вместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации наряду с другими предметами совместного ведения находятся природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение. Правовое регулирование по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации должно осуществляться согласно п. 2 ст. 76 Конституции РФ на основании федеральных законов и принимаемых в соответствии с
ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Именно по причине отсутствия соответствующего федерального закона существенно затрудняется реализация договорных форм социального взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления на региональном и местном уровнях.
В заключение необходимо отметить, что социальное взаимодействие (сотрудничество) государства и неправительственных некоммерческих организаций на условиях равноправия сторон является закономерным этапом на пути становления гражданского общества и от законодательных органов требуются усилия по разработке соответствующих нормативных правовых актов, регулирующих возникающие общественные отношения.
Правовой статус объединений собственников жилья по российскому и зарубежному праву
А. С. Овчарова
Объединения собственников жилья, подобно российским товариществам собственников жилья (ТСЖ), широко распространены и в зарубежных странах. Хотелось бы обратить внимание на те общие принципы и начала, на которых строятся объединения собственников жилья во всем мире. Это, прежде всего, цели создания таких объединений, коими являются: рациональное и добросовестное управление общим имуществом собственников объединения, равенство прав участников
Овчарова Анна Сергеевна — аспирантка ИГП РАН.
объединения, когда каждый из собственников жилого помещения имеет одинаковый объем корпоративных прав на общем собрании объединения собственников жилья. Важным принципом является также и то, что теоретическая и практическая конструкция объединений собственников построена таким образом, что их членами должны выступать только собственники жилых помещений.
Правда, данное правило не обладает абсолютной пользой для России. В нашей стране достаточно распространены случаи, когда наряду с гражданами, которые приобрели
квартиры в собственность по коммерческим ценам или приватизировали, в жилых помещениях проживают граждане, которые занимают их по договору социального найма. Вследствие этого возникают определенные проблемы, связанные с тем, что наниматели, получающие свое жилье у муниципалитета (если они не хотят его приватизировать), нередко не относятся к нему ответственно и бережно. У многих из них нет мотивации к коллективному и дисциплинированному пользованию общей площадью, к организации жилищных объединений, что, безусловно, создает негативный «фон» на пути к созданию таких объединений.
Ввиду того, что в России уже на протяжении определенного времени в большинстве многоквартирных домов значительная часть проживающих является собственниками квартир, а не нанимателями, как это было в советское время, возникла необходимость законодательно сформулировать правовой статус общего имущества собственников и объединений таких собственников жилья. В этих целях был принят Федеральный закон от 15 июня 1996 года № 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья», однако сейчас статус ТСЖ определяется новым Жилищным кодексом РФ, в котором таким товариществам посвящена отдельная глава1. Но если в России история законодательного регулирования отношений между собственниками в многоквартирных домах довольно непродолжительна, то в Нидерландах и ряде других стран она имеет многолетнюю историю. Еще в Гражданском кодексе Нидерландов (далее BW 1838 г.2) содержа-
1 Федеральный закон «О товариществах собственников жилья» утратил силу в связи с принятием Жилищного кодекса РФ от 29 декабря 2004 г.
2 BW — Burgerlijk Wetboek — Граждан-
ский кодекс Нидерландов. Большинство книг
BW было принято 1992 г.
лись положения, довольно подробно регламентирующие такие отношения. Новый BW еще более внимательно относится к правам и обязанностям собственников жилых помещений и тщательнее определяет процесс закрепления права собственности на жилое помещение.
В российской юридической литературе нет единства во мнениях по поводу того, к какому виду юридических лиц следует относить товарищества собственников жилья. Большинство исследователей считает, что их следует относить к той группе некоммерческих организаций, которая представлена жилищно-строительными кооперативами (ЖСК)3. Действительно, некоторые характеристики говорят о сходстве. Так, например, как юридические лица и те и другие относятся к некоммерческим организациям; схожи и их органы управления.
