Земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право
ПРАВОВОЙ СТАТУС КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ: ВОПРОСЫ ИМУЩЕСТВЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ПЫЖИКОВА Наталья Ивановна,
д.э.н., профессор, ректор
Красноярского государственного аграрного университета. E-mail: [email protected];
ЛЕБЕДЕВА Татьяна Сергеевна,
старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Красноярского государственного аграрного университета. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: в статье проведен анализ развития правового статуса крестьянских (фермерских) хозяйств и его современное состояние. Определено, что на сегодняшний день фермерские хозяйства могут существовать как коллективные объединения граждан, действующие на основании Закона о крестьянском (фермерском) хозяйств, а также как коммерческие корпоративные формы юридических лиц, действующие в соответствии со ст. 86.1 ГК РФ. Установлено, что одним из неразрешенных вопросов в определении правового статуса фермерских хозяйств является определение субъекта и пределов имущественной ответственности по обязательствам хозяйства. Выявлена коллизия правовых норм, содержащихся в ГК РФ и специальном законе, регулирующем деятельность фермерских хозяйств без образования юридического лица, которая приводит в правоприменительной практике к ограничению прав фермерского хозяйства, как субъекта гражданский правоотношений, наделенного особым статусом.
Abstract: The article analyzes the development of the farms legal status and its current state. It is determined that today farms can exist as collective associations of citizens acting on the basis of the Law on Peasant Farms, as well as commercial corporate forms of legal entities acting in accordance with article 86.1 of the Russian Federation Civil Code. It has been established that one of the unresolved issues in determining the legal status of farms is to determine the subject and limits of property liability for the obligations of the farm. A conflict of legal norms contained in the Russian Federation Civil Code and a special law, regulating the activities of farms without a legal entity, which leads in law enforcement practice to limit the rights of the farm as a subject of civil law relations with a special status, has been revealed.
Ключевые слова: крестьянское (фермерское) хозяйство, имущественная ответственность, имущество фермерского хозяйства, индивидуальный предприниматель.
Key words: farm, property responsibility, farm property, individual entrepreneur.
Крестьянские (фермерские) хозяйства (далее - фермерские хозяйства, хозяйства, КФХ), осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере производства и реализации сельскохозяйственной продукции, являются хозяйствующими субъектами, правовой статус которых в современном российском законодательстве, по мнению ряда ученых [7, 9, 10, 12] является не до конца урегулированным.
Вместе с тем, одним из приоритетных направлений государственной аграрной политики является создание условий для активного развития малого и среднего предпринимательства на селе. По данным Министерства сельского хозяйства РФ [6] в 2019 г. общий объем средств на развитие малых форм хозяйствования составит 15,3 млрд. руб., что почти на 11 млрд. руб. или на 40 % больше, чем в
2018 г. По предварительной информации регионов, получателями средств господдержки в 2019 г. станут порядка 3200 КФХ и сельскохозяйственных кооперативов. При этом доля фермеров среди всех категорий хозяйств, задействованных в производстве продукции сельского хозяйства, ежегодно увеличивается и в 2018 г. составила 11,9 %; в 2018 г. фермеры произвели продукции на 612 504,0 млн. руб. Так, фермерские хозяйства стали полноправными субъектами гражданских правоотношений и участниками хозяйственного оборота. Все это требует выявления и устранения ряда законодательных недоработок, связанных с определением правового статуса крестьянских (фермерских) хозяйств, в том числе, в сфере имущественной ответственности по их обязательствам.
Целью настоящей работы явилось изучение
правового статуса крестьянских (фермерских) хозяйств в части имущественной ответственности по обязательствам хозяйства.
Предметом исследования послужили нормативно-правовые акты, регулирующие правовой статус КФХ, научная литература и материалы судебной практики.
