5'2018
Пробелы в российском законодательстве
13.2. ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ВЫДВОРЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)
Кодзокова Ляца Арсеньевна, канд. юрид. наук, майор полиции. Должность: преподаватель. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: Северо-Кавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра организации правоохранительной деятельности. E-mail: alida.eldarova@yandex.ru Аннотация: В статье рассматриваются административное выдворение как вид наказания, и помещение граждан в специальные учреждения как административная мера его обеспечения. Анализируются статистические данные о правонарушениях в сфере миграции по Кабардино-Балкарской республике на современном этапе.
Ключевые слова: административное выдворение, иностранцы, лица без гражданства, специальные учреждения, миграционный учет, ответственность.
PROBLEMS OF ADMINISTRATIVE EXPULSION (ОN THE EXAMPLE OF THE KABARDINO-BALKARIAN REPUBLIC)
Kodzokova Lyatsa Arsenyevna, PhD aat law, Police Major. Position: lecturer. Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Branch: North-Caucasian Institute of advanced training. Department: law enforcement organization chair. E-mail: alida.eldarova@yandex.ru
Annotation: The article considers administrative expulsion as a form of punishment, and placing citizens in special institutions as an administrative measure of its provision. The statistical data on violations in the sphere of migration in the Kabardino-Balkarian republic are analyzed at the present stage.
Keywords: administrative expulsion, foreigners, stateless persons, special institutions, migration accounting, responsibility.
При назначении административного выдворения как наказания, возможно применить такую меру обеспечения как помещение в спецучреждение для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации (РФ). [1]
Выдворение может быть в форме принудительного выдворения и добровольного контролируемого выезда, который осуществляется мигрантом самостоятельно.
Иностранные граждане, содержащиеся в специальном учреждении, должны соблюдать установленные распорядок дня, контрольно-пропускной и внутриобъ-ектовый режимы.
Законодательством установлен запрет на совершение ряда действий иностранными гражданами в период нахождения в спецучреждении. Среди которых употребление спиртных напитков и наркотических средств, игра в азартные игры; порча оборудования и мебели; использование самодельных или неисправных электроприборов, открытого огня; обмен или продажа вещей; пререкания с работниками, отказ или уклонение от выполнения их законных требований; уход с территории специального учреждения без сопровождения уполномоченных должностных лиц.
При наличии у иностранного гражданина, поступившего в специальное учреждение, телефона сотовой связи, он передается на хранение администрации учреждения и им разрешается пользоваться в установленное распорядком дня время. При выдворении иностранным гражданам возвращаются под расписку принятые у них на хранение при поступлении в специальное учреждение документы, деньги, ценные вещи и прочие предметы.
Полномочия по выдворению иностранных граждан возложены на службу судебных приставов.
Нужно отметить, что нередки случаи обжалования действий государственных органов, направленных на признание иностранных граждан нежелательными гостями РФ. Наиболее распространенными причинами, влекущими судебные разбирательства являются: просроченное покидание страны (истек срок юридической силы визы или максимального безвизового проживания); окончился срок действия разрешения на работу (патента), РВП, был аннулирован ВНЖ, подтверждающие легальность проживания; иностранное лицо не смогло получить статус беженца, утратило или лишилось его; въезд в страну был незаконен (осуществлен по фальшивым личным документам); нахождение на территории России иностранца было признано нежелательным.
Если постановление об административном выдворении вступило в силу, то вы ещё можете его обжаловать. В таком случае, если вы не нарушали закон, то в течение 10-дневного срока возможно обжалование в вышестоящих судебных инстанциях.
Немаловажно, что если обжалуется запрет за нарушение сроков пребывания, то применяются положения КАС РФ и административное исковое производство. А если обжалованию подлежит выдворение или депортация, то это уже нормы КоАП РФ и процедура подачи апелляционной или надзорной жалобы. Соответственно этому и деятельность судебной системы здесь будет совершено различной, и порядок обращения в суды также.
Если гражданин решил обжаловать административное выдворение за пределы РФ, то обращаться нужно не в любой суд, а только в вышестоящий по отношению к тому, который вынес изначальное постановление. Если жалоба подается в течении 10 дней после суда (апелляция), то подавать ее нужно прямо в суд, которым выдворение назначено, но рассматривать все равно будет суд вышестоящий. Так, в частности, в случаях, когда жалоба подается в течении 10 дней после суда, то постановление, которым и назначено административное выдворение, в силу не вступает.
В этот период, пока суд вышестоящей инстанции не примет решение по жалобе, данные о выдворении не вносятся в базы и въезд еще не закрывается. Если на этот период у иностранного гражданина есть документы по пребыванию, то его к выезду обязать никто не вправе. В ряде случаев это пребывание ему и вовсе продлевается. А вот когда суд жалобу рассмотрел и отказал - выезжать нужно уже в обязательном порядке. Совсем иная картина при обжаловании в надзорной инстанции - то есть в тех случаях, когда оно производится по истечении 10 дней после суда.
Если человек выдворяется Пограничной службой ФСБ при попытке пересечь границу с другими документами, то тогда продолжительность запрета на въезд будет составлять год. В других случаях стандартный срок выдворения составляет пять лет. [2]
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ВЫДВОРЕНИЕ
Кодзокова Л.А.
Последствием административного выдворения также является отказ в виде на жительство, на получение гражданства или временного проживания.
