Научная статья на тему 'Особенности несостоятельности крестьянского (фермерского) хозяйства'

Особенности несостоятельности крестьянского (фермерского) хозяйства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2137
355
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
BANKRUPTCY / INSOLVENCY / ARBITRATION MANAGING DIRECTOR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шишмарева Татьяна Петровна

Рассматриваются проблемы признания несостоятельными крестьянских (фермерских) хозяйств, имеющих статус юридического лица, а также действующих без образования юридического лица. Обосновывается возможность признания несостоятельными неправосубъектных образований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of insolvency of country (farmer) household

In article problems of recognition insolvent the country (farmer) household having the status of the legal entity, and also operating without formation of legal entity are considered. Possibility of recognition insolvent not right subject educations locates.

Текст научной работы на тему «Особенности несостоятельности крестьянского (фермерского) хозяйства»

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2013. № 3 (36). С. 85-91.

УДК 347.736

ОСОБЕННОСТИ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ КРЕСТЬЯНСКОГО (ФЕРМЕРСКОГО) ХОЗЯЙСТВА*

FEATURES OF INSOLVENCY OF COUNTRY (FARMER) HOUSEHOLD Т. П. ШИШМАРЕВА (T. P. SHISHMAREVA)

Рассматриваются проблемы признания несостоятельными крестьянских (фермерских) хозяйств, имеющих статус юридического лица, а также действующих без образования юридического лица. Обосновывается возможность признания несостоятельными неправосубъектных образований.

Ключевые слова: несостоятельность, банкротство, крестьянское (фермерское) хозяйство, процедуры несостоятельности, неплатежеспособность, арбитражный управляющий.

In article problems of recognition insolvent the country (farmer) household having the status of the legal entity, and also operating without formation of legal entity are considered. Possibility of recognition insolvent not right subject educations locates.

Keywords: bankruptcy, insolvency, arbitration managing director, insolvency.

В гражданском обороте крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ) может действовать и как субъект, обладающий юридической личностью, и как неправосубъектное образование.

Концепция участия крестьянского (фермерского) хозяйства в гражданском обороте за последние 20 лет претерпела неоднократные изменения.

Согласно ст. 1 закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 22 ноября 1990 г. крестьянское (фермерское) хозяйство наделялось статусом юридического лица [1]. Для законодательства того периода не существовало закрытого перечня организационно-правовых форм юридических лиц. Крестьянское (фермерское) хозяйство в тот момент регулировалось как самостоятельная форма юридического лица.

Решение законодателя о наделении КФХ статусом юридического лица подвергалось в доктрине критике: «...очевидна абсурдность объявления юридическим лицом

крестьянского (фермерского) хозяйства, имущество которого не обособляется от личного имущества ведущих его граждан, а последние отвечают всем своим имуществом по долгам такого хозяйства» [2].

В части первой ГК РФ, принятого в декабре 1994 г., КФХ не выделялось как самостоятельная организационно-правовая форма, что не исключало создания юридического лица в какой-либо организационно-правовой форме, установленной законодателем. В ГК РФ крестьянское (фермерское) хозяйство регулировалось в качестве неправосубъектного образования. Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве общей собственности (ст. 257 ГК РФ).

Проблема наделения КФХ статусом юридического лица служила предметом дискуссий.

До принятия ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» 2003 г. высказывались предложения «. о закреплении в ГК РФ

*

Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение 14.А18.21.0554.

© Шишмарева Т. П., 2013

крестьянского (фермерского) хозяйства как юридического лица в какой-либо из существующих организационно-правовых форм (например, крестьянское хозяйство как разновидность общества с ограниченной ответственностью) или в качестве самостоятельной организационно-правовой формы...» [3].

ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ вслед за ГК РФ предусматривает, что фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица [4]. Законодатель называет в качестве предпринимателя само крестьянское (фермерское) хозяйство (п. 3 ст. 1), а индивидуальным предпринимателем выступает глава хозяйства.

Анализируя особенность правового регулирования КФХ, О. А. Серова отмечает, что «.обнаруживается косвенная связь конструкции крестьянского (фермерского) хозяйства и юридического лица» [5].

Действительно, в ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» крестьянское (фермерское) хозяйство обозначено как объединение граждан, осуществляющее предпринимательскую деятельность.

