Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В СИСТЕМЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В СИСТЕМЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
376
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственное управление / государственная служба / муниципальное право / служебные отношения / закон / государственный гражданский служащий / права человека.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Каллагов Т.Э.

Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, которая органично вписывается в характеристики России как демократического правового социального государства. В статье автор делает вывод о том, что в связи с недоурегулированностью государственно-служебных отношений не все виды государственной службы имеют необходимую правовую основу, не установлена взаимосвязь между видами государственной службы, законодательство содержит регулирование отдельных видов государственно-служебной деятельности, не включенных в систему государственной службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В СИСТЕМЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-1-69-75 КАЛЛАГОВ Т.Э.,

NIION: 2018-0076-1/22-381 кандидат юридических наук, доцент,

MOSURED: 77/27-023-2022-1 -580 декан юридического факультета ФГБОУ ВПО ГГАУ,

e-mail: mail@law-books.ru

ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В СИСТЕМЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, которая органично вписывается в характеристики России как демократического правового социального государства. В статье автор делает вывод о том, что в связи с недоурегулированностью государственно-служебных отношений не все виды государственной службы имеют необходимую правовую основу, не установлена взаимосвязь между видами государственной службы, законодательство содержит регулирование отдельных видов государственно-служебной деятельности, не включенных в систему государственной службы.

Ключевые слова: государственное управление, государственная служба, муниципальное право, служебные отношения, закон, государственный гражданский служащий, права человека.

KALLAGOV Т.Е.,

PhD in Law, associate professor, dean of Law Department FGBOU VPO GGAU

STATE CONCEPT OF DEVELOPMENT OF MUNICIPAL SERVICE IN THE SYSTEM OF LOCAL SELF-GOVERNMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation. Local self-government as an expression of the power of the people is one of the foundations of the constitutional system of the Russian Federation, which organically fits into the characteristics of Russia as a democratic legal social state. In the article, the author concludes that due to the lack of regulation of public service relations, not all types of public service have the necessary legal basis, the relationship between the types of public service has not been established, the legislation contains regulation of certain types of public service activities that are not included in the public service system.

Key words: public administration, public service, municipal law, official relations, law, public civil servant, human rights.

В результате проведенного всенародного голосования 1 июля 2020 г. по поправкам в Конституцию РФ были приняты поправки о месте и роли органов государственной власти в формировании и деятельности органов местного самоуправления.

Согласно ч. 1 ст. 131 Конституции РФ местное самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях, виды которых устанавливаются федеральным законом. Территории муниципальных образований определяются с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно в соответствии с общими принципами организации местного

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022

самоуправления в Российской Федерации, установленными федеральным законом1.

В соответствии с ч. 1.1 Конституции РФ органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом. Становление института местного самоуправления - объ-

1 См.: Закон РФ о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // СЗ РФ. - 2020. - № 11. - Ст. 1416.

ективно обусловленный процесс. В Конституции РФ и Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплены основные принципы российской модели местной власти. Российская Федерация ратифицировала Европейскую Хартию местного самоуправления, многие идеи и положения которой заложены законодателями в основу концепции построения системы местного самоуправления в нашей стране [1].

Основными признаками органов местного самоуправления являются: а) формирование их путем избрания населением и (или) учреждения представительным органом муниципального образования; б) включение в структуру органов местного самоуправления и регламентация в уставе муниципального образования; в) наделение собственными полномочиями по решению вопросов местного значения; г) невключенность и неподконтрольность органов местного самоуправления государственным органам и их должностным лицам (подконтрольность может быть предусмотрена только по исполнению отдельных переданных государственных полномочий) [2].

Итак, орган местного самоуправления - это относительно самостоятельная, структурно обособленная часть системы местного самоуправления муниципального образования, наделенная соответствующей компетенцией1. Органы местного самоуправления подразделяются на коллегиальные (представительный орган, контрольный орган, избирательная комиссия и другие) и единоличные (глава муниципального образования). Таким образом, система государственных и муниципальных органов характеризуется многообразием, отражающим специфику управляющего воздействия [3]. Государственная служба Российской Федерации состоит из государственной гражданской, военной2 и правоохранительной службы [4].