Из Кабардино-Балкарии (КБР) в первом полугодии 2016 года депортированы 262 иностранца. За 6 месяцев в КБР проведено более 9 тысяч превентивных мероприятий. К административной ответственности привлечено 687 человек, в отношении 262 иностранцев судебными органами приняты решения о депортации. По фактам неправомерной выдачи иностранцам паспортов граждан РФ проведен ряд служебных разбирательств, по результатам которых более 20 документов признаны недействительными. Соответственно, в ряде заявлений о вступлении в российское гражданство было отказано. Очевиден был рост количества мигрантов из стран Закавказья, Средней и Юго-Восточной Азии и стремление значительного их количества в обход установленного законом порядка легализоваться в республике. Данные факторы могут быть использованы для проникновения на территорию республики эмиссаров спецслужб иностранных государств, членов зарубежных террористических и экстремистских организаций, пособников бандформирований, а также для организации каналов переправки финансовых средств и оружия участникам бандформирований. За 2016 год с территории КБР по линии ведомства за пределы РФ выдворено 474 иностранных граждан. В основном мигранты - жители ближнего зарубежья. Зачастую среди них граждане Вьетнама, Узбекистана, Казахстана, Китая и Армении. [3]
В связи с пребыванием мигрантов криминогенная обстановка в республике в 2016 году опасений не вызывала, так как иностранцами было совершено 17, а в их отношении 21 преступление, что составляет 0,8 процента от общего количества преступлений совершенных в КБР за 2016 год.
По данным Госкомзанятости населения КБР, на 2016 год была установлена квота на привлечение иностранных граждан в количестве 797 человек. На 2017 год эту цифру уменьшили почти вдвое - 490. За этот период выдано разрешение на работу 253 иностранным гражданам. Использование работодателями квоты составило 31,7 процента. Однако 4,5 тысячи иностранных гражданин работают в КБР по патентам, предоставленным Управлением по вопросам миграции МВД по КБР.
В 2017 году на миграционный учет по месту пребывания поставлено более 28 тыс. человек, из стран азиатского региона поставлено на учет 6847 человек, более 80% из этого числа - граждане Узбекистана. По-прежнему целью прибытия иностранных граждан в республику остаются туризм, учеба и работа. Количество иностранных студентов в КБР - 995. 4993 патента выдано иностранным гражданам на осуществление трудовой деятельности на территории республики. Временное убежище было предоставлено 58 гражданам, при этом с ходатайствами о признании беженцами эти граждане не обращались.
На постоянной основе ведутся оперативно-профилактические операции в отношении иностранных граждан - выходцев из центрального Азиатского региона. Это страны с высокой террористической активностью. В ходе операции было возбуждено 26 уголовных дел, выявлены миграционные преступления, 308 административных правонарушений, 187 иностранных граждан были выдворены из страны. В отношении прибывающих в КБР иностранных граждан проведено более 12 800 проверок по предупреждению
правонарушений в рассматриваемой сфере. По материалам МВД по КБР судами вынесено 343 постановления о выдворении, направлено около 900 представлений для закрытия въезда в Россию иностранным гражданам.
Конечно, ситуация в КБР продолжает оставаться сложной, что обусловлено процессом миграции в РФ людей из зон нестабильности. Но в КБР компетентными органами постоянно принимаются превентивные меры, которые обеспечивают ситуацию, при которой иностранные граждане, въезжающие на территорию республики, не создают угрозу безопасности.
Список литературы:
1. Правила содержания (пребывания) в специальных учреждениях МВД РФ или его территориального органа иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы РФ в форме принудительного выдворения за пределы РФ, депортации или реадмиссии / Постановление Правительства РФ от 30.12.2013 № 1306 (ред. от 17.06.2016 № 554). Ст. 1.
2. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.2002 №115-ФЗ (ред. от 27.06.2018). Ст. 31. П. 9.
3. Портал правовой статистики: http://crimestat.ru/.
Рецензия
на научную статью «Проблемы административного выдворения (на примере Кабардино-Балкарской республики)» преподавателя кафедры ОПД, кандидата юридических наук, майора полиции Кодзоковой Ляцы Арсеньевны
Представленная для рецензирования статья посвящена актуальным проблемам, связанным с административным выдворением иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации на современном этапе.
В отличии от других государств для России основным стержнем проблемы выступает борьба с огромным количеством нелегальных трудовых мигрантов, что и является основанием для применения административного выдворения как меры наказания за правонарушение.
В статье автор справедливо указывает на проблемы связанные с процедурой выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства. В частности, речь идет о порядке и сроках содержания и обжалования решения о помещении в спецучреждение.
На основе статистических данных по КБР автор приводит факты ведения государством в лице компетентных органов большой профилактической работы по предупреждению правонарушений в сфере миграции.
Автор отмечает, что миграционная ситуация в КБР продолжает оставаться сложной, что обусловлено процессом миграции в РФ людей из зон нестабильности. Но при этом в КБР постоянно принимаются превентивные меры, которые обеспечивают ситуацию, при которой иностранные граждане, въезжающие на территорию республики, не создают угрозу безопасности.
Статья полностью соответствует требованиям и может быть опубликована в открытой печати.
Рецензент:
Старший преподаватель кафедры ОПД СКИ(ф) КрУ МВД России, к.ю.н., подполковник полиции Гутиева И.Г.
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 87,14%