Особенно отчётливо существование этого объединения проявляется в нормах, касающихся государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, не имеющего статуса юридического лица, и его главы.

Если обратиться к правилам государственной регистрации такого КФХ, то в ст. 5 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» устанавливаются правила регистрации именно КФХ, однако в ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Постановлении Правительства РФ от 16 октября 2003 г. № 630 установлены правила для регистрации главы КФХ в качестве индивидуального предпринимателя [6].

В п. 2 Постановления Правительства РФ от 16 октября 2003 г. № 630 указывается, что государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, что ещё раз доказывает существование особого образования - крестьянского (фермерского) хозяйства.

Иногда крестьянское (фермерское) хозяйство обозначают в качестве своеобразного комплексного номинального предпринимателя [7].

О. А. Серова, критикуя анализируемую законодательную конструкцию, отмечает двойственную правовую природу этого объединения как «. единого коммерческого образования, в котором сосуществуют два предпринимателя, действующие без образования юридического лица, - фермерское хозяйство и глава хозяйства как индивидуальный предприниматель» [8].

Обращаясь к п. 2 Постановления Правительства РФ от 16 октября 2003 г. № 630, Н. Н. Пахомова признает, что крестьянское (фермерское) хозяйство не выступает в обороте как самостоятельный хозяйствующий субъект - юридическое лицо [9].

Следует отметить, что в гражданском обороте принимают участие субъекты, наделенные гражданской правосубъектностью, к числу которых КФХ без статуса юридического лица не относятся. КФХ без статуса юридического лица есть сельскохозяйственное предприятие, имущество которого принадлежит на праве общей собственности его членам.

Непоследовательность законодателя в регулировании статуса КФХ выразилась в том, что часть из них имеют юридическую личность, а те хозяйства, которые созданы после введения в действие части первой ГК РФ, таковыми не являлись в соответствии с концепцией принятого в декабре 1994 г. Гражданского кодекса РФ.

После введения в действие части первой ГК РФ коммерческие юридические лица могли создаваться лишь в формах, предписанных ГК РФ, и соответственно крестьянские (фермерские) хозяйства должны были преобразоваться в производственный кооператив, хозяйственное товарищество или общество, если они хотели сохранить статус юридического лица (ст. 6, 7 вводного закона).

Если же такого преобразования не последовало, то крестьянское (фермерское) хозяйство в подобном случае просто должно было утрачивать статус юридического лица, поскольку в ФЗ «О введении в действие части первой ГК РФ» не устанавливалось каких-либо сроков для сохранения статуса юридического лица за КФХ.

«Судебная практика а одних случаях исходила из того, что с введением в действие части первой ГК РФ зарегистрированные ранее крестьянские (фермерские) хозяйства автоматически утрачивают статус юридического лица, в других случаях признавалось, что такие крестьянские (фермерские) хозяйства продолжали оставаться юридическими лицами вплоть до ликвидации в порядке, установленном ст. 61-63 ГК РФ» [10].

Противоречивость судебной практики была устранена с введением в действие Федерального закона «О крестьянском фермерском хозяйстве» от 11 июля 2003 г., который в п. 3 ст. 23 предусмотрел для КФХ, созданных до введения в действие части первой ГК РФ, возможность сохранения статуса юридического лица до 1 января 2010 г., а в действующей редакции - до 1 января 2021 г.

Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» 2003 г. оставляет правовое регулирование режима имущества крестьянского (фермерского) хозяйства и его статуса неизменным, хотя и вводит правило о том, что к крестьянскому (фермерскому) хозяйству применяются правила о юридическом лице, однако статусом юридического лица хозяйство всё-таки не наделяет.

В действующем ГК РФ деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства регулируется в двух вариантах. Во-первых, предусмотрена возможность создания крестьянского (фермерского) хозяйства, не имеющего статуса юридического лица, на основе соглашения между гражданами. В результате появляется особый субъект предпринимательской деятельности.

Глава хозяйства должен иметь статус индивидуального предпринимателя. Государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя должен пройти глава хозяйства, а не крестьянское (фермерское) хозяйство, как было предусмотрено ранее п. 2 ст. 23 ГК РФ. Положения об отмене государственной регистрации хозяйства вступают в силу с 1 марта 2013 г.

