Научная статья на тему 'ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РОССИИ'

ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
223
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ГРАЖДАНИН / МИГРАЦИОННОЕ ПРАВО / МИГРАЦИЯ / ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Оспищев Роман Игоревич

В настоящей статье рассматривается актуальность проблем правового положения иностранного гражданина и лица без гражданства в Российской Федерации. Автором предложены варианты совершенствования действующего законодательства, регулируемого миграционные вопросы. Приведены статистические и практические сведения, подтверждающие наличие актуальных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL STATUS OF FOREIGN CITIZENS AND STATELESS PERSONS IN RUSSIA

This article examines the relevance of the problems of the legal status of a foreign citizen and a stateless person in the Russian Federation. The author offers options for improving the current legislation regulating migration issues. Statistical and practical data confirming the existence of actual problems are presented.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РОССИИ»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_2_47 УДК 342.9

ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РОССИИ LEGAL STATUS OF FOREIGN CITIZENS AND STATELESS PERSONS IN RUSSIA

ОСПИЩЕВ Роман Игоревич,

аспирант кафедры судебной власти, гражданского общества и правоохранительной деятельности Российского университета дружбы народов (РУДН). 117198, Россия, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6. E-mail: riospishev@yandex.ru;

OSPISHCHEV Roman Igorevich,

Graduate student, Department of judicial power, civil society and law enforcement of Peoples' Friendship University of Russia. 117198, Moscow, st. Miklukho-Maklaya, 6, Russian Federation. E-mail: riospishev@yandex.ru

Краткая аннотация: в настоящей статье рассматривается актуальность проблем правового положения иностранного гражданина и лица без гражданства в Российской Федерации. Автором предложены варианты совершенствования действующего законодательства, регулируемого миграционные вопросы. Приведены статистические и практические сведения, подтверждающие наличие актуальных проблем.

Abstract: this article examines the relevance of the problems of the legal status of a foreign citizen and a stateless person in the Russian Federation. The author offers options for improving the current legislation regulating migration issues. Statistical and practical data confirming the existence of actual problems are presented.

Ключевые слова: иностранный гражданин, миграционное право, миграция, правовое положение.

Keywords: foreign citizen, migration law, migration, legal status.

Для цитирования: Оспищев Р.И. Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в России // Аграрное и земельное право. 2023. № 2(218). С. 47-49. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_2_47.

For citation: Ospishchev R.I. Legal status of foreign citizens and stateless persons in Russia // Agrarian and Land Law. 2023. No. 2(218). pp. 47-49. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_2_47.

Статья поступила в редакцию: 25.01.2023

Каждый иностранец, прибывший в любую страну мира, сталкивается с требованиями по соблюдению действующего миграционного законодательства страны пребывания. Нередко можно услышать в стенах ОВМ МВД РФ или судах РФ о том, что в отношении иностранного гражданина было вынесено Постановление о его выдворении из-за причины нарушения им миграционного закона в РФ. Для более конкретного восприятия сложившейся ситуации нарушения иностранцами закона РФ следует привести официальные статистические данные, представляемые Подразделением по вопросам миграции МВД РФ. Так, за период январь - ноябрь 2022 [8]: в отношении 128,2 тыс. иностранных граждан и лиц без гражданства был произведен запрет на въезд в РФ, в период январь - ноябрь 2021 [9]: в отношении 161,7 тыс. иностранных граждан и лиц без гражданства был произведен запрет на въезд в РФ, а за период январь - ноябрь 2020 [10]: в отношении 170,3 тыс. иностранных граждан и лиц без гражданства соответственно. Исходя из вышеприведенных данных следует, что тенденция запрета на въезд в РФ идет на спад, что сказывается позитивно для государства и для общества. Тем не менее, запрет на въезд в РФ устанавливается не только в момент въезда в страну как не желаемое лицо, а также существуют и иные основания такие как: уголовно наказуемые деяния; административные правонарушения (например, выдворение, нарушение режима пребывания, незаконное пересечение Государственной границы и т.д.). Поэтому, для недопущения соответствующих санкций со стороны государства, иностранные лица обязаны соблюдать миграционный закон.

В своих трудах В.Е. Чиркин еще в 2009 году упоминал, что как прописано в Конституции РФ так и в действительности, иностранные граждане несут обязанность по соблюдению законов нашей страны наравне с гражданами РФ. Их пребывание в нашей стране, не при каких условиях не должно ставить под угрозу государственные интересы или безопасность нашей страны [6].

