Научная статья на тему 'СООТНОШЕНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СООТНОШЕНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
484
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
CETERIS PARIBUS
Область наук
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ СЛУЖАЩИЙ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ / ГОСУДАРСТВО / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Матвеенков Игнат Владимирович

В данной статье автор анализирует соотношение правовых статусов государственного гражданского и муниципального служащего, находится общие и отличительные черты, приходит к выводу о необходимости унификации требований к обоим видам служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Матвеенков Игнат Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RATIO OF THE LEGAL STATUS OF A STATE CIVIL AND MUNICIPAL EMPLOYEE IN THE RUSSIAN FEDERATION

In this article, the author analyzes the relationship between the legal statuses of a state civil and municipal employee, finds common and distinctive features, and concludes that it is necessary to unify the requirements for both types of employees.

Текст научной работы на тему «СООТНОШЕНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК: 342

Матвеенков Игнат Владимирович

Хабаровский государственный университет экономики и права,

г. Хабаровск, Россия Научный руководитель: Богуславская Наталья Ароновна

СООТНОШЕНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация:

В данной статье автор анализирует соотношение правовых статусов государственного гражданского и муниципального служащего, находится общие и отличительные черты, приходит к выводу о необходимости унификации требований к обоим видам служащих.

Ключевые слова:

муниципальный служащий, государственный служащий, государство, законодательство

Matveenkov Ignat Vladimirovich

Khabarovsk State University of Economics and Law,

Khabarovsk, Russia

THE RATIO OF THE LEGAL STATUS OF A STATE CIVIL AND MUNICIPAL EMPLOYEE

IN THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract

In this article, the author analyzes the relationship between the legal statuses of a state civil and municipal employee, finds common and distinctive features, and concludes that it is necessary to unify the requirements for both types of employees.

Key words:

municipal employee, civil servant, state, legislation

На сегодняшний день в России существует проблема соотношения правового статуса муниципального и государственного гражданского служащего. Законодатель закрепил общую взаимосвязь, которая устанавливает единство квалификационных требований при замещении должности, ограничений, учета стажа при прохождении службы, условий оплаты труда и т. д.

Позиция авторов по теме исследования разнообразна. Так, например, Н.Е. Садохина и О.Г. Шадский отличают правовой статус государственных и муниципальных служащих не только из территориального масштаба их деятельности, но и из самой сферы властно-управленческой деятельности, особенностей компетенции и полномочий данных органов [1, С.682].

В свою очередь, В.С. Жеребцова указывает на общность и отдельные особенности правовых статусов государственного гражданского и муниципального служащих, обеспечивающих властные полномочия и управленческие функции на профессиональной основе [2, С.29].

Проведя сравнительный анализ положений ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [3] и «О муниципальной службе в Российской Федерации» [4], следует учитывать и некоторые существенные различия между двумя видами служащих.

Сравнивая муниципальное и государственное управление, можно найти некоторые различия.

Например, основными объектами муниципального управления являются -муниципальный район, городской округ, сельское и городское поселение и т. д., государственного -РФ и субъекты РФ. Особенность муниципального управления -решения задач локального характера, непосредственное взаимодействие с населением; население выступает одновременно как объект, субъект и цель управления и т. д. Второе отличие -отсутствие в законодательстве обязательной сдачи квалификационного экзамена для присвоения классного чина муниципальному служащему. Вопрос проведения квалификационных экзаменов регулируется на уровне законодательства субъекта. При этом даже в рамках одного федерального округа вопрос необходимости проведения квалификационного экзамена решается по-разному. Так в Дальневосточном федеральном округе экзамен предусмотрен в Амурской области, Республике Бурятия, Еврейской автономной области, Магаданской области, Сахалинской области, Республике Саха (Якутия), Хабаровском крае, Чукотском автономном округе; не предусмотрен в Забайкальском, Камчатском и в Приморском краях. По мнению автора данного исследования проведение квалификационного экзамена должно быть обязательным во всех регионах в целях повышения качества и эффективности муниципальной службы.

Третье отличие заключается в том, что государственные гражданские служащие проходят службу на региональном и федеральном уровне, муниципальные -на муниципальном уровне. При этом, как органы местного самоуправления, так и органы государственной власти, государственные органы входят в единую систему органов публичной власти.

Четвертое отличие -разделение государственных гражданских служащих на четыре категории: руководители, помощники (советники), специалисты, обеспечивающие специалисты. Должности муниципальной службы классифицируют по принципу выборности на выборные муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных выборов и иные муниципальные должности, замещаемые путем заключения трудового договора. По нашему мнению, вышеуказанный перечень должностей государственных и муниципальных служащих корректно отражает сущность нормального функционирования системы управления государственного аппарата в РФ.

Примечательна судебная практика, которая указывает особенности квалификационных требований к муниципальному служащему.

