Научная статья на тему 'Правовой статус морского судна'

Правовой статус морского судна Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1634
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Асеев С. В.

В статье проведен анализ соответствия российского законодательства, регулирующего отношения в части установления правового статуса современного морского судна и его экипажа, сложившимся нормам международного морского права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL STATUS OF SEA-SHIP

The author 's assessment of the conformity of Russian legislation, which regulate relations in the part of establishment of legal status of modern sea-ship and its crew, and international sea-law standards.

Текст научной работы на тему «Правовой статус морского судна»

РАЗДЕЛ j

Актуальные проблемы российского права

Редакционная коллегия раздела:

канд. юрид. наук, доцент. Г. Н. Королев (ответственный редактор)

д-р юрид. наук, проф. С. Н. Кожевников

канд. техн. наук, профессор С. В. Асеев

канд. юрид. наук, доцент. А. М. Лазарев

канд. техн. наук, ст. н. с. С. С. Подосенов

О. Ю. Василенко (ученый секретарь)

Адрес редакционной коллегии раздела:

603600, Нижний Новгород, ГСП, ул. Нестерова, 5, Волжская государственная академия водного транспорта, офис 367, телефон (8312) 19-79-33

Contemporary problems of Russian law

Editorial board for the section:

candidate of science (law), senior lecturer G.N. Korolev (first editor)

doctor of science (law), professor S.N. Kozhevnikov

candidate of science (tech), professor S.V. Aseev

candidate of science (law), senior lecturer A.M. Lazarev

candidate of science (tech), senior scientific employee S.S. Podosenov

O.U. Vasilenko (academic secretary)

Editorial board for the section address:

Volga State Academy of Water Transport Nesterova st., 5, N. Novgorod, GSP, 603600, office 367, phone(8312) 19-79-33.

УДК 34:656.61

С. В. Асеев, к. т. н., профессор,-ВГАВТ.

603600, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5.

ПРАВОВОЙ СТАТУС МОРСКОГО СУДНА

В статье проведен анализ соответствия российского законодательства, регулирующего отношения в части установления правового статуса современного морского

судна и его экипажа, сложившимся нормам международного морского права.

Экономическая и политическая взаимосвязь государств, предопределяемая международным разделением труда и объективной необходимостью сотрудничества, способствует дальнейшему развитию и совершенствованию средств и форм взаимоотношений между ними. Одним из важнейших видов сотрудничества является международная торговля, а важнейшим средством ее осуществления — Мировой торговый флот. Достаточно сказать, что около 90 % всех внешнеторговых перевозок в мире осуществляется на морских судах1. Основным элементом в системе международных морских перевозок считается транспортное судно, которое в морском праве рассматривается не только как имущество, но и как учреждение, наделенное соответствующими правами и обязанностями и признаваемое как субъект правоотношений . В условиях формирования российского транспортного законодательства, в том числе и морского, важно уяснить каков же правовой статус современного морского судна и его экипажа и соответствует ли он сложившимся нормам международного морского права.

Понятие морского судна. Согласно ст. 7 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ)3 «под судном понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания». Под торговым мореплаванием в Кодексе понимается деятельность, связанная с использованием судов для:

- перевозок грузов, пассажиров и их багажа;

- промысла водных биологических ресурсов;

- разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр; ,

- лоцманской и ледокольной проводки;

- поисковых, спасательных и буксирных операций;

- подъема затонувшего в море имущества;

- гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ;

- санитарного, карантинного и другого контроля;

- защиты и сохранения морской среды;

- проведения морских научных исследований;

- учебных, спортивных и культурных целей;

- иных целей.

Указанный перечень не является исчерпывающим, и использование судов может осуществляться для любых иных целей, прямо в нем не предусмотренных4. Следует отметить, что во многих международных морских конвенциях понятие суда отсутствует или не имеет универсального характера . Вместе с тем, независимо от того, для

1 Сидорченко В.Ф., Скворцов А.И. Капитан морского судна. СПб., 2001. С. 7.

2 Транспортное право. М., 2002. С, 20.

3 СЗ РФ. 1999. № 18 Ст. 2207.

4 Комментарий к Кодексу торгового мореплавания. М., 2000. С. 10.

5 Подробнее см.: Гуцуляк В.Н. Морское право. М., 2000. С. 40-41.

