УДК: 342
Матвеенков Игнат Владимирович
Хабаровский государственный университет экономики и права,
г. Хабаровск, Россия Научный руководитель: Богуславская Наталья Ароновна
СООТНОШЕНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация:
В данной статье автор анализирует соотношение правовых статусов государственного гражданского и муниципального служащего, находится общие и отличительные черты, приходит к выводу о необходимости унификации требований к обоим видам служащих.
Ключевые слова:
муниципальный служащий, государственный служащий, государство, законодательство
Matveenkov Ignat Vladimirovich
Khabarovsk State University of Economics and Law,
Khabarovsk, Russia
THE RATIO OF THE LEGAL STATUS OF A STATE CIVIL AND MUNICIPAL EMPLOYEE
IN THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract
In this article, the author analyzes the relationship between the legal statuses of a state civil and municipal employee, finds common and distinctive features, and concludes that it is necessary to unify the requirements for both types of employees.
Key words:
municipal employee, civil servant, state, legislation
На сегодняшний день в России существует проблема соотношения правового статуса муниципального и государственного гражданского служащего. Законодатель закрепил общую взаимосвязь, которая устанавливает единство квалификационных требований при замещении должности, ограничений, учета стажа при прохождении службы, условий оплаты труда и т. д.
Позиция авторов по теме исследования разнообразна. Так, например, Н.Е. Садохина и О.Г. Шадский отличают правовой статус государственных и муниципальных служащих не только из территориального масштаба их деятельности, но и из самой сферы властно-управленческой деятельности, особенностей компетенции и полномочий данных органов [1, С.682].
В свою очередь, В.С. Жеребцова указывает на общность и отдельные особенности правовых статусов государственного гражданского и муниципального служащих, обеспечивающих властные полномочия и управленческие функции на профессиональной основе [2, С.29].
Проведя сравнительный анализ положений ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [3] и «О муниципальной службе в Российской Федерации» [4], следует учитывать и некоторые существенные различия между двумя видами служащих.
Сравнивая муниципальное и государственное управление, можно найти некоторые различия.
Например, основными объектами муниципального управления являются -муниципальный район, городской округ, сельское и городское поселение и т. д., государственного -РФ и субъекты РФ. Особенность муниципального управления -решения задач локального характера, непосредственное взаимодействие с населением; население выступает одновременно как объект, субъект и цель управления и т. д. Второе отличие -отсутствие в законодательстве обязательной сдачи квалификационного экзамена для присвоения классного чина муниципальному служащему. Вопрос проведения квалификационных экзаменов регулируется на уровне законодательства субъекта. При этом даже в рамках одного федерального округа вопрос необходимости проведения квалификационного экзамена решается по-разному. Так в Дальневосточном федеральном округе экзамен предусмотрен в Амурской области, Республике Бурятия, Еврейской автономной области, Магаданской области, Сахалинской области, Республике Саха (Якутия), Хабаровском крае, Чукотском автономном округе; не предусмотрен в Забайкальском, Камчатском и в Приморском краях. По мнению автора данного исследования проведение квалификационного экзамена должно быть обязательным во всех регионах в целях повышения качества и эффективности муниципальной службы.
Третье отличие заключается в том, что государственные гражданские служащие проходят службу на региональном и федеральном уровне, муниципальные -на муниципальном уровне. При этом, как органы местного самоуправления, так и органы государственной власти, государственные органы входят в единую систему органов публичной власти.
Четвертое отличие -разделение государственных гражданских служащих на четыре категории: руководители, помощники (советники), специалисты, обеспечивающие специалисты. Должности муниципальной службы классифицируют по принципу выборности на выборные муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных выборов и иные муниципальные должности, замещаемые путем заключения трудового договора. По нашему мнению, вышеуказанный перечень должностей государственных и муниципальных служащих корректно отражает сущность нормального функционирования системы управления государственного аппарата в РФ.
Примечательна судебная практика, которая указывает особенности квалификационных требований к муниципальному служащему.
Так Шумихинским районным судом Курганской области рассматривалось дело по иску прокурора к администрации в связи с назначением муниципального служащего без соблюдения квалификационных требований. Так в администрацию была назначена сотрудница на должность начальника финансового отдела. Занимаемая должность отнесена к высшей должности муниципальной службы, для ее замещения требуется наличие не менее шести лет стажа муниципальной службы (государственной службы) или не менее семи лет стажа работы по специальности. Сотрудница имеет диплом о высшем образовании по специальности «менеджмент», до трудоустройства в администрацию работала менеджером. Прокурор настаивал, что сотрудница не имеет стажа работы, необходимого для занятия должности начальника финансового отдела, т.к. ее образование не является профильным. Суд не согласился с позицией прокурора, указал, что сотрудница в университете изучала экономические дисциплины в связи с чем ее образование и опыт работы могут быть признаны соответствующими для занятия должности муниципальной службы [5].
