23. UTSGA AS KBR [OCSA AS KBR], f. I-6, inv. 1, storage unit 813.
24. UTSGA AS KBR [OCSA AS KBR], f. I-6, inv. 1, storage unit 767.
Статья поступила в редакцию 08.02.2023; одобрена после рецензирования 20.02.2023; принята к публикации 15.03.2023.
The article was submitted 08.02.2023; approved after reviewing 20.02.2023; accepted for publication 15.03.2023.
Научная статья
УДК 94(470.6)+930.2
DOI 10.18522/2072-0181-2023-113-88-93
ПРАВОВОЙ СТАТУС И ОБЪЕМ ПОЛНОМОЧИЙ КАЗНАЧЕЯ КАБАРДИНСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ СУММЫ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ НАРОДОВ КАВКАЗА В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
М.Х. Бербекова
LEGAL STATUS AND SCOPE OF POWERS OF THE TREASURER
OF THE KABARDIAN PUBLIC SUM IN THE CONDITIONS OF INTEGRATION OF THE PEOPLES OF THE CAUCASUS INTO THE ECONOMIC SYSTEM OF RUSSIA IN THE SECOND HALF OF
THE 19TH CENTURY
M.Kh. Berbekova
Включение народов Центрального Кавказа в экономическую систему Российской империи во второй половине XIX - начале ХХ в. сопровождалось введением несвойственных для их соционорматив-ной культуры должностей в новых финансовых учреждениях. Одним из примеров такой интеграции было появление должности казначея Кабардинской общественной суммы (далее - Сумма) в Кабардинском (Нальчикском) окружном правлении - служащего, ответственного за учет и движение денежных средств в регионе, за счет которых финансировалась деятельность важных объектов социальной и экономической инфраструктуры и выдавались займы населению под проценты. Поэтому изучение его правового статуса и определение объема полномочий казначея Суммы представляется важной научной задачей,
Бербекова Марина Хасанбиевна - аспирант Кабардино-Балкарского научного центра Российской академии наук, ассистент кафедры теории и истории государства и права Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова, 360003, Кабардино-Балкарская республика, г. Нальчик, Долинск, ул. Балкарова, 2, e-mail: yucatan_line@mail.ru, т.: 8(8662)720112.
так как дает возможность глубже исследовать особенности институционализации финансово-хозяйственных отношений в регионе на этапе перехода региона к военно-народному управлению, а также охарактеризовать появление условий по предоставлению населению кредитов на различные нужды и т.п.
Основные аспекты функционирования Суммы в разное время так или иначе затрагивались в трудах А.Х. Абазова, Г.В. Баева, Ж.А. Калмыкова, Т.Х. Кумыкова, И.С. Пазова, Д.Н. Прасолова [1-11], а также в некоторых обобщающих работах по истории и этнографии кабардинцев и балкарцев [12; 13]. Авторы этих работ характеризовали деятельность Суммы в контексте функционирования народного кредита в Терской области, развития социально-экономических отношений, установления российской админи-
Marina Berbekova - Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, Kabardino-Balkarian State University named after Kh.M. Berbekov, 2 Balkarov Street, Dolinsk, Nalchik, Kabardino-Balkarian Republic, 360003, e-mail: yucatan_line@mail.ru, tel.: 8(8662)720112.
страции, деятельности судебных учреждений в условиях интеграции региона в политико-правовое пространство Российской империи, развития институтов местного самоуправления, формирования общественного капитала и т.п. Вместе с тем доступная источниковая база позволяет ставить и решать проблемы характеристики правового статуса и определения объема полномочий казначея Суммы в условиях перехода региона к военно-народному управлению. Так, материалы о деятельности казначея Суммы во второй половине XIX - начале ХХ в. отложились в специальном фонде (Ф. И-26) Управления Центрального государственного архива Архивной службы Кабардино-Балкарской Республики (г. Нальчик, КБР). Там сохранились учетные книги Суммы (книги прихода и расхода капитала, книги регистрации прихода и расхода залогов, годовые отчеты казначея и т.п.); рапорты должностных лиц о движении средств; отчеты о поступлении и расходовании денег; ведомости должников и т.п. Эти материалы вполне позволяют ставить и решать вопросы определения правового статуса и круга обязанностей казначея Суммы в рассматриваемый период.
