М.А. САРСЕМБАЕВ,
главный научный сотрудник отдела международного права, международных отношений и сравнительного правоведения
Института законодательства РК, доктор юридических наук, профессор
ПРАВОВОЙ СТАТУС МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И КАЗАХСТАН
Международная межправительственная организация представляет собой добровольное объединение суверенных государств или международных организаций, созданное на основе межгосударственного договора или резолюции международной организации общей компетенции для координации деятельности государств в той или иной области сотрудничества, имеющее соответствующую систему главных и вспомогательных органов, обладающее достаточно самостоятельной волей, отличной от воль ее членов. Казахстан, как суверенное государство, входит в состав примерно 50-ти межгосударственных и неправительственных организаций, принимает участие в их деятельности, проявляет инициативы в создании международных региональных организаций.
Любая международная организация обладает следующими признаками.
Она создается в соответствии с международным правом. Если международная организация создана неправомерно или ее деятельность не соответствует международному праву, то учредительные документы такой организации должны быть признаны ничтожными и их действие должно быть прекращено в самый короткий срок.
Следующим признаком международной организации является ее учреждение на основе международного договора. Международная организация, как правило, создается на основе международного договора или его разновидности. Поведение субъектов (сторон договора) является объектом такого договора.
Инициаторами и сторонами учредительного акта являются суверенные государства. В свою очередь в последние годы полноправными участниками международных организаций становятся сами международные (межправительственные) организации. В частности, Европейский Союз стал полноправным членом многих международных рыболовных организаций.
Третьим признаком международной организации является осуществление сотрудничества в конкретных областях человеческой деятельности, поскольку международные организации создаются в целях координации усилий государств в соот-
ветствующей сфере. Международные организации объединяют усилия государств в политической области (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Совет Европы (СЕ), в военной области (СевероАтлантическая организация (НАТО), в научно-технической области (Европейская организация ядерных исследований), экономической, валютно-фи-нансовой области (Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Азиатский банк развития (АБР), Международный валютный фонд (МВФ), социальной области (Международная организация труда (МОТ), Азиатский диалог сотрудничества (АДС) и во многих других сферах. Вместе с тем есть ряд организаций, которые координируют деятельность государств практически во всех областях человеческой деятельности (Организация Объединенных Наций (ООН), Содружество Независимых Государств (СНГ), Организация Исламская Конференция (ОИК). Казахстан является членом многих приведенных здесь международных организаций.
К еще одному признаку можно отнести формирование и наличие соответствующей постоянно действующей организационной структуры. Межправительственные организации имеют штаб-квартиры, систему как главных, так и вспомогательных органов. Высшим органом является сессия, которая созывается один раз в год. Исполнительные органы называются советами. Во главе административного аппарата обычно находится исполнительный секретарь или генеральный директор.
Наличие прав и обязанностей организации -это дополнительный признак международной организации. Права и обязанности в общей форме закрепляются в учредительном акте международной организации, они также могут быть закреплены в резолюциях высших и исполнительных органов, а также в соглашениях между организациями. Эти документы закрепляют намерения государств-членов, которые далее должны быть осуществлены соответствующей меж-
дународной организацией. Государства, включая Республику Казахстан, могут запретить организации предпринимать те или иные действия, и организация не может превысить свои полномочия. К примеру, статья 3 Устава Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) запрещает Агентству при выполнении своих функций, связанных с предоставлением помощи своим членам, руководствоваться политическими, экономическими, военными, а также иными требованиями, которые несовместимы с положениями Устава этой организации.
Самостоятельность международной организации в реализации международных прав и обязанностей следует отнести к важному признаку организации - именно самой организации, как субъекту международного публичного и частного права, избирать наиболее правильные, наиболее рациональные средства и методы деятельности.
Правосубъектность международной организации проявляется в следующих четырех элементах: а) правоспособность, или способность иметь права и обязанности; б) дееспособность, или способность организации своими действиями осуществлять права и обязанности; в) способность принимать участие в процессе международного правотворчества; г) способность нести правовую ответственность за свои действия. Главным атрибутом правосубъектности международных организаций является наличие у них собственной воли. Проявлением воли международной организации является учредительный акт, который является продуктом согласования воль государств-учредителей. Казахстан, являясь председателем ряда международных организаций, в том числе ОБСЕ, стремится раскрывать международную правосубъектность этих международных организаций, но, думается, наше государство Республика Казахстан должно решать проблемы данных международных организаций более радикально.
