Научная статья на тему 'Правовой статус налоговых органов в делах ο банкротстве'

Правовой статус налоговых органов в делах ο банкротстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5900
371
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕЛО О БАНКРОТСТВЕ / НАЛОГОВЫЙ ОРГАН / ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ОРГАН / КОНКУРСНЫЙ КРЕДИТОР / ДОЛЖНИК

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Макевнина Дина Юрьевна

В статье раскрыты особенности правового положения налоговых органов в делах о банкротстве. В обобщенном виде изложены основные их полномочия в сфере несостоятельности. Определены наиболее существенные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность налоговых органов в делах о несостоятельности и определяющие их правовой статус.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовой статус налоговых органов в делах ο банкротстве»

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО; ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО; СЕМЕЙНОЕ ПРАВО; МЕЖДУНАРОДНОЕ _ЧАСТНОЕ ПРАВО_

ПРАВОВОЙ СТАТУС НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ В ДЕЛАХ

О БАНКРОТСТВЕ Макевнина Д.Ю.

Макевнина Дина Юрьевна - кандидат экономических наук, кафедра гражданского права и процесса, юридический факультет, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, г. Саранск

Аннотация: в статье раскрыты особенности правового положения налоговых органов в делах о банкротстве. В обобщенном виде изложены основные их полномочия в сфере несостоятельности. Определены наиболее существенные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность налоговых органов в делах о несостоятельности и определяющие их правовой статус.

Ключевые слова: несостоятельность, дело о банкротстве, налоговый орган, обязательные платежи, уполномоченный орган, конкурсный кредитор, должник.

Важное место в отношениях несостоятельности (банкротства) занимает правовая характеристика участников этих отношений.

В соответствии с п. 1 ст. 34 Федерального закона от 26.10.2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) уполномоченный орган является лицом, участвующим в деле о банкротстве. Под уполномоченным органом ст. 2 Закона о банкротстве предлагает понимать федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации, муниципальных образований [2]. Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства» (далее -Постановление № 257) на Федеральную налоговую службу возложены функции уполномоченного органа по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам [4].

Налоговые органы, являясь при наличии у должника задолженности по уплате обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, по своей сути, обычными кредиторами согласно нормам Закона о банкротстве, законодателем прямо включены в число конкурсных кредиторов [6]. Но вместе с тем при возбуждении и рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве уполномоченные органы, как и

конкурсные кредиторы, наделены равными процессуальными правами (право на обращение в суд с заявлением о признании должника банкротом, право голоса на собрании кредиторов, право выдвигать своих представителей в состав комитета кредиторов, право на удовлетворение своих требований, право на обращение с заявлениями, жалобами и ходатайствами).

Однако при реализации налоговыми органами полномочий в делах о банкротстве их правовое положение обладает некоторыми особенностями.

Согласно Постановлению № 257 налоговый орган при инициировании по собственному заявлению процедуры банкротства в отношении должника или при получении сведений о введении в отношении должника одной из процедур банкротства запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов информацию о наличии и размере задолженности указанного должника по уплате администрируемых ими платежей. После получении соответствующих сведений с копиями документов, подтверждающих возникновение указанной задолженности, налоговый орган обращается в арбитражный суд с заявлением об установлении размера кредиторской задолженности по уплате обязательных платежей или по денежным обязательствам перед Российской Федерацией в реестре требований кредиторов [4].

Таким образом, налоговые органы объединяют и представляют в деле о банкротстве требования по обязательным платежам и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также обеспечивают интересы государства по погашению задолженности по обязательным платежам и денежным обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве путем выработки мотивированной политики при принятии участия в судебных заседаниях, собраниях и комитетах кредиторов.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона о банкротстве правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы, а также работник, бывший работник должника, имеющие требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда [1].

Право на подачу заявления о признании должника банкротом реализуется уполномоченным органом в порядке, установленном Постановлением от 29.05.2004 №257.

В соответствии с п. 2 указанного Постановления, уполномоченный орган принимает решение о направлении в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом:

- не ранее 30, но не позднее 90 дней с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления налогового органа о взыскании налога (сбора) за счет имущества должника или соответствующего исполнительного документа;

Нарушение установленного пунктом 2 Положения о порядке предъявления требований, установленном Постановлением от 29.05.2004 №257, 90-дневного срока принятия уполномоченным органом решения о направлении в суд заявления о признании должника банкротом не влияет на возможность признания такого заявления обоснованным и введения процедуры банкротства. Однако заявление уполномоченного органа признается необоснованным, если на момент обращения в суд утрачена возможность принудительного исполнения требований, указанных в заявлении;

- в течение 30 дней с даты получения уведомлений федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, выступающих кредиторами по денежным обязательствам (их территориальных органов), о наличии задолженности по обязательным платежам или о задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией.