осуществления какой деятельности судно используется и какими нормативными правовыми актами эта деятельность регламентируется, судну, как плавучему сооружению, присущи особые юридические признаки, к которым относят государственную регистрацию, идентификацию, флаг и национальность.

Эксплуатировать судно можно путем оказания услуг третьим лицам (осуществление перевозок) или в целях извлечения прибыли его владельцем (аренда, внешнее управление). Эксплуатация осуществляется на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления1.

В большинстве случаев, говоря о лице, эксплуатирующем судно, КТМ оперирует термином «судовладелец», под которым понимается «лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании» (ст. 8 КТМ). Для того чтобы считаться судовладельцем, лицо должно эксплуатировать судно от своего имени и на законном основании.

Согласно ст. 130 ГК РФ“ морские суда относятся к недвижимому имуществу и должны иметь собственника. «Суда могут находиться в собственности: граждан и юридических лиц; Российской Федерации; субъектов Российской Федерации; муниципальных образований» (ст. 12 КТМ).

Суда могут находиться в собственности граждан и юридических лиц независимо от того, имеет ли гражданин российское гражданство и является ли юридическое лицо таковым по законодательству Российской Федерации. Однако иностранные граждане и юридические лица не могут зарегистрировать судно на свое имя в Государственном судовом реестре.

Суда могут находиться в собственности Российской Федерации и ее субъектов. От имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы исполнительной власти в рамках их компетенции путем представительства в юридических лицах и закрепления государственного имущества за предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве оперативного управления или хозяйственного ведения3.

Собственник судна вправе по своему усмотрению совершать в отношении судна любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать судно в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения судном... (ст. 13 КТМ). Право собственности и иные вещные права на судно (ипотека, морской залог и др.) в соответствии с Конвенцией ООН об условиях регистрации судов 1986 г. и Правилами регистрации судов и прав на них в морских торговых портах (Приказ Министерства транспорта РФ от 29 ноября 2000 г. № 1454) подлежат регистрации в Государственном судовом реестре (ГСР) или судовой книге, а также в бербоут-чартерном реестре (иностранные суда, которым временно предоставлено право плавания под Государственным флагом РФ). Право собственности на судно удостоверяется специальным документом - Свидетельством о праве собственности на судно.

После регистрации судна в одном из реестров оно приобретает право плавания под Государственным флагом Российской Федерации, удостоверяемое выдачей судовладельцу Свидетельства о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации, порядок подъема которого установлен Федеральным Конституционным Законом «О государственном флаге Российской Федерации» от 25 декабря 2000 г. № 1-ФКЗ, и получает национальность Российской Федерации (ст. 16 и 17

1 Юридический справочник по торговому мореплаванию. М., 2002. С. 34 ! СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

5 Комментарий к КТМ С. 38.

КТМ). Эта норма основана на ст. 91 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.1, согласно которой суда имеют национальность того государства, под флагом которого они имеют право плавать. Судно должно плавать под флагом только одного государства и не может сменить свой флаг за исключением случаев перехода права собственности или изменения регистрации (ст. 92 Конвенции 1982 г.).

Между судном и государством должна существовать реальная связь, которая означает, что государство флага эффективно осуществляет в административных, технических и социальных вопросах свою юрисдикцию и контроль над судами (ст. 91 Конвенции 1982 г., ст. 5 Конвенции Об открытом море 1958 г.)2. Государство в отношении судов, плавающих под его флагом, принимает необходимые меры для обеспечения безопасности мореплавания.

Согласно ст. 91 Конвенции 1982 г. каждое государство определяет условия предоставления своей национальности, регистрации судов на его территории и права плавать под его флагом. В соответствии со ст. 15 КТМ право плавания под государственным флагом Российской Федерации предоставляется судам, находящимся в собственности: граждан Российской Федерации; юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации; Российской Федерации; субъектов Российской Федерации; муниципальных образований.

При предоставлении судна в пользование и во владение иностранному фрахтователю по бербоут-чартеру оно может быть временно на срок до двух лет с правом последующего продления его через каждые два года, но не свыше срока действия бер-боут-чартера, переведено под флаг иностранного государства (ст. 19 КТМ).

