Научная статья на тему 'ПРАВОВОЙ СТАТУС КРЕСТЬЯНСКОГО (ФЕРМЕРСКОГО) ХОЗЯЙСТВА БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА'

ПРАВОВОЙ СТАТУС КРЕСТЬЯНСКОГО (ФЕРМЕРСКОГО) ХОЗЯЙСТВА БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
410
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО / ФЕРМЕРСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ГЛАВА ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА / ПРАВОВОЙ СТАТУС / PEASANT (FARMER) FARM / FARM / THE HEAD OF THE FARM / LEGAL STATUS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Овечкин Александр Петрович

Статья посвящена актуальной проблеме: правовому статусу крестьянского (фермерского) хозяйства без образования юридического лица. Её цель - анализ действующих правовых норм, определяющих правовой статус крестьянских (фермерских) хозяйств. Основное внимание в статье акцентируется на таких проблемных вопросах как организационно-правовая форма крестьянского (фермерского) хозяйства без образования юридического лица, его правоспособность, особенности субъектного состава, специфика осуществляемой предпринимательской деятельности. На основе проведенного анализа выявлены коллизии и пробелы в действующем законодательстве, требующие внесения соответствующих поправок в нормативные акты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal status of peasant (farm) economy without legal entity education

The article is devoted to the actual problem: the legal status of the peasant (farmer) economy without the formation of a legal entity. Its purpose is to analyze the existing legal norms that determine the legal status of peasant (farm) farms. The article focuses on such problematic issues as the organizational and legal form of the peasant (farmer) economy without the formation of a legal entity, its legal capacity, the characteristics of the subject composition, the specifics of the entrepreneurial activity. On the basis of the analysis revealed conflicts and gaps in the current legislation, requiring appropriate amendments to the regulations.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЙ СТАТУС КРЕСТЬЯНСКОГО (ФЕРМЕРСКОГО) ХОЗЯЙСТВА БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА»

_Земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право

ПРАВОВОЙ СТАТУС КРЕСТЬЯНСКОГО (ФЕРМЕРСКОГО) ХОЗЯЙСТВА БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

ОВЕЧКИН Александр Петрович,

доктор философских наук, профессор, профессор кафедры административного права, экологического права, информационного права Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ). E-mail: aleksaovech@yandex.ru

Краткая аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме: правовому статусу крестьянского (фермерского) хозяйства без образования юридического лица. Её цель - анализ действующих правовых норм, определяющих правовой статус крестьянских (фермерских) хозяйств. Основное внимание в статье акцентируется на таких проблемных вопросах как организационно-правовая форма крестьянского (фермерского) хозяйства без образования юридического лица, его правоспособность, особенности субъектного состава, специфика осуществляемой предпринимательской деятельности. На основе проведенного анализа выявлены коллизии и пробелы в действующем законодательстве, требующие внесения соответствующих поправок в нормативные акты.

Abstract: The article is devoted to the actual problem: the legal status of the peasant (farmer) economy without the formation of a legal entity. Its purpose is to analyze the existing legal norms that determine the legal status of peasant (farm) farms. The article focuses on such problematic issues as the organizational and legal form of the peasant (farmer) economy without the formation of a legal entity, its legal capacity, the characteristics of the subject composition, the specifics of the entrepreneurial activity. On the basis of the analysis revealed conflicts and gaps in the current legislation, requiring appropriate amendments to the regulations.

Ключевые слова: крестьянское (фермерское) хозяйство, фермерское хозяйство, глава фермерского хозяйства, правовой статус.

Keywords: peasant (farmer) farm, the farm, the head of the farm, legal status.

Издавна в нашей стране одной из наиболее сложных и проблемных, как в экономическом, так и правовом, смысле является организация сельскохозяйственной деятельности. С правовой точки зрения она фокусирует в себе целый комплекс теоретических, законодательных и правоприменительных проблем, требующих регулирования широкого круга разнообразных по своей природе общественных отношений.

