Научная статья на тему 'ПРАВОВОЙ СТАТУС МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА ПО КОСМОСУ'

ПРАВОВОЙ СТАТУС МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА ПО КОСМОСУ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
72
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правовой статус / международное право / космос / международное космическое право / СНГ / legal status / international law / space / international space law / CIS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А.О. Куергешев, В.В. Сафронов

Предпринята попытка исследования правового статуса Межгосударственного совета по космосу. Раскрывается правовая основа Межгосударственного совета по космосу, а также особенности международного права по космосу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL STATUS OF THE INTERSTATE SPACE COUNCIL

An attempt has been made to study the legal status of the Interstate Space Council. The legal basis of the Interstate Space Council is revealed, as well as the features of international space law.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЙ СТАТУС МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА ПО КОСМОСУ»

УДК 341.229

ПРАВОВОЙ СТАТУС МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА ПО КОСМОСУ

А. О. Куергешев Научный руководитель - В.В. Сафронов

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: tolpygiar@gmail.com

Предпринята попытка исследования правового статуса Межгосударственного совета по космосу. Раскрывается правовая основа Межгосударственного совета по космосу, а также особенности международного права по космосу

Ключевые слова: правовой статус, международное право, космос, международное космическое право, СНГ.

LEGAL STATUS OF THE INTERSTATE SPACE COUNCIL

A.O. Kuergeshev Scientific supervisor - V.V. Safronov

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: tolpygiar@gmail.com

An attempt has been made to study the legal status of the Interstate Space Council. The legal basis of the Interstate Space Council is revealed, as well as the features of international space law

Keywords: legal status, international law, space, international space law, CIS.

Для определения правового статуса межгосударственного совета по космосу следует вспомнить, что такое правовой статус. Правовой статус - это установленное нормами права положение его субъектов, совокупность их прав и обязанностей. В правовой статус входят:

- Правосубъектность (в свою очередь включающая правоспособность, дееспособность и деликтоспосбность субъекта)

- Установленные законом права и обязанности;

- Гарантии установленных прав;

- Ответственность субъекта за неисполнение обязанностей.

Рассмотрим элементы правового статуса относительно межгосударственного совета по космосу, его деятельности, функциям и полномочиям.

В Совет входят руководители компетентных органов государств - членов Совета. Всего государств - членов пять: Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан. Члены Совета избирают Председателя Совета, возглавляющего Межгосударственный совет по космосу. [3]

Советом рассматриваются актуальные вопросы в области исследования и использования космического пространства в мирных целях, а также выборе направления и сотрудничества. Помимо этого, Совет ставит перед собой цели и стратегии, это такие цели как:

- обеспечение экологической безопасности и охраны окружающей среды при осуществлении космической деятельности, мониторинг техногенного засорения околоземного космического пространства;

- научно-исследовательские, опытно-конструкторские, опытно-технологические и другие работы, связанные с космической техникой и космической инфраструктурой;

- совершенствование нормативных правовых и технических документов государств -участников СНГ в области космической деятельности с целью развития сотрудничества в этой области.

Главными функциями и задачи Совета обозначивают:

- формирование общей политики и установление приоритетных направлений партнерства с целью эффективного исследования и использования космического пространства в интересах отраслей экономики и науки стран - участников СНГ;

- усовершенствование договорно-правовой основы партнерства в области изучения и использования космического пространства в мирных целях;

- организация услуг по разработке межгосударственных программ и планов по части исследованию и использованию космического пространства в мирных целях, требующих рассмотрения Советом глав правительств СНГ;

- координация работ, проводимых в странах - участниках СНГ в рамках межгосударственных программ и проектов по изучению и использованию космического пространства в мирных целях;

- осуществление на уровне специалистов-экспертов стран - участников СНГ переговоров по международному сотрудничеству в сфере исследования и использования космического пространства в мирных целях и подготовка планов договоров (соглашений) по данным вопросам;

- содействие привлечению вложений и кредитов в космическую отрасль государств Сторон, а кроме того, финансовых средств из внебюджетных источников в реализацию общих программ и проектов;

- организация услуг по разработке проектов международных договоров и иных документов по приоритетным направлениям партнерства государств - участников СНГ в сфере космической деятельности;

- анализ предложений стран - участников СНГ по перспективным направлениям коллективной космической деятельности;

- взаимодействие в организации информационной и маркетинговой деятельности, выпуске изданий академического, учебного и иного характера.

- осуществление консультаций и взаимообмен мнениями по проблемам развития космической науки и техники в интересах стран - участников СНГ;

- помощь в организации мероприятий по профессиональной подготовке сотрудников, их переподготовке и повышению квалификации специалистов в сфере исследования и использования космического пространства в мирных целях;

- формирование в рамках своей компетенции взаимосогласованных подходов к решению вопросов охраны космической среды с учетом действующей мировой практики; помощь в организации международных академических конференций, конгрессов, симпозиумов, выставок и иных мероприятий в сфере космоса, проводимых странами -участниками СНГ;

- осуществление консультаций и переговоров с целью разрешения споров, которые имеют все шансы появиться при осуществлении международных договоров, регулирующих осуществление странами - участниками Соглашения совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях. [3]

И для осуществления задач и функций Совет имеет следующие правомочия:

- предложить национальным космическим агентствам или их замещающим организациям государств-участников межправительственных программ по исследованию и использованию космического пространства заключить контракты на проведение работ по их реализации;

- порядок использования космического пространства, систем, инструментов, разработанных в результате выполнения межправительственных программ по исследованию и использованию космического пространства, и распределение прибыли между государствами-участниками этих программ пропорционально доле депозитов для их реализации;

- определить состав и назначение председателей межправительственных комиссий по летным испытаниям космических систем, комплексных средств и средств, созданных в рамках межправительственных программ по исследованию и использованию космического пространства;

- разработать методы определения участия и объема финансирования работ по межправительственным программам по исследованию и использованию космического пространства государствами-участниками соглашений и представить их на утверждение Совету глав правительств СНГ.