Одним из элементов правового статуса судна является его идентификация. Судно, подлежащее регистрации в ГСР или судовой книге, должно иметь название, присваиваемое его собственником в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта (ст. 20 КТМ). Судну присваивается также позывной сигнал и, в зависимости от технической оснащенности судна, идентификационный номер судовой станции спутниковой связи и номер избирательного вызова судовой станции (ст. 21 КТМ). Позывной сигнал морской связи - сигнал, который присваивается каждой радиостанции морской подвижной службы, по которому можно определить ее национальность. Включение в КТМ отдельной статьи, регламентирующей порядок присвоения судну позывного сигнала, связано с требованиями Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС 74/78), Международной конвенции электросвязи 1992 г. и Регламента радиосвязи 1995 г. Порядок присвоения судну позывного сигнала устанавливается Министерством связи и информатизации РФ, а идентификационного номера судовой спутниковой станции -Государственным предприятием электрорадионавигации и спутниковой связи «Мор-связьспутник» на основании документов Международной организации морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ). Номер избирательного вызова судовой станции присваивается Морсвязьспутником на основании Регламента радиосвязи 1995 г.

Судно может быть допущено к плаванию только после того, как будет установлено, что оно удовлетворяет требованиям безопасности мореплавания (ст. 23 КТМ), соответствие которым устанавливают органы технического надзора и классификации судов (Российский Морской Регистр Судоходства и Российский Речной Регистр). Технический надзор осуществляется за пассажирскими, нефтеналивными, буксирными, а также за другими самоходными судами с главными двигателями мощностью не менее чем 55 кВт и несамоходными судами вместимостью не менее чем 80 регистровых тонн. Технический надзор за судами - обеспечение государством контроля за выполнением судами, плавающими под его флагом, требований международных договоров государства, содержащих международные нормы и стандарты, а также на-

' СЗ РФ. 1997. № 48. Ст. 5493.

1 Иванов Г Г Правовое регулирование морского судоходства в Российской Федерации. М., 2002. С. 40.

циональных требований, относящихся к проектированию, конструкции и оборудованию судов в целях их безопасного плавания, охраны человеческой жизни на море, охраны окружающей среды, сохранности перевозимых грузов.

Органы технического надзора и классификации судов в соответствии с их полномочиями присваивают судам класс (разряд) по району и условиям плавания, что удостоверяется выдачей Классификационного свидетельства (ст. 24 КТМ), в котором указывается, что судно отвечает требованиям, предъявляемым к его прочности и мореходности.

Судовые документы. Правовой статус судна, его основное назначение, техническое состояние и другие элементы, имеющие важное юридическое значение, удостоверяются судовыми документами, предусмотренными как законодательством государства флага судна, так и международными конвенциями. Без таких документов судно не имеет права выходить в море.

Судовые документы - документы, которые должно иметь судно для подтверждения права плавания под флагом какого-либо государства, удостоверения национальной принадлежности этому государству, технического состояния судна и его назначения1.

В КТМ все судовые документы подразделяются на основные (ст. 25), дополнительные (ст. 26) и для заграничного плавания (ст. 28).

Основные судовые документы:

1) свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации;

2) Свидетельство о праве собственности на судно.

3) Свидетельство о годности к плаванию.

4) Пассажирское свидетельство (для пассажирского судна).

5) Мерительное свидетельство.

6) Свидетельство о грузовой марке.

7) Свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью.

8) Свидетельство о предотвращении загрязнения сточными водами.

9) Свидетельство о предотвращении загрязнения мусором.

10) Лицензия судовой радиостанции и радиожурнал.

11) Судовая роль. *

12) Судовой журнал.

13) Машинный журнал.

14) Санитарный журнал.

15) Журнал операций со сточными водами.

16) Журнал операций с мусором.

17) Журнал нефтяных операций для судов, не являющихся нефтяными танкерами.

18) Журнал нефтяных операций для нефтяных танкеров.

19) Судовое санитарное свидетельство о праве плавания.

Свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации содержит разрешение на право плавания под национальным флагом и следующие данные о судне: тип судна, позывной сигнал, идентификационный номер судовой станции спутниковой связи, порт приписки, место и время постройки, главный материал корпуса, число и мощность машин, главные размеры судна по мерительному свидетельству.

В свидетельстве о праве собственности удостоверяется принадлежность судна на праве собственности определенному субъекту и указываются данные о судне, аналогичные данным свидетельства о праве плавания под Государственным флагом.

Свидетельство о годности к плаванию удостоверяет должное мореходное состояние судна для безопасного плавания в определенном районе и в соответствии с

1 Комментарий к КТМ. С. 59,

назначением судна. Оно выдается органом технического надзора, осуществляющим надзор за этим судном.