Обратимся к одной из наиболее не простых и весьма запутанных проблем правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства. На сложность этой проблемы указывает тот факт, что в сравнительно короткой Новейшей истории России законодатель в поиске и выработке наиболее рациональной и оптимальной формы организации крестьянского (фермерского) хозяйства неоднократно менял свою позицию. История развития крестьянских (фермерских) хозяйств, которые были призваны заменить совхозно-колхозную форму ведения сельскохозяйственной деятельности, началась в 1990 г, когда был принят Закон РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Согласно ст. 1. указанного закона крестьянское (фермерское) хозяйство создавалось в форме юридического лица и являло собой форму свободного предпринимательства, осуществляемого на принципах экономической выгоды. В принятой от 30 ноября 1994 г. части первой ГК РФ положение коренным образом изменилось и крестьянское (фермерское) хозяйство создавалось для осуществления предпринимательской деятельность без образования юридического лица. Затем в 2003 г. принимается новый ФЗ РФ N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"(далее Закон о КФХ). На основании данного закона фермерское хозяйство создается в форме объединения граждан (родственников и (или) не родственников), но осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ст.3)., т.е., «фактически КФХ заняли промежуточную позицию между индивидуальной формой ведения предпринимательской деятельности и юридическими лицами».[9]

Наконец, внесенные ФЗ РФ от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ изменения в ГК РФ узаконили возможность создания крестьян-

ского (фермерского) хозяйства, как с образованием юридического лица, так и без образования юридического лица. Данный исторический экскурс свидетельствует о том, что законодатель находится в поиске наиболее оптимальной формы организации крестьянского (фермерского) хозяйства. Представляется, что этот поиск еще далеко не окончен. Попробуем разобраться с правовым статусом крестьянского (фермерского) хозяйства без образования юридического лица на основе современного российского законодательства.

Под крестьянским (фермерским) хозяйством без образования юридического лица понимается объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность, основанную на их личном участии (ст. 1 Закона о КФХ).

Из содержания данной дефиниции вытекает, что крестьянское (фермерское) хозяйство является объединением граждан. Как правильно подмечает Тихомиров М.Ю., этот термин, чаще всего, используется применительно к некоммерческим организациям, [11] но фермерское хозяйство призвано осуществлять предпринимательскую деятельность, поэтому к его деятельности применяются правила юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. Правда, закон делает оговорку, что данное правило действует, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений (п.2 ст.1 Закона О КФХ). Крестьянское (фермерской) хозяйство может и не быть объединением лиц, если оно состоит из одного гражданина.

Из приведенного выше определения следует, что фермерское хозяйство не может быть создано произвольной группой лиц. Во-первых, его участниками могут быть родственники и (или) лица, связанные свойством. К родственникам относятся супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, дедушки и бабушки каждого из супругов. Под свойством понимается связи между супругом и родственниками другого супруга или между родственниками обоих супругов. Причем членами крестьянского хозяйства могут быть род-

Земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право

ственники главы фермерского хозяйства не более, чем трех семей. Во-вторых, кроме родственников, допускается участие других граждан, не состоящих в родственных связях с главой фермерского хозяйства, но не более пяти человек.

Если в создании крестьянского (фермерского) хозяйства участвуют более одного гражданина, то между ними заключается соглашение. В соответствии с законом фермерское хозяйство обязательно должно иметь главу крестьянского (фермерского) хозяйства, который может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Это свидетельствует о наличии особой группы правоотношений внутри фермерского хозяйства, возникающей между его главой и другими членами хозяйства.

Важным статусным признаком крестьянского (фермерского) хозяйства является профессиональная специфика его деятельности. Но с деятельностной характеристикой фермерского хозяйства возникает целый ряд правовых проблем. Прежде всего, возникает проблема правоспособности фермерского хозяйства. Ряд авторов склоняются к точке зрения о наличии общей правоспособности, а некоторые полагают, что фермерское хозяйство имеет специальную правоспособность. Так, Тихомиров М.Ю. делает вывод «о наличии у фермерского хозяйства не специальной, а общей право-способности».[11] Диаметрально противоположенный взгляд присутствует у О. В. Поповой, обосновывающей специальную правоспособность фермерского хозяйства.[10]

П.5 ст. 23 ГК РФ дает право участникам фермерского хозяйства заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства. Тем самым закон определяет и ограничивает сферу деятельности хозяйства. Но и эту деятельность можно осуществлять только в соответствие с Законом о КФХ. В ст. 19 Закона о ФКХ перечисляются конкретные виды сельскохозяйственной деятельности, которыми могут заниматься члены крестьянского (фермерского) хозяйства. В ней дается полный перечень видов сельскохозяйственной деятельности, которая подразделяется на основные и иные (вспомогательные) виды деятельности. Основными видами деятельности называются производство и переработка сельскохозяйственной продукции. К вспомогател ь-ным видам деятельности закон относит транспортировку (перевозку), хранение и реализацию сельскохозяйственной продукции собственного производства. Перечень является зарытым, иных видов деятельности в данной статье не называется. Отмеченный выше перечень видов деятельности содержится и в ст.1 Закона о ФКХ. Все это указывает на специальную правоспособность крестьянского (фермерского) хозяйства.