В доктрине международного права есть мнение о том, что к важным чертам правосубъектности международных организаций можно отнести следующие. Признание международной правосубъектности международной организации со стороны других субъектов международного права является важным признаком ее международной правосубъектности. Суть этого признака заключается в том, что государства-члены и соответствующие международные организации признают права и обязанности соответствующей межправительственной организации, ее компетенцию, круг полномочий, не возражают против наделения организации и ее сотрудников привилегиями и иммунитетом. Государства-члены наделяют их правом и
дееспособностью в таком объеме, в каком это необходимо для выполнения их функций.
Другим признаком правосубъектности международной организации является наличие обособленных прав и обязанностей. Этот признак правосубъектности межправительственных организаций означает, что организации имеют такие права и обязанности, которые отличаются от прав и обязанностей государств и осуществляются на международном уровне. К примеру, Устав ЮНЕСКО содержит в себе следующие обязанности организации: а) содействие сближению и взаимному пониманию народов путем использования всех имеющихся средств информации; б) поощрение развития народного образования и распространения культуры; в) оказание содействия в сохранении, увеличении и распространении знаний. Такие обязанности позволяют государствам-членам, в том числе Республике Казахстан, пользоваться услугами данной международной специализированной организации.
Право на свободное выполнение своих функций можно отнести к признакам правосубъектности международной организации. У каждой межправительственной организации есть свой учредительный акт, правила процедуры, финансовые правила и другие документы, которые составляют внутреннее право организации. При выполнении своих функций они могут вступать в определенные правоотношения с государствами - нечленами и другими международными организациями.
Право на заключение договоров можно назвать договорной правоспособностью международных организаций, что можно отнести к числу признаков международной правосубъектности. Это важно, так как это говорит об их способности к выработке норм международного права.
Свои полномочия межправительственные организации осуществляют в публично-правовом, частно-правовом или смешанном порядке. То, что каждая организация может заключать международные договоры, вытекает из содержания Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 года. Это видно из преамбулы этой Конвенции, в которой закреплено, что международная организация обладает правоспособностью заключать договоры, что позволяет обеспечивать выполнение ее функций и достижение ее целей. Статья 6 данной Конвенции говорит о том, что правоспособность международной организации заключать договоры регулируется правилами этой организации.
Участие в создании норм международного права - тоже признак правосубъектности меж-
дународной организации. Правотворческий процесс международной организации представляет собой деятельность, которая направлена на создание правовых норм, на их совершенствование, изменение, дополнение или отмену. Следует подчеркнуть, что ни одна международная организация, включая и универсальную (например, ООН, ее специализированные учреждения), не может иметь «законодательных» полномочий. Объем и вид правотворчества международной организации ограничены соответствующими пунктами учредительного договора. Устав каждой организаций индивидуален, поэтому объем, виды и направления правотворческой деятельности международных организаций отличны друг от друга. Объем полномочий международной организации в области правотворчества можно определить на основе анализа ее учредительных документов. Казахстан может и должен пользоваться такими возможностями международной организации и вносить тем самым свой вклад в развитие международного правотворчества, что приносило бы практическую пользу всем государствам-членам международной организации, в том числе и Казахстану.
В процессе создания норм, регулирующих отношения между государствами, международная организация может выступать инициатором, выступающим с предложением о заключении определенного межгосударственного договора. Она же может выступать в качестве автора, разработчика проекта текста международного договора. Часто международная организация обеспечивает проведение дипломатической конференции государств в целях согласования текста договора. Не исключается вариант проведения такой конференции, на которой осуществляется согласование текста договора и его утверждение, в своем межправительственном органе. В таких случаях после заключения договора международная организация выполняет функции депозитария. В компетенции международной организации могут быть определенные полномочия в сфере толкования или пересмотра договора, заключенного при участии этой организации.
Право международной организации обладать привилегиями и иммунитетами является тем признаком, без которого невозможна нормальная практическая деятельность какой бы то ни было международной организации. Объем привилегий и иммунитетов в одних случаях определяют в специальном соглашении, в других - нормах национального законодательства страны пребывания международной организации.