Пассажирское свидетельство удостоверяет соответствие требованиям, установленным Конвенцией СОЛАС 74/78 и правилами органов технического надзора за судами.

Мерительное свидетельство выдается Морским или Речным Регистром и подтверждает, что валовая и чистая вместимость судна определены в соответствии с требованиями Международной конвенции по обмеру судов 1969 г., и содержит данные о длине, высоте, размере грузовых и других помещений.

Свидетельство о грузовой марке подтверждает выполнение требований Международной конвенции о грузовой марке 1966 г. и освидетельствование судна, которому была нанесена грузовая марка (система знаков на бортах судна, определяющих допустимую осадку для различных районов и условий плавания).

Свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью выдается Регистром после освидетельствования, проводимого в соответствии с положениями Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря с судов (МАРПОЛ 73/78) нефтяному танкеру валовой вместимостью 150 тонн и более и любому другому судну вместимостью 400 тонн и более, которые совершают рейсы в порты или к удаленным от берега терминалам, находящимся под юрисдикцией других стран Конвенции МАРПОЛ 73/78.

Свидетельство о предотвращении загрязнения сточными водами также выдается на основании требований Конвенции МАРПОЛ 73/78.

Аналогичный порядок установлен и для выдачи Свидетельства о предотвращении загрязнения мусором.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Лицензия судовой радиостанции и судовой радиожурнал предусмотрены в целях выполнения требований, вытекающих из Конвенции СОЛАС 74/78.

Судовая роль - документ, удостоверяющий наличие на борту судна членов экипажа и подтверждающий надлежащее укомплектование судна ы соответствии со Свидетельством о минимальном составе экипажа, обеспечивающем безопасность эксплуатации. Судовая роль составляется на основе «Правил ведения судовой роли» (Приказ Минтранса от 3 апреля 2000 г. № 281) и содержащий следующие сведения, предусмотренные Конвенцией по обеспечению международного морского судоходства 1965 г.: название и национальность судна, порт прибытия/убытия, дата прибытия/убытия, данные о членах экипажа и иных лицах, находящихся на борту судна.

Судовой журнал является основным официальным судовым документом, в котором фиксируются данные о всех главных событиях, происходящих на судне. Он заполняется в процессе несения вахты в момент совершения события или после него вахтенным помощником капитана. Журнал регистрируется морской администрацией порта приписки судна и скрепляется подписью и печатью капитана порта.

Машинный журнал дополняет Судовой журнал и отражает работу силовых и вспомогательных установок, скорости хода, наличие и расход топлива и т.п.

Санитарный журнал ведется в соответствии с Санитарными правилами для морских судов и предназначен для регистрации результатов санитарных осмотров судна представителями санитарно-эпидемиологических служб.

Журналы операций со сточными водами и с мусором предусмотрены в целях выполнения требований Конвенции МАРПОЛ 73/78.

Журналы нефтяных операций предназначены в соответствии с положениями этой же Конвенции для регистрации операций с нефтегрузами и нефтесодержащими веществами.

Судовое санитарное свидетельство о праве плавания выдается по результатам санитарного осмотра судна, проводимого один раз в два года в соответствии с Между-

народными медико-санитарными правилами 1969 г.

В состав дополнительных судовых документов включаются Классификационное свидетельство (ст. 24 КТМ), свидетельства о пригодности для плавания специализированных судов (химовозов, газовозов, высокоскоростных, с ядерными энергетическими установками и др.), а также Свидетельство об управлении, безопасностью в соответствии с Международным кодексом по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения 1993 г. (МКУБ)1.

Судовые документы для судов заграничного плавания (ст. 28 КТМ) кроме указанных выше включают2:

1) в соответствии с Конвенцией СОЛАС 74/78 - Свидетельство о минимальном безопасном составе экипажа судна; Свидетельство о безопасности пассажирского судна; Свидетельство о безопасности грузового судна по конструкции; Свидетельство о безопасности грузового судна по оборудованию и снабжению; Документ о соответствии специальным требованиям для судов, перевозящих опасные грузы; Манифест об опасных грузах или грузовой план; Документ о разрешении на перевозку зерна и др.;

2) в соответствии с Конвенцией МАРПОЛ 73/78 суда, перевозящие вредные жидкие химические вещества - Международное свидетельство о предотвращении загрязнения при перевозке вредных жидких веществ наливом и Журнал грузовых операций, Международное свидетельство о предотвращении загрязнения атмосферы с судов (для судов валовой вместимостью 400 тонн и более);

3) согласно ст. 324 КТМ - Свидетельство о страховании или ином обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью, предусмотренное Международной конвенцией о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г. (для судов, перевозящих более 200 тонн нефти наливом);

4) согласно ст. 355 КТМ - Свидетельство о страховании или ином финансовом обеспечении ответственности за ущерб, причиненный опасными и вредными веществами, предусмотренное Международной конвенцией об ответственности и компенсации за ущерб в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ 1996 г.