Но в правовом статусе ЖСК и ТСЖ имеются существенные различия, которые позволяют рассматривать ТСЖ как отдельную, самостоятельную организационно-правовую форму некоммерческой организации. Важными отличиями ТСЖ от ЖСК является то, что в товариществах нет паевых отношений, которые имеют место в потребительских кооперативах; члены потребительского кооператива вправе распределять между собой полученные доходы. ТСЖ такого права не имеет; у членов товарищества собственников жилья нет обязанности покрывать убытки путем внесения дополнительных взносов. Такая обязанность имеется у членов кооператива.
В целом необходимо отметить, что, принимая ЖК РФ, законодатель имел в виду, что в ситуации, когда паи в ЖСК полностью выплачены, ЖСК должно быть преобразовано в ТСЖ. Закон, в частности, устанавливает, что на отношения соб-
3 Мушинский В. О. Основы гражданского права. М.,1995. С. 40.
ственности в многоквартирном доме в жилищном кооперативе при условии полной выплаты пая хотя бы одним из членов ЖСК распространяются положения главы о ТСЖ (ст. 129 ЖК РФ), а жилищный кооператив по решению общего собрания его членов (конференции) может быть преобразован в ТСЖ (ст. 122 ЖК РФ).
Законодательство большинства государств детально регламентирует отношения общей собственности, складывающиеся при владении, пользовании, распоряжении объектами общего пользования в многоквартирных жилых домах. Объединения собственников жилья получают самые разнообразные наименования: объединения, кооперативы, товарищества, ассоциации, объединения и. т. п. Объем прав и обязанностей как самих членов, так и их объединений неодинаков в различных странах. Но основная цель таких образований едина — эффективная эксплуатация жилых и нежилых помещений, придомовых территорий и прочих объектов, относящихся к жилым домам.
Хотелось бы более подробно остановиться на анализе правового статуса объединений собственников жилья в трех странах: в России, Нидерландах и Финляндии. Хотя объект регулирования (статус и взаимоотношения членов жилищного объединения) во всех трех странах в целом сопоставим, содержание законов, регулирующих указанные отношения, имеет существенные различия. Так, глава о ТСЖ в ЖК РФ охватывает как корпоративные отношения собственников внутри объединения, так и вопросы имущественного статуса объединения, его имущественной основы. Похожая картина и в Нидерландах, где положения BW об объединениях собственников жилья ^/у^.4) регулируют как корпоративные отношения собственников
4 Vereining van Eigernaars (V.v.E) — объединения собственников жилья в Нидерландах.
внутри объединения, так и вопросы имущественного порядка. Несколько иначе обстоит дело в Финляндии. Так, Закон «О жилищных акционерных обществах» в Финляндии регулирует, по сути, только корпоративные отношения акционеров. Но наряду с указанным законом действует еще один очень важный закон — «О сделках с жильем» (1994 г.). В нем и регулируются имущественные основы жилищных акционерных обществ.
В соответствии с законодательством всех трех сравниваемых пра-вопорядков объединение собственников жилья в Нидерландах, ТСЖ в России и жилищные акционерные общества в Финляндии являются юридическими лицами, что означает, что права и обязанности они приобретают только после государственной регистрации их в качестве таковых. Но в Нидерландах в соответствии с мнением голландских ученых общие положения о юридических лицах, содержащиеся в кн. 2 BW, не могут быть в полной мере отнесены к объединениям собствен-ников5. Например, положения об уставном капитале, необходимом для обычного объединения (ст. 2:6 BW), к объединениям собственников не применяются.
В России в соответствии с правоприменительной практикой ТСЖ приобретает право управлять общим имуществом домовладельцев только после государственной регистрации кондоминиума6 . Таким образом, для нормального функционирования ТСЖ необходимо провести предусмотренные законом регистрационные действия.
В соответствии с российским законодательством ТСЖ является организацией некоммерческой, т. е. ограниченной законом в своей правоспособности, тогда как жилищное акционерное общество в Финляндии
5 Nгeuwenhuгs J. Н. Hoofdsstukken vermo-gensrecht. Zesde druk. Kluwer 2000. P. 89.
6 Постановление ФАС Московского округа от 26 июля 2004 г. № КГ-А40/5896-04.
и объединение собственников жилья в Голландии обладает общей неограниченной правоспособностью, хотя их уставами и могут быть предусмотрены некоторые ограничения правоспособности.