Но в общей форме право на привилегии и иммунитет закрепляется в учредительном акте каждой организации. Например, ООН это право на территории каждого из своих государств-членов закрепило в статье 105 своего Устава. Статья 47 Соглашения об учреждении Европейского банка реконструкции и развития говорит об иммунитете от обыска, конфискации, экспроприации или любой иной формы изъятия или отчуждения путем исполнительных или законодательных действий.
Международные организации обладают правом на обеспечение выполнения норм международного права. Наделение международных организаций полномочиями по обеспечению выполнения норм международного права говорит о независимом характере взаимоотношений организаций и государств-членов: и это является одним из важных признаков правосубъектности международной организации.
В числе основных средств находятся институты международного контроля и ответственности, а также международные санкции. Контрольные функции осуществляются путем представления докладов государствами-членами и наблюдением, а также обследованием международной организацией контролируемого объекта или ситуации на месте на территории того или иного государства. К числу распространенных форм контроля относится предоставление докладов государствами-членами на рассмотрение международной организации. Например, в Уставе ЮНЕСКО закреплено обязательство каждого государства-члена представлять Организации в те сроки и в той форме доклады, в которых содержатся сведения о законах, положениях и статистической информации, касающихся его учреждений и деятельности в области образования, науки и культуры (статья VIII). Республика Казахстан в лице образования и науки такие доклады представляет.
Будучи самостоятельным образованием, международная организация является субъектом международно-правовой ответственности. Международные организации несут ответственность за противоправные действия своих должностных лиц. Ответственность организаций наступает в случае злоупотребления ими привилегиями и иммунитетами.
Политическая ответственность может наступить, если организация нарушает свои функции, не выполняет договоры соглашений, заключенных с другими международными организациями и государствами, вмешивается во внутренние дела тех или иных субъектов международного права.
Материальная ответственность международных организаций наступает в случае нарушения
законных прав своих сотрудников, экспертов. Они также несут ответственность перед правительствами, где находятся их штаб-квартиры, за совершение противоправных действий, в частности, за неправомерное отчуждение земли, за неуплату коммунальных услуг, за нарушение санитарных норм.
Как правило, решения международных организаций для государств носят рекомендательный характер. Вместе с тем есть решения международных организаций и их исполнительных органов, которые носят для государств обязательный характер.
Мы предлагаем обратить внимание на статью 25 Устава (международного договора) Организации Объединенных Наций (универсальной межправительственной организации), в которой записано: «Члены Организации (около 200 государств-членов ООН - всего государств на Земле - 218)» соглашаются, в соответствии с настоящим Уставом, подчиняться решениям Совета Безопасности (исполнительного органа ООН) и выполнять их.
Статьи Соглашения (учредительный документ) Международного валютного фонда (межправительственной валютно-финансовой организации) от 22 июля 1944 года предусматривают более жесткий режим подчинения государств-членов данной международной организации. В разделе 3 статьи IV учредительного соглашения МВФ сказано, что «Фонд контролирует выполнение каждым государством-членом своих обязательств», которые сгруппированы в 4 совокупности обязательств перед Фондом в разделе 1 статьи IV Соглашения. В статье VШ этого же документа в 7 разделах развернуто расписаны общие обязательства государств-членов. И эти обязательства государств нг только провозглашены; за их невыполнение предусмотрены санкции: если «участник не выполнил своих обязательств», «такой участник временно лишается права использовать свои специальные права заимствования» (раздел 2 статьи ХХШ Соглашения), «если государство-член не выполняет какие-либо из своих обязательств по настоящему Соглашению, Фонд может объявить такое государство-член лишенным права пользования общими ресурсами Фонда» (раздел 2 статьи XXVI Соглашения). Республика Казахстан, находясь в составе данной международной организации, может претендовать на лидирующие позиции в ней, если наша страна будет иметь большее количество акций, что даст ей возможность иметь большее число голосов. Это обстоятельство позволило бы Казахстану более существенно влиять на принятие тех решений, которые он счел бы для себя более целесообразными.