Пятое отличие -муниципальным служащим может быть гражданин иностранного государства, если данное положение предусмотрено международным договором. При этом, следует отметить, что по общему правилу, к ограничениям, связанным с муниципальной службой, относится наличие гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительства. Сходные нормы предусмотрены о запрете иностранного гражданина находиться на муниципальной службе ст.14 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» [6]. При этом если
государственный или муниципальный служащий не может отказаться от второго гражданства по независящим от него причинам, то он может быть принят на государственную или муниципальную службу и назначен на должность, при замещении которой не требуется оформление допуска к государственной тайне, может продолжить проходить службу на замещаемой им должности, может быть переведен с его согласия на иную должность в исключительных случаях в связи со служебной необходимостью и при условии, что это не противоречит интересам государственной или муниципальной службы[7].
Согласно положениям законодательства, основными критериями возможности участия муниципального служащего является черта оседлости (постоянное или преимущественно проживание на территории Российской Федерации) и наличие международного договора. Полагаем, что данное исключение обоснованно и нацелено на защиту и безопасность государственного аппарата Российской Федерации
Шестое отличие -источник финансирования обоих категорий служащих разделен на федеральный (и региональный) и местный бюджет.
Седьмое отличие -наличие неснятой и непогашенной судимости не является ограничением для поступления и прохождения муниципальной службы, законодательство о государственной гражданской службе исключают данное положение. Обязанность кандидата сообщать сведения о наличии судимости свидетельствуют о том, что к лицам, претендующим на занятие выборной государственной должности, законодатель предъявляет повышенные требования, поскольку реализация права избирать имеет публичный интерес в объективных итогах выборов и формирования на этой основе самостоятельных и независимых органов публичной власти, призванных в своей деятельности гарантировать права и свободы человека и гражданина Российской Федерации, осуществляя эффективное и ответственное управление делами государства и общества, следовательно, избиратель вправе знать о любом совершенном кандидатом преступлении, если вина в этом установлена вступившим в законную силу приговором суда.
К репутации лиц, занимающих публичные должности, федеральным законодателем предъявляются повышенные требования и обусловлено это тем, чтобы у граждан не рождались сомнения в их морально-этических и нравственных качествах и, соответственно, в законности и бескорыстности их действий как носителей публичной власти. Полагаем, что данное положение вызывает сомнения и требует законодательной корректировки.
Подводя итог вышеизложенному, следует сделать вывод об открытом перечне отличий между государственным гражданским и муниципальным служащим, считаем необходимым внести изменения в действующее законодательство в сторону ужесточения требований для муниципального служащего.
Список использованной литературы:
1. Садохина, Н.Е. Сравнительно-правовой анализ моделей правового статуса государственного и муниципального служащего / Н.Е. Садохина, О.Г. Шадский // Актуальные проблемы государства и права. 2021. Т. 5. № 20. С. 678-691.
2. Жеребцова, В.С. Правовой статус муниципальных служащих в контексте правового статуса личности / В.С. Жеребцова // Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации: проблемы реализации и защиты. Материалы межвузовской (ежегодной) студенческой конференции. 2017. С. 27-31.
3. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ // Российская газета. № 162, 31.07.2004 (ред. от 30.12.2021)
4. О муниципальной службе в Российской Федерации: федер.закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ //
Российская газета. № 47, 07.03.2007 (ред. от 26.05.2021)
5. Решение Шумихинского районного суда Курганской области от 3 июля 2015 г. по делу № 2-239/2015 // Судебные и нормативные акты РФ. URL: https://sudact.ru/regular/doc/uc7CgCSu5omr/ (дата обращения: 04.02.2022).
6. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: федер. закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ // Российская газета. № 140. 31.07.2002 (ред. от 02.07.2021)
7. О порядке замещения должностей государственной и муниципальной службы гражданами Российской Федерации, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, которое не прекращено по не зависящим от них причинам: указ президента РФ от 25.08.2021 г. № 493 // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 августа 2021 г. N 35 ст. 6274 (ред. от 31.01.2022)
© Матвеенков И.В., 2022