- если государство-член Совета не выполняет обязательства, изложенные в Соглашениях и настоящем Положении, обратитесь в Совет глав государств и правительств Содружества для принятия соответствующих решений.

Межгосударственный совет по космосу, как и другие международные организации по космосу регулируются международным космическим правом, которое, в свою очередь является, одной из отраслей международного публичного права.

Основными источниками международного космического права выступают международные договора и обычаи, в основном формирование и развитие международного космического права происходит в договорной форме.

После распада СССР и создания СНГ объекты космической инфраструктуры, которые находились на территории одного государства, теперь оказались на территориях нескольких суверенных государств. Из этого появилась необходимость заключения соглашений в рамках Содружества Независимых Государств для регулирования совместной космической деятельности участников СНГ. Так появляется Соглашение о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства 30 декабря 1991 года в Минске. После также были подписаны такие соглашения как:

- Соглашение о порядке содержания и использования космической инфраструктуры в интересах выполнения космических программ, от 15 мая 1992 г.

- Соглашение о порядке финансирования совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства, от 13 ноября 1992 г. [1]

В этот же день, 13 ноября 1992 г., в Москве был подписан Протокол об утверждении Положения о Межгосударственном совете по космосу. В своей деятельности Совет руководствуется вышеперечисленными Соглашениями, а также Договором по космосу, от 10 октября 1967 г. Данный договор играет основную роль в процессе образования норм международного космического права.

Космос представляет собой единство двух видов территории - космического пространства и естественных небесных тел. Космическое пространство означает обширную территорию, простирающуюся от внешней границы воздушного пространства до пределов лунной орбиты (ближний космос), и за ее пределами (дальний космос). Большинство элементов международно-правового режима космического пространства идентично для космоса и небесных тел. В Договоре по космосу почти во всех статьях используется термин «космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела», т. е. не проводится принципиального различия с точки зрения их правового режима. [2]

Процесс нормообразования в международном космическом праве имеет две особенности. Первой особенностью является то, что он протекает в основном в рамках ООН. Вторая характерная особенность заключается в том, что в большинстве случаев принятие норм либо предшествует практике, либо происходит одновременно с ней, а не следует за практикой, как это имеет место в других отраслях международного права.

Международное космическое право является отраслью международного публичного права, поэтому можно сказать, что ответственность по международному космическому праву является разновидностью международного публичного права. Однако нельзя утверждать, что эти виды ответственности будут одинаковыми. [1]

Рассмотрим особенности международного космического права. Первым следует упомянуть то, что Договором по космосу 1967 г. установлено, что государство имеет международную ответственность за национальную деятельность в космосе, независимо от того, осуществляется ли она правительственными или неправительственными юридическими лицами, а запускающее государство несет ответственность за ущерб. Также следует отметить то, что материальная ответственность регулируется специальным договором - Конвенцией о международной ответственности за ущерб, причинённый космическими объектами, от 30 августа 1972 г.

Из этого возникает вопрос: как же несет ответственность Межгосударственный совет по космосу? Исходя из того, что это международная организация, логично было бы сказать, что она и несет ответственность, однако вопрос отнесенности международных организаций отсеется открытым. Так согласно первой стороны мнения международная организация не может нести материальную ответственность, так как ее бюджет состоит из взносов государств - членов. С другой стороны, противоположно другое мнение. По мнению автора, следовало бы нести ответственность всей организации, так как принятые решения должны быть согласованы со всеми представителями государств - членов, а следовательно, каждое государство - член ответственно за назначение лиц в Совет.

Правосубьектность Совета, как говорилось ранее, состоит из правоспособности, дееспособности и деликтоспособности субъекта. Правоспособность выражается в наличии прав (Совет имеет правомочия в осуществлении своей деятельности) и юридических обязанностей (Совет руководствуется Соглашениями, заключенными в рамках СНГ, а также международными договорами о космосе). Дееспособность выражается в способности осуществлять деятельность и выполнять обязанности (Совет выполняет задачи в соответствии с Соглашением о совместной деятельности по исследованию и использованию космического пространства). Дееспособность выражается в способности нести ответственность. Все права и обязанности Совета установлены и регламентированы международными нормативными актами, имеющими юридическую силу, что является гарантией этих прав.

Межгосударственный совет по космосу является значимым правовым субъектом международных отношений, регулируемыми не только международными нормативными актами по космосу, но и многими как общими международными актами, так определенными - международными нормативными актами СНГ.

Библиографические ссылки

1. Малков С.П. Международное космическое право : учеб. пособие. СПбАП. СПб., 2002. 344 с.

2. Стародубцев Г.С. Международное право ; учебник. РИОР : ИНФРФ-М, Москва, 2019. 416 с.

3. Интернет-портал СНГ - пространство интеграции ; официальный сайт - 2022 - URL: https://e-cis.info/cooperation/3067/

© Куерегешев А. О., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.