Решения некоторых межправительственных организаций становятся обязательными для государств, если принимаемые ими решения проходят внутри государств-членов такие же процедуры принятия, что и обычные международные договоры. К примеру, решения такой межправительственной организации, специализированного учреждения ООН, как Всемирный Почтовый союз (ВПС), принимаются в виде регламентов, которые ратифицируются как обычные межгосударственные договоры по всем правилам установленных законом внутри данного государства процедур, а регламенты специализированного учреждения ООН Международного союза электросвязи (МСЭ) должны быть одобрены государством. В отношении регламентов (нормативных решений) Международной организации гражданской авиации (ИКАО), Всемирной морской организации (ВМО), Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) их учредительные документы не содержат в себе требования об их ратификации или иного внутригосударственного одобрения, но выставляют условие о том, что если государства в течение определенного периода (три-де-вять месяцев) по принятии регламента не заявили об отказе от принимаемого регламента, по истечении оговоренного срока данный регламент считается принятым и юридически обязательным для исполнения его государствами.
В рамках такой международной экономической организации, как ЕврАзЭС был создан Таможенный союз и его исполнительные органы. Три государства - Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация - 6 октября 2007 года подписали Договор о Комиссии Таможенного союза, в статье 7 которого записано: «Комиссия в пределах своих полномочий принимает решения, имеющие обязательный характер для Сторон». Такой договор, когда исполнительный орган межгосударственной организации выносит решения, которые для государств-участников являются обязательными, для Казахстана является первым. Наше государство ратифицировало данный Договор 24 июня 2008 года, положения которого приобрели для него обязательный характер. Теперь встал вопрос о способе исполнения решений Комиссии на территории каждого из трех государств, а именно в какой форме они должны исполняться: напрямую на территории каждого государства или в каждом государстве через традиционный механизм имплементации. Попытки решить этот вопрос и стали проявлением сбалансированного подхода руководящих государственных органов Республики Казахстан к участию в деятельности международных орга-
низаций, в данном случае межгосударственного Таможенного союза.
Чтобы получить ответ на данный вопрос, необходимо уяснить себе, является ли рассматриваемая Комиссия по отношению к государствам-участникам надгосударственным органом или все же Комиссия является межгосударственным органом?
На первый взгляд, исходя из содержания статьи 7 анализируемого Договора, можно думать, что Комиссия по своему статусу является надгосударственным органом. На самом деле Комиссия не является надгосударственным органом по следующим соображениям. Во-первых, в тексте Договора нет указания на то, что данная Комиссия является надгосударственным органом. Во-вторых, для получения Комиссией статуса надгосударственного органа необходимо, чтобы статья 7 Договора была дополнена фразой о том, что решения Комиссии носят обязательный характер не только для сторон (государств), но и для юридических и физических лиц, функционирующих и живущих внутри этих 3-х государств. Поскольку такого дополнения нет, решения Комиссии будут обязательными только для государств, но не для юридических и физических лиц этих государств. Надгосударственность органов Европейского союза, например, обусловлена именно тем обстоятельством, что решения таможенных, транспортных, налоговых, торговых комиссий и комитетов Европейского союза выполняют роль законов для всех стран этого Союза и являются обязательными к исполнению напрямую прежде всего для юридических и физических лиц этих стран. Из этих всех соображений вытекает, что статус анализируемой Комиссии Таможенного союза ЕврАзЭС носит межгосударственный характер, и поскольку это так, то возникает вопрос о возможности исполнения решения Комиссии на территории нашего государства - Республики Казахстан напрямую, так как не исключено принятие Комиссией решений, которые могут войти в противоречие с конституционным и текущим законодательством Казахстана. При возникновении такого противоречия желательно решение Комиссии трансформировать в казахстанский нормативный правовой акт, к примеру, в правительственное постановление, в котором можно было бы предусмотреть коррекцию. Такой подход, как нам думается, важен.