Муниципальная служба в систему государственной службы не входит. В связи с недоурегу-лированностью государственно-служебных отношений не все виды государственной службы имеют необходимую правовую основу, не установлена взаимосвязь между видами государственной службы, законодательство содержит регулирование отдельных видов государственно-служебной

1 См.: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Росс. газ. - 2003. - 8 окт.

2 См.: Федеральный закон от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» // СЗ РФ. - 1998. - № 13. - Ст. 1475.

деятельности, не включенных в систему государственной службы [5].

Согласно ст. 2 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» категория «муниципальная служба» определяется как профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Регламентация служебных обязанностей обеспечивает понимание служащим своего места в системе принятия государственных и муниципальных решений. Под юридической ответственностью государственных и муниципальных служащих следует понимать меры принудительного характера, которые предусматриваются законом и другими нормативными правовыми актами в качестве реакции государства на совершение служащим правонарушения. Основанием для применения таких мер является нарушение государственным или муниципальным служащим своих служебных и должностных обязанностей.

Периодически государственные и муниципальные служащие проходят аттестацию с целью определения соответствия замещаемой должности. Для обеспечения стабильности кадрового состава государственных органов, а также с целью стимулирования профессионального роста государственных и муниципальных служащих в государственных и муниципальных органах формируется кадровый резерв. Для повышения профессионализма служащих, а также снижения коррупционных рисков в отношении отдельных служащих, может быть использован механизм ротации.

Наиболее широкими полномочиями в сфере государственной службы наделен Президент РФ. Он подписывает законы, издает указы по вопросам государственной службы, в которых выражается проводимая им кадровая политика; утверждает Реестр государственных должностей государственной службы РФ; присваивает квалификационные разряды и воинские звания высших рангов; награждает государственными наградами. Им единолично принимаются решения о назначении на должности и освобождении от них многих руководящих должностных лиц государства.

Важнейшую роль при этом играет подразделение Администрации Президента - Управление по вопросам государственной службы (наименование и полномочия которого часто меняются) [6].

Своеобразным третьим центром принятия решений в системе управления государственной службой является Министерство здравоохранения РФ, получившее ряд полномочий по управлению государственной службы в качестве право-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1• 2022

преемника Министерства здравоохранения и социального развития (с 2012 г.) и Министерства труда и социального развития (с 2004 г.). Еще в 2008 г. в Министерстве здравоохранения и социального развития РФ (правопреемником которого является Министерство здравоохранения РФ) был создан Департамент государственной политики и нормативно-правового регулирования государственной гражданской службы, к ведению которого отнесены вопросы координации управления государственной службой в исполнительных органах власти (впредь до создания федерального органа по управлению государственной службой), социальных гарантий (вопросы регламентирования гарантий и их методическое сопровождение; функции денежного обеспечения социальных гарантий отнесены к ведению Министерства финансов РФ), дополнительного профессионального образования государственных служащих (вопросы подготовки к государственной службе отнесены к ведению Министерства образования и науки РФ, сопровождения зарубежных программ -Администрации Президента РФ) [7].

Роль «локомотива реформ» в системе государственной службы, административной сфере в целом с начала 2000 г. была отведена Министерству экономического развития РФ. Именно это министерство отвечало и продолжает отвечать за координацию проводимых реформ (применительно к реформе 2009 - 2013 гг. - совместно с Администрацией Президента РФ).

На уровне субъекта Российской Федерации созданы государственные органы по вопросам государственной службы субъекта РФ. Такие органы созданы в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ. В одних субъектах Федерации статус органа управления государственной службой определяется региональным законом (например, в Нижегородской области, Пермском крае), в других - нормативным правовым актом главы субъекта Федерации (например, во Владимирской области), а в-третьих, - актами регионального правительства (например, в Мурманской области). Таким образом, на уровне субъектов Российской Федерации созданы самостоятельные органы управления государственной службой [8].

