Научная статья на тему 'К вопросу о договорной правоспособности Всемирной торговой организации (ВТО)'

К вопросу о договорной правоспособности Всемирной торговой организации (ВТО) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY-NC-ND
884
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / WORLD TRADE ORGANISATION / ПРАВОСПОСОБНОСТЬ ВТО / LEGAL PERSONALITY OF INTERNATIONAL ORGANISATIONS / ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / THE CAPACITY OF WTO

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кобызев Владислав Владимирович

В статье рассмотрены некоторые вопросы правомочий международных организаций, договорной правоспособности международных экономических организаций, а также правосубъектность Всемирной торговой организации в свете глобализации и развития торговых связей между странами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the issue of contractual capacity of the World Trade Organisation

In this article we consider some questions of powers of the international organisation, the contractual capacity of the international economic organisations, as well as the personality of the World Trade Organisation in the light of globalisation and trade ties between countries.

Текст научной работы на тему «К вопросу о договорной правоспособности Всемирной торговой организации (ВТО)»

В.В. Кобызев

К ВОПРОСУ О ДОГОВОРНОЙ ПРАВОСПОСОБНОСТИ ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (ВТО)

В статье рассмотрены некоторые вопросы правомочий международных организаций, договорной правоспособности международных экономических организаций, а также правосубъектность Всемирной торговой организации в свете глобализации и развития торговых связей между странами.

Ключевые слова: Всемирная торговая организация, правоспособность ВТО, правосубъектность международных организаций.

В 1994 г. в Марракеше было подписано соглашение о создании Всемирной торговой организации, вступившее в силу 1 января 1995 г. Это подписание ознаменовало собой завершение послевоенного строительства мировой экономической системы, начало которой было положено еще на конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 г. При активном участии США и Великобритании были основаны Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Предполагалось, что третьей организацией нового экономического порядка наряду с упомянутыми организациями будет международная торговая организация, которая будет регулировать отношения в сфере торговли, должна будет выработать материально-правовые рамки международного соглашения о снижении тарифов, предложить заинтересованным странам устав этой организации, взять на себя координирующую роль в вопросах упрощения внешней торговли и снижения таможенного бремени на пути товаров из страны в страну. Однако экономические противоречия между развитыми странами потребо-

© Кобызев В.В., 2013

вали поэтапного подхода, с постепенным увеличением числа международных экономических соглашений и количества участников. Уже в октябре 1947 г. было подписано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (далее - ГАТТ), которое первоначально рассматривалось лишь как часть всеобъемлющего соглашения в рамках новой международной торговой организации. Только в 1994 г. удалось создать международную организацию, которая включила в сферу своей компетенции Генеральное соглашение о тарифах и торговле.

Следует отметить, что в отличие от ГАТТ Всемирная торговая организация (далее - ВТО) не может рассматриваться как простая сумма государств-членов или даже как их коллективный уполномоченный, выступающий от имени всех. Для того чтобы выполнить свою активную роль, организация должна обладать собственной правосубъектностью, отличающейся от простого суммирования правосубъектности ее членов. Только при такой предпосылке проблема воздействия международной организации на ее сферу имеет какой-либо смысл1.

Одним из главных атрибутов правосубъектности международных организаций является наличие у них собственной воли, позволяющей ей непосредственно участвовать в международных отношениях и успешно осуществлять свои функции. Большинство российских юристов отмечают, что межправительственные организации обладают автономной волей. Без своей собственной воли, без наличия определенного комплекса прав и обязанностей международная организация не могла бы функционировать нормально и выполнять возложенные на нее задачи2. Самостоятельность воли проявляется в том, что, после того как организация создана государствами, ее воля представляет собой уже новое качество по сравнению с индивидуальными волями членов организации. Воля международной организации не есть сумма воль государств-членов, равно как не есть слияние их воль. Эта воля обособлена и от воль других субъектов международного права. Источником воли международной организации является учредительный акт как продукт согласования воль государств-учредителей3.

Уругвайский юрист Э. Аречага считает, что международные организации имеют свою собственную правосубъектность и в международном плане занимают самостоятельные и независимые от государств-членов позиции4. Еще в 1949 г. Международный суд пришел к заключению, что Организация Объединенных Наций (далее - ООН) является субъектом международного права. Суд

справедливо подчеркнул, что признание за ООН качества субъекта международного права не означает признание ее государством, каковым она никоим образом не является, или утверждение, что она обладает такими же, как и государства, правосубъектностью, правами и обязанностями. Таким образом, ООН представляет собой субъект международного права и способна обладать международными правами и обязанностями, а также она способна утверждать свои права путем выдвижения международно-правовых требова-ний5. В ряде учредительных актов межправительственных организаций прямо указывается на то, что организации являются субъектами международного права.