Если мы хотим, чтобы решения межгосударственных, международных органов выполнялись на территории нашего государства напрямую,
тогда таким органам надо придавать статус над-государственных органов, в этой связи принимать активное участие в решении процессуальных вопросов деятельности таких органов, направлять туда от Казахстана самых талантливых специалистов, экспертов именно в таможенной, тамо-женно-правовой, внешнеторговой сферах, самых способных и решительных чиновников, могущих отстаивать интересы страны в том или ином над-государственном органе. Тогда на выходе будут получаться рафинированные, высокопрофессиональные, логически обоснованные, не противоречащие конституционному и текущему законодательству сторон решения. И вот тогда внутригосударственные органы договаривающихся сторон, юридические лица и граждане этих государств будут такие решения надлежащим образом исполнять. Но если мы не хотим над собой существования и функционирования надгосудар-ственных органов, тогда все эти органы считаются межгосударственными, и, следовательно, их решения должны выполняться на территории нашей страны - Республики Казахстан через традиционную, апробированную систему имплемен-тации или если все же допускать исполнение решений межгосударственных органов на территории государства напрямую, то надо обставлять их условиями недопустимости нарушения норм казахстанской Конституции, прав человека и гражданина и недопустимости посягательства на государственные устои республики.
Международные межправительственные экономические организации (в частности, Международная торговая палата (МТП), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России в рамках ЕврАзЭС, Организация Экономического Сотрудничества (ОЭС) являются в настоящее время одной из наиболее важных правовых форм сотрудничества субъектов международного права в экономической сфере. В современный период повышается роль решений международных экономических организаций как одного из наиболее приемлемых способов регулирования международных экономических отношений. Их эффективность объясняется в том числе оперативностью принятия таких постановлений, возможностью регулирования с их помощью достаточно большого круга международных экономических отношений и целым рядом других факторов. Учитывая, что Всемирная торговая организация (ВТО) является организацией, членом которой Республика Казахстан стремится стать, остановимся на анализе ее статуса подробнее.
Всемирная торговая организация (ВТО) является правопреемницей ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле). Будучи основанной в 1995 году, эта международная торгово-экономическая организация взяла курс на обеспечение либерализации международной торговли и на международно-правовое регулирование торго-во-политических отношений между странами-членами данной организации. Самым главным принципом деятельности ВТО стал принцип предоставления другим странам-участницам режима наибольшего благоприятствования, что означает примерно одинаковые условия как для иностранных товаров, так и товаров отечественного производства. Целью ВТО является развитие мировой торговли посредством устранения барьеров в виде пошлин, субсидирования, демпинга и иных возможных препятствий на пути развития международных торговых отношений между государствами. ВТО призвана регулировать торго-во-политические отношения участников организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994) и эти документы составляют правовую базу современной международной торговли. Частью права ВТО является уникальный юридический механизм разрешения торговых споров.
Республика Казахстан в течение целого ряда лет вела переговоры с государствами-участниками ВТО в целях обеспечения унификации законодательства и вступления в эту организацию, затем было желание вступить в эту организацию в рамках объединенного с Республикой Беларусь и Российской Федерацией Таможенного союза, затем было решено вступать порознь в ВТО, но в одно и то же время. Но как бы то ни было, при любом раскладе Казахстан хотел бы стать членом ВТО. Есть точка зрения о том, что вступать в ВТО нам невыгодно. Но немало аргументов в пользу вступления в нее. Что нам даст вступление в ВТО?
Во-первых, это обеспечит дальнейший рост казахстанского производства в деле добычи сырой нефти и газа, что на сегодняшний день составляет примерно 47 процентов в структуре казахстанского экспорта, железной руды (16 процентов), рост производства сельскохозяйственной продукции (6 процентов).
В-вторых, это заставит отечественных товаропроизводителей выпускать более качественные, более конкурентоспособные на региональном и мировом рынке товары.
В-третьих, нормы ВТО способствуют разрешению возможных торговых конфликтов мирными средствами на основе установленных правил, ядром которых является Договоренность о правилах
и процедурах, регулирующих разрешение споров посредством Органа по разрешению споров ВТО.
Важнейшими функциями ВТО являются: контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда; проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами; разрешение торговых споров; мониторинг национальной торговой политики стран-членов; техническое содействие развивающимся государствам по вопросам компетенции ВТО; сотрудничество с международными специализированными организациями.