Ст. 31 КТМ устанавливает, что все судовые документы, за исключением Свидетельства о праве собственности, должны находиться на судне в подлинниках.

Экипаж судна. Согласно ст. 52 КТМ в состав экипажа судна входят капитан судна, другие лица командного состава судна и судовая команда. К командному составу судна кроме капитана судна относятся помощники капитана судна, механики, электромеханики, радиоспециалисты и врачи. Судовая команда состоит из лиц, не относящихся к командному составу судна.

Каждое судно должно иметь на борту экипаж, члены которого имеют надлежащую квалификацию и состав которого достаточен по численности для (п. 1 ст. 53 КТМ):

- обеспечения безопасности плавания судна, защиты морской среды;

- выполнения требований к соблюдению рабочего времени на борту судна;

- недопущения перегрузки членов экипажа судна работой.

В соответствии с Конвенцией ООН 1982 г. каждое государство в отношении судов, плавающих под его флагом, принимает меры по комплектованию и обучению судовых специалистов. Судно возглавляет капитан и офицеры соответствующей квалификации в области судовождения, связи, судовых машин и оборудования, а экипаж по уровню подготовки и численности должен соответствовать назначению и размерам судна. Экипаж обеспечивает: несение безопасной ходовой вахты; надежность швартовых операций; приведение в действие, при необходимости, средств борьбы за живучесть корабля, пожарного оборудования, водонепроницаемых закрытий спасатель-

' Иванов Г.Г. Указ. соч. С. 45.

2 Комментарий к КТМ. С. 66-67.

ных средств; содержание в безопасном состоянии главных и вспомогательных механизмов; сбор и эвакуацию людей в случае опасности; оказание медицинской помощи на борту судна; несение радиовахты в соответствии с Регламентом радиосвязи и др.

В соответствии с Конвенцией СОЛАС 74/78 на борту судна должен быть документ о минимальном безопасном составе экипажа. Минимальный состав экипажа устанавливается соответствующим положением1 в зависимости от типа и назначения судна, района его плавания и подтверждается выдачей капитаном морского торгового порта, в котором судно зарегистрировано, специального свидетельства (сертификата).

Ст. 54 КТМ устанавливает, что к занятию должностей членов экипажа судна допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные «Положением о дипломировании членов экипажей морских судов» (постановление Правительства Российской Федерации от 4 августа 1999 г. № 9002) и Международной конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (Конвенция ПДНВ 78/95).

Дипломы и квалификационные свидетельства члена экипажей судов выдаются капитанами морских торговых портов и иными уполномоченными органами (например, Государственными бассейновыми управлениями водных путей и судоходства) при соответствии членов экипажей судов требованиям к стажу работы на судне, возрасту (не моложе 18 лет), состоянию здоровья, профессиональной подготовке, установленным Положением о дипломировании, и по результатам проверки знаний квалификационными комиссиями.

В соответствии с конвенциями ПДНВ 78/95 и СОЛАС 74/78, а также Положением о дипломировании установлены следующие виды дипломов, квалификационных свидетельств и специальных свидетельств специалиста:

а) дипломы судоводителей (капитана, старшего помощника капитана, капитана судов прибрежного плавания валовой вместимостью менее 500 регистровых тонн, вахтенного помощника капитана судов прибрежного плавания валовой вместимостью менее 500 регистровых тонн);

б) дипломы судовых механиков (первого разряда, второго разряда, третьего разряда);

в) дипломы судовых электромехаников (первого разряда, второго разряда, третьего разряда);

г) дипломы судовых радиоспециалистов (радиоэлектроника первого класса ГМССБ3, радиоэлектроника второго класса ГМССБ, оператора ГМССБ, оператора ограниченного района ГМССБ, радиооператора первого класса, радиооператора второго класса, оператора-радиотелеграфиста);

д) диплом судового врача;

е) квалификационные свидетельства лиц рядового состава (магроса, моториста, токаря-моториста, электрика);

ж) специальные свидетельства специалиста для командного и рядового состава (о прохождении курсов по средствам автоматической радиолокационной прокладки курса, по борьбе за живучесть судна 11 др.).