Так, впервые правовой статус и полномочия казначея Суммы были закреплены 9 сентября 1857 г., когда на рассмотрение начальника Левого крыла Кавказской линии был направлен проект Положения об управлении Кабардинской общественной суммой [14, л. 3]. Проект состоял из 27 параграфов, некоторые из них были атрибутированы примечаниями. В документе отмечалось, что должностным лицом, ответственным за бухгалтерию и хранение средств Суммы, следует назначить особого казначея «на первый раз из русских обер-офицеров с добавочным жалованием 150 руб. на счет этой суммы, а когда отыщутся между... [представителями местного населения] офицеры, способные к несению этой должности, предоставить народу выбрать их» [14, л. 4].
Первым казначеем Суммы, назначенным 25 сентября 1859 г. командующим войсками Левого крыла Кавказской линии после принятия Положения об управлении Суммой, был поручик Терехов [14, л. 19]. При этом в письме начальнику Кабардинского округа отмечалось, что он назначен с условием, чтобы впоследствии на основании п. 3 проекта Положения «приискать для исполнения означенной должности способного офицера из... [представителей местного населения]» [14, л. 19]. В свою очередь, начальник округа, допуская поручика Терехова к исполне-
нию обязанностей казначея, сделал распоряжения о выделении ему из средств Суммы денег на канцелярские расходы, на добавочное жалование и на текущее содержание Кабардинской школы [14, л. 21-21 об.].
Также начальник Кабардинского округа высказал казначею ряд рекомендаций по ведению делопроизводства и порядку учета приходящих и расходных сумм и выдаваемых населению документов. В частности, он отмечал, что средства, которые будут поступать ему под отчетность на основании его предписаний, необходимо записывать в специальные шнуровые книги за подписью самого казначея и прилагать к ним соответствующие предписания. Прошения от представителей местного населения о выдаче свидетельств из окружного народного суда с оценкой закладного имущества и скота также было необходимо учитывать соответствующим порядком, делая записи в книге учета залогов. Прошения от населения с подкрепленными свидетельствами и резолюцией начальниками округа должны быть сначала зафиксированы в общем журнале окружного правления, а после - переданы на исполнение и учет казначея. Казначей, в свою очередь, был обязан вести учет всех поступающих от начальника округа документов, фиксировать их во входящем журнале и подготавливать на каждое одобренное прошение по три ордера: о выписке в расход выдаваемых денег, о записи процентов от выдаваемых займов и о записи залогов. Выданные судом свидетельства подлежали хранению в делах казначея вместе с прошениями. Проценты, поступавшие в Сумму за пользование займами в начале каждого календарного года, переходили под ответственность казначея, учитывались в книге прихода процентов и были обеспечены приходными ордерами. Такой порядок применялся и в отношении закладного имущества и скота, подлежащих возвращению после полного погашения должником суммы займа. Казначей был обязан ежемесячно к 25-му числу отчитываться о проделанной работе перед начальником округа [15].
Положение об управлении Суммой определяло, что на должность казначея должен избираться представитель местного населения -офицер, состоявший на российской службе. Однако это правило на рубеже Х1Х-ХХ вв. соблюдалось не всегда. С 1889 по 1900 г. казначеями избирались Х. Тавкешев, князь М. Атажукин, князь И. Иналов. Из них в офицерском звании состоял только Х. Тавкешев. В это время жалование казначея составляло
1000 руб. в год и по-прежнему выплачивалось за счет средств Суммы [16].
