Научная статья на тему 'Правовой режим товара как объекта торговой деятельности'

Правовой режим товара как объекта торговой деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2165
405
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТОВАР / ОБЪЕКТ / ТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТОРГОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ГОСУДАРСТВО / ПРОИЗВОДСТВО / ПРОДУКЦИЯ / ВЕЩЬ / ОБОРОТ / КУПЛЯ-ПРОДАЖА / GOODS / OBJECT / TRADE ORGANIZATIONS / STATE / PRODUCTION / THING / TRADE ACTIVITY / TURN / PURCHASE AND SALE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Васильев Г. Н.

В статье проводится исследование понятия товара как объекта торговли и торговой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Автором исследуются вопросы оборотоспособности товара и ее ограничения, юридической квалификации товаров, и некоторые вопросы их классификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGIME OF GOODS AS OBJECT OF TRADE ACTIVITY

In article research of concept of goods as object of trade and trade activity according to the legislation of the Russian Federation is conducted. The author investigates questions of turnover ability of goods and its restriction, legal qualification of goods, and some questions of their classification.

Текст научной работы на тему «Правовой режим товара как объекта торговой деятельности»

3. Пустовитова, Т.И. Стратегические направления развития инвестиционной составляющей // Стратегические направления развития экономики в условиях кризиса / Сборник научных работ сотрудников, студентов и аспирантов МАОК. Выпуск 4. М.: РИО

МАОК, 2010. С.58-69.

4. Рагулина, Ю.В. Моделирование процессов разработки и принятия управленческого решения // Микроэкономика. 2008. Т.2. С. 4-9.

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ТОВАРА КАК ОБЪЕКТА ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Васильев Г.Н., аспирант Российского государственного гуманитарного университета

В статье проводится исследование понятия товара как объекта торговли и торговой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Автором исследуются вопросы оборотоспособности товара и ее ограничения, юридической квалификации товаров, и некоторые вопросы их классификации.

Ключевые слова: товар, объект, торговая деятельности, торговые организации, государство, производство, продукция, вещь, оборот, купля-продажа.

LEGAL REGIME OF GOODS AS OBJECT OF TRADE ACTIVITY

Vasilyev G., the post-graduate student of Russian State University for the Humanities

In article research of concept of goods as object of trade and trade activity according to the legislation of the Russian Federation is conducted. The author investigates questions of turnover ability of goods and its restriction, legal qualification of goods, and some questions of their classification.

Keywords: goods, object, trade activity, trade organizations, state, production, thing, turn, purchase and sale.

Торговая деятельность всегда предполагает возникновение прав и обязанностей относительно определенного предмета - товара, на который формируется спрос и осуществляется предложение.

Как указывается некоторыми авторами, понятие «товар» зачастую смешивается с понятием «продукция». При этом товаром следует называть вещи, созданные в процессе производства, а также полученные при осуществлении других видов деятельности.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О техническом регулировании» продукция представляет собой результат деятельности, который выражен в материально-вещественной форме и предназначен для использования в дальнейшем в хозяйственной или иной цели.

В то же время товар является объектом гражданских прав в овеществленной форме, хотя и понятие товара напрямую в гражданском законодательстве отсутствует. Однако ГК РФ практически не разделяет понятия «вещь» и «товар», так как в различных нормах данные понятия рассматриваются как синонимы. Так, например, положения главы 30 ГК РФ о купле-продаже, в частности, п. 1 ст. 454 прямо указывает, что продавец обязуется передать покупателю вещь (товар), то есть отождествляет оба этих понятия. В то же время п. 1 ст. 455 ГК РФ устанавливает, что товаром по договору купли-продажи являются любые вещи, не ограниченные в обороте согласно ст. 129 ГК РФ.

Некоторыми авторами под товарами понимаются вещи, определенные либо родовыми, либо индивидуально определенными признаками, предназначенные для купли-продажи или иного внедрения в гражданский оборот1. Антимонопольное законодательство определяет товары как объекты гражданских прав, предназначенные для купли-продажи, обмена или совершения иных сделок и обязательств2. Такое определение в целом отвечает тем, которые были приведены ранее, и свидетельствует о необходимости закрепления соответствующих признаков товаров в гражданском законодательстве.

Отсутствие централизованного общего понятия товара в этой связи вызывает массу проблем и широких трактований не только в литературе, но и нормативных правовых актах. В Федеральном законе «О рекламе»3 и Федеральном законе «О защите конкуренции»4 товар квалифицирован как продукт соответствующей деятельности, включающий работы и услуги, который предназначается продажи, обмена или иного использования в обороте.

В соответствии с ГОСТом Р 51303-99 к товарам относится любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи.