В состав экипажа судна кроме граждан Российской Федерации могут входить иностранные граждане и лица без гражданства (ст. 56 КТМ), которые не могут занимать должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста.

Трудовые отношения на судне в соответствии со ст. 57 КТМ регулируются законодательством Российской Федерации о труде, Кодексом торгового мореплавания,

* См. Приказ Минтранса № 31 от 24 мая 1994 о введении в действие «Положения о минимальном составе экипажей судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания».

2СЗРФ. 1999. №33. Ст. 4119.

3 Глобальная морская система связи при бедствиях.

уставами службы на судах и о дисциплине, генеральными и отраслевыми тарифными соглашениями, коллективными договорами и трудовыми договорами.

Члены экипажа судна имеют право на репатриацию в случае (ст. 58 КТМ):

1) Истечения за пределами Российской Федерации срока действия трудового договора, заключенного на определенный срок или на определенный рейс.

2) Расторжения трудового договора по инициативе судовладельца или члена экипажа судна по истечении срока, указанного в уведомлении, сделанного в соответствии с трудовым договором.

3) Кораблекрушения.

4) Заболевания или травмы, требующих лечения вне судна.

5) Невозможности выполнения судовладельцем своих обязанностей в отношении членов экипажа судна, предусмотренных законом или иными правовыми актами Российской Федерации либо трудовыми договорами, вследствие банкротства, продажи судна или изменения государства регистрации судна.

6) Направления судна без согласия членов экипажа судна в зону военных действий или зону эпидемиологической опасности.

7) Истечения определенного коллективным договором максимального срока работы члена экипажа судна на борту судна.

Репатриация по желанию члена экипажа судна осуществляется в государство, в котором он проживает, в порт, в котором он был принят на работу на судно или который был указан в коллективном договоре, либо в любой другой пункт, указанный при найме члена экипажа судна.

Судовладелец обязан организовать надлежащую и быструю репатриацию воздушным транспортом.

Указанная норма соответствует Конвенции МОТ1 о репатриации моряков 1987 г. № 166.

Судовладелец обязан обеспечить членам экипажа судна (ст. 60 КТМ):

- безопасные условия труда,

- охрану их здоровья;

- наличие спасательных средств;

- бесперебойное снабжение продовольствием и водой; .

- наличие надлежащих помещений (кают, столовых, санитарных узлов, медицинских пунктов и помещений для отдыха);

- культурно-бытовое обслуживание;

- страхование заработной платы и других причитающихся членам экипажа судна сумм, в том числе и расходов на репатриацию, а также жизни и здоровья членов экипажа судна при исполнении ими трудовых обязанностей.

Безопасные условия труда и охрана здоровья членов экипажа обеспечивается участием России в международных соглашениях, в частности в Конвенции СОЛАС 74/78 и в конвенциях МОТ № 32 «О защите от несчастных случаев трудящихся, занятых на погрузке и разгрузке судов», № 134 «О предупреждении несчастных случаев среди моряков», № 92 «О помещениях для экипажа на борту судов», № 147 «О торговом мореплавании (минимальные стандарты)» и др. Хотя Россия не участвует в таких конвенциях, как № 55 «Об обязательствах судовладельцев в случае болезни или травмы у моряков», № 56 «О страховании моряков по болезни», № 68 «О питании и столовом обслуживании экипажей на борту судов», их нормам, за некоторым исключением, действующее российское законодательство соответствует2.

Согласно Международной конвенции о морских залогах и ипотеке 1993 г. требования к судовладельцу по заработной плате и другим суммам, причитающимся капи-

1 Международная организация труда.

2 Комментарий к КТМ. С. 122.

тану и членам экипажа, обеспечиваются морским залогом на судно и относятся к высшей категории приоритетности (ст. 367 и 369 КТМ). Этому положению соответствует п. 2 ст. 60 КТМ.

Все работники, в том числе и члены экипажа, подлежат обязательному социальному страхованию (ст. 212 Трудового Кодекса Российской Федерации). В порядке, определяемом коллективным договором, организация производит страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с повышенной опасностью, а также членов экипажа судов загранплавания от несчастных случаев в иностранных портах.