Для ежемесячной проверки деятельности Суммы, движения ее средств и проверки бухгалтерии предполагалось создать специальную комиссию, состоящую из военного начальника и двух членов суда*. Для хранения средств Суммы и закладного имущества в окружном правлении предусматривалось специальное помещение со шкафом, для охраны которого назначался караул из служащих Нальчикского гарнизона. Ответственным за хранение ключей от этого шкафа назначался казначей. Проект предполагал ведение специальной книги для учета прихода и расхода Суммы. Ответственным за ведение записей в книге назначался казначей отделения. Основанием для внесения записей в книгу считалось предписание начальника округа. Переписка отделения по примеру деятельности других отделений окружного управления должна была производиться от имени и за подписью начальника округа. Вообще при отделении предполагалось вести три книги: для записи прихода и расхода средств суммы, для записи прихода и расхода залогов (закладных вещей и скота) и для записи прихода и расхода «канцелярской суммы» (т.е. средств, затрачиваемых на канцелярские товары из Суммы, но не более чем 50 руб. в год) [14, л. 4 об.]. Порядок и форма ведения этих книг предусматривались такие же, как и для ведения книг военного имперского казначейства. В конце календарного года эти книги предполагалось предоставлять на проверку указанной выше комиссии, а после через начальника округа - на проверку командующему войсками на Кавказе. Также его проверке подлежали и текущие ведомости суммы и залогов.
В конце 50-х гг. XIX в. учреждением, ответственным за ведение Суммы, стало Кабардинское окружное правление, а казначей, по сути, являлся его служащим. Все поступления денежных средств в Сумму санкционировались предписанием начальника округа. При казначее функционировала канцелярия [17, л. 3]. Работники канцелярии, так же как и казначей, за отправление возложенных на них полномочий получали регулярное жалование из средств Суммы [17, л. 12]. Казначей напрямую подчинялся начальнику округа, состоял с ним в переписке по вопросам учета прихода и расхода средств суммы, вел учет жителей округа, которым выданы займы, вел книги прихода и расхода средств
* На момент составления проекта Положения -Кабардинского временного суда.
суммы, книги учета и движения полученного залога и т.п.
После принятия Положения об управлении общественной суммой в 1859 г. началась активная работа по упорядочению ее деятельности и переучету средств, двигавшихся по Сумме до 1858 г. С этой целью управление Кабардинского округа состояло сначала в переписке с начальством Левого крыла Кавказской линии, а после его ликвидации - с Терским областным правлением и другими структурами, ответственными за контроль финансовых операций в регионе. Одним из первых распоряжений начальника Кабардинского округа в адрес казначея Терехова было предписание о записи в книгу суммы прихода, обеспеченного ломбардными билетами общей стоимостью 16 089 руб. [14, л. 21]. Анализ ведомостей учета ломбардных билетов и полученных по ним кредитов показывает, что в этой части Сумма состояла в деловых отношениях с Московской сохранной казной, Санкт-Петербургской сохранной казной, Закавказским приказом общественного призрения [14, л. 27 -27 об.] и другими организациями. Интересы Суммы в этом взаимодействии представлял казначей.
Кроме того, казначей подавал в Кабардинской окружной народный суд (а с 1870 г. -Нальчикский горский словесный суд) исковые заявления о взыскании долгов с недобросовестных заемщиков средств и представлял интересы Суммы в ходе судебных разбирательств [18].
В начале 60-х гг. XIX в. в казначейском отделении Терского областного правления был подготовлен доклад на основе анализа предоставленных нальчикским окружным правлением документов о деятельности Суммы в 50-х гг. XIX в. [14, л. 67 - 72 об.]. В нем отмечалось, что изначально было передано из управления бывшего Центра Кавказской линии в Штаб войск Терской области с долгами и ломбардными билетами 47 127 руб. 32 коп. [14, л. 67]. Из этой суммы было израсходовано 44 709 руб. 71 коп. Остаток составлял 2 418 руб. 25 коп. Эти средства предполагалось направить под ответственность начальника Кабардинского округа и для передачи под отчетность казначея Суммы [14, л. 67].