Цели объединения собственников жилых помещений в форме ТСЖ в России, объединения собственников в Голландии и жилищного акционерного общества в Финляндии в принципе одни и те же. Так, ТСЖ создается с целью совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, в Голландии цель создания объединения собственников прямо предусмотрена законом (это — забота об общем имуществе собственников). Аналогична цель объединения и в Финляндии.
Для создания ТСЖ в России требуется решение общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома при наличии не менее 50% голосов от общего числа голосующих собственников.
В Нидерландах созданию объединения собственников предшествует так называемое разделение основного права и выделение его «части» для каждого собственника и, как следствие, определение обязанностей по содержанию и ответственности за общее имущество собственников (определение сопутствующего права)7.
Процедура определения долей собственников и(или) иных управо-моченных лиц (наследников, застройщиков) оформляется специальным письменным документом, в который обязательно включаются положения, перечисленные в ст. 5:1118
7 В соответствии с BW «основным» правом мы называем право собственности каждого собственника на свое жилое помещение. «Сопутствующим» правом мы называем право, возникающее вследствие владения субъектом основного права доли в праве собственности на общее имущество жилого дома.
8 Здесь цифра 5 обозначает — номер книги, а цифра 111 — номер статьи.
BW (это — указание местонахождения здания, перечень жилых помещений и собственников, которым соответственно принадлежат жилые помещения, размер долей собственников на общее имущество, в том числе и такое, которое не является недвижимым). В BW содержится указание на обязательность регламента, прилагаемого к нему, согласно которому будет производиться управление данным жилым домом.
Новый ЖК РФ предусматривает, что ТСЖ может быть создано при объединении:
1) нескольких многоквартирных домов, помещения в которых принадлежат различным (не менее, чем двум) собственникам с земельными участками, расположенными на общем земельном участке или нескольких участках, соседних (граничащих) c сетями инженерно-технического обеспечения и другими элементами инфраструктуры;
2) нескольких расположенных близко зданий, строений или сооружений — жилых домов, предназначенных для проживания одной семьи, дачных домов с приусадебными участками или без них, гаражами и другими расположенными на общем земельном участке или соседних (граничащих) земельных участках объектами, сетями инженерно-технического обеспечения и другими элементами инфраструктуры.
Похожие положения содержатся и в Законе «О жилищных акционерных обществах» Финляндии, в ст. 1 которого предусматривается, что жилищное акционерное общество создается на основе объединения собственников одного владения или нескольких зданий, в которых в соответствии с уставом общества более половины от общей площади помещений находится во владении акционеров в качестве жилых помещений, и предназначаются для жилых целей. В соответствии со ст. 5.10.1.5. BW объединение соб-
ственников может создаваться как на основе объединений владельцев квартир в одном доме, так и на основе объединения жильцов нескольких домов.
Как и многие другие некоммерческие организации в России, ТСЖ основано на членстве. Согласно ст. 143 ЖК РФ членство в товариществе собственников жилья возникает у собственника помещения в многоквартирном доме на основании заявления о вступлении в товарищество.
Если в многоквартирном доме уже существует ТСЖ, то лицо, приобретшее жилое помещение в многоквартирном доме, вправе стать членом товарищества на основании заявления о вступлении в товарищество. Членство прекращается с момента прекращения права собственности на жилое помещение или с момента подачи собственником заявления о выходе из состава членов товарищества собственников жилья.
Участниками ТСЖ в России, т. е. членами, могут быть две категории лиц: собственники квартир — юридические лица и физические лица. Вступив в члены ТСЖ, домовладелец (собственник жилого помещения) приобретает определенные права и обязанности. Например, он становится обязанным уплачивать периодические взносы на содержание общего имущества домовладельцев, бережно относиться к общему имуществу, уплачивать дополнительные платежи, решение о выплате которых может быть принято на общем собрании собственников жилых помещений.