Гражданская и муниципальная служба во многом похожи, но есть и свои отличия, связанные с источником финансирования, круга решаемых вопросов и т.п. Идеи настоящей статьи состоят в том, чтобы, во-первых, правовые нормы, регламентирующие организацию государственной гражданской и муниципальной службы дать в сравнении и их последующим сравнительном анализе и, во-вторых, проследить норматив-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022

но-правовую трансформацию положений федерального законодательства в региональное законодательство и законодательство муниципального образования [9].

Первоочередной задачей развития любого государства становится необходимость привлечения нового, компетентного поколения управленцев, способных сформировать профессионально-культурное ядро системы государственного управления и выступить в роли кадровой опоры высшего политического руководства в реализации концепции долгосрочного развития конкретной территории.

Государство есть, прежде всего, система органов управления и принуждения, распространяющая свою власть на все население и территорию страны. Государство как организация публичной власти осуществляет ее, реализуя свои разнообразные функции управления общественными процессами, с помощью образуемых в установленном порядке государственных и муниципальных органов.

Управление - это устойчивая и целенаправленная совокупность взаимосвязанных действий, таких как прогнозирование, планирование, организация, мотивация, координация и контроль, необходимая для того, чтобы обозначить и реализовать цели организации. Управление - составляющая часть структуры власти [10].

Система управления - это совокупность административных и законодательных органов, методов и технических средств управления, обеспечивающих выполнение задач управления.

Публичное управление - воздействие субъекта управления на общество (общественные процессы, отношения) в соответствии с возложенными на него общественно значимыми функциями и полномочиями; гласное взаимодействие государственного аппарата и общества при принятии важных для страны (общества, населения) решений. Можно сказать, публичное управление - это управление обществом вместе с обществом [11].

Объект публичного управленческого отношения - это то, на что направлены действия субъекта (общество или социум). Такие действия осуществляются в целях приобретения или предоставления каких-то материальных или духовных благ, их ограничения, лишения. Эти блага касаются людей (граждан, иностранцев, лиц без гражданства, лиц с множественным гражданством), их коллективов (профсоюзов, объединений работодателей и т.д.), их интересов.

Цель государственного управления - планируемые (возможные) результаты деятельности, к достижению которых стремится субъект при осу-

ществлении управленческой деятельности. В конечном счете цель государственного управления - упорядочение объекта управления (объект управления - общество, или социум), т.е. создание оптимальных условий для позитивного развития общества и счастливого развития человека (гражданина).

Муниципальное управление связано с определенной территорией и населением, живущим на данной территории. Характерные особенности муниципального управления заключаются в следующем:

- муниципальный орган не создает общеобязательные законы;

- муниципалитет как орган управляет не гражданами и жителями данной

территории, а только собственными службами и предприятиями;

- муниципальный орган обеспечивает реализацию интересов только жителей данного муниципального образования.

Служба - это профессиональная деятельность физических лиц - служащих по организации исполнения и практической реализации полномочий государственных, муниципальных, частных, общественных и иных социальных структур. По характеру и по содержанию выделяются следующие виды служебной деятельности: публичная, общественная, частная.

Публичная служба - это служебная деятельность физических лиц по обеспечению исполнения властных полномочий субъектов публичного права. Публичная служба бывает двух видов: государственная и не государственная.

Публичная служба представляет собой разновидность трудовой деятельности и имеет ряд отличительных особенностей:

а) публичная служба представляет собой деятельность по обеспечению, реализации и защите публичных интересов;

б) предназначение институтов публичной службы состоит в исполнении или обеспечении исполнения публично-властных функций и полномочий;

в) этот вид деятельность носит должностной характер, подразумевающий наличие статуса должности публичной службы;

г) прохождение публичной службы осуществляется в организациях субъектов публичного права: государства или муниципальных образованиях;

д) финансовое обеспечение публичной службы осуществляется из средств бюджета государства или муниципального образования.

Государственная и муниципальная служба имеют своими целями:

а) обеспечение гармоничного и счастливого развития общества и человека;

б) качественное исполнения функций и задач государства и местного самоуправления, их органов и должностных лиц;

в) удовлетворение потребностей населения.

Выполнение этих целей требует постоянного

повышения эффективности деятельности механизма государственных гражданских и муниципальных органов. Деятельность, цели, задачи, структура, наименование и т.п. государственного гражданского органа регламентированы административным регламентом этого органа, а муниципального органа - уставом этого муниципального образования (ст. 44 ФЗ-131).

