Научная статья на тему 'ПРАВОВОЙ СТАТУС МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРАВОВОЙ СТАТУС МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
178
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
муниципальная служба / Конституция / государственная власть / местное самоуправление / права человека / государственные полномочия / разделение властей.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Каллагов Т. Э.

Российское законодательство о статусе муниципальных служащих, как рассуждает автор статьи, нуждается в совершенствовании. Более того, по мнению автора, опыт изучения национального и международного законодательства о статусе муниципальных служащих со всей очевидностью убеждает в недостаточности одного лишь нормативного закрепления (как на международном, так и на национальном уровне) субъективных прав служащего, особенно таких, как право на участие в конкурсе на замещение вакантной должности, право на продвижение по службе, право на служебные заслуги, на защиту профессиональных и социально-экономических интересов, на честь и достоинство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЙ СТАТУС МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-10-45-47 КАЛЛАГОВ Таймураз Эльбрусович,

NIION: 2018-0076-10/22-1026 кандидат юридических наук,

MOSURED: 77/27-023-2022-10-1224 доцент, декан юридического факультета

ФГБОУ ВПО ГГАУ, e-mail: mail@law-books.ru

ПРАВОВОЙ СТАТУС МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Российское законодательство о статусе муниципальных служащих, как рассуждает автор статьи, нуждается в совершенствовании. Более того, по мнению автора, опыт изучения национального и международного законодательства о статусе муниципальных служащих со всей очевидностью убеждает в недостаточности одного лишь нормативного закрепления (как на международном, так и на национальном уровне) субъективных прав служащего, особенно таких, как право на участие в конкурсе на замещение вакантной должности, право на продвижение по службе, право на служебные заслуги, на защиту профессиональных и социально-экономических интересов, на честь и достоинство.

Ключевые слова: муниципальная служба, Конституция, государственная власть, местное самоуправление, права человека, государственные полномочия, разделение властей.

KALLAGOV Taymuraz Elbrusovich,

PhD in Law, associate professor, dean of Law Department FGBOU VPO GGAU

LEGAL STATUS OF A MUNICIPAL EMPLOYEE IN THE RUSSIAN

FEDERATION

Annotation. Russian legislation on the status of municipal employees, as the author of the article argues, needs to be improved. Moreover, according to the author, the experience of studying national and international legislation on the status of municipal employees clearly convinces of the insufficiency of normative consolidation alone. (both at the international and national level) subjective rights of the employee, especially such as the right to participate in the competition for filling a vacant position, the right to promotion, the right to official merit, to protect professional and socio-economic interests, to honor and dignity.

Key words: municipal service, Constitution, state power, local self-government, human rights, state powers, separation of powers.

В настоящее время основы правового положения муниципального служащего установлены Федеральным законом от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», в котором им посвящена глава 3 (статьи 10-15). Как и всякий правовой статус, статус муниципальных служащих обеспечен и структурирован элементным составом юридических норм. [1] В соответствии с указанным федеральным законом, статус муниципальных служащих образуют следующие группы правовых норм: права и обязанности муниципального служащего (ст. 11-12), ограничения (ст. 13), поощрения (ст. 26), ответственность (ст. 27), гарантии (ст. 23), пенсионное обеспечение (ст. 24). В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

Федерации» к правам муниципального служащего относятся:

1) ознакомление с документами, устанавливающими его права и обязанности по замещаемой должности муниципальной службы, критериями оценки качества исполнения должностных обязанностей и условиями продвижения по службе;

2) обеспечение организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

3) оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом);

4) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего (слу-

• ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

жебного) времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодного оплачиваемого отпуска;

5)получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования;

6) участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы; [2]

7) получение дополнительного профессионального образования в соответствии с муниципальным правовым актом за счет средств местного бюджета;

8) пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ;

9) иные в соответствие Федеральному Закону от 02.03.2007 г. № 25-2 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Из перечня общих прав, предоставленных муниципальным служащим федеральным законодательством, их правовой статус определяют лишь те, которые дают им возможность полноценно осуществлять свои должностные обязанности. К таким общим служебным правам, например, по положению «Об условиях и порядке организации муниципальной службы в г. Ижевске» (приложение № 3 к Уставу г. Ижевска) относятся: право на ознакомление с документами, устанавливающими права и обязанности муниципального служащего по занимаемой должности, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также право на организационно-технические условия, необходимые для исполнения должностных обязанностей; [3] право на принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями; право на внесение предложений по совершенствованию муниципальной службы; право на запрос и получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей; [4] право на посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовых форм, расположенных на территории г. Ижевска (ч. 1 п. 8).