В этом отношении следует отметить, что соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля за реализацией соглашений и договоренностей. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет гораздо большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров, который предусматривает создание системы, в которой страны могли бы урегулировать свои разногласия в ходе консультаций. Если это не удается, они могут следовать четко отлаженной поэтапной процедуре, которая предусматривает возможность решения вопросов группой экспертов и дает возможность подавать апелляцию на данные решения с соответствующим правовым обоснованием.

Общепризнано, что основной особенностью правосубъектности международных организаций является их вторичный, производный характер в отличие от правосубъектности государств. С точки зрения М. Хирша «Международная правосубъектность международных организаций просто резюмируется»6.

ВТО продолжает давнюю традицию ГАТТ и практикует принятие решений на основе консенсуса. В тех случаях, когда достижение консенсуса невозможно, Соглашение об учреждении ВТО предусматривает процедуру голосования. В этих случаях решения принимаются большинством поданных голосов, которые учитываются по принципу «одна страна - один голос».

Следует отметить, что есть четыре ситуации, когда, согласно Соглашению об учреждении ВТО, используется процедура голосования. Во-первых, большинством в три четверти голосов своих членов ВТО может принять решение, в котором содержится толкование любого из многосторонних торговых соглашений. Во-вторых, также большинством в три четверти голосов Конференция министров может освободить конкретного участника какого-либо из этих соглашений от взятого им обязательства. В-третьих, решение о внесении поправок в эти соглашения могут приниматься либо путем одобрения их всеми членами организации, либо большинством в две трети голосов в зависимости от характера положений, к которым предлагаются поправки. Однако такие поправки вступают в силу только для тех членов ВТО, которые их принимают. Наконец, решение о приеме новых членов принимается на Конференции министров большинством в две трети голосов.

В отличие от международных организаций государства обладают правосубъектностью в силу наличия у них государственного суверенитета, международные организации же становятся субъектами международного права лишь в результате наделения их государствами-учредителями определенными правами и обязанностями, закрепленными в учредительных актах. Кроме того, характер прав и обязанностей международных организаций имеет свои специфические особенности7.

Правотворчеством в полном объеме, т. е. включая и стадию правосоздания, обладают только те международные организации, которые могут вырабатывать правовые нормы, усовершенствовать или изменять их. В полной мере это относится и к Всемирной торговой организации. Правотворчество международной организации правомерно только в том случае, если оно направлено на прогрессивное развитие международного права. Это вытекает из положений Устава ООН, в частности преамбулы, ст. 1 и 13. Непременным условием правотворческой деятельности международной организации является и то, что вырабатываемые таким образом нормы должны соответствовать общепризнанным принципам общего международного права.

В современный период международные организации, и чаще других международные экономические организации, выступают в качестве членов иных международных организаций. В качестве примера можно упомянуть членство в ВТО Европейского Сообщества, являвшегося международной экономической организацией,

причем «следует еще раз подчеркнуть, что членом ВТО является Европейское Сообщество, а не Европейский Союз»8. Можно также привести пример членства Европейского Сообщества в Международной организации по какао и в других. Таким образом, теоретически возможна ситуация появления международной организации, членами которой будут только организации, причем, в случае с международными экономическими организациями, зачастую это возможно даже без согласия государств-членов организаций-учредителей. Правосубъектность новой организации будет основываться только на правосубъектности организаций-участниц, которые не обладают суверенитетом и сами являются вторичными субъектами международного права.

Известный представитель западной международно-правой науки Дональд М. Макрэй, рассматривая вопросы правосубъектности ВТО, указывает, что правосубъектность указанной организации определяется наличием у нее постоянных органов, способности нести ответственность, а также тем, что она создана на основе международного договора9.

В процессе создания норм, регулирующих отношения между государствами, международная организация может выступать в различных ролях. В частности, на начальных фазах правотворческого процесса международная организация может: а) быть инициатором, выступающим с предложением о заключении определенного межгосударственного договора; б) выступать как автор проекта текста подобного договора; в) созвать в дальнейшем дипломатическую конференцию государств с целью согласования текста договора; г) сама сыграть роль такой конференции, осуществляя согласование текста договора и его утверждение в своем межправительственном органе; д) после заключения договора выполнять функции депозитария; е) пользоваться определенными полномочиями в области интерпретации или пересмотра договора, заключенного при ее участии.

Рассмотрим основные правомочия, присущие международным организациям, в том числе и ВТО, которые определяют наличие у них международной правосубъектности.