Представляет интерес ситуация, когда собственники жилых помещений не подают заявлений о вступлении в товарищество и не являются членами ТСЖ. В соответствии с постановлением КС РФ от 3 апреля 1998 г. № 10-П нельзя принудить собственника к вступлению в члены ТСЖ, тем не менее в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 138 ЖК РФ товарищество
собственников жилья обязано заключать договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме с жильцами, не являющимися членами товарищества. Обращает на себя внимание то, что закон не содержит корреспондирующей обязанности собственников — нечленов ТСЖ — заключать соответствующие договоры, а также каких-либо санкций за незаключение такого договора. Таким образом, можно констатировать, что механизма «правового принуждения» собственников — не членов ТСЖ к несению обязанностей по содержанию общего имущества в многоквартирном доме не предусмотрен. Хотя, надо признать, что законодатель сделал первый шаг на пути к созданию такого механизма, но правоприменительная практика в отношении данной ситуации еще не сложилась.
Следует отметить, что членство в объединении собственников в Нидерландах и в жилищных акционерных обществах Финляндии является обязательным в силу закона, что, на наш взгляд, создает более благоприятные условия для управления и содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В Финляндии лицо имеет возможность приобрести права на жилые помещения, только став владельцем определенной части акций в жилищном акционерном обществе. Режим акций жилищного акционерного общества в законе «О жилищных акционерных обществах» не определен, но в целом оборот акций регулируется не только требованиями указанных законов, но и особенностями, обозначенными в Законе «О сделках с жильем», который предусматривает четкую процедуру распоряжения акциями жилищного акционерного общества, защищающую интересы каждого акционера-собственника.
Во всех сравниваемых правопо-рядках в обязательную компетенцию общего собрания собственников входит установление размера пла-
тежей собственников жилых помещений на содержание общего имущества и имущества каждого собственника.
Размеры обязательных платежей домовладельцев должны быть пропорциональны доле в праве собственности домовладельца в общем имуществе домовладельцев. Аналогичные условия по оплате обязательных платежей содержатся в законодательстве Финляндии и Голландии. Так, акционер, участник объединения собственников жилья в Голландии обязан выплачивать обществу, объединению плату за коммунальные услуги, содержание общего имущества объединения, ремонт общего имущества, вносить плату по основаниям, определенным в уставе, регламенте. К таким основаниям могут относиться площадь квартиры, реальное потребление коммунальных услуг. В Голландии размер обязательных платежей рассчитывается на основании сметы и доли участника в общем имуществе объединения. Оплата расходов на содержание общего имущества является обязанностью каждого из собственников, за исполнением таких обязанностей следит правление V.v.E9.
Отношения между собственниками квартир в многоквартирном доме возникают на основе конструкции общей долевой собственности. Владение и пользование общим имуществом в ТСЖ в России осуществляется по согласию всех собственников, оно осуществляется независимо от того, кем из участников совершаются действия по владению и пользованию. Только отдельные объекты общего пользования могут быть выделены кому-либо из собственников без уменьшения прав и законных интересов других собственников в этом доме (например, выделение кому-либо из собствен-
ников части подвала). Отметим, что вопрос о принадлежности подвальных помещений неоднозначно решается в российской судебной практике. В течение долгого времени подвалы признавались собственностью государства, а договоры аренды подвальных помещений заключали комитеты по управлению городским имуществом, при этом подвалы регистрировались как государственная собственность. Ситуация несколько изменилась после принятия ГК РФ и ЖК РФ, где появились понятия общей долевой собственности жильцов. После того как процесс создания ТСЖ активизировался и перед собственниками встал вопрос о том, откуда брать деньги на содержание общих помещений в многоквартирном доме, ТСЖ от имени домовладельцев начали в судебном порядке оспаривать право государства распоряжаться нежилыми помещениями, в частности подвалами. Первоначально государство успешно отбивалось от претензий ТСЖ, и имеются даже несколько решений, в которых прямо устанавливается, что «подвалы, по которым транзитом проходят трубы и нет постов управления, общей долевой собственностью являться не мо-гут»10. В последнее время ситуация изменилась, в частности, с принятием решения от 19 декабря 2005 г. Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу № А56-49663/2005, в котором говорилось, что «согласно п. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам жилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, в том числе чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации. Таким образом, при наличии в законе прямого указания о правовом положении подвалов представление доказательств,
9 Тгттеттапэ Я., De hoofdlijnen van het 10 Решение судебной коллегии по граждан-appartementsrecht т Frankrijk, Belgie an ским делам Санкт-Петербургского городско-
Nedeland, WPNR, 2003, 6538, ^ 501. го суда по делу № 2-938 от 17 февраля 2004 г.