Несмотря на то, что закон называет в качестве основных видов деятельности производство и переработку сельскохозяйственной продукции, фермерское хозяйство не приобретает автоматически статус сельскохозяйственного товаропроизводителя. Согласно п. 4 ст.1 Закона о ФКХ фермерское хозяйство может признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с законода-

тельством Российской Федерации. Но здесь не все так просто и однозначно. В соответствии со ст 1. ФЗ РФ от 08.12.1995 N 193-ФЗ О сельскохозяйственной кооперации к сельскохозяйственным товаропроизводителям относятся лица, доля сельскохозяйственной продукции которых, составляет в стоимостном выражении более 50 процентов общего объема производимой продукции. Но ФЗ РФ от 29.12.2006 N 264-ФЗ О развитии сельского хозяйства вкладывает другой смысл в понятие сельскохозяйственного товаропроизводителя. Во-первых, сельскохозяйственная продукция ограничивается перечнем утвержденным Правительством РФ.[7] Во-вторых, ч 2. ст. 3 указанного закона относит к сельскохозяйственным товаропроизводителям все крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Законом о КФХ. Учитывая более позднюю дату принятия последнего закона, было бы правильно руководствоваться именно этим подходом к определению сельскохозяйственного товаропроизводителя.

Неоднозначным является и вопрос о статусе крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве предпринимателя и его организационно-правовой форме. В п.3 ст. 1 Закона О КФХ указывается, что фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Вот здесь и начинаются целый ряд правовых коллизий и метаморфоз. Получается, что предпринимательскую деятельность осуществляет само фермерское хозяйство. Причем осуществляет её как объединение граждан, созданное на основе соглашения, не имеющее статуса ни индивидуального предпринимателя, ни юридического лица. Можно предположить, что законодатель в данном случае исходит из того, что включение в структуру фермерского хозяйства его главы, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя и действующего в интересах фермерского хозяйства, придает предпринимательский характер деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства. Но в таком случае создается некая особая конструкция комплексного предпринимателя, в которой объединение граждан без образования юридического лица осуществляет предпринимательскую деятельность от имени своего главы. Но такая конструкция предпринимательской деятельности отлична и от деятельности коммерческих организаций, и от деятельности индивидуальных предпринимателей. Отсюда следует, что правы те юристы, которые рассматривают крестьянское (фермерское) хозяйство как отдельную самостоятельную организационно-правовую форму ведения предпринимательской деятельности в сфере сельского хозяйства.[9] Кстати, в Административном регламенте по государственной регистрации крестьянские (фермерские) хозяйства рассматриваются как самостоятельные субъекты государственной регистрации наряду с регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпри-нимателей.[8]

Но этим дело не ограничивается. Ст. 23 ГК РФ говорит о том, что глава крестьянского хозяйства только «может быть» индивидуальным предпринимателем. Но слова «может быть» означают, что он может и не регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Тогда возникает совершено другая конструкция крестьян-

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2019. № 10(178)

ского (фермерского) хозяйства и его иное статусное положение, в котором вообще нет места лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность. В этом случае фермерское хозяйство действует только на основании соглашения, заключенного между его членами без всякой государственной регистрации. Можно предположить, что такое фермерское хозяйство вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства, но не относящейся к предпринимательской деятельности, ибо последняя требует обязательной государственной регистрации. Предпринимательская деятельность без государственной регистрации рассматривается как незаконная предпринимательская деятельность, за занятие которой предусматривается уголовное наказание (ст. 171 УК РФ). Некоторые авторы усматривают в такой конструкции еще одну организационно-правовую форму крестьянского (фермерского) хозяйства без статуса предпринимателя.[12]