Основным регулятором правовых отношений между государством и иностранцем является Федеральный закон № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002. Данный законодательный акт регулирует правовой статус иностранца и лица без гражданства (далее - ЛГБ) в России. Так же стоит не забывать ряд других законодательных актов, регулирующих миграционный учет, правила пересечения Государственной границы, законодательство, регулирующее трудовые отношения, закон о натурализации и иные государственные акты.

В настоящей статье мы рассмотрим основные аспекты регулирования правового статуса иностранцев и ЛБГ в России, а также основные вопросы, возникающие при реализации таких прав и обязанностей.

Законодательство и доктрина правового статуса иностранца и ЛБГ разделяет три основных режима: 1) временное пребывание (миграционный учет); 2) временное проживание; 3) постоянное проживание.

Как писал еще С.М. Шахрай, правовое положение иностранцев и ЛБГ зависит от их фактического срока пребывания на территории и от заключенных межправительственных договоров, регулирующих их права и свободы на территории пребывания [7].

И так, временное пребывание (миграционный учет) - режим, распространяющийся на всех первично въезжающих иностранцев и ЛБГ,

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2023. № 2(218)

которые в момент въезда в стране не имеют разрешения на временное или постоянное проживание. Данный режим временного пребывания ограничивается межправительственным Соглашением между безвизовыми государствами Казахстан, Украина, Азербайджан и так далее - 90 дней граждане могут пребывать на территории РФ [4], а такие страны как Куба, Монголия - ограничиваются лишь 30 днями. Визовые страны и страны Европейского союза ограничивается сроком выданной иностранцу или ЛБГ визы на въезд в РФ.

Въезжая в страну иностранец или ЛБГ обязан встать на миграционный учет по месту временного пребывания. За нарушения данной обязанности в отношении иностранцев может быть применено административное наказание по ст. 18.8 КоАП РФ в виде административного штрафа и выдворения или без такового [1]. Практика складывается, что за получение двух и более административных штрафов за год может быть применены принудительные меры административного характера в отношении данного иностранца-правонарушителя, т.е. меры по определению его как не желаемое лицо для пребывания на территории РФ. Соответствующее решение компетентны принимать сотрудники ОВМ МВД РФ или же иные органы государственной власти.

Рассматривая вопрос о постановке на миграционный учет, следует отметить, что граждане обязаны определить по собственному убеждению свое временное место для пребывания. К сожалению, ст. 18.8 КоАП РФ не теряет свою актуальность в отношении иностранцев по причине невозможности осуществить постановку на миграционный учет по месту временно пребывания. Так, например, недавно прибывший с целью ведения трудовой деятельности в РФ гражданин «Р», т.е. цель въезда «работа». Для получения патента (разрешения на работу) ему требуется осуществить постановку на миграционный учет для того, чтобы в ОВМ МВД РФ приняли заявление на получения патента. Иностранца, поселившегося в «съемной» квартире собственник жилья не всегда спешит зарегистрировать в своей собственной квартире, находя основания невозможности произведения такого действия, ввиду «выдуманных» причин. Если не осуществить постановку на миграционный учет по месту пребывания своевременно [2], то иностранцу «Р» грозит административное наказание. Для собственника жилья так же предусмотрена ответственность по ст. 18.9 КоАП РФ в виде административного штрафа. Исходя из данной ситуации возникает «замкнутый круг». Иностранец «Р» вынужден обращаться к знакомым или лицам, оказывающим фиктивную постановку на миграционный учет, чтобы, в конечном счете, получить желаемый патент на работу и официально трудиться, но при этом основная идея миграционного контроля теряет смысл по ведению актуальной базы данных.

Исходя из выше приведенной практики следует, что для легального нахождения иностранца в РФ, ему можно формально соблюсти закон, чтобы его не привлекли к ответственности компетентные органы РФ. Возникает проблема формальности действий данной нормы закона. Для ее устранения законодателю следовало бы разработать концепцию по постановке на миграционный учет в организации или на предприятии, где данное лицо осуществляет трудовую деятельность и имеет прямую связь с государством, т.е. иностранец - работодатель - государство. Ранее данная норма имела место в законодательстве РФ, но она утратила силу ввиду существования «формальных» организаций, которые строили свой бизнес на предоставлении услуг по постановке иностранцев на миграционный учет. Однако благодаря данной концепции был урегулирован вопрос создания и ведения соответствующих платформ для организаций, обязывающих вести учетное дело принятого (первично) иностранного лица на работу в свою организацию. А также данная норма способствует тщательному контролю над такими базами данных со стороны компетентных органов, занимающихся вопросами миграции.