Так Шумихинским районным судом Курганской области рассматривалось дело по иску прокурора к администрации в связи с назначением муниципального служащего без соблюдения квалификационных требований. Так в администрацию была назначена сотрудница на должность начальника финансового отдела. Занимаемая должность отнесена к высшей должности муниципальной службы, для ее замещения требуется наличие не менее шести лет стажа муниципальной службы (государственной службы) или не менее семи лет стажа работы по специальности. Сотрудница имеет диплом о высшем образовании по специальности «менеджмент», до трудоустройства в администрацию работала менеджером. Прокурор настаивал, что сотрудница не имеет стажа работы, необходимого для занятия должности начальника финансового отдела, т.к. ее образование не является профильным. Суд не согласился с позицией прокурора, указал, что сотрудница в университете изучала экономические дисциплины в связи с чем ее образование и опыт работы могут быть признаны соответствующими для занятия должности муниципальной службы [5].

Пятое отличие -муниципальным служащим может быть гражданин иностранного государства, если данное положение предусмотрено международным договором. При этом, следует отметить, что по общему правилу, к ограничениям, связанным с муниципальной службой, относится наличие гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительства. Сходные нормы предусмотрены о запрете иностранного гражданина находиться на муниципальной службе ст.14 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» [6]. При этом если

государственный или муниципальный служащий не может отказаться от второго гражданства по независящим от него причинам, то он может быть принят на государственную или муниципальную службу и назначен на должность, при замещении которой не требуется оформление допуска к государственной тайне, может продолжить проходить службу на замещаемой им должности, может быть переведен с его согласия на иную должность в исключительных случаях в связи со служебной необходимостью и при условии, что это не противоречит интересам государственной или муниципальной службы[7].

Согласно положениям законодательства, основными критериями возможности участия муниципального служащего является черта оседлости (постоянное или преимущественно проживание на территории Российской Федерации) и наличие международного договора. Полагаем, что данное исключение обоснованно и нацелено на защиту и безопасность государственного аппарата Российской Федерации

Шестое отличие -источник финансирования обоих категорий служащих разделен на федеральный (и региональный) и местный бюджет.

Седьмое отличие -наличие неснятой и непогашенной судимости не является ограничением для поступления и прохождения муниципальной службы, законодательство о государственной гражданской службе исключают данное положение. Обязанность кандидата сообщать сведения о наличии судимости свидетельствуют о том, что к лицам, претендующим на занятие выборной государственной должности, законодатель предъявляет повышенные требования, поскольку реализация права избирать имеет публичный интерес в объективных итогах выборов и формирования на этой основе самостоятельных и независимых органов публичной власти, призванных в своей деятельности гарантировать права и свободы человека и гражданина Российской Федерации, осуществляя эффективное и ответственное управление делами государства и общества, следовательно, избиратель вправе знать о любом совершенном кандидатом преступлении, если вина в этом установлена вступившим в законную силу приговором суда.

К репутации лиц, занимающих публичные должности, федеральным законодателем предъявляются повышенные требования и обусловлено это тем, чтобы у граждан не рождались сомнения в их морально-этических и нравственных качествах и, соответственно, в законности и бескорыстности их действий как носителей публичной власти. Полагаем, что данное положение вызывает сомнения и требует законодательной корректировки.

Подводя итог вышеизложенному, следует сделать вывод об открытом перечне отличий между государственным гражданским и муниципальным служащим, считаем необходимым внести изменения в действующее законодательство в сторону ужесточения требований для муниципального служащего.

Список использованной литературы:

1. Садохина, Н.Е. Сравнительно-правовой анализ моделей правового статуса государственного и муниципального служащего / Н.Е. Садохина, О.Г. Шадский // Актуальные проблемы государства и права. 2021. Т. 5. № 20. С. 678-691.

2. Жеребцова, В.С. Правовой статус муниципальных служащих в контексте правового статуса личности / В.С. Жеребцова // Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации: проблемы реализации и защиты. Материалы межвузовской (ежегодной) студенческой конференции. 2017. С. 27-31.

3. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ // Российская газета. № 162, 31.07.2004 (ред. от 30.12.2021)

4. О муниципальной службе в Российской Федерации: федер.закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ //

Российская газета. № 47, 07.03.2007 (ред. от 26.05.2021)

5. Решение Шумихинского районного суда Курганской области от 3 июля 2015 г. по делу № 2-239/2015 // Судебные и нормативные акты РФ. URL: https://sudact.ru/regular/doc/uc7CgCSu5omr/ (дата обращения: 04.02.2022).

6. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: федер. закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ // Российская газета. № 140. 31.07.2002 (ред. от 02.07.2021)

7. О порядке замещения должностей государственной и муниципальной службы гражданами Российской Федерации, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, которое не прекращено по не зависящим от них причинам: указ президента РФ от 25.08.2021 г. № 493 // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 августа 2021 г. N 35 ст. 6274 (ред. от 31.01.2022)

© Матвеенков И.В., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.