С конца 50-х гг. XIX в. после принятия Положения о Кабардинской общественной сумме начала практиковаться новая форма фиксирования движения денежных средств Суммы. Книга регистрации прихода и расхода капитала Суммы открывалась на основании предписания началь-
ника Кабардинского округа, он же вместе с казначеем фиксировал и сумму остатка, подлежавшего записи в новую книгу [17, л. 1 об.]. Например, в книге на 1859 г. отмечалось: «Записанные на приход деньги, перенесенные из законченной на 1859 г. книги оставшегося наличного остатка Кабардинской общественной Суммы, всего кредитными бумагами четыре тысячи семьсот шестьдесят четыре рубля, а серебром две с половиной копейки» [17, л. 1 об.]. Ответственным за ведение учетных записей был казначей Суммы. Факты получения средств из Суммы либо возвращения средств скреплялись подписями или печатями непосредственных участников финансовых отношений [17, л. 3].
Отдельным документом Суммы была книга регистрации прихода и расхода залогов [19]. В конце 50-х - начале 60-х гг. XIX в. ведение, открытие новой книги, закрытие старой, перенос сведений из новой в старую, внесение сведений о новых действиях также санкционировались предписанием начальника Кабардинского округа. Ответственным за ведение этой книги тоже был казначей, книга хранилась в канцелярии отделения Суммы.
В конце 70-х - начале 80-х гг. XIX в. казначей продолжал поставлять начальнику округа ежемесячные отчеты о приходе и расходе капитала Суммы и о приходе и расходе залогов Суммы [20]. В конце 80-х гг. XIX в. возникала необходимость упорядочения подходов к учету средств, поступавших за счет денег, выручаемых на основании решений суда от взыскания штрафов за преступления представителей местного населения. Для этого начальник Терской области в специальном распоряжении от 3 июля 1889 г. предложил ряд мер: во-первых, завести в отделении общественной суммы при окружном правлении специальную шнуровую книгу для записи сумм, поступавших от уплаты штрафов за преступления (к преступлениям, помимо прочего, приравнивалось и сокрытие следов преступления и укрывательство преступников); во-вторых, получать предварительное разрешение начальника округа на каждый факт расходования средств Суммы; в-третьих, ежемесячно (не позднее 10-го числа каждого месяца) отчитываться перед начальником Терской области о приходе и расходе денежных средств в сумму [21, л. 1]. Для этого в управлении Нальчикского округа была разработана и предложена казначею специальная форма для учета прихода и расхода штрафных сумм, взыскиваемых за преступления с жителей округа. Примечательно, что от-
дельному учету подлежали суммы, взыскиваемые на основании распоряжения командующего войсками округа на основании предписания начальника Терской области и наказного атамана и вынесения общественного приговора решением горского словесного суда, также одобренного начальником Терской области и наказным атаманом [21, л. 3 - 3 об.]. Однако следует учитывать, что часть поступавших средств направлялась на компенсацию материальных убытков потерпевших.
В последней трети XIX - начале ХХ в. деятельность казначея находилась под контролем должностных лиц Нальчикского окружного правления и горского словесного суда. При окружном правлении продолжали функционировать специализированные комиссии по проверке деятельности Суммы. В это время ежемесячную отчетную документацию казначея инспектировали члены ревизионной комиссии, в состав которой входили начальник округа, его старший и младший помощники и два депутата - члены Нальчикского горского словесного суда [22]. Отчеты о деятельности ревизионной комиссии поступали на рассмотрение начальника Терской области.
В некоторых случаях Нальчикское областное правление проявляло инициативу по обсуждению на Съездах доверенных сельских обществ Большой и Малой Кабарды и пяти горских обществ вопросов деятельности Суммы и избрания ее казначея. Например, 16 декабря 1897 г. начальник Терской области предписал начальнику Нальчикского округа вынести на обсуждение Съезда доверенных вопрос о проведении выборов нового казначея, с тем чтобы это была отдельная должность и он не совмещал ее ни с какой другой должностью. Также было инициировано создание специальной комиссии из трех человек, которая вместе с избранным казначеем должна была проверить все финансовые операции по Сумме за последнее время и о результатах доложить начальнику Терской области [23, л. 81-82]. Впоследствии, как установил Д.Н. Прасолов, наделение отдельных доверенных специальными полномочиями или создание особых комиссий «для проверки общественных капиталов и подготовки учреждения на основе К[абардинской] О[бщественной] С[уммы] общественного банка» стало процедурной традицией в деятельности Съездов доверенных [11, с. 31].