Как было указано, одним из критериев отнесения вещи к товару является ее оборотоспособность, основанная на движении товара путем совершения различных сделок, опосредующих этот процесс и включающих производство товара, его продвижение на рынке и потребление.

В соответствии со ст. 129 ГК РФ товар, как и иные объекты гражданских прав и обязанностей, может свободно отчуждаться или переходить между субъектами торговой деятельности в установленном

законом порядке, если он не ограничен в обороте. Таким образом, Е.А.Суханов отмечает, что оборотоспособность заключается в способности служить объектом оборота имущества в виде совершения различных сделок и менять собственников - владельцев товара5.

Как показано В.А. Беловым, понятие оборотоспособности объекта означает его признание товаром - объектом экономического оборота, а в случае изъятия объекта из оборота исключается возможности смены собственника товара или субъекта, которому эти объекты принадлежат, или права на которые присвоены6.

Таким образом, товарами по договорам купли-продажи выступают вещи, которые не ограничены в обороте. Поскольку некоторые вещи могут быть ограничены в обороте, то есть могут принадлежать определенным участникам оборота или находиться в обороте только при наличии специального разрешения, такие вещи могут быть признаны товаром только в случае соблюдения соответствующих условий, установленных в законодательстве Российской Федерации7.

К примеру, в ст. 3 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов»8 содержатся правила оборотоспособности соответствующей продукции и признаки, делающие необоротоспособ-ными пищевые продукты. Так, согласно п. 2 ст. 3 не могут находиться в обороте такие пищевые продукты, которые:

■ не имеют соответствия требованиям, установленным в нормативных документах;

■ содержат непосредственные признаки недоброкачественности, не имеющие сомнений у соответствующих проверяющих и контролирующих органов;

■ не соответствуют представленной информации или дают основания подозревать в их фальсификации;

■ не содержат сроков годности, или обладают истекшим сроком годности;

■ выпускаются с отсутствующей маркировкой или без иной информации, предусмотренной нормативными правовыми актами.

Продукты, имеющие такие признаки, признаются некачественными и опасными для потребителей, что означает запрет их реализации, и вызывает необходимость утилизации и уничтожения.

В отношении исключения из оборота целого ряда продукции продолжает действовать принятый еще в 1992 году Указ Президента РФ «О видах продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена»9, которым утвержден соответствующий Перечень такой продукции.

Необходимо отметить, что отдельные объекты должны изыматься из оборота только за счет прямого указания об этом в законе, однако данный Указ был принят еще до введения в действие части первой ГК РФ, что не означает его противоречия современному гражданскому законодательству. Кроме того, перечень изъятых из внутреннего оборота Российской Федерации товаров постоянно пополняется, и главным образом, в зависимости от изменения государственной политики в определенных областях общественной жизни10.

150 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №1 2014 |

Классификация товара в торговом обороте имеет важное практическое, экономико-социальное и правовое значение. Товары могут классифицироваться по различным признакам11.

По цели использования в торговом обороте товары подразделяются на следующие виды:

1) товары потребительского назначения (народного потребления) - используются исключительно физическими лицами для продажи в целях семейного, домашнего и личного потребления, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Необходимо отметить, что ст. 2 Федерального закона «О государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации» содержит только определение продовольственных товаров, под которыми понимаются продукты в натуральном или переработанном виде, которые находятся в обороте и употребляются в пищу человеком, в том числе питьевая вода в бутылках, алкогольные и безалкогольные напитки, пиво и иные напитки, изготовленные на его основе, жевательная резинка, пищевые и биологически активные добавки.

Таким образом, данное определение довольно близко по содержанию к практически тождественному определению пищевых продуктов, представленному в Федеральном законе «О качестве и безопасности пищевых продуктов». Однако различие в данных определениях предполагает использование продовольственных товаров в торговом обороте, поэтому в содержание такой группы товаров не включено продовольственное сырье, которое используется для изготовления пищевых продуктов12.

2) товары производственного назначения - необходимы в целях использования для продажи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для дальнейшего их применения в хозяйственной деятельности.

Как показано в ГОСТе Р 51303-99, к товарам производственного назначения следует относить технологическое оборудование, строительно-дорожную технику, транспортные машины общего пользования, топливно-сырьевые товары и т.д.

Товары потребительского назначения могут классифицироваться по различным критериям13:

а) по периоду использования - на товары кратковременного пользования; товары длительного пользования;

б) по способу покупки - на товары первой необходимости; товары повседневного спроса; товары предварительного выбора; товары особого спроса.

Одним из ключевых способов классификации товаров является общегосударственная классификация товаров и федеральная каталогизация товаров.

Общероссийская классификация осуществлялась существовавшим ранее Комитетом РФ по стандартизации, метрологии и сертификации, в настоящее время являющимся Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандартом). Указанным органом был введен Общероссийский классификатор продукции14, в который вносилось большое количество изменений.