В период перехода к рыночным отношениям в 1990-х годах, одним из направлений аграрных преобразований явилось возрождение института фермерства, что связано с принятием ряда правовых актов, в том числе закона РСФСР от 22.11.1990 № 348-1 «О крестьянском (фермерском хозяйстве» [4]. Согласно положениям данного закона, фермерские хозяйства могли создаваться в форме юридического лица. Однако, такие фермерские хозяйства имели не все признаки юридического лица [10]. В частности, хозяйство не обладало имущественной обособленностью, поскольку имущество принадлежало его членам на праве общей долевой или совместной собственности.
Принятие в 1994 г. части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации [1] (далее - ГК РФ) позволило гражданам осуществлять предпринимательскую деятельность в области сельского хозяйства путем организации крестьянского (фермерского) хозяйства без образования юридического лица. А глава такого фермерского хозяйства признавался предпринимателем (п. 2 ст. 23 ГК РФ). Принятие действующего сегодня Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» [3] (далее - Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве) закрепило правовой статус крестьянского (фермерского) хозяйства как субъекта предпринимательской деятельности, действующего на основании соглашения о создании такого хозяйства без образования юридического лица. А дополнение п.5 ст. 23 ГК РФ федеральным законом от 30.12.2012 г. № 302-Ф3 «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации» [2] определило, что главой фермерского хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.
Этим же законом в часть 1 ГК РФ была введена ст. 86.1. В соответствии с действующей сегодня ст. 86.1 ГК РФ, крестьянское (фермерское) хозяйство является одной из организационно-правовых форм коммерческих корпоративных юридических лиц с при-
надлежащем ему на праве собственности имуществом. Вместе с тем, те фермерские хозяйства, которые были созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2021 г., а их деятельность регулируется положениями ст. 86.1 ГК РФ.
Таким образом, современное законодательство позволяет гражданам вести предпринимательскую деятельность в области сельского хозяйства в двух формах: без образования юридического лица путем заключения соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого является индивидуальный предприниматель (ч. 5 ст. 23 ГК РФ, Закон о крестьянском (фермерском) хозяйства) и в форме юридического лица в соответствии со ст. 86.1 Гражданского кодекса РФ.
Рассмотрим правовой статус крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица (по состоянию на 01.02.2019 г. в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей [11] содержится 146829 записей о таких КФХ), поскольку их правовое положение вызывает наибольшее число вопросов [7, 9, 10, 12].
Так, одним из признаков фермерского хозяйства, действующего без образования юридического лица (наряду со следующими: КФХ имеет статус индивидуального предпринимателя; коллективное объединение граждан; семейная форма организации предпринимательской деятельности; признается объектом налогообложения) является имущественная обособленность хозяйства от личного имущества его членов.
Нами выявлены противоречия в теоретическом обосновании имущественной обособленности КФХ [10,12] и практическом применении норм законодательства [8]. В п. 1 ст.1 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве такое хозяйство определяется как объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. Члены фермерского хозяйства действуют на основании соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства. Наряду с коллективными формами фермерских хо-
зяйств, такое хозяйство может быть создано одним гражданином - главой КФХ. Согласно п.5 ст.23 ГК РФ, главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с п. 2 ст. 212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Очевидно, что крестьянские (фермерские) хозяйства без статуса юридического лица не могут быть самостоятельными носителями права собственности. Таким образом, имущество фермерского хозяйства (земельные участки, хозяйственные постройки, мелиоративные сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь), не имеющего статус юридического лица, принадлежит на праве собственности (совместной или долевой) гражданам - членам фермерского хозяйства, в том числе его главе - индивидуальному предпринимателю. Данное положение закреплено также в п. 1 ст. 257 ГК РФ, а также в п. 3 ст. 6 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
В связи с вышеизложенным возникает вопрос. Кто отвечает по обязательствам фермерского хозяйства: глава КФХ в лице индивидуального предпринимателя всем принадлежащим ему имуществом, все члены КФХ, либо само фермерское хозяйство?