Временное проживание. Данный статус присваивается иностранцу или ЛБГ по собственному заявлению на основании Федерального закона № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002. Статус временно проживающего занимает особое место в стадии получения права на постоянно проживание или для натурализации в РФ. Срок действия данного статуса составляет 3 года или на указанный срок в законе [3]. Наличие данного статуса наделяет иностранца с РВП правом на бесплатную медицинскую помощь; правом на работу без патента; правом на временное проживание и иные социальные и экономические права.

В силу ст. 6 вышеупомянутого закона разрешение на временное проживание (далее - РВП) выдается иностранцу или ЛБГ по заявлению в общем или упрощенном порядке. Законодатели закрепили определенные обстоятельства, дающие право на получение РВП в упрощенном порядке. Так, в п.3 ст.6 указаны основания упрощенного порядка, например, самыми распространенными являются основания: если иностранец состоит в браке с гражданином РФ, или получил высшее образование в РФ, или является гражданином Украины, Молдовы, Казахстана и т.д. Оснований насчитывается в количестве 12 штук [3].

Так же, согласное п.1 ст.6 этого же закона к общим основаниям относится процедура квоты на РВП. Количество выделяемых квот на будущий год ежегодно утверждается Правительством РФ и распределяется по субъектам РФ в соответствии с определёнными критериями. Заявление на квоту на РВП подается иностранцем ежемесячно (например, в г.Москве). Наличие поданного заявления не гарантирует наличие приобретаемой квоты иностранцем. Так, например, иностранец «У» обращается в ОВМ МВД РФ с заявление на квоту на РВП. Принятое заявление направляется на рассмотрение Комиссии по рассмотрению и распределению квот (далее - Комиссия). Благодаря поправкам в Федеральный закон № 115-ФЗ от 25.07.2002 данная Комиссия была организована и урегулировано ее функционирование на основании Постановления Правительства РФ. Наличие соответствующей Комиссии не гарантирует получение квоты на РВП. Иностранец «У» может обращаться 1-3-6-12 раз и только на 13 раз (раз в месяц подается заявление) может получить квоту на РВП или вовсе не получить ее.

Таким образом, действующий принцип распределения квот является не совершенным, так как критерии определены, а на практике шансы у иностранного гражданина остаются малы. Система квотирования работает сначала существования вышеупомянутого Федерального закона. Наличие определенных критериев должно складываться в пользу иностранца или ЛБГ. Например, образование бальной системы при наличии или отсутствии определенных критериев: в зависимости от уровня образования (1-5 баллов), срока пребывания, знание истории, права

и русского языка (5 баллов), наличие трудового стажа (1-10 баллов) и прочих аспектов, влияющих на итоговый достигаемый результат для выделения квоты иностранцу. Так, достигая определенное количество в N-сумме баллов, закрепленного в законе, иностранец сможет проживать и трудиться в нашем государстве.

Данная система распределения квот на РВП кардинально изменила бы в лучшую сторону действующую систему распределения квот на РВП иностранцам.

Постоянное проживание или вид на жительство в РФ - имеет отличия от РВП. Получение вида на жительство (далее - ВНЖ) так же предоставляется на основании заявления и на общих или упрощенных основаниях. Основными и более распространёнными упрощенными основаниями являются: наличие диплома о высшем образовании с отличием; наличие родителей или детей, являющихся гражданами РФ; лица, являющиеся гражданином таких стран как Украина, Казахстан, Молдова, а также существуют иные основания, предусмотренные п.2 ст.8 Федерального закона № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002.