Прежде всего, к числу таких правомочий относится право международных экономических организаций заключать международные договоры. Договорная правоспособность означает применительно к международным организациям наличие у них предусмотренного международным правом правомочия заключать международные договоры с государствами - членами организации,

иными государствами и другими субъектами международного права. Наличие договорной правоспособности относится к числу главных признаков, подтверждающих международную правосубъектность международных организаций. По этому поводу И.И. Лу-кашук заметил, что «одну из характерных черт субъекта международного права составляет его способность к выработке норм международного права»10. А.Н. Талалаев придерживался сходной позиции, а именно, что «без наличия у организации правоспособности заключать международные договоры она не может считаться субъектом международного права»11.

Нужно заметить, что международные организации играют значительную роль в формировании обычных норм международного права. Решения этих организаций содействуют зарождению, становлению и прекращению норм обычая. Таким образом, содержание правотворчества международной организации может иметь различные формы: от участия во вспомогательном процессе до создания самой организацией правовых предписаний, обязательных для государств-членов, а в некоторых случаях даже для государств - нечленов организации. Что касается непосредственно ВТО, то применение принципов этой организации позволяет повысить эффективность внешнеэкономической деятельности государства за счет, прежде всего, упрощения системы таможенных пошлин и других торговых барьеров. Как следствие, предсказуемость и прозрачность экономики привлекают партнеров и повышают товарооборот. Поскольку ВТО по совокупности признаков можно признать международной организацией, то недискриминационный подход, прозрачность, большая определенность условий торговли и их упрощение - все это способствует снижению расходов компаний, оптимизации их деятельности и созданию благоприятного климата для торговли и инвестиций. Кроме того, можно предположить, что в скором времени принципы ВТО станут принципами международного экономического права, как произошло с принципами Международного валютного фонда, Всемирного банка и других международных экономических организаций.

Применение мер регулирования внешней торговли будет ограничено только теми, которые разрешены ВТО, и будет осуществляться в соответствии с принципом открытости. Все государственные органы стран-участниц будут обязаны публиковать проекты правовых актов, а российские граждане и компании получат возможность направлять предложения по этим проектам. Ориентация

на международные стандарты, созданные ВТО, приведет к росту конкурентоспособности российской продукции, снижению производственных издержек. Торговая система ВТО снимает многие препятствия в осуществлении торговли и обеспечивает страны эффективным и справедливым механизмом в виде наднационального торгового органа для разрешения споров по торговым вопросам, тем самым создавая и укрепляя международную стабильность и сотрудничество. Таким образом, правоспособность ВТО предполагает возможность этой организации участвовать в создании норм международного права. Это предполагает активную реализацию такой правоспособности в форме участия в международных договорах.

Следует отметить, что развитие глобализации и торговых связей между странами не могло не поставить вопрос о международном механизме регулирования торговли, об организации, которая устраняла бы «национальный эгоизм» отдельных государств для общего международного сотрудничества и безопасности. Ярким примером влияния торговли на международную безопасность является торговая война 1930-х годов, когда страны соревновались в возведении протекционистских торговых барьеров. Это усугубило экономический кризис капиталистических стран, получивший название «Великая депрессия», и в конечном счете сыграло определенную роль в развязывании Второй мировой войны. Таким образом, развитие Всемирной торговой организации как субъекта международного права и участника международных экономических отношений должно положительно сказаться на снижении международной напряженности, развитии сотрудничества между государствами.

Примечания

1 Моравецкий В. Функции международной организации. М., 1979. С. 60.

2 Малинин С.А. О правосубъектности международных организаций. М., 1980. С. 116.

3 Международные организации / Под ред. И.П. Блищенко. М.: РУДН, 1994. С. 28.

4 Аречага Э. Современное международное право. М., 1983. С. 256.

5 International Court of Justice. Reports. 1949. P. 178-179.

6 Hirsch М. The Responsibility of International Organizations toward Third Parties: Some Basic Principles. Dordrecht: Martinus Nijhoff, 1995. P. 10.

7 Шибаева Е.А. Правовой статус межправительственных организаций. М., 1972. С. 58-69.

8 Федорова М.П. К вопросу о статусе Европейского Сообщества во Всемирной торговой организации // Правоведение. 2002. № 4 (243). С. 168.

9 McRae DМ. The WTO In International Law: Tradition Continued Or New Frontier? // Journal of International Economic Law. 2000. Vol. 3. P. 27-41.

10 Лукашук И.И. Стороны в международных договорах. М., 1966. С. 135.

11 Талалаев А.Н. Право международных договоров. Договоры с участием международных организаций. М., 1989. С. 60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.