Административный регламент (устав) - официальный документ, определяющий предоставление услуг гражданам и организациям. Административный регламент (устав) исполнения государственных и муниципальных функций - обязательный для исполнения порядок действий (решений) органа, его структурных подразделений и должностных лиц, направленный на осуществление их полномочий в процессе исполнения государственных и муниципальных функций [12].

Административный регламент (устав) четко определяет круг обязанностей и прав органа власти и его должностных лиц, сферу его юрисдикции, раскрывает возможные формы внутренних взаимодействий различных органов между собой на всех этапах прохождения документов в процессе принятия решений. Административный регламент (устав) даёт возможность осуществления контроля за процедурами рассмотрения документов и обращений граждан в эти органы.

Служебная деятельность государственного и муниципального служащего регламентирована нормативно-правовыми актами: у государственных служащих - должностной регламент, у муниципальных служащих - должностная инструкция [13].

Выполнение этих целей требует постоянного повышения эффективности деятельности механизма государственных гражданских и муниципальных органов. Эффективность деятельности государственных гражданских и муниципальных служащих — это характеристика успешности профессиональной деятельности служащих с точки зрения уровня достижения запланированного результата и предполагаемого социального эффекта, а также соотношения достигнутых результатов деятельности с затраченными на его достижения ресурсами.

Оценка эффективности деятельности государственных служащих - это «процесс сопоставления результатов деятельности, достигнутых

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1• 2022

государственными служащими, с результатами, нормативно установленными, заданными на этапе планирования».

Со времени создания системы местного самоуправления в нашей стране отношение к вмешательству органов государственной власти в дела местного самоуправления менялось неоднократно - от полного отрицания такового до понимания необходимости активного взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления, единства их целей и задач, а в случае необходимости - оказания мер поддержки финансового, организационного, методического, информационного характера, обеспечения создания и функционирования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для органов местного самоуправления [14].

Отметим, что в 29 субъектах РФ созданы специальные органы, которые организуют подобную работу, обеспечивая тем самым совершенствование системы государственного управления на территории субъекта Федерации. Они аккумулируют аналитическую информацию о функционировании органов местного самоуправления, готовят предложения по расстановке руководителей этих органов, формировании резерва для замещения таких должностей, участвуют в разработке проектов нормативных правовых актов по вопросам муниципальной службы [15].

Некоторые технологии управления муниципальной службой могут быть реализованы организациями межмуниципального сотрудничества. Это могут быть, например, программы консультирования, повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки муниципальных служащих. Вместе с тем, ассоциации и другие формы межмуниципального сотрудничества пока не играют той роли, которая на них возлагалась Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-21 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»1.

В рамках целенаправленной работы по развитию демократических институтов проведено четкое разграничение полномочий федерации, регионов и местного самоуправления. На местный уровень власти передана значительная часть функций в сфере социально-экономического развития с определением их финансовой и материальной базы. Позитивное влияние на жизнедеятельность муниципальных образований оказы-

1 См.: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Росс. газ. - 2003 - 8 окт.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022

вает реализация национальных приоритетных проектов. Вместе с тем, развитие системы местного самоуправления сопровождается серьезными проблемами, обусловленными факторами различного уровня. В числе основных: недостаточная проработка институциональной основы, нечеткость властных полномочий, зависимость действенности муниципального управления от реального состояния конкретных регионов, которые значимо отличаются друг от друга по целому комплексу показателей, прежде всего, экономических и социальных.

Во многом от того, насколько эффективной станет система местного самоуправления, зависит реализация многих конституционных прав и свобод. А именно такие права и свободы в соответствии со ст. 18 Конституции РФ определяют деятельность не только органов местного самоуправления, но и органов государственной власти. Таким образом, местное самоуправление — это не только предмет совместных интересов теоретиков и практиков, отдельного человека, местного сообщества и общества в целом, но и муниципальных образований, субъектов РФ и государства.