По общим основаниям законом устанавливается срок обязательно временного проживания на территории РФ не менее чем 1 год. На практике иностранный гражданин вправе подать заявление спустя 8 месяцев с момента выдачи ему РВП, в силу того, что срок рассмотрения заявления на ВНЖ составляет 4 месяца. Когда будет принято положительное решение уже будет соблюден ценз оседлости в 1 год по РВП [3]. Срок предоставления ВНЖ с 2019 года - бессрочный. ВНЖ имеет ряд преимуществ, таких как: получение российской пенсии; ведение предпринимательской деятельности; получение бесплатной медицинской помощи; социальные гарантии, а также экономические права. Исключением является политические права, т.е. право избирать и быть избранным в представительные органы государственной и муниципальной власти, так же об этом еще упоминали в своих трудах Е.А. Никифорова и И.А. Цинделиани [5].

Подводя итог, следует отметить, что иностранец всегда будет ограничен в своих правах независимо от своего правового статуса. Приобретая статус в РФ, иностранец никогда не сможет замещать государственные должности в отличие от граждан РФ. Рассмотрев проблемы в данной статье по трем статусам иностранца в РФ можно сказать, что временное пребывание и разрешение на временное проживание (в ключе квоты) имеет свои недостатки, вводящие иностранного лица в состояние безвыходной ситуации. Если иностранец желает жить и работать в РФ, то такое право следовало бы ему предоставить после соответствующих проверок личности на отсутствие признаков, противоречащих интересам безопасности государства или подрывающих авторитет или существование государства в целом.

Библиогра фия:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 29.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с

11.01.2023).

2. Федеральный закон № 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" от 18.07.2006.

3. Федеральный закон № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002.

4. Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством РФ и Правительством Республики Таджикистан от 30.11.2000 (с изм. от 24.03.2005) "О взаимных безвизовых поездках граждан".

5. Никифорова Е.А., Цинделиани И.А. Миграционное право России. Учебник для бакалавров. - М.: Проспект, 2022. С. 38-39.

6. Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник - 5-е изд.,перераб. и доп. / Чиркин В.Е. - Москва: Норма, 2009. С. 128.

7. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры / Шахрай С.М. — Москва: Статут,

2017. С. 304.

8. Сводка основных показателей деятельности по миграционной ситуации в Российской Федерации за январь - ноябрь 2022 года // URL: https://media.mvd.ru/files/application/4641593 (дата обращения: 15.01.2023)

9. Сводка основных показателей деятельности по миграционной ситуации в Российской Федерации за январь - ноябрь 2021 года // URL: https://media.mvd.ru/files/application/2295228 (дата обращения: 15.01.2023)

10. Сводка основных показателей деятельности по миграционной ситуации в Российской Федерации за январь - ноябрь 2020 года // URL: https://media.mvd.ru/files/application/2007155 (дата обращения: 15.01.2023)

References:

1. The Code of the Russian Federation on Administrative Offences of 30.12.2001 No. 195-FZ (as amended on 29.12.2022) (with amendments and additions, intro. effective from 11.01.2023).

2. Federal Law No. 109-FZ "On Migration Registration of Foreign Citizens and Stateless Persons in the Russian Federation" dated 18.07.2006.

3. Federal Law No. 115-FZ "On the Legal Status of foreign Citizens in the Russian Federation" dated 25.07.2002.

4. Agreement between the Government of the Republic of Belarus, the Government of the Republic of Kazakhstan, the Government of the Kyrgyz Republic, the Government of the Russian Federation and the Government of the Republic of Tajikistan dated 30.11.2000 (with amendments. dated 24.03.2005) "On mutual visa-free travel of citizens".

5. Nikiforova E.A., Tsindeliani I.A. Migration law of Russia. Textbook for bachelors. - M.: Prospect, 2022. pp. 38-39.

6. Chirkin V.E. Constitutional law of Russia: Textbook - 5th ed., reprint. and additional / Chirkin V.E. - Moscow: Norma, 2009. p. 128.

7. Shakhray S.M. Constitutional law of the Russian Federation: textbook for academic undergraduate and graduate studies / Shakhray S.M. — Moscow: Statute, 2017.

p. 304.

8. Summary of the main indicators of the migration situation in the Russian Federation https://media.mvd.ru/files/application/4641593 (accessed: 15.01.2023)

9. Summary of the main indicators of the migration situation in the Russian Federation https://media.mvd.ru/files/application/2295228 (date of application: 15.01.2023)

10. Summary of the main indicators of the migration situation in the Russian Federation https://media.mvd.ru/files/application/2007155 (accessed: 15.01.2023)

for January - November 2022 // URL:

for January - November 2021 // URL:

for January - November 2020 // URL:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.