Решение вопросов о сборе долгов у заемщиков из Суммы было одним из важных направлений деятельности окружного правления
в начале ХХ в. Инициатором взимания денег по долгам или несвоевременно уплаченным займам был казначей. Он направлял письма старшинам населенных пунктов с информацией об образовавшихся задолженностях и поручением взыскания их с жителей подведомственных им населенных пунктов. В свою очередь, должники часто обращались на имя начальника округа с просьбами отсрочить возвращение полученных займов под разными предлогами. Свои прошения они подкрепляли удостоверениями сельского старшины о собственной финансовой состоятельности и подписками поручителей о согласии продлить срок поручительства. Кроме того, по каждому новому займу или отсрочке уплаты уже полученного займа Нальчикский горский словесный суд делал запросы казначею Суммы о предоставлении информации о наличии или отсутствии других займов у просителей [23, л. 14].
Таким образом, впервые правовой статус казначея Суммы был определен в 1857 г. после утверждения наместником Кавказа Положения о Кабардинской общественной сумме и в условиях перехода региона к военно-народному управлению и образования Кабардинского округа. Положение закладывало перспективу изменения порядка назначения на должность казначея. Поначалу устанавливалось, что таковым мог назначаться российский офицер с выплатой жалования за работу, впоследствии на эту должность мог быть избран в ходе голосования на собрании делегатов от народа компетентный представитель местного населения. В процессе деятельности Суммы правовой статус и набор полномочий ее казначея мог уточняться и дополняться на основе распоряжений и инструкций его непосредственного руководителя в лице начальника округа. Анализ нормативных и делопроизводственных документов показал, что казначей отвечал за учет и хранение средств Суммы и закладного имущества, ведение книги регистрации прихода и расхода Суммы, регистрации принятых и выданных залогов, организацию документооборота по управлению Суммой, составление текущих и периодических отчетов, подготовку и подачу исковых заявление в суд о возврате долгов недобросовестных заемщиков, представление интересов Суммы в ходе судебных разбирательств, ведение учета прихода и расхода штрафных сумм, взыскиваемых за преступления с жителей округа, и т.п. Все это позволяет определить должность казначея Кабардинской общественной суммы как одну из ключевых в административной системе Нальчикского округа во второй
половине XIX - начале ХХ в., на этапе интеграции региона в финансово-экономическую систему Российской империи. Изучение этой темы открывает дополнительные исследовательские перспективы в области нормативно-правового регулирования деятельности финансовых учреждений и должностных лиц Терской области в дореволюционное время, а также может учитываться в современной административно-экономической практике властей в ходе разработки положений и инструкций для работников финансовой, банковской и кредитной систем.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абазов А.Х. Народы Центрального Кавказа в судебной системе Российской империи в конце XVШ - начале ХХ в. Нальчик: Печатный двор, 2016. 264 с.
2. Абазов А.Х. Финансовый аспект административно-территориальных преобразований на Северном Кавказе на рубеже 50-х - 60-х гг. XIX вв. // Вестник Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований. 2019. № 4-1. С. 36-42.
3. Баев Г.В. Народный кредит в Терской области. Владикавказ: Тип. Сергея Назарова, 1908. 56 с.
4. Калмыков Ж.А. Установление русской администрации в Кабарде и Балкарии (конец XVIII - начало XX в.). Нальчик: Эльбрус, 1995. 123 с.
5. Кумыков Т.Х. Социально-экономические отношения и отмена крепостного права в Кабарде и Бал-карии (1800-1869-е гг.). Нальчик: Каб.-Балк. кн. изд-во, 1959. 172 с.