Механизм действий уполномоченного органа по подаче в суд заявления о признании должника банкротом определен Приказом Минэкономразвития России от

16

19.10.2007 № 351 «Об утверждении Порядка выбора органом, уполномоченным представлять в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, саморегулируемой организации арбитражных управляющих при подаче в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом» (далее -Приказ № 351), Приказом ФНС России от 13.12.2013 № ММВ-7-8/594@ «Об осуществлении выбора саморегулируемой организации арбитражных управляющих для указания в заявлении уполномоченного органа».

Кроме того, налоговый орган вправе не только принимать решение о направлении в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом при наличии соответствующих оснований, но также и принять решение об отложении подачи такого заявления по основаниям, обозначенным в п. 5 Постановления №257, на срок не более чем на 1,5 года.

Таким образом, правовой статус налоговых органов в делах о банкротстве отличается некоторыми особенностями. С одной стороны, налоговые органы - это такие же конкурсные кредиторы, имеющие аналогичные процессуальные права в деле о банкротстве: на голосовании на собрании кредиторов, на подачу жалоб на действия арбитражных управляющих, на заявление возражений относительно требований иных кредиторов, на подачу заявлений о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности или об оспаривании сделок должника и др.). С другой стороны, у налоговых органов двоякое правовое положение в части осуществления полномочий на подачу заявления о признании должника несостоятельным (банкротом). Это выражается в том, что по нормам Закона о банкротстве уполномоченный орган, как и иные кредиторы, наделен правом на подачу такого заявления при наличии на то оснований и соблюдении определенных условий, а по Постановлению № 257 - у уполномоченного органа существует обязанность принять определенные меры в отношении должников, имеющих задолженность по уплате обязательных платежей или денежных обязательств перед Российской Федерацией и отвечающих признакам несостоятельности (банкротства) (принять решение о подаче / об отложении подачи заявления в арбитражный суд о признании должника банкротом).

Кроме того, на уполномоченный орган в силу п. 12 Постановления № 257 на налоговый орган возложена обязанность по аккумулированию задолженности по обязательным платежам и денежным обязательствам перед Российской Федерацией в целях координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве.

Список литературы

1. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О несостоятельности (банкротстве)» // СПС «КонсультантПлюс».

2. Приказ Минэкономразвития России от 19.10.2007 № 351 «Об утверждении Порядка выбора органом, уполномоченным представлять в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, саморегулируемой организации арбитражных управляющих при подаче в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом» // СПС «КонсультантПлюс».

3. Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СПС «КонсультантПлюс».

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства» // СПС «КонсультантПлюс».

5. Приказ ФНС России от 13.12.2013 № ММВ-7-8/594@ «Об осуществлении выбора саморегулируемой организации арбитражных управляющих для указания в заявлении уполномоченного органа» // СПС «КонсультантПлюс».

6. Боровиков Р.А., Раков И.А., Винник А.В. Реализация полномочий налоговых органов в рамках дел о несостоятельности // Российское право: Образование. Практика. Наука, 2014. № 1 (82). С. 86-100.

7. Демич А.А. Государственное регулирование в процессе банкротства // Теория и практика общественного развития, 2012. № 4.С. 326-328.

8. Извеков С.С. Уполномоченный орган с правами залогового кредитора по делам о банкротстве // Бизнес, Менеджмент и Право, 2016. № 3 - 4.

9. Наумчев Д.В., Солдатенков В.Ю. Приоритетные направления работы Федеральной налоговой службы по урегулированию задолженности и обеспечению процедур банкротства // Имущественные отношения в РФ, 2013. № 1 (137). С. 6 - 14.

10. Чистова К. Возбуждение дела о банкротстве по заявлению уполномоченного органа // ЭЖ-Юрист, 2017. № 3.

СТРАХОВАНИЕ В РОССИИ: ТЕНДЕНЦИИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Кочкарова Э.В.

Кочкарова Эльвира Валерьевна - магистрант, кафедра гражданско-правовых дисциплин, Северо-Кавказской государственной гуманитарной технологической академии, г. Черкесск

Аннотация: в данной статье анализируются проблемы развития страхования в России и пути их разрешения. А так же современное страхование в России. Предложены различные вариации разрешения проблем института страхования. Ключевые слова: страхование, страхование жизни, проблемы страхования, решение проблем страхования, проблемы страхования, эффективность страховой защиты, тенденции и перспективы развития.

Современное страхование в Российской Федерации производится в рамках системы страховых институтов с ресурсами и существенным количеством страховщиков. Имеет средства регулирования страховой деятельности в лице Федеральной службы по финансовым рынкам, привлечение иностранного капитала, установившуюся систему нормативно-правовых актов, осуществляющие регулирование отрасли страхования.

В посткризисный период наблюдалась эффективная динамика стоимостных показателей отечественного страхования. Но, несмотря на повышающуюся динамику рынка страхования, развитие страхования в России позволяет выделить множество проблем, которые требуют изучения, для совершенствования института страхования.

Одной из наиболее важных проблем развития страховой отрасли, а также института страхования в целом, в Российской Федерации было замечено понижение общественной значимости страховой деятельности. А именно не доверительное отношение оказывается на добровольные виды страхования. Причинами такого явления послужила демонополизация государственной системы страхования и последствия экономического кризиса 1998 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.