Во-вторых, ГК РФ дополнен подпара-графом 3.1. § 2 гл. 4, который состоит из ст. 86.1, регулирующей создание и деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства как юридического лица.

Собственником имущества выступает юридическое лицо в отличие от КФХ, не обладающего таким статусом. На членов крестьянского (фермерского) хозяйства возложена субсидиарная ответственность по обязательствам этого юридического лица (абз. 2 п. 4 ст. 86.1 ГК РФ).

Определение статуса крестьянского (фермерского) хозяйства имеет значение в случае признания его несостоятельным, поскольку в законодательстве о несостоятельности регулируются признаки несостоятельности и используемые процедуры несостоятельности применительно к юридическим лицам, а также к индивидуальным предпринимателям.

Действующий ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) предусматривает возможность признания несостоятельным крестьянского (фермерского) хозяйства, обладающего статусом юридического лица, а также и неправосубъектного хозяйства наряду с признанием несостоятельным его главы - индивидуального предпринимателя.

Рассмотрим подробнее, кто в данном случае является должником в процедурах несостоятельности.

В действующем ГК РФ (ст. 65) легитимированы юридические лица, которые могут быть признаны несостоятельными должниками. Юридическое лицо в форме крестьянского (фермерского) хозяйства согласно п. 1 ст. 65 ГК РФ может быть признано несостоятельным (банкротом) и быть ликвидированным в процедуре конкурсного производства. К нему могут быть применены и иные процедуры несостоятельности, предусмотренные законом.

Если КФХ имеет статус юридического лица, то оно должно быть признано несостоятельным в качестве особого субъекта -сельскохозяйственной организации (ст. 177179 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). В процедурах несостоятельности (банкротства) в этом случае учитываются особенности сельскохозяйственного производства, его сезонный характер, используются специальные нормы о сроке процедур несостоятельности (банкротства), особенностях продажи сельскохозяйственного предприятия должника.

Возможность признания несостоятельным субъектом по российскому законодательству, как правило, предопределена наличием материально-правовой правоспособности.

В то же время необходимо учитывать, что участие в процедурах несостоятельности (банкротства) в качестве должника предполагает обладание и особым качеством - способностью быть должником. В конкурсном праве (институте несостоятельности) указанная способность обозначается специальным понятием - конкурсоспособность, хорошо известным немецкой доктрине.

В российской доктрине указанное понятие мало исследовано. Отметим, что процедуры несостоятельности - судебные процедуры, а потому участие в них в качестве должника предполагает наличие у должника процессуальной правоспособности. Не вызывает каких-либо сомнений процессуальная правоспособность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Понятие «конкурсоспособность» может быть раскрыто с помощью понятия «специальная правоспособность», используемого в науке процессуального права [11].

Понятие «конкурсоспособность» корреспондирует с понятием «процессуальная правоспособность», являясь, на наш взгляд, специальной процессуальной правоспособностью.

Поэтому определённую сложность представляет обоснование возможности быть признанным несостоятельным для крестьянского (фермерского) хозяйства, которое не обладает материально-правовой правоспособностью.

Процессуальная правоспособность не является производной от материальной правоспособности согласно преобладающей точке зрения в процессуальной науке [12]. Поэтому процессуальной правоспособностью могут обладать и неправоспособные в материально-правовом смысле субъекты, имеющие право на судебную защиту. Неюридические лица наделяются процессуальной правоспособностью в случаях, предусмотренных законом.

Именно такой случай предусмотрен в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» для крестьянского (фермерского) хозяйства. ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» признаёт именно за крестьянским (фермерским)

хозяйством качества должника (ст. 217, 219), т. е. наделяет его конкурсоспособностью.

Иного решения и не могло быть, поскольку имущество крестьянского хозяйства находится на праве общей (совместной или долевой) собственности, а это обстоятельство означает, что признание несостоятельным главы хозяйства позволит включить в конкурсную массу имущество, принадлежащее на праве собственности лишь главе крестьянского хозяйства, но не остальным его членам, поскольку они в настоящее время как физические лица не могут быть признаны несостоятельными.

И лишь признание самого крестьянского (фермерского) хозяйства несостоятельным позволяет его кредиторам вовлечь в процедуру несостоятельности всё имущество хозяйства.