6. Кумыков Т.Х. Экономическое и культурное развитие Кабарды и Балкарии в XIX веке. Нальчик: Каб.-Балк. кн. изд-во, 1965. 418 с.
7. Пазов И.С. Общественный капитал Нальчикского округа в начале XX века // Современные исследования социальных проблем. 2019. Т. 11. С. 170-190.
8. Пазов И.С. Финансы и экономика Нальчикского округа в начале XX века (1905-1917 гг.) // Кавка-зология. 2018. № 4. С. 42-64.
9. Прасолов Д.Н. «Вся Кабарда встретит этот акт с чувством великого нравственного удовлетворения...». Статья Г. Баева «О присоединении Малой Кабарды к Большой» // Кавказология. 2021. № 4. С. 86-107.
10. Прасолов Д.Н. Просветительские практики и интеллектуальная культура коренного населения Северного Кавказа в условиях имперской модернизации (школьный вопрос на съездах доверенных Нальчикского округа в последней трети XIX - начале XX в.) // Кавказология. 2019. № 2. С. 37-54.
11. Прасолов Д.Н. Съезды доверенных в практиках местного самоуправления кабардинцев и балкарцев во второй половине XIX - начале ХХ в. Нальчик: ИГИ КБНЦ РАН, 2019. 208 с.
12. Века совместной истории: народы Кабардино-Балкарии в российском цивилизационном процессе (1557-1917 гг.). Нальчик: ИГИ КБНЦ РАН, 2017. 544 с.
13. Россия и народы Северного Кавказа в XVI - середине XIX века: социокультурная дистанция и движение к государственно-политическому единству. Нальчик: ИГИ КБНЦ РАН, 2018. 268 с.
14. УЦГА АС КБР (Управление центрального государственного архива Архивной службы Кабардино-Балкарской Республики). Ф. И-26. Оп. 1. Д. 5.
15. УЦГА АС КБР. Ф. И-26. Оп. 1. Д. 7. Л. 2. - 2 об.
16. УЦГА АС КБР. Ф. И-6. Оп. 1. Д. 723. Л. 90-91.
17. УЦГА АС КБР. Ф. И-2. Оп. 1. Д. 31.
18. ЦГА РСО-Алания (Центральный государственный архив Республики Северная Осетия - Алания). Ф. 12. Оп. 3. Ед. хр. 723. Л. 116.
19. УЦГА АС КБР. Ф. И-2. Оп. 1. Д. 32. Л. 32.
20. УЦГА АС КБР. Ф. И-26. Оп. 1. Д. 8. Л. 2. - 4 об.
21. УЦГА АС КБР. Ф. И-6. Оп. 1. Д. 19.
22. УЦГА АС КБР. Ф. И-26. Оп. 1. Д. 25. Л. 6.
23. УЦГА АС КБР. Ф. И-6. Оп. 1. Д. 349.
REFERENCES
1. Abazov A.Kh. Narody Tsentralnogo Kavkaza v su-debnoy sisteme Rossiyskoy imperii v kontse XVIII -nachale XX v. [The people of Central Caucasus Mountains in the judicial system of the Russian Empire at the end of XVIII - the beginning of the 20th century] Nalchik, Pechatnyy dvor, 2016, 264 p.
2. Abazov A.Kh. Vestnik Kabardino-Balkarskogo insti-tuta gumanitarnykh issledovaniy, 2019, no № 4-1, pp. 36-42.
3. Baev G.V. Narodnyy kredit v Terskoy oblasti [National credit in the Tersky Region]. Vladikavkaz, Sergey Nazarov Printing House, 1908, 56 p.
4. Kalmykov Zh.A. Ustanovlenie russkoy adminis-tratsii v Kabarde i Balkarii (konets XVIII - nachalo XX v.) [The establishment of the Russian administration in Kabarda and Balkaria (late XVIII - early XX centuries)]. Nalchik, Elbrus, 1995, 123 р.