Все остальные права, указанные в данном пункте, относятся к личным, субъективным правам гражданина, замещающего должность муниципальной службы, а потому их следует исключить из структуры нормативных положений, определяющих общий правовой статус и должностные полномочия муниципальных служащих. Поэтому,

как верно отмечает Д.Н. Бахрах, следует согласиться с высказанным в юридической литературе мнением о том, что личные права служащих «призваны косвенно обеспечивать эффективную деятельность служащего, заинтересовывая его в получении премий, в продвижении по служебной лестнице, получении различных льгот и тому подобном». [5]

Гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу;

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности муниципальной службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой муниципальным служащим должности муниципальной службы связано с использованием таких сведений;

4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; [6]

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с главой муниципального образования, который возглавляет местную администрацию, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью этому должностному лицу, или с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; [7]

6) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе; [8]

7) наличия гражданства иностранного государства (иностранных государств), за исключением случаев, когда муниципальный служащий является гражданином иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе;

8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу;

9) непредставления предусмотренных настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами сведений или представления заведомо недостоверных или неполных сведений при поступлении на муниципальную службу и др. [9]

Список литературы:

[1] Кокорев А.С. Факторы конкурентоспособности и финансовой устойчивости компании // Московский экономический журнал. 2020. № 9. С. 56.

[2] Кокорев А.С. Отечественные и зарубежные методики оценки кредитоспособности заемщика. Монография. - Москва, 2021. - С. 62.

[3] Бахрах Д.Н. Государственная служба в Российской Федерации. Текст лекций. - Екатеринбург, 1995.

[4] Кокорев А.С. Сделки по слиянию и поглощению: от теории к практике. - Киров, 2021. - С. 45-46.

[5] Бахрах Д.Н. Государственная служба в Российской Федерации. Текст лекций. - Екатеринбург, 1995.

[6] Кокорев А.С. Инновационные решения на промышленных предприятиях России // Вестник Российского государственного аграрного заочного университета. 2017. № 24 (29). С. 53-56.

[7] Пономарёв Д.С., Морозов И.В., Григорьев С.М., Кокорев А.С., Забайкин Ю.В. История развития общественного мониторинга здоровья // Вопросы истории. 2021. № 7-2. С. 275-283.

[8] Кокорев А.С., Калиненко Н.Л., Утяшова О.В., Забелин А.А. Экономическая теория. -Москва, 2021. - С. 27-28.

[9] Кокорев А.С. Комбинированные системы энергоснабжения потребителей АПК с интеллектуальными сетями (SMART GRID) / В сборнике: Теоретические и прикладные аспекты научных исследований. Сборник статей по материалам IV ежегодной международной научно-практической конференции. 2019. С. 52-63.

Spisok literatury:

[1] Kokorev A.S. Faktory konkurentosposob-nosti i finansovoj ustojchivosti kompanii // Moskovskij ekonomicheskij zhurnal. 2020. № 9. S. 56.

[2] Kokorev A.S. Otechestvennye i zarubezh-nye metodiki ocenki kreditosposobnosti zaemsh-chika. Monografiya. - Moskva, 2021. - S. 62.

[3] Bahrah D.N. Gosudarstvennaya sluzhba v Rossijskoj Federacii. Tekst lekcij. - Ekaterinburg, 1995.

[4] Kokorev A.S. Sdelki po sliyaniyu i poglosh-cheniyu: ot teorii k praktike. - Kirov, 2021. - S. 45-46.

[5] Bahrah D.N. Gosudarstvennaya sluzhba v Rossijskoj Federacii. Tekst lekcij. - Ekaterinburg, 1995.

[6] Kokorev A.S. Innovacionnye resheniya na promyshlennyh predpriyatiyah Rossii // Vestnik Rossijskogo gosudarstvennogo agrarnogo zaoch-nogo universiteta. 2017. № 24 (29). S. 53-56.

[7] Ponomaryov D.S., Morozov I.V., Grigor'ev S.M., Kokorev A.S., Zabajkin YU.V. Istoriya razvitiya obshchestvennogo monitoringa zdorov'ya // Voprosy istorii. 2021. № 7-2. S. 275-283.

[8] Kokorev A.S., Kalinenko N.L., Utyashova O.V., Zabelin A.A. Ekonomicheskaya teoriya. -Moskva, 2021. - S. 27-28.

[9] Kokorev A.S. Kombinirovannye sistemy energosnabzheniya potrebitelej APK s intellektu-al'nymi setyami (SMART GRID) / V sbornike: Teoret-icheskie i prikladnye aspekty nauchnyh issledovanij. Sbornik statej po materialam IV ezhegodnoj mezh-dunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2019. S. 52-63.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.