Отвечая на этот вопрос, необходимо руководствоваться п.3 ст.8 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, в котором сказано, что «По сделкам, совершенным главой фермерского хозяйства в интересах фермерского хозяйства, отвечает фермерское хозяйство своим имуществом..», то есть, фактически, в соответствие с п.1 ст.257 ГК РФ, а также п. 3 ст.6 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, - имуществом, находящемся в совместной, либо долевой собственности членов КФХ.
Для разграничения имущества, принадлежащего фермерскому хозяйству от личного имущества членов КФХ, устанавливается перечень объектов, входящих в состав такого имущества, по взаимному согласию членов хозяйства, что отражено в п.4 ст. 6 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
На законодательном уровне необходимость в разграничении личного имущества и имущества фермерского хозяйства предусмотрена также нормами Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ
«О несостоятельности (банкротстве)» [5], в п. 3 ст. 221 которого установлено, что имущество, принадлежащее главе и членам хозяйства на праве собственности, приобретенное на доходы, не являющиеся общими средствами крестьянского (фермерского) хозяйства, не включается в конкурсную массу.
Несмотря на то, что в законодательстве четко определен круг имущества, которым хозяйство отвечает по своим обязательствам, на практике встречаются случаи обращения взыскания на личное имущество членов хозяйства, в том числе его главы -индивидуального предпринимателя. Такая ситуация возникает в связи с тем, что суды руководствуются ст. 24 ГК РФ, в которой установлено, что гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, в том числе гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя. Суды, ссылаясь в решениях на ст. 24 ГК РФ, не разграничивают такой хозяйствующий субъект, как крестьянское фермерское хозяйство, главой которого является индивидуальный предприниматель с индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в соответствии с п.1 ст. 23 ГК РФ. Так, Верховный суд Российской Федерации отказал индивидуальному предпринимателю -главе крестьянского (фермерского) хозяйства в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим вопросам Верховного суда РФ. Глава КФХ возражала против позиции судов, ссылаясь на то, что на расчетном счете, открытом ею как главой КФХ, имелись денежные средства в размере, достаточном для погашения задолженности.
Обратив взыскание на денежные средства, принадлежащие лично главе КФХ как гражданину, судебный пристав-исполнитель, с позиции главы КФХ, неправомерно привлек ее к единоличной ответственности по долгам крестьянского (фермерского) хозяйства. Вынося определение [8], Верховный суд сослался на ст.24 ГК РФ, говоря о том, что данная норма полностью закрепляет имущественную ответственность физического лица независимо от наличия статуса индивидуального предпринимателя и не разграничивает имущество физического лица и индивидуального предпринимателя. Поддерживая позиции судов апелляционной и кассационной инстанции, Верховный суд РФ указывает на то, что глава КФХ осуществляет свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, следовательно, отвеча-
ет по долгам всем принадлежащим ему имуществом и судебный пристав-исполнитель правомерно взыскал с главы КФХ задолженность по исполнительному листу с ее личных денежных средств.
По нашему мнению, в рассматриваемом случае суд не учел особый статус индивидуального предпринимателя, а именно то, что им образовано фермерское хозяйство и не применил положения специального закона, нормы которого имеют приоритет перед общим законом. Так в п.3 ст. 8 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве установлено, что по сделкам, совершенным главой фермерского хозяйства в интересах фермерского хозяйства, отвечает фермерское хозяйство своим имуществом.
Таким образом, существующая коллизия общей и специальной правовой нормы приводит к вынесению судебных решений, ограничивающих права фермеров, как субъектов предпринимательской деятельности, особый статус которых предполагает определение пределов имущественной ответственности лишь имуществом самого хозяйства, несмотря на то, что глава КФХ имеет статус индивидуального предпринимателя.