5. Kumykov T.Kh. Sotsialno-ekonomicheskie ot-nosheniya i otmena krepostnogo prava v Kabarde i Balkarii (1800-1869-e gg.) [Socio-economic relations and the abolition of serfdom in Kabarda and Balkaria (1800-1869)]. Nalchik, Kabardino-Balkarian Book Publishing House, 1959, 172 р.
6. Kumykov T.Kh. Ekonomicheskoe i kul'turnoe raz-vitie Kabardy i Balkarii v XIX veke [Economic and cultural development of Kabarda and Balkaria in the 19th century]. Nalchik, Kabardino-Balkarian Book Publishing House, 1965, 418 p.
7. Pazov I.S. Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem, 2019, vol. 11, pp. 170-190.
8. Pazov I.S. Kavkazologiya, 2018, no. 4, pp. 42-64.
9. Prasolov D.N. Kavkazologiya, 2021, no. 4, pp. 86107.
10. Prasolov D.N. Kavkazologiya, 2019, no. 2, pp. 3754.
11. Prasolov D.N. Siezdy doverennykh vpraktikakh mes-tnogo samoupravleniya kabardintsev i balkartsev vo vtoroy polovine XIX - nachale ХХ v. [Congresses of trusted in the practices of local self-government of Kabardians and Balkars in the second half of the 19th - early 20th centuries]. Nalchik, Institute for Humanitarian Research of the Kabardino-Balkarian Scientific Center RAS, 2019, 208 р.
12. Veka sovmestnoy istorii: narody Kabardino-Balkarii v rossiyskom tsivilizatsionnom protsesse (15571917 gg.) [Centuries of joint history: the peoples of Kabardino-Balkaria in the Russian civilizational process (1557-1917)]. Nalchik, Institute for Humanitarian Research of the Kabardino-Balkarian Scientific Center RAS, 2017, 544 р.
13. Rossiya i narody Severnogo Kavkaza vXVI - seredine XIX veka: sotsiokulturnaya distantsiya i dvizhenie k gosudarstvenno-politicheskomu edinstvu [Russia and the peoples of the North Caucasus in the XVI - mid-XIX centuries: sociocultural distance and movement towards state-political unity]. Nalchik, Institute for Humanitarian Research of the Kabardino-Balkarian Scientific Center RAS, 2018, 268 р.
14. UTsGA AS KBR (Upravlenie tsentralnogo gosu-darstvennogo arkhiva Arkhivnoy sluzhby Kabardino-Balkarskoy Respubliki [OCSA AS KBR (Office of the Central State Archive of the Archive Service of the Kabardino-Balkarian Republic)]), f. I-26, inv. 1, case 5.
15. UTsGA AS KBR [OCSA AS KBR], f. I-26, inv. 1, case 7, sh. 2 - 2 rev.
16. UTsGA AS KBR [OCSA AS KBR], f. I-6, inv. 1, case 723, sh. 90-91.
17. UTsGA AS KBR [OCSA AS KBR], f. I-2, inv. 1, case
31.
18. Tsentralnyy gosudarstvennyy arkhiv Respubliki Severnaya Osetiya - Alaniya) [Central State Archive of the Republic of North Ossetia - Alania)], f. 12, inv. 3, case 723, sh. 116.
19. UTsGA AS KBR [OCSA AS KBR], f. I-2, inv. 1, case
32, sh. 32.
20. UTsGA AS KBR [OCSA AS KBR], f. I-26, inv. 1, case 8, sh. 2 - 4 rev.
21. UTsGA AS KBR [OCSA AS KBR], f. I-6, inv. 1, case 19.
22. UTsGA AS KBR [OCSA AS KBR], f. I-26, inv. 1, case 25, sh. 6.
23. UTsGA AS KBR [OCSA AS KBR], f. I-6, inv. 1, case 349.
Статья поступила в редакцию 07.02.2023;
одобрена после рецензирования 20.02.2023; принята к публикации 15.03.2023.
The article was submitted 07.02.2023;
approved after reviewing 20.02.2023; accepted for
publication 15.03.2023.