Смысл и содержание проводимой в нашей стране реформы местного самоуправления - реализовать, как это установлено Конституцией РФ и предусмотрено муниципальным законодательством, право населения самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения. Как и любое другое конституционное право, местное самоуправление - это большая и рассчитанная на многие годы работа [16].

Проблема построения теоретически обоснованной, эффективно действующей модели местного самоуправления приобрела в современной России первостепенное значение. В президентских посланиях Федеральному Собранию последних лет четко прослеживается мысль о необходимости модернизации всей системы местного самоуправления. Так, Д.А. Медведев обозначил работу по развитию местного самоуправления в качестве одной из приоритетных задач государства: «Местное самоуправление должно открывать гражданам возможность самостоятельно решать свои локальные проблемы без указаний и распоряжений сверху» [17]. В своем Послании Федеральному Собранию РФ 5 ноября 2008 г. он отметил, что работа по совершенствованию муниципального законодательства будет продолжаться.

1 января 2009 г. закончился переходный период реализации Федерального закона № 131-ФЗ, в результате чего все его положения вступили в силу на территории каждого из субъектов Российской Федерации. Сейчас уже можно сделать пер-

вые выводы, оценить практику реализации нового Федерального закона, учитывая, что в 46 субъектах Российской Федерации он реализуется с 1 января 2006 г., а отдельные его положения действуют с октября 2003 г., констатировать достоинства и недостатки сложившейся модели местного самоуправления, понять перспективы развития российской муниципальной системы, определить пути оптимизации существующей муниципальной практики.

Список литературы:

[1] Петроградская А.А. Реализация конституционных принципов муниципальной службы // Образование и право. - 2019. - № 2. - С. 42.

[2] Golembievski R.T. The future of public administration end of short stay in the sun or a new day dawing // Public administration review. — 1996. — Vol. 56. - No 2. — P. 67; Ершова E.A. Трудовые правоотношения государственных гражданских и муниципальных служащих в России. — М.: Статут, 2008. — 666 с.: Корниечук Г.А. Государственные служащие. Особенности регулирования труда. — М.: Альфа-пресс, 2006. — 201 с.

[3] Яковлев Г.С. Аппарат управления: принципы организации. — М.: Юрид. лит., 1974. - 231 с.

[4] Кокорев А.С. Влияние пандемии на малый и средний бизнес // Московский экономический журнал. - 2021. - № 2. - С. 64.

[5] Пресняков М.В., Чаннов С.Е. Реформирование законодательства о муниципальной службе как составная часть административной реформы // Трудовое право. - 2007. - № 4. - С. 89.

[6] Карев Д.А. Принципы муниципальной службы: подходы к классификации // Актуальные проблемы российского права. - 2019. - № 5(102). -С. 53 - 54.

[7] Кокорев А.С. Влияние пандемии на малый и средний бизнес // Московский экономический журнал. - 2021. - № 2. - С. 64.

[8] Каллагов Т.Э. Цель, задачи и функции муниципальной службы // Образование и право. -2021. - № 1. - С. 63.

[9] Шеховцова С.Р., Шаталова О.И., Бели-ченко Е.А., Лебедева Е.П. Государственная и муниципальная служба: учеб.-метод. пособие. -М.: Фабула, 2014. - С. 168.

[10] Халилова М.А., Романова Ю.А. Эффективность публичного управления в РФ // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2014. - № 1. - С. 10.

[11] Субъекты публичного права. URL: http:// stud24.ru/state-theory/subekty-publichnogo-prava/12229-30424-page2.html

[12] Кокорев А.С. Влияние пандемии на малый и средний бизнес // Московский экономический журнал. - 2021. - № 2. - С. 64.

[13] Государственная служба и служебное право: учеб. пособие / Ю.Н. Старилов. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 240 с.

[14] Грищук В.А., Грищук М.В. Муниципальная служба в контексте программы «Реформирования государственной службы» // Евразийский Союз Ученых. - 2015. - № 8-1 (17). - С. 26 - 28.

[15] Богатырева И.В. Зарубежный опыт формирования и подготовки кадрового резерва управленческих кадров / И.В. Богатырева, С.В., Гусев // Воронежский институт экономики и социального управления. - 2019. - С. 9.