Участие в процедурах несостоятельности (банкротства) в качестве должника предполагает возможность раздела имущества должника между его кредиторами, сама личность должника особого значения не имеет. Поэтому главным является наличие имущества у должника, которым он способен удовлетворить долги перед имеющимися у него кредиторами и оплатить судебные расходы на проведение процедуры несостоятельности (банкротства).

Крестьянское (фермерское) хозяйство отвечает по долгам перед своими кредиторами своим имуществом (п. 3 ст. 8 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»). Состав имущества крестьянского (фермерского) хозяйства определен в ст. 6 этого же закона. Крестьянскому (фермерскому) хозяйству имущество не принадлежит, его сособствен-никами являются члены хозяйства. В то время можно утверждать, что носителем имущества выступает само крестьянское (фермерское) хозяйство.

Необходимо разделять имущество КФХ и имущество его членов. В конкурсную массу при несостоятельности хозяйства включается только общее имущество членов крестьянского (фермерского) хозяйства, а имуще -ство главы и членов хозяйства не составляет конкурсную массу согласно п. 3 ст. 221 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Итак, крестьянское (фермерское) хозяйство, не обладающее статусом юридического

лица, обладает конкурсоспособностью и может быть признано несостоятельным должником, над имуществом которого вводятся процедуры несостоятельности.

Основанием признания КФХ несостоятельным выступает его неплатежеспособность (ст. 217 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). К крестьянскому хозяйству могут быть применены процедуры судебной санации при наличии оснований для восстановления его платежеспособности. План финансового оздоровления и график погашения задолженности представляет в арбитражный суд глава хозяйства. Полномочия внешнего управляющего могут быть возложены и на главу хозяйства.

Согласно ст. 218 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» несостоятельным может быть признан и глава хозяйства как индивидуальный предприниматель по обязательствам и обязанностям, связанным с его предпринимательской деятельностью. Из положений § 3 гл. 10 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» следует, что несостоятельность главы крестьянского (фермерского) хозяйства происходит одновременно с признанием несостоятельным хозяйства. Однако этого, на наш взгляд, и не требуется, поскольку кон-курсоспособным субъектом выступает КФХ, а его конкурсную массу составляет имущество хозяйства. Имущество главы хозяйства отделено от имущества КФХ, а потому признание несостоятельным главы хозяйства требуется в случаях, когда глава хозяйства не способен погасить долги перед его собственными кредиторами. При этом к главе хозяйства могут быть предъявлены требования кредиторов, не связанные с предпринимательской деятельностью главы хозяйства.

Нормы о несостоятельности крестьянского (фермерского) хозяйства могут быть помещены в иной раздел ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», возможно выделение особого должника - крестьянского (фермерского) хозяйства.

Крестьянское (фермерское) хозяйство как неправосубъектное образование можно сравнить с некоторыми организациями, хотя и не обладающими статусом юридического лица, однако являющимися должниками в процедуре несостоятельности по законодательству Германии.

В доктрине ФРГ для обозначения способности быть субъектом процедуры несостоятельности используется специальное понятие - Insolvenzfähigkeit (способность быть несостоятельным) [13], ранее, в период действия Konkursordnung с 1877 г. до 1999 г., использовалось понятие Konkursfähigkeit (конкурсоспособность) [14].

В немецкой доктрине оно по своему содержанию признаётся аналогичным понятию passive Parteifähigkeit (пассивная процессуальная правоспособность) [15].

Отметим, что в ФРГ институт несостоятельности традиционно относится к числу процессуальных институтов, хотя в нём традиционно выделяют нормы формальные и материальные, процедура несостоятельности (Insolvenzferfahren) по своей правовой природе относится к сводному исполнительному производству (Gesamtvollstreckung).

В немецкой доктрине понятие Insolvenzfähigkeit квалифицируется как понятие института несостоятельности. При этом решение вопроса о конкурсо- или неконкурсо-способности определённого должника предопределено самостоятельностью его действий в гражданском обороте [16].

Законодательство о несостоятельности Германии отличается тем, что процедура несостоятельности может быть введена не только над имуществом лиц, обладающих правоспособностью (физические лица, юридические лица частного права и юридические лица публичного права), но и над имуществом неправосубъектных в материально-правовом смысле образований.