Правовой пакет ВТО состоит из более чем 50 соглашений и других юридических документов, основным из которых является Соглашение об учреждении ВТО. Приведем наиболее характерные из этих соглашений: Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ-94), (Основной текст и договоренности о толковании отдельных статей), Соглашение по сельскому хозяйству, Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер (СФС), Соглашение по техническим барьерам в торговле (ТБТ), Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (ТРИМС), Соглашение по применению Статьи VI ГАТТ-94 (Антидемпинговая пошлина), Соглашение по применению Статьи VII ГАТТ-94 (Оценка товара для таможенных целей), Соглашение по предотгрузочной инспекции, Соглашение по правилам происхождения, Соглашение по процедурам импортного лицензирования, Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам, Соглашение по (специальным) защитным мерам, а также Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Большинство из них было принято во время Уругвайского раунда ВТО.
Высшим органом ВТО является Министерская конференция, в работе которой принимают участие представители всех участников организации. Сессии Министерской конференции созываются не реже одного раза в два года.
Министерская конференция ВТО образует Комитет по торговле и развитию, Комитет по ограничениям в целях обеспечения равновесия платежного баланса, Комитет по бюджету, финансам и администрации, а также Комитет по торговле и окружающей среде, Комитет по региональным торговым соглашениям и ряд других органов. Министерская конференция назначает Генерального директора ВТО.
Между заседаниями Министерских конференций по мере необходимости для решения текущих и
процедурных вопросов работает Генеральный Совет. Генеральный Совет организационно обеспечивает деятельность Органа по разрешению споров и Органа по обзору торговой политики. Под руководством Генерального совета работают Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами и Совет по ТРИПС, а также другие органы.
Исполнительным органом данной организации является Секретариат ВТО, функционирующий в Женеве (Швейцария), в структурных подразделениях которого работают более 600 человек. Рабочими языками ВТО являются английский, французский и испанский.
В настоящее время полноправными участниками ВТО стали 153 государства. Кроме этого, более 60 международных организаций получили статус наблюдателя в различных структурах ВТО: в их числе Организация Объединенных
Наций (ООН), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), региональные группировки, товарные ассоциации. Под началом ЮНКТАД/ВТО действует Международный торговый центр (МТЦ), предоставляющий поддержку развивающимся странам в сфере мировой торговли.
Благодаря международным организациям Республика Казахстан, равно как и другие государства, последовательно решают назревающие политические, экономические, культурные, научно-технические и иные проблемы.
Использованная литература
1. Абашидзе А.Х., Урсин ДА. Неправительственные организации: международно-правовые аспекты. — М., 2002.
2. Капустин А.Я. Право международных организаций: Общая часть: Практикум. — М., 2002.
3. Капустин А.Я. Региональные межправительственные экономические организации освободившихся государств: Учебное пособие. — М., 1988.
4. Международные организации: Учебник / Под редакцией И.П. Блищенко. - М., 1994.
5. Прокудин Ф. Кто нас «вступает» в ВТО? - В газете: Караван. - Алматы. - 2009. - №43 (116). - 23 октября. - Стр. 7.
6. Смбатян А.С. Международные торговые споры в ГАТТ/ВТО. Избранные решения (1952-2005). - М.: Волтерс Клувер, 2006. - 327 стр.
7. Нешатаева Т.Н. Международные организации и право: Новые тенденции в международно-правовом регулировании. — М., 1998.
8. Сборник «Всемирная торговая организация: документы и комментарии» / Под редакцией С.А. Смирнова. - М., 2001.
9. Сарсембаев М.А., Сарсембаев К.М. Международное право: Учебник. (Правовой статус международных организаций). - Алматы: Жет жаргы, 2009. - Стр. 75-87.
Осы мацалада халыцаралыц уйымныц угыны, эрекеттщ принциптерг, оныц цщыцтыц жа-ратылысы, компетенция мен функциялары керсетыген. Мвлшерг 50 халыцаралыц уйымдар-дыц мушесг болып, К^азацстан Республикасы олардыц ic-эрекеттерте белсендг цатысып, ба-сца мемлекеттермен бгршп, езтщ мэселелерт шешедг.
В статье раскрываются понятие международной организации, принципы деятельности, ее юридическая природа, компетенция и функции. Республика Казахстан, как член примерно 50 международных организаций, активно участвует в их деятельности и сообща с другими государствами решает свои проблемы.
In the article the notion of international organization, principles of its activities, its legal nature, competence and functions are analyzed. Being a member of 50 international organizations, Republic of Kazakhstan actively participates in their activities, together with the other states solves its problems.