[16] Кокорев А.С. Влияние пандемии на малый и средний бизнес // Московский экономический журнал. - 2021. - № 2. - С. 64.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[17] Медведев Д.А. Из выступления на II Общероссийском гражданском форуме 22.01.2008. URL: http://www.medvedev2008.ru/ performance_2008_01_22.htm.

Spisok literatury:

[1] Petrogradskaya A.A. Realizaciya kon-stitucionnyh principov municipal'noj sluzhby // Obra-zovanie i pravo. - 2019. - № 2. - S. 42.

[2] Golembievski R.T. The future of public administration end of short stay in the sun or a new day dawing // Public administration review. — 1996.

- Vol. 56. - No 2. — P. 67; Ershova E.A. Trudovye pravootnosheniya gosudarstvennyh grazhdanskih i municipal'nyh sluzhashchih v Rossii. — M.: Statut, 2008. — 666 s.: Korniechuk G.A. Gosudarstvennye sluzhashchie. Osobennosti regulirovaniya truda. — M.: Al'fa-press, 2006. — 201 s.

[3] Yakovlev G.S. Apparat upravleniya: principy organizacii. — M.: Yurid. lit., 1974. - 231 s.

[4] Kokorev A.S. Vliyanie pandemii na malyj i srednij biznes // Moskovskij ekonomicheskij zhurnal.

- 2021. - № 2. - S. 64.

[5] Presnyakov M.V., Channov S.E. Reform-irovanie zakonodatel'stva o municipal'noj sluzhbe kak sostavnaya chast' administrativnoj reformy // Tru-dovoe pravo. - 2007. - № 4. - S. 89.

[6] Karev D.A. Principy municipal'noj sluzhby: podhody k klassifikacii // Aktual'nye problemy rossi-jskogo prava. - 2019. - № 5(102). - S. 53 - 54.

[7] Kokorev A.S. Vliyanie pandemii na malyj i srednij biznes // Moskovskij ekonomicheskij zhurnal.

- 2021. - № 2. - S. 64.

[8] Kallagov T.E. Cel', zadachi i funkcii municipal'noj sluzhby // Obrazovanie i pravo. - 2021. - № 1.

- S. 63.

[9] Shekhovcova S.R., Shatalova O.I., Beli-chenko E.A., Lebedeva E.P. Gosudarstvennaya i municipal'naya sluzhba: ucheb.-metod. posobie. -M.: Fabula, 2014. - S. 168.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022

[10] Halilova M.A., Romanova Yu.A. Effek-tivnost' publichnogo upravleniya v RF // Upravlenie ekonomicheskimi sistemami: elektronnyj nauchnyj zhurnal. - 2014. - № 1. - S. 10.

[11] Sub"ekty publichnogo prava. URL: http:// stud24.ru/state-theory/subekty-publichno-go-prava/12229-30424-page2.html

[12] Kokorev A.S. Vliyanie pandemii na malyj i srednij biznes // Moskovskij ekonomicheskij zhurnal. - 2021. - № 2. - S. 64.

[13] Gosudarstvennaya sluzhba i sluzhebnoe pravo: ucheb. posobie / Yu. N. Starilov. - M.: INFRA-M, 2015. - 240 s.

[14] Grishchuk V.A., Grishchuk M.V. Municipal'naya sluzhba v kontekste programmy

«Reformirovaniya gosudarstvennoj sluzhby» // Evrazijskij Soyuz Uchenyh. - 2015. - № 8-1 (17). - S. 26 - 28.

[15] Bogatyreva I.V. Zarubezhnyj opyt formirovaniya i podgotovki kadrovogo rezerva uprav-lencheskih kadrov / I.V. Bogatyreva, S.V., Gusev // Voronezhskij institut ekonomiki i social'nogo upravleniya. - 2019. - S. 9.

[16] Kokorev A.S. Vliyanie pandemii na malyj i srednij biznes // Moskovskij ekonomicheskij zhurnal. - 2021. - № 2. - S. 64.

[17] Medvedev D.A. Iz vystupleniya na II Obsh-cherossijskom grazhdanskom forume 22.01.2008. URL: http://www.medvedev2008.ru/perfor-mance 2008 01 22.htm.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.