Во-первых, в § 54 BGB в качестве участников гражданского оборота в отличие от ГК РФ названы неправосубъектные ферейны (nicht rechfähige Vereine). По закону они наделены способностью участвовать в процессе в качестве его стороны, т. е. обладают пассивной процессуальной правоспособностью согласно абз. 2 § 50 ZPO (ГПК). Поскольку они правоспособны в процессе, постольку законодатель в Положении о несостоятельности (Insolvenzordnung) называет их в качестве должников, обладающих конкурсоспособностью (Insolvenzfähigkeit), над имуществом которых может быть введена процедура несостоятельности, и в этом отношении приравнивает их к юридическим лицам (предл. 2 абз. 1 § 11 InsO).

Необходимо отметить, что нормы абз. 2 § 50 ZPO (ГПК) и предл. 2 абз. 1 § 11 InsO корреспондируют друг другу.

Должником по закону выступает сам ферейн, а не его члены, именно неправоспособному ферейну принадлежат права и обязанности должника в процедуре несостоятельности.

В данном случае речь идёт об исключении из принципа, что должником по смыслу законодательства о несостоятельности является должник в материально-правовом смысле, чье имущество должно быть распределено между кредиторами. Носителями имущества в материально-правовом смысле являются члены неправоспособного союза, а не сам союз [17].

Во-вторых, в Германии процедура несостоятельности может быть введена и над имуществом товариществ, не являющихся правосубъектными образованиями.

К числу таких неправосубъектных образований относятся:

• die offene Handelsgesellschaft - OHG (полное товарищество);

• die Kommanditgesellschaft - KG (коммандитное товарищество);

• die Partnerschaftsgesellschaft (партнёрское товарищество);

• die Partenreederei (судовладельское товарищество);

• die Europäische Wirtschaftliche Interessenvereinigung (европейское хозяйственное объединение по интересам);

• die Gesellschaft des Bürgerlichen Rechts (простое товарищество).

Полное товарищество (die offene Handelsgesellschaft) и коммандитное товарищество (die Kommanditgesellschaft) являются по немецкому законодательству торговыми товариществами, которые под их фирмой приобретают права и обязанности и имеют собственное имущество, раздельное от имущества их участников, что получило закрепление в Торговом уложении (§ 124, 161 абз. 2 HGB). Партнёрское товарищество (die Partnerschaftsgesellschaft) согласно абз. 7 § 2 Закона о партнёрских товариществах (PartGG) и судовладельческое товарищество (die Partenreederei) согласно § 489 HGB (Торгового уложения) также обладают своим собственным, раздельным имуществом, на которое может быть обращено взыскание [18].

Подобные же правила относятся и к европейским хозяйственным объединениям по интересам [19]. Они обладают активной и пассивной правоспособностью, под их фирмой могут быть истцами и ответчиками.

Доктринальные толкования § 11 Положения о несостоятельности о конкурсоспо-собности неправосубъектных образований не тождественны.

Так, полное и коммандитное товарищества признаются и в материальном праве носителями прав и обязанностей, которые могут приобретать под своим фирменным именем права и вступать в обязательства, приобретать право собственности, поэтому они выступают должниками при их несостоятельности, хотя и не имеют статуса юридического лица. По господствующему в немецкой доктрине мнению, они признаются законом правоспособной общностью общей руки, а потому должны быть перечислены в абз. 1 предл. 1 § 11 InsO [20].

После введения в действие Положения о несостоятельности с 1 января 1999 г. процедура несостоятельности может быть введена и над имуществом простого товарищества, а именно над особым имуществом внешнего товарищества, поскольку внутреннее товарищество не является конкурсоспособным субъектом [21].

Таким образом, в Германии конкурсо-способность неправосубъектных образований обосновывается как исключение из общего принципа, согласно которому конкур-соспособность основана на материально-правовой правоспособности.

В российском праве наличие конкурсо-способности неправосубъектного крестьянского (фермерского) хозяйства предопределено решением законодателя и требует дальнейшего осмысления.

1. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1990. - № 26. - Ст. 324 ; 1991. - № 1. - Ст. 5 ; САПП. - 1993. - № 52. - Ст. 2287.

2. Гражданское право : в 2 т. - Т. 1: учебник / отв. ред. проф. Е. А. Суханов. - 2-е изд., пе-рераб. и доп. - М. : БЕК, 1998. - С. 171.

3. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / под ред. Т. Е. Абовой, А. Ю. Кабалки-на. - М. : Юрайт, 2004. - С. 589.

4. О крестьянском (фермерском) хозяйстве: Федеральный закон от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ (в ред. от 25 декабря 2012 г.) // СЗ РФ. - 2003.

- № 24. - Ст. 224 ; 2012. - № 53 (ч. 1). -Ст. 7588.

5. Серова О. А. Крестьянское (фермерское) хозяйство в системе субъектов предпринимательской деятельности // Российский судья. -2006. - № 2.

6. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ (в ред. от 23 июня 2003 г. № 76-ФЗ, 8 декабря 2003 г. № 169-ФЗ, 23 декабря 2003 г. № 185-ФЗ, 2 ноября 2004 г. № 127-ФЗ, 2 июля 2005 г. № 83-ФЗ, 5 февраля 2007 г. № 13-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. -2001. - № 33 (ч. 1). - Ст. 3431 ; 2003. - № 26.

- Ст. 2565 ; 2003. - № 50. - Ст. 4855 ; 2003. -№ 52 (ч. 1). - Ст. 5037 ; 2004. - № 45. -Ст. 4377 ; 2005. - № 27. - Ст. 2722; 2007. -№ 7. - Ст. 834 ; О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, правилах хранения в Единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также внесений изменений и дополнений в постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. № 438 и 439 : Постановление Правительства РФ от 16 октября 2003 г. № 630 (в ред. постановления Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. № 110 и 13 деабря 2005 г. № 760) // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 42. - Ст. 4238 ; 2004. - № 10.

- Ст. 864 ; 2005. - № 51. - Ст. 5546.

7. См., например: Комментарий к Федеральному закону «О крестьянском (фермерском) хозяйстве)» / под ред. М. Ю. Тихомирова. - М., 2004.

8. Серова О. А. Крестьянское (фермерское) хозяйство в системе субъектов предпринимательской деятельности // Российский судья. -2006. - № 2.

9. Пахомова Н. Н. Цивилистическая теория корпоративных отношений. - М. : Налоги и финансовое право, 2005. - С. 50.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Научно-практический комментарий (постатейный) к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» / под ред. проф., д-ра юрид. наук В. В. Витрянского. - М., 2003. -С. 826.

11. См. об этом: Сахнова Т. В. Судебная экспертиза. - М., 1999. - С. 174 ; Её же. Курс гражданского процесса: теоретические начала и основные институты. - М. : Волтерс Клувер, 2008. - С. 161-162.

12. Сахнова Т. В. Курс гражданского процесса: теоретические начала и основные институты.

- М. : Волтерс Клувер, 2008. - С. 160 ; Bork R. Einführung in das Insolvenzrecht. - 4., neu bearb. Auflage. - Mohr Siebeck, 2005. - S. 15.

13. Obermüller M., Hess H. InsO. Eine systematische Darstellung des neuen Insolvenzrechts. -3., überarbeitete Auflage. - C. F. Müller Verlag, Heidelberg, 1999. - S. 23 ; Breuer W. Das neue Insolvenzrecht. - Verlag C. H. Beck, München, 1998. - S. 7.

14. Gerhardt W. Grundbegriffe des Vollstreckungs -und Insolvenzrechts. Eine Einfürung an Hand von Fällen. - Verlag W. Kohlhammer, Stuttgart, Berlin, Köln, Mainz, 1985. - S. 150-151.

15. Gerhardt W. Op. cit. - S. 150 ; TrunkA. Internationales Insolvenzrecht. Systematische Darstellung des deutschen Recht mit rechtsvergleichenden Bezügen. - Tübingen, Mohr Siebeck, 1998.

- S. 104.

16. TrunkA. Op. cit. - S. 104.

17. BorkR. Op. cit. - S. 15.

18. Münchener Kommentar zur Insolvenzordnung / Herausgegeben von Hans-Peter Kirchhof, Dr. Hans-Jürgen Lwowski, Dr. Rolf Stürner. Band 1. § 1-102 InsO. - 2 Auflage. - Verlag C. H. Beck, München, 2007. - S. 265.

19. Ibid. - S. 265.

20. BorkR. Op. cit. - S. 16-17.

21. Ibid. - S. 17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.