Но есть и другая точка зрения, согласно которой крестьянское (фермерское) хозяйство, основанное исключительно на соглашении вообще не имеет права на жизнь. Сторонники этой позиции выдвигают достаточно веские аргументы. Во-первых, в п 3. ст. 23 ГК РФ и в п.2 ст.1 Закона О КФХ утверждается, что фермерское хозяйство без образования юридического лица осуществляет предпринимательскую деятельность. Во-вторых, ст.5 Закона О КФХ требует обязательной государственной регистрации фермерского хозяйства и само оно считается созданным с момента его государственной регистрации. Одним из результатов такой регистрации становится признание главы крестьянского (фермерского) хозяйства индивидуальным предпринимателем.

Представляется, что разрешение указанных выше правовых неясностей и неопределенностей лежит в плоскости предлагаемого значительной частью ученых-правоведов внесения изменения в ст. 23 ГК РФ, указав в ней обязательность государственной Библиография:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51 -ФЗ.// Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301,

2. ФЗ РФ от 29.12.2006 N 264-ФЗ О развитии сельского хозяйства.// Собрание законодательства РФ", 01.01.2007, N 1 (1 ч.), ст. 27,

3. Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве. //Собрание законодательства РФ", 16.06.2003, N 24, ст. 2249

4. Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ. // Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954,

5. ФЗ РФ от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации. // Собрание законодательства РФ", 11.12.1995, N 50, ст. 4870,

6. Закон РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".// Ведомости СНД и ВС РСФСР", 1990, N 26, ст. 324.

7. Распоряжение Правительства РФ от 25.01.2017 N 79-р б утверждении перечня сельскохозяйственной продукции, производство, первичную и последующую (промышленную) переработку которой осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители, а также научные организации, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования в процессе своей научной, научно-технической и (или) образовательной деятельности. // Собрание законодательства РФ", 30.01.2017, N 5, ст. 852.

8. Административный регламент предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств. Приказ Минфина России от 30.09.2016 N 169н. // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 06.12.2016.

9. Авдонина О.Г., Серова О.А., Писарев Г.А., Рыбаков В.А. Правовой статус и имущественные права крестьянского (фермерского) хозяйства как субъекта гражданского права // Юрист. 2014. N 23. С. 9.

10. Попова О.В. Признаки крестьянского (фермерского) хозяйства // Юрист. 2018. N 5.

11. Тихомиров М.Ю. Комментарий к Федеральному закону "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (постатейный). М.: Изд-во Тихомирова М.Ю., 2015

12. Харитонова Ю.С. Правосубъектность крестьянского (фермерского) хозяйства в свете проблем права общей собственности его членов // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2018. N 2.

регистрации главы фермерского хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя.

Возникает и еще одна сложная проблема. Ст. 2 ГК РФ гласит, что предпринимательская деятельность осуществляется предпринимателем на свой риск. Предпринимательский риск, выражающийся, прежде всего, в имущественной ответственности, рассматривается законодателем как один из признаков предпринимательской деятельности. Согласно п. 3 ст. 8 Закона, фермерское хозяйство отвечает по сделкам "своим имуществом". Но "своим имуществом" может быть только имущество, находящееся у субъекта на праве собственности или ином праве предусмотренном законом. Между тем фермерское хозяйство, не обладает никакими правами в отношении имущества. Его имущество на праве совместной собственности принадлежит членам фермерского хозяйства, или на основании соглашения между ними может находиться в их долевой собственности (п.3 ст. 6 Закона о ФКХ). Отсюда получается, что крестьянское (фермерское) хозяйство как субъект предпринимательской деятельности не несет никаких имущественных предпринимательских рисков. Эти риски возлагаются на членов фермерского хозяйства и его главу. Кроме того, предпринимательская деятельность фермерского хозяйства лишена и еще одного своего важного признака-самостоятельности, ибо от его имени предпринимательскую деятельность осуществляет глава хозяйства. Но и он как индивидуальный предприниматель осуществляет предпринимательскую деятельность не в собственных интересах, а в интересах всего фермерского хозяйства.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что законодательство, определяющее правовой статус крестьянского (фермерского) хозяйства, носит коллизионный характер. Оно требует внесения существенных изменений и поправок, для придания ему полноценного статуса участника гражданско-правовых и предпринимательских отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.