Однако Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст

без отмены данного документа на период с 1 января 2008 г. до 1 января 2011 г. введен Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002). Приказом Росстандарта от 24.12.2012 № 1961-ст срок действия указанного Классификатора продлен до 1 января 2015 года.

Данные стандарты, как правило, предполагают использование для систематизации товаров систему цифрового кодирования информации о товарах в целях ведения статистического учета продукции всех отраслей хозяйства.

Федеральная каталогизация товаров, как правило, используется для совершения сделок в товарами для государственных и муниципальных нужд, и выражается в упорядочении документов, каталожном описании продукции, кодификацию предметов снабжения для государственных и муниципальных нужд, а также составление и поддержание информационных технологий представления, сбора, классификации, кодирования, идентификации, регистрации, обработки, хранения и распределения информации о продукции.

В Постановлении Правительства РФ от 02.06 2001 № 436 «О создании и введении в действие федерального каталога продукции для федеральных государственных нужд»15 утвержден перечень групп однородной продукции и соответствующих органов исполнительной власти, которые ответственны за разработку и ведение разделов такого федерального каталога продукции для государственных и муниципальных нужд, к примеру, Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство здравоохранения Российской Федерации, и т.д.

Необходимо отметить, что проведение такой каталогизации товаров позволяет обеспечить учет существующей продукции и потребностей в новой продукции, выявить взаимозаменяемую продукцию, обеспечить замену дублирующей и морально устаревшей продукции, необходимой для обеспечения федеральных государственных нужд16.

Поэтому в новом Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»17 каталогизация товаров упоминается в нескольких разделах. Так, в соответствии со пп. 14 п. 3 ст. 4 единая информационная система государственной системы закупок должна содержать каталоги товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Кроме того, согласно ст. 23 указанного федерального закона наименование объекта закупки должно быть указано в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг, созданного для обеспечения государственных и муниципальных нужд. При этом формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд должно обеспечиваться федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, а порядок формирования и ведения такого каталога и правила его использования в единой информационной системе - Правительством Российской Федерации.

1 См.: Корягин А.Е., Соколова И.Е. Права потребителей: инструкция по применению от Объединения потребителей России. - М.: Библиотечка «Российской газеты», 2013. Вып. 2. 192 с.

2 См.: Гражданское право: В 4 т. / Под ред. Е.А. Суханова. М.: Волтерс Клувер, 2006. Т. 1: Общая часть. С. 396

3 Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» // СЗ РФ, 20.03.2006, № 12, ст. 1232

4 Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» // СЗ РФ, 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3434

5 Гражданское право: Учебник: В 4 т. Общая часть / Под ред. Е.А. Суханова. М.: Волтерс Клувер, 2008. Т. 1. - С. 401

6 См.: Белов В.А. Гражданское право: Общая часть: Учебник. М.: Юрайт, 2011. Т. II. Лица, блага, факты. - С. 279

7 См.: Колбасов В.В. Торговля: договор купли-продажи // Налоги. 2011. N 30. С. 22 - 28.

8 Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» // СЗ РФ, 10.01.2000, № 2, ст. 150

9 Указ Президента РФ от 22.02.1992 № 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена» // Российская газета, № 61, 16.03.1992.

10 См.: Щур-Труханович Л.В. Торговля товарами, ограниченными в обороте, как объект регулирования Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" // Торговое право. 2011. N 3. С. 6 - 17.

11 См.: Егорова М.А. Коммерческое право: учебник для вузов. М.: РАНХиГС при Президенте РФ, Статут, 2013

12 См.: Андреева Л.В. ДОГОВОР ПОСТАВКИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ В ТОРГОВЫЕ СЕТИ // Коммерческое право: актуальные проблемы и перспективы развития: Сборник статей к юбилею доктора юридических наук, профессора Бориса Ивановича Пугинского / сост. Абросимова Е.А., Филиппова С.Ю. М.: Статут, 2011. 286 с.

13 См.: Трунина Е.В., Федасова Ю.В. Коммерческое право: Учеб. пособие. М.: Юрист, 2008. С. 61

14 ОК 005-93. Общероссийский классификатор продукции, утв. Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 № 301. - М., ИПК Издательство стандартов, 1994

15 Постановление Правительства РФ от 02.06.2001 № 436 «О создании и введении в действие федерального каталога продукции для федеральных государственных нужд» // СЗ РФ, 11.06.2001, № 24, ст. 2451

16 См.: Андреева Л.В. Коммерческое (торговое) право: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2012.

17 Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СЗ РФ, 08.04.2013, № 14, ст. 1652

ТЯАШРОЯТ ВШШБ88 Ш ЯШ81А | №1 2014 | 151

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.