что они являются общим имуществом домовладельцев, не требует-ся»11. Очевидно, для окончательного прояснения ситуации потребуются разъяснения ВС РФ и ВАС РФ.
Несмотря на содержащуюся в законе оговорку о том, что имущество, принадлежащее домовладельцам на праве общей долевой собственности (имущество общего пользования), не может быть отчуждено в пользу третьих лиц без одновременного отчуждения квартир12, случаи такого отчуждения встречаются и признаются судом вполне законными, если решение об отчуждении нежилого помещения было принято общим собранием членов товарищества в соответствии с полномочиями, предусмотренными ст. 137 ЖК РФ13. Такое положение дел, безусловно, следует отнести к противоречиям между российским законом и судебной практикой.
Собственники квартир в многоквартирном доме, в том числе там, где создается ТСЖ, могут зарегистрировать объекты общей собственности в многоквартирном доме в соответствии с законом. На впервые регистрируемое право общей собственности выдается свидетельство по ходатайствам домовладельцев (собственников жилых помеще-ний)14.
В Нидерландах члены объединения собственников не могут по своему усмотрению проводить распорядительные действия по поводу при-
11 По материалам Российской бизнес-газеты от 7 марта 2006 г. С. 1, 7.
12 Это свидетельствует, что квартиры являются в данном случае главными вещами, а имущество общего пользования — принадлежностью.
13 Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 марта 2005 г. № 66-ВО4-9.
14 Приказ Минюста РФ от 27 июня 2003 г.
№ 152 «Об утверждении инструкции о порядке государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в кондоминиумах».
надлежащего им имущества. Такие действия осуществляются с согласия большинства собственников жилого дома, объединения собственников жилья или органа объединения (имеется в виду общее собрание). Таким образом, собственник не может действовать произвольно в отношении принадлежащего ему имущества. Но если такое согласие не получено, собственник по решению суда все-таки может осуществить акт распоряжения15. Если у собственника возникает желание продать квартиру, он обязан предложить другим членам объединения это жилое помещение за цену, которую он хотел бы получить от продажи своего имущества. В законе говорится только о разумном сроке для других собственников по принятию решения о покупке, если никто из них не выражает согласия купить квартиру (ст. 5:121 BW).
Несколько проще обстоит дело в Финляндии, где распоряжение жилым помещением производится по усмотрению собственника. При этом одновременно производится передача прав на акции в жилищном акционерном обществе. Преимущественного права других акционеров на приобретение данных акций не предусмотрено.
На практике довольно часто встречаются случаи, когда одно жилое помещение принадлежит нескольким лицам на праве общей собственности либо когда помещения в квартире принадлежат различным лицам. В таких случаях возможно вступление в ТСЖ нескольких собственников одного жилого помещения. Представляется, что каждое из указанных лиц имеет часть прав и обязанностей одного члена товарищества пропорционально его доле в праве на данное жилое помещение. Указанные лица могут уполномочить одного их собственников жилого помещения представлять их ин-
15 Import en export van burgelijk recht BW-krant, jaarboek 13. Deventer 1997. P. 41
тересы в ТСЖ. Аналогичным образом решается вопрос и в двух других сравниваемых правопорядках.
Важно отметить особенность объединений собственников жилья, которая существует в Нидерландах и которой нет в Финляндии16. Для укрепления имущественного положения объединений с 1 января 2005 г. в Голландии стало обязательным создавать резервные фонды в объединениях собственников жилья. В случае если будет выявлено, что такой фонд не был создан, объединение подвергается серьезному штрафу. В России в полномочиях общего собрания членов ТСЖ также входит образование специальных фондов товарищества (ст. 145 ЖК РФ), но обязанности создавать фонды не существует, и поэтому на практике такие фонды не создаются. Представляется, что внесение обязанности создавать такие фонды наряду со штрафами за их отсутствие в российское законодательство было бы оправданно.
