от 1996 г.
3. Закон Республики Армения «О земельном налоге» от 14 февраля 1994 г.
4. Закон Республики Армения «О местном самоуправлении» от 7 мая 2002 г.
5. Закон Республики Армения «О местном самоуправлении в городе Ереване» от 26 декабря 2008 г.
6. Закон Республики Армения «О налоге на имущество» от 26 декабря 2002 г.
7. Закон Республики Армения «О правовых актах» от 3 апреля 2003 г.
8. Закон Республики Армения «О финансовом выравнивании» от 24 ноября 1998 г.
9. Закон Республики Армения «Об административно-территориальном делении» от 7 ноября 1995 г.
10. Конституция Республики Армения от 5 июля 1995 г.
11. Соловьев С.Г. Муниципально-властные институты в местном самоуправлении Российской Федерации. М., 2003.
References
1. The law of the Republic of Armenia from July 21, 1997 of № ZR-137 «About budget system of the Republic of Armenia».
2. The law of the Republic of Armenia from 1996 «About elections of bodies of the local self government».
3. The law of the Republic of Armenia from April 27, 1994 of № S-1005-1-ZR-101 «About land tax».
4. The law of the Republic of Armenia from June 5, 2002 of № ZR-337 «About local self government».
5. The law of the Republic of Armenia from 2008 «About local government in the city of Yerevan».
6. The law of the Republic of Armenia from December 30, 2002 of № ZR-491 «About the property tax».
7. The law of the Republic of Armenia from April 29, 2002 of № ZR-320 «About legal acts».
8. The law of the Republic of Armenia from 1998 «About financial equalization».
9. The law of the Republic of Armenia from December 1, 1995 of № S-062-1-ZR-18 «About administrative territorial division in the Republic of Armenia».
10. The Constitution of the Republic of Armenia from July 5, 1995.
11. SolovyovS.G. The municipal institutions of local self government of the Russian Federation. M., 2003.
ПРАВОВАЯ ОСНОВА РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ОСАВЕЛЮК,
доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой конституционного, административного и финансового права Европейского института JUSTO;
СТАНИСЛАВ ЮРЬЕВИЧ КОСИЦЫН, научный сотрудник Научно-исследовательского института образования и науки
E-mail: [email protected]
Научная специальность 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Раскрыты правовые основы, определяющие способы воздействия государства на построение образовательного процесса и методики обучения в высших профессиональных образовательных организациях современной России, их роль в совершенствовании образования.
Ключевые слова: Конституция, конституционные принципы, правовые основы, методика преподавания, методика обучения, образовательные организации, обучающиеся, преподаватели.
Annotation. Showed the legislative framework governing the means of influence by the state to build the educational process and teaching methods in higher professional education institutions of modern Russia, their role in improving education.
Keywords: the Constitution, the constitutional principles, legal bases, teaching technique, the training technique, the educational organizations, trained, teachers.
88
Вестник Московского университета МВД России
№ 12 I 2014