Капитан судна. Особенности торгового мореплавания обусловливают своеобразное юридическое положение капитана судна. Он командует судовым экипажем, управляет им как хозяйственным механизмом и осуществляет судовождение, а также наделен административными, уголовно-процессуальными и нотариальными полномочиями.

На капитана судна возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, защите морской среды, поддержанию порядка на судне, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу (ст. 61 КТМ).

Обязанности капитана в управлении, в том числе судовождении, многогранны и определяются международными договорами и российским законодательством, а также основанными на них инструкциями судовладельца.

Капитан несет исключительную ответственность за безопасность судна, его пассажиров, экипажа и грузов, а также за охрану моря от загрязнения с судна. Он осуществляет управление судном на основе единоначалия и подчиняется непосредственно судовладельцу - руководителю компании. Все указания, относящиеся к деятельности судна, передаются только капитану, который отвечает за их выполнение .

Капитан обязан требовать от своих помощников определения места судна всеми доступными средствами и осуществлять контроль за качеством и своевременностью этих определений. Он назначает курс и скорость, способ управления и режим работы главного двигателя. Капитан должен постоянно осуществлять контроль за получением навигационных извещений мореплавателям и навигационных предупреждений, за своевременной корректурой карт, лоций и других пособий для плавания. При входе в порт и выходе из порта капитан обязан находиться на мостике и лично управлять судном.

Согласно конвенциям СОЛАС 74/78 и «О спасании» 1989 г. капитан судна обязан, поскольку он может это сделать, не подвергая серьезной опасности свое судно и находящихся на нем людей, оказывать помощь любому лицу, которому угрожает гибель в море. Аналогичная норма включена в КТМ РФ (ст. 62). За нарушение этой обязанности капитан судна несет уголовную ответственность. В соответствии со ст. 27 Уголовного кодекса РФ «неоказание капитаном помощи людям, терпящим бедствие на море или ином водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для своего судна, экипажа и пассажиров, наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового». Преступление, предусмотренное ст. 270 УК РФ, считается оконченным с момента неоказания помощи, т.е. независимо от того, погибли ли люди, терпящие бедствие, или были спасены другим судном.

КТМ (ст. 63) предусматривает также обязанность капитана каждого из столкнув-

' Устав службы на судах морского флота. Ст. 61.

шихся судов оказать после столкновения помощь другому судну, его пассажирам и экипажу. Эта обязанность основана на Международной конвенции по унификации некоторых правил относительно столкновения судов 1910 г.

В случае опасности для судна и людей капитан принимает меры к ее устранению всеми имеющимися в распоряжении экипажа средствами. Если судну грозит бедствие и оно нуждается в помощи, капитан обязан (ст. 66 КТМ) принять все возможные меры к тому, чтобы такая помощь была своевременно получена. После принятия всех мер к спасению пассажиров капитан дает приказание судовому экипажу оставить судно. Покидая судно последним, капитан предварительно принимает меры к спасению морских карт с нанесенной на них прокладкой и других навигационных документов, отражающих маневрирование судна, а также судового, машинного, радиотелеграфного журналов, документов и ценностей. В случае гибели судна, куда бы его экипаж ни был доставлен, капитан полностью сохраняет свои права и обязанности в отношении спасенных лиц.

Капитан обладает особыми правами для поддержания порядка на судне - распоряжения в пределах его полномочий подлежат исполнению всеми находящимися на судне лицами (ст. 67 КТМ). Согласно Уставу о дисциплине работников морского транспорта' он имеет право применять поощрения (благодарность в приказе, поощрение денежной премией) и налагать дисциплинарные взыскания (замечание, выговор, строгий выговор), а в случае необходимости отстранить от исполнения служебных обязанностей любого члена экипажа.

Капитан вправе изолировать лицо, действия которого не содержат признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством, но создают угрозу безопасности судна или людей и имущества.

В соответствии со ст. 69 КТМ в случае обнаружения на судне, находящемся в плавании, признаков преступления капитан выполняет функции органа дознания, руководствуясь при этом уголовно-процессуаЛьным законодательством, а также Инструкцией о производстве дознания на морских судах, находящихся в плавании, Генеральной прокуратуры РФ (Действовавшая инструкция 1976 г. утратила силу согласно Приказу Генерального прокурора РФ от 3 августа 1998 г. № 52 ).