В Нидерландах высшим органом управления объединением является общее собрание собственников, которое должно созываться не реже, чем один раз в год. Помимо решения других вопросов в компетенцию общего собрания объединения входит назначение правления объединения и установление размера обязательных регулярных взносов членов объединения на содержание общего имущества объединения на основании утверждаемой на общем собрании сметы.
Решения на общем собрании принимаются большинством голосов от всех голосов собственников объединения. Количество голосов, которым обладает каждый собственник на общем собрании собственников, пропорционально его доле в общем имуществе общества. Общее собрание собственников назначает прав-
16 Закон о жилищных акционерных обществах Финляндии не предусматривает создания резервных фондов.
ление. Правление, в свою очередь, осуществляет функции по повседневному руководству объединением на профессиональной основе. Важной функцией правления является организация сбора денег на содержание имущества объединения. При необходимости в объединении правлением может быть назначен и до-моуправляющий.
Основными документом V.v.E. является устав, где определяются ста-тус,порядок и периодичность отчета органов управления перед членами объединения и регламент, который содержит положения об обязанностях участников, их объеме, размере и порядке внесения ежегодных платежей по эксплуатации жилого дома и др.
Устав жилищного акционерного общества Финляндии схож по своему содержанию с нидерландским, но ввиду специфики организационно-правовой формы рассматриваемого юридического лица в уставе должны предусматриваться положения об уставном капитале общества, номинальной стоимости акций.
В ЖК РФ не предусмотрено специальных положений относительно содержания устава ТСЖ. Представляется, что в целом содержание устава аналогично сравниваемым пра-вопорядкам и зарубежным уставам. В частности, обязательными положениями в уставе по российскому праву являются положения об органах управления, размере и порядке внесения обязательных платежей на содержание общего имущества в ТСЖ (что является сопоставимым с требованиями зарубежного законодательства). Необходимо также отметить сходство органов управления объединений собственников жилья во всех трех правопорядках.
Подводя итог сказанному, следует еще раз отметить, что основные положения правового статуса объединений собственников жилых помещений в многоквартирных домах имеют много общего, несмотря на
различные правопорядки. Вместе с тем существуют и существенные различия. Так, в Нидерландах лицо, приобретающее жилое помещение, одновременно становится членом объединения в силу закона (п. 2 ст. 5:125 BW). В Финляндии одновременно с приобретением права собственности на жилое помещение приобретаются и акции акционерного жилищного общества. В России собственники жилых помещений вправе как создавать товарищества, так и не создавать их (п. 1 ст. 291 ГК РФ). Также постановление Конституционного Суда РФ от 3 апреля 1998 г. № 10-П признает принудительное членство в ТСЖ неконституционным. Как следствие, возникает ситуация, когда собственники просто не желают образовывать товарищества. Так, например, по информации официального сайта Правительства г. Москвы, в городе существуют всего 384 ТСЖ, хотя потенциально их может быть создано более 10 00017. Такая ситуация, безусловно, не сказывается благоприятно на развитии так необходимых в нашем обществе навыков демократического самоуправления, проявлении и реализации интересов самих жильцов (взамен администра-
17 http://www.mos.ru
тивного засилья государственных унитарных предприятий). Сдерживается развитие прямых договорных связей с поставщиками услуг.
Другими причинами медленного становления ТСЖ в России являются и некоторые психологические особенности российского собственника, который не готов образовывать подобные объединения с целью совместного управления имуществом. Еще одним препятствием является также то, что наряду с собственниками в многоквартирных домах существуют и лица, которые занимают жилые помещения по договору социального найма и которые по закону не несут обязанности по содержанию, так как не являются собственниками занимаемых ими жилых помещений.
Ввиду отсутствия законодательного регулирования некоторых аспектов взаимоотношений между собственниками внутри объединений, а также отсутствия четкого перечня обязанностей собственников жилых помещений использование в российской действительности опыта зарубежных стран в этой связи было бы весьма полезным с точки зрения законодательного и практического совершенствования конструкции товарищества собственников жилья в России.