В этой связи, справедливыми представляются позиции проф. Устюковой В.В. [10] и проф. Харитоновой Ю.С. [12]. Так, В.В. Устюкова указывает на то, что в образовании и деятельности фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей имеются существенные различия, не позволяющие рассматривать их как идентичных субъектов, поскольку фермерское хозяйство представляет собой объединение граждан, являющихся собственниками имущества. В частности, автор предлагает дополнить ст. 24 ГК РФ «..нормами о том, что в фермерском хозяйстве, функционирующем без образования юридического лица, субъектами ответственности по обязательствам, возникшим в ходе ведения хозяйства являются все его члены в пределах их общего имущества сформированного при создании хозяйства и приобретенного в результате его деятельности..» [10]. Ю.С. Харитонова проводит аналогию с правилами о наследовании, установленными ст. 1179
Библиография:
ГК РФ, согласно которой имущество гражданина делится на используемое им в личных (потребительских) целях и на имущество, которое использовалось для ведения предпринимательской деятельности КФХ. «..формулировки закона позволяют рассматривать именно КФХ как объединение граждан, обладающее правом на имущество (землю и основные средства производства), отличное от права собственности каждого гражданина в отдельности..» [12].
Таким образом, на основании анализа законодательства, научной литературы и судебной практики установлено, что правовой статус крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществляющих деятельность без образования юридического лица, в части имущественной ответственности по его обязательствам, является не до конца урегулированным, в связи с коллизией правовых норм общего закона (ст. 24 ГК РФ) и специального закона (п.3 ст.8 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве), что не позволяет однозначно установить субъект имущественной ответственности по обязательствам КФХ. Несмотря на то, что на законодательном уровне (п.5 ст. 23 ГК РФ, Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве) такие фермерские хозяйства наделены особым статусом, не позволяющем приравнивать их к индивидуальным предпринимателям, суды не учитывают это и возлагают ответственность по обязательствам хозяйства на главу КФХ как на индивидуального предпринимателя, который должен отвечать по обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, что, по нашему мнению, нарушает права фермеров.
Совершенствование законодательства по определению правового статуса крестьянских (фермерских) хозяйств без образования юридического лица в части имущественной ответственности хозяйства по своим обязательством будет способствовать развитию института фермерства, которому в настоящее время оказывается значительная и всесторонняя государственная поддержка, как одному из приоритетных направлений государственной аграрной политики.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. [Электронный ресурс]: от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 20.03.2019).
2. О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации [Электронный ресурс]: фед. закон от 30.12.2012 г. № 302-Ф3 - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 20.03.2019).
3. О крестьянском (фермерском) хозяйстве [Электронный ресурс]: фед. закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ (ред. от 23.06.2014) - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 20.03.2019).
4. О крестьянском (фермерском) хозяйстве [Электронный ресурс]: закон РСФСР от 22.11.1990 № 348-1- URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 20.03.2019).
5. О несостоятельности (банкротстве) [Электронный ресурс]: фед. закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 27.12.2018) -URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 20.03.2019).
6. Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России [Электронный ресурс] - URL: http://www.akkor.ru/statya/5728-msh-obem-gospodderzhki-mfh-v-2019-godu-budet-uvelichen.html/ (дата обращения 20.03.2019).
7. Мельников, Н.Н. Теоретические основы правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства [Текст] / Н.Н. Мельников // Государство и право. - 2012. - № 4. - С.48-54.
8. Определение Верховного суда Российской Федерации от 27 ноября 2017 г. № 303-КГ17-17591 [Электронный ресурс] -URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 05.04.2019).
9. Тютерева, Н.Н. Актуальные проблемы правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства [Электронный ресурс] / Н.Н. Тютерева // Право и экономика. 2018. № 12. С.53-59. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 30.03.2019).
10. Устюкова, В.В. Развитие правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства в законодательстве России [Текст] / В.В. Устюкова // Аграрное и земельное право. - 2013. - №9 (105). - С.18-26.
11. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс] - URL: https://www.nalog.ru/rn24/related_activities/statistics_and_analytics/regstats/ (дата обращения: 30.03.2019).
12. Харитонова, Ю.С. Правосубъектность крестьянского (фермерского) хозяйства в свете проблем права общей собственности его членов [Электронный ресурс] / Ю.С. Харитонова // Журнал предпринимательского и корпоративного права. - 2018. - № 2. - С.32-37. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 30.03.2019).