В процессе выполнения функций органа дознания подлежат установлению следующие обстоятельства:

а) действительно ли совершено преступление и какое именно;

б) когда совершено преступление;

в) место на судне, где совершено преступление, и где находилось судно в момент совершения преступления;

г) при каких обстоятельствах, каким способом, с применением каких орудий и средств совершено преступление;

д) кто совершил преступление; сведения, характеризующие лицо, совершившее преступление;

е) по каким мотивам и с какой целью совершено преступление;

ж) какие причины и условия способствовали совершению преступления;

з) последствия преступления;

и) другие обстоятельства, имеющие значение для дела.

О происшедшем капитан с помощью имеющихся у него средств сообщает прокурору по месту регистрации судна. Капитан вправе задержать лицо, подозреваемое в преступлении, до передачи его компетентным органам в первом порту РФ, в который зайдет судно. В отношении иностранцев капитан должен действовать в соответствии с Конвенцией о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988 г. и передать лицо, в отношении которого имеются осно-

1 Постановление Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 395.

1 Юридический справочник по торговому мореплаванию С. 76.

вания считать, что оно совершило преступление, компетентным органам любого другого государства - участника конвенции.

Капитан судна вправе удостоверить завещание лица, находящегося во время плавания на судне (ст. 70 КТМ). При этом он должен руководствоваться положениями «Основ законодательства РФ о нотариате» 1993 г. и сделать соответствующую запись в судовом журнале.

Капитан обязан также сделать запись в судовом журнале о каждом случае рождения ребенка на судне и о каждом случае смерти на судне с составлением описи и обеспечением сохранности имущества умершего до передачи его согласно описи капитану первого порта РФ, в который зайдет судно. Согласно ФЗ от 22 октября 1997 г. (от 15 ноября 1997 г.) № 143-Ф3 «Об актах гражданского состояния»1 в случае рождения ребенка на судне (ст. 15) во время его плавания государственная регистрация рождения производится органом записи актов гражданского состояния по месту жительства родителей (одного из родителей) или любым органом записи актов гражданского состояния, расположенном по маршруту следования (в порту назначения). Местом рождения ребенка указывается место государственной регистрации. Основанием для регистрации служат заверенная капитаном и судовой печатью выписка из судового журнала. Согласно ст. 65 этого же Закона в случае, если смерть наступила на судне, находящемся в плавании, государственная регистрация смерти может быть произведена органом записи актов гражданского состояния в морском порту, где умерший был снят с судна. Основанием для регистрации служит также заверенная выписка из судового журнала.

В исключительном случае, если судно должно находиться длительное время в открытом море и тело умершего не может быть сохранено, капитан судна имеет право передать тело умершего морю согласно морским обычаям с составлением соответствующего акта (ст. 70 КТМ).

Капитан судна в силу- своего служебного положения признается представителем судовладельца и грузовладельца в отношении сделок, необходимых в связи с нуждами судна, груза или плавания, а также исков, касающихся вверенного капитану судна имущества, если на месте нет иных представителей судовладельца и грузовладельца (ст. 71 КТМ).

В соответствии со ст. 182 ГК РФ сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на указании закона, непосредственно создает, изменяет или прекращает гражданские права и обязанности представляемого. Таким образом, капитан судна является в силу закона представителем судовладельца и грузовладельца и не нуждается в получении доверенности от этих лиц.

В качестве представителя судовладельца капитан может заключать сделки, связанные со снабжением судна топливом, водой, продовольствием, запасными частями, наймом лоцманов, буксиров для оказания помощи, стивидоров, тальманов, экспертов и т. д. При необходимости постановки судна в срочный ремонт он может заключить договор с судоремонтным предприятием.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В качестве представителя грузовладельца капитан может поместить груз на хранение в случае его неявки за получением груза в порту назначения (ст. 159 КТМ), при наличии препятствий к заходу судна в порт назначения (лед, забастовка и др.) в другом порту (ст. 153 КТМ), заключать сделки, связанные с погрузкой или выгрузкой фуза, и т. д. Он имеет также право заключать договоры о спасании от имени владельца имущества, находящегося на борту судна (ст. 338 КТМ), осуществлять общеаварийные расходы (ст. 284 КТМ).

Указанные выше обязанности капитана судна должен быть готов в любое время принять на себя старший помощник капитана (ст. 73 КТМ). Главным образом эти обя-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.